Сообщение сказки пушкина 4 класс по музыке

Обновлено: 02.07.2024

Учитель. Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества находит свое выражение в музыке. Разные облики сказочных героев, все богатство мира сказок получило свое звуковое выражение. Музыка воссоздает сказочные образы в своих звучаниях, добавляя этим образам небывалую красочность. Все средства музыки – от гибких и прихотливых мелодических линий до тембрового разнообразия оркестра – направлены на создание красочного мира картины.

Сегодняшний наш урок посвящен сказке А.С.Пушкина, которая вдохновила Н.А.Римского – Корсакова на создание оперы.

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут…

Вы узнали, откуда эти строчки?

Дети. Да, эти строчки из сказки А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…”

Учитель. Верно, сказки А.С.Пушкина вдохновили многих композиторов на создание музыкальных произведений. Мелодичность произведений А.С.Пушкина особенно заметна в его сказках. Давайте вместе подумаем, что же объединяет музыку и поэтический мир литературных произведений Пушкина?

Дети. Поэзия состоит почти из тех же элементов, что и музыка: в ней есть интонация и ритм, темп и паузы, ее звуковые повторы – подобны созвучности музыкальных фраз.

Учитель. Поэтический текст обогащает музыку смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров. Все это богатство мы найдем в опере Николая Андреевича Римского – Корсакова “Сказка о царе Салтане…”. Этого композитора справедливо называют композитором – сказочником. Перу Римского – Корсакова принадлежит 7 опер, написанных на сказочные сюжеты.

III. Слушание и восприятие музыки.

Учитель. Последовательность музыкальных картин в опере “Сказка о царе Салтане…” та же, что и в стихах А.С.Пушкина. Звучит фанфарный призыв, призывая слушателя удвоить свое внимание. Звуки фанфар начинают каждую картину оперы. Что вы представляете под эту музыку?

Дети. Колышущийся океан, широкая, величественная тема у оркестра. Неожиданно загудели литавры, забасили тромбоны и фаготы – возникает новая тема у оркестра. Тема звучит на пульсирующем фоне скрипок.

Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.

Чудится, что по волнам перекатывается тяжелый предмет. Да это же бочка! А в ней плачет, бьется царица (репродукция “ Бочка по морю плывет…” И.Билибин). Какую музыкальную картину написал Н.А.Римский – Корсаков!

И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

Дети. Неужели и это рисует музыка?

Учитель. Да. Звучит тема Гвидона. Какая она?

Дети. Светлая мелодия у кларнета, переходит к низкому тембру валторн.

Учитель. Есть в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского – Корсакова три чуда, которые удивляют самих героев сказки. Давайте вспомним их?

Дети. Мы вспомнили эти три чуда в сказке! Чудо Белки, грызущей золотые орешки и вынимающей из них изумрудные ядрышки, чудо тридцати трех богатырей, выходящих из моря, чтобы беречь столицу царя Гвидона. И - самое наиглавнейшее - чудо невиданной красоты Царевны – Лебеди.

Учитель. Верно, а вот эти строчки из сказки А.С.Пушкина:

Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор -
С ними дядька Черномор.

(Репродукция Тридцать три богатыря. И.Билибин)

А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

(Репродукция “Царевна – Лебедь” И.Билибин)

Учитель. Давайте послушаем симфоническую картину “Три чуда” из оперы. Как три чуда изображены в музыке Римского – Корсакова?

Дети. Мелькают, слышатся знакомые мотивы, народные интонации. Белочка поет “Во саду ли, в огороде”.

(Можно исполнить р.н.п. “Во саду ли, в огороде” вместе с игрой на музыкальных инструментах).

IV. Знакомство с песенным материалом. Разучивание и исполнение.

Учитель. Давайте теперь разучим хор из этой оперы “Не в саду, не в огороде” (идет работа над произведением).

Чем хор “Не в саду, не в огороде” отличается от народной песни?

Дети. Куплет за куплетом звучит одна мелодия, но в оркестре меняются тембры инструментов, мелодия как бы расцвечивается.

Учитель. Снова звучит фанфарный призыв. В музыке слышится шум “бурливого моря”.

Дети. Это на берег выходят витязи – богатыри.

Учитель. А теперь давайте обратимся к образу прекрасной царевны – Лебедь. Посмотрите, пожалуйста, на репродукцию картины М.Врубеля “Царевна – Лебедь”. Какая неземная красота отличает этот образ! Немало произведений создано художником под влиянием музыкальных образов Римского – Корсакова. Н.А.Римский – Корсаков был любимым композитором и другом художника Михаила Врубеля. Из каких интонаций строится тема царевны – Лебедь в опере?

Дети. Тема царевны – Лебедь будто соткана из интонаций русских народных песен.

Учитель. Композитор Н.А.Римский – Корсаков использует р.н.п. “На море утушка”. Он грустную “Утушку” делает торжественно – ликующей, еще более выразительной. Мелодия “Утушки” при этом сохраняет свою “народную правдивость”. Давайте разучим вокальный вариант этой темы.

(Работа над темой и ее исполнение).

Учитель. Сегодня царевна – Лебедь проведет с нами физкультминутку.

V. Физкультминутка.

(Звучит К.Сен-Санс. Лебедь. Учащаяся театральной студии вместе с куклой показывает движения и дети их повторяют).

VI. Театрализованная часть урока. Звучит музыка из оперы.

Учитель. Ребята! Вы слышите плеск воды, крик птицы. Мне кажется нас посетили сказочные персонажи из оперы “Сказка о царе Салтане…”.

(Начинается театрализованное представление, звучит музыка из оперы.)

На ширме кукла – Лебедь и Гвидон.

Лебедь: “Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела упала в море;
Это горе – все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись”.

На ширме опечаленный князь Гвидон. Звучит тема царевны – Лебедь из оперы и появляется Царевна – Лебедь.

Лебедь: “ Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?”
Гвидон: “Грусть – тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу”
Лебедь: “ А кого же на примете ты имеешь?”
Гвидон: “ Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит.
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?
Лебедь: “Да! такая есть девица.
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта – я”.

(Звучит тема царевны, превращение Лебедя в Царевну, Гвидон и Царевна уходят).

Учитель. Ребята! Мы посмотрели фрагменты театрализованного представления сказки А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане …”. Еще раз прослушали музыкальные характеристики героев из оперы Н.А.Римского – Корсакова. Наш сегодняшний урок подошел к своему завершению.

VII. Итог урока.

Учитель. Сегодня мы познакомились еще с одной сказкой А.С.Пушкина, на которую замечательный русский композитор Н.А.Римский – Корсаков написал оперу “Сказка о царе Салтане…”. Эта опера открывает нам целый мир сказочных сюжетов, действий, персонажей, мир богатейшей мелодики, оркестровки. Сказка А.С.Пушкина сама по себе очень музыкальна, но благодаря музыке Н.А.Римского – Корсакова она стала еще живописнее, ее образы стали еще ярче и красочнее. Дома вы можете в своих альбомах нарисовать “музыкальную картинку” из этой оперы, а сегодняшнее наше путешествие в мир сказки заканчивается, но мы обязательно встретимся с ней еще не один раз на наших уроках музыки.

Практически каждый из нас знаком с творчеством известного русского писателя XIX века Александром Сергеевичем Пушкиным. Именно этот творческий деятель был создателем русского литературного языка. Но мало кто знает, насколько он был талантлив. Александр Сергеевич знал прекрасно 8 языков, и не переставал в течение жизни изучать их, для того, чтобы владеть в совершенстве.

Весь мир отмечает 6 июня день его рождения. Его именем названы многие культурные места нашей страны. Но особенно прекрасно Пушкин писал сказки. Они были написаны таким изящным и доступным слогом, что не только дети их читают. Однако, и взрослые с огромным удовольствием погружаются в его волшебные произведения, чтобы стать потом еще добрее. Но как же великий поэт начал писать сказки? Конечно же, ему помогли длинные и интересные рассказы его няни, Арины Родионовны, которые она долгими вечерами излагала маленькому Саше. Пушкину всегда нравились сказания, услышанные из народа. Сбор материалов устного народного творчества проводился в течение всей его жизни. Потом он их обрабатывал для создания новых своих работ. Александр Сергеевич был в восторге от сказок няни. К тому же он был сам отличным рассказчиком. Иногда в кругу близких знакомых Пушкин начинал так удивительно и занимательно рассказывать собственные сочинения, что каждый из присутствующих переносился в сказочный мир, населенный необыкновенными существами.

Доклад №2

С ранних лет до зрелого возраста каждый человек знакомится с гениальными произведениями А. С. Пушкина. Жанр сказок, которые были написаны им в 18 веке, имеет актуальность во все времена, вызывает интерес у любого поколения. В настоящее время их читают детям, рассматривают на уроках, наслаждаются героями, глядя на экраны телевизоров. Это мир выдуманных персонажей, их авантюрных приключений, необыкновенных происшествий. Но со временем, они становятся настолько близки читателю, что проникают в реальную жизнь, закрепляясь, например, в речи человека в виде устойчивых сочетаний слов или в сравнении людей с персонажами, становятся примерами для подражания.

Существует несколько источников, из которых автор заимствовал сюжеты будущих сказок. Каждая сказка А. С. Пушкина наполнена мудростью, нравоучением. Проявив особый интерес к данному жанру, писатель в конце 30-х годов использовал воспоминания волшебных историй, услышанных от своего родного человека – няни Арины Родионовны. Тесно общаясь с крестьянами, он старался сохранить в своих записях все, что касалось их уклада и быта, делал записи на основе услышанных рассказов от любого представителя из народа на ярмарках и в поле, которые рассказывали ему свои выдуманные истории. Таким образом, автор был близок к народу, считался любителем фольклора. Кроме этого, он использовал сюжеты, услышанные случайно. Поэтому сказки его легко читаются, запоминаются, в них нет навязчивости, они доступны для понимания всем.

Таким образом, сказки А. С. Пушкина – это увлекательная часть творчества писателя. Они остаются всегда любимы и детьми, и взрослыми. Перечитывая их несколько лет спустя, приходит новое понимание текстов. Они свежи, актуальны и вызывают любопытство у представителей разных поколений, навсегда закрепляясь в сознании людей, помогают понять, что хорошо, а что плохо. Память об этом талантливом писателе живет в каждом из нас в виде литературных произведений, в том числе благодаря такой жанровой разновидности как сказка.

Сказки Пушкина

Сказки Пушкина

Перун – бог-громовержец, он способен создавать сильнейшие грозы и метать молнии. Защитник справедливости и грозный борец со злом оберегает Явь от существ из Нави. Также Перун почитался как покровитель воинов,

Франц Шуберт – композитор, который был представителем такого течения как романтизм в музыке. Этот стиль отличался от строгой спокойной классики взрывом эмоций и чувств. Музыка волновала и заставляла сопереживать.

В 21 веке, в такой стране как Россия, ни один гражданин данной страны не обходится без гражданства. Да, возможно есть нелегалы, которые проживают в России без гражданства РФ, но это карается законом и большим штрафом. Гражданство представляет собой связь

Саратцева Ольга Ивановна

Творчество А.С. Пушкина идет с нами по жизни с раннего детства: сказки о золотом петушке, о царе Салтане, о глупой старухе и всемогущей рыбке, стихи, позже - поэмы, повести, романы.… Недавно я узнала, что ко многим произведениям А.С.Пушкина написана музыка, и уже много лет звучат музыкальные произведения, созданные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров и концертных залов.

Но, может быть, еще сильнее оказалось обратное влияние- влияние творчества поэта на музыку. Очень многие ранние русские романсы написаны композиторами на стихи своего великого современника. Всего же было создано порядка двадцати опер по литературным творениям Пушкина, а также около десяти балетов. На основе стихов Пушкина получались великолепные романсы и вальсы. Каждый романс, песня или опера обладают своей особенной музыкальной гармонией

Мне показалось интересным узнать, какие произведения великого поэта положены на музыку, что за композиторы их написали. Для этого я обратилась к книгам

ВложениеРазмер
proekt_2011_utesheva_pushkin_v_muzyke.doc 79.5 КБ
prezentatsiya1.ppt 1.87 МБ

Предварительный просмотр:

VII городская научно-практическая конференция школьников

Утешева Евгения Михайловна

Г.о. Тольятти, МОУ лицей № 51, 5 А класс

Мамбетова Людмила Федоровна

учитель русского языка и литературы

высшей категории МОУ лицея №51

Саратцева Ольга Ивановна

высшей категории МОУ лицея №51

Тольятти 2011 Содержание

Творчество А.С. Пушкина идет с нами по жизни с раннего детства: сказки о золотом петушке, о царе Салтане, о глупой старухе и всемогущей рыбке, стихи, позже- поэмы, повести, романы.… Недавно я узнала, что ко многим произведениям А.С.Пушкина написана музыка, и уже много лет звучат музыкальные произведения, созданные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров и концертных залов.

Но, может быть, еще сильнее оказалось обратное влияние- влияние творчества поэта на музыку. Очень многие ранние русские романсы написаны композиторами на стихи своего великого современника. Всего же было создано порядка двадцати опер по литературным творениям Пушкина, а также около десяти балетов. На основе стихов Пушкина получались великолепные романсы и вальсы. Каждый романс, песня или опера обладают своей особенной музыкальной гармонией

Мне показалось интересным узнать, какие произведения великого поэта положены на музыку, что за композиторы их написали. Для этого я обратилась к книгам.

Познакомиться с музыкальными иллюстрациями произведений А.С. Пушкина.

1. Проследить, в каких произведениях русских музыкальных классиков используется пушкинская тематика.

2. Изучить произведения А.С. Пушкина, положенные на музыку.

3. Провести анкетирование среди людей разных возрастных групп с целью выявить знание музыкальных произведений на стихи А.С. Пушкина.

Вопрос 1. Как часто вы обращаетесь к произведениям А.С.Пушкина?

Часто – 7 из 22 (31,8 %)

Редко – 15 из 22 (68,2 %)

Вопрос 2. Знаете ли вы, что многие стихотворения А.С.Пушкина легли в основу музыкальных произведений?

Да – 10 из 22 (45,5 %)

Нет – 12 из 22 (54,5 %)

Вопрос 3. Назовите конкретные произведения А.С.Пушкина, положенные на музыку.

Не назвали – 20 из 22 (90,9 %)

К сожалению, опрос показал, что очень мало современные подростки знают о нашем литературном и музыкальном наследии.

Мне показалось интересным и важным показать глубокую внутреннюю творческую и жизненную связь между классической музыкой и классической литературой; доказать, что эта связь действительно существует, потому что произведения искусства не возникают на пустом месте, только из воображения авторов: они рождены жизнью, питающей и композиторов, и поэтов. Поэтому мы находим так много общего между музыкой и литературой, хотя выражается оно разными средствами, в разных формах, по- разному воздействуя на нас.

Пушкин в музыке

В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось в музыке, как творчество Пушкина. Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий. Сюда входят оперы и романсы, симфонические произведения и музыкальные драмы, балеты и народные песни.

Любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта близки всем людям, все его произведения ярки и эмоциональны. Бесконечное разнообразие тем и образов позволяет каждому находить у Пушкина родное, близкое своему внутреннему миру, зажигаться его поэтическим вдохновением.

Если роль творчества Пушкина так велика в развитии русской музыкальной культуры, то не менее интересно проследить, какое же значение имело музыкальное искусство в жизни и творчестве самого поэта.

Не одна только народная музыка завоёвывает симпатии поэта. Пушкину хорошо известно всё современное ему музыкальное искусство – будь то русская или зарубежная опера, симфоническая или камерная музыка.

В лицейские годы в домашнем театре графа В.Толстого Пушкин знакомится с модными в то время операми Е.Фомина и Д.Поизиелло; кроме этого он бывает на музыкальных вечерах учителя музыке Теппера. После окончания лицея круг музыкальных впечатлений значительно расширяется. С музыкой поэт соприкасается в концертных залах музыкальных собраний, в театрах, на вечерах у друзей-музыкантов. Постепенно формируется музыкальный вкус, выявляются музыкальные привязанности.

Жизнь Пушкина в Петербурге со времени окончания лицея и до момента ссылки на юг, богата музыкальными впечатлениями. Поэт слушает игру знаменитого пианиста Джона Фильда, восхищается пением известной итальянской певицы Каталани, знакомится с композиторами Верстовским и Алябьевым.

Среди имён композиторов второй половины XIX века выделяются Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, которые в своих операх стремились раскрыть разные стороны творчества поэта.

Очень скоро благодаря искренности и простоте это произведение стало распеваться как народная песня. Наивная, печальная мелодия поверяет слушателям грусть и тоску изгнанника – поэта.

Либретто создано композитором, очень близко трагедии Пушкина. Лишь кое-где Даргомыжский ставит свои акценты: смягчает образ Князя, усиливает трагические переживания Мельника. Сам же композитор пишет текст финала для своего произведения, который является логическим завершением трагедии Пушкина.

Каватина Князя – одна из любимейших арий – привлекает слушателей выразительной мелодией. Большую роль отводит композитор в сопровождении, усиливающему, дополняющему ее драматический характер.

Мягкий, шутливый тон этого произведения подчеркивается близостью некоторых музыкальных эпизодов к частушке. В музыке часто звучат подлинно народные песни и песни, созданные композитором в духе народного фольклора.

Либретто, написанное В.Н.Бельским, во многом углубляет злой сатирический тон пушкинского произведения, вводит много новых ситуаций, раскрывающих главную идею оперы – высмеивание самодержавия.

Мир красоты, утонченности, мечтательности олицетворяет прекрасная Шемаханская царица, которая противопоставляется в опере грубому, неизменному царству Додона.

Опера появилась на частной сцене 14 сентября 1909 года в Москве, через год после смерти ее создателя, и была тепло принята слушателями.

Пушкин обладал уникальным даром писать непревзойденные сочинения, создавать особый ритм произведению. Неслучайно его творения пользовались и пользуются до сих пор большой популярностью у композиторов и музыкантов.

К сожалению, анкетирование показало, что современные молодые люди не очень хорошо знакомы с музыкальным наследием Александра Сергеевича. Я надеюсь, моя работа заинтересует моих одноклассников и они тоже с удовольствием будут изучать произведения Пушкина.

Произведения Александра Сергеевича Пушкина известны не только в России, но и во всём мире. Во многом свою популярность он получил из-за разнообразия в своих работах: он писал как серьёзные романы с политическим подтекстом, так и лёгкие для чтения рассказы, сказки. Именно о последних сегодня и пойдёт речь.

Одной из главных тем творчества Пушкина была тема народа и всего, что с ним связано, и в раскрытии этой темы огромную роль сыграли именно сказки. А всё началось в Михайловском, где Пушкин довольно близко общался с простыми людьми и смог очень четко нарисовать у себя в голове все проблемы и тревоги крестьян. Именно в Михайловском Пушкин начинает учиться писать сказки, народные песни именно так, как это делали в народе, ведь сказки изначально были частью устного народного творчества.

Сказки Пушкина отличаются необычностью стиля написания: в них гармонично сочетаются реальные предметы быта и выдуманные картины волшебного окружающего мира, великолепно описанного поэтом. В сказках очень часто встречаются превращения героев в предметы их желаний, что делается для лучшего раскрытия идей сказки. Например, превращение старухи-крестьянки сначала в царевну, а потом обратно в простолюдину связано с огромной алчностью старухи. Таким образом, подобные превращения не только являются увлекательными, но и содержат под собой подтекст социальных проблем.

Пушкин в своих сказках использует простые рифмы и лёгкий язык и, как правило, пишет беглым четырёхстопным хореем, делая свои сказки ещё более лёгкими для прочтения. Таким способом Пушкину удаётся сконцентрировать внимание на героях и их антиподах. Именно такие сказки и нужны детям. Как писал Гоголь, ему стоило несколько раз прочитать перед сном сказу Александра Сергеевича и он бормотал их по памяти до тех пор, пока не уснёт. К слову, Гоголь одним из первых оценил талант Пушкина в сказках.

Таким образом, сказки являются неотъемлемой частью творчества известного всем нам писателя и поэта А. С. Пушкина, ведь в них он поднимает темы, которые недостойны крупных произведений, но имеют место быть.

Сказки Пушкина

Популярные сегодня темы

Игорь Эммануилович Грабаль — живописец, теоретик искусства, который родился в семидесятых годах прошлого века в Венгрии. Его отец был Эммануил Грабарь, который прославился на посту общественн

Гидросфера – водная оболочка Земли. В её состав входят воды морей и океанов, подземных и ледовых источников, болот, рек и водоёмов. Она занимает около 70% Земли.

Один из видов грызунов, которые обитают в большинстве мест нашего мира. Суслик – небольшой зверёк, который может причинять вред сельскому хозяйству, также может переносить некоторые заболеван

Ежедневная жара, сильный ветер со скоростью до 100 к/ч гонит раскаленный и очень сухой воздух, резкие перепады температуры воздуха (днем до + 50° С, ночью может снизиться до + 5° С)

Велосипед – это не только средство передвижение. Катание на велосипеде является отличным досугом для детей и взрослых. Необходимо помнить, что езда на двухколесном транспорте может быть небез

Одним из самых старинных промыслов в России считают дымковскую игрушку. Возник он на рубеже 15-16 веков недалеко от небольшого городка Вятки, в слободе Дымково. Там всегда весело и дружно отм

Ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день. Литературное творчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина сопровождает нас на протяжении всей жизни. Его произведения объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей, переводятся на десятки языков мира.

Произведения, написанные А. С. Пушкиным, стали неисчерпаемым источником вдохновения и для многих композиторов. Сегодня я предлагаю вам список наиболее известных музыкальных произведений по произведениям А. С. Пушкина :

Читайте также: