Сообщение симметрия в поэзии

Обновлено: 05.05.2024

Презентация на тему: " Симметрия в живописи и поэзии Работу выполнили: Бессонова Кристина Тымкив Ольга Капитонова Ольга 2007-2008 уч. г. 10 класс МОУ СОШ п. Рощинский." — Транскрипт:

1 Симметрия в живописи и поэзии Работу выполнили: Бессонова Кристина Тымкив Ольга Капитонова Ольга уч. г. 10 класс МОУ СОШ п. Рощинский

2 Стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна глазу? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. Л.Н. Толстой.

3 Выяснить, почему симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир, увидеть проявления симметрии в искусстве.

4 Математика- инструмент в познании гармонии и красоты окружающего мира!

5 1. Собрать информацию о симметрии в литературе и живописи. 2. Проанализировать найденные примеры из литературы и произведений художников с точки зрения симметрии. 3. Убедиться в том, что симметрия - широко распространенное явление не только в природе, но и в искусстве. 4. Проследить за видимой симметрией внешних форм невидимую внутреннюю симметрию построения, пространственного расположения элементов, равновесие.

6 С симметрией мы встречаемся всюду - в природе, технике, искусстве, науке, например, симметрия, свойственная бабочке и кленовому листу, симметрия форм автомобиля и самолета, симметрия в ритмическом построении стихотворения и музыкальной фразы, симметрия орнаментов и бордюров, симметрия атомной структуры молекул и кристаллов.

8 Поэзию отличает от прозы симметричность слогов, строк, ударных и безударных звуков. Отрывок из стихотворения А. Фета: Какая грусть! Конец аллеи А Опять с утра исчез в пыли, В Опять серебряные змеи А Через сугробы поползли. В Здесь имеется элемент повторяемости - это симметрия. Этот стихотворный элемент называют ямбом.

9 Симметрией обладают так называемые фигурные стихи, текст которых имеет очертание какого - либо предмета-звезды, креста, треугольника, пирамиды… "О, где же те мечты? Где радости, печали, Светившие нам столько долгих лет? От их огней в туманной дали Чуть виден слабый свет И те пропали, Их нет". (А. Апухтин).

10 Симметрия в искусстве вообще и в изобразительном в частности берет свое начало в реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Для симметричной организации композиции характерна уравновешенность ее частей по массам, по тону, цвету и даже по форме. В таких случаях одна часть почти зеркально похожа на вторую. В симметричных композициях чаще всего имеется ярко выраженный центр. Как правило, он совпадает с геометрическим центром картинной плоскости. Если точка схода смещена от центра, одна из частей более загружена по массам или изображение строится по диагонали, все это сообщает динамичность композиции и в какой-то мере нарушает идеальное равновесие.

16 Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство. Г. Вейль. Симметрию можно обнаружить почти везде, если знать, как ее искать. Многие народы с древнейших времен владели представлением о симметрии в широком смысле – как об уравновешенности и гармонии. Творчество людей во всех своих проявлениях тяготеет к симметрии.

17 Всякий раз, когда мы, восхищаясь тем или иным произведением искусства, говорим о гармонии, красоте, эмоциональности воздействия, мы видим, что симметрия играет определяющую роль не только в процессе научного познания мира, но также и в процессе его чувственного эмоционального восприятия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Краткое описание документа:

Под симметрией в искусстве подразумевается гармоничная

композиция. Поэзия отличается от прозы более высоким и гармоничным

уровнем организации художественной формы. Четкий ритм, закономерное

чередование ударных и безударных слогов, упорядоченная размерность

стихотворений, их эмоциональная насыщенность. Композитор может по

нескольку раз возвращаться к одной и той же теме, постепенно

разрабатывая ее. Сохранение темы и ее изменение (разработка, развитие) –

это и есть единство симметрии. Самое непосредственное отношение к

симметрии имеет композиция. Великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг

Владеть законами композиции – это, значит, владеть законами симметрии.

Три основных закона композиции предполагают трансляционно-

тождественное повторение элементов структуры, варьированное

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 682 человека из 75 регионов


Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 302 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 11.01.2015 795
  • RAR 2.2 мбайт
  • 5 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ткаченко Елена Станиславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Автор: Медведева Людмила Ильинична

Организация: МБОУ Нижнедевицкая гимназия

Населенный пункт: с. Нижнедевицк, Воронежская область

Исследовательская работа представляет собой интегрированный анализ поэтических произведений разных авторов( в основном-поэтов Серебряного века) с точки зрения математического анализа. Исследование может быть использовано учителями литературы и математики в учебной и внеурочной работе, а также при создании интегрированного курса для классов гуманитарного и математического профилей.

Ris gif.JPG

Узоры математики, как и узоры художника или узоры поэта, должны быть красивы; идеи, как и краски или слова, должны сочетаться гармонически. Красота является первым критерием: в мире нет места для безобразной математики. Дж. Х. Харди

Видите? Это же голая зеркальность! Венедикт Ерофеев.Москва -- Петушки

Содержание

Введение

Симметрия повсюду вокруг нас. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. Всеобщим является сам принцип симметрии, без которого по сути дела нельзя рассмотреть ни одной фундаментальной проблемы, будь то проблема жизни или проблема контактов с внеземными цивилизациями.

Но всегда ли столь очевидны эти принципы? В своем исследовании я пыталась ответить на следующие вопросы: Применим ли этот подход в литературе? Можно ли анализировать литературное произведение с точки зрения симметрии? Как обнаружить симметрию в литературном произведении?

Вопросов много. Чтобы что-то найти, нужно знать, что искать. Школьного определения симметрии недостаточно для анализа литературного произведения. Я не буду приводить это определение, с ним легко познакомиться, в том числе и в школьном учебнике. Я искала симметрию в литературе, но мое введение, как ни странно, связано с физикой. Знакомясь с литературой по интересующей меня теме, я выделила несколько интересных подходов к определению симметрии, не имеющих отношения к литературе, но они во многом помогли мне в работе, помогли увидеть проявления симметрии, не укладывающиеся в школьное понятие о симметрии.

Что же такое симметрия?

Существуют, в принципе, две группы симметрий:

симметрия положений, форм, структур. Это та симметрия, которую можно непосредственно видеть. Она может быть названа геометрической симметрией. Эту симметрию можно обнаружить в построении литературного произведения, последовательности действий, событий. И здесь я применяла школьное определение симметрии (осевой, центральной , поворотной…).

Рассмотрим на примере зеркальной симметрии. Классическую постановку вопроса о право-левой симметрии приписывают средневековому философу Буридану. Он сформулировал следующую проблему. Допустим, имеется обычный осел и на равном расстоянии от него, справа и слева, находятся одинаковые охапки сена. Вопрос: какова судьба этого осла? Ответ Буридана достаточно жесток: "Судьба этого осла печальна, он неминуемо умрет с голоду. Поскольку у него нет ни малейшего основания для выбора между правым и левым направлениями, он останется на месте и будет ждать своей кончины". Оспорить тезис Буридана трудно. Конечно, мы должны предполагать, что начальное состояние в этом мысленном эксперименте строго симметрично. И тогда мы действительно вправе ожидать, как это ни печально, что симметрия сохранится до конца. Но реальные ослы все же каким-то случайным образом могут выбрать один из двух стогов сена. Не потеряли ли мы симметрию? Ведь она, имевшаяся вначале, все-таки в конечном состоянии исчезла. Чтобы разобраться, давайте рассмотрим статистический набор модифицированных буридановых ослов. И если половина ослов из этого набора пойдет направо, а половина налево, то мы будем утверждать, что право-левая симметрия не нарушается. Американские физики Ли Цзундао и Янг Чжэннин все же усомнились в этой закономерности. Они же предложили провести прямые эксперименты, демонстрирующие несохранение четности. Первый такой эксперимент был выполнен в 1956 году группой физиков Колумбийского университета. Подопытными стали все же не ослы, а электроны при распаде кобальта.

Если вернуться к нашим ослам, результат эксперимента показал, что наши модифицированные буридановы ослы почему-то предпочитают правую кормушку левой. Особенность, обнаруженная в распаде кобальта, вскоре была подмечена еще и в распадах нейтрона, мюона, а потом и других частиц. И вывод, сформулированный на основе этих наблюдений, гласил: наш мир относительно левого и правого не симметричен. Почти сразу же после открытия несохранения четности было обнаружено еще одно, не менее интересное, явление, которое заставило говорить, что право-левая симметрия, конечно же, нарушается, то есть отсутствует, но одновременно она как бы сохраняется, то есть все-таки присутствует. Это новое явление зафиксировали при наблюдении за распадом античастиц. Оказалось, что в распадах античастиц есть та же асимметрия, что и у частиц, но противоположного направления! То есть при распаде нейтрона электроны летят вниз, а при распаде антинейтрона -- вверх. Это правило находило свое подтверждение во всех распадах всех частиц. Другими словами, античастицы вели себя как зеркальные партнеры частиц. Да, наблюдаются процессы, которые нарушают право-левую симметрию. То есть, отразив наблюдаемую картинку в зеркале, мы увидим процесс, который в нашем мире не наблюдается. Но если в отраженной в зеркале картинке мы поменяем еще и частицы на античастицы (а античастицы соответственно на частицы), то все будет в порядке. Теперь процесс, который получился при таком двойном отражении, можно наблюдать и в нашем реальном мире.

И тут мы подходим к самому загадочному моменту в истории право-левой симметрии. Казалось бы, описанные выше наблюдения должны вызвать закономерный вопрос: почему античастицы ведут себя зеркально симметричным образом в сравнении с частицами? Не есть ли они настоящие зеркальные аналоги частиц? Ведь если бы такие аналоги существовали, то вопрос о нарушении право-левой симметрии был бы снят с повестки дня. Именно такая мысль была высказана Э.Вигнером в 1957 году. Обсуждая эксперимент с асимметрией в распаде кобальта, Вигнер заявил, что если результатом зеркального отражения кобальта выступает антикобальт, то никакого нарушения симметрии в эксперименте не происходит. В этом случае, писал Вигнер, ". зеркальное отражение отрицательного заряда было бы положительным зарядом, зеркальное отражение электрона -- позитроном, и наоборот. Зеркальное отражение материи было бы антиматерией".

Закономерный вопрос: кто же будет зеркальным отображением героя в литературном произведении? Какими качествами должен обладать этот зеркально отраженный литературный герой? Мой ответ на этот вопрос вы найдете в моем исследовании некоторых литературных произведений.

Узоры математики, как и узоры художника или узоры поэта, должны быть красивы; ид

№ слайда 1

Узоры математики, как и узоры художника или узоры поэта, должны быть красивы; идеи, как и краски или слова, должны сочетаться гармонически. Красота является первым критерием: в мире нет места для безобразной математики. Дж. Х. Харди Видите? Это же голая зеркальность! Венедикт Ерофеев.Москва -- Петушки

Селезнев Богдан 6а Школа №36

№ слайда 2

Селезнев Богдан 6а Школа №36

У Л.Н. Толстого в “Отрочестве” (19 глава) есть такие строки: “Раз стоя перед чёр

№ слайда 3

У Л.Н. Толстого в “Отрочестве” (19 глава) есть такие строки: “Раз стоя перед чёрной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражён мыслью: почему симметрия приятна для глаз. Разве во всём в жизни симметрия?”

1) Что такое симметрия? 2) Проявление симметрии в литературных произведениях. 3)

№ слайда 4

1) Что такое симметрия? 2) Проявление симметрии в литературных произведениях. 3) Что такое палиндромы? 4) История палиндромов. 5) Простые палиндромы. 6) Стихотворные и многострочные палиндромы. 7) Знаете ли вы? 8) О себе и выводы.

Симметрия – это соразмерность, одинаковость в расположении частей чего – нибудь

№ слайда 5

Симметрия – это соразмерность, одинаковость в расположении частей чего – нибудь по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости.

Существует довольно много видов симметрии. Простейший вид симметрии – зеркальная

№ слайда 6

Существует довольно много видов симметрии. Простейший вид симметрии – зеркальная. Такая симметрия присуща, например, человеческому телу, телам животных и многому другому. Предмет или фигура, которую можно разделить плоскостью на две половины так, чтобы эти половины при наложении друг на друга совпали между собой, имеет зеркальную симметрию.

В поэзии существуют, так называемые, фигурные стихи, которые позволяют подчеркну

№ слайда 7

В поэзии существуют, так называемые, фигурные стихи, которые позволяют подчеркнуть содержание стихотворения в его графическом изображении на бумаге. Зеркальную симметрию равнобедренного треугольника мы находим в стихотворении Валерия Брюсова “Треугольник”. Я, еле качая веревки, в синели не различая синих тонов и милой головки, летаю в просторе, крылатый как птица, меж липовых кустов! но в заманчивом взоре знаю, блещет, алея, зарница! и я счастлив ею без слов!

В творчестве Лермонтова прослеживается четкая симметрия в развитии сюжетного зам

№ слайда 8

А.С. Пушкин. В этот год осенняя погода Стояла долго на дворе Зимы ждала, ждала п

№ слайда 9

А.С. Пушкин. В этот год осенняя погода Стояла долго на дворе Зимы ждала, ждала природа Снег выпал только в январе. Чередование рифм и чтение по интонации дает чувствовать прелесть (симметрии) пушкинского стихотворения. Симметрия в стихах

В литературных произведениях существует симметрия образов, положений, мышления.

№ слайда 10

В литературных произведениях существует симметрия образов, положений, мышления. Например, в “Евгении Онегине” А.С.Пушкина мы наблюдаем симметрию положений: Онегин, отвергнувший когда-то любовь Татьяны, сам через несколько лет вынужден испытывать горечь отвергнутой любви. А в трагедии “Борис Годунов” прекрасно выписана симметрия образов: убийцу царственного наследника, занявшего престол, сменяет на троне такой же умный, такой же наглый и беспощадный убийца юноши – царевича.

Палиндромы – это слова или предложения, которые одинаково читаются в обе стороны

№ слайда 11

Палиндромы – это слова или предложения, которые одинаково читаются в обе стороны.

Палиндромы известны со времён Древней Греции, свыше двух тысяч лет. Древние грек

№ слайда 12

Палиндромы известны со времён Древней Греции, свыше двух тысяч лет. Древние греки украшали палиндромными стихами чаши для питья. От греков палиндромы перешли к римлянам, им, в частности, принадлежит самый известный палиндром: SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS Этот перевёртыш (перевод: Сеятель Арепо держит колеса в деле) в старину считался божественным и писался на воротах храмов для защиты от тёмных сил. Далее

От римлян палиндромы перешли во все остальные европейские языки и постепенно пре

№ слайда 13

Молоко делили ледоколом. Нажал кабан на баклажан. Туши рано фонари, шут! Лилипут

№ слайда 14

Молоко делили ледоколом. Нажал кабан на баклажан. Туши рано фонари, шут! Лилипут сома на мосту пилил. Лёша на полке клопа нашёл. Я иду с мечом судия. Далее

Я не мил и не женили меня. И видит он сон юности дивной. Аргентина манит негра.

№ слайда 15

Море могуче. В тон ему, шумен, отвечу Гомером: Мое, веру буди – ярок, скор, я ид

№ слайда 16

Палиндром В.Набокова: Я ел мясо лося, млея. Рвал Эол алоэ, лавр. Те ему:

№ слайда 17

Палиндром В.Набокова: Я ел мясо лося, млея. Рвал Эол алоэ, лавр. Те ему: "Ишь! И умеет Рвать!" Он им: "Я - минотавр!" Стихотворные палиндромы

Не сова ли била в осень Лапой? И опал Лист от сил Её? Не дремуч умер день, Нет,

№ слайда 18

1) Есть мнение, что первая фраза на Земле, произнесённая человеком, была палиндр

№ слайда 19

1) Есть мнение, что первая фраза на Земле, произнесённая человеком, была палиндромная. Именно так – Madam I’m Adam Мадам, я – Адам якобы представлялся Еве в райском саду её будущий муж. Далее

2) Говорят, что даже Наполеон увлекался созданием палиндромов и ему приписываетс

№ слайда 20

2) Говорят, что даже Наполеон увлекался созданием палиндромов и ему приписывается рыцарское признание на английском: Able was I ere I saw Elba Я был силён, пока не увидел Эльбу

3) Знаете ли Вы, про кого написан этот палиндром? Он на том утёсе небеса на себе

№ слайда 21

3) Знаете ли Вы, про кого написан этот палиндром? Он на том утёсе небеса на себе

№ слайда 22

http://www.metod-kopilka.ru/ http://ppt4web.ru/matematika/simmetrija6.html

№ слайда 23


№ слайда 24


№ слайда 25


№ слайда 26


№ слайда 27

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
(Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013).

Читайте также: