Сообщение шорские ритуальные танцы смысловые содержание танцев в жестах звуках интонации

Обновлено: 05.07.2024

Калугина Ольга Геннадьевна


Вятский колледж культуры

Цель данного исследования состоит в том, чтобы дать характеристику смыслового содержания хоровода, как формы русской народной хореографии.

Научная новизна исследования заключается в том, что: дана характеристика смыслового содержания хоровода, как формы русской народной хореографии.

Проблема исследования, заключается в том, что на современном этапе смысловое содержание хоровода, уходит на задний план, его перестают использовать в хореографических постановках, он прекращает своё существование в концертной деятельности, многолетний опыт наших предшественников, сохраняется лишь в теоретико-методологических источниках и постепенно исчезает из практики.

Были поставлены следующие задачи: рассмотреть хоровод, как форму русской народной хореографии, выделить содержательную основу хороводов, дать характеристику смыслового содержания хоровода, как формы русской народной хореографии, дать рекомендации по использованию смыслового содержания хоровода, как формы русской народной хореографии в постановочной работе

Первоначально русская народная хореография развивалась подобно имитации движений, характерных для зверей и птиц. Позднее она стала отражать жесты, символизирующие трудовые процессы. Важную роль в развитии танца сыграли: ритуальные мистерии, церемониальные, религиозные и этнические обряды. В языческие времена хороводы имели культово-обрядовое значение, но постепенно утратив его, хоровод становится русским бытовым танцем календарно-земледельческой обрядности. Отличительными особенностями хоровода являются: стилистика исполнения, подача, музыка, костюмы, исполнение и настроение. При рассмотрении хоровода, как формы русской народной хореографии был сделан следующий вывод: это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно и органично связаны с песней. В языческие времена хороводы имели культово-обрядовое значение, но постепенно утратив его, хороводы становятся русскими бытовыми танцами, подчинёнными календарно-земледельческой обрядности. Со временем танец отходит от календарного цикла, и становятся украшением различных праздников русского народа. Значение русских народных танцев обусловлено потребностью людей в отдыхе, развлечений, они направлены познание, обучение, развитие духовных и физических сил.

Танцы всякие разные

Если рисунок танца — это перемещение исполнителей по сценической площадке, то хореографический текст — это танцевальные движения, жесты, позы, мимика. Рисунок танца и танцевальный текст составляют композицию танца.

Танцевальный язык для хореографического произведения столь же важен, как литературный язык для произведения литературы.

Несмотря на явные различия творческой деятельности человека в литературе и хореографии, многие функции литературного языка адекватны языку хореографическому. Общение в хореографическом жанре происходит посредством танцевального языка, который также древен, как и язык литературный. Посредством танцевального языка тоже выражаются мысли, чувства, раскрываются взаимоотношения людей, их характеры, образы героев, идея произведения. Так же как литературный язык одного народа отличается от другого, так и танцевальный язык у разных народов различен.

На развитие танца, его рисунка, хореографического языка влияли и условия быта народа, его занятия, климат и т. п. Танцевальный язык вобрал в себя характер народа, его темперамент, а также и его жизненный уклад, его социальный строй.

В основе речи человека лежит мысль, выраженная словами, логически организованными в предложения, фразы. Хореографический язык, так же как и разговорный, литературный, состоит из фраз, в которые выделяется наиболее важное. Раз есть танцевальный язык, есть и танцевальная речь, которая является текстом хореографического произведения.

Некоторые балетмейстеры используют иногда (особенно на эстраде) некий непонятный язык, смешивая краски национальных танцев различных народов без связи и смысла. Развивать танце­вальный язык, безусловно, нужно, но сохраняя его национальную первооснову.

Сочиняя танцевальный текст, балетмейстер должен наде­лить своих героев таким танцевальным языком, чтобы в полной мере раскрылись их образы. В свою очередь танцевальные образы дадут возможность раскрыть идею произведения, изложить сюжет номера. Таким образом, раскрытие идеи произведения, образа и характера героев находится в прямой зависимости от хореографического текста, сочиненного балетмейстером.

В жизни, слушая разговор двух людей, мы по манере говорить, темпераменту, с которым они спорят, можем судить об их характерах, культуре, манерах. В хореографическом произведении все черты данного образа должны отразиться в его хореографическом языке, пластике его тела, в его мимике. Взяв за основу какое-либо литературное произведение, балетмейстер обязан рас­крыть языком танца образ, созданный поэтом или писателем. Иногда для этого требуются дополнительные сцены или эпизоды, а часто в самом литературном тексте балетмейстер находит интересные для него образы или описание характеров героев, которые он может раскрыть в танце.

В хореографическом произведении, в танцевальном номере балетмейстер также стремится выделить кульминацию средствами хореографии. В номере, не имеющем связного сюжета, это может быть каскад технически сложных движений и комбинаций, либо наиболее интересный рисунок танца, наибольшая динамика движения, наивысшая эмоциональность исполнения, либо другой балетмейстерский прием. Таким образом, танцевальный текст тесно связан с драматическим развитием действия, подчиняется законам драматургии.

В хореографическом произведении одно движение рождает другое, они логически связаны и составляют единое целое, единую, логически развивающуюся фразу, предложение.

Читайте также: