Сообщение шаляпин в уфе

Обновлено: 11.05.2024

13 февраля (1 февраля по старому стилю) музыкальная общественность всего мира отмечает 136-летие со дня рождения великого русского певца Федора Шаляпина.

В Уфе особенно трепетно относятся ко всему, что связано с именем Шаляпина, ведь именно здесь 17-летний юноша сделал свои первые шаги к вершинам искусства. Волею случая юному хористу из труппы известного антрепренера Семенова-Самарского пришлось заменить исполнителя арии Стольника в опере Монюшко "Галька". После этого начинающего вокалиста заметили и пригласили выступить в здании Дворянского собрания Уфы (ныне Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова). Не случайно этот концертный зал носит сегодня имя Шаляпина. Кстати, первая в России мемориальная доска, увековечивающая память Федора Шаляпина, тоже была установлена на фасаде здания Уфимской академии искусств в 1967 году. Инициатором этого события выступил известный в республике певец и художник Борис Торик. Здесь же в шаляпинском концертном зале проводится Международный фестиваль оперного искусства "Шаляпинские вечера в Уфе" и конкурс юных вокалистов "Дебют", посвященный великому певцу.

Вот уже 16 лет как в столице Башкортостана работает уфимское отделение Межрегионального Шаляпинского центра (МШЦ). О центре и других интересных событиях, связанных с жизнью и творчеством Федора Шаляпина, агентству "Башинформ" рассказала председатель уфимского отделения МШЦ Елена Замрий.

- Свою историю уфимское отделение МШЦ ведет с декабря 1992 года. Сегодня оно насчитывает более ста активных членов, среди которых деятели науки и искусства, педагоги, краеведы, музейные работники, общественные деятели, студенты, учащиеся и просто ценители мастерства непревзойденного гения вокала. Основателем, идейным вдохновителем и первым председателем шаляпинского центра Уфы была Галина Бельская.

- Вы совершенно правы, эта книга стала своеобразным итогом большой исследовательской работы Галины Александровны. Кроме того, она была автором культурно-просветительской программы "Ф.И.Шаляпин". Кстати, образовательная направленность выделяет уфимское отделение среди других региональных центров. Приобщение молодежи к культурному наследию великого артиста начинается с дошкольного возраста. В Уфе уже несколько лет как работает образовательная программа для дошкольников "Здравствуй, Шаляпин!".

- Это методическое пособие было разработано мной в соавторстве с Ларисой Рыжовой, заведующей детским садом N35. Программа позволяет обогатить культурное развитие детей и молодежи, приобщить подрастающее поколение к искусству, литературе, истории через личность Шаляпина. Этим же целям служат и инициированные нашим шаляпинским центром мероприятия: Открытый городской конкурс юных вокалистов "Дебют" имени Ф.Шаляпина, Открытый конкурс юных пианистов имени Веры Тимановой, конкурс юных художников "Шаляпин. Музыка. Театр", Шаляпинские чтения, тематические выставки и конференции.

Еще одно важное направление деятельности шаляпинского центра - сохранение памятников истории и культуры, связанных с именем певца. В 1996 году вышло Постановление Кабинета министров РБ о создании в Уфе Дома-музея Ф.И.Шаляпина на улице Гоголя, 1. Мы мечтаем о том, что к 140-летию со дня рождения певца этот музей откроется для уфимцев.

12 июня 2007 года рядом с Академией искусств на улице Ленина, напротив Башкирского театра оперы и балета, был торжественно открыт памятник Шаляпину. На церемонии открытия скульптуры принимал участие Президент РБ Муртаза Рахимов. В республике многое делается по увековечению памяти Федора Шаляпина, его исторической связи с Уфой.

- Более того, она консультировала скульптора Рустема Хасанова в ходе работы. И об этом я узнала лично от Марины Федоровны, когда в октябре 2007 года побывала у нее в гостях. Эта поездка в Рим была просто незабываемой. Огромное впечатление произвела на меня эта обаятельная женщина, которая, несмотря на свой почтенный возраст, остается необыкновенно содержательной собеседницей.

- Мы планируем переиздание нескольких книг о Ф.И.Шаляпине, выпуск сборника материалов прошлых Шаляпинских чтений. Кроме того, весной мы намерены развернуть большую выставку, посвященную уфимскому периоду Шаляпина, в Мемориальном доме-музее имени Сергея Аксакова.

- Нас поддерживают Министерство культуры и национальной политики РБ, администрация Уфы, Комитет по делам ЮНЕСКО РБ, Собор русских в Башкортостане, ОАО "Башспирт". Надеюсь, что работа, проводимая уфимским отделением Межрегионального шаляпинского центра, позволит надолго сохранить память о великом певце и артисте.

В день 136-й годовщины со дня рождения Федора Ивановича Шаляпина по традиции состоялось возложение цветов к памятнику певцу. В церемонии приняли участие известные театральные и общественные деятели Уфы, искусствоведы, а также воспитанники детских садов и школьники.

Имя великого певца Федора Ивановича Шаляпина неотделимо от истории русской музыкальной культуры. Целиком обязанный ей своими художественными достижениями, Шаляпин создал себе и русскому оперному театру небывалую славу далеко за пределами Родины. Искусство Шаляпина теснейшим образом связано с традициями всего передового русского театра. Оно стоит в одном ряду с творчеством корифеев русской драматической сцены, вознесшим на недосягаемые высоты сценическое искусство нашей страны. Именно поэтому создатель Московского Художественного театра К. С. Станиславский с убежденностью говорил, что Шаляпин – один из учителей не только оперного, но и драматического актера. "Я свою систему писал с Шаляпина", – утверждал он [1].

Уфа – город примечательный в жизни Шаляпина. Здесь началась его артистическая карьера. В 1890 г. семья Шаляпиных испытывала большие материальные трудности: отец потерял службу, семья решила покинуть Казань и на пароходе отправилась в Астрахань, надеясь, что на новом месте судьба будет к ней благосклоннее. Однако надежды не оправдывались. В конце концов родители отпустили Федора попытать счастья, и он отправился обратно в Казань.

Федор волновался, оставят ли его в труппе, так как в Казани, нанимаясь на работу соврал, что знает много партий в операх и опереттах. На пробе голосов хормейстер обратил внимание на Шаляпина, сказав: "Нет, этого мальчика надо оставить. У него недурной голос, и он, кажется, способный…"

Федора полюбили в труппе; он был готов выполнять любую работу и все делал с огромным воодушевлением – чистил лампы, подметал сцену, помогал устанавливать декорации.

Поселился молодой певец в Уфе "у прачки, в маленькой грязной подвальной комнате, окно которой выходило прямо на тротуар… На мои 20 рублей жалованья в месяц это была жизнь достаточно роскошная" [3].

Дебют Шаляпина в Уфе состоялся 26 октября 1890 года в опере А. Замары "Певец из Палермо". Сначала он выступал в хоре, но уже 18 декабря 1890 года спел небольшую сольную партию Стольника в опере Монюшко "Галька".

Дела антрепризы С. Я. Семенова-Самарского шли неважно, хотя почти каждый день труппа играла новый спектакль. Шаляпину пришлось однажды выступить в драматической роли – сыграть Держиморду в "Ревизоре". Вскоре артисты разъехались, и для Федора вновь начались голодные дни. В своих скитаниях он добрался до Тифлиса, города, ставшего для Шаляпина "чудодейственным".

См. Театры Южного Урала 1861-1917 гг. Оренбургский драматический театр
[1] О Станиславском. Сборник воспоминаний. – М.: Изд-во ВТО, 1948. С. 467.
[2] Ф. И. Шаляпин // Человек, события, время. М.: Музыка, 1986. С. 18.
[3] Янковский М. Ф. И. Шаляпин. М.: Государственное музыкальное издательство, 1951.


Впервые опубликовано в журнале "Рампа" № 4, 1994 г.

"Опера изумила меня. Театр был моей глубочайшей страстью с самого детства, единственной красивой мечтой моего отрочества", - так писал Фёдор Шаляпин в книге "Маска и душа", находясь в зените мировой славы. Нетрудно представить, какие чувства владели им в 1890 году, когда семнадцатилетним юношей он ехал в Уфу хористом труппы С.Я.Семёнова-Самарского.

Чем же стала Уфа в творческой судьбе великого певца?

"Колыбель творческой жизни". Это слова его дочери. Ирины. А вот голос самого Фёдора Ивановича: "В Уфе я уже вдохнул пыль кулис, уже узнал завлекающий гул зала перед поднятием занавеса и, главное, свет рампы, хотя в то время она состояла всего из двенадцати керосиновых ламп ("молния")". Во время первого выступления в Италии, в Милане, он вспомнил свое состояние в момент уфимской премьеры: "Я дрожал так же, как на первом дебюте в Уфе, в "Гальке", и так же не чувствовал под собой сцены".

Вот она, эта историческая афиша. Мы впервые имеем возможность познакомить вас с ней. Год назад удалось получить её в Бахрушинском музее в обмен на наш уникальный документ - список о выдаче жалованья служащим при Уфимской губернской земской управе (Шаляпин под номером 9). Вы видите копию афиши: "С дозволения начальства. В зимнем театре во вторник, 18 декабря 1890 года представлено будет в первый раз на здешней сцене. " - с ятями, по-старинному. Вглядитесь: в списке действующих лиц (первый столбик, четвёртый сверху) - Стольник - господин Шаляпин. Тоже с твёрдым знаком. Различаете?! Вовсе не крупно. Гораздо заметнее - про новые декорации, костюмы, про то, кто дирижирует. Фамилии певцов - даже мельче, чем цены на билеты. Одинаково только с именем организатора гастролей - С.Я.Семёнова-Самарского. Из всех артистов сегодня мы знаем, пожалуй, только Фёдора Шаляпина. Вот и определите роль города Уфы в судьбе гения русской оперы.

Никогда не соглашусь с теми, кто говорит, будто Шаляпин не любил Уфу. Не может этого быть. В нашем городе очень многое было для него впервые: первый контракт, первое фото, первое исполнение многих ролей, первый автограф. Собственное имя на афишах тоже увидел впервые (наверное, вглядывался, как и мы). Как ни удивительно, в Уфе состоялся также и первый бенефис новоиспечённого артиста! Шаляпин вспоминал: "Я стал богатым. Никогда у меня не было такой кучи денег. Да ещё часы". Да, кто-то из уфимских меломанов на бенефисе подарил ему серебряные закрывающиеся часы на стальной цепочке!

И - главное событие - первое выступление в сольной оперной партии. Оно положило начало профессиональной творческой деятельности Фёдора Шаляпина.

Фёдор Иванович Шаляпин. Личность яркая, многогранно талантливая, человек со сложной судьбой, певец и артист, чей талант загадочен, и никем не превзойдено его мастерство. Даже само имя, не говоря о творчестве, продолжает волновать людей. Он поистине стал легендой.

Зачастую исторические неточности и заблуждения в нашей памяти обретают настолько привычные очертания, что даже становятся частью аксиоматики. Ярчайшим примером может послужить общепринятая уфимская легенда Федора Шаляпина.

Из объятий грозного отца

Отец Федора Шаляпина.jpg

Отец Федора Шаляпина

Шаляпин в роли Ивана Грозного

В Труниловской слободе

Так с контрактом на руках 19 сентября того же года никому пока не известный 17-летний амбициозный парень сошел с парохода на Софроновскую пристань в Уфе. Отсюда же менее чем через год в июне 1891-го он отправился обратно. Но это был уже совсем другой человек, вкусивший актерского хлеба и актерской славы. А пока он прошел три версты от пристани до города в гостиницу к своему антрепренеру. В грязной обуви в гостиницу не пустили, и пришлось ему идти по коридору босым. Носков у него не было.

Жалования положили двадцать рублей, и впоследствии он поселился в двухэтажном доме на Труниловской улице (позже Павлуновского, 6), который некогда возвышался на горе над Белой рекой. Кстати, именно в этом доме его жизнь чуть не подвисла на тоненькой нити случайности: его чуть не убил оглоблей подвыпивший слободской парень, приревновавший певца к хозяйке. И будущей звезде мировой сцены пришлось спасаться на крыше соседнего сарая. Разбив и перевернув все в комнате, громила уснул мертвецким сном среди обломков посуды и мебели. А Шаляпин просто поменял свое место жительства, переехав на Ханыковскую. Да-да, улицей Гоголя она стала называться лишь через десять лет после того, как певец покинул Уфу.

Путь на сцену

Однако, как считает руководитель отделения Межрегионального Шаляпинского центра Елена Замрий, этот эпизод, скорее всего, в реальной истории так и не состоялся.

- Во-первых, Шаляпин нигде в своих воспоминаниях не пишет о такой поездке. А во-вторых, сам рассказ почти слово в слово совпадает с его воспоминанием о поездке в 1905 году в Харьков.

С этим же согласен и знаток нашей старины Анатолий Чечуха, который считает, что этот миф появился в 1956 году на волне реабилитации имени великого русского певца. Тогда по линии Министерства культуры была предпринята попытка вернуть Шаляпину звание народного артиста республики, хотя бы и посмертно. Но не вышло. Но зато появились шаляпинские эпизоды в книжках Соколова-Новоселова и Иванова.

Вместо эпилога

. Глухо лает на непрошеных гостей непривязанная овчарка. Я пытаюсь достучаться до жителей знаменитого шаляпинского дома на Гоголя, 1. Уже неоднократно озвучивались обещания по превращению этого старинного здания в дом-музей Федора Шаляпина. Но время идет, понемногу меняется и сам облик здания. По крайней мере, входная группа уже выделяется ярким светлым пятном свежей древесины и новомодной металлической дверью. И в принципе я жителей понимаю – нельзя заставить людей жить в девятнадцатом веке. Даже из уважения к памяти великого певца. И только осознанное вмешательство власти может спасти для города хотя бы один шаляпинский адрес.


ШАЛЯПИН ВОЗВРАЩАЕТСЯ В УФУ

Человек из подземелья
Хочет видеть вас!

Я за дружбу и участье,
Братья, чару поднимаю.

На счастье!
Я встал с кресла и ватными ногами, пошатываясь, отправился, как на казнь, к суфлерской будке. На репетиции дирижер говорил мне:
— Когда будешь петь, обязательно смотри на меня!
Я уставился на него быком и, следуя за палочкой, начал в темпе мазурки мою арию:

Ах, друзья, какое счастье!
Я терзаюсь, я не смею, —
Выразить вам не сумею
Благодарность за участье!

Эдуард Старк
Ф. И. Шаляпин
(К двадцатипятилетию артистической деятельности)

ЗАБЫЛ СЛОВА СТИХА НЕКРАСОВА
(рассказ актера Ивана Пеняева)

Поступь гордая, голос уверенный,
Что ни скажут — их речь хороша,
А вот я-то войду как потерянный —
И ударится в пятки душа!

На ногах словно гири железные,
Как свинцом налита голова,
Странно руки торчат бесполезные,
На губах замирают слова.

Улыбнусь — непроворная, жесткая,
Не в улыбку улыбка моя,
Пошутить захочу — шутка плоская:
Покраснею мучительно я!

Помещусь, молчаливо досадуя,
В дальний угол. уныло смотрю
И сижу неподвижен, как статуя,
И судьбу потихоньку корю:

Ах! судьба ль меня, полно, обидела?
Отчего ж, как домой ворочусь
(Удивилась бы, если б увидела),
И умен и пригож становлюсь?

Все припомню, что было ей сказано,
Вижу: сам не сказал бы глупей.
Нет! мне в божьих дарах не отказано,
И лицом я не хуже людей!

Малодушье пустое и детское,
Не хочу тебя знать с этих пор!
Я пойду в ее общество светское,
Я там буду умен и остер!

Пусть поймет, что свободно и молодо
В этом сердце волнуется кровь,
Что под маской наружного холода
Бесконечная скрыта любовь.

Полно роль-то играть сумасшедшего,
В сердце искру надежды беречь!
Не стряхнуть рокового прошедшего
Мне с моих невыносливых плеч!

Придавила меня бедность грозная,
Запугал меня с детства отец,
Бесталанная долюшка слезная
Извела, доконала вконец!
Знаю я: сожаленье постыдное,
Что как червь копошится в груди,
Да сознанье бессилья обидное
Мне осталось одно впереди.

Во Францию два гренадера
Из русского плена брели.

И только потом, много лет спустя, я узнал, что так только и можно начать эту очаровательную балладу.
Забыл я о публике. И вот подходит самый страшный момент:

Тут выйдет к тебе император.
Навстречу твой верный солдат,

По всем дорогам европейских стран
Артист возил с собою чемодан,
Тяжелый, неизвестно чем набитый,
Двумя замками наглухо закрытый.

Артист скончался — вскрыли чемодан
И к чемодану кинулись, а там
Не золото, не искры хрусталя,
А там земля. Российская земля!

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

Читайте также: