Сообщение северный поток газопровод

Обновлено: 06.07.2024

Магистральный газопровод, связывающий Россию и страны центральной Европы по дну Балтийского моря в обход транзитных государств: Белоруссии, Польши и других восточноевропейских и прибалтийских стран. Официально проект его строительства был начат в 2005 году после создания российско-немецкой компании North European Gas Pipeline Company, переименованной в Nord Stream (Северный поток) в 2006 году. По состоянию на 2011 год "Газпрому" принадлежал 51 процент акций компании, немецким акционерам E.ON Ruhrgas и Wintershall Holding AG - по 15,5 процента, а нидерландской компании N.V. Nederlandse Gasunie и французской GDF Suez - по 9 процентов. Проект газопровода неоднократно вызывал возражения у Польши и прибалтийских государств. Строительство газопровода началось в 2010 году. Газопровод был введен в эксплуатацию в ноябре 2011 года.

История проекта

До своего распада в 1991 году Советский Союз был одним из основных поставщиков природного газа в Европу: на его долю приходилось около 110 миллиардов кубометров, или 75 процентов общего импорта этого вида топлива в страны Евросоюза. Основные линии магистральных газопроводов из СССР в ЕС проходили по территории Украины, из-за чего российское правительство было вынуждено мириться с проблемами с оплатой и незаконным отбором газа украинской стороной [33], [61]. В 1999 году был введен в эксплуатацию первый участок газопровода Ямал-Европа, который прошел через территорию Белоруссии [60], однако разногласия с правительством Александра Лукашенко потребовали от "Газпрома" искать пути обхода как Украины, так и Белоруссии, а также других восточноевропейских и прибалтийских государств [56], [58].

Первоначальный проект газопровода по дну Балтийского моря был предложен еще на этапе выбора трассировки газопровода Ямал-Европа, однако он был отвергнут из-за своей дороговизны. На конференции "Природный газ: торговые инвестиционные возможности в России и СНГ", прошедшей в Лондоне в 1996 году, Рэм Вяхирев, который тогда был главой "Газпрома", заявил журналистам: "Один раз надо было заплатить на 30 процентов дороже и протянуть нитку через Балтийское море, сказав всем странам: 'До свидания'" [58].

Тем не менее, "Газпром" не отказался от этого амбициозного проекта, и уже в 1997 году российские газовики совместно с финской энергетической компанией Neste Oil (позже она была преобразована в компанию Fortum Oyj) создали на паритетных началах компанию North Transgas, которая начала морские изыскания в Балтийском море [63], [52], [54], [56]. Существовало несколько проектов трассировки газопровода: предлагалось сделать его продолжением существующего газопровода Выборг-Хельсинки и далее через территорию Финляндии и по дну Ботнического залива довести до Швеции. Другой проект предусматривал, что газопровод должен был пройти по дну в прибрежных водах Финляндии и далее протянуться в Германию. Эта трассировка требовала больших капиталовложений, эксперты уже тогда отмечали сложность прокладки такого газопровода и возможные проблемы с экологией, однако бесспорно признавалось, что после его реализации Россия могла стать неуязвимым газовым лидером Европы [57], [56]. Новый газопровод в конце 1990-х годов называли "северный путь", "Северо-Европейский газопровод" (СЕГ) или "балтийское газовое кольцо" [56], [57], [54], [63].

В ноябре 1999 года North Transgas, "Газпром" и Fortum определились, что новый газопровод пройдет по дну Балтийского моря [55], а к концу 2000 года был утвержден предварительный вариант трассировки [54], который в декабре того же года был одобрен Еврокомиссией: тогда же ему был присвоен статус "Трансъевропейской энергетической сети" (TEN-E) [63], [59].

В апреле 2006 года начался процесс получения разрешений на строительство проекта у стран Евросоюза. В октябре 2006 года NEGP была переименована в Nord Stream AG (Северный поток) [63], [62]. В июне 2008 года в состав акционеров проекта вошла нидерландская газовая компания N.V. Nederlandse Gasunie: она получила 9 процентов акций за счет доли немецких акционеров, чьи пакеты сократились до 20 процентов [62], [23], [37], [63]. В 2009 году стало известно, что миноритарным акционером проекта может стать французская компания GDF Suez [27]. В марте 2010 года GDF Suez подписала меморандум о приобретении 9 процентов акций Nord Stream AG за счет долей E.On и Wintershall Holding AG [16], договор об участии GDF Suez в проекте газопровода был подписан в июне 2010 года [12]. В июле GDF Suez завершила эту сделку, общая сумма которой составила 800 миллионов евро [11].

С 2005 года пост управляющего директора Nord Stream занимал Маттиас Варниг (Matthias Warnig): бывший сотрудник восточногерманской разведки, давний знакомый Путина и бывший председатель совета директоров российского отделения банка Dresdner Kleinwort Wasserstein [44], [51], [22].

После своей отставки с поста канцлера Германии пост председателя комитета акционеров компании с 2006 года занимал Герхард Шредер [47], [48], [62]. Инициатива приглашения Шредера в руководство компании принадлежала Путину [49], причем в Германии многие политические силы восприняли это назначение отрицательно [46].

Трассировка, технические особенности и стоимость проекта

Утвержденная трасса "Северного потока" составила 1220 километров. Газопровод должен начаться у Выборга и там же спуститься в море, пройти по дну в территориальных водах России и Финляндии. Далее он пройдет к югу от шведского острова Готланд (неподалеку будет сооружена сервисная платформа), затем - севернее датского острова Борнхольм (чтобы не задеть исключительную экономическую зону Польши) и, наконец, достигнет суши у немецкого города Грайфсвальд, откуда германские компании-участники проекта должны построить газовые трубопроводы вглубь Германии [59], [37], [25], [23]. В 2009 году контракты на поставку газа были подписаны с компаниями Dong Energy (Дания), E.ON Ruhrgas, Gaz De France (Франция), Gazprom Marketing & Trading (Великобритания) и Wingas (Германия) [28].

Максимальная глубина, на которой будут залегать трубы, составит 200 метров. Планировалось проложить две линии трубы с внутренним диаметром 1153 и внешним 1219 миллиметров с суммарной пропускной способностью в 55 миллиардов кубометров пригородного газа в год [23], [37]. Планировалось, что по газопроводу будет идти газ с Южно-русского нефтегазового месторождения, Ямала и Штокмановсого газоконденсатного месторождения (в августе 2012 года разработка Штокмановского месторождения была заморожена [2]) [25]. Контракт на изготовление труб для газопровода был подписан с ОАО "Объединенная металлургическая компания" и немецкой компанией Europipe [28], [63]. Контракт на прокладку газопровода был заключен с итальянской компанией Saipem [28]

В 1999 году стоимость проекта оценивалась от 3,5 до 5 миллиардов долларов США [56], в 2009 году общая сумма инвестиций составляла уже 7,4 миллиарда евро [37], причем 30 процентов из этой суммы собирались выделить сами акционеры, а остальные деньги планировалось получить в виде долгосрочных кредитов [28]. В 2010 году стоимость газопровода возросла до 8,8 миллиарда евро [14].

Возражения против строительства

Против строительства "Северного потока" высказывались представители Польши и государств Прибалтики, опасаясь негативного воздействия газопровода на экологию Балтийского моря. Представители Польши настаивали на том, что строительство транзитной магистрали по суше, через ее территорию, будет дешевле и не допустит увеличения доли российского газа в общем газовом импорте Европы [37]. Также правительство Польши планировало помешать реализации проекта, настаивая на своих правах на воды южнее Борнхольма, однако впоследствии был выбран северный обход острова [25], [41]. В 2006 году министр обороны Польши Радек Сикорски (Raderk Sikorski) назвал Северно-Европейский газопровод "новым пактом Молотова-Риббентропа", чем вызвал возмущение российской и немецкой сторон [38] [45]. Эстония, которой предлагали проложить часть газопровода в ее исключительной экономической зоне, в 2007 году отказалась допускать в свои воды исследовательские судна Nord Stream [39]. Впрочем, в июне 2008 года на саммите стран Балтийского моря представители Литвы и Эстонии заявили, что не возражают против проекта, а премьер-министр Латвии Ивар Годманис даже высказался в его поддержку: "Чем больше у нас будет труб, тем лучше!" [36]

Против строительства "Северного потока" выступала белорусская сторона, которая настаивала на увеличении пропускной способности газопровода Ямал-Европа и взамен предлагала бесплатный транзит газа через свою территорию [40]. Против газопровода в 2006 году высказывались и представители Госдепартамента США, которые опасались, что данный проект увеличит зависимость Европы от российского газа [43]. В середине 2000 годов доля российского газа составляла в общем импорте газа Евросоюзом составляла 25 процентов [43].

Представители Greenpeace и некоторых других природоохранных организаций также были против реализации проекта: по их мнению, строительство газопровода могло потревожить донные захоронения химического оружия и морских мин и привести к экологической катастрофе [37], [26]. В свою очередь, представители Nord Stream утверждали, что при строительстве газопровода будут учтены самые строгие экологические нормы, а маршрут пролегания газопровода не затронет места захоронений боеприпасов [59], [37].

Ход строительства и запуск газопровода

В ноябре 2008 года положительное решение по проекту дала специальная комиссия, организованная российским Ростехнадзором [35]. Пресса отмечала, что международному согласованию проекта способствовал газовый кризис на Украине в январе 2009 года, когда "Газпром" из-за спора о ценах и участии посредника (RosUkrEnergo) в газовых поставках на Украину, прекратил подачу газа в украинские газопроводы, из-за чего без газа остались некоторые государства Восточной Европы [32], [30], [29], [31]. Летом 2009 года, хотя еще не была закончена экологическая экспертиза [19], окончательное согласие на строительство было получено от правительства Финляндии, велись консультации с Германией, Данией и Швецией, причем пресса отмечала, что первые две страны уже дали свое предварительное согласие, а Швеция относилась к проекту более скептически [25], [26]. В частности, представители Швеции опасались, что газопровод поставит под угрозу безопасность их страны, поскольку российская сторона, по их опасением, собиралась дополнить инфраструктуру газопровода оборудованием для военной разведки [42]. В октябре 2009 года согласие на строительство "Северного потока" дала Дания, а в ноябре - Швеция. В декабре 2009 года соглашение о прокладке газопровода было заключено и с Германией: по мнению прессы, немецкое правительство медлило из-за давления США [19], [21], [20], [18]. В феврале 2010 года последнее необходимое разрешение было получено от Финляндии [17]. Также консультации проводились с Польшей, Латвией, Литвой и Эстонией, хотя согласия этих стран на строительство газопровода не требовалось [65]. Что касается Еврокомиссии, то она изначально поддерживала этот проект [24].

Пресса не располагала сведениями о том, получат ли Финляндия и Швеция деньги за прокладку газового трубопровода в своей экономической зоне, однако, по некоторым данным, согласие Финляндии было получено благодаря тому, что Россия не стала повышать экспортные пошлины на необработанную древисину [34].

В 2009 году планировалось, что первая очередь "Северного потока" будет запущена в 2011, а на полную мощность газопровод заработает в 2012 году [27], [23]. В марте 2010 года финансовый директор Nord Stream AG Пол Коркоран (Paul Corcoran) объявил, что компания рассчитывает начать получать доход к концу 2011 года [15]. 6 апреля 2010 года "Газпром" начал строительство подводного участка газопровода [13]. В начале мая 2011 года было завершено строительство первой нитки "Северного потока" [10]. В том же месяце Маттиас Варниг заявил, что проект окупится через 14-15 лет [9]. Вторая нитка "Северного потока" была уложена уже после официального запуска проекта, в апреле 2012 года; поставки газа по ней начались в октябре того же года [1], [3].

6 сентября 2011 года Путин торжественно объявил о заполнении технологическим газом первой нитки "Северного потока" [7], [8]. 8 ноября того же года на торжественной церемонии в немецкой деревне Любмен российский президент Дмитрий Медведев, канцлер Германии Ангела Меркель, премьер-министры Нидерландов и Франции Марк Рютте (Mark Rutte) и Франсуа Фийон и комиссар Евросоюза по энергетике Гюнтер Эттингер (Guenter Ettinger) официально ввели "Северный поток" в эксплуатацию [5], [6].

В конце декабря 2011 года было объявлено, что "Газпром" собирается начать разработку технико-экономического обоснования для строительства третьей и четвертой ниток "Северного потока", которые бы позволили увеличить суммарную пропускную способность газопровода вдвое, до 110 миллиардов кубометров газа в год [4].

Использованные материалы

[1] "Северный поток" запустил вторую нить. — Интерфакс, 08.10.2012

[5] Медведев открыл вентиль газопровода "Северный поток". — Интерфакс, 08.11.2011

[6] Juergen Baetz. Merkel, Medvedev inaugurate new gas pipeline. — The Associated Press, 08.11.2011

[8] Владимир Путин дал старт первой технической подаче топлива по газопроводу "Северный поток". — Первый канал, 06.09.2011

[11] Наталья Гриб, Седа Егикян. Nord Stream наполнился до предела. — Коммерсантъ, 11.08.2010. — № 145 (4445)

[12] Anna Shiryaevskaya, Lyubov Pronina. GDF Suez, EDF Join Gazprom-Led Gas Pipelines Projects to Europe. — Bloomberg, 19.06.2010

[14] Елена Мазнева. Неучтенные $2 млрд. — Ведомости, 17.03.2010. — № 46 (2564)

[16] GDF получит 9% в "Северном потоке". — Ведомости, 01.03.2010

[17] Kati Pohjanpalo, Anna Shiryaevskaya. Gazprom Cleared to Start Building $10-Billion Baltic Pipeline. — Bloomberg, 12.02.2010

[18] Baltic Sea gas pipeline gets German approval. — The Associated Press, 28.12.2009

[19] Швеция и Финляндия одобрили "Северный поток". — BBC News, Русская служба, 05.11.2009

[20] "Северный поток": Последнее слово за Германией. — Балтийское Информационное агентство, 05.11.2009

[24] Глава Nord Stream и комиссар ЕС обсудили "Северный поток" и Nabucco. — УНИАН, 16.07.2009

[26] Галина Камнева. Поток потёк. — Взгляд, 02.07.2009

[28] Пол Коркоран: До запуска "Северного потока" риски несут акционеры. — Время новостей, 02.02.2009

[29] Цена на газ для Украины в течение 2009 года составит от 360 до 280 долларов. — ИА REGNUM, 19.01.2009

[31] Газовые хроники: 10 дней, которые заморозили Европу. — Интерфакс, 11.01.2009

[32] Алексей Гривач. "Убрать" посредника. — Время новостей, 15.12.2008. — №232

[33] Pierre Noel. The EU and Russia's gas. — The European Council on Foreign Relation, 21.11.2008

[34] Андрей Михайлов. Русский лес в обмен на газ. — ИА Росбалт, 13.11.2008

[35] Российский участок газопровода Nord Stream получил положительную оценку государственной экологической экспертизы. — ИА REGNUM, 01.11.2008

[36] Вадим Радионов, Оксана Антоненко, Максим Егоров. Россия и Германия сломили сопротивление Латвии, Литвы и Эстонии. — Независимая газета, 06.06.2008

[37] Gas pipeline stirs up Baltic fears. — BBC News, 31.12.2007

[38] Сергей Ястржембский: Nord Stream не имеет отношения к пакту Молотова-Риббентропа. — ИА REGNUM, 18.12.2007

[39] Людмила Подобедова, Екатерина Цырлина. Эстония испугалась охраны. — РБК Daily, 30.10.2007

[40] Наталья Гриб, Ольга Мордюшенко. Белоруссия предложила себя "Газпрому". — Коммерсантъ, 15.10.2007. — №188/П (3764)

[41] Мимо Польши. — Время новостей, 22.08.2007

[42] Alex Bakst. Sweden Afraid of Russian Spooks. — Der Spiegel, 15.11.2006

[43] Fidelius Schmid, Wolfgang Proissl, Daniel Dombey. US criticises Russia-Germany gas deal. — The Financial Times, 29.10.2006

[44] Ирина Резник. Маттиас Варниг: "Что хорошо для России, хорошо и для Германии". — Ведомости, 11.10.2006. — №191 (1718)

[45] Polish Defense Minister's Pipeline Remark Angers Germany. — Voice of America, 03.05.2006

[47] Алексей Гривач. Газовый канцлер. — Время новостей, 31.03.2006. — №55

[50] Craig Whitlock, Peter Finn. Schroeder Accepts Russian Pipeline Job. — The Washington Post, 10.12.2005

[51] Наталья Гриб. И в службу, и в дружбу. — Коммерсантъ, 09.12.2005. — № 232 (3316)

[52] "Газпром" приобретает долю "Фортума" и становится владельцем 100 % акций АО "North Transgas Oy". — Официальный сайт ОАО Газпром, 17.05.2005

[53] Ольга Виноградова. Пути "Газпрома" неисповедимы. — Нефтегазовая Вертикаль, 20.01.2003. — № 1

[55] Газопровод пройдет по дну моря. — ИТАР-ТАСС, 02.11.1999

[56] Северо-балтийский газовый обвод. — Нефтегазовая вертикаль, 15.06.1999. — № 6

[57] Где замкнется балтийское газовое кольцо? — Нефтегазовый комплекс, 06.12.1997. — № 46

[58] Российский газ: тернистый путь в Европу. — Бизнес & Балтия, 21.11.1996. — №229 (602)

[59] Газопровод Nord Stream. — Официальный сайт ОАО Газпром. — Версия от 04.01.2007

[61] Сергей Емельянов. 30 лет "Газэкспорту". — Нефтегазовая Вертикаль. — № 6, 2003

[63] Газопровод "Северный поток" (Nord Stream) - История. — Официальный сайт ОАО Газпром




Цифры и факты

Мощность двух ниток — 55 млрд куб. м газа в год.

Протяженность — 1224 км.

Реализация проекта

2000–2006

2010–2012

Технологии

Еще некоторый запас по давлению создан на немецком берегу, ведь в Грайфсвальде КС тоже нет. Таким образом, энергии хватает не только, чтобы поставлять газ через Балтийское море без дополнительных компрессорных станций, но и чтобы транспортировать его еще на 100 км по суше.

Сталь, которая выбрана в рамках проекта для изготовления труб, — уникальна. Металлургам далеко не сразу удалось создать материал с таким запасом прочности и эластичности. Кроме того, внутреннюю поверхность трубы обработали таким образом, что шероховатость металла стала ниже шести микрон. Один микрон — тысячная часть миллиметра. Чтобы добиться такого показателя, сначала труба полируется механически, а затем на металл наносится специальное полимерное гладкостное покрытие.

Применяемые в проекте материалы, технологии и решения позволяют рассчитывать на безотказную работу газопровода в течение как минимум 50 лет.

Морской газопровод не требует больших затрат на обслуживание. Его состояние контролируется при помощи специальных диагностических устройств, которые запускают по трубе из России в Германию. Это так называемые интеллектуальные поршни — каждый из них представляет собой большой вычислительный комплекс. Конструкция газопровода как раз такова, чтобы по нему мог беспрепятственно проходить диагностический поршень — на всем протяжении трассы внутренний диаметр, исчисляемый с точностью до одного миллиметра, составляет 1153 мм.

В то же время внешний диаметр по ходу удаления от российского берега постепенно уменьшается в соответствии с падением давления газа. Первые 300 км труба должна выдерживать давление 220 бар, следующие почти 500 км — 200 бар, а затем — 170 бар. На каждом из этих участков стенка газопровода имеет различную толщину — от 34 до 27 мм. Такое сегментирование позволило сэкономить расходы на производство труб без ущерба для надежности.

На трубу нанесено специальное внешнее антикоррозийное и бетонное покрытие. Бетонное покрытие производится из высокоплотной железной руды, которая измельчается, смешивается с цементом и наносится на трубу. В результате труба оказывается в армированной спиральной оболочке, залитой бетоном, и затем в течение суток обрабатывается паром в специальных тоннелях. Обетонирование решает сразу несколько задач. Во-первых, удерживает газопровод на морском дне и фиксирует трубу, чтобы ее не сносило течением. Во-вторых, играет роль изоляции, защищающей магистраль от внешних механических повреждений.

На заводе по нанесению бетонного покрытия

На заводе по нанесению бетонного покрытия

Экология




В общей сложности исследовательские суда прошли свыше 40 тыс. км морского дна с целью изучения его рельефа и придонных отложений, поиска боеприпасов и объектов культурного наследия. Эксперты подробно исследовали химический состав воды по маршруту газопровода, морскую флору и фауну. Полученные результаты проанализировали и обобщили в материалах оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), которые были представлены национальным государственным органам всех стран Балтийского моря вместе с заявочной документацией в процессе получения разрешений.

Cтроительство газопровода
Cтроительство газопровода

ВАРШАВА, 28 фев — ПРАЙМ. В кабмине Польши пообещали добиться закрытия газопровода "Северный поток 1" и "блокирования будущего" "Северного потока 2" в связи с ситуацией на Украине, заявил журналистам пресс-секретарь правительства Польши Петр Мюллер.

"Северный поток" — экспортный газопровод из России в Европу через Балтийское море. Он напрямую связывает "Газпром" и европейских потребителей, минуя транзитные государства. Согласно информации на сайте "Газпрома", в апреле 2010 года в Балтийском море началось строительство газопровода, в ноябре 2011 года состоялся ввод в эксплуатацию первой нитки "Северного потока", в октябре 2012 года — второй нитки.

"Другого решения быть не могло, то есть оно могло быть, но его, к счастью, не было. Это решение нас радует", — заявил Мюллер, отвечая на вопрос об остановке в ФРГ сертификации "Северного потока 2". Он добавил, что в Варшаве хотели бы ужесточения уже принятых санкций, в частности, "закрытия "Северного потока 1" и блокирования будущего "Северного потока 2", об этом мы также будем говорить".

По словам Мюллера, "санкции всего свободного мира" против России "имеют эффект", власти России "не ждали чего-то подобного".

Президент России Владимир Путин 21 февраля подписал указы о признании суверенитета Донецкой и Луганской народных республик, а 24 февраля Россия начала специальную военную операцию по демилитаризации Украины. В ответ западные страны объявили о новом витке санкционной спирали, раскручивающейся с 2014 года. Под новые ограничения попали несколько крупнейших банков РФ, для ряда госкомпаний были затруднены возможности привлечения иностранного капитала, введены санкции на поставки в Россию высокотехнологичной продукции, Германия остановила сертификацию трубопровода "Северный поток 2". Многие страны ЕС сообщили о решении закрыть воздушное пространство для российских самолетов.

Как ранее заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, санкции Запада весьма серьезные, Россия готовилась к ним заблаговременно. Он добавил, что по ним требуется анализ и координация ведомств, чтобы выработать ответные меры, соответствующие интересам РФ.

Замораживание сертификации газопровода породило вопросы о судьбе проекта СП-2, о снабжении Европы голубым топливом, об убытках Газпрома и его партнеров. Война за Украину еще только начитается. Но уже сегодня эксперты прогнозируют: газопровод по дну Балтийского моря станет одной большой проблемой для всех.

Если так рассуждать, то получается, что полностью готовый к эксплуатации газопровод теперь обречен на длительное бездействие или даже гибель. Так ли это?

Чисто технически замораживание сертификации, которой занималось Федеральное агентство по сетям, произошло в рамках прописанной в немецком административном праве процедуры. Вкратце ее можно описать так: канцлер поручил министерству экономики и защиты климата ФРГ отозвать из этого агентства документ, в котором давалась оценка газопровода с точки зрения энергетической безопасности Германии. На основании этого министерского заключения BNetzA, как регулятору рынка, предстояло сделать вывод о соответствии проекта законодательству ФРГ, в частности - антимонопольному.

Кроме того, в ходе повторного рассмотрения вопроса специалисты будут вынуждены дать политическую оценку проекту. А она в силу кардинально изменившихся обстоятельств на Украине может оказаться отрицательной.

Действующей на данный момент газотранспортной инфраструктуры, отмечает немецкое издание, достаточно не только для выполнения Газпромом всех своих обязательств по долгосрочным контрактам с клиентами в ЕС, но и для существенного наращивания поставок на европейский спотовый рынок, чего российская госкомпания сейчас, однако, не делает.

Возьмем конкретно Германию. Она потребляет в год примерно 100 млрд. кубометров природного газа, Газпром поставляет приблизительно 55 млрд. куб. м.

Для этого теоретически «Северного потока, действующего уже более десяти лет: у него именно такая мощность, причем в 2021 году по двум его ниткам удалось прокачать даже 59 млрд. кубометров.

В Чехию голубое топливо из РФ поступает через Украину, Словакию и Австрию, откуда оно направляется и в другие страны ЕС, прежде всего, - в Италию. Газпром, согласно действующему до конца 2024 года договору, ежегодно обязан прокачивать через украинскую газотранспортную систему 40 млрд. кубометров, однако ее пропускная способность в направлении Европы составляет свыше 140 млрд. кубометров, так что российская компания всегда имеет возможность забронировать дополнительные объемы поставок.

На каких конкретных условиях пять европейских фирм взяли на себя финансирование половины стоимости прокладки газопровода по дну Балтийского моря, которую обычно оценивают в 9-9,5 млрд. евро, неизвестно. Однако агентство Reuters цитирует главу OMV Альфреда Штерна заявившего недавно, что в прошлом году обслуживание кредита началось и компания получила первые деньги. Это позволяет предположить, что Газпром обязался возвращать взятые в долг деньги независимо от ввода газопровода в строй.

Во всяком случае, пресс-секретарь OMV заявил, что компания не видит в данный момент смысла списывать вложенные деньги. Глава Uniper Клаус-Дитер Маубах, в свою очередь, сообщил, что компания изучает сейчас вопрос, потребуются ли списания. О них компания задумалась еще полтора года назад.

Тем не менее, отмечает Deutsche Welle, в общем списке тех потерь, которые Газпром будет нести из-за войны на Украине, фактически полупустой или даже почти пустой Eugal стоимостью 3 млрд. евро займет, думается, одно из первых мест.

Как считает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, Берлин с большим трудом принимает решение о заморозке СП-2, отдавая себе отчет, что в случае применения жестких санкций проект будет навсегда похоронен. Германия, по словам экономиста, находится в непростом положении, поскольку соглашение о транзите российского голубого топлива через Украину истекает в 2024 году, после чего немцам придется заключать новый экспортный контракт с Газпромом. Найти альтернативные источники сырья, равные по объемам поставок из России, за предстоящие два года у Германии вряд ли получится, а приобретение топлива на бирже в рамках кратковременных сделок, как показывает практика, оказывается в несколько раз дороже, - заявил Юшков "НИ".

Читайте также: