Сообщение самовоспитание как фактор сохранения нравственности

Обновлено: 25.06.2024

Самовоспитание — осознанная и целенаправленная деятельность, возникающая в процессе активного взаимодействия человека с внешней средой и целью которой является развитие личности.

Термин самовоспитание подразумевает ежедневную работу над собой с поэтапным планированием своих действий. Достижение цели займет не один год, что обуславливает необходимость в постоянной мотивации, чтобы не останавливаться на достигнутом. Цель самовоспитания не в конечном результате, а в самом процессе. У человека есть потребность искоренить неправильные, деструктивные черты характеры и усовершенствовать другие, направленные на созидание.

Личность осознанно проводит внутреннюю работу над собой, однако, даже спустя долгое время, существенные результаты не будут сильно заметны. Самовоспитание не меняет характер кардинальным образом, а лишь корректирует определенные черты личности, придает уверенности в себе, способствует продуктивности и эффективности.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

При имеющихся психических заболеваниях и отклонениях самовоспитанием заниматься нельзя. К таковым относятся: тревожности, депрессия, неврозы и т.д. Недуги будут препятствовать самовоспитанию, поэтому необходимо сначала излечить их, затем заниматься проблемой самовоспитания. В период обострения человек истощен, и все его ресурсы уходят на борьбу с заболеванием. Поэтому в это время противопоказано заниматься самовоспитанием, так как это усугубит состояние.

Что включает в себя работа по самовоспитанию:

В чем заключается цель самовоспитания

В чем заключается смысл самовоспитания? Этот вопрос волновал мыслителей, философов, писателей и психологов во все времена. Они разрабатывали различные подходы и концепции, направленные на изучение личности и ее развития. Итак, главная цель самовоспитания — это формирование личности. Этому способствуют следующие аспекты:

  • развитие силы воли и выдержки;
  • контроль над своим поведением;
  • самообразование.

Психолог Эрих Фромм подразумевал под нравственным воспитанием стремление стать человеком, которым ты должен быть по предназначению и призванию. Сюда же относится самореализация в профессиональной области и совершенствование в выбранном направлении.

При постоянной работе над собой человек обретает навыки:

  • контроля над своими эмоциями и построения такой модели поведения, в результате которой он становится менее раздражительным и несдержанным;
  • развития своих достоинства и нивелирования недостатков;
  • укрепление силы воли, что способствует созреванию личности, ее психологической и эмоциональной целостности.

Профессиональное самовоспитание — еще один тип самовоспитания. Человек учится решать конфликтные ситуации с другими людьми и внутри самого себя.

Познание самого себя — задача не из легких. И очень часто это наносит внутреннюю боль человеку, когда он начинает внимательно изучать свой характер. Мы ощущаем чувство вины, несправедливости, агрессии, гнева и обиды. Но это необходимо, иначе человек так никогда и не познает грани свой личности и, следовательно, не сможет стать лучше.

В чем заключается смысл самовоспитания:

  • человек понимает, что ему нужно для счастья, он получает это и дарит счастье другим;
  • повышается самооценка и удовлетворение от самого себя после преодоления трудностей;
  • раскрывается творческий потенциал и человеку становится проще достичь успеха в своей области.

Виды самовоспитания

Выделяют следующие виды самовоспитания:

  1. Интеллектуальное. В школьный и студенческий период одна из главных составляющих самовоспитания — учебная. Те знания, что будут заложены в эту пору, будут использоваться человеком на протяжении всей оставшейся жизни. Человек нуждается в оценке собственных достижений и их переоценке.
  2. Этическое. Этика — один из самых важных компонентов в процессе самовоспитания. Этические нормы формируют принципы и установки поведения в дальнейшем.
  3. Физическое. Физическое состояние также играет огромную роль для психики. Занятия спортом разгружают организм, способствуют улучшению физической активности, улучшают самочувствие, предупреждают болезни и стрессовые состояния.
  4. Психологическое. Человек должен управлять своими эмоциями и не давать им выходить из-под контроля. Также полезно снимать внутреннее напряжение во избежание стрессов и неврозов.

Какие элементы входят в процесс самовоспитания

Основа самовоспитания состоит из четырех составляющих:

  1. Самоанализ — когда человек видит свои плюсы и минусы.
  2. Самоотчет — умение взять свою жизнь под ответственность.
  3. Внутренняя мотивация — способность настроить себя на выполнение работы.
  4. Контроль над своим поведением — когда человек умеет сравнить свой текущий прогресс с личностным прогнозом.
  5. Адекватная самооценка. Особенность нашей психики заключается в том, что нам проще оценивать людей со стороны, а не самих себя — это затрудняет процесс самовоспитания. Однако обретя навык оценивания собственной личности максимально объективно, человек учится мотивации и самоконтролю.

Какие бывают способы самовоспитания

Существует структура действий, направленных на совершенствование своего характера:

В процессе самовоспитания мало ориентироваться только на себя и свои силы, нужно изучать соответствующую литературу, слушать опытных наставников, смотреть фильмы, анализировать личности героев и делать выводы.

Самовоспитание выступает важнейшим фактором нравственного воспитания личности. Роль субъективного фактора в воспитании в большинстве ситуаций является ведущей! Воспитание становится управлением самовоспитанием. Опыт педагогических наблюдений показал, что нравственные качества личности само - воспитываются в 2-3раза быстрее и являются в 50! раз более прочными, чем в односторонней ситуации обучения.

Воспитательная работа побуждает сотрудников к самовоспитанию как самостоятельной функции, подкрепляет их мотивы и усилия, направленные на формирование своей личности. Несмотря на своеобразие каждой функции, они проявляются в единстве.1 Без самовоспитания вся воспитательная работа, проводимая в органах внутренних дел, будет малоэффективной, формальной. Отсутствие самовоспитания – и перед нами пассивная личность, которая не способна выдержать нагрузки экстремального характера, сложные условия работы и жизни. Высокоморальным специалист становится не по принуждению, а по внутреннему убеждению, которое не берётся напрокат, а вырабатывается самостоятельно. Нравственное развитие только тогда может быть эффективным, когда господствует принцип: "Я должен воспитывать себя сам". И, напротив, нельзя ждать успехов там, где действуют по принципу: "Меня должны воспитывать". Ведь совершенствование личности в значительной степени обеспечивается за счёт самовоспитания. Нравственное самовоспитание - это активный, сознательный, целеустремлённый процесс формирования и развития сотрудником положительных и искоренение отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нравственными идеалами и характером деятельности; это - постоянная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту.

Между процессами нравственного самовоспитания нравственного воспитания существует глубокая диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность и взаимообусловленность. Они относятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание - одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Условия, как известно, играют большую роль в любом процессе, но источником развития являются всё же внутренние противоречия. Внешнее (воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внутреннее (самовоспитание). Человек есть объект-субъект, и это необходимо учитывать в процессе формирования личности специалиста правоохранительных органов. Действительно воспитание никогда не может быть отделено от самовоспитания. Исходя из этого, следует, в частности, определить и задачи воспитания в правоохранительных учебных заведениях: они давать будущим специалистам умение вырабатывать самим нравственные устои, побуждать и развивать в них желание совершенствоваться. Действительное человеческое воспитание должно рассматриваться, прежде всего, как управление самовоспитанием. В этом - один из важнейших принципов формирования личности специалиста правоохранительных органов.

Самовоспитание способствует повышению эффективности деятельности и рациональному использованию свободного времени. С ним связана оптимизация процессов формирования высоких профессиональных, морально-психологических и боевых качеств, выработка устойчивости к антиобщественным и аморальным явлениям. Оно вызывает потребность к всестороннему развитию личности сотрудника, придаёт целеустремлённость, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рационально преодолевать трудности службы и быта. В учебных заведениях уровень самовоспитания слушателей незамедлительно сказывается на росте показателей их учёбы.

Эффективность воспитательной работы зависит, как известно, не только от отношения человека к ней, но и от его отношения к самому себе, к своему труду. Отечественный психолог и философ С.Л. Рубинштейн писал: Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей. Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии её стимулировать и направлять. 1

Этапы самовоспитания: превращение этических знаний в лично-значимые ценности, придание им личного смысла, второй этап: выработка у себя нравственных привычек: привычки не лгать, быть добросовестным в порученных делах, привычка доводить до конца начатое дело и др. Третий этап: образование нравственных чувств и потребностей: чувства ответственности, чувства гордости за сделанное дело, потребности не лгать, потребности доводить начатое дело до конца и др..

Нравственное самовоспитание курсантов в рамках учебного процесса, совмещенного со службой, военизированного режима, уставного порядка, требует постоянного повышенного напряжения физических и духовных сил. Поэтому задача командиров всех уровней развивать формы индивидуального и коллективного самовоспитания. Учебная деятельность, являющаяся для курсанта основной, содержит колоссальные возможности для самовоспитания: воспитания в себе ответственности, терпения, добросовестности. Творческая же деятельность: занятия искусством, спортом, наукой, хобби - развивают нравственные и эстетические качества: чувство меры, гармонии, интуицию, глазомер.

Самовоспитание, как саморазвитие опирается на закон расширения, в данном случае, расширения возможностей самого человека к совершению всё более значимых поступков! Широко известен факт самовоспитания великого русского полководца А.В.Суворова, не проигравший ни одного сражения, генералиссимус, создавший уникальную систему воспитания боевого духа у русского солдата, сам родился болезненным и хилым ребенком. Именно самовоспитание позволило ему победить маленький рост, физическую слабость.

Методы нравственного самовоспитания личности: самоанализ, самонаблюдение, самопознание (дневники, изучение собственных фотографий, работа с психологической литературой, тестами. Излишнее самокопание приносит не меньший вред) самопринуждение - осознанное волевое привлечение себя к определенным действиям самокритика – анализ собственных достоинств и неудач, переключение мыслей и поступков на развитие, движение вперед. самоприказ – сильное волевое усилие,


Формирование нравственно совершенной личности было и остается одним из центральных направлений воспитания сотрудников органов внутренних дел. Деятельность сотрудника органов внутренних дел находится под пристальным вниманием общества, поскольку затрагивает интересы всех его членов и ее результаты сказываются на обеспечении безопасности личности, общества и государства.

Нравственное воспитание всегда было объектом пристального внимания выдающихся мыслителей прошлых веков и современности. Особое внимание нравственному становлению личности уделяли И. Кант, Ж.- Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Они исходили из того, что воспитание личности является целенаправленным процессом, которое формируется под влиянием объективных условий жизни и самовоспитания [4] .

Формирование и развитие нравственной культуры личности происходит под дейст­вием различных факторов объективного и субъективного порядка. При этом роль субъективного фактора закономерно возрастает. В силу объективных обстоятельств, усиленных глубокими преобразованиями общества, основой нравственной стороны со­трудника становится его самовоспитание. Самовоспитание способствует повышению эффективности деятельности и рациональному использованию свободного вре­мени. С самовоспитанием связана оптимизация процессов формирования вы­соких профессиональных, морально-психологических и боевых качеств, выработка устойчивости к антиобщественным и амо­ральным явлениям. Оно вызывает потребность к перманентному всестороннему развитию личности сотрудника, придает целеуст­ремленность, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рационально преодолевать трудности службы и быта. В учебных заведениях уровень самовоспитания слушате­лей незамедлительно сказывается на росте показателей их учебы.

При отсутствии самовоспитания может сложиться лишь пассивная личность без устойчивых убеждений и твердых взглядов, не способная к труд­ной службе в органах внутренних дел. Этим и определяется значимость работы всех звеньев правоохранительных органов по развитию самовоспитания сотрудников.

Действенность нравственного воспитания обеспе­чивается только тогда, когда внешнее моральное воздействие до­полняется внутренней активностью воспитуемого, его самовоспитанием, стремлением следовать высшим предписаниям мораль­ного порядка, развивать в себе качества, необходимые для полно­ценной нравственной жизни.

Нравственное самовоспитание - это активный, сознатель­ный, целеустремленный процесс формирования и развития со­трудником положительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нрав­ственными идеалами и характером деятельности; это - постоян­ная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навы­ков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту. Нравственное самовоспи­тание предполагает интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие личности, навыков самоконтроля, управления собствен­ными мыслями, чувствами, действиями, умения предвидеть бли­жайшие и перспективные результаты своей деятельности.

Хотелось бы отметить, что н равственное самовоспитание обладает неко­торыми особенностями, обусловленными характером и задачами службы в правоохранительных органах. К числу таких особенно­стей можно отнести то, что наряду с развитием общих личност­ных качеств оно включает в себя формирование особого рода специфических профессиональных качеств. Оно призвано разви­вать качества не только профессионального специалиста, но и активного гражданина, воспитателя и учителя своих подчинен­ных. Как представитель правоохранительных органов, будущий специалист тесно связан с политическими целями и интересами государства, и это не может не отражаться на его самовоспитании [1] .

Нравственное самовоспитание слушателей происходит в рам­ках внутреннего распорядка учебного центра профессиональной подготовки, жесткой регламента­ции и строгого уставного порядка, которые сами по себе высту­пают как важные условия и средства самовоспитания. Нравственное самовоспитание слушателей правоохранительных учебных заведений сопряжено с повышенным напряжением фи­зических и духовных сил с преодолением опасных для здоровья и жизни ситуаций.

Задача ко­мандиров и начальников (профессорско-преподавательского со­става, руководства курсов ифакультетов) состоит в том, чтобы развивать все формы индивидуального и коллективного самовос­питания сотрудников (слушателей, будущих специалистов). Орга­низация и осуществление нравственного самовоспитания включа­ет: изучение сотрудником общезначимых социально-качест­венных параметров личности цивилизованного общества, а также специфических качеств личности сотрудника органов внутренних дел (профессиограммы); самопознание и критическую самооценку деятельности и поведения, потребностей и способно­стей, сил и возможностей; планирование работы над собой, по­становку целей, выработку программы и правил нравственного самовоспитания; изучение средств, методов и приемов самовос­питания; изучение практики самовоспитания выдающихся лично­стей — представителей избранной профессии, педагогов, мысли­телей, деятелей науки, культуры и политики; повышение собст­венной активности во всех сферах деятельности.

Между процессами нравственного самовоспитания и нравст­венного воспитания существует глубокая диалектическая взаимо­связь и взаимообусловленность. Они соотносятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание - одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Внешнее (воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внут­реннее (самовоспитание). Человек есть объект-субъект, что не­обходимо учитывать в процессе формирования личности сотрудника органов внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел должен сам вырабатывать нравственные устои, Действительное человеческое воспитание должно рассматриваться, прежде всего, как управление самовоспитанием. В этом - один из важнейших факторов фор­мирования личности специалиста органов внутренних дел.

Закономерности нравственного самовоспитания можно условно разделить на внешние и внутренние. К первым из них относится обусловленность самовоспитания социальной средой, службой в правоохранительных органах, культурным уровнем личности сотрудника, его воспитанием и социальным опытом. Ко вторым — зависимость самовоспитания от потребностей и инте­ресов человека, мотивов его жизнедеятельности, целей, идеалов, биологических особенностей и других факторов [5] .

В целом социальная среда определяет направленность и ха­рактер, идеалы и перспективы, цели и средства, методы и приемы нравственного самовоспитания. Однако связь среды и нравственного самовоспитания не является однозначной: личность может культивировать в себе порочные качества отживших социальных отношений либо в своем усовер­шенствовании подниматься выше социального окружения.

Существующая связь социальной среды и нравственного самовоспитания находит свое преломление, в зависимости самовоспитания сотрудников правоохра­нительных органов от сплоченности и зрелости служебного кол­лектива: чем более сплочен и зрел этот коллектив, тем выше уро­вень нравственного самовоспитания его членов, и наоборот. От­сюда вытекает важный методологический принцип воспитывать себя в коллективе и через коллектив. Общесоциологические фор­мы проявления этой закономерности (соперничество, заражение, подражание, внушение и др.) трансформируются в соответствую­щие принципы нравственного самовоспитания сотрудников.

Влияние на человека всех общественных отношений осуще­ствляется не непосредственно, а в процессе деятельного соотно­шения его со средой.

Из закономерной зависимости нравственного самовоспитания от жизнедеятельности личности вытекают два важнейших принципа: а) принцип использования для нравственного самовоспитания всех повседневных жизненных обстоятельств, б) принцип опосре­дованного импульса - введение субъекта нравственного самовос­питания (сотрудника) в такую обстановку, которая бы требовалаопределенной деятельности как основы выработки соответствую­щих качеств. По замечанию А.С. Макаренко, нельзя воспитать мужественного человека, не поставив его в такие условия, в кото­рых бы он мог проявить мужество [2] .

Гармоническое самовоспитание, предполагая всестороннюю деятельность, требует соответствующих (всесторонних) знаний. Следует заметить, что самовоспитание зависит от познания окружающей действительности - от уровня знаний, образования, эрудиции, духовной культуры будущего сотрудника. Как отмечал Гегель, образованный человек чувст­вует глубже и в то же время превосходит необразованного вла­стью над своим чувством.

Закономерная зависимость нравственного самовоспитания от потребностей носит интегральный характер: при ближайшем рас­смотрении она обнаруживает целый ряд новых внутренних свя­зей. Дело в том, что потребность, осознаваясь, трансформируется в интерес, а интерес заключает в себе мотивы и цели, идеи и идеалы. Поэтому правомерно говорить о существенной зависимо­сти нравственного самовоспитания от мотивов и целей, идей и идеалов личности.

К числу внутренних закономерностей мы, так же отнесли единство целей и средств нравственного самовоспитания. Совер­шенствование личности осуществляется через систему различных средств и методов, но эти последние органически, закономерносвязаны с целями самовоспитания. Цель личности определяет средства и способы его деятельности, в том числе методы и приемы самовоспитания. Сотрудник характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Отсюда следует, что средства и методы самовоспитания сотрудника могут привести к желаемой цели только тогда, когда их характер соответствует ха­рактеру цели.

Для определения способности будущего сотрудника к самовоспитанию и самопознанию мы использовали метод самонаблюдения. Мы попросили слушателей учебного центра профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, фиксировать сложности и успехи во время самонаблюдения. В исследовании участвовало 18 слушателей. Следует отметить, что самонаблюдение носил преднамеренный, целенаправленный характер. Самонаблюдение как динамический процесс принял форму самоконтроля. В свою очередь самоконтроль выступает функцией самопознания личного состава правоохранительных органов и в то же время метод его самовоспитания. В результатенастоящего исследования респонденты отметили, что самонаблюдение дала возможность осмыслить свои как личностные качества, так и возможные варианты принятий решений в определенных ситуациях. В процессе исследования выявились критерии оценок испытуемыми самих себя. Таким образом, определился уровень самооценки испытуемых.

н равственные и профессиональные качест­ва слушателя вырабатываются в процессе самовоспитания в два-три раза быстрее, чем в процессе обычной (не акцентированной на самовоспитании) системы обучения и воспитания;

высокоморальным спе­циалист становится не по принуждению, а по внутреннему убеж­дению, вырабатывается самостоя­тельно;

Аверина О.Р. этика и культура управления: Учебное пособие. Хабаровск, 1999.

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. введение в теорию управления нравственно-воспитательной деятельностью. Томск, 1986.

Булденко К.А. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников внутренних дел. Хабаровск, 1993.

Сухомлинский В.А. Стать человеком (Воспитание элементарной моральной культуры). Афоризмы // Новыйй мир, 1974.№ 3.

Основные термины (генерируются автоматически): нравственное самовоспитание, нравственное воспитание, дело, качество, самовоспитание, социальная среда, будущий сотрудник, внешнее моральное воздействие, внутренняя активность, закономерная зависимость.

Похожие статьи

Формирование нравственных качеств учащихся.

Стимулирование активности воспитанников и формирование потребностно-мотивационного компонента нравственных качеств.

Направляя подростков к нравственному самовоспитанию, следует учитывать, что лучше всего в этом возрасте будет усваиваться та.

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

Под нравственностью нужно понимать внутреннюю потребность каждого человека следовать моральным принципам и этическим нормам

Социально-нравственное воспитание в детском саду и в семье.

Нравственное воспитание личности | Статья в журнале.

Самовоспитание зависит от воспитания. Воспитание создаёт предпосылки самовоспитания, представляет внешнее условие последнего.

В социальной психологии отмечается, что нравственные формы поведения передаются из поколения в поколение при.

Организация нравственного воспитания | Статья в журнале.

Нравственное самовоспитание возможно при высокой требовательности человека к себе, вере в свои силы. Стремление к самовоспитанию возникает лишь при совпадении благоприятных внешних условий и внутренних предпосылок, тогда.

Факторы, влияющие на самовоспитание школьников

Без самовоспитания процесс воспитание малоэффективно.

Идеалы формируются под воздействием нравственного воспитания, правильного понимания действительных ценностей.

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне.

нравственное воспитание, нравственная воспитанность, мораль, качество, зло, добро, учебная деятельность, нравственное развитие, нравственное поведение

Формирование нравственности включает в себя как педагогическое воздействие, так и социальное.

Самовоспитание — естественный процесс адаптации личности

Ключевые слова:самовоспитание, адаптация, окружающая среда, личность, самосовершенствование.

Развитие человека, формирующее самовоспитание, зависит не только от обстоятельств жизни и воспитания, но и от его отношения к делу, от его трудолюбия.

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы.

Воспитание - это предоставление социально-многознаменгательного опыта новым поколениям для подготовки их к общественной жизни и творческой работе.

Моральный уклад жизни человека противоположен материальному. Человек с духовно-нравственными качествами.

Нравственное воспитание как основа становления личности

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Каждое Коллективное Творческое Дело (КТД) имело целью оказать воспитательное воздействие на ребенка в конкретном.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность работы. Ответственность профессиональных учебных заведений, непосредственно осуществляющих нравственную подготовку к труду в современных социальных условиях, резко возрастает. Профессиональная педагогика, практика деятельности средних профессиональных учебных заведений инновационного типа: технических и гуманитарных лицеев, колледжей, высших училищ, - показывает, что для педагогов актуальны две проблемы: качественная профессиональная подготовка выпускников и формирование их нравственных ценностей, определяющих способы самореализации в трудовых коллективах или индивидуальной деятельности.

Адаптация молодого специалиста к производственной практике на основе ее технологии происходит легче, чем к деловым отношениям, к нравственно-психологическому климату конкретного коллектива. Это связано с тем, что, как показывают исследования В.Т. Ощепкова, в нем в течение многих лет создавалась своя производственная субкультура, действовала профессионально-психологическая этика, в значительной степени субъективная, не всегда совпадающая с ожиданиями выпускника. В настоящее время это положение усугубляется тем, что сложившиеся роли, традиции и правила на основе прежних идеологических ценностей с возникновением рыночных отношений не исчезли, а вступили в противоречие с новыми. В современных условиях молодому поколению трудно определить свою нравственную позицию и сохранить ее в условиях социальной нестабильности, смены системы нравственных ценностей.

Реформы, связанные с переходом к рыночной экономике, существенно изменили моральный климат в обществе. Исследователи (О.С. Белокрылова, В. Квин, В.Д. Симоненко, и др.) убедительно показали, что рыночная экономика сама по себе не несет нравственного начала. Она требует четкого законодательства и всех видов контроля за соблюдением этики делового партнерства. Отсюда следует необходимость определения содержания, путей и способов нравственного воспитания будущего специалиста в период профессиональной подготовки. Она становится особенно острой в сфере деятельности средних специальных учебных заведений (ссузов) на качественно новой основе. Таковой выступает профессионально-нравственная позиция. Проблема ее формирования в историческом плане всегда имела два аспекта - социальную мотивацию и личностно-практическую направленность (С.Н. Батраков, Н.М. Берулава, С.И.Самыгин, Ю.К. Стрелков и др.).

1. Профессионализм как нравственная черта личности

нравственный этика профессиональный личность

Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, к деградации самой личности.

Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет, прежде всего, о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе. В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда. Профессиональная честь и достоинство, как правило, выступают мерой профессионализма в любой области.

2. Нравственное самовоспитание как фактор развития личности специалиста

Формирование и развитие нравственной культуры личности происходит под действием различных факторов объективного и субъективного порядка. При этом роль субъективного фактора закономерно возрастает. В силу объективных обстоятельств, усиленных глубокими преобразованиями общества, основой нравственной стороны специалиста становится его самовоспитание. Самовоспитание способствует повышению эффективности деятельности и рациональному использованию свободного времени. С самовоспитанием связана оптимизация процессов формирования высоких профессиональных, морально-психологических качеств. Оно вызывает потребность к перманентному всестороннему развитию личности специалиста, придает целеустремленность, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рационально преодолевать трудности службы и быта. В учебных заведениях уровень самовоспитания слушателей незамедлительно сказывается на росте показателей их учебы.

При отсутствии самовоспитания может сложиться лишь пассивная личность без устойчивых убеждений и твердых взглядов.

Действенность нравственного воспитания обеспечивается только тогда, когда внешнее моральное воздействие дополняется внутренней активностью воспитуемого, его самовоспитанием, стремлением следовать высшим предписаниям морального порядка, развивать в себе качества, необходимые для полноценной нравственной жизни.

Нравственное самовоспитание - это активный, сознательный, целеустремленный процесс формирования и развития человеком положительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нравственными идеалами и характером деятельности; это - постоянная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту. Нравственное самовоспитание предполагает интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие личности, навыков самоконтроля, управления собственными мыслями, чувствами, действиями, умения предвидеть ближайшие и перспективные результаты своей деятельности.

Задача профессорско-преподавательского состава, руководства курсов и факультетов состоит в том, чтобы развивать все формы индивидуального и коллективного самовоспитания слушателей и будущих специалистов. Организация и осуществление нравственного самовоспитания включает: изучение специалистом общезначимых социально-качественных параметров личности цивилизованного общества, а также специфических качеств личности в его профессии; самопознание и критическую самооценку деятельности и поведения, потребностей и способностей, сил и возможностей; планирование работы над собой, постановку целей, выработку программы и правил нравственного самовоспитания; изучение средств, методов и приемов самовоспитания; изучение практики самовоспитания выдающихся личностей — представителей избранной профессии, педагогов, мыслителей, деятелей науки, культуры и политики; повышение собственной активности во всех сферах деятельности.

Между процессами нравственного самовоспитания и нравственного воспитания существует глубокая диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность. Они соотносятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание - одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Внешнее (воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внутреннее (самовоспитание).

Закономерности нравственного самовоспитания можно условно разделить на внешние и внутренние. К первым из них относится обусловленность самовоспитания социальной средой, культурным уровнем личности сотрудника, его воспитанием и социальным опытом. Ко вторым — зависимость самовоспитания от потребностей и интересов человека, мотивов его жизнедеятельности, целей, идеалов, биологических особенностей и других факторов.

В целом социальная среда определяет направленность и характер, идеалы и перспективы, цели и средства, методы и приемы нравственного самовоспитания. Однако связь среды и нравственного самовоспитания не является однозначной: личность может культивировать в себе порочные качества отживших социальных отношений либо в своем усовершенствовании подниматься выше социального окружения.

Влияние на человека всех общественных отношений осуществляется не непосредственно, а в процессе деятельного соотношения его со средой.

Из закономерной зависимости нравственного самовоспитания от жизнедеятельности личности вытекают два важнейших принципа: а) принцип использования для нравственного самовоспитания всех повседневных жизненных обстоятельств, б) принцип опосредованного импульса - введение субъекта нравственного самовоспитания в такую обстановку, которая бы требовала определенной деятельности как основы выработки соответствующих качеств. По замечанию А.С. Макаренко, нельзя воспитать мужественного человека, не поставив его в такие условия, в которых бы он мог проявить мужество.

Гармоническое самовоспитание, предполагая всестороннюю деятельность, требует соответствующих (всесторонних) знаний. Следует заметить, что самовоспитание зависит от познания окружающей действительности - от уровня знаний, образования, эрудиции, духовной культуры будущего сотрудника. Как отмечал Гегель, образованный человек чувствует глубже и в то же время превосходит необразованного властью над своим чувством.

Закономерная зависимость нравственного самовоспитания от потребностей носит интегральный характер: при ближайшем рассмотрении она обнаруживает целый ряд новых внутренних связей. Дело в том, что потребность, осознаваясь, трансформируется в интерес, а интерес заключает в себе мотивы и цели, идеи и идеалы. Поэтому правомерно говорить о существенной зависимости нравственного самовоспитания от мотивов и целей, идей и идеалов личности.

3. Профессионально-нравственное воспитание как фактор развития профессионально важных качеств

Формирование личности будущего специалиста - одна из основных задач высших учебных заведений. В то же время высокого уровня профессиональной подготовки может достигнуть только студент с развитыми интеллектуальными, физиологическими, психологическими качествами и личностными свойствами, от которых в наибольшей степени зависит успех в конкретной сфере его жизнедеятельности.

В системе профессиональной подготовки профессионально - нравственная сторона занимает важное место. Для студента - самовоспитание должно являться одним из значимых факторов подготовки к будущей профессиональной деятельности. Поэтому окончание вуза и получение профессиональных знаний зависит во многом от личности студента: каковы у него стремление, интерес, потребность и установка; какое у него желание овладеть знаниями, умениями и навыками; как работать над развитием в себе тех качеств, которые формируют личность профессионала. И вообще, является ли он творцом своей личности, так как потеря требовательности может стать разрушительной силой и привести его мысли к застойному явлению.

Безусловно, активная позиция будущего профессионала по отношению к своей личности и к своей будущей профессиональной деятельности является важным мобилизующим фактором для самовоспитания и саморазвития.

Самовоспитание, выступает как фактор развития профессионально важных качеств и как средство профессионально - нравственного становления студента в образовательном учреждении. Оно может развиваться в нескольких направлениях: интеллектуальное, волевое, эмоциональное, нравственное и др.

Реализация внутренней потребности в самосовершенствовании, как основной механизм развития личности, проявляется в процессе его активной деятельности в учебе и общественной жизни. В этом особую роль играют, по мнению Л.И. Рувинского (1983), самовоспитание и самообразование. А в основе развития самовоспитания лежит становление и движение взаимосвязанных процессов изменения позиции студента во взаимодействии с внешним миром.

Движущими силами самовоспитания будущего специалиста определяется возникающими противоречиями между социальными требованиями общества, и собственным отношением к ним. Преодоление этих противоречий и является процессом саморазвития. Следовательно, студенту следует переходить от позиции "Я - студент" на позицию "Я - будущий специалист. Я готовлю себя к почетной высокой миссии". И одновременно он должен овладеть навыком самостоятельной работы по развитию своей личности.

Под профессионально - нравственным самовоспитанием понимается целеустремленная, активная деятельность, направленная на формирование, развитие и закрепление у себя положительных профессионально важных качеств личности, а также устранение отрицательных.

Поэтому программу профессионально – нравственного самовоспитания можно наметить на основании профессиограммы. Студенту пpи составлении пpогpаммы самовоспитания из указанных качеств нужно выделить те, которые у него на первый взгляд отсутствуют, т.е. составить персонограмму. Затем следует заняться самооценкой по всем включенным в нее качествам с помощью психологических тестов, выполнения различных заданий, где проявляются те или иные качества. На основании полученных результатов составляется личностная программа самовоспитания.

Например, при отсутствии такой профессиональной характеристики как уверенность в себе, студенту необходимо составить свой план самовоспитательных действий. Этот план должен включать:

обнаружение самого фактора неуверенности в себе, фиксация его в своем сознании в виде робости и скованности;

отношение к нему, беспокойство о нем, принятие соответствующих мер;

выработка определенных специфических требований к самоизменению своей личности;

разработка способов преодоления своих недостатков:

создание системы самонаблюдения и самоконтроля за своим самочувствием, поведением и сознательного регулирования своих эмоций и действий в различных условиях и обстоятельствах.

В действительности в различных жизненных ситуациях процесс самовоспитания может не совпадать с планом действия личности. Однако он должен быть продуманным моделированием самопознания, самовоздействия.

Таким образом, процессы самовоспитания и самообразования являются одним из важных и необходимых в профессиональной подготовке будущего специалиста. Причем эти процессы помогут студенту приобрести нравственные профессионально значимые качества для будущей профессиональной деятельности.

Профессионально-нравственная позиция не является личностным монообразованием. Это сложное проявление индивидуальности будущего специалиста, включающая три способа ориентации на конкретные социальные ценности: человека и его здоровье; профессию и профессиональную деятельность, сберегающую здоровье каждого индивида и общества в целом; себя как профессионально ответственную за реализацию этих ценностей личность. Поэтому профессионально-нравственная позиция может иметь как уровневый характер проявления, так и целостный. Исследованиями установлены следующие ее подструктуры: ориентировочная ценностно-здравоведческая позиция, при которой господствует ориентация на здоровье человека как основную социальную ценность; готовностно-мотивированная позиция с ведущим ее показателем — желанием, стремлением служить человеку, профессии, обществу; активно-деятельностная, при которой проявляется деятельность студента по самореализации, самосовершенствованию, самоподготовке к будущей роли. Эта деятельность связана либо с накоплением опыта в такой мере, что позволяет оценивать его как профессионализм, либо с самовоспитанием профессионально-личностных свойств, позволяющим в будущем самостоятельно и творчески накапливать опыт деятельности.

Названные виды профессионально-ценностной позиции студента могут рассматриваться и как ее уровни. Это зависит от концептуального подхода к ее формированию. В любом случае последовательность педагогических действий предполагает формирование ориентаций студентов на ценности человека и его здоровья, последующий переход к усвоению ценностей профессии и профессиональной деятельности и побуждение студентов к самоопределению и самореализации ценностей Я как профессионала и связанного с этим жизненного самоопределения.

Список использованной литературы

Аверина О.Р. Этика и культура управления: Учебное пособие. Хабаровск, 1999.

Булденко К.А. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников внутренних дел. Хабаровск, 1993.

Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. М. ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 208 с.

Солоницына А.А. Профессиональная этика и этикет. Учебник. Владивосток. Изд-во Дальневост. ун-та, 2005.- 200 c.

Воспитывая, воспитывай себя – это формула непререкаема, потому, что воспитание не может быть процессом односторонним. И у воспитанников, и у воспитателя могут быть свои правды свои резоны. И мы ищем путь к истине вместе.

А если лживость уже проникла в поры растущего человека? Универсального лекарства тут нет. Каждый раз приходится создавать его заново. Но две составляющие обязательны – разъяснение и доверие. И ещё одну хочется назвать – это ставка на чувство справедливости, порой искажённой, но справедливости. Самому отпетому подростку можно объяснить, что он поступил несправедливо. Я много раз убеждалась в том, как сильно действует этот простой довод, если его привести спокойно, без раздражения.

Мне всегда нужна родительская поддержка. Единство родителей и учителей – одно из незыблемых моих правил. Чтобы лучше знать родителей, повернуть их лицом к своим детям, предлагаю тест, составленный английским психологом Г. Пэйном.

Вот некоторые вопросы из него:

1. Вы видите в своих детях:

А. Людей, равных вам?

Б. Тех, кто может помочь вам заново пережить вашу молодость?

В. Маленьких взрослых?

Г. Тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах?

2. При споре с детьми вы:

А. Редко говорите, что они ошибаются.

Б. Соглашаетесь изменить позицию.

В.Оставляете последнее слова за детьми, не желая ссориться.

Г. Соглашаетесь, если они правы.

Всего дано 12 вопросов. Результаты бывают самыми неожиданными и побуждают к размышлениям.

Тесты проводятся и по другим темам. Часты в классе собрания-диспуты.

Гуманную личность можно воспитать лишь нравственными средствами. Требуя что-либо от другого, требуй этого же и от себя. И если мы говорим о необходимости единства действий, то здесь мы должны понимать, прежде всего, единство с нашими воспитанниками. А в основу, кладу любовь и стремление к взаимоотношению.

Разговор о том, что между семьёй и классным руководителем должна быть глубокая дружба в вопросах воспитания детей далеко не нов, но остаётся всегда злободневным.

Ребёнка невозможно делить на сферы влияния: скажем, школа содействует его и правильному выбору профессии, а семья занимается его характером. Это разделение сугубо условное, и именно оно объясняет многие педагогические неудачи.

Чтобы определить воспитательный потенциал семьи, я стараюсь как можно больше узнать о родителях: изучаю условия каждой семьи, выясняю, где работают родители, как проводят свой досуг. Затем разрабатывается методика правильного общения между родителями и классным руководителем. Обычно оно не сводится только к родительским собраниям, где речь идёт только об учёбе. Взаимодействие семьи и школы проявляется в классе в разных сферах. Здесь и участие родителей в оформлении кабинетов, выступления родителей на собраниях по профориентации, военно-патриотической тематике, проблемам нравственности, участие в общих праздниках, соревнованиях класса.

Участие родителей в делах класса активизировало и деятельность родительского комитета. Повысилась роль родительских собраний в воспитании учащихся. Так на родительских собраниях часто возникает разговор о трудовой активности детей, о том, чему научился ребёнок в школе, дома. Родители обмениваются опытом семейного воспитания. Естественно, такие встречи помогают родителям определить правильно взаимоотношение с детьми, повышают их педагогическую культуру.

Совместная работа с родителями открывает возможности для профориентационной работы. С помощью них организуются экскурсии на предприятия, выставки, посвящённые профессиям, встречи с интересными людьми. И результат налицо: из 19 выпускников 2007 года 16 стали студентами вузов, пятеро из них по окончании будут работать на селе.

Для меня не так важно, кто и к кому первым обратился за помощью и советом – учитель к родителям или они к педагогам. Здесь обе стороны должны работать в унисон. Здесь не нужны рецепты, наборы педагогических рекомендаций – их будет порождать сама жизнь, совместный поиск.

Мой опыт работы убеждает: постоянный контакт между учителем и родителями положительно влияет на учебно-воспитательный процесс в школе, и дома, помогает включать детей в ситуации выбора, оценивать свои действия, поступки, вовлекать в творчество.

Читайте также: