Сообщение с севера на юг окружающий мир 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

Природная зона — территория, которая определяется однообразными климатическими условиями, особенностями почвы, растительности и животного мира.

Особенности природных зон зависят от количества тепла, света и влаги, которые они получают. В каждой природной зоне растут определённые растения и обитают свои животные.

Территория России находится в разных природных зонах, постепенно сменяющих друг друга. Основных зон семь:

  • арктические пустыни;
  • тундра;
  • тайга;
  • смешанные леса и широколиственные леса;
  • степи;
  • пустыни;
  • субтропики.

Из-за постепенного изменения природы при переходе одной природной зоны в другую выделяют также промежуточные зоны. В нашей стране это лесотундра, лесостепь и полупустыня.

Главной причиной смены природных зон является то, что Солнце по-разному нагревает разные участки земной поверхности. На севере России солнечные лучи попадают на Землю под большим наклоном, они скользят по поверхности и плохо её нагревают. На юге России, наоборот, лучи падают на Землю отвесно и дают больше тепла.

Смена природных зон с севера на юг хорошо прослеживается на равнинах. В горах природа изменяется с высотой — высотная поясность .

Конспект по окружающему миру "Севера на юг". УМК Перспектива.

ВложениеРазмер
okruzh_mir._s_severa_na_yug.docx 21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока . С севера на юг.

Цели: сформировать представление о природных зонах России; познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, взаимосвязями в природе), со значением природных зон для человека, с понятием высотная вертикальная поясность; развивать познавательную активность, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.

Планируемые результаты: учащиеся научатся с помощью условных обозначений определять природные зоны на карте, характеризовать их, перечислять их в правильной последовательности; анализировать схему нагревания поверхности Земли Солнцем; объяснять зависимость горизонтальной поясности or степени нагревания солнечными лучами; объяснять причины смены природных зон с севера на юг, причины смены зон в областях высотной поясности.

Оборудование: физическая карта России, карта природных зон, модель вращения Земли вокруг Солнца, слайды с видами картин природы в разных зонах, карточки для проверки знаний.

II. Самоопределение к деятельности

Российский край, моя земля,

У нас и реки, и поля,

Моря, леса и горы.

И север есть у нас, и юг.

Сады цветут на юге.

На севере снега вокруг

— Там холода и вьюги.

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час

Встает, встречая солнце.

Российский край, как ты велик!

С границы до границы

И скорый поезд напрямик

В неделю не домчится.

  • Какие картины природы увидел автор на севере нашей Родины? на юге?
  • Почему в одно и то же время года картины природы на севере и юге нашей страны так отличаются? (Ответы учеников.)
  • Прочитайте тему урока.
  • Сформулируйте задачи урока.
  • Сегодня мы познакомимся с новым видом карты — картой природных зон.
  • Рассмотрите ее на с. 74—75.

III. Работа по теме урока

  1. Работа по карте
  • Сравните цвета на физической карте и карте природных зон. Что вы заметили?
  • Что обозначают цвета на физической карте? ( Высоту на уровнем моря.)
  • Что обозначают цвета на карте природных зон? (Вид при родной зоны.)
  • Работая в парах, определите, какие природные зоны есть на территории России.
  • В каких природных зонах вы побывали, когда путешествовали с родителями?
  • Что вы можете рассказать о погоде, животном и раститель ном мире этих зон?
  • Как вы можете объяснить расположение зон с севера на юг? Почему на севере находятся арктическая зона и тундра, а на юге — степи и лесостепи? (Ответы учеников.)
  • Как вы понимаете термин область высотной поясности? (Ответы учеников.)
  1. Беседа

(Учитель с помощью демонстрационной модели вращения Земли вокруг Солнца или схемы в учебнике на с. 76 объясняет материал урока.)

  • Как вы поняли, чем объясняется смена поясов с севера на юг? ( В северных районах нашей страны солнечные лучи скользят по поверхности Земли, нагревая ее слабо. А в южных районах солнечные лучи падают отвесно, и поверхность Земли нагревается сильнее.)

Высотная поясность — это закономерная смена природных условий и ландшафтов в горах по мере возрастания высоты (высоты над уровнем моря). Между широтными поясами и высотными зонами есть частичное сходство в климатических особенностях, размещении растительности и почв.

Высотная поясность объясняется изменением климата с высотой: при подъеме на 1 км температура воздуха снижается в среднем на 6 °С, уменьшается давление воздуха, его запыленность, возрастает интенсивность солнечных ультрафиолетовых лучей, до высоты 2—3 км увеличиваются облачность и количество осад

В результате температура воздуха снижается по мере роста соты. Кроме того, происходит уменьшение количества осадков за барьерного эффекта — горы создают барьер при продвижении облаков.

  • Как вы поняли, почему в горах происходит смена поясов? (Понижаются температура, давление воздуха; мало кислорода; больше ультрафиолетовых лучей.)
  • Как вы думаете, в каких горах природа разнообразнее: в высоких или низких? (Ответы учеников.)

Верно, чем выше горы, тем больше набор природных зон. Надо отметить, что чем ближе к экватору, тем разнообразнее природные комплексы в горах. А первая природная зона находиться у подножия, в которой находятся горы.

IV Закрепление изученного материала

(Выполняются с коллективной проверкой по карте природных зон.)

Выполнение заданий в рабочей тетради

(Проверочная работа с последующей взаимопроверкой и оцениванием. Один ученик читает ответы с севера на юг, учащиеся проверяют друг друга в парах.)

    Подведение итогов урока
  • Что нового вы узнали на уроке, путешествуя по России?
  • Почему происходит смена природных зон?
  • Чем объясняется смена природных зон в областях высотной поясности?
  • Как связаны неживая и живая природа в природной зоне?
  • В какой природной зоне мы живем?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука.



-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и .


Конспект урока окружающего мира"В мире живой природы"

Урок окружающего мира во 2 классе построен в соответствии с ФГОС с использованием информационно-комунникативных технологий.


Конспект урока окружающего мира на тему "Наше отношение к миру"


в соответствии фгос.


Конспект урока окружающего мира по теме: "Как мы общаемся с миром", 1 класс, УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с органами чувств и признаками, отличающих человека от других живых существ.Планируемые результаты:Предметные:Знать:-органы чувств;- признаки, от.

Сходство в том, что на обоих картах изображена территория РФ и на картах можно найти природные зоны России.

Отличия в том, что контурная карта предназначена для самостоятельного заполнения учащимся, это заготовка. На контурной карте обозначены границы РФ, водные объекты, но самих природных зон нет. Их нужно раскрасить самостоятельно. В качестве подсказки границы природных зон нанесены пунктиром.

3. С помощью карты в учебнике найди на контурной карте области высотной поясности. Закрась их соответствующим цветом.

Закрашиваем на карте области, выделенные коричневым (розоватым) цветом.


5. Пронумеруй основные природные зоны в порядке их смены с севера на юг:

1 арктические пустыни
2 тундра
3 тайга
4 смешанные и широколиственные леса
5 степи
6 пустыни
7 субтропики


Расскажи по этой схеме о причинах смены природных зон с севера на юг.

Солнечные лучи падают на земную поверхность под разным углом. Одни участки земли получают больше тепла, другие меньше, поэтому природные зоны сменяются. Чем более прямой угол падения солнечных лучей, тем больше тепла получает поверхность земли.

7. Подумай, что бы тебе хотелось узнать о природных зонах России. Запиши свои вопросы. По мере изучения природных зон постарайся найти ответы на эти вопросы.

  1. Какие животные обитают в разных природных зонах?
  2. Какие растения растут в разных природных зонах?
  3. В какой природной зоне самое длинное лето? А в какой самое короткое?
  4. Чем степь отличается от пустыни?
  5. Чем тайга отличается от тундры?
  6. Где холоднее всего?
  7. Тепло ли в тундре летом?


Для контроля знаний по географии мало знать, какие природные зоны есть в России. Нужно ориентироваться, как они сменяются в направлении с севера на юг и чем вызвана такая последовательность.

Факторы, влияющие на изменения в природе

Как известно, солнце нагревает Землю неравномерно. Чем ближе к экватору – тем больше количество солнечных лучей, чем дальше на север – тем меньше.

Территория России полностью лежит в северном полушарии в средних широтах. Лишь самые южные земли приближаются к экватору и находятся в субтропическом климатическом поясе. Все остальные регионы получают средний уровень солнечной энергии, и чем выше подымаемся к северу, тем холоднее становится.

Смена природных зон объясняется не только неравномерным нагреванием, но и соотношением количества осадков и их испарении. В регионах, где очень холодно, испарение низкое, поскольку солнце не нагревает поверхность. Об этом свидетельствует уровень снежного покрова. Так в районах тундры он может достигать пары метров.

В горах наблюдается смена природных зон с высотой. Лучше всего это прослеживается на вершинах, высота которых больше 2000 метров.

которые читают вместе с этой





Горы Урала не очень высокие, наивысшая точка – гора Народная 1895 м. Природа этих возвышенностей точно такая же, как и на равнине. Самые холодные районы Северного Урала покрыты растительностью, характерной для тундры и лесотундры.


Рис. 1. Уральские горы

Вспомним, что такое природная зона. Это биологический комплекс, внутри которого прослеживается одинаковый набор характеристик: схожий климат, почва, единый растительный и животный мир.

Смена природных поясов

Все природные зоны России с севера на юг меняются в горизонтальном направлении. Это значит, что границы биокомплексов проходят по определенным широтам. Чем теплее становится климат, тем разнообразнее становится растительный и животный мир. Всего в нашей стране выделяю 11 природных зон.

Среди них есть основные – в которых прослеживаются четкие отличия от других, и смешанные, которым присущи характеристика смежных природных зон. Например, лесостепь – в ней можно найти растения, встречающиеся в широколистных лесах, но в то же время эта зона имеет климат и почву такую же, как в степях.


Рис. 2. Степи

Порядок природных зон с севера на юг

В нашей стране биокомплексы расположены в таком порядке:

  • Зона арктических пустынь – сюда относятся острова Северного Ледовитого океана и немного суши полуострова Таймыр. Здесь ничего не растет, кроме мхов и лишайников, но вместе с тем океан кормит многих млекопитающих: белых медведей, тюленей, моржей.
  • Зона тундр – это основной природный комплекс широт выше полярного круга. Растительности мало.
  • Лесотундра – переходная зона, простирающаяся узкой полосой вдоль всего континента. Переходит в тайгу.
  • Тайга – зона хвойных лесов. Располагается на большей части территории России. Наибольшая ширина – в центральной и восточной Сибири. Заканчивается на побережье Тихого океана.
  • Зона смешанных лесов – переходная зона между тайгой и лиственным лесом. Встречаются различные породы деревьев: ели, сосны, дубы, клены, березы. Наиболее выражена в Европейской части России.
  • Зона широколиственных лесов – большая часть Русской равнины и юг Дальнего востока. Леса с ярко-выраженной многоярусностью: внизу травы, выше – обилие кустарников, и третий ярус – вековые деревья с широкой кроной – дубы, грабы, осины, липы.
  • Лесостепь – переходная зона между лесами и степями. Как природная зона практически не выражается на местности, поскольку вся территория занята под хозяйственную деятельность человека.
  • Степь – полоса плодородных Черноземов на севере Черного моря в Краснодарском крае. Это кормилица страны.

Сравнительно небольшая часть территорий России занята под сельскохозяйственные угодья. Лишь в Краснодарском крае урожая достаточно, чтобы прокормить половину населения страны.

  1. Полупустыни – засушливые территории, находящиеся в южных широтах между степью и пустыней.
  2. Пустыни – небольшие по площади пустыни есть в низовьях реки Волги и около Каспийского моря.
  3. Самые южные регионы нашей страны – это субтропические леса.

Что мы узнали?

Россия – большая страна с огромным потенциалом. Многообразие природных зон говорит о том, что в нашей стране неограниченные возможности для путешествий и исследований.

Читайте также: