Сообщение роль религии в жизни человека

Обновлено: 05.07.2024

Исследование философского понимания Бога, мира, человека. Рассмотрение религии как фактора изменений и социального стабилизатора. Изучение ее мировоззренческой, легитимизирующей и регулирующей функций. Анализ роли верований в жизни человека и общества.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.09.2015
Размер файла 30,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Глава 1. Религия как социальный стабилизатор: мировоззренческая, легитимизирующая и регулирующая функции религии

Глава 2. Религия как фактор социальных изменений

Глава 3. Роль религии в жизни человека и общества

Введение

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

Религия во все времена и для всех народов имела огромное значение. В данной работе я попытаюсь рассказать о воздействии религии на разные сферы деятельности, на ее роль в жизни общества.

Глава 1. Религия как социальный стабилизатор: мировоззренческая, легитимизирующая, и регулирующая функции религии

Одной из важнейших функций религии является мировоззренческая или, как ее еще называют, смыслополагающая. С точки зрения функционального содержания, религиозная система включает в себя в качестве первой подсистемы идеально преобразовательную деятельность. Целью этой деятельности является мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в результате которой вырабатывается определенная картина мира, ценности, идеалы, нормы -- то, что в общем составляет основные компоненты мировоззрения. Мировоззрение -- это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Мировоззрение может носить философский, мифологический и религиозный характер. Функциональный подход к религии предполагает выведение особенностей религиозного мировоззрения из тех задач, которые решает религия в общественной системе. Одну из моделей объяснения формирования мировоззренческой функции религии предложил американский философ и социолог Э. Фромм. По его мнению, человек на основе своей деятельности и общения создает особый мир -- мир культуры и, таким образом, выходит за пределы природного мира. В результате объективно возникает ситуация двойственности человеческого бытия. Становясь социокультурным существом, человек в силу своей телесной организации и включенности в естественные связи и отношения Вселенной, остается частью природы. Возникшая двойственность человеческого бытия нарушает его прежнюю гармонию с миром природы. Перед ним встает задача восстановить единство и равновесие с этим миром, прежде всего, в сознании с помощью мышления. С этой стороны религия выступает как ответ человека на потребность в равновесии и гармонии с миром.

Религия, утверждают многие ее исследователи, это то, что делает человеческую жизнь осмысленной, наполняет ее важнейшими компонентами значений.

На смыслополагающей функции религии настаивает также швейцарский мыслитель К.Р. Юнг. Предназначение религиозных символов, по его словам, придавать смысл человеческой жизни. Будь апостол Павел убежден, что он всего лишь бродячий ткач, то разумеется он не сделался бы тем, кем он стал. Его подлинная заряженность смыслом жизни протекала во внутренней уверенности, что он Божий посланник. Миф, обладавший им, сделал его великим (Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1992. С. 81).

Наряду с мировоззренческой, легитимизирующей функцией, социологи-функционалисты важное значение придают регулирующей функции религии. С этой точки зрения, религия рассматривается как специфическая ценностно-ориентационная и нормативная система. Регулирующая функция религии обнаруживается уже на уровне религиозного сознания. Каждая религиозная система вырабатывает определенную систему ценностей, реализация которых осуществляется индивидом в процессе его деятельности и отношений. Непосредственно регулирующую функцию выполняет ценностная установка.

Ценностная установка -- это своеобразная предваряющая программа деятельности и общения людей, связанная с возможностью выбора их вариантов. Она представляет собой социально -- детерминированную предрасположенность человека к заранее определенному отношению к тому или иному объекту, человеку, событию и т. д. Ценностные установки верующих людей вырабатываются в религиозной организации в процессе общения между людьми и передаются из поколения в поколение.

Осознание индивидом содержания ценностных установок образует мотив его поведения и деятельности. Мотив позволяет человеку соотносить конкретные ситуации, в которых он действует с системой ценностей, которыми он руководствуется в своем поведении. Ближайший побудительный мотив человеческого поведения выступает в виде его цели. Цели могут быть ближайшими, долгосрочными, перспективными, конечными. Конечная цель является самоцелью всей деятельности человека. Она насквозь пронизывает эту деятельность и сводит все остальные цели к роли средств собственного достижения. Конечная цель человеческой деятельности называется идеалом. Идеал является вершиной всей пирамиды ценностной системы.

Еще большим регулятивным потенциалом обладает нормативная система религии. Религиозные нормы -- это разновидность социальных норм, система требований и правил, направленных на реализацию религиозных ценностей. По характеру регулирования поведения религиозные нормы могут быть позитивными, обязывающими совершать те или иные действия, или негативными, запрещающими определенные поступки, отношения и т. д.

По субъекту предписания религиозные нормы могут быть разделены на общие, рассчитанные на всех последователей данного вероучения, или же на определенную группу (только для мирян или только для священнослужителей). Так, например, требование безбрачия в католицизме распространяется только на священнослужителей.

По характеру деятельности и отношений, на которые воздействуют религиозные нормы, следует выделить культовые и организационные. Культовые нормы определяют порядок культовых обрядов, церемоний, регулируют отношения между людьми при отправлении религиозного культа. религия социальный человек общество

Организационно-функциональные нормы регулируют внутриобщинные, внутрицерковные и межцерковные, а также межконфессиональные отношения. Сюда относятся нормы, регулирующие отношения, которые возникают в самих религиозных организациях (общинах, сектах, церквях), между верующими гражданами определенного вероисповедания, между религиозными объединениями, между священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и их структурными подразделениями. Эти нормы содержатся вразного рода уставах и положениях о религиозных организациях

Религия охватывает довольно широкую сферу социального бытия человека. И естественно, что в религиоведении идет дискуссия по вопросу, какой вид этого нормативного регулирования можно отнести к собственно религиозной, а в какой только внешне относится к религиозной сфере.

На этот вопрос предложены два различных ответа: первый состоит в том, что следует признать религиозным всякое регулирующее воздействие, если оно осуществляется в рамках религиозных организаций. Второй стремится развести собственно религиозное регулирование, которое инициировано религиозной мотивацией, и косвенное религиозное регулирование, которое связано с нерелигиозными формами социальной деятельности и отношений, но осуществляющееся в рамках религиозных организаций или под эгидой этих организаций. Примером второго вида деятельности является миссионерская деятельность, благотворительная деятельность религиозных организаций.

Глава 2. Религия как фактор социальных изменений

Представители теории конфликтов справедливо указывают и на тот факт, что конфликты существуют не только между религиозными объединениями, но и внутри них. Внутрирелигиозные конфликты могут принять самые острые формы и перерасти в крупные социальные конфликты. Ярким примером такого конфликта является Крестьянская война в Германии в XVI веке под предводительством Томаса Мюнцера, а также крупнейшее событие общественной жизни Европы XVI века -- Реформация.

Реформация проходила под лозунгом реформирования католицизма, возвращения его вероучения и практики к тем формам, которые были заложены Христом и апостолами во времена первоначального христианства. Для многих религиоведов события эпохи Реформации -- это глубокий религиозный конфликт. Однако среди представителей теории конфликтов есть и такие, которые склонны истолковывать этот, как и все другие крупные религиозные конфликты, прежде всего как социальные конфликты.

С точки зрения этого течения в конфликтологии, основой формирования общественных систем являются социальные интересы: экономические, политические. Лежащие в основе религии духовные ценности, идеалы и нормы носят по отношению к экономическим и политическим интересам вторичный, производный характер. Поэтому в основе всех социальных конфликтов следует искать прежде всего экономические и политические причины. Однако при определенных условиях социальные конфликты могут приобрести религиозную оболочку, проходить под религиозными лозунгами и непосредственно инспирироваться религиозными организациями. Религия в этом случае выступает как дезинтегрирующий фактор, способствующий расколу общества на враждебные лагери и инспирирующая антагонистическую социальную борьбу.

С этим направлением в религиозной конфликтологии связано учение об идеологической функции религии. С точки зрения этого учения, религия является надстроечным явлением, формой общественного сознания. Она сама по себе не может продуцировать те или иные общественные отношения, а лишь отражает их и интегрирует определенным образом. В зависимости от тех социальных сил, интересы которых выражает та или иная религия, на данном конкретно-историческом этапе развития общества, она может оправдывать и тем самым узаконивать существующие порядки, или осуждать их, отказывая им в праве на существование. Поэтому та или иная интерпретация религиозных ценностей, норм, образцов поведения может служить действенным орудием как в руках консервативных, так и революционных сил. Религия может питать социальный конформизм, служа тормозом общественного развития, или же стимулировать социальные конфликты, вдохновляя людей на социальные преобразования и, таким образом способствуя продвижению общества по пути социального прогресса.

Глава 3. Роль религии в жизни человека и общества.

Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного -- живущего по законам какой-либо строгой и изолированной секты, а другого -- ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в-третьих, религия может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того -- Россия. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна. Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свойственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции.

Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений. Она объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его.

В-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии.

В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие, подчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал; приезжая в любой город или в чужую страну, вы наверняка одним из первых мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители. Религия выполняет в истории созидательную культурную функцию. Ее можно проиллюстрировать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в. Христианская культура с многовековыми традициями утвердилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально преобразив его. Опять же не будем идеализировать картину: ведь люди есть люди, а из человеческой истории можно извлечь и совершенно противоположные примеры. Вы, вероятно, знаете, что после утверждения христианства государственной религией Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было разрушено немало величайших памятников культуры античной эпохи.

В-седьмых, религия способствует упрочению и закреплению определенных общественных порядков, традиций и законов жизни. Так как религия более консервативна, чем любой другой общественный институт, она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя, безусловно, и это правило не обходится без исключений.)

Какую бы религию мы не взяли, ценности и заповеди у них схожи - не убий, не укради, не сквернословь, не клевещи, не завидуй, не прелюбодействуй и др. Получается, что роль религии в жизни общества - это призвать людей к совести, к общепринятым нормам человеческого бытия, к нравственным и моральным устоям, к пониманию и соблюдению этих устоев. (Мы не говорим о сектах, чьи убеждения трудно назвать нормальными).

Заключение

Однозначно оценить роль религии в жизни общества невозможно. Весь опыт ХХ-XХI вв. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

На положение религии в современном обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности - научно-технический прогресс и политика. Их эволюция в современном обществе ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас и открывают для нее и новые возможности.

Успехи в овладении природой с помощью техники, достигнутые в ХХ-XХI вв. веке на основе гигантского приращения научных знаний, оказали глубокое воздействие на религиозное сознание.

Наука не вытеснила религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании - в понимании Бога, мира, человека. Решив многие проблемы познания мира и овладения человеком силами природы, наука отодвинула границу познания к еще более сложным, чем ранее проблемам.

Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость.

Список литературы

1. Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, М.П. Новиков, и др. Под ред. И.Н. Яблокова. Основы религиоведения..

2. Буряковский А.Л. и др. История религии. Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете.

3. Вебер М. Протестантсткая этика и дух капитализма // Работы М. Вебера по социологии религии и культуре. Вып. 2. М., 1991.

4. Зеленков М.Ю. Мировые религии.

5. Мень А. История религии. М., 1994 г.

6. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. М., 2004 г.

7. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985.

8. Фромм Э. Психоанализ и религия // Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990 г.

9. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // Маркс К., Энгельс Ф.

10. Юнг К.Р. Архетип и символ. М., 1992.

Подобные документы

Мировоззрение и его сущность. Дофилософские формы мировоззрения. Философское осмысление мира, его основные типы и способы. Предмет и структура философского знания. Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества.

курсовая работа [43,2 K], добавлен 31.05.2007

Религия как особый тип общественного сознания, воли и бытия. Место религии в истории человечества, способы влияния и сущность религиозной патологии. Особенности мировоззренческой, культуротранслирующей, политической и нравственной функций религии.

курсовая работа [51,4 K], добавлен 13.12.2010

Материалистическая концепция человека и общества в философии Л. Фейербаха, значение природы в жизнедеятельности человека. Проблема религии в работах Фейербаха: человек и Бог. Любовь как основа нового философского понимания человека в учении Фейербаха.

реферат [26,2 K], добавлен 20.05.2014

Предмет, функции и методы философии. Религия как мировосприятие и определенная сфера жизни человека. Ее внутренняя сторона и функции. Сходства и различия философии и религии. Диалектика их взаимодействия. Роль теистической философии в жизни общества.

реферат [29,9 K], добавлен 06.12.2011

Стремление человека к познанию и его особенности. Понятие и сущность религии, предпосылки и особенности ее развития в человеческом обществе, оценка роли и значения. Проблема взаимоотношения философии и религии как основных сфер духовной жизни человека.


Во всех религиях во все времена есть одно общее – это обращение сознания человека на инобытие. Через религию сознание человека не просто отражает реальность, а как бы преображает её. Религия достраивает картину мира образами сверхбытия через представления (вероучения, священные тексты) и эмоции (благоговение и любовь, страх и трепет). Вместе они в устойчивой форме составляют религиозный культ [1].

Функции религии – это характер и направление ее воздействия на общество в целом и на отдельные его элементы. Выделяют следующие функции религии:

- Мировоззренческая функция - это способ влияния религии на жизнь людей через мировоззренческие идеи, которые входят в содержание религии.

- Легитимирующая (узаконивающая) функция - обоснование и узаконивание существования самого ценностно-нормативного порядка.

- Компенсаторная функция - восполнение бессилия человека, облегчение его страданий. Важным свойством этой функции является ее психологическое воздействие, которым снимается стрессовое состояние.

- Коммуникативная функция проявляется, прежде всего, по отношению к самим верующим. Общение развертывается для верующих в двух планах: общение с Богом и общение друг с другом. Богообщение является высшим видом общения, и соответственно общение с ближними приобретает второстепенный характер.

- Регулятивная функция - поддержка принятых в обществе социальных норм поведения [3].

Религия может вносить в жизнь людей как положительные, так и отрицательные результаты.

Положительные аспекты религии:

- религия раскрывает человеку систему строения мироздания, определяет значение, цель и место в этом мире для каждого индивида, раскрывает смысл жизни.

- это утешение, надежда, духовное совершенствование, опора, милосердие. Недаром, человек всегда обращается к Богу, когда ему тяжело.

- если у человека есть достойный пример, например определенный религиозный идеал, то он старается изменить себя в лучшую сторону, пытается идеологически соответствовать канонам и заповедям своей веры. Тем самым идет настрой на добро, справедливость, помощь ближнему.

- может служить объединяющим фактором для людей.

- это источник вдохновения. Религия, является созидательно культурной функцией, благодаря которой человечество защищено от гибели, деградации, то есть от всех угроз, которые сопутствуют цивилизации.

- становление и укрепление порядков, традиций и законов жизни. Религия консервативна и направлена на сохранение традиций, стабильности и покоя [2] .

Отрицательные аспекты религии характеризуется:

- фанатичным отношением к религии. В случае увлечения религиозной деятельностью с созданием из нее культа, поклонением и растворением в группе единомышленников.

- возможной опасностью со стороны влияния сект.

- не толерантное отношение к представителям других религий, что может привести к разжиганию религиозной вражды. Наиболее опасен сейчас религиозный экстремизм, где приемлемы такие методы, как терроризм, и это явление остается крайне опасным для всех людей.

- игнорирование светской жизни, когда религиозные нормы и правила находятся в приоритете [3].

Если рассматривать то, какое влияние оказывает религия на общество, то можно сделать вывод о том, что религия определяет почти все сферы человеческой жизни, начиная с культуры и заканчивая повседневной жизнью человека. В современном обществе это не так заметно, но на самом деле, в большинстве современных традиций, обычаев, праздников, установок поведения лежат религиозные корни.

Литература

1. Аринин Е. И. Религиоведение: введение в основные концепции и термины: учебное пособие для вузов / Е. И. Аринин. - М.: Академический Проект, 2011. - 320 с.

2. Мангейм К.А. Диагноз нашего времени / К.А. Мангейм. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 405 с.

3. Самыгин С.И. Религиоведение: социология и психология религии / С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 200 с.


Что такое религия?

Что такое религия? Библия

Роль религии в жизни человека

Религия играет огромную роль во всех социальных сферах. Что такое религия, если она влияет на культуру, развитие науки, медицину, социальные институты и многое другое? Это — удивительная духовная общность, которая возникает у людей с разным культурным наследием, разными взглядами и традициями. Даже такие сферы, как брак и создание семьи не обходятся без участие религиозных воззрений человека. Так, например, католическому духовенству запрещено вступать в брак. Медицинская этика сформирована не без участия религии. Многочисленные споры о возможности клонирования во многом были связаны с тем, что Церковь не считает должным брать на себя роль Творца. Иногда люди, живущие в одном государстве и имеющие одну культуру и историю могут быть совершенно разными и жить по-разному лишь, потому что они исповедуют разные религиозные взгляды.

Религия часто определяет психологическое состояние человека. Так, попадая в деструктивные секты, люди часто начинали вести себя агрессивно или проявляли не свойственные им прежде черты характера.

Религия влияет даже на политику и образование отдельных государств, а также на управление ими. К сожалению, именно религиозными взглядами часто покрывались преступные деяния. Такие, как инквизиция. Но к истиной религиозности это не имеет никакого отношения, так как все мировые религии миролюбивы и исповедуют любовь и уважение к ближнему. Любовь к Богу и ближним — это основа христианства.

Большинство религий помогает человеку побороть страх смерти и неизвестности, декларируя бессмертие человеческой души или перерождение. Религия помогает человеку пережить боль от потери близких и найти новый смысл в земном существовании.

Что такое религия? Мировые религии

Виды религий

В современном мире религии в основном являются монотеистическими. Несмотря на то, что неоязычество стало модным явлением в наши дни, в том числе, на территории бывших стран СНГ и в Европе. Иудаизм, христианство и ислам — монотеистические религии. Каждая из них претендует на вневременную религию, являющуюся постоянной и вечной системой ценностей для тех, кто ее исповедует.

Свою веру люди, как правильно, основывают на священных книгах. Для Христиан это — Ветхий и Новый Завет, Священное Писание, для мусульман — Коран. В книгах содержатся основы вероучения и история возникновения той или иной религии.

Для совершения богослужений и таинств, люди строят храмы. В каждой религии свое название для места, в котором можно воздать поклонение богу. Мусульмане посещают мечеть, христиане — храм. Причем в каждой христианкой конфессии у храма есть свое название. В католицизме это — костел, в протестантизме — кирха. Они имеют разное архитектурное устройство и оформление.

Кроме того, в каждой религии Бог почитается по-разному, существуют разные таинства и обряды. Так Сикхизм предполагает медитации, христианство — богослужения с Причастием.

Религии мира

Что такое религия? Причастие

Существует расхожее мнение, что существует три мировые религии:

На самом деле, буддизм не может считаться религией, так как не включает в себя поклонение богу. Будда считал себя просветленным, но никогда не причислял себя к богам. Наряду с даосизмом и индуизмом, буддизм — это лишь определенная система ценностей, вера в сверхъестественные силы природы.

К монотеистическим религиям в данный момент относятся:

  1. Иудаизм
  2. Христианство
  3. Ислам
  4. Сикхизм

Иудаизм сформировался у еврейского народы и остается по сей день одной из древнейших монотеистических религий. В мире более тринадцати миллионов иудеев. Исходная точка этической идеи иудаизма — единство человеческого рода и равенство между людьми. Согласно иудаизму не этническая или другая принадлежность различают людей, а участие в их жизни нравственной силы. Единство мироздания, согласно иудаизму, обязано своим существованием Воле Творца. Наряду с единством Бога иудаизм подчеркивает Его бестелесность. Бог — не одна из сил природы или материального мира, Он над природой и над материальными законами. Заповеди, которые Моисей получил на горе Синай являются продолжением союза, который Бог заключил с Авраамом. Согласно иудаизму человек своими деяниями должен очистить мир, чтобы Бог мог присутствовать в нем. Доктрина иудаизма заключается в том, что Бог Един, Всемогущ и Вечен. Человек не способен познать Бога, кроме той меры, в которой Господь являет себя людям. Воля Божья является через пророков. Он оставляет каждому человеку свободу воли и не насаждает веру силой. Иудеи ждут Царства добра и справедливости, которое наступит, когда придет Мессия.

Что такое религия? Иудаизм

Христианство в свое время считалось иудейской сектой, но истинность веры во Христа позволило скромному течению иудаизма превратиться в мировую религию с множеством последователей. В мире более двух миллиардов христиан, которые верят, что Христос и есть Мессия. Он пришел спасти Нас и принял Крестную смерть за нас. Христианство не отрицает ветхозаветный принцип монотеизма и почитания Единого Бога. Новозаветный Бог есть любовь. Основа христианской добродетели — смирение и любовь к ближним. Христианство также говорит о равенстве всех людей. Каждого человека Бог любит, как свое дитя и у каждого есть средства спасения — свободная воля и Божественная благодать.

Что такое религия? Христианство

Что такое религия? Ислам

Сикхизм — также монотеистическая религия. Она основана духовным учителем сикхизма Нанаком. В мире более 22 миллионов человек исповедуют сикхизм. Он возник в XVI веке. Бог, согласно сикхизму, никому не раскрывает цель творения материального мира, но исполнен любви и лишен ненависти. Бог присутствует повсеместно — в природе, милосердии, правде и красоте. Ему поклоняются с помощью медитативных практик.

Что такое религия? Сикхизм

Не стоит также путать религии и конфессии. Одна религия может содержать несколько конфессий. Так в христианстве основными являются православие, католицизм и протестантизм. В Исламе крупнейшими направлениями являются суннизм и шиизм.

Одной из крупных политеистических религий является индуизм. Это — не совсем религия в привычном понимании слова, скорее, сложный комплекс верований. Главными божествами в индуизме считаются Брахма , Вишну и Шива .

Важно помнить о том, что наш Бог есть любовь и ненависть к людям, исповедующим другие религиозные взгляды, никак не поможет нам в деле Спасения. Лучший способ миссионерства — являть своей жизнью пример христианской любви и благочестия. Не стоит забывать о том, что Иисус не обращал никого в христианство силой, но являл миру чудеса любви.

я334

Религия – вера в наличие неких сверхъестественных сил, влияющих в той или иной степени на жизнь человека и общества.

Религиозная вера – это ещё и определённые эмоциональные переживания человека (например, любовь, благоговение, страх), проявляемые по отношению к Богу или к другим сверхъестественным силам.

Функции религии:
  • мировоззренческая – формирует религиозное мировоззрение;
  • коммуникативная – общение с Богом и другими верующими;
  • регулятивная – регулирует поведение людей в соответствии с религиозными заповедями;
  • интегрирующая – способствует объединению, сплочению верующих;
  • культуротранслирующая – приобщение верующего к культурным ценностям и традициям, развитие письменности, книгопечатания;
  • компенсаторская – человек находит утешение, успокоение в общении с Богом, людская разобщённость заменяется братством верующих.

я36

Буддистский храм. Бурятия. РФ.

Мировые религии.

Мировые религии – это религии со значительным числом последователей по всему, которые не ассоциируются с какой-либо национальностью или государством.

Важным элементом религии являются религиозные организации, воплощающие в своей деятельности религиозные ценности и установки, — церковь, секты и организации, образованные вокруг яркого религиозного лидера.

Российская Федерация – светское государство. Это значит, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные организации отделены от государства и равны перед законом.

Из Конституции РФ.

я35

Мечеть Кул-Шариф. Казань.

Роль религии в жизни человека и общества.

Регулирует поведение в обществе.

Верующие должны соблюдать определённые правила, выполнять установленные религиозные действия; религия объединяет нравственный опыт поколений и создаёт общие принципы жизни людей.

Религия воспитывает верующих.

Религия побуждает верующих к развитию определённых положительных качеств, например. доброты, милосердия, умеренности.

Религия даёт ответы на вечные, волнующие человека вопросы.

Религия объясняет устройство мира, предназначение человека и его место в мире, отвечает на вопросы о добре и зле.

Религия помогает верующему решать его психологические проблемы.

Обращение к Богу помогает снять тяжёлое психологическое состояние, почувствовать облегчение и приток сил. Религия не в силах решить реальные проблемы человека (болезнь, материальные затруднения, семейные неурядицы), но способна изменить отношение человека к этим проблемам, дат ему новые ориентиры и жизненные стимулы.

Религия способна избавить человека от одиночества.

Человек взаимодействует с другими верующими в рамках религиозной общины. Важнейшей составляющей общения религиозного человека является его диалог с Богом, осуществляемый с помощью специальных обрядов и молитв.

Религия объединяет общество для решения каких-либо общественных проблем, но может порождать вражду между людьми.

Например. религия объединяет общество для борьбы с внешним врагом, с нищетой и болезням в условиях экономического кризиса.

Религиозные организации.

Церковь:

  • объединение последователей какого-либо вероучения, совместно проводящих богослужения;
  • чёткое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих), причём сами священнослужители занимают различные положения в церковной иерархии;
  • наличие в большинстве церквей официальных религиозных лидеров (например, Папа римский для католической церкви, Патриарх Московский и всея Руси для Русской православной церкви);
  • наличие системы непреложных основ вероучения(догм) и обрядов.

Секта:

Религиозные организации сектантского типа.

  • обладают чертами секты;
  • как правило, создаются вокруг яркого религиозного деятеля, который провозглашает себя и признаётся её участниками Богом (или како-либо сверхъестественной силы) на Земле и носителем абсолютной истины;
  • важнейший объект религиозного поклонения – руководитель организации.

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ.

Буддизм.

Этимология.

Время и место зарождения.

VI – V вв. до н.э., Индия.

Источники вероучения.

Основы учения.

Человек может через размышления и созерцание достичь истины, найти путь к спасению и прекратить череду страданий и перерождений. Одна из важнейших заповедей – милосердие ко всем живым существам.

Христианство.

Этимология.

Время и место зарождения.

I век, восточные провинции Римской империи.

Источники вероучения.

Библия.

Основы учения.

Идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путём молитвы и покаяния. Проповедь смирения, терпения, прощения обид.

Ислам.

Этимология.

От арабск., предание ебя воле Бога, покорность.

Время и место зарождения.

Начало VII века, Азия, Аравийский полуостров.

Источники вероучения.

Основы учения.

Человек – существо, склонное к греху, которое не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остаётся уповать на милосердие и помощь Аллаха, выполнять предписания мусульманской религии, тогда он заслужи вечную жизнь в раю.

Читайте также: