Сообщение робеспьер и его судьба трагедия или закономерность

Обновлено: 07.07.2024

1. Краткая биография М. Робеспьера

. Политические и правовые взгляды М. Робеспьера

. Социальная политика М. Робеспьера

Список использованной литературы

1. Краткая биография М. Робеспьера

2. Политические и правовые взгляды М. Робеспьера

Объектом моей работы являются политико-правовые воззрения М. Робеспьера, его теория государственности, методы водворения его идей в жизнь. Мне не менее интересны и способы достижения цели в условиях революции. Можно ли через террор, как метод, придти к всеобщему благу, можно ли таким способом построить крепкое государство?

Взгляд М. Робеспьера на государственную власть

Решительная критика Робеспьером феодально-монархических устоев, боевой демократизм развитых им республиканских взглядов делают вождя якобинцев заметной фигурой в истории учений о политике и власти, праве и государстве Нового времени.

Концепция конституционного и революционного правительства М. Робеспьера

робеспьер революция террор власть

Самостоятельность и своеобразие Робеспьера как политического мыслителя базируется в значительной степени на разработанной им концепции конституционного и революционного правительства.

С выдвижением этой концепции существенно преображается весь комплекс робеспьеровских политико-правовых идей. Более очевидным становится в них тяготение к авторитарным формам властвования. Явственно ощущается теперь уклон в сторону правового нигилизма .

Он выделяет два типа правительства:

. Конституционное правительство - цель которого сохранять уже утвердившуюся республику, заниматься гражданской свободой.

. Революционное правительство - действует в бурных обстоятельствах. Правда, он уточняет, что террор - это симбиоз либерально-демократических и авторитарных идей.

Место террора в политической деятельности М. Робеспьера

Родившаяся в то время "черная легенда" Робеспьера представляла собой первую, тогда еще примитивную и эмоциональную попытку, истолковать одновременно и террор, и личность Робеспьера: "чудовищная система" была неотделима от "тирана", а сам он представлялся "монстром", управлявшим страной по колено в крови. Это обвинение его в агрессивности свидетельствует о тяжести травмы, нанесенной террором; данная легенда демонстрировала растерянность современников перед лицом неслыханной репрессивной системы, которая, в одно и то же время, была частью Революции и противоречила ее основным принципам. Имея в своей основе ненависть и игру воображения, эта легенда отражала в себе и некоторую зачарованность загадочной фигурой Робеспьера. В самом деле, как объяснить, что тот, кого называли посредственностью, не обладающей ни талантом, ни совестью, смог захватить власть и повлиять на ход Революции?

С тех пор многое, если не все, было сказано о связи между Робеспьером и Террором. Это - классическая тема для историографии Революции, которая, так или иначе, звучала на каждом этапе ее развития. Тем не менее, уже довольно давно не появлялось новых документов, касающихся Робеспьера. Как это происходит и с другими великими историческими деятелями, поводом для научных дискуссий, связанных с постановкой новых проблем или изменением исторической перспективы, служит комплексный анализ этой фигуры. Очевидно, что немало проблем возникает и при изучении Террора. Вне всякого сомнения, Революция не сводится к этому трагическому событию, точно также, как и роль Робеспьера в истории Революции не сводится к роли "террориста", творца Террора. Тем не менее, Террор и Робеспьер неразделимы: размышлять по поводу одного неминуемо означает анализировать и другое.

3. Социальная политика М. Робеспьера

Социальный идеал Робеспьера не оригинален. Он таков: общество мелких производителей, где каждый владеет землей, маленькой мастерской, лавкой, способными прокормить его семью, и где человек прямо обменивается произведенными им продуктами с другими равными ему людьми.

Первоначально собственность не входила в число естественных и неотъемлимых прав человека, однако в принятой Конвентом Декларации прав собственность(наряду с равенством, свободой и безопасностью)отнесена к числу естественных и неотъемлемых прав человека, для их обеспечения установлено правительство.

Заветная цель Робеспьера- образцовый мелкобуржуазный строй. У него нет намерения выйти за пределы мира частной собственности.

"Желчный темперамент, узкий кругозор, завистливая душа, упрямый характер предназначали Робеспьера для великих преступлений. Его четырехлетний успех, на первый взгляд, без сомнения, удивительный, если исходить лишь из его посредственных способностей, был естественным следствием питавшей его смертельной ненависти, глубинной и неистовой зависти. Он в высшей степени обладал талантом ненавидеть и желанием подчинять себе. В своих мечтах о мести он был полон решимости покарать смертью всякую рану, нанесенную его чувствительному самолюбию; и чтобы тайное ощущение неполноценности перестало разрушать иллюзии, созданные его самолюбием, он хотел бы остаться лишь с теми, кого считал неспособными себя унизить. С давних пор он изменил значение слова народ, приписав наименее образованной части общества свойства и права общества в целом. Вот в каких словах он без конца превозносил справедливость и просвещенность народа: никто не имеет права быть более мудрым, чем народ; богачи, философы, писатели, общественные деятели были врагами народа; революция могла окончиться лишь тогда, когда больше не станет посредников между народом и его истинными друзьями. Робеспьер сделал из этого народа божество, из патриотизма - религию, из революции - предмет фанатичного поклонения, верховным понтификом которого стал он сам; тон жреца был наиболее отличительной чертой его убогих писаний; это тон все громче звучал в них на протяжении четырех лет; в конце он [Робеспьер] говорил уже на одном лишь на мистическом жаргоне самозваного прорицателя. Одним из его последних деяний была попытка соединить культ Бога с культом народа и стать жрецом обоих божеств" - так в августе 1794 г., под влиянием пришедших из Парижа новостей, написал про Робеспьера Дону, заключённый в тюрьме.

Народ, противопоставляемый аристократам, был политической конструкцией и символическим образом с туманными и расплывчатыми контурами, но он не мог иметь более чем одну волю и более чем одну точку зрения. Утвердить свою тождественность с народом означало присвоить себе право высказывать эту точку зрения: Робеспьер пользовался тем самым непререкаемым авторитетом истинного мнения, непримиримого и категоричного, которое устанавливало, кто принадлежит к народу, а кто - нет. Отсюда другая очевидная характерная черта его дискурса: стирание частного перед лицом общего, личного перед лицом принципов, и так вплоть до их полного смешения. Робеспьер обладал секретом неповторимой риторики, в которой лирические порывы, когда речь шла только о нем самом, соединялись со своего рода деперсонализированной речью, когда дело касалось принципов, добродетели и народа. Отсюда удивительная сила убеждения, которой обладали его слова, но отсюда же и ловушки, расставляемые его выступлениями. В механизме революционного правительства Робеспьер занимал ведущее и уникальное в стратегическом плане место, находящееся на стыке Комитета общественного спасения, Якобинского клуба и Конвента. Удерживать это место означало символизировать единство народа и якобинской диктатуры. Это место не было институциональным, но благодаря Робеспьеру оно стало институтом, и, соответственно, сам Робеспьер оказался главной деталью машины, подлинным идеологическим и моральным органом, органом добродетели.

Робеспьер обладал глубинным убеждением, что существует некая изначально установленная и непосредственная связь между ним и народом. Между тем, его выступления происходили в закрытых помещениях и перед избранной публикой. Робеспьер легитимизировал и систематизировал политику террора. Террор обогатил Робеспьера конкретным опытом пребывания у власти, навыком принятия политических решений большого масштаба. Это был содержательный и многообразный опыт: опыт Комитета общественного спасения, где Робеспьер взял на себя, как известно, ведущую роль, но также и опыт Бюро общей полиции, которым он очень тщательно руководил на протяжении последних трех месяцев своей жизни.

Список использованной литературы:

1. История политических и правовых учений.Учебник для вузов\Под общ. Ред.акад.РАН,д.ю.н.,проф.В.С.Нерсисянца.2003г.

. История политико -правовых учений.Под ред.проф.А.Н. Хорошилова.2002г

. Борисов Л.П.История плитических и правовых учений.2000г.

4. Лейст О. Э. История политических и правовых учений. - М.: Юридическая литературы, 1997. - 576 с.

Бачко Б. Робеспьер и террор. Пер. с фр. Д.Ю. Бовыкина. // Исторические этюды о французской революции (Памяти В.М. Далина). - М.: ИВИ РАН, 1998. - 390 с.

. Арканян М.Ц. История Франции. - М.: Дрофа, 2007. - 474 с.

. Ревуненков В.Г. Очерки истории великой французской революции 1789-1814 гг. - СПб.: Издательство СПбГУ, 1996. - 516 с.

Два раза "ку", мои малиновые штаны. Не знаю, как в ваших глазах, а в моих "кровавое чудовище Робеспьер" после выяснения обстоятельств стал выглядеть человеком, отдавшим всё ради величия своей страны, но умершим с поруганной честью, клеймлённым и оплёванным. Берясь за этот цикл я рассчитывал нащупать тот момент, когда этот человек "сошёл с ума" и "стал зверем". Но этого момента. не случилось. Его никогда и не было. Абсолютно все действия Робеспьера были логичными и разумными.

Два раза "ку", мои малиновые штаны. Не знаю, как в ваших глазах, а в моих "кровавое чудовище Робеспьер" после выяснения обстоятельств стал выглядеть человеком, отдавшим всё ради величия своей страны, но умершим с поруганной честью, клеймлённым и оплёванным. Берясь за этот цикл я рассчитывал нащупать тот момент, когда этот человек "сошёл с ума" и "стал зверем". Но этого момента. не случилось. Его никогда и не было. Абсолютно все действия Робеспьера были логичными и разумными.

На что способна единая Франция?

Если вы внимательно следили за моим циклом, то помните, что мы остановились на противостоянии эбертистов и дантонистов . Так вот, в этом противостоянии "все умерли". Эбертисты – потому что они в конец "поехавшие", а дантонисты – потому что не понимали, что вставлять палки в колёса революции в период, когда кто-то пытается соплями склеить развалившееся государство (то есть, в период, когда деструктивная революция уже обернулась конструктивом) попросту нельзя.

В общем, Робеспьер делал Францию единой.

И это, чёрт возьми, работало! Механизмы машины власти, смазанные кровью патриотов и предателей, работали. И работали достаточно успешно, чтобы даже обеспечить стране, частично напоминающей декорации из Безумного Макса, военных побед.

Робеспьер целенаправленно избавлялся от опасных дураков во власти. Но ни одна защита от дурака не спасёт от настоящего долбоящера!

Да, Робеспьер был диктатором. Но диктатором в старом, ещё римском значении. То есть, он был "антикризисным менеджером, наделённым полнотой абсолютной власти". И под его руководством Франция медленно, но поднималась с колен. Рядовым гражданам становилось жить лучше, враг огребал леща. Но, да, за это приходилось платить человеческими жизнями. Но вы видели, кого Робеспьер кидал в жернова революции? Разве он был так уж и не прав?

Да, Робеспьер был диктатором. Но диктатором в старом, ещё римском значении. То есть, он был "антикризисным менеджером, наделённым полнотой абсолютной власти". И под его руководством Франция медленно, но поднималась с колен. Рядовым гражданам становилось жить лучше, враг огребал леща. Но, да, за это приходилось платить человеческими жизнями. Но вы видели, кого Робеспьер кидал в жернова революции? Разве он был так уж и не прав?

Мышиная возня

Проклятье! Люди ведь даже целые шествия устраивали, прося власть быть "пожёстче". Потому что знали: жесток Робеспьер, в первую очередь не к землепашцам и рабочим с фактории, а к том у кого есть хоть какая-то власть. Потому что видели, как жизнь становится лучше.

Если бы Робеспьер удержался бы у власти, возможно, он стал бы для Франции кем-то, вроде Сталина для русских: человеком, о котором было бы много споров. Человеком, ответственным за огромное количество репрессий, но, при этом, выведшим страну из кризиса и наладившим систему, при которой средний уровень жизни резко взлетел.

Но. оппозиция попросту ушла в подполье. Она просто перестала высказывать своё мнение вслух. Да и оппозиция эта была больше не "идейной", а "противоробеспьерской". Люди дружили против текущего властепридержателя.

И он это чувствовал.

Однако. ему попросту не хватило прозорливости и времени, чтобы раскусить заговор. В день, когда он заявил о нём (судя по контексту – сгоряча), с него потребовали назвать имена. Но как можно было их назвать, не имея на руках всех доказательств. Было уже не важно, знал ли Робеспьер каждого из заговорщиков или только догадывался о заговоре. Он промолчал, поскольку понимал: стоит ему произнести слово, с него потребовали доказательств. А их не было. В итоге, Робеспьера слова лишили.

Однако. ему попросту не хватило прозорливости и времени, чтобы раскусить заговор. В день, когда он заявил о нём (судя по контексту – сгоряча), с него потребовали назвать имена. Но как можно было их назвать, не имея на руках всех доказательств. Было уже не важно, знал ли Робеспьер каждого из заговорщиков или только догадывался о заговоре. Он промолчал, поскольку понимал: стоит ему произнести слово, с него потребовали доказательств. А их не было. В итоге, Робеспьера слова лишили.

Печальный Термидор

Причём, не только его, но и всех его сторонников. Крайне быстро следом за этим событием в лицо бывшему тирану ткнули обвинительным декретом, а затем – произошло восстание.

Я сначала удивился: с чего бы народу восставать, если он Робеспьера, вроде как, любил. А затем я посмотрел на состав: 3000 национальных гвардейцев, 17 артиллерийских подразделений. Это, мои малиновые штаны, не народ восстал. Это власть имущие по договорённости силушки военной подвезли. Силушки, которой даже воевать-то было не с кем.

И, знаете. вот не этим людям обвинять Робеспьера в жестокости. Детали захвата власти, происходившего, я напомню, без боя, ибо биться было не с кем, были очень и очень неприятные. И одно дело, когда неприятные детали всплывают, когда подобным занимается озлобленный народ, но когда в этом замешаны профессиональные войска.

Свой последний путь Максимиллиан Робеспьер прошёл с улыбкой. Я, чёрт возьми, понятия не имею, какой надо было обладать силой воли, чтобы во всём этом мраке, с раздробленной пистолетным выстрелом челюстью, выдавить из себя печальную улыбку. Но, так или иначе, я сделал для памяти этого человека всё, что мог: высказал своё непопулярное мнение.

Максимилиан Франсуа Мари Исидор де Робеспьер вошел в историю как выдающийся революционер. Во время Великой французской революции он состоял в Ордене тамплиеров и был членом Якобинского клуба. Будучи известным политическим деятелем, он старался обосновывать собственные позиции в своих трудах. Понять, почему потомственный адвокат придерживался таких взглядов, поможет краткая биография Максимилиана Робеспьера.

Максимилиан Робеспьер

Детские годы

Небольшой французский городок Аррас

Появился на свет Максимилиан Франсуа Мари Исидор в 1758 году. Его родиной был небольшой французский городок Аррас, располагающийся в департаменте Па-де-Кале, который в XVIII веке являлся административным центром. Потомку семьи адвокатов сразу были привиты все необходимые знания и навыки. Франсуа, отец Робеспьера, состоял в адвокатской коллизии при Высшем совете провинциального города Артуа.

Максимилиан был старшим сыном в семье. Позднее на свет появились братья и сестры будущего революционера. Всего в семействе было пятеро детей. Мать Робеспьера звали Жаклин Маргарита Карроль. Младший ребенок умер почти сразу после рождения, поэтому детство Максимилиан провел в окружении брата Огюстена, сестер Шарлотты и Анриетты. Не выдержав страданий из-за гибели младшего сына, вскоре мать скончалась. Отец семейства уехал из Франции, а детей оставил на воспитание дедушке по материнской линии и своим сестрам.

Начало пути

Рассказывая о том, кто такой Робеспьер во Франции, нельзя не упомянуть об образовании, полученном историческим деятелем, что и послужило стартом его революционного пути. В 1765 году мальчик поступил в колледж Арраса. Позднее он стал студентом парижского колледжа Людовика Великого, где изучал правоведение. Это и предопределило его путь — он решил стать юристом, повторив судьбу отца.

Закончив обучение, Робеспьер возвратился в родной город, чтобы начать адвокатскую деятельность. 1789 год ознаменовался очередными выборами в Генеральные штаты. На голосовании были выдвинуты участники трех сословий. Примечательно, что из-за своих политических принципов Максимилиан стоял на последних (левых) позициях.

Выборы в Генеральные штаты

В собственных речах он отражал позиции идей Руссо, в то время как оппоненты придерживались либеральных взглядов на жизнь и ведение политики. Робеспьер постоянно критиковал их за радикальные реформы. Именно эти идеи продвигались революционным деятелем на выступлениях в Якобинском клубе. Вскоре он стал одним из лидеров сообщества.

Робеспьер был знатным демократом. Очевидцы отмечают, что в своих выступлениях он высказывал откровенную демагогию, что и прославило его. Среди друзей его прозвали неподкупным.

Восстание против жирондистов

После этого начался настоящий террор, ставший средством воплощения идеалов и отношения к политике. В последующей деятельности Робеспьера можно выделить несколько важных этапов:

Восстание против жирондистов

Робеспьер считал, что конечная цель революционных действий — это формирование нового общества, основанного на руссоистских принципах о морали и опирающегося на типичную искусственную государственную религию. По мнению деятеля, это позволило бы решить все социальные проблемы.

Арест и казнь

Созданная Робеспьером утопия не находила поддержки в обществе. Депутаты Конвента почти все были настроены против великого революционера. Во что ждало Робеспьера в дальнейшем:

Арест, произошедший 27 июля Робеспьера

Казнь окровавленного Робеспьера

  1. Арест, произошедший 27 июля прямо во время чтения доклада комитетов Конвенту Сен-Жюстом. Многие депутаты сговорились против революционеров, а воплотить все предстояло Тальену. Следом за ним свои противоречивые доводы начали приводить Бийо-Варенн, Барер, Вадье и другие деятели. Возражения Робеспьера против его излишней снисходительности и чрезмерной лояльности по отношению к врагам революции никто не слышал. Все участники сходки начали кричать слова о свержении тирана, после чего было оглашено постановление об аресте.
  2. Тюремное заключение. После ареста всех революционеров отправили в люксембургскую тюрьму, но ее начальник отказался заточить арестованных. Известия о произошедшем почти сразу дошли до мэрии. Парижский мэр отдал приказ о закрытии городских барьеров и призвал секции города присоединиться к восстанию. Вооруженные подразделения подоспевают к ратуше, чтобы освободить арестованных революционеров.
  3. Побег из тюрьмы, чего удалось достичь благодаря национальной гвардии, отправившейся к месту заточения по наводке тамплиеров. Сотрудники тюрьмы поспешили дать отпор. Разразилась настоящая кровавая бойня, в ходе которой многие солдаты и представители полиции были жестоко убиты. Младший брат Робеспьера сломал ногу, выпрыгивая из окна, а парализованный Кутон был без сожалений спущен противниками с лестницы. Тяжелораненые мятежники навели дорианистов на след сбежавшего Робеспьера. Скрываясь в городской ратуше, он так и не дождался своих освободителей, поскольку их побег оказался неудачным. Прямо в собственном кабинете ратуши революционера ранила Элиза де Ла Серр, раздробив ему челюсть. Робеспьер больше не мог сопротивляться и сдал всех соратников, раскрыв планы коммуны. Также он рассказал, что главной его целью все это время было отыскать Меч Эдема.
  4. Казнь окровавленного Робеспьера и его соратников. Доставленный в комитет общественного спасения революционный деятель был переведен вместе с друзьями в Консьержери. Ровно в 12 часов они предстали перед революционным трибуналом.

Все заточенные, помещенные в три повозки, были перенаправлены к месту казни. Трагедия произошла прямо на площади Революции, где стояла ожидавшая осужденных гильотина. Первым казнили Кутона. После этого обезглавили младшего брата Максимилиана. Следующим на очереди был Сен-Жюст.

Робеспьер стал предпоследним, за ним последовал бывший мэр Парижа Флерио-Леско. Революционерам так и не удалось завоевать власть, а их головы безжалостно под бурные аплодисменты были показаны всем присутствующим на казни. Произошло это 28 июля 1974 года.

Тела казненных были захоронены в братской могиле на кладбище Эранси. Могилу засыпали известью, чтобы от сеятелей смуты, желающих создать первую в мире республику, не осталось и следа.

Интересные факты

Робеспьер по сей день остается одним из самых противоречивых исторических деятелей, ведь кто-то и сейчас поддерживает его взгляды, читает описание жизни и считает необходимым воздвигать памятники великому политику, но есть и те, кто называет его тираном. Об этой исторической личности известно немало сведений. Список интересных фактов о Максимилиане Робеспьере:

Роль Робеспьера во Французской революции XVIII века

Роль Робеспьера во Французской революции XVIII века велика, но это не оправдывает кровавых методов, применяющихся деятелем. Сейчас с его именем связано немало мифов, легенд, противоречивостей. Одни используют цитаты из его трудов в жизни, другие до сих пор обсуждают жестокость якобинца, законность действий которого всегда была под вопросом.

Его фамилию носят многие пригородные улочки, но в столице Франции нет ни одной улицы Робеспьера. Художники сделали немало его портретов, архитекторы создали единственную статую, размещенную в Пантеоне, но основные попытки воздвигнуть революционеру памятник были безуспешными.

Французская революция – это поворотный пункт европейской истории. Вместе с тем даже спустя более чем 200 лет она оставляет нам массу дискуссионных вопросов. Особенно это касается личностей. Некоторые из них успели выступить в роли как лидеров, а возможно, даже палачей революции, так и ее жертв. Самым ярким примером в списке таких личностей остается Максимилиан Робеспьер. Статья посвящена описанию пути к власти Робеспьера, а также истории его политического краха, который закончился на гильотине. Когда состоялась казнь Робеспьера? Дата вам также станет известной в процессе прочтения статьи.

Максимилиан Робеспьер до революции и в ее начале

Историю жизни Робеспьера до 1789 года нельзя назвать дорогой к власти. Тогда Франция была абсолютной монархией, и никто в серьез не мог рассчитывать на минимальный доступ к власти. Родился Робеспьер в 1758 году, и на момент начала революции ему шел 31 год. К этому моменту он получил юридическое образование в одном из самых престижных вузов Европы – Сорбонне. Позже вошел в коллегию адвокатов Франции. Перед началом революции встал на сторону Третьего сословия и как квалифицированный эксперт должен был составлять нормативный документ, который бы давал этому сословию равные права. Именно поэтому и стал членом Генеральных Штатов в 1789 году, а через несколько месяцев началась революция.

На протяжении 1790-1791 годов брал участие в различных дебатах, в формировании Национальной Гвардии, составлении Декларации прав человека. Кстати, в начале революции был создан политический Якобинский клуб, а к 1790 году Робеспьер стал его лидером.


Приход к власти

В 1792 году пала монархия во Франции, а король Людовик XVI в следующем году был казнен. После свержения короля был образован новый государственный орган – Национальный конвент. Изначально Максимилиан Робеспьер и его клуб выступали в союзе с жирондистами, однако мнения стали кардинально расходиться. Любопытный момент случился уже в конце 1792 года, когда газеты Франции стали подавать отчеты из выступлений Робеспьера на Якобинском клубе так, словно эта организация уже стала общегосударственным органом. В своих выступлениях Робеспьер неоднократно заявлял о желании продолжить революцию, очисть страну от предателей, в том числе и в армии. Кроме того, жирондисты стали большое внимание уделять провинции, что, по мнению Робеспьера, могло грозить стране тенденциями к сепаратизму. В мае 1793 года жирондисты исключили якобинца Марата из Конвента, а еще нескольких арестовали. Это вызвало скандал и высказывания о предательстве жирондистами интересов революции. В ответ на это Робеспьер организовал переворот, убрав от власти всех жирондистов.


Террор


Реформы Максимилиана Робеспьера

Кроме организации террора Робеспьер провел несколько серьезных изменений:

Арест и расследование

В 1794 году террор становился все массовым, и даже члены Якобинского клуба перестали понимать его необходимость. В организации назревал раскол, и многие понимали, что для прекращения режима необходимо убрать Робеспьера. 27 июля 1794 года на заседании Конвента началась потасовка, ночью дошло до перестрелки, во время которой Робеспьер был ранен в челюсть. Его схватили и отправили в тот орган, который он сам же и создал – Комитет Общественного спасения. Хирург сделал ему операцию, а Комитет приговорил его к смертной казни.


Казнь Робеспьера. Обезглавленная революция

Когда состоялось исполнение приговора? Казнь Робеспьера и его сторонников состоялась уже утром 28 июля. Его посадили в повозку и повезли на площадь Революции. Кстати, повозка ехала возле дома Робеспьера, который к тому моменту уже полностью обыскали, заколотили окно, и кто-то даже облил его красной краской.

Вместе с Максимилианом Робеспьером казнили его младшего брата. Инструмент был выбран классический для того времени – гильотина. Массовым его сделал именно М. Робеспьер. Казнь (год - 1794-й) была логическим завершением его деятельности.


Память в культуре

Робеспьер и различные названия


Публицистическая деятельность

Помимо политической карьеры, Максимилиан Робеспьер занимался еще и публицистической деятельностью, например, писал статьи в газеты. Впервые идея публикации его трудов возникла во Франции. В 1912-1914 годах было напечатано несколько томов. Уже в 1950-х возникла идея перевести на русский и издать в Москве. Дело в том, что в советское время было очень большое восхищение этой личностью, его считали одним из главных творцов Великой Французской революции. В 1959 году вышла книга "Революционная законность и правосудие", а уже в 1965 году вышел сборник его работ в трех томах. Туда вошли не только его статьи, но и выступления на различных заседаниях. Кстати, французское издание на сегодняшний день насчитывает более 11 томов.


Оценка в истории

Самое интересное, что уже в XX веке он стал примером для подражания для многих диктаторов. Его мысли о продолжении революции, доведения ее до победного конца и борьба с ее врагами повторялись Сталиным практически слово в слово.

Читайте также: