Сообщение рабби шнеур залман сообщение 5 класс

Обновлено: 24.06.2024

Одним из величайших представителей той эпохи является рабби Шнеур Залман из Ляд, впоследствии именуемый Рав (Раввин, Учитель) . Этот праведный человек стал основателем хасидского движения ХАБАД, которому было суждено превратиться в самую сильную и наиболее динамично развивающуюся ветвь хасидизма.

Зародившись в Литве в 5522 году от сотворения мира (1773 год по светскому летоисчислению), течение ХАБАД быстро распространилось за пределы этого центра еврейской жизни. Сторонников и последователей Рава появлялось по всему миру все больше и больше.

Рабби Шнеур Залман был прямым потомком Махарала из Праги. Его прапрадед жил в деревне Позен. Затем семья стала перемещаться в восточном направлении, скитаясь по Галиции и Польше, и в итоге осела в Витебске, в то время процветающем центре изучения Торы и Талмуда.

Там и родился Борух, отец рабби Шнеура Залмана. Его воспитали в духе традиции и веры. Позже он переехал в местечко Лиозно, находившееся неподалеку от Любавичей и прославившееся как место постоянного обитания потомков Рава.

Здесь родился и получил начальное образование Шнеур Залман. С самых юных лет он поражал окружающих необыкновенной эрудицией, трудолюбием и религиозным рвением.

Тогда рабби Борух отвез Шнеура Залмана в Витебск. Двенадцатилетний мальчик сразу же завоевал признание и славу гения, а величайшие мудрецы города приняли его как равного.

НУЖЕН СВОЙ ПУТЬ

По прошествии некоторого времени один богач избрал Шнеура Залмана своим зятем и во всем содействовал тому, чтобы тот мог посвятить все свое внимание изучению Торы.

Несмотря на обретенные знания, молодой человек ощущал острую нехватку самостоятельного религиозного опыта, который невозможно приобрести на школьной скамье или в одиночестве рабочего кабинета. Двадцатилетним он с согласия жены покинул дом и семью и по зову души вступил на путь самосовершенствования.

Его одинаково привлекали два ведущих центра еврейского образования: Вильно (Вильнюс), центр изучения Талмуда и вотчина противников молодого, но быстро развивающегося хасидизма, и Межерич, где жил и работал Великий Магид, глава хасидов, преемник рабби Исраэля Баал Шем Това.

Полный надежд и ожиданий и без гроша в кармане, он отправился в длительное путешествие. В пути приходилось зарабатывать деньги, чтобы иметь возможность передвигаться дальше, поэтому мудрец Торы принимался за любую предлагаемую работу — рубил лес, работал в поле. Тем не менее большую часть пути до Межерича ему пришлось пройти пешком.

По мере постижения и осознания ежедневных лекций Магида, посвященных учению Баал Шем Това, перед жаждущим учеником из Лиозно разворачивался новый мир. В окружении великих раввинов (каковыми в действительности оказались ученики Магида) он тщательно исследовал область священных связей, которые объединяют Б-га, еврейский народ, Тору и весь мир в одну нерушимую систему универсального масштаба.

Младший сын рабби Довбера, Авраам, которого по причине его безгрешного поведения называли не иначе как Авром дер малох (Авраам-ангел), был его проводником в высшую сферу мудрости и знания. В свою очередь, Шнеур Залман преподавал ему Галаху — основную часть талмудической и раввинской литературы, касающейся еврейского закона.

Так юный Рав постиг основы хасидизма и удовлетворил чаяния своей души. Поиски, заставившие его покинуть дом и семью, увенчались успехом. Он не жалел, что предпочел Межерич Вильно.

ДЕЛЕНИЕ И МИССИЯ

19 кислева 5533 (1772) года рабби Довбер умер, и каждый из его учеников взял на себя задачу распространения и внедрения хасидизма в своем городе и своей стране.

Рабби Шнеуру Залману предстояла сложная миссия — захватить крепость под названием митнагдим — так именовали противников распространения хасидизма в Литве, врагов хасидской идеологии и образа жизни. Поначалу он боролся с ними при помощи рабби Менахема Мендла из Витебска, а когда тот уехал в Эрец-Исраэль, продолжил выполнять свою миссию самостоятельно.

Надо сказать, что в оппозицию входили и некоторые прославленные ученые и раввины того времени. Однако рабби Шнеур Залман был вполне подготовлен сразиться с ними на их же территории.

Рабби Шнеур Залман вовсе не был оторванным от реальности мечтателем. Он был истинным лидером, реагировавшим на материальные нужды своего народа не менее чутко и живо, чем на недостаток духовности. Описание огромной работы, которую он проделал ради улучшения материального благосостояния своих братьев, заслуживает отдельной главы. Потому мы лишь вкратце упомянем о некоторых из его достойных уважения поступков.

Сразу после своей свадьбы он затеял кампанию, целью которой было убедить как можно больше евреев поселиться в сельской местности и заняться сельским хозяйством. Для достижения этой цели он употребил весь свой талант и силы.

Приблизительно с 5532 (1772) года рабби Шнеур Залман убеждал живущих на польско-российской границе евреев переехать на восток, вглубь Российской империи, где экономические возможности казались более благоприятными.

Рабби Шнеур Залман активно занимался привлечением средств для поддержки недавно образованных хасидских общин в Эрец-Исраэль.

Когда в 5568 (1808) году вышел указ, в соответствии с которым евреи изгонялись из сельской местности, что лишало тысячи еврейских семей средств к существованию, рабби Шнеур Залман предпринял путешествие по всей России, чтобы собрать необходимые средства.

ХАБАД — НОВОЕ ТЕЧЕНИЕ

Стремясь улучшить духовную жизнь и экономические условия своих единоверцев, Рав развил собственный путь в служении Б-гу, философию ХАБАД.

Вернувшись в Лиозно, он требовал от учеников совсем иного, нежели другие ученики Магида. Хасидские лидеры ставили в центр внимания цадика (праведника) как человека сверхъестественных возможностей. Шнеур Залман видел в цадике, скорее, духовного лидера и учителя, нежели чудотворца.

Рабби Шнеур Залман говаривал:

— Что там дух пророчества, что чудеса! В доме учителя, святого Магида, мы черпали пророческий дар ведрами, а чудеса валялись под скамьями. Но у кого было время наклониться и поднять их?!

Хасид должен был приготовить себя к жизни в вере и служении Б-гу и благодаря ей достичь высшего уровня, ХАБАД, который представляет собой три составляющих интеллекта: Мудрость, Анализ и Осознание ( Хохма, Бина и Даат ) — и является связующим элементом между небом и землей.

Эту идею рабби Шнеур Залман взял за основу, когда развивал структуру хабадской идеологии. Целостный человек служит Б-гу одновременно разумом, сердцем и поступками, и каждая из этих составляющих дополняет другую. Разум понимает, сердце чувствует, а руки действуют.

Чтобы помешать работе Рабби, его противники прибегали к самым крайним мерам. Был даже составлен донос российскому правительству, в котором он был представлен как предатель и еретик. Подобные обвинения были состряпаны и против еще нескольких хасидских раввинов.

Многочисленные легенды свидетельствуют о том, какое впечатление произвели на собранную для рассмотрения его дела комиссию мудрость, присутствие духа и самообладание раввина. Царь Павел I и другие представители высшего общества посещали его инкогнито, проверяя мудрость еврея. 19 кислева 5559 (1798) года он был отпущен по специальному царскому приказу. С тех пор для хасидов этот день является праздником.

Не прошло и двух лет с той попытки, как крайняя оппозиция выдвинула против него новую порцию ложных обвинений. И снова он был доставлен в российскую столицу и заключен в тюрьму, но, как и прежде, был полностью оправдан и освобожден в соответствии с распоряжением Александра I , который, как и его отец, восхитился мудростью лидера литовского хасидского движения.

В год наполеоновского вторжения рабби Шнеур Залман поддержал Россию и содействовал ее победе.

А вот другие хасидские лидеры, такие как знаменитый магид из Кожниц и рабби Аарон из Карлина, открыто признали Наполеона, который обещал свободу и равенство всем гражданам Республики, включая евреев. Однако рабби Шнеур Залман считал, что распространение французского влияния может принести больший моральный вред, нежели польза свободы. Зверства царизма, нанося ущерб благосостоянию евреев, не затрагивали при этом их самобытности.

Когда армия Наполеона вступила на российскую территорию, Рав был вынужден бежать в сопровождении своей семьи и небольшого числа близких учеников. Несколько раз он избежал опасности быть схваченным, но его ослабевшее тело уже не справлялось с напряжением горестного путешествия. Он серьезно заболел и умер 24 тевета 5573 (1813) года в Пене, небольшой деревушке под Курском. Похоронили его на еврейском кладбище в Гадиче , местечке под Полтавой.

[назад] רחמנא ליבא בעי (Хинух, 129; Рейшит хохма, Шаар кдуша, 17).

Раби Шнеур-Залман бар-Барух из Ляд (Рав; Бааль а-Тания; Алтер Ребе; 5505—5573 / 1745—1813/ гг.) — выдающийся законоучитель и каббалист, основатель хасидского движения ХАБАД.

Родился 18 элула 5505 /1745/ года в городке Лиозно, южнее Витебска.

Его отец, цадик нистар (скрытый праведник) р. Барух и мать Ривка получили благословение на рождение ребёнка от рабби Исраэля Бааль-Шем-Това. Шнеур-Залман родился в тот же день года, что и сам Бешт.

Ребёнок начал связно разговаривать в возрасте одного года. В три года его привезли к Бешту, и основатель хасидизма совершил обряд халаке, когда мальчика стригут в первый раз.

В пятнадцать лет он женился на дочери витебского богача р. Йеуды-Лейба Сегаля. Стремясь получить юного илуя в зятья, р. Сегаль дал своей дочери баснословное приданое в пять тысяч золотых монет. Вскоре после свадьбы на эти деньги раби Шнеур-Залман построил возле Витебска несколько поселений для еврейских сельскохозяйственных артелей, а также закупил на них необходимый земледельческий инвентарь и скот — чтобы поселенцы смогли кормиться трудом своих рук.

Молодая семья поселилась в доме тестя, взявшего на себя заботу о её пропитании. Раби Шнеур-Залман погрузился в изучение Торы, ведя самый аскетический образ жизни. В восемнадцать лет он закончил изучение Талмуда со всеми комментариями, а затем приступил к углублённому постижению Каббалы.

В двадцатилетнем возрасте он вступил в круг учеников раби Дова-Бера (Магида из Межерича). Раби Шнеур-Залман обучался в паре с сыном наставника, р. Авраамом Малахом, который обучал его тайнам Каббалы.

Спустя два года р. Шнеур-Залман стал магидом (общественным проповедником) в Лиозно. Но и в этот период он не прерывал связей с Магидом из Межерича, приезжая к нему на все праздники года.

Книга, получившая название Шулхан Арух а-Рав (Шулхан Арух Рава), принесла раби Шнеуру-Залману известность в еврейском мире. В последующих поколениях она выдержала множество изданий и стала основным галахическим кодексом хасидов ХАБАДа.

Зимой 5532 /1772/ года, когда в Литве и Белоруссии поднялась первая волна гонений против хасидов, Магид из Межерича направил двух своих учеников — раби Менахема-Мендла из Витебска и раби Шнеура-Залмана на переговоры с Виленским Гаоном, возглавлявшим лагерь миснагдим (противников хасидизма). Посланники Магида должны были разъяснить Гаону подлинную позицию хасидизма, однако он наотрез отказался их принимать.

Вскоре после смерти Магида, последовавшей в месяце кислев 5533 /1772/ года, раби Шнеур-Залман поселился в Могилёве. Несмотря на все испытания, он не прерывал серьёзных занятий.

К тридцати годам он шестнадцать раз углублённо изучил Талмуд со всеми комментариями, каждый раз достигая всё более высокого уровня понимания.

Обосновавшись в своём родном городке Лиозно, раби Шнеур-Залман сумел не только сохранить и сплотить оставшиеся общины, но и значительно расширить движение. Вместе с тем он принял на себя все заботы о материальном обеспечении хасидов, обосновавшихся на Святой Земле, — сначала в Цфате, а затем в Твери. Он организовал сбор средств — не только по всей Белоруссии, но даже в Литве, — а также регулярную доставку денег с помощью специальных курьеров.

Два года спустя, в месяце кислев 5561 /1801/ года, вследствие нового доноса, поступившего от противников хасидизма, раби Шнеур-Залман был вторично арестован и привезён в Петербург — на допросы в Тайную канцелярию.

Раби Шнеур-Залман убеждал своих последователей помогать российской армии и жертвовать на нужды войны. Он сам рассылал разведчиков для сбора сведений. А когда французы подошли к Лядам, шестидесятилетний Алтер Ребе отправился со своей семьёй вслед за отступающей русской армией.

Раби Шнеур-Залман из Ляд, Алтер Ребе, умер после пятимесячных скитаний по России двадцать четвёртого тевета 5573 /1813/ года.

Во главе движения ХАБАД встал его сын раби Дов-Бер из Любавичей.

Книга Тания выдержала множество изданий и была переведена на идиш, а также на английский, французский, итальянский, русский и арабский языки.

Рабби Шнеур-Залман из Ляд

Рабби Шнеур-Залман из Ляд, Алтер (Старый) Ребе, – создатель учения ХаБаД (аббревиатура слов хохма – мудрость, бина – понимание, даат – знание), первый Ребе, положивший начало Любавичскому движению. Он родился в 1745 г. в Лиозно Могилевской губернии в семье раввина Баруха Познера (в одном из общинных актов отца Алтер Ребе называют замечательнейшим ученым). Братья рабби Шнеура-Залмана также стали видными талмудистами: рабби Моше бен Барух был раввином в различных еврейских местечках, рабби Мордехай бен Барух – раввином в Орше, рабби Иеуда-Лейб бен Барух, написавший труд Шеерит Иеуда, – раввином в местечке Яновичи.

Очень рано проявив удивительные способности, рабби Шнеур-Залман был отдан отцом в школу местного талмудиста рабби Иссахара-Бера Любавичского, но вскоре тот отказался быть преподавателем юного Шнеура, превосходившего его своими познаниями. Рабби Шнеур-Залман очень рано проявил редкий дар, и местный раввин в протоколе общины называет мальчика удивительным ученым, хахамом и танна. Вскоре слава о еврейском самородке распространилась далеко за пределы его родины.

В1760 году, пятнадцати лет от роду, рабби Шнеур-Залман, женившись, переселился в дом тестя в Витебск, где продолжил изучение Талмуда и постталмудической литературы. В восемнадцать лет он, завершив изучение Талмуда и важнейших законодательных кодексов, углубился в изучение каббалы. Эти годы в жизни рабби Шнеура-Залмана совпали с распространением хасидизма в Литве и Беларуси.

Учеба у рабби Дова-Бера из Межирича

Рабби Шнеур-Залман – глава хасидов Беларуси.
Алтер Ребе и взаимоотношения с митнагдим.
Заточение в Петропавловскую крепость

Когда весной 1777 г. рабби Менахем-Мендл из Витебска уехал в Эрец Исраэль вместе с большим числом своих последователей, рабби Шнеур-Залман и рабби Исраэль из Полоцка остались его представителями в Беларуси. На протяжении 5 лет (1777 – 1782 гг.) по настоянию хасидов он жил в Могилеве, продолжая углубленно изучать Талмуд и каббалу.

В 1782 г. рабби Шнеур-Залман вернулся в свое родное местечко Лиозно, где стал маггидом. Вокруг него начали собираться молодые люди, которых он обучал, разделив, в зависимости от уровня подготовки, на отдельные группы (хадарим). Алтер Ребе стал признанным лидером хасидского движения Литвы и Беларуси. (В 1788 г. рабби Менахем-Мендл из Витебска, поддерживавший тесную связь с белорусскими хасидами, в письме из Эрец Исраэль назвал рабби Шнеура-Залмана главой хасидов. Но к этому времени число его последователей достигло нескольких десятков тысяч человек, и признание за ним главенства являлось лишь констатацией реального факта.) Необычайная энергия, громадный организаторский талант, репутация выдающегося талмудиста, философский характер его учения, обаяние личности способствовали исключительному влиянию рабби Шнеура-Залмана на хасидов.

С этого периода свое особое внимание митнагдим обратили на деятельность рабби Шнеура-Залмана, а их борьба с хасидизмом превратилась в борьбу непосредственно с ним.

19 кислева 5559 года (16 ноября 1798 г.) рабби Шнеур-Залман был освобожден из Петропавловской крепости. Этот день отмечается хасидами ХаБаД с особым торжеством как Праздник Освобождения и Новый год хасидизма.

Последние годы жизни

Во время Отечественной войны 1812 г. Алтер Ребе, опасавшийся, что с победой Наполеона над Россией могут, не дай Б-г, сокрушиться устои иудаизма, проявил необыкновенную энергию в организации военных разведчиков из евреев.

Вместе с русскими войсками рабби Шнеур-Залман отступал до Курска. Тяжелые дорожные условия повлияли на его здоровье, и 24 Тевета 5572 г. (1813 г.) в селе Пены Сумского уезда Курской губернии Алтер Ребе закончил свои земные дни. Сыновья отвезли его тело в Украину и похоронили в местечке Гадяч Полтавской губернии.

Дело Алтер Ребе продолжили его ученики. Рабби Шнеур-Залман из Ляд стал основателем династии цаддиков и раввинов хасидского движения ХаБаД Любавичи.

Заключение

В истории религиозной еврейской мысли имя рабби Шнеура-Залмана из Ляд отмечено как основателя хасидского направления ХаБаД, придавшего хасидизму характер философского и систематического учения. Алтер Ребе привел учение хасидизма в соответствие со строгими требованиями талмудических авторитетов.

В чем же особенность этого учения?

Хасидизм ХаБаД преисполнен учености и отточенности ума. Рабби Шнеур-Залман, его основатель, был ученым-талмудистом, прежде чем стал хасидом, и талмудическую остроту и углубленность он внес в учение ХаБаД.

Иначе, чем в хасидизме в целом, в философии ХаБаД оценивается роль цаддика. Цаддик хасидов ХаБаД – это воспитатель своих хасидов, их водитель по путям Всевышнего, помогающий им подойти к главному – к учению ХаБаД. Основой является учение, а не сам цаддик. Роль цаддика – помочь хасиду найти правильный путь, но идти по нему и отвечать за свои поступки должен сам хасид.

24 тевета – важная дата для хасидов Хабада. Это день йорцайта (годовщина смерти) Алтер Ребе, рабби Шнеура Залмана из Ляд – основателя направления в хасидизме и философской системы Хабад. Предлагаем Вам небольшую подборку интересных фактов о жизни и деятельности этого выдающегося раввина.

  1. Шнеур Залман родился 18 элула 1745 г. в местечке Лиозно Могилевской губернии, в семье Ривки и р. Баруха Познеров, имеющего родословную от известного Магарала из Праги (вы же помните, это тот, который сотворил Голема) – а его род, в свою очередь, восходит аж к потомкам дома Царя Давида.


Портрет рабби Шнеура Залмана.


Виленский Гаон, рабби Элиягу бен Шломо Залман (1720–1797).


Письмо от руки рабби Шнеура Залмана из Ляд


Огель и могила рабби Шнеура Залмана из Ляд внутри.

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

Читайте также: