Сообщение просвещение и культура нижегородской земли в первой половине 19 в

Обновлено: 19.05.2024

Начало XIX века для Нижегородской губернии, как и для всей России, связано с Отечественной войной 1812 года. 6 июля 1812 года в Санкт-Петербурге был опубликован манифест о создании всенародного ополчения для борьбы с Наполеоном. Призыв к формированию народного ополчения нашел горячий отклик среди нижегородцев. Они сформировали ополчение, состоявшее из 1-го конного и 5-ти пеших полков общей численностью 12 462 человека. На содержание ополчения население губернии добровольно пожертвовало весьма крупную сумму – 1 090 000 рублей. Воины-нижегородцы, отличившиеся на полях сражений, за мужество и героизм были отмечены орденами и медалями.

XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896г. в Нижнем Новгороде. Инициатива проведения выставки в Нижнем Новгороде исходила от правительства. Для объявления нижегородцам и ярмарочному купечеству Высочайшей воли императора Александра III об открытии летом 1896 г. выставки 13 августа 1893 г. в город прибыл министр финансов С.Ю. Витте, а в октябре 1893 года правительством было утверждено Положение о выставке и учреждена для заведования ее устройством Особая комиссия. Председателем этой комиссии был назначен сам министр финансов С.Ю. Витте, генеральным комиссаром выставки - член совета министерства финансов - В.И.Тимирязев. Для непосредственного руководства организацией устройства выставки был учрежден Нижегородский распорядительный комитет под председательством губернатора Н.М.Баранова. На выставку ассигновалось казной 3 млн. руб. и 1 млн. руб. - на благоустройство города. Предлагалось восемь мест расположения выставки. Выбран был пустырь за Кунавинской слободой близ полотна железной дороги (ныне сад им. Первого Мая). Выставочный городок составили 172 отдельных здания, из них 55 зданий были выстроены за счет казны и 117 зданий - за счет частных фирм. К проектированию зданий и павильонов выставки были привлечены лучшие инженеры и архитекторы России: А.Н. Померанцев, Л.Н. Бенуа, Э.К. Цыглер, И. Ропет (Петров), В. Суслов и др. Нижегородская выставка заняла общую площадь в 77 кв. десятин или более 80 гектаров. По своей площади она превышала Всемирную выставку в Париже 1889 года и в 3 раза была больше предыдущей Всероссийской выставки 1882 г. в Москве. Таким образом, XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде по праву может считаться одной из самых значительных выставок XIX столетия в мире и самой грандиозной выставкой в истории России. Выставка была призвана подвести итоги развития экономики страны и дать толчок дальнейшему ее развитию, а также продемонстрировать достижения российской промышленности с целью заключения новых внешних займов и торговых договоров. Одновременно с выставкой в Нижнем Новгороде был проведен IV Всероссийский торгово-промышленный съезд, который должен был выяснить для правительства весь комплекс проблем, стоящих перед российской промышленностью и торговлей, для выработки будущей стратегии экономической политики в целом.

Свои основные задачи выставка выполнила. Она, несомненно, придала импульс к дальнейшему развитию экономики России путем распространения позитивного опыта в среде торгово-промышленного сословия.

Комитет и подведомственные ему государственные архивы образуют Государственную архивную службу Нижегородской области

Постоянно действующий совещательный орган архивных учреждений субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского Федерального округа, созданный в целях совершенствования их работы в области архивоведения, документоведения, археографии; обобщения и распространения передового опыта, использования его для улучшения практической деятельности архивных учреждений.

В целях повышения роли общественности в области выработки и реализации государственной политики в области архивного дела на территории Нижегородской области был создан общественный совет. Выполняет консультативно-совещательные функции, участвует в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородскй ообласти.

Антикоррупционная деятельность является приоритетной задачей для всех государственных структур и муниципальных органов

По вопросам, относящимся к компетенции архивных учреждений, обращения принимаются в традиционном и в электронном виде

Образование С 1808года начался приём учащихся в Нижегородскую губернскую гимназию.

Образование В 1844году состоялось открытие Нижегородского Александровского дворянского института

Театр 1798г. Публичный крепостной театр князя Шаховского

Театр Дом Бугрова

Болдино Барский дом

Улыбешев Александр Дмитриевич Александр Дмитриевич Улыбышев (1794-1858) — известный музыкально-общественный деятель, публицист, драматург, один из первых русских музыкальных критиков, переводчик, редактор, автор первого в мировой литературе исследования о Моцарте. Живое, образное владение словом и необычный и оригинальный подход к описанию музыкальных, театральных и литературных явлений сделали имя А.Д. Улыбышева широко известным не только в России, но и в Европе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация предназначена к уроку по историческому краеведению. В ней представлены архитектурные памятники Н.Новгорода, которые рассматриваются в ходе урока.

План-конспект и презентация к уроку "Русь в IX - первой половине XII века " (6 класс)

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний по теме "Русь в IX - первой половине XII века" в 6 классе проведен в форме деловой игры: создание нового телеканала "Древняя Русь".

Презентация к уроку-лекции по литературе "Русская литература первой половины XIX века. Романтизм- ведущее направление русской литературы первой половины XIX века".

Презентация содержит тезисы к лекции по теме "Русская литература первой половины XIX века. Романтизм-ведущее направление русской литературы первой половины XIXвека".

Контрольная работа по итогам I четверти.


Презентация 9 класс "Страны Востока в первой половине ХХв."

Презентация по Новейшей истории ХХв. 9 класс. Презентация включает в себя материал об истории Японии, Китая и Индии в начале ХХв.


Презентация по истории Нижегородского края на тему Промышленно - торговые центры Нижегородского края .

Презентация по истории Нижегородского края для 7-го класса.

Презентация к уроку "Русь в 9-первой половине 12 веков( повторительно- обобщающий урок)

Презентация составлена к повторительно-обобщающему уроку по теме "Русь в 9- начале 12 веков".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

История Нижегородского края. 9 класс Вариант 1

1. Когда Главное народное училище было преобразовано в Нижегородскую всесословную гимназию:

1. 1802 г. 3. 1819 г.

2. 1808 г. 4. 1824 г.

2. Соотнесите имена нижегородцев и их должностные обязанности (4 балла):

1. М. Ф. Грацинский

А. первый директор Нижегородской гимназии

2. Н. В. Шереметев

Б. первый директор Александровского дворянского института

В. преподаватель Арзамасской художественной школы, бывший ее ученик

Г. почетный попечитель Нижегородской гимназии

4.Расположите события нижегородской истории в хронологической последовательности (4 балла):

1. Открытие Александровского дворянского института1844

2. Создание уездных училищ и приходских школ1808

3. Открытие Арзамасской художественной школы1802

4.Проведение первых метеорологических наблюдений

5. Соотнесите имена известных деятелей и факты их биографий (4 балла):

1. корабельная и домовая резьба

2. городецкая роспись

3. замочный и ножевой промыслы

4. вышивка, кружевоплетение

7. Из перечня деятелей Нижегородской губернии 19 в. найдите и запишите лишний ответ:

А. Строганов, И. Сахаров, П. Мельников, М. Зарембо-Рацевич, Н. Смирнов

8. Рассмотрите рисунок. О каком нижегородском народном промысле, изображенном на рисунке, идет речь? (1 б). Какой город Н. губернии является родиной этого промысла? (1 б). В чем особенности этого промысла? (до 2 баллов).

История Нижегородского края. 9 класс Вариант 2

1. В каком году был образован Александровский дворянский институт:

1. 1845 г. 3. 1876 г.

2. 1844 г. 4. 1854 г.

2. Соотнесите уроженцев Нижегородской губернии и сферы их деятельности (4 балла):

2.К. Н. Бестужев-Рюмин

Б. Действительный статский советник

3. Н. А. Добролюбов

В. Математик, ректор Казанского университета

Г. Литературный критик

3. Первую частную публичную библиотеку в Н. Новгороде открыл____________________?

4.Расположите события культурной жизни Нижегородской губернии 19 в. в хронологической последовательности (4 балла):

1. Создание Нижегородского губернского статистического комитета

2. Издание первой нижегородской газеты

3. Первая попытка открытия общественной библиотеки в Нижнем Новгороде

4. Открытие первой частной публичной библиотеки

5. Соотнесите имена нижегородцев и сферы их деятельности (4 балла):

1. М. С. Зарембо-Рацевич

А) заведующий гимназической фундаментальной библиотекой, организатор платной библиотеки при гимназии

Б) руководитель Нижегородского губернского статистического комитета в 1840-х годах

3. П. И. Мельников

Г) владелец аптеки

1. корабельная и домовая резьба

2. городецкая роспись

3. замочный и ножевой промыслы

4. вышивка, кружевоплетение

7. Из перечня деятелей Нижегородской губернии 19 в. найдите и запишите лишний ответ:

А. Улыбышев, Н. Карамзин, Н. Добролюбов, М. Балакирев, Н. Лобачевский.

8. Рассмотрите рисунок. О каком нижегородском народном промысле, изображенном на рисунке, идет речь? (1 б). Какой город Н. губернии является родиной этого промысла? (1 б). В чем особенности этого промысла? (до 2 баллов).

История Нижегородского края. 9 класс

Всего 21 балл

2- 1-б 2-г 3-а 4-в

3- Балакирев

5- 1-г 2-а 3-б 4-в

7- А. Строганов

В чем особенности этого промысла? (до 2 баллов).

9- Балакирев

2- 1-в 2-а 3-г 4-б

5- 1-в 2-г 3-б 4-а

7- Н. Карамзин

В чем особенности этого промысла? (до 2 баллов).

9- Добролюбов

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 448 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

  • История России
  • Классному руководителю
  • Коррекционное обучение
  • 4 класс
  • 6 класс
  • Конспекты

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.10.2020 1600
  • DOCX 250.1 кбайт
  • 47 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Угланова Татьяна Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для использования на уроке по курсу " История Нижегородского края" в 9 классе.

Развитие системы образования в Нижегородской губернии в первой половине XIX в. 9класс. Выполнила: Ляпина И.И. МБОУ Школа№ 5 г.Сарова 2019г.

Развитие системы образования в Нижегородской губернии в первой половине XIX в.

Выполнила: Ляпина И.И.

 1. Реформа системы государственного образования и открытие Нижегородской всесословной гимназии. Правительство Александра I уделяло пристальное внимание 36 развитию образования в империи. Чем была вызвана необходимость развития отечественного образования в начале ХIХ века? Согласно реформе 1802 года, инициированной Министерством народного просвещения, создавались четыре ступени учебных заведений: одногодичные приходские училища, двухгодичные уездные училища и четырехгодичные гимназии и университеты, взаимосвязанные между собой. Вся территория страны разделялась на шесть учебных округов с университетом в центре каждого.

1. Реформа системы государственного образования и открытие Нижегородской всесословной гимназии.

Правительство Александра I уделяло пристальное внимание

36 развитию образования в империи. Чем была вызвана необходимость развития отечественного образования в начале ХIХ века? Согласно реформе 1802 года, инициированной Министерством народного просвещения, создавались четыре ступени учебных заведений: одногодичные приходские училища, двухгодичные уездные училища и четырехгодичные гимназии и университеты, взаимосвязанные между собой. Вся территория страны разделялась на шесть учебных округов с университетом в центре каждого.

 Главные народные училища преобразовывались в гимназии. Они провозглашались всесословными учебными заведениями. Выпускники гимназий могли поступать в университет, либо работать учителями в уездных, приходских и других начальных школах. Нижегородская губерния вошла в состав Казанского учебного округа. Главное народное училище преобразовалось в Нижегородскую всесословную гимназию, которая торжественно открылась 12 марта 1808 года. Она размещалась в каменном трехэтажном здании с двумя флигелями по сторонам дома на Благовещенской площади. В центральном корпусе ее располагались классы и актовый зал, а в зданиях, расположенных по бокам от него (во флигелях), общежития гимназистов и квартиры педагогов

Главные народные училища преобразовывались в гимназии. Они провозглашались всесословными учебными заведениями. Выпускники гимназий могли поступать в университет, либо работать учителями в уездных, приходских и других начальных школах. Нижегородская губерния вошла в состав Казанского учебного округа. Главное народное училище преобразовалось в Нижегородскую всесословную гимназию, которая торжественно открылась 12 марта 1808 года. Она размещалась в каменном трехэтажном здании с двумя флигелями по сторонам дома на Благовещенской площади. В центральном корпусе ее располагались классы и актовый зал, а в зданиях, расположенных по бокам от него (во флигелях), общежития гимназистов и квартиры педагогов

Первым ее директором стал один из талантливых учителей бывшего училища Иван Иванович Кужелев. Преподаватели гимназии были весьма образованными людьми для своего времени. Один из учителей Нижегородской мужской гимназии А. Щепин стал известен тем, что в конце 1834 года начал проводить первые метеорологические наблюдения в Нижнем Новгороде. В гимназию принимались дети из всех сословий. Согласно учебному плану 1819 года, гимназисты изучали следующие дисциплины: Закон Божий, русский язык, математику, историю, географию, латинский, греческий, французский, немецкий языки, естественную историю, технологию, древности, мифологию, чистописание. В 1828 году, согласно новому гимназическому уставу, Нижегородская гимназия перешла на семиклассную структуру обучения. Гимназическое образование разделялось на общее (3 года) и специальное (4 года) с углубленным изучением части предметов и специальных курсов. Для повышения качества гимназического образования были введены должности инспектора и почетного попечителя гимназии.

Первым ее директором стал один из талантливых учителей бывшего училища Иван Иванович Кужелев. Преподаватели гимназии были весьма образованными людьми для своего времени. Один из учителей Нижегородской мужской гимназии А. Щепин стал известен тем, что в конце 1834 года начал проводить первые метеорологические наблюдения в Нижнем Новгороде. В гимназию принимались дети из всех сословий. Согласно учебному плану 1819 года, гимназисты изучали следующие дисциплины: Закон Божий, русский язык, математику, историю, географию, латинский, греческий, французский, немецкий языки, естественную историю, технологию, древности, мифологию, чистописание. В 1828 году, согласно новому гимназическому уставу, Нижегородская гимназия перешла на семиклассную структуру обучения. Гимназическое образование разделялось на общее (3 года) и специальное (4 года) с углубленным изучением части предметов и специальных курсов. Для повышения качества гимназического образования были введены должности инспектора и почетного попечителя гимназии.

Первым почетным попечителем Нижегородской всесословной гимназии в 1834 году стал Н. В. Шереметев бывший член Северного общества декабристов, участник Кавказской войны, завершивший военную службу в чине штабс-капитана

Первым почетным попечителем Нижегородской всесословной гимназии в 1834 году стал Н. В. Шереметев бывший член Северного общества декабристов, участник Кавказской войны, завершивший военную службу в чине штабс-капитана

 2. Создание уездных училищ и приходских школ . Одновременно с открытием гимназии создается вторая ступень образования двухгодичные уездные училища. В Нижегородской губернии они были отрыты в начале XIX века в Нижнем Новгороде, Арзамасе, Балахне и Горбатове (1808). Позднее уездные училища были созданы и во всех остальных уездных городах, кроме Княгинино. Здесь обучались дети купцов, мещан, мелких чиновников.

2. Создание уездных училищ и приходских школ .

Одновременно с открытием гимназии создается вторая ступень образования двухгодичные уездные училища. В Нижегородской губернии они были отрыты в начале XIX века в Нижнем Новгороде, Арзамасе, Балахне и Горбатове (1808). Позднее уездные училища были созданы и во всех остальных уездных городах, кроме Княгинино. Здесь обучались дети купцов, мещан, мелких чиновников.

По уставу 1828 года срок обучения в училищах возрос до трех лет. Помимо основных общеобразовательных предметов в уездном училище учащиеся получали основы начального профессионального образования (по канцелярской части, по торговой части и пр.) Лучшие выпускники его поступали в Нижегородскую гимназию.

Низшей ступенью образования были приходские училища (школы), которые действовали при церковных приходах. Первые из них были открыты в Нижнем Новгороде Благовещенское и Канавинское, а позднее в уездных городах. Так, 7 октября 1811 года приехавший в Балахну директор Нижегородской гимназии И. И. Кужелев объявил об открытии двух приходских училищ Покровского и Спасо-Преображенского. Но помещений для них не было. В 1815 году городской голова Павел Федорович Минин подарил Покровскому училищу свой просторный в восемь окон светлый дом на Покровской улице. К этому времени в Покровском училище обучалось 59 детей, среди них и будущий дед М. Горького Василий Каширин. В Спасо-Преображенском училище, которое обрело свое здание только в 1818 году, числилось 18 учеников. Каждый год училища подвергались инспектированию и различным проверкам на разных уровнях.

В Балахну чаще всего прибывали инспектора Казанского учебного округа, но бывали и исключения. Так, 20 июня 1834 года балахнинские училища инспектировал сам губернатор генерал-майор М. П. Бутурлин. В ходе проверки он непосредственно наблюдал за чистописанием и правописанием учащихся, устроил им испытание по Закону Божию, российской истории и географии, осмотрел библиотеку, интересовался ходом учебного процесса, учительскими нагрузками, отметил порядок в училищных зданиях и стопроцентную явку.

В Балахну чаще всего прибывали инспектора Казанского учебного округа, но бывали и исключения. Так, 20 июня 1834 года балахнинские училища инспектировал сам губернатор генерал-майор М. П. Бутурлин. В ходе проверки он непосредственно наблюдал за чистописанием и правописанием учащихся, устроил им испытание по Закону Божию, российской истории и географии, осмотрел библиотеку, интересовался ходом учебного процесса, учительскими нагрузками, отметил порядок в училищных зданиях и стопроцентную явку.

 3. Учреждение Александровского дворянского института. 0 августа 1844 года в Нижнем Новгороде в честь цесаревича Александра был открыт Александровский дворянский институт среднее общеобразовательное мужское заведение для подготовки дворянских детей к поступлению в российские университеты. Создан он был на основе ранее существовавшего благородного пансиона при Нижегородской гимназии.

3. Учреждение Александровского дворянского института.

0 августа 1844 года в Нижнем Новгороде в честь цесаревича Александра был открыт Александровский дворянский институт среднее общеобразовательное мужское заведение для подготовки дворянских детей к поступлению в российские университеты. Создан он был на основе ранее существовавшего благородного пансиона при Нижегородской гимназии.

Первым директором учебного заведения стал Михаил Флорович Грацинский выпускник Санкт-Петербургского педагогического института, профессор греческой словесности Казанского университета. До прихода в Александровский институт он работал директором Нижегородской гимназии. В первом учебном году в институт были приняты 76 студентов. Они изучали Закон Божий, русскую грамматику и словесность, логику, латинский и иностранные языки, математику, физику, естественную историю, сельское хозяйство, российское законоведение и судопроизводство, географию и статистику, историю и другие предметы. Кроме того, обязательными были танцы, музыка, гимнастика.

Первым директором учебного заведения стал Михаил Флорович Грацинский выпускник Санкт-Петербургского педагогического института, профессор греческой словесности Казанского университета. До прихода в Александровский институт он работал директором Нижегородской гимназии. В первом учебном году в институт были приняты 76 студентов. Они изучали Закон Божий, русскую грамматику и словесность, логику, латинский и иностранные языки, математику, физику,

естественную историю, сельское хозяйство, российское законоведение и судопроизводство, географию и статистику, историю и другие предметы. Кроме того, обязательными были танцы, музыка, гимнастика.

 Впоследствии институт стал одним из лучших в России учебных заведений. Многие его выпускники принесли славу не только Нижнему Новгороду, но и России, среди них поэты и писатели И. Рукавишников, В. Садовский, А. Звенигородский, А. Мариенгоф, композитор М. Балакирев, историк К. Бестужев-Рюмин, скульптор В. Кикин, актер В. Яхонтов и многие другие.

Впоследствии институт стал одним из лучших в России учебных заведений. Многие его выпускники принесли славу не только Нижнему Новгороду, но и России, среди них поэты и писатели И. Рукавишников, В. Садовский, А. Звенигородский, А. Мариенгоф, композитор М. Балакирев, историк К. Бестужев-Рюмин, скульптор В. Кикин, актер В. Яхонтов и многие другие.

Читайте также: