Сообщение происхождение названия мордва

Обновлено: 02.07.2024

Сейчас трудно себе представить, что финно-угорские народы Поволжья когда-то обладали национальным суверенитетом, а их земли не входили в состав России. Например, в конце XII века на территории современной Мордовии существовало государство, которое русские летописцы называли Пургасова волость. До присоединения к числу подданных русской короны у жителей этих мест была особая история, интересные обычаи и традиции.

Два финно-угорских народа

По данным археологов, предки эрзян населяли междуречье Волги и Оки еще в период древнейшей истории. А вот мокшане перебрались в эти края с верховьев реки Дон. В начале нашей эры в Поволжье жили разные финно-угорские племена: мари, меря, мокша, мурома, эрзя. Они создали так называемую Городецкую культуру, о которой ученые могут судить по оставшимся захоронениям. На протяжении веков все жители Поволжья подвергались влиянию со стороны скифов, сарматов, гуннов, а также славянских, германских, прибалтийских и тюркских племен.

Этнографы относят мокшан к присурской группе племен, а эрзян – к приокским этносам.

Отдельные историки считают, что античный историк Геродот, описывая скифо-персидскую войну 512 года до нашей эры, тоже упоминает мокшан и эрзян. Правда, древнегреческий автор называет их тиссагетами и андрофагами.

Финно-угорские народы Поволжья были вынуждены платить дань Хазарскому каганату, существовавшему в VII-X веках на юге современной России. После ослабления и распада империи хазар сильное влияние на мокшан и эрзян начали оказывать сразу два соседних государства – Волжская Булгария и Русь. Впрочем, финно-угорские народы, веками жившие вместе, достаточно укрепились к тому времени и имели сильное войско, захватчикам не удавалось подчинить их себе. Например, в одной из древнерусских летописей повествуется о нападении на жителей Поволжья муромского князя Ярослава Святославича. Битва состоялась 4 марта 1103 года и закончилась победой мокшан и эрзян.[С-BLOCK]

Вероятно, эти люди имели не только сильную армию, но и собственное государство, ведь еще в X веке о стране Мордии упоминает в своих записях Константин Багрянородный – император Византии. Известно, что в конце XII – начале XIII века правителем государства мокшан и эрзян был некий Пургас, в древнерусских источниках его называют князем, а его страну – Пургасовой волостью.

После основания Нижнего Новгорода в 1221 году мордву с исконной территории стали постепенно вытеснять переселенцы из Владимира, Суздаля и Рязани. Русские князья осуществили несколько удачных походов на земли финно-угорских народов Поволжья. А в 1237-1239 годах все они были побеждены монгольским завоевателем Батыем. И Волжская Булгария, и русские княжества, и Пургасова волость стали вассалами Золотой Орды.

Процесс колонизации мордовских земель начался в XIV веке. С каждым годом сюда прибывало все больше переселенцев с запада. Военные столкновения все чаще заканчивались победой русских князей. В 1372 году на берегу реки Суры была основана крепость Курмыш. Так, под контроль Нижнего Новгорода попали значительные земли эрзян и мокшан. Окончательно в состав Русского царства финно-угорские народы Поволжья вошли в XV веке, уже после присоединения Казанского ханства.

Быт и хозяйство

Мокшане и эрзяне традиционно занимались пашенным земледелием. Они сеяли просо, ячмень, рожь, выращивали огородные культуры, а также лен; бортничали, разводили коров, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Среди мордвы были умелые охотники и рыболовы. В древности эквивалентом денег у представителей финно-угорских народов Поволжья служили шкурки белок и других пушных зверей. Мастеровой люд занимался кузнечным делом, изготовлением различных изделий из металла и древесины, гончарным искусством. Были развиты ткачество и прядение, смолокурение и углежжение.

Деревни мокшан и эрзян мало отличались от русских. Дома они строили из сосны, деревянные срубы покрывали или соломой, или тесом. Жилье делилось на сени и горницу. Главной частью дома являлась печь. Во дворе располагались хозяйственные постройки.

Национальная кухня была нехитрой: пекли хлеб, блины и пироги, готовили различные каши, окрошки, пельмени. Мясо засаливали и коптили, а из молока делали творог, кисломолочные продукты.

Национальной одежде финно-угорских народов свойственны красочность и обилие декоративных элементов. Женщины носили браслеты, кольца, бусы, серьги, а также сложные нагрудные украшения, которые плелись из бисера, монет и шерстяных кисточек.

Обычаи и традиции

До присоединения к Русскому царству многие мокшане и эрзяне сохраняли языческую веру своих предков, для которой был характерен политеизм. В лесу властвовали богиня Вирь-ава и ее муж Вирь-атя. Водной стихией ведала супружеская пара Ведь-ава и Ведь-атя. Тол-ава и Тол-атя были божествами огня, а Кудо-ава и Кудо-атя отвечали за домашний уют и семейное благополучие. Коллективную молитву богам обычно совершали в священных рощах перед началом сельскохозяйственных работ: пахоты, сева, сбора урожая, отела скота и т.п.

В Средневековье представители финно-угорских народов жили патриархальными семьями, все родственники вели общее хозяйство. Старейшину называли покштян (большой старик). Каждый род имел собственный знак, которым отмечали коров и лошадей, такое тавро помогало выявлять скотокрадов.

У финно-угорцев было принято возрастное неравенство, девушек выдавали замуж за парней, которые были на 10-15 лет их моложе. Причины таких браков, вероятнее всего, кроятся в экономических реалиях. Семьи нуждались в умелых работницах, а интересы молодых никто не учитывал. Впрочем, мужчин нельзя было назвать страдающей стороной: до распространения христианства некоторые мокшане и эрзяне являлись многоженцами.

Один из самых многочисленных и известных не славянских народов России имеет довольно любопытную историю.
Визуально, отличить мордвина от русского весьма сложно - их внешний вид, костюм и национальный характер очень похожи, но на деле народы имеют разное происхождение!

Мордва древнее славян

Мордовское языческое капище божества Пурьгинепаза

Несмотря на то, что мордва-небольшой народ, который не гремел на исторической арене последние тысячу лет, их история более древняя, чем у славян.

Впервые мордва упоминается у готского историка Иордана, в перечислении завоеванных народов империи Германариха, вместе с другим финно-угорским народом "меря", дословно Merens и Mordens

История названия "мордва" довольно запутана, наиболее вероятно, что оно имеет иранские корни и является внешним названием, которое дали соседи - сарматы и скифы.
С иранских языков "мордва" переводится как "людоед" или "смертный муж", что дало повод отождествлять мордву с андрофагами-людоедами Геродота.
В любом случае, этноним "мордва" куда древнее первых упоминаний о славянах.

Мордва -два разных народа, имеющих разные имена

Традиционные ритуалы мордвы

Мордва - вообще не самоназвание и сами его носители не употребляют.
Этот народ состоит из двух частей: луговая и горная мордва, соответственно мокша и эрзя, которые резко контрастируют по языку и внешнему облику.
Русские просто обозначили общим названием комплекс местных народов, чтобы упростить их классификацию.
Мокша и эрзя друг друга отличают, до 20 века они старались не вступать в смешанные браки, имеют разные языки, национальные костюмы и обычаи.
Антропология показывает, что эрзя и мокша произошли от разных предков!

Мокшане - приземистые, широколицые, преимущественно балтидного антропологического типа, с признаками смешения с тюркскими народами.

Эрзя - рослые, стройные, узколицые, по многим параметрам схожие с ранними славянами и даже восточными германцами ( длинное узкое лицо,прямой нос, светлая пигментация глаз и кожи). Некоторые исследователи всерьез пытались обосновать происхождение эрзя от каких-то славянских групп, или даже готов Германариха.
При всем сказанном выше, обе ветви мордвы светловолосые и светлоглазые, с белой кожей и умеренно рослые, что часто делает их неотличимыми от белорусов или русских.
Но в составе обоих народов есть существенный процент людей имеющих темные глаза и волосы, черты туранидных типов - это следы контактов с тюрками и хазарами, которые принесли неевропейские компоненты в генофонд.
Кроме них, существуют еще мордва-шокша и мордва-каратаи, куда менее многочисленные.

Откуда произошла мордва?

Кроманьонцы Русской равнины эпохи отступления ледника

Мордва, по крайней мере мокшане - коренные аборигены Восточной Европы.
Они прямые потомки кроманьонского населения, сохранившие его тип подвергшийся процессам бореализации.
Изначально это был очень крупный и рослый, светолопигментированный тип, который в условиях холодного климата Восточной Европы изменился в сторону укорачивания конечностей, расширения лица, склонности к быстрому накоплению жира в организме.
Из-за чего мордва имеет более низкий рост, чем русские или украинцы, при этом сложение массивное и крупное у обоих полов.
Ширококостность сочетается со склонностью к набору массы, жир откладывается в верхней части туловища и на лице у обоих полов, что определяет специфику их внешнего облика: круглое и широкое лицо, относительно короткие ноги и длинное туловище, широкие плечи.
Также на облик мокши повлияли контакты с тюркскими народами и даже сибирскими аборигенами, что придает им легкую монголоидность.

Атланто-балтийский тип (сверху)

Эрзя напротив преимущественно сохранили типы характерные скорее для Польши или Германии: западно-балтийский, атланто-балтийский.
Удлиненные пропорции тела, длинные конечности, легкий скелет, долихоцефалия.
Они выходцы из другого региона, скорее всего это потомки групп населения из германо-славянской общности, которые приняли финно-угорский язык и верования или же изолянты, которые сохранили исходный индоевропейский тип, проживая в труднодоступных районах.

Мордовский воин спасает свою невесту от обских угров

Мордва тесно контактировала с иранским миром, о чем свидетельствуют многочисленные параллели в языке и языческой религии, по всей видимости, скифо-сарматский мир теснейшим образом соприкасался с мордвой, а затем им на смену пришли славяне и балты, которые также очень много "наследили" в культуре эрзя.

В домонгольской Руси записаны случаи военных конфликтов и не всегда успех был на стороне русичей, а уже войско Батыя пополнил вождь эрзя Пуреш, который прошел с ним до Германии, о чем остались многочисленные свидетельства, однако там Пуреш взбунтовался и решил покинуть войско монгол.
Те сделали вид, что отпускают его, как выполнявшего достойно свой долг, но затем они догнали эрзян и истребили их всех.

После занятия этих земель Россией, мордву стали насильно крестить, что до 20 века приводило к массовым восстаниям, которые подавлялись исключительно жестоко.
Периодические кровавые чистки мордвы приводили к тому, что они расселялись подальше от своих территорий и ассимилировались с русскими.

Эрзя и мокша относятся к финно-угорским народам. Совершенно не ясно, почему их объединили и всем дали новое название "мордва". Ведь даже этнографы относят эти народы к разным группам племён. Мокшане это присурские племена, а эрзяне – приокские.

И главное – отсутствует само понятие "мордовский язык". Эрзяне и мокшане используют два разных языка, причём эрзяне и мокшане – так называемая "мордва" – не понимают друг друга.

Эрзя и мокша отдельные этносы, так как у них разные языки, обычаи, традиции. Мордва, как народ, придуманное название несуществующего этноса. Что-то вроде американца или казаха.

Соседние племена что мокшан, что эрзян так и называли – "мард" или "морд", что означает "человек, мужчина" на языке ираноязычных скифов.

Происхождение народов эрзя и мокша

Эрзяне являются самым древним народом, населяющим междуречье Волги и Оки. Тогда как мокшане на эту территорию пришли с Дона. Скорее всего их потеснил Хазарский каганат. На этой территории жили не только эрзя и мокша. Они соседствовали с мари, меря, муромой. Все они в VII-X веках платили дань хазарам.

Есть мнение, что мокша и эрзя упоминаются в дошедших до нас трудах античного историка Геродота. Этот грек описывал скифо-персидскую войну 512 года до нашей эры. Если это так, то представляете, что это за народы! Их история насчитывает более 2500 лет. Геродот называл их тиссагетами и андрофагами.

Как только Хазарский каганат стал ослабевать и распадаться, тут же сразу подсуетились соседи. С запада стала досаждать Русь, а с востока – Волжская Булгария. Но эти финно-угорские народы не так-то и просто было завоевать. К этому времени они уже успели окрепнуть и имели собственное войско.

Ярослав Святославович, посаженный княжить на Муромские земли, решил увеличить свои владение за Окой. Но не тут-то было. Мокшане и эрзяне, объединившись, победили Ярослава в битве, которая состоялась в марте 1103 года. Они гнали князя до самого Мурома. Даже попытались взять город, но натолкнувшись на яростное сопротивление защитников, отступили.

Процесс колонизации

Если мокша и эрзя имели свою армию, то, вероятнее всего, они имели и государство. Что за Мордию упоминает в X веке византийский император Константин Багрянородный? Может это Пургасовая волость? Ведь доподлинно известно, и об этом упоминают древнерусские летописи, что в конце XII – начале XIII века правителем мокшан и эрзян был Пургас. Разные наименования, но и разные авторы упоминали о государстве мокша и эрзя.

В начале XIII века суздальские, владимирские и рязанские переселенцы начали постепенно вытеснять эрзян и мокшан с их исконных земель. На территории, где проживали эрзя был основан Нижний Новгород.

Впоследствии русские князья предприняли еще ряд удачных набегов на земли эрзя и мокша. Но неожиданно с востока подошла армия неизвестного народа, который вслед за Волжской Булгарией покорил и эрзян с мокшанами, а затем и русских. Все они стали вассалами Золотой Орды.

Процесс колонизации продолжился в XIV веке. Междуречье Волги и Оки начали активно заселяться западными переселенцами. В 1372 году на берегу Суры у впадения в нее речки Курмышки была возведена крепость. Долгое время Курмышская крепость, вплоть до середины XVI века, принимала на себя удары восточных соседей.

Окончательно же мокша и эрзя вошли в состав Московского царства во 2-й половине XVI века. Регион проживания этих народов был включён в политическую и социальную структуру русской сословно-представительской монархии.

Буду вам благодарен, если вы поддержите канал - поставите лайк и подпишитесь!

Мордва – колоритный народ России, сохраняющий богатое культурное наследие и свою историю. Они принадлежат к финно-угорским племенам, что по сей день помнят старинные обряды и верования, поклоняются языческим божествам и духам. Поразительно, но у мордвы нет своего языка, хотя литература существует. Сам же народ разделяется на два субэтноса – мокша и эрзя.

Как ни странно, но представители этих народностей сильно отличаются друг от друга – даже внешне. Тем не менее, все мокшане с любовью относятся к своей родной земле, традициям и знаниям, полученным от предков. Что особенного открывает нам их история? Как живут мокша в наше время?

Значение этнонима мокша

Название народа мордва является довольно молодым. Оно впервые появляется в русских источниках прошлого столетия, поэтому вернее обратить внимание на этнонимы двух субэтносов, составляющих основу мордвинов. Слово “мокша” оказалось весьма сложным для исследователей. По сей день нет единого мнения, что оно могло означать.

Как считает большинство историков, оно может быть связано с индоевропейским старинным словом, означавшим “освобождение”, “освобождённые”. Но от кого или чего освободились мокшане? Эта загадка так и остаётся без ответа. Также существует предположение, что мокша – народ, получивший своё название от местного гидронима.

Однако есть и иные гипотезы. Например, о том, что мокшане могли получить своё именование от санскритского слова “мекша”, что значит “течь”, “утекать”. Впрочем, мне и здесь кажется, что речь идёт о реке на территории земель этих племён.

История мордвы

Как считают археологи, зарождение и формирование мордвы как народности приходится на времена Городецкой культуры, что относится к VII веку до нашей эры – II веку нашей эры. Изначально становление племён происходило на территории центра современной России, части Чувашии и Мордовии.

В этот период земли были захвачены скифскими кочевыми племенами, принадлежавшим к иранской группе народов. Нельзя исключать, что именно они стали прародителями новых народностей, таких как мокша и эрзя. Появление новых племён было результатом постоянного взаимодействия кочевников со славянскими, персидскими, тюркскими народами.

Семья мордвинов, 1901 год

Семья мордвинов, 1901 год

Времена принудительной христианизации оказались непростыми для мордвы. Многие представители народа не хотели отказываться от древних верований, которых придерживались многие поколения. Именно поэтому мордвины начали уходить в отдалённые уральские регионы, где никто не стал бы им мешать соблюдать свои ритуалы и исповедовать давнюю религию.

Несмотря на то, что многие восстания мордовцев были подавлены, народу удалось отстоять свои права. Сегодня у мокшан и эрзян наблюдается возрождение национальных традиций, повышается интерес к их культуре.

Мордовская культура

Хотя мокша и эрзя считаются одним народом, эти представители мордвы совсем не похожи друг на друга. У них разные языки, существенные различия во внешности. Большинство мордвинов принадлежит к европеоидному типу, однако встречаются и типажи с тюркскими, скандинавскими примесями.

Даже традиционная одежда у мокшан и эрзян значительно отличается. Мокшанки носят штаны и рубаху, которую подвязывают поясом. Она значительно короче, чем одежда эрзянок, что едва ли не касается пят. Но, пожалуй, главной отличительной чертой является головной убор. Эрзянские женщины предпочитают надевать кокошники-сороки с двумя “рожками”, а вот мокшанские красавицы любят просто повязывать на голову платок или шаль.

В записях русских путешественников прошлых веков нередко отмечается, что мордвины живут значительно лучше соседних племён. У них был разумно обустроен быт, они умели строить надёжные и тёплые жилища, занимались земледелием.

Часто отмечалось сходство мордовских и русских изб, однако дома мокшан и эрзян всегда смотрят окнами в сторону двора, а не на улицу. Также само жилище нередко располагалось в центре двора.

Мордвинский крестьянин

Мордвинский крестьянин

Старина и наше время

Мордвины не слишком тяготели к украшениям, хотя в женском костюме присутствуют элементы вышивки, использование декоративных деталей. Наибольшего развития среди декоративно-прикладных ремёсел у мордвы получила резьба по дереву.

Многие обычаи старины сохранились и по сей день. Мордвины стараются помнить и соблюдать свадебные и семейные обряды так же, как это делали их предки. Конечно, некоторые особенности культуры уходят в прошлое.

Например, сегодня мордва уже не практикует создание брачных союзов между взрослыми женщинами и юными мальчиками. До XIX века этот обычай воспринимался нормально, и в нём не было ничего предосудительного – просто семье необходима была помощница, а потому юношу сватали за женщину, что была значительно старше его.

Говорят, что даже сегодня в некоторых мордовских сёлах существует черничество, что принадлежит к одним из самых старинных принципов жизни. Черничками называли себя девушки, отказавшиеся от замужества и покрывшие свои головы чёрным платком. Свою жизнь они посвящают молитвам, однако не пользуются лестной репутацией среди земляков.

Мордва – народ, что и сегодня хранит таинственные знания предков, старается сберечь и приумножить культурное наследие. Этот народ сложно рассматривать как единый этнос, ведь две его составляющих так сильно отличаются друг от друга. Мокша и эрзя – такие разные его представители, что сплочены единой историей и родственными связями, что проходят через много поколений.

Читайте также: