Сообщение профессора самоварова о русском языке
Обновлено: 30.06.2024
Н - НН в кратких прилагательных и причастиях
Напомним: краткая форма наиболее употребительна у страдательных
причастий прошедшего времени (брошенный - брошен, брошена, брошено) и
у прилагательных (веселый - весел, весела, весело).
Правило выбора одного или двух Н достаточно ясно и лаконично:
· в кратких страдательных причастиях пишется Н ;
· в кратких прилагательных - столько, сколько в полных.
Важно только точно определить, какой частью речи - прилагательным или
причастием - является слово.
Запомните следующее смысловые и грамматические признаки,
разграничивающие прилагательные и причастия .
1. Обозначает действие, обычно его можно заменить синонимичным
глаголом, перевернув предложение или построив неопределенно-
Баржа выгружена рабочими - Рабочие выгрузили баржу; что написано
пером - что написали пером.
2. При нем есть или можно придумать зависимое слово в творительном
падеже, которое обозначает производителя этого действия или
Ягоды и плоды сваренные в сахаре (или сиропе). Маленький вареный пирожок (обжаренный в масле). Мастер по приготовлению пищи (шеф-поваром). Большая ложка для разливания жидкой пищи (суп, кисель, компот).
Это была середина осени.Бабье лето уже прошло.Уже начались каникулы когда я и моя сестра отправились в деревню.Родители решили, что нам нечего делать в городе, где воздух и так полон выхлопным газом.
-Деда, мы приехали! - раздался звонкий голос Кати.Дедушка вы шел к нам из комнаты, уже одетый.Как оказалось, он собирался за грибами.Но из-за нашего приезда, это пришлось не надолго отложить.Однако, чуть позже мы с дедом, отправились в лесок, что был недалеко у речки.Дорога не много времени заняла.
И вот мы уже были в лесу.Весь лес переливался красками то жёлтыми, то красными, то оранжевыми.Щебетали ещё не улетевшие птицы.Где то отдалённо раздавалось журчание речки.Было так спокойно.Тут наш дед скомандовал:"Так, помощники, ищем опят и подосиновики, если повезёт подберёзовики."
В лесу мы пробыли около трёх часов.Вернулись домой усталые, но довольные и с вёдрами полные грибов.А всё таки хороши, такие прогулки по осеннему лесу!
. Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения с двоеточием. Определите смысловые отношения между
Напишите сочинение 15.3, на тему:"Что такое патриотизм?". P.s. Можете просто написать два аргумента,первый из текста Ю.Я.Яковлев
Прочитайте Измените слова так чтобы они обозначали несколько предметов, Ручей перо , колос, крыло, дерево , друг , воробей , сол
С любым кратким причастием придумайте и запишите предожение. Подчеркните грамматическую основу: Брошен, высушен, посеян, услышан
Пожалуйста, помогитесреди предложений найдите одно предложение с приложением. 1)Кино- это чтение для нищих умов. 2) для теж,кто
Расскажите как вы представляете себе мир,в котором царствуют толерантность и понимание между людьми. Напишите Пожалуйста)))
Помогите решить упражнение.Замени одним словом и запиши каждое.говорить очень громко. говорить очень тихо. совсем
49. Рассмотрите рисунки на с.36. Подберите и запишите к каждому из этих рисунков подпись и пословицу.
1) Общение людей с животными. Ласковое слова и кошке приятно.
2) Общение с помощью жестов. Что в сердце варится, то в лице не утаится.
3) Общение устное и письменное. Кто говорит, тот сеет, а кто слушает - пожинает.
51. Запишите ответы на вопросы.
1) Как люди общались друг с другом в древние времена?
В древние времена люди общались при помощи жестов и мимики.
2) Что можно передать жесьами? Всегда ли пригоден такой способ общения?
Этот способ общения не всегда удобен, например, на далеком расстоянии или в темноте.
3) Что можно передавать звуками речи?
Из звуков речи можно составить слова и выразить ими мысль.
4. В чем состоит великий секрет языка?
Великий секрет языка состоит в умении обозначать предметы окружающего мира звуками.
Все предметы и мысли люди научились обозначать звуками .
Какой способ, по вашему мнению, позволяет более точно выразить мысль?
53. Прочитайте высказывания выдающихся людей о русском языке.
54. Составиьте текст, используя опорные словосочетания. Какой текст у вас должен получиться: научный или художественный?
Текст научный.
В русском алфавите 33 буквы, из них 21 согласная буква, 10 гласных букв. Буквы имеют гласные и согласные звуки. Две буквы не обозначают звуков, гласных звуков 6, а 4 буквы издают 2 звука одновременно. Гласные звуки в словах бывают ударными и безударными. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, в словах они могут быть твердыми и мягкими.
55. Прочитайте текст.
Попробуйте прочитать слова без гласных.
Првл гр в фтбл. Встртмс н стдн. Збт гл в врт.
56. Определите, какие сочетания звуков являются словами? Почему? Что надо изменить в остальных словосочетаниях, чтобы получились слова?
Прочитайте слова казак, заказ, топот, комок, боб слева направо и справа на лево. В чем особенность этих сло?
57. Прочитайте текст Р.Киплинга. Определите тип текста: описание, повествование или рассуждение. Спиишите текст, вставляя пропущенные буквы. Над выделенными словами укажите их часть речи.
Найдите в тексте и выпишите три слова, все согласные звуки в которых твердые, и два слова, в которых все согласные мягкие.
58. Игра "Члова из слова". Образуйте из букв данных слов новые слова.
Транспорт - порт, спорт, паспорт.
Насос - нос, сосна.
Камыш - мак.
Лыжи - жил, ил.
Жало - ало.
Навес - вес, сев, весна.
Атлас - ласта, салат, стал.
Автор - рот, аврора, вор, тара, оратор.
59. Разделите слова на слоги. Поставьте ударение в словах. В каком слове ударение ставить не нужно?
Мор-кОвь, рА-ди-о, по-зво-нИшь, до-го-вОр, тУф-ля, дог-на-лА, вклЮ-чат, о-вЁс, мАй-ка, ю-лА, объ-Е-хать, при-ня-лА.
Нельзя перенести: о-вес, ю-ла.
60. Найдите ошибки в разделении слов для переноса. Запишите эти слова, верно разделив их на части для переноса. Укажите, к какой части речи относится каждое из слов.
Существительные: стра-ни-ца, аку-ла, ма-як, май-ка, зай-ка, объ-езд.
Прилагательные: длин-ная, род-ное.
Глаголы: за-пре-тить, отъ-ехать, выль-ет, пе-ре-не-сет.
61. Найдите в отрывке из "Сказки о царе Салтане" А.Пушкина и выпишите слова, которые нельзя разделить на части для переноса.
Выпишите по группам все имена существительные и глаголы.
Нельзя перенести: она, мать.
Существительные: волна, берег, бочку, мать, младенцем, землю.
Глаголы: послушалась, вынесла, отхлынула, чувствует.
62. Прочитайте стихотворные строки. Какие картины природы возникли в вашем воображении? Подумайте, благодаря чему вы смогли их представить.
Какие звуки повторяются в стихотворных строках А. Барто? Что помогает передать повтор этих звуков?
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет ,
Глухо шепчет темный лес.
Олицетворение: стаю туч, если надломленная стонет, шепчет лес.
63. Подберите глаголы к данным словам так, чтобы рассказать о названных предметах как о живых существах. Запишите по образцу.
Образец. Берёза — растёт, красуется, шепчет, говорит, радуется.
Берёза. Ветер. Тучи. Солнце. Звёзды.
Ветер - воет, летит, забирается, кусает, бьет, ласкает, уснул, пробежал.
Тучи - нахмурились, грозятся, злятся, заплакали.
Солнце - улыбается, играет, ласкает, просыпается.
Звезды - подмигивают, играют, глядят, замерзли.
64. Вспомните девять известных вам правил орфографии.
Приведите устно примеры к каждому из девяти правил.
Придумайте сказку о волшебнице-орфографии.
65. Определите, каким правилам подчиняется написание выделенных букв в каждой группе слов.
1. Улетать, перелететь, летательный. 2. Ночной, ночник, заночевать. 3. Арбуз, прорубь, матрос, плод. 4. Пирог, луг, ёрш, карась. 5. Кружки, гудки, глазки, овражки, островки. 6. Ложка, булавка, пряжка, книжка, бумажка. 7. Группа, коллектив, шоссе, колонна, сумма, грамматика, миллион, аллея. 8. Радостный, вестник, сердце, устный, честный, властный, ненастный. 9. Жимолость, пассажир, хижина, ерши, жираф. 10. Причал, пища, встреча, чаща, щавель, чашечка, учащиеся. 11. Щучий, чудовище, ищу, чучело, чуткий, щуриться.
Спишите слова, подобрав, где это возможно, проверочные слова.
Проверочные слова:
1 - полет. 2. - ночь. 3 - арбузы, проруби, матросы, плоды. 4 - пироги, луга, ерши, караси. 5 - кружок, гудок, глазок, овражек, островок. 6 - ложечка, булавочка, пряжечка, книжечка, бумажечка. 7 - запомнить. 8 - радость, весть, сердечный, уста, честь, власть, ненастье. 9 - жи/ши. 10 - ча/ща. 11 - чу
щу.
66. Найдите лишнее слово в каждой строчке. Объясните свой выбор.
Запишите из каждой строчки слова, подчиняющиеся одному орфографическому правилу. Обозначьте орфограммы.
67. Спишите пословицы, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы. Укажите падеж всех имён существительных.
1. Дер е во (В.п.) смотри в плодах (П.п.), а человека (В.п.) — в делах (П.п.).
2. Март (И.п.) — с водой (Т.п.), апрель (И.п.) — с травой (Т.п.), а май (И.п.) — с цветами (Т.п.).
3. Апрельский цветок (И.п.) ломает снежок (В.п.).
4. Весна (И.п.) красна цветами (Т.п.), а осень (И.п.) — снопами (Т.п.).
5. Яблочко (И.п.) от яблони (Р.п.) недалеко падает.
6. Радость (И.п.) не вечна, и печаль (И.п.) не бесконечна.
7. Одна ласточка (И.п.) весны (Р.п) не делает.
8. На языке (П.п.) мёд (И.п.), а под языком (Т.п.) лёд (И.п.).
9. Не бойся первой ошибки (Р.п.), избегай второй.
10. Догадка (И.п.) не хуже разума (Р.п.).
11. Кошке (Д.п.) — игрушки (В.п.), а мышке (Д.п.) — слёзки (В.п.).
68. Прочитайте тексты диктантов, которые составили ученики четвёртого класса. Какой текст вам понравился больше других? Почему?
1. Осенью наши леса кажутся живыми. В лесу много шишек. Слышится свист ветра. Осенние дожди не похожи на летние. Они более затяжные. Хотя воздух свежий.
2. Наступила живописная осень. Шиповник и жимолость облетели. В тиши леса животные приготовили зимнее жильё, где им жить-поживать всю зиму. Неустрашимая белка насушила грибов и шишек. Они свешиваются с широких веток. Лес ожидает, когда зима накроет его пушистым снегом.
3. В погожий осенний денёк я решила пойти в парк. В его тиши можно отдохнуть и понаблюдать за природой.
В этом месте жизнь как будто замирает. Здесь чистый и свежий воздух. Деревья сейчас напоминают рыжих котят. Как они хороши! Самые большие из них уже имеют голые вершины и принялись сторожить, чтобы не срывал проказник-ветер листики с маленьких деревьев. Вот как можно дружить!
Опавшая листва лежит как расшитый узором ковёр. Ступаешь на него, а он под ногами шуршит. На широкой полянке растёт шиповник. Пора собирать его спелые плоды, но можно уколоться о его шипы.
На ёлке и сосне висят шишки. Они поддержат зимующих птиц. А вот чижи и стрижи покружили над моей головой и полетели в тёплые края.
Из всех жителей парка можно увидеть теперь только хлопотливую белочку. Она по-прежнему жизнерадостна. Всё куда-то торопится, бежит. А ужи и ежи спят в своих норках.
Подумайте, при изучении какой орфограммы можно использовать эти диктанты. Из третьего текста выпишите слова с данной орфограммой.
Выберите любую из девяти известных вам орфограмм. Составьте текст диктанта, который можно было бы использовать при изучении этой орфограммы.
Осенний, денек, тиши, деревья, напоминают, котят, хороши, большие, вершины, сторожить, листа, лежит, ковер, ногами, широкий, полянке, плоды, уколоться, шипы, сосне, висят, зимующих, чижи, стрижи, головой, полетели, края, хлопотливую, бежит.
69. Выпишите из орфографического словарика в конце учебника десять слов с непроверяемыми безударными гласными и три слова с непроверяемыми согласными. Подчеркните орфограммы. Составьте предложения с любыми тремя из выписанных слов.
Непроверяемые безударные гласные: автомобиль, агроном, багаж, беседа, билет, богатство, инженер, вокзал, газета, горизонт.
Непроверяемые согласные в корне: комбайн, металл.
70. Прочитайте стихи русских поэтов. Объясните, какие буквы нужно вписать на месте пропусков.
Запишите стихотворение К. Бальмонта, вставляя пропущенные буквы.
Поставьте ударение в словах из первого четверостишия. На какие слоги падает ударение в словах?
1) Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
2) воды, колесом, солнце, тихое, скатилось, дорога, сегодня, примечталось, зимы, чаще, звонкой, увидал, рыжий, месяц.
71. В приведённых ниже словах расставьте ударения. В каких словах знак ударения ставить не нужно? Объясните, какова роль ударения в словах.
ПозвонИм, понялА, портфЕль, шофЁр, щавЕль, квартИра, свЁкла.
на первый слог на третий слог
на второй слог на четвёртый слог
Поиграйте с Аней и Ваней: подберите и запишите группы слов.
на первый слог: лето, море, солнце, школа, книга.
на второй слог: каникулы, дорога, закат, поляна, автобус.
на третий слог: приключение, замечание, опоздание, наказание, оправдание.
на четвёртый слог: необходимость, определенность, предупреждение, повествование, произведение.
Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.
ГДЗ ответы по русскому языку 4 класс 1 часть учебника Климанова, Бабушкина (Перспектива) - 43-я страница ГДЗ к учебнику русский язык 4 класс Климанова часть 1
Ответы к странице 43
План:
1. Учёные продолжают изучать язык
2. Язык жестов и мимики
3. Недостатки языка жестов
4. Звуки - замена жестам
5. Величайший секрет языка
Упражнение 56. Запишите ответы на вопросы.
- Как люди общались друг с другом в древние времена?
- Что можно передать жестами? Всегда ли пригоден такой способ общения?
- Что можно передавать звуками речи?
- В чём состоит великий секрет языка?
Все предметы и мысли люди научились обозначать . .
предметные: научатся называть части слова, выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней; образовывать однокоренные слова с помощью приставки и суффикса;
личностные: применение навыков культурного поведения при общении; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
В нашем классе все друзья:
Улыбнитесь тем, кто слева,
Улыбнитесь тем, кто справа.
Подмигните тем, кто слева,
Подмигните тем, кто справа.
Помашите тем, кто слева,
Помашите тем, кто справа.
Вместе мы одна семья.
Ну - ка, всё проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадь?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
- Сегодня мы с вами познакомимся с написанием нового словарного слова. - -
- Догадайтесь что это за слово: вежливое слово, которое говорят, чтобы выразить благодарность … (спасибо)
- Сооружение в виде ряда ступенек, служащее для того, чтобы подниматься и спускаться … (лестница)
- День недели, который следует за пятницей … (суббота)
- Промышленное предприятие с производственным процессом … (завод)
- Проём в стене для поступления света … (окно)
Подчеркните буквы и узнайте с чем мы будем работать сегодня на уроке
- В первом слове – букву, которых в этом слове две;
- Во втором – первая буква
- В третьем слове – букву при написании которой используется всего 1 элемент;
- В четвёртом согласный в середине слова;
- В пятом =- гласную букву
- Что у вас получилось? СЛОВО
- Что мы знаем о слове?
- Чему же мы будем сегодня учиться?
- Молодцы, раз вы так много знаете, может поможете нашим друзьям?
Ситуативное задание (текст на слайде)
Однажды Аня, Ваня и Совёнок играли в слова. Совёнок загадал ребятам загадку — шараду.
Начало слова ты найдёшь ОКРУГЕ.
Приставку только отдели
И смело с этой буквы
Мой корень ты найдёшь в ЦЕНЕ,
А суффикс есть в ЗАГАДКЕ.
Когда все части соберёшь ,
То окончанье без труда ты подберёшь.
Ведь я живу в твоей тетрадке.
Аня и Ваня очень растерялись, они услышали много незнакомых слов и, конечно, не смогли разгадать загадку.
Ребята, можете ли вы по тексту этого стихотворения определить зашифрованное слово? Разгадать шараду.
- Что должны были сделать Аня и Ваня? (собрать слово)
- Из чего они должны были собрать слово? (из частей)
- Верите ли вы, что слово можно разобрать на части?
- Сформулируйте тему урока (состав слова)
- Чему мы будем учиться? (собирать и разбирать слова)
- Для чего нам это нужно?
- Кто наем может помочь это узнать? (профессор Самоваров)
- Актуализация знаний
- Работа по учебнику с. 42
- Откройте учебник на с. 42. Как называется раздел? (Состав слова)
- Как звучит тема урока? (Как собрать и разобрать слово)
- Почему надо знать эти части? (Чтобы понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать).
- О чём спросила Аня? (Из каких частей состоит слово?)
- Прав ли Ваня? (Частично, т.к. он ещё пока не знает, о каких частях сказал профессор) .
- Ребята, Совёнок предлагает нам выполнить упр. 56 с.42 (выполняют по заданию)
Выписывают сова , подчёркивают общую часть
КОТ Я, КОТ ОК, КОТ ИК.
- Ребята, какую часть мы подчеркнули во всех словах? (общую)
- Знаем как она называется? (нет)
- Кто может помочь? (профессор Самоваров)
- О чём рассказал профессор? (ответы детей)
- Как называется общая часть родственных слов? (Корень)
- Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные)
- Ребята, Совёнок приготовил вам такое задание (слайд №)
МОРЕ МАРСКОЙ МАРЯК МОРС ЗАМОРСКИЙ
- Каким может быть задание
- Есть ли среди этих слов, однокоренные? (отвечают, исправляют ошибки)
- Составьте и запишите предложение используя данные слова (1 или сразу несколько)
- Прочитайте свои предложения.
- Я вам буду читать пары слов если они однокоренные, то вы делаете хлопок, а если нет, то топаете.
Больной - большой, больной – больница, путь – дорога, путь – путник, вода – водитель, вода – водяной, лес – лиса, лес – леска, лес – лесник.
- Работа в группах (каждой группе выдать набор слов и дерево)
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
1 гр. Садик, садовый, высадка, посадить, садовник, пересадить, стадо, сода.
2гр. Цветение, цветник, цветной, расцветать, , цветочный, цветок, рассвет.
Основные задачи урока:
Конспект урока на тему: Мир общения Собеседники
1) Определение роли общения в жизни людей:
- Как вы думаете, люди могли бы построить чудесные города, железные дороги, самолеты, если бы не умели общаться? Здесь можно также вспомнить про Вавилонскую башню.
- А для чего людям нужно общение?
- передать информацию,
- выразить чувства,
- попросить о чем-нибудь,
- ответ на этот вопрос можно найти на картинке из учебника русского языка Т.Г. Рамзаевой:
Речь помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.
С помощью речи люди сообщают друг другу о чем-нибудь, спрашивают, советуют, помогают.Виды речи
Речь бывает устная и письменная.
Люди стали говорить очень давно. Им нужно было добывать пищу, строить жилища. Сообща это делать проще. И люди звали друг друга на помощь. Так появилась устная речь.
Устная речь — это речь, которую мы произносим, слышим. Это звучащая речь.
В старину ро называли уст´а. Поэтому речь, которую произносят, называют устной.
Письменная речь — это речь написанная. Для письма люди используют буквы или другие знаки.
Не сразу люди придумали буквы. В древние времена писали рисунками. Сейчас такое письмо можно увидеть на дорожных знаках.
В Древней Руси писали на берёсте — берёзовой коре. Бумаги тогда еще не было. Буквы царапали на берёсте острой железной палочкой. Она называлась пис́ало.
Какая речь (устная или письменная) появилась раньше?
Речь, которую мы слышим и произносим, называют устной. Слово устная образовано от слова уста (губы).
Письменная речь — это речь, написанная буквами и другими знаками. Письменная речь — это такая речь, которую мы читаем и пишем.
Речь про себя — это наша внутренняя речь. Мы ею пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем про себя.
Также различают монолог и диалог.
Как отличить диалог от монолога?
Диалог — это речь (разговор) двух или нескольких лиц.
Монолог — речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.
Упражнение: Прочитаем сказку и назовем ее героев.
Отрывок из сказки Терем-теремок
Докажите, что вы прочитали диалог. Какие сказочные герои участвуют в разговоре. Кто спрашивает, а кто отвечает?
Обратите внимание! В диалоге происходит смена высказываний двух говорящих. Каждое такое высказывание называется репликой. В письменной речи слова каждого участника разговора записываются с новой строки и перед ними ставится тире (-).
О происхождении слов
Упражнение: Рассмотрите рисунки.
По какому рисунку можно составить монолог, а по какому диалог?
Кто такие собеседники?
Речь профессора Самоварова
А что можно узнать о человеке по его речи?
В.В. Маяковский — Кем быть?
Скажи, кому принадлежит записанная речь. Какие слова помогли вам определить профессию этого человек? Сделайте вывод: что можно узнать по речи собеседника?
А теперь отработка умения рассказать о себе (по вопросам к упр. 1).
Расскажи о себе и своей семье по вопросам. Ответы запиши.
Как тебя зовут? Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься? Как зовут твоих родителей? Где они работают? Как зовут твоих бабушек и дедушек? Есть ли у тебя братья и сёстры? Как их зовут? Где они работают или учатся?
Образец. Меня зовут … .
Работа со словами речевого этикета
Выяснение норм вежливого поведения (на примере рисунка к упр. 1 из рабочей тетради).
Из каких сказок эти герои? Кого из них можно назвать вежливыми? А кого нельзя?
Упражнение из учебника Школа России.
1.
— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди улетели?
— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.
— У моего батюшки и сливочки не едятся.
Определение вида речиСоставьте подпись к каждому рисунку. Что вы использовали: слова или предложения?
Составьте и запишите одно-два предложения к любому рисунку.
И на по следок из учебника по программе Планета знаний:Главное в нашей речи — слово. Слово — самое общее и самое точное обозначение любой вещи. любого действия, любого предмета. Оно позволяет человеку думать о чем угодно, рассказывать, рассуждать. (По Г.Юрмину)
Читайте также: