Сообщение профессора самоварова о русском языке

Обновлено: 30.06.2024

Н - НН в кратких прилагательных и причастиях

Напомним: краткая форма наиболее употребительна у страдательных

причастий прошедшего времени (брошенный - брошен, брошена, брошено) и

у прилагательных (веселый - весел, весела, весело).

Правило выбора одного или двух Н достаточно ясно и лаконично:

· в кратких страдательных причастиях пишется Н ;

· в кратких прилагательных - столько, сколько в полных.

Важно только точно определить, какой частью речи - прилагательным или

причастием - является слово.

Запомните следующее смысловые и грамматические признаки,

разграничивающие прилагательные и причастия .

1. Обозначает действие, обычно его можно заменить синонимичным

глаголом, перевернув предложение или построив неопределенно-

Баржа выгружена рабочими - Рабочие выгрузили баржу; что написано

пером - что написали пером.

2. При нем есть или можно придумать зависимое слово в творительном

падеже, которое обозначает производителя этого действия или

Ягоды и плоды сваренные в сахаре (или сиропе). Маленький вареный пирожок (обжаренный в масле). Мастер по приготовлению пищи (шеф-поваром). Большая ложка для разливания жидкой пищи (суп, кисель, компот).

Это была середина осени.Бабье лето уже прошло.Уже начались каникулы когда я и моя сестра отправились в деревню.Родители решили, что нам нечего делать в городе, где воздух и так полон выхлопным газом.
-Деда, мы приехали! - раздался звонкий голос Кати.Дедушка вы шел к нам из комнаты, уже одетый.Как оказалось, он собирался за грибами.Но из-за нашего приезда, это пришлось не надолго отложить.Однако, чуть позже мы с дедом, отправились в лесок, что был недалеко у речки.Дорога не много времени заняла.
И вот мы уже были в лесу.Весь лес переливался красками то жёлтыми, то красными, то оранжевыми.Щебетали ещё не улетевшие птицы.Где то отдалённо раздавалось журчание речки.Было так спокойно.Тут наш дед скомандовал:"Так, помощники, ищем опят и подосиновики, если повезёт подберёзовики."
В лесу мы пробыли около трёх часов.Вернулись домой усталые, но довольные и с вёдрами полные грибов.А всё таки хороши, такие прогулки по осеннему лесу!

. Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения с двоеточием. Определите смысловые отношения между

Напишите сочинение 15.3, на тему:"Что такое патриотизм?". P.s. Можете просто написать два аргумента,первый из текста Ю.Я.Яковлев

Прочитайте Измените слова так чтобы они обозначали несколько предметов, Ручей перо , колос, крыло, дерево , друг , воробей , сол

С любым кратким причастием придумайте и запишите предожение. Подчеркните грамматическую основу: Брошен, высушен, посеян, услышан

Пожалуйста, помогитесреди предложений найдите одно предложение с приложением. 1)Кино- это чтение для нищих умов. 2) для теж,кто

Расскажите как вы представляете себе мир,в котором царствуют толерантность и понимание между людьми. Напишите Пожалуйста)))

Помогите решить упражнение.Замени одним словом и запиши каждое.говорить очень громко. говорить очень тихо. совсем

49. Рассмотрите рисунки на с.36. Подберите и запишите к каждому из этих рисунков подпись и пословицу.



1) Общение людей с животными. Ласковое слова и кошке приятно.

2) Общение с помощью жестов. Что в сердце варится, то в лице не утаится.

3) Общение устное и письменное. Кто говорит, тот сеет, а кто слушает - пожинает.


51. Запишите ответы на вопросы.

1) Как люди общались друг с другом в древние времена?

В древние времена люди общались при помощи жестов и мимики.

2) Что можно передать жесьами? Всегда ли пригоден такой способ общения?

Этот способ общения не всегда удобен, например, на далеком расстоянии или в темноте.

3) Что можно передавать звуками речи?

Из звуков речи можно составить слова и выразить ими мысль.

4. В чем состоит великий секрет языка?

Великий секрет языка состоит в умении обозначать предметы окружающего мира звуками.

Все предметы и мысли люди научились обозначать звуками .

Какой способ, по вашему мнению, позволяет более точно выразить мысль?




53. Прочитайте высказывания выдающихся людей о русском языке.


54. Составиьте текст, используя опорные словосочетания. Какой текст у вас должен получиться: научный или художественный?


Текст научный.

В русском алфавите 33 буквы, из них 21 согласная буква, 10 гласных букв. Буквы имеют гласные и согласные звуки. Две буквы не обозначают звуков, гласных звуков 6, а 4 буквы издают 2 звука одновременно. Гласные звуки в словах бывают ударными и безударными. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, в словах они могут быть твердыми и мягкими.

55. Прочитайте текст.


Попробуйте прочитать слова без гласных.

Првл гр в фтбл. Встртмс н стдн. Збт гл в врт.

56. Определите, какие сочетания звуков являются словами? Почему? Что надо изменить в остальных словосочетаниях, чтобы получились слова?


Прочитайте слова казак, заказ, топот, комок, боб слева направо и справа на лево. В чем особенность этих сло?

57. Прочитайте текст Р.Киплинга. Определите тип текста: описание, повествование или рассуждение. Спиишите текст, вставляя пропущенные буквы. Над выделенными словами укажите их часть речи.


Найдите в тексте и выпишите три слова, все согласные звуки в которых твердые, и два слова, в которых все согласные мягкие.

58. Игра "Члова из слова". Образуйте из букв данных слов новые слова.

Транспорт - порт, спорт, паспорт.

Насос - нос, сосна.

Камыш - мак.

Лыжи - жил, ил.

Жало - ало.

Навес - вес, сев, весна.

Атлас - ласта, салат, стал.

Автор - рот, аврора, вор, тара, оратор.

59. Разделите слова на слоги. Поставьте ударение в словах. В каком слове ударение ставить не нужно?

Мор-кОвь, рА-ди-о, по-зво-нИшь, до-го-вОр, тУф-ля, дог-на-лА, вклЮ-чат, о-вЁс, мАй-ка, ю-лА, объ-Е-хать, при-ня-лА.

Нельзя перенести: о-вес, ю-ла.

60. Найдите ошибки в разделении слов для переноса. Запишите эти слова, верно разделив их на части для переноса. Укажите, к какой части речи относится каждое из слов.

Существительные: стра-ни-ца, аку-ла, ма-як, май-ка, зай-ка, объ-езд.

Прилагательные: длин-ная, род-ное.

Глаголы: за-пре-тить, отъ-ехать, выль-ет, пе-ре-не-сет.

61. Найдите в отрывке из "Сказки о царе Салтане" А.Пушкина и выпишите слова, которые нельзя разделить на части для переноса.


Выпишите по группам все имена существительные и глаголы.

Нельзя перенести: она, мать.

Существительные: волна, берег, бочку, мать, младенцем, землю.

Глаголы: послушалась, вынесла, отхлынула, чувствует.

62. Прочитайте стихотворные строки. Какие кар­тины природы возникли в вашем воображении? По­думайте, благодаря чему вы смогли их представить.


Какие звуки повторяются в стихотворных стро­ках А. Барто? Что помогает передать повтор этих звуков?

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет ,

Глухо шепчет темный лес.

Олицетворение: стаю туч, если надломленная стонет, шепчет лес.

63. Подберите глаголы к данным словам так, чтобы рассказать о названных предметах как о жи­вых существах. Запишите по образцу.

Образец. Берёза — растёт, красуется, шепчет, го­ворит, радуется.

Берёза. Ветер. Тучи. Солнце. Звёзды.

Ветер - воет, летит, забирается, кусает, бьет, ласкает, уснул, пробежал.

Тучи - нахмурились, грозятся, злятся, заплакали.

Солнце - улыбается, играет, ласкает, просыпается.

Звезды - подмигивают, играют, глядят, замерзли.

64. Вспомните девять известных вам правил ор­фографии.

Приведите устно примеры к каждому из девяти правил.

Придумайте сказку о волшебнице-орфографии.


65. Определите, каким правилам подчиняется написание выделенных букв в каждой группе слов.

1. Улетать, перелететь, летательный. 2. Ночной, ноч­ник, заночевать. 3. Арбуз, прорубь, матрос, плод. 4. Пирог, луг, ёрш, карась. 5. Кружки, гудки, глазки, овражки, островки. 6. Ложка, булавка, пряжка, книжка, бумажка. 7. Группа, коллектив, шоссе, колонна, сумма, грамматика, миллион, аллея. 8. Радостный, вестник, сердце, устный, честный, властный, ненастный. 9. Жи­молость, пассажир, хижина, ерши, жираф. 10. Причал, пища, встреча, чаща, щавель, чашечка, учащиеся. 11. Щучий, чудовище, ищу, чучело, чуткий, щуриться.

Спишите слова, подобрав, где это возможно, про­верочные слова.

Проверочные слова:

1 - полет. 2. - ночь. 3 - арбузы, проруби, матросы, плоды. 4 - пироги, луга, ерши, караси. 5 - кружок, гудок, глазок, овражек, островок. 6 - ложечка, булавочка, пряжечка, книжечка, бумажечка. 7 - запомнить. 8 - радость, весть, сердечный, уста, честь, власть, ненастье. 9 - жи/ши. 10 - ча/ща. 11 - чу
щу.

66. Найдите лишнее слово в каждой строчке. Объясните свой выбор.


Запишите из каждой строчки слова, подчиняю­щиеся одному орфографическому правилу. Обо­значьте орфограммы.

67. Спишите пословицы, вставляя, где это необ­ходимо, пропущенные буквы. Укажите падеж всех имён существительных.

1. Дер е во (В.п.) смотри в плодах (П.п.), а человека (В.п.) — в делах (П.п.).

2. Март (И.п.) — с водой (Т.п.), апрель (И.п.) — с травой (Т.п.), а май (И.п.) — с цветами (Т.п.).

3. Апрельский цветок (И.п.) ломает снежок (В.п.).

4. Весна (И.п.) красна цветами (Т.п.), а осень (И.п.) — снопами (Т.п.).

5. Яблочко (И.п.) от яблони (Р.п.) недалеко падает.

6. Радость (И.п.) не вечна, и печаль (И.п.) не бесконечна.

7. Одна ласточка (И.п.) весны (Р.п) не делает.

8. На языке (П.п.) мёд (И.п.), а под язы­ком (Т.п.) лёд (И.п.).

9. Не бойся первой ошибки (Р.п.), избегай второй.

10. Догадка (И.п.) не хуже разума (Р.п.).

11. Кошке (Д.п.) — иг­рушки (В.п.), а мышке (Д.п.) — слёзки (В.п.).

68. Прочитайте тексты диктантов, которые со­ставили ученики четвёртого класса. Какой текст вам понравился больше других? Почему?

1. Осенью наши леса кажутся живыми. В лесу мно­го шишек. Слышится свист ветра. Осенние дожди не похожи на летние. Они более затяжные. Хотя воздух свежий.

2. Наступила живописная осень. Шиповник и жимо­лость облетели. В тиши леса животные приготовили зимнее жильё, где им жить-поживать всю зиму. Не­устрашимая белка насушила грибов и шишек. Они свешиваются с широких веток. Лес ожидает, когда зи­ма накроет его пушистым снегом.

3. В погожий осенний денёк я решила пойти в парк. В его тиши можно отдохнуть и понаблюдать за природой.

В этом месте жизнь как будто замирает. Здесь чистый и свежий воздух. Деревья сейчас напоминают рыжих котят. Как они хороши! Самые большие из них уже имеют голые вершины и принялись сторожить, чтобы не срывал проказник-ветер листики с маленьких деревьев. Вот как можно дружить!

Опавшая листва лежит как расшитый узором ко­вёр. Ступаешь на него, а он под ногами шуршит. На широкой полянке растёт шиповник. Пора собирать его спелые плоды, но можно уколоться о его шипы.

На ёлке и сосне висят шишки. Они поддержат зи­мующих птиц. А вот чижи и стрижи покружили над моей головой и полетели в тёплые края.

Из всех жителей парка можно увидеть теперь толь­ко хлопотливую белочку. Она по-прежнему жизнерадо­стна. Всё куда-то торопится, бежит. А ужи и ежи спят в своих норках.

Подумайте, при изучении какой орфограммы можно использовать эти диктанты. Из третьего текста выпишите слова с данной орфограммой.

Выберите любую из девяти известных вам орфо­грамм. Составьте текст диктанта, который можно было бы использовать при изучении этой орфо­граммы.

Осенний, денек, тиши, деревья, напоминают, котят, хороши, большие, вершины, сторожить, листа, лежит, ковер, ногами, широкий, полянке, плоды, уколоться, шипы, сосне, висят, зимующих, чижи, стрижи, головой, полетели, края, хлопотливую, бежит.

69. Выпишите из орфографического словарика в конце учебника десять слов с непроверяемыми безударными гласными и три слова с непроверяе­мыми согласными. Подчеркните орфограммы. Со­ставьте предложения с любыми тремя из выписан­ных слов.

Непроверяемые безударные гласные: автомобиль, агроном, багаж, беседа, билет, богатство, инженер, вокзал, газета, горизонт.

Непроверяемые согласные в корне: комбайн, металл.

70. Прочитайте стихи русских поэтов. Объясни­те, какие буквы нужно вписать на месте пропусков.


Запишите стихотворение К. Бальмонта, вставляя пропущенные буквы.

Поставьте ударение в словах из первого четверо­стишия. На какие слоги падает ударение в словах?

1) Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

2) воды, колесом, солнце, тихое, скатилось, дорога, сегодня, примечталось, зимы, чаще, звонкой, увидал, рыжий, месяц.

71. В приведённых ниже словах расставьте уда­рения. В каких словах знак ударения ставить не нужно? Объясните, какова роль ударения в сло­вах.

ПозвонИм, понялА, портфЕль, шофЁр, щавЕль, квартИра, свЁкла.

на первый слог на третий слог

на второй слог на четвёртый слог

Поиграйте с Аней и Ваней: подберите и запиши­те группы слов.

на первый слог: лето, море, солнце, школа, книга.

на второй слог: каникулы, дорога, закат, поляна, автобус.

на третий слог: приключение, замечание, опоздание, наказание, оправдание.

на четвёртый слог: необходимость, определенность, предупреждение, повествование, произведение.

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по русскому языку 4 класс 1 часть учебника Климанова, Бабушкина (Перспектива) - 43-я страница ГДЗ к учебнику русский язык 4 класс Климанова часть 1

Ответы к странице 43

План:
1. Учёные продолжают изучать язык
2. Язык жестов и мимики
3. Недостатки языка жестов
4. Звуки - замена жестам
5. Величайший секрет языка

Упражнение 56. Запишите ответы на вопросы.

  1. Как люди общались друг с другом в древние времена?
  2. Что можно передать жестами? Всегда ли пригоден такой способ общения?
  3. Что можно передавать звуками речи?
  4. В чём состоит великий секрет языка?

Все предметы и мысли люди научились обозначать . .

предметные: научатся называть части слова, выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней; образовывать однокоренные слова с помощью приставки и суффикса;

личностные: применение навыков культурного поведения при общении; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

В нашем классе все друзья:

Улыбнитесь тем, кто слева,

Улыбнитесь тем, кто справа.

Подмигните тем, кто слева,

Подмигните тем, кто справа.

Помашите тем, кто слева,

Помашите тем, кто справа.

Вместе мы одна семья.

Ну - ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

- Сегодня мы с вами познакомимся с написанием нового словарного слова. - -

- Догадайтесь что это за слово: вежливое слово, которое говорят, чтобы выразить благодарность … (спасибо)

- Сооружение в виде ряда ступенек, служащее для того, чтобы подниматься и спускаться … (лестница)

- День недели, который следует за пятницей … (суббота)

- Промышленное предприятие с производственным процессом … (завод)

- Проём в стене для поступления света … (окно)

Подчеркните буквы и узнайте с чем мы будем работать сегодня на уроке

  • В первом слове – букву, которых в этом слове две;
  • Во втором – первая буква
  • В третьем слове – букву при написании которой используется всего 1 элемент;
  • В четвёртом согласный в середине слова;
  • В пятом =- гласную букву

- Что у вас получилось? СЛОВО

- Что мы знаем о слове?

- Чему же мы будем сегодня учиться?

- Молодцы, раз вы так много знаете, может поможете нашим друзьям?

Ситуативное задание (текст на слайде)

Однажды Аня, Ваня и Совёнок играли в слова. Совёнок загадал ребятам загадку — шараду.

Начало слова ты найдёшь ОКРУГЕ.

Приставку только отдели

И смело с этой буквы

Мой корень ты найдёшь в ЦЕНЕ,

А суффикс есть в ЗАГАДКЕ.

Когда все части соберёшь ,

То окончанье без труда ты подберёшь.

Ведь я живу в твоей тетрадке.

Аня и Ваня очень растерялись, они услышали много незнакомых слов и, конечно, не смогли разгадать загадку.

Ребята, можете ли вы по тексту этого стихотворения определить зашифрованное слово? Разгадать шараду.

- Что должны были сделать Аня и Ваня? (собрать слово)

- Из чего они должны были собрать слово? (из частей)
- Верите ли вы, что слово можно разобрать на части?

- Сформулируйте тему урока (состав слова)

- Чему мы будем учиться? (собирать и разбирать слова)

- Для чего нам это нужно?

- Кто наем может помочь это узнать? (профессор Самоваров)

  1. Актуализация знаний
  • Работа по учебнику с. 42

- Откройте учебник на с. 42. Как называется раздел? (Состав слова)

- Как звучит тема урока? (Как собрать и разобрать слово)

- Почему надо знать эти части? (Чтобы понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать).

- О чём спросила Аня? (Из каких частей состоит слово?)

- Прав ли Ваня? (Частично, т.к. он ещё пока не знает, о каких частях сказал профессор) .

- Ребята, Совёнок предлагает нам выполнить упр. 56 с.42 (выполняют по заданию)

Выписывают сова , подчёркивают общую часть

КОТ Я, КОТ ОК, КОТ ИК.

- Ребята, какую часть мы подчеркнули во всех словах? (общую)

- Знаем как она называется? (нет)

- Кто может помочь? (профессор Самоваров)

- О чём рассказал профессор? (ответы детей)

- Как называется общая часть родственных слов? (Корень)

- Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные)

- Ребята, Совёнок приготовил вам такое задание (слайд №)

МОРЕ МАРСКОЙ МАРЯК МОРС ЗАМОРСКИЙ

- Каким может быть задание

- Есть ли среди этих слов, однокоренные? (отвечают, исправляют ошибки)

- Составьте и запишите предложение используя данные слова (1 или сразу несколько)

- Прочитайте свои предложения.

- Я вам буду читать пары слов если они однокоренные, то вы делаете хлопок, а если нет, то топаете.

Больной - большой, больной – больница, путь – дорога, путь – путник, вода – водитель, вода – водяной, лес – лиса, лес – леска, лес – лесник.

  1. Работа в группах (каждой группе выдать набор слов и дерево)

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

1 гр. Садик, садовый, высадка, посадить, садовник, пересадить, стадо, сода.

2гр. Цветение, цветник, цветной, расцветать, , цветочный, цветок, рассвет.

Основные задачи урока:

Конспект урока на тему: Мир общения Собеседники

1) Определение роли общения в жизни людей:

  • Как вы думаете, люди могли бы построить чудесные города, железные дороги, самолеты, если бы не умели общаться? Здесь можно также вспомнить про Вавилонскую башню.
  • А для чего людям нужно общение?
    • передать информацию,
    • выразить чувства,
    • попросить о чем-нибудь,
    • ответ на этот вопрос можно найти на картинке из учебника русского языка Т.Г. Рамзаевой:

    Речь помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.
    С помощью речи люди сообщают друг другу о чем-нибудь, спрашивают, советуют, помогают.

    Виды речи

    Речь бывает устная и письменная.

    Люди стали говорить очень давно. Им нужно было добывать пищу, строить жилища. Сообща это делать проще. И люди звали друг друга на помощь. Так появилась устная речь.

    Устная речь — это речь, которую мы произносим, слышим. Это звучащая речь.

    В старину ро называли уст´а. Поэтому речь, которую произносят, называют устной.

    Письменная речь — это речь написанная. Для письма люди используют буквы или другие знаки.

    Не сразу люди придумали буквы. В древние времена писали рисунками. Сейчас такое письмо можно увидеть на дорожных знаках.

    В Древней Руси писали на берёсте — берёзовой коре. Бумаги тогда еще не было. Буквы царапали на берёсте острой железной палочкой. Она называлась пис́ало.

    Какая речь (устная или письменная) появилась раньше?

    mir-obshhenija-sobesedniki-00

    Речь, которую мы слышим и произносим, называют устной. Слово устная образовано от слова уста (губы).

    Письменная речь — это речь, написанная буквами и другими знаками. Письменная речь — это такая речь, которую мы читаем и пишем.

    Речь про себя — это наша внутренняя речь. Мы ею пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем про себя.

    Также различают монолог и диалог.

    Как отличить диалог от монолога?

    Диалог — это речь (разговор) двух или нескольких лиц.

    Монолог — речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.

    Упражнение: Прочитаем сказку и назовем ее героев.

    Отрывок из сказки Терем-теремок

    Отрывок из сказки Терем-теремок

    Докажите, что вы прочитали диалог. Какие сказочные герои участвуют в разговоре. Кто спрашивает, а кто отвечает?

    Обратите внимание! В диалоге происходит смена высказываний двух говорящих. Каждое такое высказывание называется репликой. В письменной речи слова каждого участника разговора записываются с новой строки и перед ними ставится тире (-).

    О происхождении слов

    Упражнение: Рассмотрите рисунки.

    Картинки к сказкам про Колобка и про Храброго зайца

    По какому рисунку можно составить монолог, а по какому диалог?

    Кто такие собеседники?

    Собеседники

    Речь профессора Самоварова

    А что можно узнать о человеке по его речи?

    В.В. Маяковский - Кем быть?

    В.В. Маяковский — Кем быть?

    Скажи, кому принадлежит записанная речь. Какие слова помогли вам определить профессию этого человек? Сделайте вывод: что можно узнать по речи собеседника?

    А теперь отработка умения рассказать о себе (по вопросам к упр. 1).

    Расскажи о себе и своей семье по вопросам. Ответы запиши.

    Как тебя зовут? Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься? Как зовут твоих родителей? Где они работают? Как зовут твоих бабушек и дедушек? Есть ли у тебя братья и сёстры? Как их зовут? Где они работают или учатся?

    Образец. Меня зовут … .

    Работа со словами речевого этикета

    Выяснение норм вежливого поведения (на примере рисунка к упр. 1 из рабочей тетради).

    Из каких сказок эти герои? Кого из них можно назвать вежливыми? А кого нельзя?

    Работа со словами речевого этикета

    Упражнение из учебника Школа России.

    Определение вида речи

    1.
    — Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди улетели?
    — Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.
    — У моего батюшки и сливочки не едятся.
    Определение вида речи

    Составьте подпись к каждому рисунку. Что вы использовали: слова или предложения?
    Составьте и запишите одно-два предложения к любому рисунку.

    Хорошую речь приятно слушать


    И на по следок из учебника по программе Планета знаний:

    Главное в нашей речи — слово. Слово — самое общее и самое точное обозначение любой вещи. любого действия, любого предмета. Оно позволяет человеку думать о чем угодно, рассказывать, рассуждать. (По Г.Юрмину)

    Читайте также: