Сообщение про замок шамбор

Обновлено: 02.07.2024

Замок Шамбор, ведущий свою историю с XVI столетия, – уникальная жемчужина зодчества, ставшая символом эпохи французского Возрождения. Он расположен в 120 км от Парижа, у изгиба реки Коссон, примерно в 6 км от берега Луары, чья долина знаменита своими замками и виноградниками. Ежегодно около миллиона туристов со всего мира приезжает в Шамбор, чтобы увидеть этот архитектурный шедевр, осмотреть его просторные залы и покои, на протяжении веков служившие временным кровом для венценосных особ. Замок окружен великолепным закрытым лесным парком, крупнейшим в Европе. Здесь, как и много веков назад, вольно чувствуют себя олени, косули, дикие кабаны, птицы. Заповедный парк, распростершийся на 5463 га, окружен 32-километровой стеной, самой протяженной во Франции.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Замок Шамбор

Основные моменты

Замок Шамбор, в чьем облике воплотились традиционные французские средневековые формы и черты итальянского ренессансного зодчества, был выстроен как охотничий домик для короля Франциска I. Однако, несмотря на свое скромное предназначение, зданию было суждено стать самым большим замком в долине Луары. Современных гостей Шамборского поместья неизменно поражают его экстравагантные размеры. Длина замковых фасадов составляет 156 м, ширина – 117 м, высота сооружения достигает 56 метров. В королевском охотничьем домике насчитывается 65 лестничных пролетов, 440 комнат, 282 камина, на кровле возвышаются 365 дымоходов. Грандиозность постройки подчеркивается 800 скульптурными колоннами.

Как и в прочих загородных королевских замках, в Шамборе залы и покои меблировались и драпировались только во время визитов монархов, поэтому теперь посетители не смогут увидеть здесь аутентичные интерьеры. Однако в замке хранится значительная коллекция картин, гравюр, гобеленов, мебели других эпох, насчитывающая в общей сложности более 4500 предметов искусства.

Французские короли наведывались в Шамбор не только ради охоты. Их пребывание здесь сопровождалось торжествами, балами, театральными постановками. Сегодня, как и прежде, в замке постоянно происходят интересные события: концерты, шоу, фестивали, костюмированные представления. Тут воспроизводятся рыцарские турниры, помпезные конные парады, в которых принимает участие сотня всадников конной гвардии Франции. Все эти зрелища вызывают неподдельный восторг у туристов.

Что касается охоты, то в богатых дичью угодьях Шамборского замка ее все еще устраивают, но исключительно для гостей президента Франции. Правда, происходит это крайне редко. В это время Шамбор закрывают для посетителей.

История замка Шамбор

Замок Шамбор начали возводить в 1519 году по желанию французского монарха Франциска I, приверженца эстетики Ренессанса и страстного охотника. В то время здесь, в самом центре ныне осушенной болотистой местности Солонь, богатой дичью, располагалось одноименное поместье. Это была давняя наследственная вотчина графов Блуа, перешедшая в собственность королевской семьи в XV веке. Строительные работы начались со сноса бывшего графского замка и старинной церкви. На освободившемся месте заложили фундамент нового строения, который окружили четыре башни. Спустя два года строительство дворца прервала очередная фаза Итальянских войн, завершившаяся поражением французов и пленением Франциска. Впрочем, это не умерило его пристрастия к искусству колыбели Возрождения. После возвращения на родину он распорядился продолжить строительство замка в ренессансном стиле, лично участвуя в его проектировании.

Архивы не сохранили имени главного архитектора замка Шамбор, но сегодня подтверждено, что в проекте принимали участие итальянский зодчий Доменико да Кортона, прозванный Боккадором, и Леонардо да Винчи, который жил во Франции с 1516 года и был близким другом Франциска I.

Король использовал Шамбор в качестве охотничьего домика, куда он приезжал с близкими друзьями. Эту веселую компанию современники называли маленькой бандой короля. Влекло монарха в эти места и то, что неподалеку проживала его дама сердца – графиня де Тури. Герб королевской возлюбленной украшает одну из стен Шамборского замка. Впрочем, Франциск не слишком часто приезжал в Шамбор: за 30 лет он провел тут в общей сложности не более 72 дней.

К 1547 году, ставшему последним в жизни Франциска I, строительство в Шамборе еще не было завершено. Его наследник, Генрих II, особого интереса к замку не проявлял, но работы здесь все же проводились. В последующие десятилетия короли Франции крайне редко наведывались в Шамбор. Лишь в 30-х годах XVII века замок ожил благодаря герцогу Гастону Орлеанскому, получившему в удел от Людовика XIII графство Блуа. При нем была проведена реставрация заброшенного здания, приобретены дополнительные земли, на которых разбили парк. Тогда Шамбор и достиг своих актуальных размеров.

В 1725 году замок Шамбор приютил эмигрировавшего из Польши короля Станислава Лещинского, тестя Людовика XV. Затем монарх даровал Шамбор маршалу Франции Морису де Саксу. Тот проживал в замке, как государь: вместе со своим двором и регулярными полками, посвящая дни военным маневрам, охоте, развлечениям. Нашлось у маршала время и для обустройства парка, роскошной отделки интерьеров замка.

Французская революция пощадила лишь внешний облик Шамбора. Сначала жители соседних деревень разорили земли поместья. Затем, по распоряжению революционного правительства, вся меблировка замка, обшивка стен, паркет были выставлены на аукционы, которые часто сопровождались ночными грабежами.

Замок оставался в аварийном состоянии, пока Наполеон Бонапарт не передал его своему маршалу Луи-Александру Бертье. Следующим владельцем Шамбора стал юный герцог Бордосский Анри д’Артуа. Оказавшись в изгнании после революции 1830 года, он принял титул графа Шамборского, заботясь о своей собственности дистанционно, но эффективно. Хозяин поручил своему управляющему провести реставрацию Шамбора, облагородить парк. Тогда же замок был официально открыт для публики. После смерти графа Шамборского в 1883 году поместье унаследовали его племянники, принцы Бурбон-Пармские. В 1930 г. государство выкупило его у собственников за 11 млн франков золотом.

Архитектура

Леонардо умер незадолго до начала строительных работ, но именно его вдохновению замок обязан одной из своих достопримечательностей, очаровывающей посетителей. Она представляет собой двойную спиральную лестницу с пандусами, закрученными друг над другом. Лестница, устроенная в самом центре центрального квадратного объема замка, обслуживает все 5 его этажей, выводя к дымоходам и венчающим здание прогулочным террасам, откуда открываются потрясающие виды. Каскады ступеней завершает фонарная башня с геральдическими лилиями. В концепцию лестничной конструкции заложена своего рода интрига: два человека, спускающиеся или поднимающиеся по разным спиралям лестницы никогда не пересекутся, но смогут увидеть друг друга через оконные проемы. Веками гости замка развлекались, используя такие особенности удивительной лестницы, а сегодня похожим играм предаются туристы.

Подобно итальянским памятникам старины, к примеру, Колизею, и итальянским сооружениям XIV века, фасады замка Шамбор превосходно прорисованы и имеют модульный облик. Жилые уровни визуально разделяют четко прорисованные рамы или карнизы, идущие горизонтально по всему фасаду. А по вертикали ритм задают уплощенные колонны или пилястры. Благодаря такому приему, характерному для итальянского зодчества, образуется своеобразная сетка, в рамки которой заложены различные эффектные проемы. Большие окна контрастируют с суровым массивом стен, привнося в облик замка праздничность и нарядность.

В декоре экстерьера и интерьеров замка Шамбор итальянские традиции адаптированы на французский лад. Пилястры, медальоны, канделябры, арабесковые орнаменты с элегантными завитками хоть выполнены виртуозно, но в технике, далекой от формальности. Особо впечатляет искусная лепнина на окнах в виде ангелочков, исполненных в мельчайших деталях. Удивительно, что за 500 лет тонкая лепка практически не подверглась повреждениям.

Коллекции

Шестнадцатый век оставил свой след лишь в архитектуре Шамбора. Его интерьеры, меблировка относятся к более поздним эпохам, ведь замок никогда не обставлялся раз и навсегда. Изначально усадьба была предназначена для непродолжительного проживания, стационарная меблировка здесь отсутствовала. Разборную мебель, а также настенные покрытия, бытовые предметы, аксессуары для сервировки стола приходилось доставлять из Парижа. При оформлении интерьеров современным специалистам не удалось найти ни одного значимого образца королевской мебели эпохи Франциска I, даже в музеях, посвященных этому периоду. Так что покои венценосного инициатора строительства замка, расположенные на втором этаже королевского крыла, выглядят достаточно аскетично. Они включают спальню, гардеробную, зал для приемов, кабинет. Здесь особое внимание привлекают большая картина с изображением монарха в полный рост и кессонный (с продольными и поперечными балками) потолок. Своды декорированы скульптурными барельефами, которые изображают мифическую саламандру и обозначены литерой F – монограммой Франциска I.

В правом крыле замка находится музей старинных карет. Здесь можно увидеть, в том числе, помпезные кареты графа Шамборского. Претендуя на французский престол, он заказал роскошные экипажи у известного каретного мастера Биндера для торжественного въезда в столицу, который так и не состоялся. Невостребованные королевские регалии и трон, привезенный из австрийского замка графа, демонстрируются в его покоях. Здесь же представлена коллекция точных копий детских военных игрушек благородного поборника монархии, его скульптурные изображения в детском возрасте.

Весь третий этаж донжона замка занимает экспозиция, посвященная охоте и местной природе. Тут демонстрируются коллекция оружия, работы художников-анималистов, гобелены со сценами охотничьих забав.

Во многих комнатах старательно воссозданы интерьеры XVIII века, когда уют обеспечивался за счет низких потолков, обитых живописно свисающей тканью, изящных паркетных полов, обшитых древесиной стен. Обширные залы разделяли деревянными перегородками, превращая небольшие пространства в спальни, будуары, кабинеты, ванные комнаты. Специалисты по истории искусства, формирующие интерьеры, приобретают или арендуют соответствующие этой эпохе комплекты мебели и предметы декора во французских музеях, в королевском замке в Блуа.

В Шамборе хранится одна из самых ценных коллекций гобеленов во Франции. Вот уже полвека государство осуществляет закупки гобеленов XVII века для демонстрации их во французских замках, а в просторном Шамборе эти грандиозные полотна смотрятся особенно выигрышно.

Развлечения в замке Шамбор

С 2010 года в поместье Шамбор воплощается широкомасштабная программа, отражающая основные направления в культуре эпохи Возрождения: литературное, музыкальное, изобразительное искусство, театр, танец. Основные мероприятия проводятся летом. Так, в июне-июле здесь открывается знаменитый фестиваль Шамбор. В течение 12 волшебных вечеров во внутреннем дворе, часовне или садах выступают исполнители камерной, симфонической музыки. В эти дни на территории замка работают атмосферные музыкальные кафе.

В Шамборе выставляют свои работы современные французские художники. С апреля по сентябрь тут можно увидеть картины Джамеля Тата, уже успевшего получить мировую известность.

С мая по сентябрь на территории конюшни организуются конные шоу в стиле рыцарских турниров. Им предшествует выгул лошадей, рассчитанный на привлечение как можно большего числа зрителей. Представление длится 45 минут. Отдельный билет на шоу стоит 12,5 €; комбинированный, включающий вход в замок, – 21 €.

В поместье организуются экскурсии по территории парка. В путешествие гости замка Шамбор отправляются верхом, пешком, на велосипедах. За 20 € природные достопримечательности парка можно осмотреть из внедорожника. Такая экскурсия в сопровождении гида длится полтора часа.

Практическая информация

Замок Шамбор принимает посетителей круглый год, его двери закрыты лишь 1 января, 30 ноября, 25 декабря. С 26.10 по 27.03 посещение доступно с 09:00 до 17:00, с 28.03 по 25.10 замок открыт до 18:00.

Оставить автомобиль на стоянке можно за 6 € в день.

В Шамборе, на реке Коссон, работает лодочная станция. Чтобы полюбоваться видами замка с реки, нужно будет заплатить от 12 до 30 € в час, в зависимости от класса лодки.

На территории замка расположены сувенирные магазины, где на память о Шамборе можно приобрести шикарно иллюстрированную литературу, диски в формате DVD и CD. Кроме того, здесь предлагаются стилизованные предметы интерьера и сервировки, ювелирные изделия, текстиль, парфюмерия, поделки из кожи, дерева, рога оленя и даже внушительные бочки из французского дуба.

Вкуснейшие сыры и паштеты, домашнее вино продаются на фермерском рынке, который работает рядом с замком. Плотно потрапезничать можно в ресторанах, пиццериях или блинных в городе Шамборе.

В 4 минутах ходьбы от замка расположен четырехзвездочный отель Relais de Chambord с садом. Здесь можно разместиться, заплатив от 144 € в сутки. Остановиться предлагается и в коттеджах, принадлежащих самому замку.

Как добраться

Из Парижа до Шамбора удобно добираться на поезде TGV, он доставит вас от платформы ж/д вокзала Аустерлиц до Блуа. Стоимость билета в вагоне первого класса – от 35 €, второго – от 23 €. Есть еще один, не столь удобный и более дорогой вариант: на вокзале Монпарнас купить билет на поезд, идущий до станции Сан-Пьер-де-Кор (пригород Тура), и пересесть там на местную электричку TER, следующую до Блуа.

От ж/д станции в Блуа до Шамбора ходят такси. Поездка обойдется в 35 €. За 6 € до замка можно добраться на специальном автобусе, курсирующем по круговому маршруту Блуа – Шамбор – Шаверни – Блуа (обратный билет не нужен, водителю предъявляется уже приобретенный). Этот транспорт доступен только с апреля до начала сентября. Автобус ходит по расписанию, скоординированному со временем прибытия поездов из Парижа. К примеру, если состав прибывает в 08:59, то автобус отправляется в путь в 09:10. Поездка до Шамбора занимает около 40 минут.

Круглый год от ж/д вокзала в Блуа к Шамборскому замку можно добраться на рейсовом автобусе № 2. Билет в одну сторону стоит 2,5 €.

Замок Шамбор во Франции

На берегу реки Луары во французском городе Шамбор среди густого леса, богатого дичью, возвышается одноименный замок. Построить его в качестве охотничьей резиденции приказал 20-летний король для того, чтобы быть ближе к своей возлюбленной графине де Тури, жившей неподалеку. Здесь же король принимал гостей, демонстрируя свое величие и богатство. По пышности и размаху здание уступает лишь Версалю.

История строительства замка

Подходящим местом для задуманного королем строительства оказалась огромная территория, окаймленная лесом. На месте небольшой крепости возвели сооружение, воплотившее в себе черты эпохи Ренессанса и традиционные элементы французского Средневековья.

Архитектор каменного шедевра – Леонардо да Винчи, который 2 года готовил проект дворца. Строительство замка (1519-1547 годы) велось без архитектора – он умер за 4 месяца до начала работ.

Для возведения громады-замка потребовалось 28 лет. По средневековым меркам – совсем не большой период. Это была крупнейшая стройка, где ежедневно трудились 2 тысячи рабочих, которые уложили 220 000 тонн камня.

Архитектура замка

Для укрепления фундамента осушили близлежащие болота и забили дубовые сваи на глубину 12 метров. Замок возводился на болотистой местности. Множество строителей скончалось от эпидемии болотной лихорадки, вспыхнувшей на территории.

Строительство временно приостановилось после поражения французского короля в битве против испанского соперника Карла V. С тех пор Франциск I использовал любой случай, чтобы продемонстрировать победителю превосходство. Этой же цели служил уникальный замок, символ королевской власти.

Архитектурные особенности замка Шамбор

Замок не предназначался для отражения вражеских атак, но построен по образцу самых укрепленных цитаделей с глубоким рвом и подъемным мостом перед входом. Центральное сооружение – 5-этажный донжон (главная башня) с восточным и западным крылом.

На каждом этаже по четыре квадратных и по четыре круглых помещения. В замке 426 комнат, 365 каминов, по количеству дней в году, 77 лестниц, 800 скульптур. Длина фасада 156 метров, ширина – 117 метров.

Внешний вид

Многочисленные шпили и башни на крыше издали напоминают игрушечный городок. Верхняя часть замка взметнулась в небо люкарнами (надстройками на скате крыши), украшенными фонариками, каминными трубами, колоннами, каменным кружевом и узорами из кровельного сланца. В центре кровли – 32-метровый фонарь, который венчает винтовую лестницу.

В западном крыле здания расположена часовня – огромное помещение в замке, призванное подчеркнуть божественность правителя. Стены замка король украсил гербом возлюбленной графини де Тури.

Лестница замка Шамбор

Примечательная деталь интерьера – винтовая двухзаходная лестница спроектирована так, что обе ее части поворачиваются спирально в одном направлении, ни разу не пересекаясь. Спускавшиеся люди избегали встреч с теми, кто в это время поднимался, и наоборот.

Знаменитая лестница

Лестница, украшенная резными орнаментами и фигурами нимф, поднималась на все этажи. Ее вершину венчала терраса, по которой можно обойти замок по периметру и полюбоваться окрестностями. Украшенная фигурами сказочных существ и королевскими лилиями, терраса придавала средневековому замку романтичность.

Особенности планировки

Планировка замка сложна и запутана. 77 лестниц образуют непонятный лабиринт, в котором легко заблудиться. Длинные коридоры пересекаются в центре этажа рядом с винтовой лестницей.

Король сам настоял на такой хаотичной схеме дворца. Любвеобильный Франциск сделал это для того, чтобы многочисленные фаворитки не столкнулись друг с другом, прогуливаясь по лестницам и коридорам.

Апартаменты короля в замке

Апартаменты короля располагались в восточном корпусе и состояли из зала для официальных приемов, рабочего кабинета, спальни, гардеробной. Неподалеку – комнаты прислуги. Из королевских апартаментов можно легко спуститься вниз по винтовым лестницам, построенным в угловых башнях.

Интерьер

Парадное торжество в замке Шамбор

При жизни Франциска замок не достроили, король иногда в процессе строительства приезжал на охоту. В декабре 1539 года Франциск пригласил своего соперника-испанца Карла V посетить новый замок, чтобы поразить иноземца пышностью и размахом королевской власти.

Императорскую свиту Карла V встретили юные девушки, разбрасывающие на пути лепестки роз. Это усилило восхищение гостя замком и его интерьерами, а Франциск показал сопернику роскошь и величие, на которое способен французский король.

Залы для посетителей

Парк Шамбор

Площадь территории, занимаемая замком, составляет 5440 гектаров, и равняется половине площади Парижа (10540га). Дворец окружает парк-заповедник площадью 100 га. Это крупнейший в Европе огороженный парк лесного типа. Территория окружена 32-километровой стеной.

Парк Шамбор

Парк Шамбора состоит из болот, сосновых лесов, полей, на которых охотились французские дворяне. Теперь это парк-заповедник. В лесах по сей день водится дичь, 100 видов птиц, редкие животные и растения. Охотиться здесь не запрещено, но это привилегия местной элиты. Для туристов лес – закрытая территория. Только один раз в году, в конце сентября, туристы посещают лесную зону в сопровождении экскурсовода.

Замок Шамбор сегодня

Сегодня замок Шандор – туристический объект. С 1952 года здесь проводятся светомузыкальные шоу для туристов. С 1981 года замок внесен в список всемирного достояния ЮНЕСКО.

Украшение Франции

В замке открыт музей охоты и природы. Здесь представлены охотничьи трофеи, оружие, живописные полотна, посвященные охоте. Кроме этого туристам предоставляется возможность:


Шамбор – французский замок, расположенный в коммуне Шамбор департамента Луар-е-Шер (Loir-et-Cher) в регионе Центр – Долина Луары . Построен в окружении самого большого закрытого лесного парка Европы (около 50 квадратных км, огороженных стеной длиной 32 км). Это самый большой из замков Луары . Его сад и парк для охоты являются историческими памятниками.


История замка Шамбор

Первоначально эта земля принадлежала графам де Блуа. Здесь они построили феодальный замок, который в 1397 г. вместе со всеми графскими владениями перешел герцогам Орлеанским. В 1498 г. Луи Орлеанский стал королем Франции Людовиком XII, и земля вместе с маленьким укрепленным замком оказались во владениях французского королевского дома. Замок, который мы видим сейчас, был построен в 16 в. под непосредственным руководством французского короля Франциска I.

В 1516 г. Франциск I, король Франции с 1515 г., одержал блестящую победу над миланским герцогом у города Мариньяно. Там, в Италии, молодой король увидел произведения итальянского Возрождения, был впечатлен ими и решил способствовать распространению идей Ренессанса у себя на родине. Там же Франциск познакомился с великим Леонардо да Винчи, предложил ему переехать во Францию, и с тех пор до самой смерти Леонардо был придворным архитектором короля.

Под впечатлением от своей победы Франциск захотел увековечить успех строительством замка посреди изобилующего дичью леса Шамбор. Замысел короля заключался в том, чтобы построить с учетом новейших изысканий гуманистов и архитекторов новый город Роморантэн, который стал бы новой столицей государства, и большой замок в неоплатоновском стиле в Шамборе. В частности, проект основывался на разработанных Альберти принципах архитектуры Ренессанса: геометрии, математических расчетах и ритмичности.


Строительство началось с разрушения множества построек, среди которых старый замок графов де Блуа и городская церковь, и возведения фундамента квадратного донжона, окруженного 4 башнями. В 1526 г. король изменяет свой план, присоединив к первоначальному донжону два боковых крыла, в одном из которых должны были находиться его покои. На стройке работало 1800 рабочих.

Донжон был уже закончен, когда в 1539 г. замок посетил император Св. Римской империи Карл Кэн, большой соперник Франциска. Для императорского кортежа устроили бал, залы замка были украшены цветами.

Королевское крыло было завершено в 1544 г. Внешняя галерея с аркадами и спиральной лестницей пристроены к 1545 г. Франциск умер в 1547 г., проведя в замке в общей сложности 72 дня.


Работы по постройке крыла с часовней продолжились при правлении Генриха II, но были прерваны после его смерти в 1559 г. В последующий период королевское присутствие в замке становилось все более редким, хотя здание продолжало вызывать восторги его посетителей. Косметические работы были предприняты в 1566 г. Карлом IX, но Шамбор уже не представлял интереса для двора, т.к. был слишком удален от мест его обычного пребывания в ту эпоху. Генрих III, Генрих IV там не бывали. Людовик XIII останавливался в замке лишь 2 раза.

С 1639 г. замок занят сосланным братом короля Гастоном Орлеанским. Он получил в удел графство Блуа в 1626 г. и предпринял реставрационные работы в замке и обустройство парковой зоны. Но часовня до тех пор оставалась без крыши.

Шамбор был достроен лишь при правлении Людовика XIV. Король-Солнце понял символический смысл Шамбора – символ могущества королевской власти в камне и во времени. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар в 1680-1686 гг. заканчивает западное крыло, часовню, нижнюю крепостную стену с помещениями для проживания прислуги. Людовик XIV несколько раз был в Шамборе, иногда в сопровождении трупы Мольера, которая давала в замке представления. Но после появления Версаля Людовик в Шамбор больше не приезжает.


Король Людовик XV размещает в замке своего тестя, Станисласа Лещинского, польского короля, бывшего в изгнании в 1725 – 1733 гг. После его отъезда Шамборский замок остается необитаемым в течение нескольких лет, пока, наконец, в 1745 г. Людовик XV не отдает его в управление маршалу Саксонскому. Маршал строит там казармы для своего полка и живет в нем до самой смерти в 1750 г. Череда управляющих проходит через замок затем.

Во время Французской революции жители соседних деревень грабят замок и его владения: срубаются деревья, уничтожаются животные, в садах пасут скот. Грабеж достигает таких масштабов, что правительство отправляет армию для восстановления порядка. В 1792 г. революционное правительство продает уцелевшую мебель.


В первую мировую войну владение Шамбор попадает под арест. В 1930 г. французское государство покупает его у принца Эли Бурбонского. Замок передается в государственное управление.

В начале Второй мировой войны замок становится центром по хранению сокровищ национальных музеев Парижа и севера Франции, перевезенных сюда с целью спасения от немецких бомбардировок. Сама Джоконда провела в Шамборе несколько месяцев.

В 1947 г. начинается долгая история по реконструкции замка и его парков.

В 1981 г. владение включено в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Архитектура Шамбора

Спроектирован по средневековой модели крепостей с поясом укреплений и толстыми угловыми башнями, замок задуман в готическом стиле (верхние части – дымоходы и башенки – устремлены ввысь), но обладает специфичным очертанием, благодаря которому становится шедевром архитектуры Возрождения. 156 метров фасада, 56 м в высоту, донжон в 44 м, 426 комнаты, 77 лестниц, 282 дымохода и 800 скульптурных капителей. Многие архитекторы приняли участие в строительстве Шамбора, но не осталось никаких документов о первых архитекторах, кроме упоминания имени Франциска I, который лично участвовал в разработке планов строительства. Возможно, в работу был включен сам Леонардо да Винчи, который в то время был придворным архитектором; он умер через несколько месяцев после начала строительства. Среди его рисунков нашли изображения присутствующих в замке двойных винтовых лестниц и структуры в виде греческого креста – два основных элемента первоначального проекта замка. Возможно также, что ассистент да Винчи, Доминик де Кортон, также участвовал в строительстве.

Строительство Шамбора стало одним из самых значительных в эпоху Ренессанса. Центральный план замка состоит из квадрата в форме греческого креста, характерного для большинства итальянских церквей того времени. Однако в ту эпоху он еще редко применялся для строительства нерелигиозных зданий. Эта центральная часть стала называться донжоном, хотя никогда не имела назначения защитного сооружения. Франциск I по ходу строительства добавил два крыла и крепостную стену, ориентируясь на модель средневековых крепостей. Особенностью Шамбора стала строгая ориентация диагоналей донжона по осям север-юг и восток-запад; его башни расположены строго по 4 сторонам света.

Аномалия в симметрии плана донжона долгое время вызывала споры ученых. Считалось, что она стала результатом ошибок при строительстве. Однако археологические изыскания в начале XXI в. показали, что эти аномалии были спроектированы изначально: проект сразу был с асимметричным фасадом, но с центральной симметрией вокруг большой лестницы в виде крыльев мельницы. Вполне возможно, что в этом спиралевидном здании должна была быть центральная лестница с четырьмя крыльями. Леонардо да Винчи работал над водными турбинами, и этот динамичный план, революционный для того времени, мог бы быть его детищем и первым проектом Шамбора. Археологические изыскания показали, что после окончания работ над фундаментом донжона от первоначального плана отказались в пользу строительства крыльев здания и крепостной стены.


Внутри донжона располагаются пять жилых уровней. На каждом уровне находятся 4 квадратных покоев и 4 – в круглых башнях. Между покоями — четыре коридора, идущие от 4 сторон света к двойной винтовой лестнице в центре. В западном крыле обустроена часовня, ее вход находится на востоке. Для того времени такое расположение часовни было нетипичным, т.к., чтобы показать, что король обладает духовной властью в своем королевстве, он должен был бы разместить часовню ближе к Иерусалиму, т.е. в восточном крыле.

В центре здания находится двойная винтовая лестница, похожая на два переплетенных ствола , символизирующих дерево жизни в Средние века. Два человека, которые идут по двум пролетам лестницы, могут видеть друг друга через отверстия, но не могут встретиться. На каждом этаже лестница выходит в 4 вестибюля, образующих крест. Наверху лестница приводит на большую террасу (также изобретение Леонардо), которая идет вокруг донжона, и с нее открывается вид на монументальные дымоходы. Над лестницей возвышается башня-фонарь, хорошо видимая снаружи и похожая на колокольню часовни.



Башня-фонарь возвышается на 32 м и превосходит все дымоходы Шамбора. На ее вершине находится флер де лис (геральдическая лилия) – символ французской монархии. Террасы окружены башенками, потолочными окнами, инкрустированными мозаикой из туфа и сланца. Башни, башенки, ложные колокольни и потолочные окна украшены медальонами, ромбами, квадратами, полукругами и треугольниками из сланца, похожими на инкрустации из черного мрамора в Шартрёз де Пави, где Франциск I находился во время плена.


Основной материал, использованный при строительстве замка, — белый туф.

Угодья Шамбора

Кроме замка проект Франциска I включал и парк. Через 5 лет после начала строительства король предпринимает меры по созданию лесного угодья для охоты и охраны дичи, как это делалось в большинстве крупных замков XV-XVI вв. Но этот парк поражает своими размерами: это самый большой огороженный стенами парк во Франции. И в самом его центре располагается замок. По сей день в парке водится живность: это олени и кабаны – эмблематичные животные Шамбора, а также средиземноморские муфлоны (бараны), завезенные с Корсики, из ботанического сада Парижа, зоопарка Винсенна и из бывшей Чехословакии. В парке находится несколько прудов.


В деревне Шамбор расположено несколько отелей и ресторанов. Замок Шамбор – самый посещаемый из замков Луары в департаменте Луар-е-Шер.

На втором этаже замка находится Музей охоты и природы.

В замке регулярно проходят выставки.

Посещение Шамбора

КАК ДОЕХАТЬ ДО ЗАМКА ШАМБОР

— на машине по шоссе А10 (направление Bordeaux, затем Mer или Blois), платный паркинг в 200 м от замка (4 евро).

— на поезде из Парижа с вокзала Аустерлиц до станции Блуа (Blois) (в пути 1 ч. 25 м., билеты от 10 евро), затем на автобусе до замка (май-август по средам, выходным и праздничным дням; проезд туда-обратно = 6 евро; отправление от жд Блуа в 9.30 и 11.30; обратно от замка до жд Блуа — в 14.05, 15.45, 18.05): Узнать расписание, стоимость билета и купить билет на поезд онлайн;


Король-рыцарь

Будущий французский король Франциск I появился на свет в 1494 году, когда Франции в ее нынешних границах еще не существовало, а европейские монархи активно боролись за трон Священной Римской империи. Франциск занял трон не по праву наследования, а благодаря династическому браку. Его отцом был граф Карл Ангулемский, кузен короля Людовика XII.




Портрет работы Жана Клуэ, 1525, Лувр

Портрет Леонардо да Винчи, ок. 1500

Портрет Леонардо да Винчи, ок. 1500

Королева Клод, напротив, была женщиной скромной, тихой и, увы, невзрачной. Невысокого роста, сгорбленная (страдала сколиозом) и почти постоянно беременная, она интересовала мужа только как гарантия легального царствования. Неудивительно, что королева чуждалась развлечений королевского двора, где в центре внимания была ее свекровь, Луиза Савойская, женщина разнообразных дарований и железной воли. Вся Европа сплетничала, что Луиза правит вместо сына, оставляя на его долю подвиги на поле боя (Франциск I постоянно, хотя и с переменным успехом, ввязывался в европейские междоусобные войны) и в будуарах фрейлин и придворных дам.

Клод умерла в 1524 году, не дожив до своего 25-летия. За девять лет брака она родила семерых детей (трех сыновей и четырех дочерей). Их судьба была счастливее, чем у сиблингов самой королевы: в раннем детстве умерли только две старшие дочери. Второй сын, Генрих, стал французским королем.

Замок на болоте

Пока королева ждала очередного ребенка, Франциск I решил построить для себя загородный дворец: интерьеры Фонтенбло ему прискучили. В 1519 году в излучине реки Коссон, примерно в шести милях от ее впадения в Луару, он заложил замок Шамбор. Выбор места для постройки в наши дни объясняют желанием короля быть ближе к графине де Тури, одной из его замужних метресс. Однако на самом деле роман короля с графиней начался позже закладки замка. Есть сведения, что Клод де Тури (любовница короля была тезкой его жены) сподвигла Франциска на перестройку и расширение дворца. Так или иначе, ее портрет сейчас украшает одну из более чем 400 комнат Шамбора.



Вид на замок Шамбор, картина Пьера-Дени Мартена

View of the Chateau de Chambord by Pierre-Denis Martin

Проект замка приписывают Леонардо да Винчи. Насколько это верно, неизвестно, но умер великий художник в год закладки первого камня Шамбора. Возможно, да Винчи сделал какие-то предварительные чертежи, но более плотно над проектом работал его соотечественник Боккадор (Рыжебородый) — так называли современники зодчего Доменико да Кортона. Француз Жан ле Гумбль, друг Франциска I, проектировал часовню в западном крыле дворца. Считается, что ориентирование помещения часовни в направлении Иерусалима демонстрирует желание короля показать свою верховную духовную власть в стране.

Дворец строился практически на болоте. Рабочие, забивавшие сваи под основание стен на глубину до 12 метров, десятками умирали от лихорадки, но короля это не останавливало. Всего на стройке работало без малого две тысячи человек. Белый песчаник для строительства доставляли подводами из Сен-Дье и обтесывали на месте. Каменотес оставлял личный знак-клеймо на каждом камне, который он обтесал, чтобы получить оплату. Сейчас эти знаки изучают археологи.

Замок признан шедевром ренессансной архитектуры, однако в плане он напоминает средневековую крепость с центральной башней-донжоном, стенами и башенками поменьше. Внутри донжона уместилось пять жилых этажей с круглыми и четырехугольными покоями. Центральную башенку дворца венчает королевская лилия. Внутри замок также был богато украшен гербами и эмблемами, в том числе саламандрой (эмблемой Франциска I), монограммой F с королевской короной и мотивом завязанной узлами веревки (герб его матери, Луизы Савойской).

Примечательно, что некоторые гербы с внешней стороны стен высечены скульпторами в перевернутом на 90 градусов виде — чтобы Богу с небес было удобнее рассматривать эти символы власти французского короля. Есть в замке еще более примечательная деталь, вызывающая и по сей день интерес туристов: это двухзаходная винтовая лестница, напоминающая спираль ДНК.

Многие исследователи приводят ее как пример стиля Леонардо да Винчи в архитектуре. Относительно этой лестницы тоже ходили анекдоты: якобы ее сделали двухзаходной специально для того, чтобы любовницы короля не сталкивались на узких ступеньках, когда одна поднималась в опочивальню Франциска, а другая — спускалась оттуда.





Парадный зал замка Шамбор

Фото: Dorian Mongel / Unsplash

Какое-то время бывшая и свежеиспеченная фаворитки сражались за власть над королевским сердцем, но, как часто бывает в случае с ветреными мужчинами, новая пассия показалась ему привлекательнее старой. Впрочем, Франциск еще любил Франсуазу де Фуа и предложил ей по-честному разделить положение официальной фаворитки с Анной де Писсле. Графиня де Шатобриан возмущенно отказалась от сомнительной чести и покинула двор. Пришла очередь Анны получать в подарок драгоценности, обеспечивать родственников выгодными назначениями и блистать на королевских празднествах — в том числе и в замке Шамбор, а также во дворце Фонтенбло, который король перестраивал в духе итальянского Возрождения.

В 1530 году вдовец Франциск женился династическим браком на Элеоноре Австрийской, вдове португальского короля Мануэла I. Официальная жена не слишком отвлекала монарха от галантных похождений и встреч с Анной де Писсле. Чтобы обеспечить положение фаворитки, король выдал ее замуж за бедного аристократа Жана де Бросса и пожаловал ему герцогство Этамп.

Анна стала герцогиней д’Этамп. Она оставалась официальной фавориткой до самой смерти короля, хотя места в его сердце хватило и для Клод де Тури — последней серьезной пассии Франциска и его соседки по Шамбору. Но частенько случалось, что по двойной винтовой лестнице замка пробегали и другие, более юные королевские избранницы.

Замок-музей

Франциск I умер в 1547 году. Ему было 52 года — не так уж много для монарха XVI века. Поговаривали, что причиной его смерти стали, помимо военных лишений, и излишества в спальне. Престол занял сын Франциска Генрих II, замок Шамбор перешел к нему, но не слишком интересовал молодого короля. Некогда роскошная постройка постепенно приходила в запустение.

Адрес: Франция, в 16 км на восток от города Блуа
Начало строительства: 1519 год
Окончание строительства: 1547 год
Архитектор: неизвестен
Основные достопримечательности: винтовая лестница, архитектура замка
Координаты: 47°36′57.6″N,1°31′1.2″E

Краткое описание

На берегах Луары — одной из самых красивых французских рек — раскинулись старинные замки и дворянские усадьбы. Самый величественный из них — замок Шамбор — возвышается посреди густого леса, богатого дичью.

Как и в эпоху Возрождения, до сих пор здесь охотятся представители местной элиты.Изначально Шамбор строился королём Франциском I в качестве охотничьей резиденции. Находившаяся на месте Шамбора небольшая укреплённая крепость была снесена, а на освободившемся участке начали возводить сооружение, которое воплотило бы в себе черты ренессанса и традиционной французской архитектуры.

Замок Шамбор во Франции

Центральный, северо-западный фасад замка

Кроме того, Франциск I хотел быть поближе к своей возлюбленной — графине Клод де Тури, которая проживала с мужем неподалёку, а также стремился произвести впечатление на своего соперника — Карла V, могущественного императора Священной Римской империи.

Для реализации замысла Франциск I пригласил во Францию Леонардо да Винчи. В 1517 году великий итальянец приступил к работе, но в 1519 году, за несколько месяцев до начала строительства умер, так и не успев осуществить проект.

Замок Шамбор во Франции

Замок Шамбор с высоты птичьего полёта

18 тысяч рабочих трудились над возведением охотничьей резиденции — осушали болота, на глубину 12 метров забивали дубовые сваи фундамента, доставляли каменные блоки. Король не дожил до финала, и к 1547 году Шамбор достроили его наследники. На протяжении столетий Шамбор переходил из рук в руки.

Замок Шамбор во Франции

Юго-восточный фасад замка

Лишь в 1930 году французское государство выкупило Шамбор у тогдашнего владельца Элии Бурбонского за 11 млн. франков золотом.

Шамбор — замок поистине королевского размаха

Сегодня Шамбор гол и внушителен. Его интерьеры почти пусты, а ценители антикварной мебели и рыцарских доспехов будут слегка разочарованы. Впрочем, в Шамборе есть несколько залов, сохранивших средневековое убранство.

Замок Шамбор во Франции

В замке открыт Музей охоты и природы, где представлены охотничьи трофеи, оружие, живописные полотна и прочие предметы искусства, посвящённые охоте. Но главное достоинство Шамбора — это его архитектура, гармонично вписанная в ландшафт.

Замок Шамбор во Франции

Вид на замок Шамбор

Выполненная в виде двойной спирали, она позволяет посетителям подняться наверх, не заметив друг друга. Своды лестницы украшены скульптурными саламандрами, а её вершину венчает терраса-беседка, с которой открываются изумительные виды на островерхую ажурную кровлю замка. Цифры красноречиво говорят о королевском размахе Шамбора: в нём 440 комнат и 365 каминов (по количеству дней в году), обогревающих опочивальни. 77 лестниц образуют сложный, запутанный лабиринт.

Замок Шамбор во Франции

Двойная, винтовая лестница в центре замка

Читайте также: