Сообщение про витражи 7 класс

Обновлено: 02.07.2024

Цель проекта: получение безопасного витража. Задачи: 1.Углубить свои знания о витраже. 2.Выяснить, какое место занимает витраж. 3.Научиться рисовать по стеклу, создать свой витражный рисунок.

Актуальность Художественные витражи не потеряли своей актуальности и на сегодняшний день. Напротив, если раньше они украшали храмы и дома только состоятельных людей , т о современность сделала витражный декор вполне доступным . Обширно сегодня и применение витражей в интерьерах домов. Это не только окна и двери, но и межкомнатные перегородки, ниши и панно, светильники и даже мебель. Современная эпоха разнообразила и технологию изготовления витражей. Она постоянно совершенствуется, мастера продолжают экспериментировать с новыми материалами и инструментами, и производство художественных витражей постоянно растет.

Витра́ж — вид монументального искусства, произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

Виды имитации витража. Витраж из кусочков стекла. Заливка клеем. Витраж Тиффани.

Витраж из кусочков стекла. Изображение составляется из кусочков цветного стекла нужной формы, которые предварительно вырезаются по шаблонам, а затем свободное пространство между осколками заливается скрепляющим раствором из цемента, песка и клея. Делается это аккуратно с помощью шприца.

Заливка клеем. Другой вариант создания витража – с помощью силикатного клея. На прозрачном стекле выкладывается из кусочков будущий витраж, и все его элементы приклеиваются. По границе устанавливаются временные ограничительные рамочки. И все изделие заливается прозрачным силикатным клеем.

Витраж Тиффани. Технология Тиффани наиболее близка к классической. Осколки разноцветного стекла здесь спаиваются между собой с помощью медной фольги и свинцово-оловянного припоя. Заранее нарезаются из стекла кусочки необходимой формы, их кромки шлифуются и обклеиваются лентой медной фольги. Затем части витража укладываются вместе и спаиваются.

Работа над витражной росписью по стеклу.

1 шаг: Для витража нам понадобится ваза, витражные краски, эскиз.

2 шаг: Стекло, на которое будет наноситься витражный рисунок, промыть водой, удалить остатки грязи и обезжирить.

3 шаг: Создать эскиз-нарисовать от руки или распечатать, перенести рисунок на стекло, эскиз надо предварительно закрепить клейкой лентой.

4 шаг: Сверху нанести витражный контур и оставить до полного высыхания.

5 шаг: На каждую деталь рисунка нанести витражные краски достаточно густым слоем. Готовый рисунок оставляем высыхать, сохнуть витражные краски должны не меньше суток.

Витраж. Витраж Собора Парижской Богоматери, XII век

Витраж, в отличие от обычного окна, не только пропускает, но и окрашивает в разноцветные оттенки солнечный свет. Яркая и красочная картина из цветных стекол при естественном освещении создает внутри здания особую атмосферу, подчеркивает красоту интерьера и оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека.

Витраж. Витраж Дворца каталонской музыки, 1908

Виды витражей

Витражи могут различаться по нескольким критериям, в том числе по назначению (сфере применения) и особенностям внешнего вида. Но наиболее подробным и распространенным является разделение витражных композиций по технике исполнения на следующие типы:

  • Классический или наборный. По заранее изготовленному шаблону изготавливают комплект цветных стеклянных элементов и профиль для соединения фрагментов. Каждая стеклянная деталь обрамляется тонкой полоской цветного металла и припаивается к соседней в соответствии с шаблоном. В традиционной технике для изготовления профиля используют свинец, а при изготовлении витража по методу Тиффани — тонкие медные полоски.
  • Расписной. На поверхности стекла художник-витражист рисует изображение цветными водорастворимыми красками. Затем композицию покрывают защитным слоем и обжигают в печи при высокой температуре.
  • Пескоструйный. Лист стекла обрабатывают абразивными материалами, чаще всего мелкими частицами песка под большим давлением. В результате гладкая прозрачная стеклянная поверхность становится матовой.
  • Спечной (фьюзинг). В этой технике не используется металлический профиль. Из кусочков стекла составляют орнамент или сюжет, который потом обжигают в печи. Соседние стеклянные элементы спекаются между собой и образуют цельную композицию.
  • Травленый. В этой технике стеклянную заготовку обрабатывают специальными агрессивными веществами. В результате химической реакции верхний слой стекла растворяется, а поверхность листа в обработанных местах становится матовой.
  • Литой. Характеризуется высокой трудоемкостью. Каждый стеклянный модуль отливают или выдувают отдельно, а затем из набора элементов собирают витраж. Стеклянные части соединяют между собой арматурой или строительным цементом.
  • Фацетный. По своей сути очень похож на классический метод изготовления витража. Отличие заключается в том, что с каждой стеклянной детали перед установкой снимают фаску, а композицию собирают из ограненных элементов.
  • Комбинированный. Представляет собой сочетание двух и более перечисленных выше витражных техник.

Витраж. Витраж Йоркского готического собора, ХIII век

Для декоративного оформления интерьера зданий и помещений также используют различные техники имитации витражей. Среди них наиболее распространены:

  • Заливная контурная. Цветными красками художник наносит на стекло сначала рисунок, а затем контур, имитирующий профиль.
  • Пленочная. На стеклянный лист аккуратно наклеивают цветную полимерную пленку и тонкие полоски металлической ленты, из которых образуется композиция.
  • Накладная. В отличие от предыдущей техники вместо полимерной пленки используют более толстые материалы (обычно — стеклянные пластины).
  • Фотопечать. Изображение на стеклянные поверхности наносят с помощью современного печатного оборудования.

Витраж. Витраж мечети Насир аль-Мунк, XIX век

Витражи также можно разделить на 3 основные группы по типу изображения:

  • сюжетные;
  • орнаментные;
  • комбинированные.

Витраж. Лампа Тиффани, XX век

История витража

История витража по мнению большинства ученых насчитывает более 2000 лет. Наиболее древние образцы этого искусства относятся к античной эпохе. Мозаикой из цветных стекол были украшены небольшие оконные проемы домов богатых жителей Рима. До наших дней сохранились исторические документы, которые свидетельствуют, что на окнах Константинопольского Софийского собора еще в 330 году были установлены разноцветные витражи.

Витраж. Витраж собора Сент-Шапель, XIII век

В IV-V веках при строительстве раннехристианских церквей в Западной Европе была распространена практика заполнения оконных проемов тонкими прозрачными алебастровыми пластинами с деревянным профилем — примитивной имитацией витража. Но уже в VI веке для этих целей начали использовать цветное стекло и свинцовый профиль, о чем упоминается во многих средневековых хрониках.

Витраж. Galeries Lafayette Paris Haussmann, 1912

Витражи Аугсбургского Собора, датированные 1065 годом, считаются наиболее древними из дошедших до нас произведениями этого вида искусства. В них использованы прозрачные стекла, окрашенные разноцветными красками.

В Средние века в европейской архитектуре на витражных панно изображали фигуры святых и даже целые сюжеты из Святого Писания. В это же время в исламском мире получили широкое распространение орнаментные витражи в мечетях.

Витраж. Интерьер Gran Hotel Ciudad de Mexico, 1968

В эпоху Возрождения произошли серьезные изменения в витражном искусстве. Художники стали использовать стеклянные окна в качестве основы для написания картин темперными, а позже и масляными красками.

В период Реформации в Западной Европе происходило массовое разрушение церквей в ходе религиозных войн. Огромное количество старинных витражей были разбиты, а вместо них вставлены обычные прозрачные стекла. Постепенно древние витражные техники были утрачены вплоть до конца XIX века.

Витраж. Купол Чикагского культурного центра, 1897 год

Возрождение интереса к витражу произошло благодаря гениальному американскому художнику Луису Комфорту Тиффани (Louis Comfort Tiffany). Сын знаменитого на весь мир основателя ювелирной компании Tiffany & Co с начала 1880-х гг. увлекся изготовлением из стекла предметов декоративно-прикладного искусства.

Витраж. Купол Швейцарского Федерального дворца, 1902 год

Луис изобрел собственную технику витража, которая оказалась чрезвычайно успешной. Вместо свинцовых пластин в качестве профиля для соединения стеклянных элементов он начал использовать тонкие медные полоски, которые приклеивал воском и припаивал оловом.

Витраж. Окна венгерской комнаты здания Питтсбургского университета в США, ХХ век

Новая технология позволила изготавливать из цветного стекла не только витражи, но и великолепные объемные композиции. Огромным спросом у обеспеченных людей начали пользоваться изысканные лампы со стеклянными абажурами.

Витраж. Окно в здании Либерецкой городской ратуши, XV век

С начала ХХ века до наших дней постоянно совершенствуются старинные и возникают альтернативные витражные техники. Яркие красочные композиции из мозаичного стекла все чаще используются не только при оформлении храмов, но и в строительстве общественных и коммерческих зданий.

Витраж. Пресвитарианская мемориальная церковь Брауна в Балтиморе, ХХ век

Самые известные витражи мира

К самым известным витражам мира можно отнести десятки выдающихся произведений монументального искусства разных эпох. И все же, стоит выделить шедевральные витражные композиции в следующих зданиях разного назначения:

  • Ахенский Собор (Германия) — VIII век.
  • Готический Собор Сент-Шапель (Париж, Франция) — XIII век.
  • Мечеть Насир аль-Мульк (Шираз, Иран) — XIX век.
  • Галерея Лафайет (Париж, Франция) — 1912 год.
  • Гранд Отель Сиудад де Мехико (Мексика) — 1968 год.
  • Йоркский готический собор (Великобритания) — XIII век.
  • Дворец каталонской музыки (Барселона, Испания) — 1908 год.
  • Чикагский культурный центр (США) — 1897 год.
  • Собор Парижской Богоматери (Франция) — XII век.

Витраж. Витраж Ахенского собора, VIII век

Уникальные предметы антиквариата и старинного искусства посетители портала Very Important Lot могут приобрести на арт-аукционах в режиме онлайн. Наш сайт также дает уникальную возможность всем желающим недорого купить картины, иконы и изделия из стекла у современных авторов.

В современном мире много интересных и сложных видов искусств: архитектура, живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.

Цель: выполнить эскиз витража

1. Изучить историю витража

2. Узнать о художниках работавших и работающих в этой технике

3. Понять где применяется витраж в современном интерьере.

4. Разработать эскиз витража

5. Купить материалы и инструменты для работы

6. Оформить работу.

Продукт: эскиз витража

1. История витража

Цветное стекло известно нам еще из глубины веков: еще первые цивилизации вместе с открытием бронзы придумали способ получать совершенно новый материал – стекло. Шумеры использовали стекловидную глазурь для украшения конической черепицы возводимых храмов. Древние египтяне в начале второго тысячелетия до н.э. использовали намотанное спиралью цветное стекло для изготовления сосудов.

Римляне и греки создавали оригинальные изделия из катанного цветного стекла, примером которых могут служить резные цилиндрические кубики или вазы миллефьоре. Техника выдувания стекла была изобретена в I веке до н.э. в районе Сирии и благодаря этому открытию производство стекла вышло на новый этап. В древнем Риме выдувные цветные пластинки стали вставлять в окна домов знати.

В Италии вместо стекол в окна вставляли пластины из полупрозрачных минералов: селенита, алебастра — это защищало комнаты от знойного солнца, создавало загадочную полутень. Вскоре научились окрашивать стекла в синий и красный цвет, значительно позже – в желтый. Витражи стали неотъемлемой частью архитектуры готических соборов и в дальнейшем долгое время ассоциировались с величественными сюжетными полотнами из цветного стекла. Яркие солнечные лучи разбивались на мириады цветных осколков, наполняя скупое внутреннее убранство соборов неземным светом. [2]

1.1 Виды витражей

Самые популярные. С их помощью возможен дизайн глухого, прозрачного либо полупрозрачного окна. Профессиональные витражи подбираются в зависимости от природного освещения. Витражи создают в комнате причудливое нестандартное освещение, подчеркивают декор пола, стен, если таковой имеется. Также они скрывают комнату от стоящих рядом домов.

Занимают не последнее место в интерьерах жилищ. Используются в виде дверных вставок. Выполняются в яркой цветовой палитре. В них преобладают мелкие детали, сдержанные геометрические узоры. Применяются такие витражи в различных видах мебели, даже в дверях гармошках, преобразуя интерьер до неузнаваемости, делая из него художественное произведение искусства.

3. Межкомнатные перегородки-витражи

Перегородки-витражи используют, когда нужно объединить несколько комнат либо зонировать пространство. Так стена со стекла будет одновременно разделять помещение на зоны и объединять его своей прозрачностью. [3]

1.2. Художники витражисты

Известные витражисты в стиле модерн

Анри Кро (годы жизни 1840-1907) – художник и скульптор, который практически заново открыл позабытую технику спекания стекла. Также именно он изобрёл способ формования стекла с помощью плавления массы в специальных матрицах, повторяя древнеегипетскую технологию.

Габриэль Арш-Руссо (годы жизни 1885-1953) предпочитал изготавливать действительно эксклюзивные витражи, а не массовые изделия. При этом он пользовался техникой patte de verre, основой которой является спекание мелко перемолотого стекла в специальных формах.

Братья Даум первоначально при создании витражей увлеклись стилем модерн, но после окончани. Первой Мировой войны стали изготавливать чаши и вазы со строгими геометрическими линиями, ведь тогда в моду вошёл стиль арт-деко. Очень часто полосы на изделиях представляли собой сочетание протравленных и отполированных участков стекла. В этот же период братья Даум изготавливали изделия из свинцового хрусталя, высокого качества и необычно популярные до 70-х годов XX-го века. Также в 1965 году ими стала использоваться технология patte de verre – спекание стекла.

Рене Лалик (годы жизни 1860-1945) – известный французский ювелир и мастер стекла, который в основном работал в стиле ар-нуво. Его изобретением стал метод литья ваз и скульптур из стекла под давлением, который он использовал во многих своих работах, характерной чертой которых также является цветная эмаль, то есть патина, нанесённая на цветное стекло. [4]

1.3. Разработка эскиза витража

В этом этапе мы выбирали животное Белого медведя, которое изобразили на формате А3.

Мы определили центр листа, начали изображать самого медведя. Сначала мы нарисовали одного медведя, но потом добавили медвежонка, чтоб рисунок давал приятные эмоции. После выполнения наброска мы приступили к работе в цвете. Выполнив картину красками, мы оформили работу рамку.

В процессе написания и выполнения продукта проекта я узнала, что применение витражей в современном декоре очень актуально. Их использование носит функциональный и эстетический характер. Назначение витражей разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений. Я познакомилась с историей витража, художниками работавших, и работающих в этой технике.

Приобрела опыт в выполнении эскиза витража. Больше всего сложностей в выполнении витража вызвало у меня выполнение аккуратного, ровного, четкого контура и оформления работы в паспарту.

Думаю, что полученные мною знания могут быть расширены по данной теме.

Теперь я знаю, что можно создавать собственные эскизы витражей и применять их в интерьере.

ВИТРАЖ - это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.

Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле. Они обычно устанавливаются в световых проемах окнах, дверях, фонарях. В наше время, в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие витраж . Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий.

цветочный орнамент витража

Витражи в виде орнаментальных композиций, узоров или картин выполняются из бесцветных или цветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла керамическими красками или без росписи. Витражи из отдельных стеклянных деталей армируются свинцовой лентой, монолитные стекла арматуры не требуют.

Назначение витражей разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.

Отражая в своих изображениях характер и назначение сооружения и дополняя его художественный образ, витражи играют значительную роль в оформлении интерьера.

Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения; с течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Витражи становились подлинными произведениями искусства, неотъемлемой частью строго продуманного монументально-декоративного убранства зданий.

Витражи, применявшиеся главным образом в декоре церквей и монастырей, постепенно проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей вытесняет светская, отражая современное течение в искусстве, следуя эстетическим требованиям и духу эпохи.

В мире сохранилось много витражей, созданных выдающимися живописцами и искусными мастерами. Имя автора или мастера нередко подсказывает нам художественную ценность того или иного произведения искусства. Однако, немало замечательных витражей создано руками мастеров, чьи имена остались для нас неизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедевры сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии и других странах. Достойны внимания витражи, хранящиеся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней. Что касается искусственного освещения витражей, хотя бы и лампами дневного света, то установлено, что такое освещение придает витражам как бы застывшее выражение, оно не может вызвать той игры света и теней, тех световых и цветных эффектов, которые создает естественное освещение, бесконечно сменяющееся на протяжении дня и в течение года. Возможно, конечно, в отдельных случаях применение специальных установок с синхронно сменяющимся искусственным освещением, но это уже относится к области дорогостоящего оборудования и едва ли оправданных эффектов.

Витраж - стеклянная картина, мозаика или ковер, чьи краски никогда не меркнут, не тускнеют.

Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. Во всяком случае, нет основания утверждать, что они появились вскоре после изобретения стекла. Известно только, что мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи (первое столетие до н. э. начало н. э.) и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора а Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н. э., были застеклены цветными стеклами, по-видимому, вскоре после сооружения собора.

По одним литературным источникам известно, что при раскопках городов древней Италии Помпеев и Геркуланума, погибших в 79 году н. э. при извержении Везувия, обнаружены цветные стеклянные мозаичные полы, настенная живопись и фрагменты витражей. По другим источникам в Помпеях обнаружена только стеклянная мозаика полов и стен, так как в домах окон было мало и то большей частью без стекол. Но употребление оконного стекла подтверждается найденными при раскопках кусками матового или, быть может, непрозрачного стекла.

Цветное остекление окон первоначально представляло собой стеклянную мозаику, вставленную в каменные и деревянные проемы ажуры окон. Затем появилась мозаика из цветных стекол, вырезанных и собранных в свинцовой оправе в виде узора, геометрического или растительного орнамента. Такие мозаики собирались в металлической раме и устанавливались в оконных проемах. Весьма вероятно, что в больших окнах краски применялись интенсивные и яркие, в малых окнах бледные и спокойные.

Цветное остекление постепенно образовало особую отрасль декоративного искусства и стало равноправным в числе других отраслей и видов искусства.

С течением времени повысились требования к рисункам стеклянной мозаики. Попробовали оттенять цветные стекла наложением более темных красок. Результаты оказались положительными. Техника окраски стекол при помощи обжига была открыта в IX веке. Этот новый прием нашел широкое распространение. Таким образом, возникла и развилась в конце Х века живопись по стеклу. С развитием живописи по стеклу стеклянная мозаика стала отходить на второй план, но окончательно она вытеснена не была, а продолжала существовать в сочетании с живописью по стеклу. Для изготовления витража с человеческими фигурами применяли свинец и черную краску.

Читайте также: