Сообщение про василия шибанова

Обновлено: 04.07.2024

— стремянный кн. А. М. Курбского. По одному известию, в мае 1564 г., а по другому 30 апреля 1564 г. бежавший с ним к литовскому королю. Воеводы поймали и отправили его к царю. По другому, Ш. поджидал князя с оседланными конями у Дерпта, и способствовал таким образом его бегству. Впоследствии Ш. привез из Литвы царю "досадительное" письмо, которое Иоанн слушал, вонзив в ногу верного слуги князя жезл. Ш. пытали в надежде, что он раскроет козни Курбского и его сообщников; но Ш. умер в страшных муках, оставшись верным своему господину.

"Сказания кн. Курбского", (изд. Н. Устрялова 1889 г.) и переписка его с царем. — "Русская историческая библиотека", т III, А. Н. Ясинский: "Сочинения князя Курбского, как исторический материал". — М. П-ский: "Князь А. M. Курбский". Историко-библиографические заметки по поводу его сказаний Учен. Зап. Казан. Унив., 1873 г.

Шибанов, Василий

— слуга князя Курбского (см.).

Шибанов, Василий

слуга кн. А. М. Курбского, выказал бесстрашие и геройство перед Грозным, подав ему письмо своего господина, полное ругательных выражений и оправдывающее бегство его, 1563 г.


Главные герои

  • Василий Шибанов — стремянный, верный слуга князя Курбского, отважный, благородный человек.

Другие персонажи

  • Андрей Курбский — князь, изменник Родины, эгоистичный и подлый.
  • Иван Грозный — русский царь, жестокий, беспощадный правитель.

для самых крутых -

Краткое содержание

Тем временем над Москвой гремел колокольный звон: это царь звонил во все колокола, а приближённые ему вторили. Было непонятно: то ли царь звал обратно былой покой, то ли хоронил собственную совесть.

Шибанова подвергли страшным пыткам. Палачи сменяли друг друга, требуя от Василия, чтобы тот дал показания на князя Курбского и выдал всех его сообщников. Но верный слуга упорно молчал и лишь прославлял своего господина.

Заключение

Баллада А. К. Толстого учит всем сердцем любить свою Отчизну, никогда не предавать близких людей, не поддаваться слабости и сомнениям. Шибанов достойно принял мученическую смерть за верность своим идеалам: ему проще было умереть, нежели стать предателем.

  • Историческая составляющая
  • Сюжетная линия
  • Краткое содержание
  • Анализ стихотворения
  • Главные герои
  • Изменение личности Василия

Историческая составляющая

Среди персонажей, показанных в балладе, присутствуют палачи-опричники, хотя на самом деле предательство воеводы Курбского произошло раньше, чем на Руси появилась опричнина. Ещё 15 лет после введения нового порядка фактической столицей государства оставалась Александровская слобода, где и проходили ритуальные богослужения, организованные по типу монастырских.

Сюжетная линия

Андрей Курбский

Сюжетные перипетии служат иллюстрациями отношения автора к Андрею Курбскому. В первой части Василий отдаёт ему своего коня, не страшась долгого пешего путешествия. Князь не отказывается от предложения и благополучно достигает вражеского стана. Там он сочиняет оскорбительное послание царю, и Василий появляется как раз вовремя. В этом эпизоде показано, что в окружении князя не находится желающих отвезти письмо царю. Только верный гонец согласился пойти на мучительную гибель.

Народ — ещё один персонаж произведения. Он показан именно как масса, которая живёт в постоянном страхе и молится, чтобы очередной день прошёл без казни. По этой характеристике можно понять, насколько далёк был автор от простых людей. В действительности он был потомком графского рода и другом царя, и страдания народа не мог понять в полной мере, хотя и сочувствовал угнетённым.

Краткое содержание

Баллада основана на реальных событиях: князь Курбский действительно совершил предательство и уехал в Литву, потому что опасался гнева Ивана Грозного. По дороге его конь издох, и слуга предложил своего, а сам пошёл пешком.

Когда воевода оказался в безопасности, его окружили удивлённые литовцы. Им льстило, что русский князь сделался другом. Однако русский воевода не был рад, ведь его одолели гнев и злость на царя.

По мере прочтения письма царь приходит в ярость. Он протыкает ногу гонца жезлом, но тот даже не показывает боли. Окончив чтение, государь удивляется тому, что Курбский послал такого преданного слугу на погибель, и отправляет его в темницу. Сменяя друг друга, Василия пытают палачи, и в конце концов он умирает. Однако последними словами стали не мольбы о пощаде, а молитвы, обращённые к Богу. Слуга просит творца о том, чтобы он простил князя-предателя и его самого, а также выражает надежду, что бог помилует Русь и жестокого царя. С этой молитвой на устах Василий испускает дух.

Анализ стихотворения

  • социальная ответственность;
  • жестокость и чуткость;
  • честь и бесчестье;
  • грех и праведность;
  • вера в Бога;
  • самопожертвование;
  • предательство;
  • смелость и трусость.

В балладе используются средства выразительности нескольких видов. На их основе ученики могут составить цитатный план произведения. Тропы, с помощью которых автор передаёт динамичность сюжета и раскрывает характеры героев:

Главные герои

Если судить по названию, может показаться, что в произведении один главный герой. На самом деле их три, причём все вызывают разное отношение. Основные персонажи:

  • царь;
  • Василий Шибанов;
  • князь Курбский.

Однозначно положительной фигурой является стремянной Шибанов. С самого начала баллады и до конца он хранит верность господину. Царь показан противоречивой личностью. С одной стороны, он бессердечен и запредельно жесток, что можно понять уже по одной детали: встретив гонца, Иоанн вонзает ему в ногу конец жезла. С другой стороны, царь внимателен, потому что отмечает преданность Василия. Качества, которыми Алексей Толстой наделяет стремянного:

  • стойкость;
  • смелость;
  • мужество;
  • преданность.

Курбанов — однозначно отрицательный герой. Во-первых, он предаёт царя и бежит во вражеский стан, спасаясь от его гнева. Во-вторых, князь труслив, ведь он не может сказать царю лично всё, что думает. В-третьих, он не менее жесток, чем царь.

Посылая Василия в качестве гонца, Курбский отчётливо понимает, что его ждут пытки и мучительная гибель. Тем не менее он без колебаний отправляет стремянного с обличительным письмом.

Изменение личности Василия

Литовцев Василий воспринимает как врагов, поэтому его слова Курбскому можно воспринять как насмешку. Но во второй части произведения слуга предстаёт совсем другим человеком. Теперь это не просто безмолвный посредник, вручивший письмо, а грозный обличитель. Царь и сам понимает, что погряз в пороках и жестокости, и на это указывают его слова. Во время прочтения письма он соглашается с тем, что пишет ему Курбский.

В заключительной части баллады автор показывает мучительную смерть главного героя, который даже в такой ситуации не проклинает своих палачей, а молится за них.

Василий предстаёт перед нами как посланник свыше, миссия которого заключается в страдании за чужие грехи. Он обращается к Всевышнему с мольбой обо всём русском народе, о своём господине и о царе. Заключительная часть — прощание с этим миром. Так происходит трансформация из покорного раба в стойкого духом мученика.

При написании сочинения мы должны ответить на три вопроса
1.Что хотел сказать автор?
2.Какими средствами?
3.Как мы его поняли?

В произведении "Василий Шибанов" автор хотел представить простого честного человека - Василия Шибанова, который из чувства долга преданно служит одному негодяю и погибает за него от руки другого. Шибанов, слуга князя Курбского, помогает тому бежать от законного гнева царя Иоанна Грозного. Толстый князь загоняет свою лошадь и Шибанов отдает ему свою, а сам бежит рядом. Правда, фраза его, когда он придерживает стремя своему господину, немного загадочна: "Скачи, князь, до вражьего стану". Если собираешься искать защиты и убежища, то не называешь тех, у кого их надеешься найти врагами. Быть может, Шибанов хотел сказать, что лично ему совершено не нужно никуда убегать, поляки - враги и ему и Руси, которой он верный сын? Допустим, что так.

Князь Курбский изображается нелестно и убедительно. Оказавшись в безопасности, он первым делом пишет царю, изливая свою желчь и яд. Кстати, ответы Царя на его творчество известны и выдержаны в совершенно ином духе, но это выходит за рамки сочинения.

Итак, согласно стихотворению, Шибанов, гордо, при всем народе подает письмо царю. Царь, конечно, не откладывая, велит читать письмо. Видимо, заняться нечем,соскучился. При этом, он вонзает острый конец жезла, на который опирается, в ногу несчастного гонца, да так и стоит в продолжение всего чтения.

После этого, согласно К.Толстому царь соглашается о всеми обвинениями, для самых непонятливых читателей признает себя виновным во всем, признав, что все казненные в царстве при нем - хорошие, добрые люди, он, для полноты впечатления, велит пытать Шибанова. Описание пытки занимает видное место в произведении.

В результате, Шибанов умирает, всем прощая и восхваляя "святую, великую Русь".

Все бы хорошо, но истории такой не было. в действительности все было куда прозаичней. Прибытие Курбского в Польшу было не столь триумфально, как описывает Толстой. Его обобрали до нитки. "Беглый боярин решил передать письмо Грозному через своих юрьевских друзей, и для этого послал в Юрьев верного холопа Василия Шибанова. Холоп должен был испросить взаймы деньги у печерских монахов, а заодно наведаться в Юрьев и передать верным людям записку Курбского." За этим-то делом его и арестовали, а после допроса, поскольку он не назвал других изменников, казнили. Так же поступали с изменниками почти во всех странах и во все времена, кроме сверхмилосердного 19 века, когда В России смертная казнь полагалась только за цареубийство.

Вопрос - как могли гораздо более образованные, чем мы, люди 19 века, читать такие стихи и не указать на грубые ошибки против истории и логики? Во-первых, в отношении Иоанна Грозного никакая ложь не считалась недопустимой, если она рисовала его чудовищем. Во-вторых - к творчеству законы логики не применялось.Служители муз, так сказать, были практически свободны от оков здравого смысла.

Читайте также: