Сообщение про учебное заведение

Обновлено: 05.07.2024

Уче́бное заведе́ние — прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством — это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон РФ "Об образовании").

Содержание

Школа и образование

XVII век

Грамоте детей обучали либо в семье, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Насущным становился вопрос организации обучения.

В 1621 г. в Немецкой слободе (ныне район Бауманской ул.) в Москве была открыта школа, в которой изучались иностранные языки — латинский, немецкий.

Боярин Ф.М. Ртищев устроил школу для молодых дворян при Андреевском монастыре, где обучали греческому, латинскому, риторике и философии.

В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для приказов. Возглавлял школу Симеон Полоцкий. Изучались грамматика и латинский язык.

В 1680 г. открыта школа при Печатном дворе, где обучалось 232 ученика. Главным предметом был греческий язык.

В Аптекарском приказе обучали фармацевтов и врачей.

XVIII век

XVIII век привнес изменения в процесс обучения: появились новые подходы к образованию.

Богословие стали преподавать только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства. Епархиальных школ насчитывалось 46.

В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревской башни была основана Школа математических и навигационных наук. В том же 1701 г. была открыта Артиллерейская школа; в 1707 г. — Медицинское училище; в 1712 г. — Инженерная школа. В 1715 г. старшие классы Школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург и преобразована в Морскую академию (ныне Высшая военно-морская академия).

К концу первой четверти XVIII в. по указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 циферные школы с 2000 учащимися. Дети солдат учились в гарнизонных школах.

При металлургических заводах на Урале и в Олонецком крае правительство организовало первые горные школы, готовивших специалистов горного дела.

Закладывались основы для развития системы замкнутых сословных школ, сложившейся к середине XVIII в.

В 1732 г. учрежден Корпус кадетов или Сухопутный шляхетский (дворянский) корпус. После окончания этого учебного заведения дворянские дети получали офицерские чины.

С 30-х гг. широко использовалось записывать в полк малолетних детей, т.ч. эти дети ко времени совершеннолетия получали по выслуге лет офицерский чин.

При Анне Иоанновне (1730 — 1741) были учреждены Морской, Артиллерийский и Пажеский корпуса.

При Елизавете (1741—1762) были реорганизованы военно-учебные заведения. В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты первые гимназии: в Москве (1755 г.) и в Казани (1758 г.). В 1755 г. по инициативе И.И. Шувалова основан Московский университет, а в 1760 г. — Академия художеств.

Во второй половине XVIII в. прослеживаются две тенденции в образовании: расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности.

1782 — 1786 гг. — школьная реформа.

В 1782 г. утвержден Устав народных училищ. В каждом городе учреждались главные училища с 4-мя классами, а в уездных городах — малые народные училища с 2-мя классами. Введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система; разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы. В проведении этой реформы большую роль сыграл сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево. К концу века насчитывалось 550 учебных заведений с 60-70 тыс. учеников.

Училища, шляхетские горпуса, благородные пансионы и гимназии при Московском университете — составляли структуру среднего образования в России.

Система закрытых учебных заведений разработана Екатериной II совместно с президентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского корпуса И.И. Бецким.

XIX век

К нач. XIX в. общеобразовательная школа была представлена 2-х и 4-х -классными народными училищами, находящимися в городах. Общеобразовательные гимназии были в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением.

При Александре I (1801 — 1825 гг.)

В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений.

Новые принципы в системе образования:

  1. бессословность учебных заведений,
  2. бесплатность обучения на низших его ступенях,
  3. преемственность учебных программ.

Структура учебных заведений:

  • одноклассное приходское училище,
  • 3-х классное уездное училище,
  • 7-летняя гимназия в губернском городе,
  • университет.

Всей системой образования ведало Главное управление училищ.

Появилось 6 университетов: в 1802 г. — Дерптский, в 1803 г. — Виленский, в 1804 г. — Харьковский и Казанский; а открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. В 1832 г. Виленский университет был закрыт, а в 1834 г. был основан Киевский. Территория России была разделена на 6 учебных округов, которые возглавляли попечители. Над попечителями стояли ученые советы при университетах.

В 1804 г. вышел Университетский устав, предоставлявший университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего округа.

В 1804 г. также вышел первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

Появились первые привилегированные средние университетские заведения — лицеи: в 1811 г. — Царскосельский, в 1817 г. — Ришельевский в Одессе, в 1820 г. — Нежинский.

При Николае I (1825 — 1855)

При Николае I образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и др. городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников.

В 1827 г. издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Основу народного просвещения стал составлял принцип сословности и бюрократической централизации.

В 1828 г. — школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на 3-и категории:

В 1835 г. издается новый Университетский устав. Он ограничивал автономию университетов, запрещал университетский суд и фактически привел к установлению полицейского надзора за студентами.

В нач. XIX в. существовало 5 кадетских корпусов. К сер. XIX в. их насчитывалось 20.

Если в нач. XIX в. числилось 35 православных семинарий и 76 архиерейских школ (низших духовных школ), то в 1854 г. их стало соответственно 48 и 223.

В 1832 г. учреждена Императорская военная академия, готовившая офицеров Генерального штаба. В 1855 г. возникли Артиллерийская и Инженерная академии.

При Александре II (1855-1881)

В 1863 г. издается новый Университетский устав. Он вернул прежнюю автономию университетам, в соответствии с Уставом от 1803 г., ликвидированную Николаем I в 1835 г. Восстанавливалась самостоятельность университетов при решении административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

Учебные заведения в России до 1917 года

К 1914 году в Российской империи насчитывалось около 700 общеобразовательных учреждений (более 400 гимназий и 276 училищ), 9 университетов.


Законодательная база

  1. Дошкольные. Проще говоря, это детские сады. Их тоже существует несколько видов, но на них мы в этот раз подробно останавливаться не будем
  2. Общеобразовательные. Имеются в виду школы и подобные им заведения – о них тоже в этот раз не говорим.
  3. Профессиональные. Здесь обучают по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения.
  4. Высшего образования. Здесь дают высшее образование и занимаются наукой.
  5. Дополнительного образования. Это всевозможные курсы и кружки, которые могут посещать как дети, так и взрослые.
  6. Дополнительного профессионального образования. Здесь обучают по дополнительным профессиональным программам, то есть проводят курсы повышения квалификации и профпереподготовки.

ОО из третьего пункта мы привычно именуем ссузами, из четвертого – вузами.

Виды ссузов

Начнем со средних специальных учебных заведений. Хотя в упомянутом Федеральном законе такого понятия нет, и все они отнесены к уровню СПО. Все же мы будем использовать и старые, и новые термины. Ведь некоторые уровни образования по-прежнему именуются по старинке.

В каких заведениях можно получить начальное профессиональное образование

Такого понятия тоже с 2013 года не существует. В статье 108 Федерального закона №273-ФЗ указано, что НПО приравнено среднему профессиональному по программам подготовки квалифицированных рабочих.

Ранее его получали в профессионально-технических училищах (ПТУ). Сейчас все они преобразованы в учебные заведения следующих форм:

  • профессиональные училища;
  • профессиональные лицеи.

Они дают возможность за короткий срок (2 года 10 месяцев при очной форме) получить рабочую специальность. Обычно выпускники становятся поварами и кондитерами, мастерами-отделочниками, автомеханиками.

И тех, и других учебных заведений осталось очень мало. Примеры:

  • ПУ при Астраханском государственном архитектурно-строительном университете;
  • ПУ №15 в Курске;
  • ПЛ №25 в Красноярске;
  • Сальский казачий кадетский ПЛ.

Большая часть советских ПТУ, доживших до 2013 года, была преобразована в техникумы.

Чем они отличаются

Лицей по статусу несколько выше училища, так как предполагает углубленное изучение отдельных дисциплин. Кроме того, в лицеях чаще готовят по профессиям, не предполагающим физического труда, – например, парикмахер или секретарь.

В каких заведениях можно получить среднее профессиональное образование

СПО предполагает подготовку специалистов среднего звена. Выпускники получают более глубокие знания в своей области и могут продолжить обучение, поступив в вуз.

Здесь есть два вида учебных заведений:

Учиться в них нужно уже дольше – 3 года 10 месяцев по очной форме.

Чем они отличаются

В техникумах можно рассчитывать на прохождение образовательных программ только базового уровня. В колледжах чаще встречаются программы углубленной подготовки.

Также считается, что учеба в техникуме приближена, скорее, к школьному формату, тогда как в колледже – к вузовскому. Поэтому последние находятся на ступеньку выше.

Есть ли исключения

В общем виде иерархия ссузов выглядит так:

Колледж
Техникум
Профессиональный лицей
Профессиональное училище

Но всегда ли учебные заведения располагаются в ней именно так? На самом деле, есть исключения. В доказательство рассмотрим такие образовательные организации, именуемые училищами:

  1. Музыкальное училище имени Гнесиных. Это подразделение Российской академии музыки готовит артистов, имеющих право вести преподавательскую деятельности. А это низкоквалифицированным трудом не назовешь.
  2. Медицинское училище №24 в Москве. Несмотря на название, готовит медсестер и медбратьев по специальности 34.02.01 Сестринское дело .
  3. Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны. Это полноценный вуз, выпускники которого становятся офицерами.
  4. Нахимовское военно-морское училище. Оно вовсе не связано с получением профессии. Это образовательная организация основного общего и среднего общего образования. Проще говоря, учатся там школьники.

Можем ли мы отнести их к заведениям низшей ступени среднего специального образования? Определенно нет.

Так что иногда название может быть обманчиво. Сохранили его как устоявшийся бренд или не успели провести реорганизацию – причины могут быть разными. Поэтому смотреть нужно в первую очередь на образовательные программы, которые предлагает ОО.

В каких заведениях можно получить высшее профессиональное образование

  • федеральный университет;
  • национальный исследовательский университет;
  • университет;
  • академия;
  • институт.

Вид вуза напрямую связан с его статусом. Меняется статус – меняется и название. Так, например, Московская финансово-юридическая академия перешла на следующую ступеньку и стала университетом.

Чем они отличаются

Начнем с последних трех видов из вышеприведенного списка. Такое деление – наиболее общее, и по нему проще проследить основные отличия.

Университет Академия Институт
Самостоятельность Только самостоятельная ОО Только самостоятельная ОО Самостоятельная ОО или часть вуза
Направления подготовки кадров Для разных отраслей (не менее 7) Для нескольких отраслей одного направления Для одной отрасли
Научные исследования Функции научного центра Обязательно Необязательно
Соотношение аспирантов и студентов 4 / 100 2 / 100 Нет требований
Аспиранты, защитившиеся в первый год после выпуска +25% +25%
Среднегодовой объем финансирования От 10 млн рублей 5-10 млн рублей До 5 млн рублей
Количество педагогов с учеными степенями Не менее 60% Не менее 55% Нет требований
Наличие факультета профессиональной переподготовки Обязательно Обязательно Необязательно

Получается, что среди высших учебных заведений нет такой четкой иерархии, как среди средних профессиональных. Нельзя сказать, что институт дает менее глубокую подготовку, чем университет. Разница – в том, какие условия то или иное учебное заведение может предложить студентам:

  • широту выбора профессий;
  • возможность заниматься наукой;
  • комфортное материально-техническое обеспечение (оно зависит от объема финансирования).

Какие бывают университеты

Вернемся к списку видов вузов. Наряду с обычными университетами мы видим там федеральные и национальные исследовательские. Они оказываются на ступеньку выше относительно рассмотренных нами вузов.

  • Сибирский;
  • Южный;
  • Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;
  • Дальневосточный;
  • Казанский (Приволжский);
  • Северо-Восточный имени М. К. Аммосова;
  • Балтийский имени Иммануила Канта;
  • Северный (Арктический) имени М. В. Ломоносова;
  • Северо-Кавказский;
  • Крымский имени В. И. Вернадского.

Все они создавались указами главы государства. Работа каждого из них тесно связана с социально-экономической ситуацией соответствующего федерального округа.

И если статус ФУ – пожизненный, то национальным исследовательским университет может стать, только выиграв конкурс. Его проводят Правительство и Минобрнауки. Цель конкурса – выявить вузы, которые заняты важнейшими научными исследованиями. Перечень показателей, которым должен соответствовать НИУ, приведен в Приказе Минобрнауки России от 22.09.2015 №1038 .

Категория НИУ присваивается на 10 лет, но ее вуз может потерять в любое время, если реализация научно-исследовательских программ не даст ожидаемого эффекта.

Таких вузов в России сейчас 25: Десять из них сосредоточены в Москве, по три – в Санкт-Петербурге и Новосибирске, по два – в Перми и Томске, по одному – в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове и Челябинске.

Особенные российские вузы

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет занимают особые места в структуре отечественного образования. Их деятельность регулируется Федеральным законом от 10.11.2009 г. №259-ФЗ .

Главные отличие МГУ и СПбГУ от всех прочих вузов России:

  1. Для них не являются обязательными федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Статья 4 упомянутого ФЗ разрешает им внедрять программы по собственным образовательным стандартам.
  2. Они вправе проводить свои вступительные испытания.
  3. Они самостоятельно утверждают формы дипломов, которые приравниваются к документам о квалификации государственного образца.
  4. Диссертационные советы этих вузов не зависят от ВАК. Присужденные ими ученые степени не нуждаются в утверждении.

К тому же МГУ и СПбГУ могут выполнять государственные заказы по определенным видам деятельности.

Ссуз как подразделение вуза

Нередко высшие учебные заведения получают лицензии не только на бакалавриат и / или магистратуру, но и на среднее профессиональное образование. Это обычная практика, особенно для крупных образовательных организаций.

Чаще всего на базе вузов создаются колледжи. Они, как уже упоминалось, дают образование, по формату более близкое к университетскому.

При такой насыщенной структуре выше вероятность возможности перезачета дисциплин при поступлении на более высокий уровень. Иными словами, выпускник колледжа, поступающий по программе бакалавриата в той же ОО, может рассчитывать на сокращенное обучение.

В каких заведениях можно получить дополнительное профессиональное образование

Для реализации этих программ главное – иметь соответствующую лицензию. А получить ее могут как специально созданные для таких целей организации ДПО, так и ссузы или вузы.

Первые нечасто получают аккредитацию, а, значит, выдают дипломы установленного образца. У вторых больше возможностей для выдачи документов государственного образца. Соответственно, отличаются и цены.

Куда поступать?

Резюмируя вышесказанное, дадим несколько советов для тех, кто выбирает подходящее учебное заведение . Ответьте для себя на вопрос: что вам нужно в ближайшей перспективе?

Что нужно Куда поступать
Рабочая профессия, быстро и без особых сложностей Профессиональное училище
Рабочая профессия, быстро, с углубленным изучением отдельных дисциплин Профессиональный лицей
Квалификация по программе базового уровня Техникум
Квалификация по программе углубленного уровня с перспективой поступления в вуз Колледж
Обычное высшее образование Университет, академия или институт (в зависимости от наличия интересующего вас направления обучения и условий)
Инновационное высшее образование с уклоном в экономические потребности своего региона Федеральный университет
Высшее образование с возможностью серьезно заниматься наукой Национальный исследовательский университет

Но даже если вы ошибетесь с выбором – ничего страшного. Всегда можно продолжить обучение в другом месте. Тем более непрерывное образование у нас в почете.

Также рекомендуем прочитать

Общие сведения о публикациях в Scopus и Web of Science

В научной среде все хотя бы раз слышали о публикациях в Scopus и Web of Science. Но, как показывает практика, точно сказать, что это такое, могут только те, в чьих списках трудов они присутствуют. Стараниями остальных эти публикации обрастают всевозможными мифами. Попробуем разобраться, что здесь правда, а что – вымысел.

Как подготовиться к выступлению на научной конференции

Как подготовить выступление на конференции так, чтобы оно получилось достаточно серьезным, но не усыпляющим слушателей.

Советы студенту-первокурснику, увлеченному наукой

В этой статье мы решили дать несколько советов студенту-первокурснику: с чего, как и почему нужно начинать свою научную карьеру. Впрочем, и другим студентам эти советы тоже будут полезны. Поэтому к чтению приглашаются все желающие.

Гарвард, Оксфорд, Кембридж, Сорбонна – названия самых известных университетов мира говорят сами за себя. Их дипломы – априори высокое качество образования, престиж, гарантированное трудоустройство на высокооплачиваемые должности, возможность заниматься наукой или сделать блестящую карьеру, другие перспективы, открывающиеся перед выпускниками.

В каждой стране есть известные университеты, привлекающие абитуриентов из разных уголков планеты. Наибольшее количество расположено в США, за которыми следует Великобритания. Но это не значит, что подготовка будущих специалистов во Франции, Германии, Японии, Сингапуре, Канаде хуже.

Токийский университет

Гарвард

Гарвард – старейший американский университет. Он давно и прочно входит в тройку самых знаменитых образовательных учреждений мира.

Гарвард основан 8 сентября 1636 года в городе Кембридж, где успешно функционирует и сегодня. Изначально он работал как колледж, на базе которого позднее было основано высшее учебное заведение. Джон Гарвард, чье имя он носит, являлся инициатором его открытия и главным спонсором.

Гарвард

За годы работы Гарвард выпустил десятки тысяч специалистов разного профиля. Среди выпускников – Барак Обама, Теодор Рузвельт, Марк Цукерберг. В его стенах учились почти сорок будущих Нобелевских лауреатов и восемь будущих американских президентов.

Подготовка включает все востребованные направления. Для удобства учащихся в студенческом городке построены кампусы, библиотеки. Есть на территории музеи и ботанический сад. Стоимость образования в Гарварде доходит до $40 тысяч в год.

Йель – еще один известный университет из тройки лучших в Америке и мире. Он работает в Нью-Хейвене с 1701 года и славится интернациональным подходом к обучению. В Йеле учатся студенты из 100 государств. Год обучения обходится в $40,5 тысяч.

Йельский университет

Учебное заведение носит имя купца Эли Йеля, спонсировавшего школу, со временем переросшую в престижный вуз. Его гордость – огромная библиотека, третья по величине на планете.

В свое время Йельский университет заканчивали Джордж Буш, Джон Керри и другие известные политики и бизнесмены.

Принстон

Принстон славится в Америке и далеко за ее пределами блестящей академической подготовкой и безупречной репутацией. Он находится в одноименном городе в 1746 году и готовит узкоспециализированных научных сотрудников, деятелей искусства и других сфер.

Принстон

Образовательные программы Принстонского университета основаны на развитии способностей, раскрытии творческого и научного потенциала студентов. Каждый учащийся изучает программу по своей специализации плюс дополнительную, выходящую за рамки профессиональной подготовки. Такой подход оправдан перспективами – выпускники в дальнейшем смогут работать в нескольких направлениях.

Принстон заканчивали американский президент Вудро Вильсон и первая леди США Мишель Обама. В свое время здесь преподавал Альберт Эйнштейн – в аудитории 302.

Оксфорд

Оксфорд – один из самых популярных вузов Европы, гордость английской образовательной системы. Знаменитый университет расположен в графстве Оксфордшир.

Точная дата его открытия не установлена, но доподлинно известно, что подготовка студентов велась уже в 1096 году.

Оксфорд

Система обучения, практикующаяся в Оксфорде, позволяет подготовить и выпустить высокопрофессиональных специалистов разных сфер деятельности. На протяжении всего учебного процесса наставники помогают закрепленным за ними студентам. Педагогический состав стремится разнообразить досуг учащихся.

На территории работают десятки секций по интересам, библиотеки, музеи. Год обучения стоит примерно $15 тысяч.

В числе именитых выпускников – Маргарет Тэтчер, Тони Блэр, Льюис Кэррол.

Кембридж

Кембридж – легендарный представитель высшей школы, открывшийся в 1209 году. В историю образования он вошел как институт, подготовивший и выпустивший наибольшее количество будущих Нобелевских лауреатов. Престижной премии удостоены 88 студентов Кембриджского университета. И это еще не предел.

Кембридж

Подготовка ведется по 28 направлениям. Стоимость годичного обучения – около $14 тысяч. Талантливые учащиеся могут претендовать на стипендии и гранты, полностью или частично компенсирующие финансовые затраты.

Среди выпускников Кембриджа – Владимир Набоков, Чарльз Дарвин, Исаак Ньютон, Стивен Хокинс.

Стэнфорд

Стэнфордский университет относительно молод, если сравнивать его с тем же Гарвардом. Супруги Стэнфорд основали вуз в Кремниевой долине в 1891 году – в память об умершем сыне.

Стэнфорд

Сегодня частный институт заслуженно считается престижным. Он задумывался с конкретной целью – подготовка востребованных и конкурентоспособных специалистов, которые принесут пользу обществу. Заявленная цель сохраняется и сейчас.

Выпускники Стэнфорда – основатели брендов Google, Nike, Hewlett-Packard и других. В программы включены научные и практические исследования. В учебных группах – не больше 6 человек на 1 преподавателя. Правда, стоимость высокая – 40,5 тысяч долларов в год.

Сорбонна

Знаменитая Сорбонна – не только старейший институт, а и одна из знаковых достопримечательностей французской столицы.

Студенты могут учиться в ее стенах бесплатно, так как вуз государственный. Без затрат не получится – придется оплачивать членские взносы, медицинскую страховку, обучение языку (для иностранцев).

Сорбонна

Длительность обучения зависит от учащегося: есть быстрые программы подготовки, рассчитанные на 2-3 года, и длительные – на 5-7 лет. Основной упор сделан на практические занятия, самостоятельную исследовательскую работу.

Оноре де Бальзак, Осип Мандельштам, Лев Гумилев, Марина Цветаева, Шарль Манту – все они заканчивали Сорбонну.

Колумбийский университет

Учебное заведение открылось в Нью-Йорке в 1754 году. О его престиже свидетельствует тот факт, что институт входит в Лигу плюща.

Для справки, Лига плюща – ассоциация, объединившая 8 американских вузов с высоким качеством образования. Члены Лиги – ведущие научно-исследовательские центры Америки.

Колумбийский университет

Образование в Колумбийском частном вузе дорогое — 45000$ в год. Студенты дополнительно оплачивают питание, проживание, медицинское страхование, другие статьи расходов. Совокупные затраты получаются почти вдвое больше.

В свое время здесь учились Франклин Рузвельт, Джером Сэлинджер, Михаил Саакашвили.

Массачусетский технологический институт

Массачусетский технологический институт основан в одноименном штате в 1861 году и уже несколько десятилетий считается ведущим в сферах:

  • точных наук;
  • естественных наук;
  • инженерного дела;
  • современных технологий.

Средняя стоимость годичного обучения — 55000$, из которых 70% составляет сама плата за обучение, а оставшиеся 30% — проживание, питание, сопутствующие расходы.

Массачусетский технологический институт

Среди выпускников технологического института – 80 лауреатов Нобелевской премии, сотни выдающихся инженеров и ученых.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Столичный МГУ не входит в список самых популярных университетов мира, зато знаменитый вуз лидирует по качеству образования в России. Он работает с 1755 году и изначально назывался Императорским Московским университетом.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Нынешнее название образовательное учреждение получило в 1940 году. Подготовка студентов осуществляется на 41 факультете. Стоимость обучения варьируется, в зависимости от выбранного направления, и составляет 217-350 тысяч рублей в год. Подготовка на бюджетных местах бесплатная.

Институт проводит собственные Олимпиады для школьников. Победителей зачисляют в вуз вне конкурса – при условии, что они успешно сдали ЕГЭ.

Типы образовательных организаций

Образование всегда было одним из важнейших направлений развития человека и социума. В современном мире практически в каждом государстве этой сфере уделяется достаточное количество внимания, ведь помимо первостепенной функции оно также отвечает за социализацию граждан.

Типы образовательных организаций

Образовательные организации — что это такое?

Образовательная деятельность осуществляется в специальных организациях, которые могут носить государственный, муниципальный или частный статус. Сегодня на законодательном уровне открывать собственные учреждения могут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Порядок привлечения педагогических работников, заработной платы и оплаты обучения при этом определяет сам учредитель. Естественно, для того чтобы заниматься образовательной и воспитательной деятельностью у организации должна быть соответствующая лицензия.

Типы образовательных организаций

Также в настоящий момент идёт активное переустройство всех действующих законов и положений на предмет совместного обучения детей с ограниченными возможностями и без таковых. В связи с этим многие учебные заведения занимаются реорганизацией классов и программ, чтобы приспособить их к совместному учебному процессу.

Типы и виды образовательных организаций

Разделение образовательных организаций проводится в связи с разным подходом и уровнем подготовки согласно возрасту обучаемых.

Дошкольные

Типы образовательных организаций

Эти организации отвечают всем надлежащим требованиям к воспитанию и заботе о детях до 7 лет, а также подготовке их к следующей ступени образования (в частности, к школе). Существует несколько видов различных по своей сути учреждений этой категории:

  • ясли(детский сад для раннего возраста: 1–3 года). Занимаются ранней адаптацией детей в социуме и организуют общеобразовательную подготовку по соответствующей программе;
  • детский сад. Действует по программе общеразвивающей направленности, воспитанники проходят активную социализацию и приобретают навыки взаимодействия;
  • детский сад для предшкольного возраста. Необходим для детей в возрасте от 5 до 7 лет для получения необходимых первичных умений и мотивации к дальнейшему обучению в школе;
  • детский сад для детей с ограниченными возможностями(компенсирующий). Оказывает услуги по общеразвивающим направлениям с обязательной коррекцией одного или нескольких типов физических и психических отклонений здоровья.

Общеобразовательные

Типы образовательных организаций

Обеспечивается получение образования детьми в возрасте 7–18 лет. При этом каждый ребёнок может проходить отдельные ступени:

  • начальная школа. Прививает детям первичные навыки к обучению, отрабатывает необходимые навыки (счёт, письмо, чтение), воспитывает основы культуры поведения в обществе, здорового образа жизни и самоконтроля;
  • средняя общеобразовательная школа. Занимается программами начального, основного и среднего общего образования. По окончании обучающийся получает документ (аттестат), позволяющий претендовать на дальнейшее обучение или устраиваться на работу;
  • гимназия. Реализует образовательную деятельность в основном и среднем звене с углублённым изучением гуманитарных предметов (иностранные языки, русский язык и литература, культурология, философия и т. д.);
  • лицей. Основной упор делается на естественно-научные и физико-математические предметы. Именно в лицеях практикуются занятия по специальным индивидуализированным планам и программам.

Профессиональные

Типы образовательных организаций

В этих учреждениях обучаются выпускники общего и среднего школьного звена. По окончании им выдаётся диплом о среднем профессиональном образовании, разрешающий работу по полученной специальности. Только базовую подготовку осуществляют техникумы, а базовую и углублённую – колледжи.

Высшего образования

Типы образовательных организаций

Выпускники школ с неполным средним образованием (на базе 11 классов) или средних специальных учебных заведений после сдачи определённых экзаменов могут приступить к получению данного уровня образования. Помимо образовательной функции, вузы в большинстве своём реализуют и научную. Чаще всего выделяют:

Читайте также: