Сообщение про транспортный терроризм

Обновлено: 12.05.2024

27 декабря 1994 года в Москве около южного выхода ВДНХ взорвался рейсовый автобус. В результате теракта никто не пострадал.

11 июля 1996 года в Москве в троллейбусе 12-го маршрута на Пушкинской площади в результате террористического акта произошел взрыв. Шесть человек получили ожоги и травмы.

В ноябре 2000 года в Буденовске /Ставропольский край/ на конечной остановке взорвано маршрутное такси. Пострадал водитель.

3 апреля 2003 года в Грозном на радиоуправляемом фугасе подорвался пассажирский автобус с местными строителями. Погибли 8 человек, 7 ранены.

5 июня 2003 года в Северной Осетии террористка- смертница подорвала автобус с вертолетчиками и техническим персоналом российской авиабазы в Моздоке. В автобусе находились около 40 человек. В результате теракта погибли 16 человек и 15 получили ранения.

23 октября 2007 года в Дагестане на границе Казбековского и Хасавюртовского районов в нескольких сотнях метров от стационарного поста ДПС в маршрутном такси произошел взрыв. Пострадали восемь человек. На месте погибла женщина, перевозившая взрывчатку. Мощность сработавшего взрывного устройства составляла около 100 граммов в тротиловом эквиваленте.

31 октября 2007 года в Тольятти /Самарская область/ в автобусе "МАЗ" произошел взрыв. В результате погибли 8 человек, более 60 пострадали. Мощность взрывного устройства составила 2 кг в тротиловом эквиваленте.

22 ноября 2007 года на административной границе Северной Осетии и Кабардино-Балкарии в рейсовом автобусе "Икарус", следовавшего по маршруту Пятигорск-Владикавказ, прогремел взрыв. В результате погибли 5 пассажиров, 13 человек получили ранения. Мощность взрывного устройства составила 350 г в тротиловом эквиваленте.

9 декабря 2007 года в Невинномысске /Ставропольский край/ в результате взрыва в пассажирском автобусе погибли 2 человека и 9 получили ранения. Мощность взрывного устройства составила 200-400 г в тротиловом эквиваленте.

6 ноября 2008 года во Владикавказе /Северная Осетия/ произошел теракт, в результате которого 12 человек погибли, 41 получил ранения. Взрыв прогремел на автобусной остановке в тот момент, когда рядом остановилось маршрутное такси. Мощность взрывного устройства составила 500 г в тротиловом эквиваленте. Теракт был совершен террористкой-смертницей.

26 февраля 2009 года в Махачкале на пути следования автобуса с сотрудниками патрульно-постовой службы милиции сработало взрывное устройство. Ранения получили четверо милиционеров.

15 апреля 2010 года в Каспийске /Дагестан/ во время движения автобуса с 10 пограничниками, произошел взрыв. Никто не пострадал.

25 ноября 2010 года в центре Нальчика /Кабардино-Балкария/ во время движения автобуса, в котором находились 27 милиционеров, сработало взрывное устройство. Никто не пострадал.

9 февраля 2011 года в центре Грозного на остановке общественного транспорта произошел взрыв. Один человек пострадал.

21 октября 2013 года в Волгограде во время движения рейсового автобуса, в котором находились более 40 пассажиров, произошел теракт. Взрыв был совершен террористкой-смертницей, мощность взрывного устройства составила 2-3 кг в тротиловом эквиваленте. Погибли семь человек, более 40 пострадали.

30 декабря 2013 года в Волгограде прогремел взрыв в троллейбусе. По данным на 12.15 (мск), погибли 15 человек, 28 человека госпитализированы. По словам официального представителя Следственного комитета России Владимира Маркина, взрывное устройство привел в действие террорист-смертник. /ТАСС-ДОСЬЕ/

Последствия взрыва в петербургском метро. 3 апреля 2017

3 апреля взрывы прогремели на станциях "Сенная" и "Технологический институт" синей ветки метро Санкт-Петербурга, есть пострадавшие и погибшие.

Паника, крики и дым - первые кадры с места взрыва в метро Санкт-Петербурга

В конце 2013 года в Волгограде произошел двойной теракт.

29 декабря в 12.43 на железнодорожном вокзале в Волгограде прогремел взрыв на первом этаже перед рамками металлодетекторов.

Бомбу привел в действие террорист-смертник, когда его остановили для досмотра. Погибли 18 человек, десятки пострадали.

Второй за сутки теракт в Волгограде был совершен 30 декабря в 08.27 в троллейбусе, следующем по маршруту №15.

Переполненное транспортное средство двигалось в час пик из спального района в центр города. Взрыв произошел в тот момент, когда троллейбус отъезжал от остановки "Качинское училище", находящейся неподалеку от рынка в Дзержинском районе города. Взрывной волной выбило стекла в соседних домах.

Салон троллейбуса полностью выгорел, водитель остался жив.

В результате взрыва погибли 16 человек.

В результате двух терактов погибли 34 человека, 78 человек были госпитализированы с травмами различной степени тяжести.

21 октября в Красноармейском районе Волгограда (в районе остановки "Лесобаза") произошел взрыв в салоне пассажирского автобуса "ЛиАЗ". В автобусе самоподрыв совершила уроженка Дагестана 30-летняя Наида Ахиялова.

В результате теракта пострадали 55 человек (в том числе 20 детей), 6 человек погибли.

24 января в 16.32 мск в международном терминале московского аэропорта "Домодедово" произошел взрыв. Взрывное устройство, начиненное металлическими поражающими элементами, привел в действие террорист-смертник, находившийся в толпе встречающих. Погибли 37 человек, более 120 были госпитализированы.

29 марта в 7.52 во втором вагоне поезда, прибывшем на второй путь станции метро "Лубянка" в Москве, произошел взрыв. В 8.36 в третьем вагоне поезда, прибывшем на второй путь станции "Парк Культуры" Сокольнической линии, произошел второй взрыв. Погибли 40 человек, еще почти сто получили ранения и увечья. Было возбуждено уголовное дело по статье "терроризм".

В ночь на 12 марта 14 вагонов грузового состава сошли с рельсов на перегоне Махачкала-Порт-Тарки в Дагестане. На пути следования поезда сработало взрывное устройство. Сразу же после взрыва машинист электровоза применил экстренное торможение. Из-за ЧП было сорвано расписание трех пассажирских поездов. По факту подрыва на железной дороге было возбуждено уголовное дело по двум статьям УК РФ: 205 (теракт) и 222 (незаконный оборот оружия и взрывчатых веществ).

2 февраля взрывное устройство мощностью 200-400 граммов тротила сработало в Петербурге на одном из участков Октябрьской железной дороги. Взрыв прогремел около половины пятого утра на перегоне Броневая — Лигово Витебского отделения ОЖД на железнодорожных путях под колесами дрезины. На месте взрыва образовалась воронка диаметром в метр, при этом взрыв не разрушил насыпь и не опрокинул мотодрезину. Погибших нет, но пострадал машинист — он получил травму ноги и был госпитализирован.

Как сообщает СКП РФ, по факту взрыва было возбуждено дело по статье 222 (незаконный оборот взрывчатых веществ). По данным источников в правоохранительных органах региона, также возбуждено дело "терроризм".

30 ноября взрывное устройство сработало в Дагестане на пути следования пассажирского поезда номер 374 "Тюмень-Баку".

Подрыв железнодорожного полотна произошел под проходившим электровозом на 2354-м километре железной дороги "Москва-Баку", недалеко от станции Инчхи. В результате ЧП никто не пострадал. Локомотив электропоезда получил незначительные повреждения. Мощность взрывного устройства, заложенного на железной дороге в Дагестане, составила 1,5 килограмма тротила.

Уголовное дело по факту подрыва железнодорожного полотна в Дагестане возбуждено по статьям 205 УК РФ (террористический акт) и части 1 ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия).

В катастрофе погибли 28 человек, более 90 были ранены. Согласно основной версии правоохранительных органов, причиной катастрофы стал теракт.

Днем 28 ноября во время осмотра места ЧП следственной группой произошел еще один взрыв — бомба была приведена в действие с мобильного телефона в тот момент, когда рядом с ней находились следователи.

Второе взрывное устройство сработало не в полную силу, пострадали несколько сотрудников Следственного комитета при прокуратуре РФ.

download PDF

В июле 2016 года исполнилось 33 года со дня первого в истории теракта в международном аэропорту. 15 июля 1983 года боевики Армянской секретной армии освобождения Армении (АСАЛА) пронесли взрывное устройство в парижский аэропорт и попытались сдать сумку в багаж. Теракт был направлен против пассажирского авиалайнера Стамбул–Париж, тогда массовых жертв удалось избежать только чудом: бомба взорвалась на багажной платформе. Однако такие чудеса редкость. Транспорт остается излюбленной мишенью террористов.

Бельгия. Впервые в истории гражданский авиалайнер компании Imperial AW был уничтожен в результате взрыва бомбы, пронесенной на борт. Виновников преступления так и не нашли: в его организации обвиняли коммунистов, нацистов, националистов и анархистов.

США. Авиалайнер был впервые взорван преступником-одиночкой. Преступление совершил американец, он хотел получить страховку после гибели матери, находившейся на борту самолета.

СССР. Впервые в истории Советского Союза террористы — отец и сын Бразинскасы — угнали в Турцию Ан-24, следовавший из Батуми в Сухуми c 46 пассажирами на борту. Во время угона погибла бортпроводница Надежда Курченко. Турецкие власти отказались возвращать террористов, передав дело в местный суд.

СССР. В результате взрыва на борту самолета Ту-104, следовавшего по маршруту Иркутск–Чита, погибли все пассажиры и члены экипажа: всего 81 человек. На высоте 6,5 тыс. метров сопровождавший самолет милиционер выстрелил в спину террориста, после чего сработало самодельное взрывное устройство. Самолет разрушился в воздухе.

Испания. Первая в современной истории бомбовая атака на руководителя государства. Члены баскской сепаратистской организации ЭТА взорвали автомобиль, в котором находился премьер-министр Испании.

Великобритания. Боевики Ирландской Республиканской Армии доставили бомбу на борт яхты, где находился видный британский политик лорд Маунтбаттен. В результате взрыва лорд и еще три человека погибли. Это первый случай, когда террористы организовали взрыв бомбы на борту тщательно охраняемого судна.

Италия. Сработало взрывное устройство, заложенное неонацистами на железнодорожном вокзале в Болонье. Погибло более 80 человек.

Франция. Впервые мишенью террористов стали пассажиры международных аэропортов. Взрыв в международном аэропорту Орли организовали члены армянской террористической организации AСАЛА. Семь человек погибли, 60 получили ранения.

Болгария. Первая террористическая атака в пассажирском поезде. Атаку организовали этнические турки — жители Болгарии. Погибло 7 человек.
Канада-Индия. В небе над Атлантическим океаном в 176 километрах от Корка (Ирландия) на борту авиалайнера Boeing 747-237B авиакомпании Air-India (рейс AI182 по маршруту Монреаль–Лондон–Дели–Бомбей) прогремел взрыв. Бомбу в самолет заложили сикхские националисты. Погибли все находившиеся на его борту 329 человек — 307 пассажиров и 22 члена экипажа. Это крупнейшая авиакатастрофа в нейтральных водах и первый теракт на самолетах Boeing 747.

Пакистан. Террористы, связанные с одной из враждующих афганских фракций, взорвали бомбу в рейсовом автобусе, убив более десяти человек.

СССР. Около станции Хасавюрт в Дагестанской республике взорван пассажирский поезд Москва–Баку. Погибли 11 человек, ранены 22. Спустя месяц там же взорван пассажирский поезд этого же маршрута. Погибли 16 человек, тяжело ранены 20.

США. Впервые террористы захватили четыре самолета и использовали их в качестве управляемых бомб, протаранив Всемирный Торговый Центр в Нью-Йорке и здание Пентагона. В результате теракта погибли 2973 человека и 19 угонщиков. Результатом этой атаки стало кардинальное изменение политики США и многих других стран мира, вторжение в Афганистан и Ирак, экономический кризис и т. п.

Испания. Взрыв на автомобильной стоянке аэропорта Barajas. Взрывное устройство было заложено в мини-фургон Renault Traffic. Два человека погибли и более 30 получили ранения. Небольшое количество жертв объясняется тем, что полицию трижды предупреждали анонимным звонком, что позволило заранее оцепить стоянку и эвакуировать пассажиров.

Россия. В результате взрыва на железнодорожном вокзале в Волгограде погибло 17 человек, ранено 40. Мощность взрыва составила 10 кг тротила. На следующий день террористы взорвали троллейбус напротив рынка. 16 человек погибло. Всего пострадали свыше 100 человек.

Россия. В результате взрыва бомбы, заложенной на борту самолета, потерпел крушение Airbus A321. Все 217 пассажиров и 7 членов экипажа погибли.

Пакистан. По меньшей мере 15 человек погибли, около 30 получили ранения в результате взрыва в Пешаваре на северо-западе Пакистана. Взрывное устройство привели в действие дистанционно: начиненная металлическими предметами бомба была заложена за сиденьями шестого ряда автобуса, который привез госслужащих из Мардана.

Турция. Взрывы, прогремевшие на входе, выходе и на парковке в международном терминале аэропорта Ататюрка в Стамбуле, унесли жизни 41 человека, еще 239 получили ранения. По словам работника аэропорта, многие пострадали не от взрывов, а от осколков осыпавшегося стекла.

История терактов на транспорте

1881 год. Россия, Санкт-Петербург. Боевики организации "Народная Воля" убили царя Александра II, взорвав его карету. Ранее народовольцам удалось взорвать царский поезд. Народовольцы использовали "бомбовую" тактику, которую несколько десятилетий активно применяли европейские анархисты и революционеры.

1933 год. Бельгия. Впервые в истории гражданский авиалайнер компании Imperial AW был уничтожен в результате взрыва бомбы, пронесенной на борт. Виновников преступления так и не нашли: в его организации обвиняли коммунистов, нацистов, националистов и анархистов. С 1950-х годов взрывы бомб на борту пассажирских самолетов стали настоящим проклятием авиакомпаний.

Взрывы самолетов. В 1955 году в США авиалайнер был впервые взорван преступником-одиночкой. Преступление совершил американец, желавший получить страховку после гибели матери, находившейся на борту самолета.

Начиная с 1960-х годов попытки пронести взрывчатку на борт самолетов стали постоянными. Вероятно первым самолетом, уничтоженным "классическими" террористами с помощью бомбы, был лайнер компании Cubana Airlines, в 1976 году совершавший рейс из Барбадоса в Гавану. Погибло 73 человека. В организации этого преступления был обвинен кубинец, бежавший из Кубы в Венесуэлу, член одной из экстремистских организаций кубинских эмигрантов-антикоммунистов.

В 1983 году сикхские националисты заложили бомбу в самолет авиакомпании Air India. В результате взрыва погибли 329 пассажиров и членов экипажа лайнера. Это крупнейшая катастрофа такого рода.

До 11 сентября 2001 года этот теракт считался наиболее кровавым преступлением террористов. Несмотря на то, что в середине 1980-х годов меры безопасности в аэропортах были существенно ужесточены, террористам периодически удавалось достичь успеха. Наибольшее число удавшихся терактов на счету палестинских террористических группировок и "Аль-Каиды".

Террористы из Народного Фронта Освобождения Палестины впервые начали использовать новую тактику доставки взрывных устройств на борт пассажирских самолетов: они передали заминированный багаж ни о чем не подозревавшим пассажирам (в обоих случаях это были юные девушки). Ныне всех пассажиров предупреждают о том, что перед полетом они не должны брать пакеты и чемоданы у незнакомых им людей.

1973 год. Испания, Мадрид. Члены баскской сепаратистской организации ЭТА взорвали автомобиль, в котором находился премьер-министр Испании. Премьер-министр погиб. Первая успешная бомбовая атака такого рода в современной истории.

1977 год. СССР, Москва. Первый взрыв бомбы в метро. Армянские националисты из партии "Дашнакцютюн" взорвали на станции метро "Бауманская" бомбу, заложенную в чугунную гусятницу. Погибло 6 человек. Впоследствии террористы организовывали взрывы в метро в Баку (Азербайджан), Париже (Франция) и Нью-Йорке (США).

1979 год. Великобритания. Боевики Ирландской Республиканской Армии доставили бомбу на борт яхты, где находился видный британский политик - лорд Маунтбаттен. В результате взрыва лорд и еще три человека погибли. Вероятно, это первый случай, когда террористы организовали взрыв бомбы на борту тщательно охраняемого судна.

1983 год. Франция, Париж. Впервые мишенью террористов стали пассажиры международных аэропортов. Взрыв в международном аэропорту Орли организовали члены армянской террористической организации ASALA. Семь человек погибло, 60 получили ранения. Аэропорты на некоторое время стали одной из самых привлекательных мишеней для бомбистов.

1985 год. Болгария, Бургос. Первая террористическая атака в пассажирском поезде. Число жертв неизвестно. Атаку организовали этнические турки - жители Болгарии.

1987 год. Пакистан, Пешавар. Террористы, вероятно связанные с одной из враждующих афганских фракций, взорвали бомбу в рейсовом автобусе, убив несколько человек. В 1990-е годы пассажирские автобусы стали одной из излюбленных мишеней террористов. В последние годы особенно часто подобного рода теракты происходят в Израиле.

2000 год. Йемен, Аден. Впервые террористы использовали катер-бомбу. Катер, нагруженный взрывчаткой и управляемый смертником из "Аль Каеды", взорвался вблизи американского эсминца Cole. Погибло 17 моряков, 37 получили ранения. В 2000 году провалилась аналогичная атака против американского военного корабля Sullivan.

2001 год. США. Впервые террористы захватили четыре самолета и использовали их в качестве управляемых бомб, протаранив Всемирный Торговый Центр в Нью-Йорке и в здание Пентагона. В результате теракта погибли 2 973 человека и 19 угонщиков. Результатом этой атаки стало кардинальное изменение политики США и многих других стран мира, вторжение в Афганистан и Ирак, экономический кризис и т.п.

В декабре 2001 года впервые бомба на борт самолета была доставлена в ботинке. Террорист Ричард Рейд (англичанин, принявший ислам) пытался взорвать лайнер авиакомпании American Airlines. Его обезвредили пассажиры и члены экипажа. С тех пор в аэропортах США ведется досмотр обуви пассажиров.

2004 год. Испания, Мадрид. Взрыв на железнодорожном вокзале, в результате которого погибли 191 человек, получили ранения 1.4 тыс. Взрыв организовала исламистская организация, связанная с "Аль-Каидой". После этой атаки Испания вывела свои войска из Ирака - впервые террористы смогли добиться выполнения политических требований в результате взрыва бомбы. Ранее террористы часто проводили взрывы бомб на железнодорожных вокзалах: наиболее известен теракт в Болонье (Италия) 1980 года, который организовали неонацисты. Тогда погибло более 80-ти человек).

2005 год. Великобритания. Лондон. Впервые проведена крупномасштабная атака на объекты городского транспорта. В час пик исламисты практически одновременно взорвали три бомбы в трех поездах метро, часом позже был взорван автобус с пассажирами. В результате, погибли четверо террористов и 52 пассажира. Работа лондонской подземки и многих иных служб была парализована на несколько дней.

2006 год. Великобритания. Лондон. Спецслужбы Великобритании объявили о раскрытии заговора по взрыву трансатлантических авиалайнеров. Террористы впервые в истории намеревались использовать "жидкую взрывчатку". Ныне большинство авиакомпаний запрещают проносить в ручной клади любого рода жидкости.

30 декабря 2006 года Мадрид. Испания. Произошел взрыв на автомобильной стоянке четвертого терминала аэропорта Barajas. Взрывчатое вещество было заложено в мини-фургон Renault Traffic. В результате взрыва два человека погибли и более 30 человек получили легкие ранения.

Читайте также: