Сообщение про топиарное искусство

Обновлено: 19.05.2024

Те, кто уже знаком с регулярными садами, наверняка знают, что означает термин топиари, топиариа или топиарное искусство.

А для тех, кто впервые об этом слышит, поясним, топиари – это искусство формирования различных фигур, форм из деревьев и кустарников путём художественной стрижки.

Topiaria в латинском языке означает – орнаментальное садовое искусство. Отсюда topiarius – садовник, человек, ухаживающий за топиарным садом. Корни этого термина имеются и в древнегреческом языке, τόπος — место. А это значит, что топиарное искусство зародилось в глубокой древности.

С древних времён

Впервые об орнаментальном садоводстве упоминается в древнеримских документальных источниках, датированных 38 г до н. э. В документах описаны итальянские виллы, украшением которых были зелёные фигуры животных, птиц, вазонов, кораблей, а также человеческие фигуры, созданные из кустов самшита.

Но в Римскую империю этот тип ландшафтного искусства попал предположительно из Персии и Древнего Египта. Когда Римская империя начала завоевание Ближнего Востока, римляне пригнали множество рабов из Сирии, Персии, Палестины и Египта.

Среди них были и мастера, владеющие техникой фантазийной стрижки, которые стали садовниками Цезаря и других знатных особ. А впоследствии они начали передавать свои знания ученикам.

Дом Веттиев в Помпеях. Вторая половина I века

Дом Веттиев в Помпеях. Вторая половина I века

Постепенно Римская империя расширяла свои границы и в каждую страну она привносила какие-то элементы своей культуры и традиций. Так фигурная стрижка распространилась по всей Европе.

А после падения империи искусство топиари надолго скрылось за стенами монастырей, где монахи создавали топиарные сады для своих медитаций.

Внешний вид этих садов говорит о том, что для монахов топиарная стрижка имела в первую очередь утилитарное значение – они формировали из кустарников плотные защитные ограждения. Однако это им не помешало сохранить для потомков все секреты фигурной стрижки.

Возрождение топиари

А знатные итальянские семьи, облагораживая свои виллы, платили огромные суммы за доскональное изучение монашеских рукописей и создание по ним топиарных фигур.

История топиарного искусства

Фигуры встречались самые разнообразные, даже изображающие животных и людей. Но всё-таки большинство их приняло геометрические формы: шара, куба, пирамиды и т.д.

Это объясняется тем, что в эту эпоху в Европе случился расцвет регулярных парков, поэтому присущая им геометричность распространилась и на формы стрижки растений. Самый знаменитый пример подобного парка – Версаль.

Модное направление не обошло и Россию, хотя появилось с опозданием – во времена правления Петра I (конец XVII-начало XVIII века). Пётр I отправил своих садовников в Европу учиться заграничному мастерству.

Вернувшись в Россию, они принялись облагораживать петербургские сады. Но заграничные деревья и кустарники не были приспособлены к российским морозам, и садовникам пришлось искать им замену среди отечественных культур.

А. Бенуа. Петр Великий и его окружение в Летнем саду

Александр Бенуа (1870-1960). Петр Великий и его окружение в Летнем саду

Недолгое забвение

А тем временем в Европе стали появляться противники, критики искусственно созданной природы, которые стали обвинять топиарных мастеров и всех, поддерживающих это искусство, в издевательстве над растениями. В результате регулярные сады, содержащие шедевры топиарного искусства, стали постепенно превращаться в пейзажные сады.

Однако топиари было забыто ненадолго. Уже с конца XVIII века фигурная стрижка растений вновь стала набирать обороты и всё больше и больше привлекать любителей живых изгородей, бордюров и оригинальных зелёных фигур.

С новой силой интерес к топиари вспыхнул в Англии после создания парка Мон Плезир в графстве Дербишир. А к XX веку появились уже новые топиарные шедевры, формировавшиеся на протяжении 40 лет! Это сад Хидкот Мэнор в графстве Глостершир.

Хидкот Мэнор. Фото 1 Сад Хидкот Мэнор в графстве Глостершир. Фото 2

К сегодняшнему дню

В конечном итоге, пережив все взлёты и падения, топиарное искусство не потеряло актуальности, а наоборот, набирает популярность, несмотря на то, что на дворе век высоких технологий.

С какого-то момента оно перестало зависеть от переменчивости моды и общественных взглядов, и стало жить своей жизнью, развиваясь и формируя новые направления. А какие именно, вы узнаете в следующих статьях:

Мало кто знает, что бордюры зеленых ограждений, часто попадающиеся нам на глаза в городских парках – это целое искусство, а точнее – топиарное искусство.

Топиар, или как его на японский манер иногда называют – топиари – это изменение естественной геометрической формы растений. На практике, так называют садовые работы по фигурной обрезке и стрижке деревьев и кустарников.

Растительная скульптура

В нашей стране аккуратно подстриженные ленты кустарника – непременный атрибут украшения государственных общественных учреждений. Этот городской элемент ландшафтного дизайна сохранился еще с советских времен и совершенно не утратил своей актуальности, что не удивительно: традиция использовать ухоженные сады из сформованных растений как символ незыблемости власти, процветания и богатства зародилась еще в древнеримской империи.

История формирования топиара, зарождение и развитие

Мы никогда не узнаем, где и когда садовод создал из обычного дерева или кустарника первую растительную скульптуру, но расцвет этого вида искусства начался еще в Древнем Риме. В те времена империя порабощала обширные территории, и вместе с новыми народами впитывала свежие веяния в искусстве и культуре.

Украшение сада растениями, стриженными в особые геометрические формы, быстро вошло в моду.

Все состоятельные граждане империи увлекались топиаром. Желая подчеркнуть власть, богатство и украсить свое жилье, они заказывали садовые работы особым мастерам – топиариям. Эти искусные скульпторы-растениеводы столь виртуозно владели садовыми инструментами, что могли в считанные часы превратить обыкновенные заросли тиса, мирта, самшита или розмарина в строгие геометрические формы или фигуры людей и животных.

Таким образом, зародившись еще во времена Римской империи, топиар навсегда прижился на территории Европы. Конечно, этот вид искусства не был одинаково востребован. В период средневековья вместе с общим упадком культуры, садовая скульптура сводилась к простейшим оградкам из кустов и стрижке газонов.

Однако в период итальянского возрождения топиар снова набирает популярность. В украшении парков и скверов вновь появляются элементы строгой геометрической формы.

Кроме создания зеленых стен и живых изгородей в садоводстве тех времён впервые используется стрижка деревьев и кустарников в виде симметричных конусов, шаров и пирамид.

Своего максимального расцвета классический топиар достиг с развитием барокко. Сложные композиции зеленого ковра из причудливо остриженных насаждений украсили собой множество дворцов и богатых вилл Италии и Франции. Подобные произведения топиарного искусства стало принято называть французским парковым стилем.

Версальский парк

В петровские времена, вместе с прочими европейскими веяниями искусства и культуры, регулярные французские парки появились и в России. В первую очередь – как украшение резиденции царствующей семьи в столице того времени Санкт-Петербурге. Одним из известнейших произведений топиара того времени является садово-парковая зона Петергофского дворца.

Петергоф - садовый топиар

Практически в любом городе мира можно встретить как отдельные произведения, так и парковые ансамбли созданные при помощи топиарного садового искусства.

[!] Приемы планировки регулярных французских и пейзажных английских парков, как и их сочетание стали основой современного ландшафтного дизайна.

Впрочем, рассматривая топиар в широком понимании этого стиля, необходимо упомянуть о его восточных корнях.

Китайские мастера превратили формирование кроны деревьев в искусство еще две тысячи лет назад. Чуть позже создание миниатюрных деревьев распространилось и получило дальнейшее развитие в Японии.

Сегодня традиционное искусство бонсаи (миниатюрное деревце на блюде), как и ниваки (деревце в саду) стало популярным далеко за пределами исторической родины. Выращивание карликовых сосен, кедров и кипарисов быстро вошло в моду и стало составляющей ландшафтного дизайна в Европе, Америке и у нас в России.

Классический бансаи и ниваки, это не только художественное творчество, но и философия, построенная на многовековой культуре. Сама фигуры миниатюрного растения, направление ствола, расположение и даже количество ветвей – все должно соответствовать стилю и вписываться в строгие каноны. Японские садоводы за долгие годы поиска выработали восемь символичных композиций:

  • Тёкан – строгая форма, крона формируется вокруг единственного ствола;
  • Сякан – одинокий ствол растет с наклоном к земле;
  • Сокан – деревце с раздвоенным от земли стволом;
  • Моёги – ствол дерева изгибается подобно ползущей змее;
  • Кэнгай – вершина ствола клонится ниже уровня земли;
  • Котобуки – деревце оберег, сплетением ветвей образующее иероглиф счастье;
  • Монкабури – дерево над входом в сад, с горизонтальной нижней ветвью;
  • Киотская форма – молодое деревце формируется на пеньке криптомерии.

Конечно современные мастера топиара не придают этим тонкостям особого значения. Находясь в постоянном эксперименте, молодые художники смело придумывают новые формы, при этом черпая вдохновение у японских мастеров. Создание классического бонсаи – кропотливый ритуал, начинающийся с момента появления ростка из земли. Тогда как европейские мастера топиара предпочитают формировать крону уже выросшего до нужных размеров дерева. При этом они используют весь арсенал современных инструментов и технологий, а не только ножнички и архаичные бамбуковые распорки.

Бонсаи топиар

Впрочем, кроме экзотичного бансаи, восточные садовники практикуют и вполне привычные приемы топиара. Японские сады Дзен или, как их называют, сады камней часто декорируются кустарниками, аккуратно остриженными в европейской манере. Причем используют как фигурную стрижку – карикоми, так и строгие кубические формы с плоскими гранями – хакозакари. Мастера, создающие сады Дзен, стремятся достичь совершенства. Композиции, сочетающие камень и формованные растения, одинаково прекрасны в любое время года: и зеленым летом, и снежной зимой.

Технологии выращивания и уход за топиарными произведениями

Техника создания растительной скульптуры практически не изменялась на протяжении веков. Классической методикой, практикующейся со времен древнего Рима, является стрижка и обрезка. Хотя эти понятия звучат как синонимы, методика работы с растением в корне различна.

Изготовление топиара начинается с обрезки. Удаление ветвей служит для первоначального придания зеленой скульптуре желаемой формы. Процедура проводится ранней весной, когда растение еще спит и не сильно страдает от нанесенных повреждений. Садовод работает секатором или садовой пилой, по отдельности удаляя лишние ветви.

Обрезка ведется очень аккуратно: кроме общей формы в расчет приходится брать качество ветвей, расположение почек и общее состояние растения. Кроме того, чтобы культура не погибла желательно проводить санитарную обработку наиболее крупных срезов-ран. Процесс сродни обрезке и уходу за плодовыми деревьями и подчиняется тем же правилам.

Топиарная стрижка

Стрижка применяется для придания финишной формы крупным объемам, и для нее используют более производительные инструменты. В ход идут крупные садовые ножницы, а чаще электрические или бензиновые кусторезы. Стрижка проводится по мере необходимости, для восстановления четкости формы. Как правило, это происходит несколько раз за сезон, а удаляются все лишние веточки без разбора.

[!] Стрижка повреждает ветви и удаляет листья, необходимые для жизни растения. Для того чтобы не нанести непоправимый вред, ни в коем случае нельзя за один раз удалять более одной трети от кроны культуры.

Стрижкой очень удобно выводить крупные плоскости, вроде стен зеленых ограждений. Стоит упомянуть, что для упрощения процесса иногда применяются специальные сетчатые каркасы, ограничивающие зону действия режущего инструмента. При помощи подобного трафарета придать кустарнику несложную форму может практически любой садовод.

Впрочем, все не так просто, как кажется на первый взгляд. Даже для того чтобы создать простой зеленый бордюр необходимо потратить много времени и усилий. Сначала нужно с четко заданной частотой высадить и выходить отдельные экземпляры кустарника, а затем на протяжении многих лет подрезкой кропотливо загущать их кроны, формируя цельный объем.

Фигурная стрижка кустарника

Если вы решите заняться топиаром на своем приусадебном участке, то учтите, что не все виды кустарников и деревьев одинаково хорошо поддаются художественной обработке.

Крона растения должна быть образована множеством густых переплетающихся ветвей, долго сохранять свою форму, а после стрижки покрываться свежей зеленой листвой. Необходимо учесть, что породы с крупной листвой годятся лишь для простых геометрических фигур и грубых форм. Детализированные скульптуры можно создать из растений с густыми тонкими ветвями и мелкой листвой.

Виды кустарников и деревьев в соответствии с типом топиара:

  • Для невысоких, до полуметра бордюров подойдет бирючина обыкновенная, бересклет карликовый, жимолость мелколистная, бересклет японский, самшит обыкновенный, жимолость блестящая, самшит вечнозеленый.
  • Для изгородей высотой до полутора метров годится акация желтая, бирючина обыкновенная, бересклет европейский, вяз приземистый, кизил обыкновенный, жимолость обыкновенная, кизильник обыкновенный, сирень обыкновенная.
  • Для живых изгородей высотой до трех метров выращиваются: граб обыкновенный, клен полевой, яблоня ягодная сибирская, шелковица белая, лавр благородный, пихта обыкновенная, туя восточная, тис ягодный, туя западная.
  • Деревья, подходящие для фигурной стрижки кроны: граб обыкновенный, лавр благородный, дуб каменный, тис обыкновенный, лох колючий, смородина альпийская, барбарис самшитолистный, самшит обыкновенный;
  • Деревья для штамба с формуемой кроной и высотой более полутора метров: клен остролистный, граб обыкновенный, липа, яблоня сибирская, шелковица белая, лавр камфорный, дуб каменный;
  • Деревья с невысоким штамбом до полутора метров, пригодные для топиара: боярышник обыкновенный, рябина обыкновенная, ясень цветочный, черемуха обыкновенная, самшит обыкновенный, бирючина японская, тис ягодный.
  • Карликовые древесные породы для топиара в штамбованной форме: бирючина обыкновенная, смородина золотистая, сирень обыкновенная.

Конечно, отдельные экземпляры топиарного искусства можно просто приобрести в специализированном магазине. Это может быть штамбовое деревце с шаровидной кроной, экзотичный бансаи или куст в виде забавного животного.

Главное не забывать, что топиарный экземпляр капризнее обычных растений, и предъявляет повышенные требования к качеству почвы, освещенности участка и поливу. Без регулярной стрижки крона очень быстро растеряет первоначальную красоту, а значит, за ней придется постоянно ухаживать. Кроме того удаление ветвей ослабляет растение, поэтому все садовые скульптуры требуют защиты от болезней и регулярной подкормки.

Ландшафтный дизайн постоянно развивается. Постоянно появляются новые формы растительного искусства. Из интересных направлений современного топиара нужно упомянуть деревья, выращенные на шпалере. Мастера топиара, изгибая ветви и закрепляя их на экране-каркасе, формируют крону растения в одной плоскости. Такие деревья занимают на участке немного места и выглядят очень декоративно.

Плоские деревья

По схожей технологии создается растительная архитектура, вернее малые ее формы: арки, навесы, порталы, беседки. Например, для выращивания арки по обеим сторонам садовой дорожки необходимо посадить пару подходящих по высоте кустарников или деревьев, по мере роста связывая их кроны и изгибая ветви таким образом, чтобы в итоге получить необходимый объем.

Также получается и живая беседка: стволы растений, посаженных по периметру, образуют опорные колонны, а их кроны – зеленую кровлю-свод.

Стоит упомянуть, что кроме классического топиара из кустарника и деревьев в ландшафтном дизайне часто используются внешне похожие, но отличающиеся по технологии изготовления, травяные скульптуры. Фигуры сформированы из проволочной сетки, набитой питательным субстратом, в который высаживаются трава или цветы. Этот прием используется намного чаще, поскольку позволяет изготовить сложную растительную скульптуру в кратчайший срок.

Приусадебный участок, украшенный остриженными деревьями и кустарниками, всегда выглядит ухоженным и аккуратным, а топиар в виде веселых зверюшек и персонажей мультфильмов согреет душу и поднимет настроение.

Топиарное искусство – изменение естественной формы растений путем стрижки, формовки. Стриженые растения в садах и парках являются настоящей изюминкой. Для этого искусства не помеха наш суровый климат, нужно только правильно подобрать ассортимент растений для стрижки.

История топиарного искусства уходит корнями в древность. В Древнем Риме существовал особый цех садовых мастеров, которые занимались формовкой растений. Из вечнозеленых растений садовники создавали не только строгие живые изгороди, но и огромные вазы, шары, колонны, пирамиды, и даже фигуры птиц и зверей. Искусство стрижки растений римляне привезли в Англию, где поначалу живые изгороди использовались в качестве ограды владений.

Стрижка растений вновь стала очень популярна в эпоху Возрождения, это был золотой век топиарного искусства. Ни один созданный в то время парк не обходился без аккуратных бордюров, обрамлявших дорожки и цветники, без высоких стриженых стен, которые разделяли пространство на зеленые комнаты, без изысканных фигур, созданных при помощи стрижки из привычных растений. В XVII веке право быть законодателем ландшафтных мод перешло от Италии на север, прежде всего во Францию. И в России эта мода нашла свое отражение. Самые яркие барочные сады можно увидеть в окрестностях Санкт-Петербурга.

В настоящее время старые парки восстанавливаются, бережно поддерживаются и доступны для всех людей, а не только особ королевской крови. Каждый может посетить замки Шенонсо и Во-ле-Виконт, Версаль, Хемптон Корт, Вилянув, Петергоф и другие исторические места, полюбоваться прекрасными видами, увидеть разнообразие форм, созданных с помощью стрижки растений, и у вас непременно родятся идеи по оформлению своего сада.

В наше время садоводство стало увлечением многих людей по всему миру, и интерес к топиарному искусству возродился, ведь это высокий стиль. Многие питомники, производящие посадочный материал, стали выращивать сформированные растения и предлагать на рынке уже готовые формы: шпалеры, элементы живых изгородей, пирамиды, шары, конусы, спирали, арки, садовые бонсаи и многое другое. По индивидуальным заказам выращиваются любые формы. Так что есть возможность купить уже взрослое сформированное растение и лишь поддерживать его форму. Однако это тоже не просто, нужно владеть хотя бы минимальными знаниями о выращивании растений, об уходе за ними, о стрижке и обрезке. Если вы приобрели стриженое растение, то будьте готовы к тому, что оно потребует особого ухода, о нем нельзя забывать, нужно регулярно стричь, не говоря уже о поливе, подкормках, иначе исправлять ошибки будет уже поздно. Имейте в виду, что если растение стригут, оно бывает более слабым, чем свободно растущее, и некоторым видам может понадобиться даже ежегодное укрытие на зиму.

Живые изгороди по высоте делятся на три группы: бордюры (до 1 метра), собственно живые изгороди (1-2 метра) и живые стены (более 3 м). Бордюры создаются из невысоких кустарников, изгороди – из средних и высоких, зеленые стены – из высоких кустарников и деревьев. Изгороди могут быть однорядными, двухрядными, трехрядными. Расстояние между растениями в изгороди зависит от габаритов самих растений и бывает от 0,2 до 1,2 метров, а между рядами – от 0,3 до 1 метра.

Стриженые изгороди могут быть разной формы (имеется в виду форма изгороди в разрезе). В странах с более солнечным климатом можно встретить изгороди квадратной и прямоугольной формы. В наших условиях нельзя производить такую стрижку, иначе нижние ветви не будут получать достаточно света и оголятся. Такие изгороди с голым низом выглядят очень непривлекательно и неопрятно. Стрижку изгородей нужно производить так, чтобы ее боковые стороны находились под не менее 10 градусов. При этом форма может быть треугольная, трапециевидная или округлая. Однако, если это невысокий бордюр из теневыносливого кустарника, то допустимо делать его боковые стороны строго вертикальными. Имейте в виду, что поддерживать изгородь с плоским верхом в аккуратном виде труднее, чем изгородь с острым или округлым верхом.

Стриженая изгородь может быть не только однопородной. Интересного эффекта можно достичь, используя различающиеся растения. Например, при посадке живой изгороди чередовать дерен белый с его пестролистной формой, пузыреплодник калинолистный с его формой ‘Диаболо’ (черно-красные листья).

Еще меньше места, чем стриженые изгороди, всего 15-20 см, занимают растения, сформированные на шпалере. Такой вид формовки очень популярен сейчас в Западной Европе. В питомниках можно купить уже сформированные липы, груши или яблони и высадить их на своем участке. При этом сразу появляется защита от посторонних глаз, ветра, пыли и обилие зелени, которая почти не занимает места. Деревья на шпалерах выращиваются как без штамба (когда горизонтальные ветви начинаются сразу от земли), так и на штамбе высотой 2,2-2,5 метров (под такими деревьями можно ходить, проезжать на велосипеде, парковать автомобиль). Питомники предлагают также растения, сформированные в виде крыш и ящиков на штамбе.

В современном ландшафтном искусстве используются не только формованные растения для изгородей, аллей, посадок вдоль или вместо заборов. Особую группу составляют растения, которые достойны солитерного использования, быть акцентами композиции, посаженными в центре сада. Речь идет о садовых бонсаях, формах-зонтиках (голый низ и плоская нерегулярная крона), арках и других формах.

Садовые бонсаи - особый вид топиарного искусства. Эта традиция пришла к нам из Японии и Китая. В Европе сейчас в моде восточные мотивы в ландшафтной архитектуре. Бонсаи размещают в стилизованных японских садиках или просто перед домом, как ординар. В питомниках каждое такое дерево имеет индивидуальные номер и цену.

Ноу-хау в ландшафтном искусстве – деревья, специально сформированные в виде арок. Размер арки примерно 3 х 3 метра, но вы можете выбрать любой, в зависимости от ваших потребностей. Если вы приобретаете такую арку в питомнике, просто высаживаете две ее половинки там, где планировали, например, возле садовой дорожки, и связываете их верхушки. Подобным образом можно сформировать настоящую зеленую беседку. Для этого нужно высадить по кругу 6-8 растений (подойдут только крупные кустарники или деревья), когда они достигнуть нужной высоты, связать в центре их верхушки. С помощью обрезки формируется крыша и стены, а можно устроить открытую зеленую беседку, если удалять поросль со стволов.

Строгие формы (шары, кубы, конусы, спирали) используются для создания садов или отдельных зон сада, оформленных в регулярном стиле. Они могут быть сформированы и на штамбе.

В топиарном искусстве применяют и обрезку, и стрижку. Последняя используется на живых изгородях, строгих формах, таких как стриженые кубы, полусферы или пирамиды. Более кропотливая обрезка служит для создания садовых бонсаев, шпалер, растений в форме зонтиков и арок.

Растения для стрижки и формовки.

Далеко не все виды растений могут подвергаться стрижке. Тис, бирючина, граб и самшит, которые можно повсеместно видеть в Западной Европе, к большому сожалению, не подходят для формовки в климатических условиях Московской области. Но не стоит отчаиваться, потому что и здесь есть ряд растений, которые можно с успехом превратить в шедевры садово-паркового искусства. Мы перечислим основные из них.

Из хвойных растений для создания изгородей и стен подойдут ель колючая, ель обыкновенная, можжевельник обыкновенный, туя западная. Можжевельник казацкий очень подходит для устройства бордюров.

Лиственных растений для стрижки гораздо больше, чем хвойных: магония падуболистная, арония черноплодная, барбарисы, бересклеты, боярышники, бузина кистистая, вяз шершавый, дерен белый, жимолости, ивы, ирга канадская, калина гордовина, карагана древовидная, кизильник блестящий, клен Гиннала, клен татарский, клен полевой, лапчатка кустарниковая, лох серебристый, облепиха крушиновидная, пузыреплодник калинолистный, роза ругоза, слива колючая, смородины, снежноягодник белый, спиреи, яблони. При выборе растения нужно руководствоваться следующими правилами: учитывать высоту растения (из крупного дерева практически невозможно сделать низкий бордюр, а из маленького куста – зеленую стену), подбирать оптимальный размер листьев (мелкие формы из крупнолистных видов выглядят плохо) и, конечно, учитывать требования растений к почве, свету, влаге, причем относиться к этому более серьезно, чем при выращивании растений без стрижки.

Используя вековой опыт и современные технологии стрижки растений, можно очень эффектно оформить свой сад. К любому ландшафтному стилю легко подобрать топиарные формы. Для регулярного сада подойдут строгие формы и стриженые бордюры, для пейзажного – арки, зеленые беседки и формы-зонтики, для сада в японском стиле – садовые бонсаи.

Само слово топиар (англ. topiary) происходит от латинского topiarius – садовник ландшафтного орнамента.

В латинском языке это уже слово – topiarius;-a; -um;- (прил) – принадлежащий к орнаментальному искусству.

Топиарами называют зеленые скульптуры для оформления садовых ландшафтов.

Топиарное искусство (от англ. top - вершина) – изменение естественной формы растений путем фигурной стрижки деревьев и кустарников, придание им геометрических и фантазийных форм.

Топиарное искусство – орнаментальное или фантазийное садоводство, искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников.

Искусство топиари насчитывает многовековую историю. Искусство придания геометрических форм деревьям и кустарникам уходит своими корнями в Древний Египет и Персию. Уже тогда люди отдавали предпочтение сочетанию внешней формы и функциональности и широко применяли этот принцип в архитектуре.

А немного восточнее долины Нила, искусство создания геометрических садов достигло такого невероятного размаха, что появилось одно из величайших чудес древнего мира – висячие сады Семирамиды в Вавилоне.

Мастерство фигурной стрижки деревьев или кустарников пришло в Европу из Восточного Средиземноморья и Азии. К концу 1 века н.э. топиарные формы стали украшением садов состоятельных римлян.

Во время римской экспансии на Ближний Восток топиарное искусство было привезено в Рим с потоком рабов из Египта, Палестины, Персии и Сирии. За угодьями Цезаря присматривал императорский садовник по имени Калвена. Правителю так понравилось, как последний фигурно подрезал дерево, что он потребовал, чтобы его владения украшали только такие красивые живые скульптуры. Позднее этот же садовник вырезал из большого куста бюст Цезаря, за что был щедро одарен императором. В римской империи мастер, знающий искусство топиари, оценивался в стоимость нескольких десятков рабов, но при этом сам таковым не являлся, а был скорее приближенным и передавал свои знания только лучшим своим ученикам.

Первые письменные упоминания об орнаментальном садоводстве принадлежат римлянам и датируются 38 г. до н.э и 14 г. н. э. Плиний Старший приписывал это открытие Кнею Матию (Gnaius Mattius), другу императора Августа. Возможно, искусство стрижки деревьев и кустарников было привнесено ранее из Средиземноморья и Азии. Каким бы ни было начало, к концу первого столетия н .э., топиари становится естественным украшением садов состоятельных людей.

Это великолепное описание сада, украшенного самыми фантастическими формами, и, что самое интересное, несмотря на то, что садовники были рабами, достаточно уважаемыми людьми, достойными, чтобы увековечить свое имя.

Поскольку Римская Империя распространила свое влияние на весь завоеванный мир, колонизаторы принесли с собой много элементов своей культуры. Дворцы и Виллы появлялись на завоеванных землях, повторяя те, что были оставлены на Родине, и при археологических раскопках были найдены сады и самшитовые изгороди, подтверждая частое использование топиари тогда, впрочем, как и сейчас.

В описании садов Древнего Рима упоминаются кусты самшита, сформированные в виде кораблей, храмов, вазонов, птиц, животных, мужских и женских фигур.

После распада Римской империи топиари получило новый виток развития – оно начало культивироваться духовенством. Монахи, которые всегда очень ценили тишину и покой, начали усовершенствовать сады для медитаций с помощью художественной стрижки деревьев. Не одну тысячу лет топиари было спрятано за стенами монастыря.

После падения Римской Империи (около 4 столетия после Рождества Христова) наступает период, известный как Смутное Время. Это был долгий период общественного хаоса, в течение которого основная борьба была за выживание. Блага цивилизации были оставлены в стороне. Только в монастырях и хорошо охраняемых замках искусство орнаментального садоводства не было забыто. Скудные документальные сведения подтверждают, что искусство топиари, стилизованные формы которого можно видеть на планах в манускриптах и других источниках отображающих этот период, не перестало существовать.

ИТАЛИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Период Возрождения дает новый толчок в развитии топиарного искусства.

Эпоха итальянского Ренессанса способствовала расцвету ландшафтного искусства. Тогдашние дизайны повторяли в саду орнаменты ковров, гобеленов, лепнин и гравюр. Неотъемлемой частью таких дизайнов стали топиари, которые использовали, чтобы создать живые изгороди и длинные прогулочные аллеи.

Сады являлись не только предметом удовольствия, но и отражением благосостояния хозяев. Это был 14 век, период Итальянского Возрождения.

Обращение к классике, поиск стиля и форм его воплощения породили сады, которые существуют и поныне: Сады Виллы Ланте (Баньайя); Кастелло Балдино (Монтальто ди Павиа) и Виллы Гарцони, около Коллоди в Тоскании. Многие образцы таких садов сохранились и по сей день, например, в Версале, английских садах Хэмптон Корт и др. Они отражают влияние эпохи Ренессанса в подстриженных изгородях и причудливых формах топиари.

Со временем влияние Ренессанса распространяется на всю Европу.

В 17-18 веках Франция переживала настоящий бум изгородей из самшита. Сады сочетали в себе разнообрназные виды изгородей: низкие, со сложными узорами, называемые ""партерами"" и высокие, для акцента или зрительной преграды.

Искусство топиари использовалось только для того, чтобы подчеркнуть архитектуру или в саду регулярного стиля. Этот стиль довел до совершенства Андре Ленотр в конце 17-го века, спроектировавший сад для короля Луи XIV. Ленотр создал массивные орнаментальные партеры и огромные изгороди, которые простирались на мили. Сад прославлял абсолютную власть монархии как над человеком, так и над природой, и, по слухам, стоил около двух миллионов франков.

В Англии довольно рано возникло увлечение зелеными лабиринтами, благодаря которому поддерживалось и развивалось искусство стрижки деревьев. По свидетельству современников, граф Букингемский в 1502 году платил деньги садовникам за ""уход за виноградниками и их формировкой"". Помимо садов с традиционными изгородями, существовал сад Тюдоров, со сложным переплетенным рисунком партера, созданного из низких изгородей.

В 17 веке орнаментальное и экстравагантное топиари стало особенно популярно. Некий поэт так описывал идеальный сад: ""из розмарина, стриженного причудливыми формами: здесь кентавры, киты и сотни других фигур"".

Уже в начале 17 века сложные орнаменты стали неотъемлемой частью садово-паркового искусства. В 1618 году Уильям Лоусон оставил такие распоряжения: ""…ваш садовник может создать сцену охоты на фоне леса, используя фигуру вооруженного, готового к сражению человека; быстрых гончих, преследующих оленя или в погоне за зайцем"".

Рост благосостояния буржуазии и появление новых растений из разных частей света привел к очередному витку в развитии голландского садоводства. Отвоеванная с большим трудом у моря земля в Нидерландах всегда стоила дорого, поэтому сады имели небольшую площадь. В основе голландских садов были несложные, но эффектные элементы: арки, крытые галереи, простые узоры и, конечно, топиари.

Любовь голландцев к стриженым растениям простиралась гораздо дальше привычных геометрических форм — конусов, сфер, кубов и колонн. Они украшали свои небольшие сады зелеными скульптурами: фигурами людей, животных, птиц и абстрактными фигурами.

Это было время всемирно известного сада, созданного в Левенс, включавшего в себя сложные и экзотические формы топиари. Этот и многие другие сады, были созданы своими хозяевами-энтузиастами, следовавшими моде того времени.

Обычные сады и сады – топиари в голландском стиле распространились по всей Англии и были наполнены странными композициями «гигантов, животных, монстров, фамильными гербами и надписями, сделанными из тиса, самшита и падуба, — замечает Horase Walpole. Со всех сторон виднелись, «Боги, животные и другие фигуры, высеченные из камня, а выстриженные из деревьев и кустарников изгороди, исполняли роль фона или галереи.

С конца 18 века с переменным успехом появлялся интерес то к пейзажному, то к регулярному стилю. Но никогда эти два направления не были тесно связаны. В дальнейшем происходит одновременное развитие двух диаметрально противоположных стилей, и для каждой страны этот путь свой. Создаются известные сады: Сад Ладью в Мэрилен и сады Лонгвуд в Пенсильвании, Левенс Холл и Грейт Дикстер, Друммонд парк в Шотландии и многие другие.

В Россию топиарное искусство проникло при Петре I из страны-законодательницы мод того времени – Франции, воплотилось в прекрасные барочные сады Петродворца и распространилось по всей стране.

К любому ландшафту при желании можно подобрать тапиарные формы, которые эффектно украсят сад, создадут неповторимую изюминку, элегантность. Следуя стилю, для пейзажного сада нужно выбрать арки, зеленые беседки и формы-зонтики, для регулярного - строгие формы и стриженые бордюры, для сада в японском стиле – садовые бонсаи.

В России же подобное мастерство распространилось при Петре I, который был наслышан про диковинные кусты и деревья неприродных форм, растущих в садах правителей Европы. Он приказал садоводам своего двора немедленно изучить все тонкости этого мастерства, зачем и отправил их учиться заграницу. По возвращении на родину они тут же принялись за работу в новом городе – Санкт-Петербурге. Но заграничные кусты и деревья плохо переносили российские морозы, и поэтому им пришлось искать подходящие отечественные “зеленые” аналоги. Ими стали рябина, ель, липа, можжевельник, черемуха.

Северная Америка также имеет свою традицию топиарного искусства. Хотя первые образцы не отличались витиеватостью, в конце 18 века начали создаваться сады европейского стиля.

Они включали в себя элементы топиарной стрижки и стали отличительной чертой североамериканских садов.

Прошлый век стал веком становления некоторых наиболее изысканных садов:

В начале 20 века американцами было придумано очень полезное и практическое изобретение. Они создали фигурный проволочный каркас, который надевался сверху на молодое растение. Кустарник рос и развивался в середине этого каркаса, а когда ветки начинали выходить за границы каркаса, то они аккуратно подрезались мастером. Это изобретение используется ландшафтными дизайнерами до сих пор.

СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Современный стиль жизни не оставляет время для совершенствования искусства, которое требует терпения, и все же можно отметить постоянно растущий интерес к искусству топиари. Может быть ностальгия, или сентиментальное отношение к прошлым поколениям объясняет наш интерес; или может быть те визуальные ощущения, которые создает топиари в саду. Не оставляет сомнений это заявление, а возможно просто реакция на красоту, декоративность, естественность и популярность садов прошлых лет.

Сегодня топиари – один из старейших видов искусства, которое не перестает очаровывать, потому что есть что-то непроходящее в удовлетворении от работы по созданию и эстетическое удовольствие от полученных результатов.

В настоящее время топиари является классикой садово-паркового дизайна и абсолютно не зависит от изменчивости моды. В современный дизайн с его естественностью, легким беспорядком и ассиметрией, топиарное искусство вносит определенную структуру и добавляет привлекательный контраст.

Существует распространенное заблуждение, что стриженое растение обязательно является элементом регулярного сада. Однако на современном этапе развития садового искусства стрижку стали использовать в садах разных стилей: в японском (стрижки под садовые бонсаи), в саду модерн (зеленые колонны и спирали), в авангардном (кубы, шары и пирамиды).

Если простые геометрические формы по силам даже неопытному любителю, то создание фигур из растений требует высокого мастерства. Это стрижка более затейливая, растениям придаётся более сложная форма в виде фигур животных, людей и даже архитектурных сооружений.

Всегда восхищают зрителей зеленые верблюды, слоны, жирафы, лошади, птицы и прочая "фауна", "жизнь" которой обеспечивают заботы искусных садовников. К разряду экзотики относится садовая "мебель", выполненная из деревьев и кустарников, на практическое применение она, конечно, не рассчитана, но выглядит очень уютно и привлекательно. Некоторые клиенты заказывают свои инициалы из зелени и устанавливают их перед входом в дом.

Топиарная "мебель". Не садиться!

Самые известные сады мира –

• * в США – сад Лэдью в Мэриленде, сады Лонгвуд в Пенсильвании,

• * в Англии – Левенс Холл, Грейт Дикстер,

Сегодня топиарное искусство переживает очередной виток своего развития, и классическое топиари, видимо, от жажды скорейшего результата, переходит к использованию однолетних цветов и лиан на каркасной основе. Темп жизни заставляет подстраивать под себя искусство, которое требует терпения.

Топиарное искусство в России, в частности в Москве, практически отсутствует. Только хорошенько приглядевшись, можно увидеть запущенные изгороди из кизильника блестящего на улицах города, как напоминание о старой школе садово-паркового строительства, да попытки мастеров, пытающихся создать шедевры на отдельно взятых территориях.

Читайте также: