Сообщение про симфонию бетховена

Обновлено: 18.05.2024

Бетховен первый придал симфонии общественное назначение, возвысил её до уровня философии. Именно в симфонии с наибольшей глубиной воплотилосьреволюционно-демократическоемировоззрение композитора.

Подлинный расцвет творчества Бетховена связывают с его Третьей симфонией (период зрелого творчества). Появление этого сочинения предшествовали трагические события в жизни композитора – наступление глухоты. Поняв, что надежды на выздоровление нет, он погрузился в отчаяние, мысли о смерти не покидали его. В 1802 г. Бетховен написал своим братья завещание, известное под названием Хайлигенштадского.

Именно в тот страшный для художника момент родилась идея 3-ей симфонии и начался душевный перелом, с которого начинается самый плодотворный период в творческой жизни Бетховена.

С Третьей симфонии началась новая новая эра в истории мирового симфонизма. Смысл произведения в следующем: в ходе титанической борьбы герой погибает, но его подвиг бессмертен.

I часть – Allegro con brio (Es-dur). Г. П. – образ героя и борьбы.

IIчасть – траурный марш (c-moll).

IVчасть – Финал – чувство всеохватывающего народного веселья.

Пятая симфония, c-moll(1808).

В Iчаститема рокабезраздельно господствует.

В финале (праздник, триумфальный марш) тема рока звучит как воспоминание о прошедших драматических событиях. Финал – грандиозный апофеоз, достигающий своего апогея в коде, выражающей победное ликование охваченных героическим порывом масс.

Природа и слияние с ней, чувство душевного покоя, образы народной жизни – таково содержание этой симфонии. Среди девяти симфоний Бетховена Шестая – единственная программная, т.е. имеет общее название и озаглавлена каждая часть:

Девятая симфония (d-moll, 1824).

Люди – братья меж собой!

Обнимитесь, миллионы!

Слейтесь в радости одной!

Бетховену нужно было слово, ибо пафос ораторской речи обладает повышенной силой воздействия.

В Девятой симфонии присутствуют черты программности. В финале повторяются все темы предыдущих частей – своего рода музыкальное разъяснение замысла симфонии, за которым следует и словесное.

Интересна и драматургия цикла: вначале следуют две быстрые части с драматическими образами, затем IIIчасть – медленная и финал. Т. о., всё непрерывное образное развитие неуклонно движется к финалу – итогу жизненной борьбы, различные аспекты которой даны в предшествующих частях.

Успех первого исполнения Девятой симфонии в 1824 году был триумфальным. Бетховена приветствовали пятикратными аплодисментами, тогда как даже императорскую семью по этикету полагалось приветствовать лишь троекратно. Глухой Бетховен уже не мог расслышать рукоплесканий. Только когда его повернули лицом к публике, он смог убедиться в восторге, охватившем слушателей.

Но, при всём этом, второе исполнение симфонии прошло через несколько дней в полупустом зале.

Всего у Бетховена – 11 увертюр. Почти все они возникали как вступление к опере, балету, театральной пьесе. Если ранее назначение увертюры состояло в подготовке к восприятию музыкально-драматического действия, то у Бетховена увертюра перерастает в самостоятельное произведение. У Бетховена увертюра перестаёт быть вступлением к последующему действию и превращается в самостоятельный жанр, подчиняющийся своим внутренним законам развития.

Вклад Бетховена в мировую культуру определяется, прежде всего, его симфоническими произведениями. Он был величайшим симфонистом, и именно в симфонической музыке наиболее полно воплотились и его мировоззрение, и основные художественные принципы.

Путь Бетховена–симфониста охватил почти четверть столетия (1800 – 1824), но влияние его распространилось на весь XIX и даже во многом на XX век. В XIX веке каждый композитор-симфонист должен был решить для себя вопрос, будет ли он продолжать одну из линий бетховенского симфонизма или попытается создать что-то принципиально иное. Так или иначе, но без Бетховена симфоническая музыка XIX века была бы совершенно иной.

Главные особенности бетховенского симфонического метода

Говоря о симфониях Бетховена, следует подчеркнуть его оркестровое новаторство. Из новшеств:

[2] Бетховен предназначал свои симфонии для исполнения в открытых концертах-академиях (они проходили обычно либо перед Рождеством, либо во время Великого поста, когда в театрах были запрещены сценические представления).

Краткая история создания симфонии №5 Бетховена

История создания

Вторая часть симфонии – Andanto Con Moto – размеренная, светлая, протяжная, сдержанно лиричная. Изначально эта часть была задумана в форме менуэта. В диалоге находятся две вариации одной темы, написанные в одной тональности, композиционно схожие между собой: они обе имеют затактовое строение. Вариации приобретают все более торжественное, триумфальное звучание, добавляются полифонические имитации. Это достигается за счет исполнения вариаций в более мелких длительностях, включения струнных инструментов. Вторая часть симфонии звучит, как светлая, спокойная надежда о счастливом исходе сражения.

Еще в молодости Бетховен оказался в центре передовых идей. И если немецкая философия воспитала в нем мыслителя, то французская революция – пламенного республиканца. Музыка Бетховена обрела черты, неведомые его предшественникам, — героический пафос, мятежный дух, напряженный драматизм и патетику.

Круг идей величайшего симфониста чрезвычайно широк. Проблемы бытия, титаническая схватка с судьбой, мотивы вселенского братства, трагические размышления, героические поступки – таковы лишь некоторые грани мировоззрения Бетховена.

Симфонии Бетховена. Масштаб, драма, героизм

Наследник Гайдна и Моцарта, Бетховен революционизировал жанр симфонии, насытив его напряженной жизнью, философскими идеями и раздумьями. Симфонии Бетховена становятся полем деятельности пытливой мысли, духовных исканий. Стремясь вместить в себя весь мир в его противоречиях и непрерывной изменчивости, они соревнуются по широте обобщений с оперой и романом.

Кажется, будто сама действительность врывается в бетховенскую симфонию, наполняет ее ощущением борьбы, гулом толпы, звучанием гимнов, маршей, звенящими голосами природы. Симфонии Бетховена превращаются в философскую драму, эпос, героическую пастораль.

Каждое произведение приобретает неповторимый облик (у Гайдна и Моцарта общее еще довлеет над индивидуальным). Соответственно изменяется и форма. Симфонии Бетховена получают невиданные до сих пор масштабы. Увеличивается масштаб оркестра, приближаясь к современному.

Последовательность и характер частей подчиняются центральной идее, которая благодаря конкретности образов и железной логике развития музыкальных тем легко просматривается в произведении, придавая ему черты сюжетности.

При таком подходе уже невозможны прежние, гайдновские и моцартовские темпы творчества. Поэтому у Бетховена не 100 и не 40, а всего 9 симфоний. Но почти каждая из них – эпоха в истории симфонической музыки. От каждой симфонии Бетховена тянутся нити к творчеству композиторов последующих поколений.

Композитор заложил основы различных типов симфонизма:

  • героико-драматического;
  • философско-трагического;
  • лирико-пасторального.

Он широко раскрыл горизонты музыкального искусства, во многом предопределив его развитие почти на два столетия вперед.

Читайте также: