Сообщение про русалку 6 класс по литературе

Обновлено: 06.07.2024

ВложениеРазмер
паспорт исследовательского проекта по литературе 38.81 КБ

Предварительный просмотр:

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6

"Образ русалки в произведениях

Г.Х. Андерсена и А.Н.Толстого"

Автор: учащиеся 6-ых классов

Руководитель: Путинцева Н.М.,

учитель русского языка и литературы

Образ русалки в произведениях Г.Х. Андерсена и А.Н.Толстого

Сравнить художественный образ русалок в произведениях Г. Х. Андерсена и

А. Н. Толстого, выявить особенности этого образа в данных произведениях

Изучить образ русалки в славянской мифологии, выявить характерные черты этого образа в сказках Г.Х. Андерсена и А.Н.Толстого, произвести сравнительный анализ

Тема исследовательской работы актуальна тем, что развивает интерес к изучению литературы.

Сроки работы над проектом

Декабрь 2013-апрель 2014

Образ русалки в мифологии и произведениях Г.Х.Андерсена, А.Н. Толстого

Этапы работы над проектом

Этап 1. Постановка темы проекта, целей, задач

Этап 2. Реализация проекта

- определение целей и задач

- составление плана работы и определение временных рамок

- определение и распределение обязанностей в группе

- сбор и анализ информации

- разработка собственного варианта решения проблемы

Этап 3. Представление проекта

Этап 4. Подведение итогов

Форма представление проекта

Используемые информационные ресурсы: печатный и электронный материал

Используемые информационные технологии и программные продукты

Технологии работы с текстовой информацией (MS WORD)

Сетевые информационные технологии и программные продукты (MS Internet Explorer)

Технологии мультимедия (Киностудия Windows Live, звукозапись)

1. Представления о русалках в различных культурах ------------------------------------5

7. Образ русалки в произведениях Г.Х. Андерсена и А.Н.Толстого------------------10-11

11. Приложение (мультфильм, сборник лирических и прозаических произведений о русалках, написанных учащимися 6-ых классов)

Представления о русалках в различных культурах

Русалка — мифологическое и фольклорное человекоподобное существо, преимущественно женского пола (или дух ), связанное с водоёмами. Представления о подобных существах есть во многих культурах. Так, в Вавилоне это бог Оаннес и богиня Деркето, в Риме и Греции – Сирены, Нимфы, Тритоны. В Германии и Скандинавии – Ундины, Наре, Никсы. В Ирландии и Шотландии – Мерроу, Асраи. В Средней Азии – Су-кызлары. В Китае – Хэ-бо. В Бразилии – Иары. В России – Водяной, Водяниха, шутовки, чертовки, кудельницы, вельвы, вилы, лоскотухи, фаляроны и мемозины.В Украине и Белоруссии – Хитки, Мавки, Гречухи, Казытки

В мифологии древних греков русалки назывались сиренами, обладали прекрасным голосом и заманивали моряков песнями. Если моряки не могли устоять перед очарованием их голосов, то направляли свой корабль прямо на скалы и гибли. Поэтому сирен стали считать дурным знаком для моряков – встреча с ними кораблю не сулила ничего хорошего.

Сирены обычно были женщинами с рыбьими хвостами. Мужчины с рыбьими хвостами именовались тритонами, но, тем не менее, похоже, классифицировались греками как существа того же вида, что и сирены. Надо сказать, что античные мифы разделяют духов, живущих в морской воде, и духов, которые обитали в реках. У речных духов хвостов не было, а были обычные ноги. Назывались речные женщины нимфами, и они не были такими зловредными, как сирены.

У греков легенды о том, что сирены или нимфы тоскуют по душе, не было. Их проблемы загробного существования не волновали, потому что они могли жить вечно. . То ли дело русалки Средневековой Европы. Легенда о том, что эти существа страдают от невозможности получить душу, родилась именно там.

В Японии тоже есть легенды о русалках. Там эти существа называются нинге. Нинге выглядели страшновато – как помесь рыбы и обезьяны. Надо сказать, что славянские русалки несколько отличались от своих западноевропейских и японских сестер.

Образ русалки в славянской мифологии

Вернее словопроизводство от древнерусского названия праздника и игр: русалии; и теперь у малоросов кое-где первый день Петрова поста зовется русали. Источник этих слов западно-европейский: латинское rosalia, греческое средневековое - название праздника и игр. С запада заимствованы были русскими эти игры и праздненства, которые распространялись вместе с христианством. Христианские rosalia совпали на Руси, по времени, с древним языческим праздником в честь заложных покойников. К этому языческому празднику и привилось новое, христианское название: русали, Русальная неделя. Отсюда уже вполне естественное появление название: Русалки, то есть те существа, которых чествуют в праздник русалий, на Русальной неделе.

Различные названия русалок

Слово купалка употребительно в белорусских купальских песнях. Купалка - девица, которую из своей среды избирают девицы же, участницы купальных забав, первенствующею или царицею плясок, бываемых в ночь перед днем Рождества Иоанна Крестителя.

Русалка - жена водяного, это поверье нужно признать общераспространенным в русском народе. Чертовка, по народному поверью, есть водяная женщина; она может быть красивой или некрасивой, доброй или злой, часто же безразличной. Живет она в воде и только изредка выходит на берег чесать золотым или медным гребнем свои прекрасные, черные, как смоль, и длинные волосы. В это время можно подкрасться к ней и выхватить гребень, который имеет магическую силу.

Лешачиха - жена лешего, имеющая вид обыкновенной женщины с распущенными волосами, в которые вплетены зеленые ветви. Лешихи - это души загубленных девушек, которые прокляты были родителями или подняли на них руку. По ночам они качаются на ветвях деревьев, а на день вместе с лешими уходят под землю, где живут во дворце.

В средневековой алхимии ундины - духи, управляющие водной стихией, подобно тому, как саламандры - духи огня и т.п.

Вилы, самовилы - в южнославянской мифологии женские духи, очаровательные девушки с распущенными волосами и крыльями, одеты в волшебные платья: кто отнимал у них платье , тому они подчинялись. Вилы могли летать как птицы, обитали в горах. Они владели колодцами и озерами и обладали способностью "запирать" воды. Культ вилы и их связь с колодцами известны по болгарским источникам тринадцатого века. Если отнять у них крылья, они теряют способность летать и становятся простыми женщинами. Ноги у них козьи, лошадиные или ослиные. Вилы закрывают их длинной белой одеждой. К людям, особенно к мужчинам, вилы относятся дружелюбно, помогают обиженным и сиротам. Если разгневать вилу, она может жестоко наказать, даже убить одним своим взглядом. Вилы умеют лечить, могут предсказывать смерть, но и сами они не бессмертны.

Народ признает русалками заложных покойниц, то есть женщин, умерших неестественной смертью. Вместе с женщинами мы видим и детей, которые выделяются в особый разряд мавок.

По верованиям крестьян, в разных губерниях по-разному могли дать свидетельства о русалках.

Русалки - души некрещенных детей, утопленниц и вообще женщин и девиц, лишивших себя жизни и непогребенных.

Русалки-шутовки - это обыкновенные древние люди, на которых тяготеет родительское проклятие.

Русалки - девицы, пропавшие без вести.

Русалки - девушки, утонувшие в озере или в реке от неудавшейся любви или с горя.

Русалки - это похищенные у матерей дети, преимущественно некрещеные.

Места обитания русалок

Ответ на этот вопрос далеко не так прост. У нас издавна считают русалок речными девами, но русалки живут не в одном месте, а главным образом в водах, в лесах и полях; местожительство их не одинаково в разные времена года .

Оставляя с Троицына дня воды и рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, русалки выбирают себе развесившуюся, склонившуюся над водою иву или плакучую березу, где и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собою и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее.

В лесах русалки избирают преимущественно старые деревья. В лесу увидел русалку и тургеневский плотник Гаврила, который называет русалку словами: лесное зелье, лесная нечисть.

Качание на древесных ветвях - любимое времяпрепровождение русалок. Излюбленное их дерево - береза, о чем поется и в народных песнях. Иногда русалки посещают селения и дома, едва ли даже не живут здесь, также они приходят греться в бани, где они моются, парятся, причем смеются и шутят.

Чаще же всего, конечно, русалки живут в водах, в хрустальных дворцах, построенных на дне глубоких рек.

Но все это непостоянные местожительства русалок, это места их временного пребывания летом, преимущественно на Троицкой неделе. О месте нахождения русалок зимою имеются лишь смутные и неопределенные представления. После Семицкой недели в лесу уже не бывает русалок. Одни говорят, что они поднимаются вверх и живут на облаках; другие думают, что они скрываются под землею и спят там остальное время года; иные думают, что будто они переселяются в реки. Говорили еще, будто русалки, оставив лес, долго еще остаются на нивах и безмолвно катаются в водах нивы.

Внешний вид русалок

Нередко те русалки крадут у крестьянок холсты и пряжу.

Что касается общественной жизни русалок, то она, по-видимому, высоко развита. Молодые русалки почти всегда показываются и действуют обществом, кучей, скопом. Одиноко живут русалки постарше и вдовы.

Над русалками есть старший, который, сзывая их, трубит в трубу. Это царица русалок, выбираемая ими. Без позволения царицы русалки не могут не только погубить, но даже испугать человека. Есть также свидетельство, что русалки находятся во владении главного начальника злых духов, который варит их в котле, чтобы сделать каждую вечно юною красавицею.

То есть образы по своему происхождению совершенно разные.

Образ русалки в произведениях Г.Х. Андерсена и А.Н.Толстого

Сравним заглавия сказок. Говорят ли они об отношении авторов к героиням?

Рассмотрим художественные особенности произведений. У Андерсена множество красочных описаний: пейзажи, портреты, интерьеры сказка проникнута глубоким лиризмом. У А.Н.Толстого всё предельно просто, ясно.

Русалочка Андерсена — младшая дочь морского царя. “Странное дитя была эта Русалочка”, — скажет о ней автор. И это действительно так. Русалочка решила уйти к людям тогда, когда призналась самой себе: “Как я люблю его ! Больше, чем отца и мать. ” Но не только к принцу тянулась Русалочка, была у неё на земле и другая цель: “только бы мне быть с ним и обрести бессмертную душу”. То есть любовь к принцу и желание иметь бессмертную душу у Русалочки стоят рядом. Чтобы попасть к людям, Русалочка должна была сменить свой хвост на человеческие ноги — “будет так больно, как будто тебя пронзят острым мечом”. Ей придётся отказаться от родной среды, отцовского дома, от сестёр, лишиться возможности когда-нибудь снова стать русалкой. Ещё Русалочка должна была отдать ведьме свой “чудный голос” в качестве платы за помощь. То есть Русалочка отдавала ведьме часть себя самой.

Жертвы Русалочки огромны, как физические (голос, ноги), так и психологические (отказывается от родной среды и от себя самой). Но истинная любовь всегда сопряжена с жертвами.

Сказать принцу о своей любви Русалочка не могла. Но принц нисколько в её любви не сомневался, потому что “глаза её говорили сердцу больше”. “Ты ведь так любишь меня”, — утверждал принц. Андерсен тоже убеждён в том, что настоящая любовь не нуждается в словах.

Русалка в сказке Толстого абсолютно обезличена: она не ищет любви, не мечтает обрести бессмертную душу. Героиня попадает в сети старика как добыча. Мужчина засунул ее в мешок и понес к себе домой, даже не подозревая, что это не рыба. Каково же было его удивление, когда в мешке оказалась настоящая маленькая русалка! Старик заботливо уложил красавицу на печку и стал дожидаться, когда та проснется. Она же разрушает жизнь деда: сначала он лишился имущества из-за капризов русалки, затем внука прогнал со двора, в конце концов, вынужден был убить своего единственного друга - старого кота. Время шло, русалка ежедневно требовала у мужчины новых украшений и одежды, которые он ей покорно приобретал. Влюбленный дед перестал видеть очевидные вещи, ведь девушка всего лишь манипулировала им в выгодных для себя целях. Любовь к мистическому существу была изначально разрушительной, ослепленный чувствами мужчина, не задумывался о том, чем может закончиться его влечение.

Любовь принца и русалочки оказалась также невозможна. Русалочка и принц принадлежали к разным мирам. Она — морю, он — земле. И жили разной жизнью. Она — духовной (вспомним её увлечения, интересы, устремления, особенно в сравнении с сёстрами). А принц жил в прямом и переносном смысле земной жизнью (мы встречаем его на корабле, празднующим день рождения, на прогулках, в заботах о женитьбе и других подобных делах).

Русалочка Андерсена- это самоотверженность, ради любви она способна на жертвы, готова умереть за любимого человека. Русалка А.Н. Толстого - воплощённый эгоизм. Дед дал ей всё, что мог, и стал ненужным. Русалка укусила его за сердце – не сможет он её забыть даже и после смерти. Такие, как она, ни за что не упустят своей добычи, даже если та им уже не нужна, заставят принести себе жертвы, ничего не давая взамен, и , что самое странное и ужасное, всегда будут любимы, тогда как на долю подобных Русалочке Андерсена выпадают обычно только страдания.

Мы пришли к выводу, что русалки в эти двух произведениях похожи только внешне (молоды и красивы). Мифологические истоки в этих двух произведениях разные. Так Г.Х. Андерсен берет в основу свой сказки легенду о русалке, которая ищет душу в любви со смертным. Также в основу сказки легли христианские мотивы. Мифологию Андерсен переосмысливает с точки зрения представлений о душе, о загробном мире, о жизни после смерти.

А вот Алексей Николаевич Толстой взял образ русалки из славянской мифологии. Происхождение образа русалки в славянских мифах связано с ее изначальной человеческой сущностью, т. к. она из человека путем насильственной смерти превращается в русалку. Женщина теряет человеческую сущность и становится существом потустороннего мира, живущим после смерти. Превратившись в русалку, это существо мстит людям за свою гибель. Для нас этим и объясняется конец сказки.

Русалочка Андерсена очень доброе, ласковое и самоотверженное существо. В сказке Толстого русалка злая, хитрая, так как автор заимствовал образ русалки из славянской мифологии. Произведение датского писателя наполнено ярким сказочным описанием, но проблемы, касающиеся главных героев, очень часто встречаются в жизни. Сказка Толстого, напротив, лишена красочного описания и более приближена к реальности, чем сказка Андерсена. Эти произведения совсем разные, но они сходны тем, что русалка в каждой сказке встречается с людьми и вступает с ними в сложные отношения.

1.Орлова А. "Русалка как мифологический образ в сказках Г.Х. Андерсена "Русалочка" и А.Н. Толстого "Русалка"

2. Голубенкова Е.С. "Сравнительный анализ художественных образов (на примере сказок Г.Х.Андерсена "Русалочка" и А.Н. Толстого "Русалка"

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо — песнь заводит.
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.

Я решила разобраться в том, кто же такие русалки, как они выглядели, где жили?

Образ русалки и его название в народных легендах, сказках, песнях известен с давних времён.

В славянской мифологии русалок называют также омутницами, водяницами, шутовками, болотницами, берегинями, мавками. Бледнолицые и прекрасные, с длинными зелеными волосами, они поют восхитительные песни

неземными голосами и заманивают к себе неосторожных рыбаков и корабельщиков. Тела красавиц нежны и прозрачны.

В Троицын и Духов день души утопленниц летают по воздуху, выпрашивая себе крещение. В русалочью неделю русалки бродят по лесам и полям. В прежней, земной, жизни они были доведены до погибели людьми, поэтому они стараются отомстить им. Отсюда - злые черты их характера. Таких злюк считают настоящими ведьмами. Горе тому, кто встретится с русалкой в это время: они защекочут свою жертву до смерти или заманят с собой в воду. Рассказывают, что один юноша поплясать решил с русалками - и только потому живой ушел, что надел два креста: один на грудь, другой - на спину.

Для жительства русалки выбирают себе плакучие березы, потому в русалочью неделю деревенские девушки непременно ходят завивать березки, чтобы водяниц задобрить: связывают разноцветными лентами берёзовые ветви, на которых они так любят качаться.

- Что у тебя в руках: полынь или петрушка?

- Полынь, - следует ответить.


Другим развлечением русалок на земле является лазание по деревьям. Лесные и водяные девы разбегаются по ближним рощам и качаются на гибких ветвях. Любимым деревом их считается ива, так как она растет у воды, а также берёза и старый дуб.

Образы русалок очень разнообразны.

Оказывается, встречаются случаи, когда и рыбы сидят на деревьях.

В литературе встречаются юные русалочки. Это души младенцев, умерших без крещения. Девочек-русалочек называют мавками. Русалочки обычно сопровождают взрослых русалок.

Интересно, что такой знаток фольклора, как В. Даль, говорит о русалке как сказочной обитательнице вод, но описания её облика не приводит.

Обычно это - молодые красивые девушки с длинными волосами. Иногда это существа с гусиными перепончатыми лапами или с раздвоенным рыбьим хвостом. Таких существ называют русалки-фараоны. У них верхняя часть тела женская, а ниже рыбья. Хвостатые русалки чаще всего встречаются в украинском фольклоре. Изредка их описывают в образе птиц (лебедей, сорок) или мелких зверьков (кошек, белок, крыс, жаб).

Водяные девы стали героинями произведений у разных народов — без них этот фантастический мир был бы суше, беднее. В зарубежных легендах русалки, как правило, - это прелестные девушки с рыбьими хвостами, чаще всего они сидят на камнях, смотрятся в зеркала и расчесывают длинные волосы. Есть предположение, что русалка - не что иное, как дельфин. С другой стороны, она может быть духом моря, таким же прекрасным и опасным. Считалось, будто русалки умеют предсказывать будущее и поют не для того, чтобы заманить корабли к берегу, поближе к опасным мелям, а предупредить о шторме. А в старые времена русалками называли существа странного вида, с головами, похожими на звериные. Позже русалки стали более привлекательными, похожими на прекрасных нимф с рыбьими хвостами.


Я считаю, что произведения о русалках не просто интересны, а загадочны и необыкновенны. Они помогают окунуться в мир легенд и ближе познакомиться с этими фантастическими существами.

По всеобщему представлению, русалка – это необычное существо, главная особенность которого заключается в человеческой верхней части туловища и рыбьем хвосте вместо ног. Из-за постоянного нахождения под водой их кожа имеет бледный, практически белый цвет. Они обладают манящим темпераментом и удивительным глубоким голосом, при этом умеют петь. Так кто такие русалки? Существуют ли они на самом деле? Попробуем разобраться.

кто такие русалки

Как стать русалкой?

В народе известно несколько гипотез появления русалок. Так, по одной из легенд, мифическими существами невозможно стать, ведь настоящие русалки – это дочери Нептуна, бога воды.

Но часть населения верила, что русалками становятся девушки, которые собирались выйти замуж, да так и не сделали этого по каким-либо причинам. Также особы женского пола могли обрести рыбий хвост из-за разбитого любимым человеком сердца. Иногда, по легендам, русалками становились и некрещенные дети. Также такая участь могла постигнуть девочку, которую по каким-либо причинам однажды прокляли.

Так кто такие русалки? Это красивейшие создания с манящим голосом и добрым сердцем? Или, возможно, это злые нимфы, основная цель которых – затянуть больше молодых людей в темную пучину вод? И существуют ли они вообще?

как стать русалкой

Разберемся, кто такие русалки

В старину люди не просто верили в существование русалок, нисколько не сомневаясь в этом. Называли этих существ по-разному: ундины, сирены, чертовки, нимфы, вилы, купалки. Но суть была одна – русалок боялись. Люди верили, что их излюбленное место – это русло реки. Таким образом, настоящие русалки, как видите, предпочитают пресную, а не соленую воду, вопреки всеобщему мнению.

Как считали в старину, водяные красавицы манили к себе молодых мужчин с помощью прекрасного мелодичного голоса. Парни были очарованы, подходили к ундине, которая начинала их щекотать, пока жертва не потеряет сознание. Затем сирены уносили их в морскую пучину. Но молодые люди, которые были осведомлены о таких проделках, всегда носили с собой иголку. Считалось, что нимфы боялись каленого железа.

Ошибочное мнение о том, кто такие русалки, - что это существа, стремящиеся погубить как можно больше людей. Во-первых, русалки затягивали только мужчин. Во-вторых, они никогда не трогали детей. А по некоторым источникам, русалки даже часто помогали заблудившимся малышам найти верную дорогу.

Все эти красавицы имеют собственный характер и прихоти. Так, в зависимости от желания или настроения, они могут и спасти тонущего человека, и, наоборот, утащить его на дно. Также они жадные к ярким вещам. Некоторые русалки их просто воруют, а некоторые могут попросить отдать.

настоящие русалки

Существуют ли они на самом деле?

Про русалок написано множество легенд и сказок. Точных доказательств их существования пока нет, но многие люди уверены, что не бывает дыма без огня. Ведь в культуре самых разных народов мира упоминаются одни и те же барышни прекрасного внешнего вида и с рыбьим хвостом.

Известна также легенда о том, что если русалка захочет обрести душу, ей нужно навсегда отказаться от воды. Мало кто из нимф на такое решался. Например, одна из русалочек когда-то всем сердцем полюбила священника, причем ее любовь была взаимной. Она очень долго плакала и думала о приобретении души. Даже ее возлюбленный молил ее об отказе от воды. Но нимфа так и не смогла предать море.

Есть очень похожая на эту легенду сказка о русалке Ариэль. Возможно, это всего лишь умелая копия прекрасной истории, а может, сказочная красавица и вправду существовала.

про русалок

Источники рассказов

Первые истории о русалках были рассказаны мореплавателями. Даже скептически настроенный Колумб был уверен, что водяные нимфы – это реальность. Он неоднократно рассказывал о существах с человеческим верхом и рыбьим низом.

Возможно, эти истории – всего лишь воображение мужчин-мореплавателей, которые давно не видели женщин, из-за чего их подсознание нарисовало такую замечательную картину. Но если настоящие русалки и существуют, то они никому не вредят, по крайней мере, за последнее столетие об этом никто не слышал.

хвост русалки

Стоит ли верить в их существование?

Несмотря на то что сейчас обнародовано множество фотографий русалок, ни один источник не может гарантировать, что они не поддельные. Кроме того, далеко не всегда нимфы описывались как прекрасные и обворожительные создания с манящим голосом. По некоторым источникам, общее у этих существ со старинными легендами одно – хвост русалки. Туловище же у нее мужеподобно, а вместо прекрасного лица – огромный рот и торчащие наружу острые зубы.

Русалочки из восточных легенд

Не только современные девушки задаются вопросом о том, как стать русалкой. Об этом думали в свое время и восточные славяне. Но после долгих размышлений люди пришли к выводу, что специально стать русалкой невозможно.

Рождение нимфы происходило уже в загробном мире. И ею могла стать девочка, мать которой покончила с собой, будучи в положении. При этом из нее вырастала утонченная, чрезвычайно привлекательная русалочка с длинными волосами цвета морской тины и венком на голове.

Стоит ли знакомиться с русалкой?

Существует множество сказаний на эту тему, но самое популярное все же состоит в том, что русалки обожают детей и молодых мужчин. А вот женщин и стариков попросту не переносят.

Они чаруют понравившихся своим голосом, а потом пугают практически до смерти. Иногда русалки отпускают своих жертв, когда наиграются с ними. А порой только смерть является спасением от этих существ.

Чтобы не попасть в сети русалки, нужно быстро убираться с опасного места, пока она не начала петь. Определить же скорое ее появление можно по звуку, который напоминает стрекотание сороки.

Также легенды гласят, что спасение от русалки всегда мнимое. Если мужчина познал ее любовь, или она успела его поцеловать и отпустила, то совсем скоро он или сильно заболеет, или покончит собой. Спасением от таких последствий были специальные обряды и амулеты. Особо настойчивые парни могли попытаться самостоятельно спугнуть русалку, ударив палкой по ее тени.

Также поверья гласят, что нимфы как огня боятся крапивы.

русалка ариэль

Русалочка из сказки

Выше уже упоминался сказочный образ русалочки Ариэль. Это персонаж из экранизации Уолта Диснея. Там русалочка выходит из моря ради прекрасного принца и любви к нему. Преодолев все препятствия, они женятся и живут долго и счастливо.

А вот сказка Ганса Христиана Андерсена не так оптимистична. Русалочка спасает жизнь прекрасного принца во время шторма и без памяти влюбляется в него. Ради любимого она заключает с колдуньей сделку. Обретя возможность ходить по суше, девушка теряет свой волшебный голос, который так запомнился принцу. При этом каждый шаг приносит ей нестерпимую боль. В итоге Русалочка проигрывает и превращается в морскую пену. Пожалуй, это самая известная сказка о мифической девушке.

Русалки – крайне популярные герои мифов, легенд, сказок, мультфильмов, фильмов и преданий. Верить или не верить в существование нимф, решать нужно самостоятельно. Но даже признанные исследователи считают, что неспроста образ русалки настолько въелся в существующие истории.


Русалка — мифологическое и фольклорное человекоподобное существо, преимущественно женского пола (или дух), связанное с водоёмами. В русском фольклоре называется также шутиха, купалка, водяница, лоскотуха и другими прозвищами. Родственна Мавке.

Содержание

Внешний вид

По традиционным русским представлениям, русалки внешне мало отличаются от людей, в поздней русской литературе и кинематографе под западным влиянием, образ русалки приобрёл в нижней части тела вместо ног плоский хвост, похожий на хвост рыбы. Западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские сходны с древнегреческими нимфами. В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka, а для западноевропейских — mermaid.

Мифологический образ



По поверью, русалок из умерших некрещеных мальчиков (а не девочек) можно крестить чтением над ними 12 глав Евангелия или раздачей детям сорока крестиков.

Образ русалки связан одновременно с водой и растительностью, сочетает черты водных духов и символов, связанных с культом плодородия (Кострома, Ярило), уничтожение которых гарантировало урожай. В России и на Украине существовали русальные песни, которые пели на Троицыну неделю.

По понятиям уральцев, шутовки есть проклятые жены и девы. Они живут в плоти, невидимо от людей, и будут жить до пришествия Христова. Постоянное житье их под водой, в обществе чертей [3] .

Образ жизни



Из большей части народных рассказов, русалки не имели одежды, ходили нагими и без головного убора, но при случае были бы рады одеться. Одетых русалок чаще всего видят в рваных сарафанах [3]

Способ, которым русалки добывают себе одежду, поэтически описывается в восточнославянских песнях:

— Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии.

Другой отличительной особенностью русалок является их любовь к плетению венков из цветов, осоки и древесных ветвей [9] . Отмечена русалка, которая прихорашивалась, смотрясь в воду, как в зеркало.

В Белоруссии была записана быличка, в которой повествуется о русалке, смастерившей люльку для своего младенца из большого куска берёзовой коры [10] .

Русалка в народном календаре

Особенно активны русалки также в ночь на Ивана Купалу с 23 на 24 июня (с 6 на 7 июля по новому стилю) [8] .

Нрав русалок



В целом русалки — существа опасные и враждебно настроенные по отношению к людям всех возрастов, за исключением маленьких детей, которых любят и, в случае опасности, оберегают от диких животных, изредка могут выступать в качестве спасительниц для утопающих. Иногда кидают в людей камнями [19] .

Домашние русалки



В Смоленской губернии на рубеже XIX—XX веков была записана следующая быличка:

Мой прадед пошёл однажды на русальной неделе в лес лыки драть; на него там напали русалки, а он быстро начертал крест и стал на этот крест. После этого все русалки отступили от него, только одна всё ещё приставала. Прадед мой схватил русалку за руку и втащил в круг, поскорее набросив на неё крест, висевший у него на шее. Тогда русалка покорилась ему; после этого он привёл её домой. Жила русалка у прадеда моего целый год, охотно исполняла все женские работы; а как пришла следующая русальная неделя, то русалка снова убежала в лес. Пойманные русалки, говорят, едят мало — больше питаются паром и скоро бесследно исчезают.

Русалки в античной и западной традиции





В озёрах и реках жили аналоги славянских русалок нимфы (человекоподобные, без хвостов).

Женщинами с рыбьими стоячими хвостами иногда изображались обладательницы прекрасных голосов, сирены, персонажи древнегреческой мифологии. (Правда, начиная с достаточно позднего периода). С этим был связан миф о том, что сирены своим пением заставляли следовать к ним проплывающих мимо моряков, которые вели свои суда прямо на прибрежные скалы и гибли. Вследствие этого сирен стали считать предвестницами смерти для мореплавателей.

В таких языках как испанский, французский, итальянский или польский русалка и сегодня обозначается словами, происходящими от древнегреческого: Siren, Sirene, Sirena, Syrena или Sereia.

Эллинский и римский каноны изображения сирен очевидно повлияли на традиции изображения в европейском искусстве.

Также в шотландской мифологии есть существа, называемые шелки — человекоподобные тюлени, имеющие некоторые сходства с русалками.

Германская русалка — ундина — обычно без хвоста, с красивыми волосами. Населяет, по преимуществу, речные воды.

Персонаж немецкого фольклора и литературы Лорелея (Loreley) — красивая девушка, которая сидит на одноимённой скале над Рейном, расчесывает волосы и заманивает пением рыбаков. Сюжет обработан Гейне, существует балет и опера.

Читайте также: