Сообщение про православную обрядовую музыку

Обновлено: 30.06.2024

— просторечное словосочетание, обычно обозначающее музыку, связанную, главным образом, с богослужением византийского обряда в Православной Церкви с православным богослужением Древней Руси. Однако под этим словосочетанием имеются ввиду различные виды как православного богослужебного, так и не богослужебного пения.

Делится на несколько видов:

Духовные стихи

Духовные стихи — песни калик перехожих, скитские песни старообрядцев, псалмы (переложение псалмов царя Давида на стихотворный лад). Духовные стихи пелись под разные музыкальные инструменты, в основном жалейки, гудки, колёсные лиры или гусли. Духовные стихи исполнялись каликами перехожими — калечными людьми, не имеющими другой возможности заработать себе на хлеб. Калики перехожие совершали паломничества к святым местам, были очень честными людьми.

В конце XX века широкую популярность приобрели духовные песнопения, исполняемые на эстраде. Некоторые известные исполнители эстрадных православных песнопений: архидиакон Роман (Тамберг), иеромонах Роман (Матюшин), иеромонах Фотий (Мочалов), диакон Николай Червон, Жанна Бичевская и другие. За духовные стихи, песнопения и сценические постановки берутся многие прославленные музыкальные ансамбли и хоровые коллективы.

О музыке православной и бесовской

На эту актуальную тему мне, русскому композитору, приходилось высказываться неоднократно – и устно, и письменно, но сегодня, когда 30-тилетнее владычество олигархов, новой буржуазии и чиновничьей власти перечеркнуло все устоявшиеся положительные представления о функции музыкального искусства, его духовно-нравственном содержании и адаптации к современному слушательскому восприятию, необходимость профессионального развёрнутого комментария стала обязанностью, и не только моей, но и значительного большинства светских и церковных музыкантов, да и просто воцерковленных прихожан, чьё мнение весьма близко к моему. Поэтому, если и есть здесь нечто субъективное, то оно не довлеет, но лишь оттеняет…

Все перечисленные композиторы, каждый в своё время и со своим индивидуальным почерком творили музыку духовную в полном смысле этого слова, собравши богатую коллекцию музыкальных сокровений, достойных звучать и радовать православное сердце сегодня и завтра. Увы, далеко не всё исполняется на нынешней сцене: репертуар официального общественного вещания и исполнительской практики весьма далёк от православных нужд, и целиком и полностью подчинён коммерческим требованиям… О православной музыке нынешней и её судьбе уже в 20-м веке я здесь умолчу, ибо это уже тема новой статьи, иных имён и других проблем. Приводимое здесь понятие православной музыки таким образом мыслится, видится и трактуется достаточно ёмко, ибо включает в себя не только профессиональную православную по духу музыку последних трёх-четырёх веков, но и прикладную каноническую музыку в творчестве композиторов от Архангельского до Кастальского (тоже предмет отдельной статьи), а также бесчисленные россыпи духовных песнопений народной музыки, заслуживающих самого высокого внимания и изучения. Музыкальное воспитание в семинариях, регентских классах да и в школах-гимназиях никак не может обойти хотя бы ознакомление с этим наследием. В то же время, вспоминая слова и наставления оптинского старца Варсонофия, а в наше время патриарха Алексия II, нельзя отказываться и от практики т.н. светского духовного концерта, позволяющей принародно звучать музыке замечательной, но мало известной, музыке авторской и традиционной, открывая имена наших лучших православных композиторов во славу Отечества русского и его православной истории.

Владимир Успенский, композитор

Церковная музыка в творчестве профессиональных композиторов

Некоторые русские композиторы, творившие церковную музыку:

  • Дилецкий, Николай Павлович (XVII век)
  • Ведель, Артемий Лукьянович
  • Березовский, Максим Созонтович
  • Бортнянский, Дмитрий Степанович (XVIII век)
  • Чайковский, Пётр Ильич
  • Рахманинов, Сергей Васильевич
  • Иванов-Радкевич, Павел Иосифович
  • Гречанинов, Александр Тихонович
  • Архангельский, Александр Андреевич
  • Чесноков, Павел Григорьевич
  • Арнольд, Юрий Карлович (XIX век)
  • Кастальский, Александр Дмитриевич
  • Свиридов, Георгий Васильевич
  • Гаврилин, Валерий Александрович
  • Ледковский, Борис Михайлович (XX век)

История оформления жанров

Каждая форма духовных мелодий имеет свои особенности, традиции и историю. Законы создания установленных традицией видов песнопений формируются вследствие отбора, типизации и стандартизации творений. Постепенно возможность сочинения духовных произведений обрели светские композиторы, позже их музыка частично была канонизирована.
После Реформации признание пришло к божественным музыкальным сочинениям – хоралам, гимнам, позже Страстям. В продолжение всего исторического развития духовного музыкального искусства параллельно с церковными бытовали религиозные мелодии, не соответствующие богослужебным традициям. Появление симфонической музыки и оперы переродило Страсти и мессы, а также другие виды произведений, приблизив их к симфониям, концертам и операм.

Христианская традиция

Секвенция является песнопением для католиков на латыни. Чаще всего исполняют Stabat Mater итальянского композитора Ж. Россини, включающую замечательные певческие партии. Секвенции писали:

  • А. Вивальди;
  • Й. Гайдн;
  • А. Моцарт;
  • Ф. Шуберт;
  • Д. Верди;
  • К. Пендерецкий.

Ave Maria известна всему мира как католическое моление матери Христа. Самой прославленной становится написанная Ф. Шубертом. Обращались к этому виду:

  • Ш. Гуно;
  • Ф. Мендельсон;
  • Д. Верди;
  • Ф. Лист;
  • Дворжак.

На канонические слова написаны произведения современных композиторов Э. Морриконе, И. Лученка.

Жанровое своеобразие

Псалмы являются древнейшими песнопениями, основанными на библейских текстах. Молитвы, основанные на стихах Давида, появились на его родине в дохристианскую эпоху. В XVI веке они получили повсеместное распространение.

Месса как жанр многоголосного произведения католической молитвы сочинялись композиторами с целью украсить литургию. Впервые авторский вариант мессы был создан еще в XIV столетии. Позже эта форма отделяется от церковной службы. К ней обращаются великие музыканты:

  • И. Бах;
  • А. Моцарт;
  • Ф. Шуберт;
  • Л. ван Бетховен.

В органных сочинениях фрагменты для хора заменены органным исполнением, но эти мессы также принадлежат к духовной музыке.

Реквием изначально был католической заупокойной мессой. Но позднее этот жанр использовался не для церковного исполнения. Сегодня наиболее часто можно услышать реквиемы В. Моцарта, Д. Верди.

Страсти являются вокально-драматическим творением, рассказывающем о евангельских событиях Страстной седмицы. В какой-то период к Страстям был потерян интерес, но в ХХ столетии забытая старинная музыка снова вернулась и обрела возрождение.

Православная музыка — просторечие, обозначающее музыку, связанную, в основном, с богослужением византийского обряда в Православной Церкви. Как правило, имеется ввиду православное пение или певческое искусство.

Православная музыка подразделяется на следующие виды:

древняя — распевы, появившиеся во времена Византии (византийский распев у греков и богослужебные распевы у других православных народов или находившихся под её религиозно культурным влиянием), на Кавказе (грузинский распев), на Западе (Великая схизма), а также в Древней Руси (знаменные, столповые, и прочие распевы)

партесная (многоголосная) — появилась в 17 веке на Украине и Белоруссии под влиянием католической партесной музыки, после чего с 18 века пришла и в Россию. Богослужебную партесную музыку сочиняли многие композиторы, среди которых Бортнянский, Рахманинов.


Обрядовые песни

Обрядовые песни (колядки, щедривки, веснянки, гаевки, русальные, купальские, свадебные, колыбельные, семейно-бытовые, плачи, баллады, тембры, оклички, перекликание, погребальные, петривчаные, засевальные, жатвенные, обжиночные, казацкие, бурлацкие, чумацкие, рекрутские, шутливые, срамные и др.) – огромный пласт славянского фольклора, который позволяет сегодня познавать мировоззрение древних славян тех времен, когда они почитали природу в персонах Великих Богов: Перуна, Даждьбога, Лады, Ярила и других; поклонялись величию Солнца, силе Огня, загадочности Месяца, животворности Воды, красоте и волшебству Весны – всей Природе. Обрядовые песни в древности были своего рода заклинаниями, чарами, магическими заговорами. Они связаны со сменой природного цикла, который руководил языческими верованиями, исполнялись, чтобы задобрить силы природы, предков, призвать желаемое: плодородие, победу, дождь, весну, солнце и т. п.

С приходом христианства многие песни перешли на христианские праздники, подстроились под них, под святых, которые заменили древних богов. Так, песни, которые прославляли Рождество солнца, заимствованы на Рождество Христово, Крещение; песни в честь весны, пробуждение природы – на Христово Воскресение; купальские – на праздник Иоанна Крестителя и т. п.

Много примет древности в песнях, которые не были связаны с природным циклом, – погребальных, колыбельных. В некоторых свадебных упоминается мотив умыкания невесты, что когда-то было в обычаях славян.

Обрядовые песни — это песни, которые исполнялись во время самых разнообразных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Солнечный хлеборобский год славянина имел достаточное количество рабочих дней, но и немало праздников, которые создавали годовой круг праздников в честь солнца и других сил природы. Праздники имели определенные ритуалы и обряды, в коих большое значение имели магические движения и песнопение.

Веснянки – особенные ритуальные песни, которые пели девушки с началом весны, собственно, зазывание весны сопровождалось песнями, хороводами и разными магическими действиями.

Веснянки сформировались в глубине веков, как многосюжетное обрядовое действо, посвященное богу весны Яриле, с неповторными хороводами, песнями, играми. Весенними песнями закликали весну. Таких песен сохранилось в народе очень много.

К веснянкам девушки одевались в белые вышитые сорочки, плели венки, а так же украшали себя колтами, серьгями и славянскими оберегами. С песнями они брались за руки и ходили хороводом в ритм песне. В древнюю языческую пору хороводы были у всех народов, но сохранились они в народном искусстве лишь у славян.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Музыка обладает могучей силой воздействия на человека и его отношения к миру, к самому себе. Об этом говорит огромное множество фактов. Музыка способна успешно служить общественной практике в ее личностной плоскости, а значит играть роль в жизни общества. Она отражает действительность – познает ее и оценивает – в том аспекте, который необходим и в тех формах, в каких это познание, оценка и основанное на них проектирование могут обеспечить и самой музыке эффективное духовно-практическое воздействие на человеческую личность.

Любое музыкальное произведение, даже не обладающее истинностью и имеющее низкую эстетическую ценность, может активно функционировать в обществе и оказывать влияние на него. Но истинное произведение отличается позитивным характером своего влияния, которое заключается в выявлении в человеке его творческой природы и духовности, как проявления высших потребностей в жизни. Истинность музыки определяется не только способностью отвечать духовным запросам личности, но формировать эстетические потребности более высокого уровня. Мобилизуя для своего постижения все сущностные, творческие силы человека и синтезируя их в единое гармоничное целое, истинная музыка дает ему возможность прикоснуться к сокровищам объективного духа – тех духовных богатств, которые были созданы человечеством. Следы позитивного влияния истинной музыки заметны не только в формировании художественных вкусов общества, но и в силе духовной энергии шедевра, который становится импульсом к рождению новых произведений искусства.

Историческая преемственность поколений, утраченная в современном процессе воспитания, также является одной из проблем современного образования. Дети лишены возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Музыкальное наследие русской православной церкви и истории русского хорового искусства были исследованы М.В. Бражниковым, Т.Ф. Владышевской, Н.А. Герасимовой-Персидской, И.А. Гарднером, Н.В. Гурьевой, Ю.В. Келдышем, Е.М. Левашовым, Д.Л. Локшиным, В.И. Мартыновым, Г.В. Никишовым, Л.А. Рапацкой, И.П. Шаклеиной и другими исследователями.

Музыкальная культура России, как и любой другой страны, развивается по трем основным направлениям: народная музыка, религиозно-духовная и профессиональное светское композиторское творчество. Духовная музыка вместе с народной является самым древним пластом и насчитывает тысячелетний период своего развития с момента принятия христианства.

Музыка русской православной церкви – это не только часть религиозного действия, хотя она наполнена особым смыслом, но и важнейший пласт отечественной и мировой музыкальной культуры. В русской православной музыке скрыты глубокие национальные корни, она является источником духовных общечеловеческих ценностей, эстетических и духовных идеалов, нравственности, а значит, имеет богатый педагогический потенциал. Поэтому музыкальное искусство русской православной церкви почти во все исторические периоды развития отечественной педагогики рассматривалось как действенное средство воспитания подрастающего поколения. Таким образом, православная духовная музыка всегда решала образовательные задачи, являлась способом художественного познания мира, и воспитательные задачи, представляя единство духовно-нравственного и эстетического воспитания.

Обращение к культурному наследию православного искусства, в частности музыкальных традиций православных праздников предоставляет широкие возможности для решения задач полноценного развития детей. Выражение духовная музыка включает в себя два понятия духовности. Это, во-первых, музыка религиозного содержания и, во-вторых, это музыка, которая помогает раскрыться, приобщиться к высокому, неземному миру, задуматься о смысле жизни.

Православная духовная музыка несет в себе понимание и осмысление высших духовных ценностей. В ней ярко и полно представлены образцы высокого искусства, национальных музыкальных традиций. Она обладает огромной силой воздействия и отражает нравственно-эстетические и этические идеалы человечества. Общечеловеческие и религиозные ценности русской православной музыки свидетельствуют о том, что она может быть воспринята не только верующими людьми, но и стать достоянием всего народа, т.к. в ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности.

В развитии музыкальной культуры, как в целом и всей культуры, важен механизм преемственности, который обычно рассматривают как движущую силу культуры, дающий ей способность передаваться во времени и приобретать новые качества, творчески преобразовывать ценности, унаследованные от наших предков. В духовной культуре преемственность характеризуется связью настоящего, прошлого и будущего в развитии и означает передачу и освоение социальных, культурных и духовных ценностей от поколения к поколению.

Духовная музыка – это тот пласт музыкального творчества, при помощи которого возможно действенное решение многих воспитательных задач. Обращенность духовной музыки к человеческой душе, глубокая нравственность религиозных заповедей, возвышенная красота обрядов – все эти качества христианской культуры и в настоящее время не утратили своей воспитательной ценности.

Теоретическое исследование проблемы позволяет увидеть музыкальную культуру православных праздников целостной художественно-педагогической системой, которая предполагает освоение детьми православных музыкальных традиций в процессе подготовки и проведения мероприятий досугово-праздничной деятельности в соответствии с православным календарем. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность детям осваивать ценности народной, классической, церковной музыки и произведений современных композиторов как неотъемлемую часть отечественной и мировой музыкальной культуры.

Читайте также: