Сообщение про музей природы

Обновлено: 05.07.2024

Можем ли мы, педагоги малых городов, приблизить дошколят к музейным ценностям? В нашем городе Междуреченске есть для этого определенные условия: городской краеведческий музей, школьные музеи боевой славы, истории города, национальной культуры, выставочный зал, где экспонируются работы местных художников. Все это открыто для посещения малышами. Так же в детских садах создаются мини-музеи, фольклорные избы и уголки русского быта.

В нашем детском саду создан музей природы. Целесообразно ли создание такого музея в детском саду? Ведь детей привлекает все движущееся, цветущее, яркое, а не застывшие экспонаты природы. Пятилетний опыт работы в музее показал, что создание такого музея не только возможно, но и необходимо по ряду объективных причин:

• Использование экспонатов музея помогает выйти за круг явлений, доступных ребенку для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо ребенку. Важная особенность экспонатов – их статичность, дающая возможность подробно рассмотреть их, описать, установить между ними содержательные связи.

• Учитываются особенности детской субкультуры – стремление к коллекционированию. Ни для кого не секрет, что дети собирают и хранят как сокровища всевозможные, ненужные, по мнению взрослых, вещи: фантики, вкладыши, кэпсы, и прочие предметы. Дети с радостью откликнулись на предложение собирать коллекции для музея.

• Расширилось образовательное пространство детского сада, позволяющее разнообразить детскую деятельность, что в конечном итоге дает высокий личностный развивающий эффект.

• Экспозиции музея помогают формировать в течение всего года (т. к. у нас слишком короткое лето, благоприятное для наблюдений за живой природой) не только конкретные представления об объектах природы, но и знания о взаимосвязях живых организмов в экосистемах, обобщенные представления о явлениях природы, которые позволяют детям в дальнейшем ориентироваться в новых фактах в других условиях.

Какого же оформление и предметно – развивающая среда нашего музея?

В помещении музея расположены несколько экспозиций:

Все панно изготовлены из подручных материалов, ярких кусочков ткани, бросового материала, животные – из пластмассы.

Семена дикорастущих и культурных растений

Гербарии травянистых растений и древесных пород

Спилы различных деревьев с хорошо заметными годичными кольцами

Разнообразные камни, полезные ископаемые

Чудеса природы (необычной формы овощи, фрукты, причудливой формы трутовики, ветки деревьев)

Коллекция засушенных букетов, злаков и тд.

Акватерритория – любимое место детей в пространстве музея. У стены устроена горка из камней, по которой, сбегая вниз, журчит веселый ручеек. Он впадает в небольшое озерце, на дне которого в прозрачной воде видны камешки разной формы и цвета, модели животных живущих в воде. Детей завораживает бег хрустальной воды по камням, они по долгу разглядывают озерце, воображая загадочную жизнь на его дне.

Как в любом музее для учета экспонатов у нас имеется инвентарная книга, в которой записываются номер экспоната, дата его появления, фамилия и имя человека принёсшего, подарившего его. Для того, чтобы экспонатами музея в качестве наглядного, обучающего средства могли пользоваться все педагоги, составлены тематические каталоги, в которых дается краткая информация о музейном предмете, его особенностях и вариантах использования в работе с детьми.

Однако, самое основное при создании подобного музея заключается не в его оснащении, а в развивающем взаимодействии педагога с детьми в музее природы. Технология нашего взаимодействия с детьми представлена в трех моделях:

• Коммуникативно-диалоговая модель. Цель данной модели познавательной деятельности заключается в развитии у детей самостоятельности и активной позиции в процессе познания природы на основе включения в разнообразные по содержанию диалоги и коммуникации.

Основные методы этой модели: решение проблемных ситуаций, вопросы-задания, вопросы, прогнозирующие путь изучения ребенком отдельных объектов, символические игры, словесные игры, игры – воображения.

Логика использования данных моделей основывается на том, что ребенок познает мир посредством образов, и игровые способы облегчают ему процесс усвоения знаний, поэтому он вначале включается в учебно-игровую деятельность. Затем в коммуникативно-диалоговую деятельность, так как уже приобрел способы и опыт познания явлений природы и ее художественные образы и способен на этой основе вступать в коммуникации с педагогом и детьми. На заключительном этапе организуется поисково-исследовательская деятельность, в которой ребенок становится в позицию разрешения ситуаций, отражающих законы природы на уровне проектирования, осмысления и выражения собственных суждений.

Мини-музей музыкальных инструментов в детском саду

Мини-музей музыкальных инструментов в детском саду Всевозможные музеи – неотъемлемая часть развивающей предметно-пространственной среды детского сада. В музыкальном зале, например, можно.

Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе

Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе Музейная педагогика в детском саду Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Творчески мыслящий педагог.

Мини — музей в детском саду (из опыта работы).

Мини — музей в детском саду (из опыта работы). Здравствуйте, дорогие коллеги. Музейная педагогика и мини-музеи прочно вошли в жизнь дошкольных учреждений. Цель музейной педагогики: создание.

Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями в соответствии с ФГОС ДО

Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями в соответствии с ФГОС ДО Мини-музей - это результат общения и совместной работы детей и их родителей. Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается.

Мини-музей в детском саду, посвященный Победе в Великой Отечественной Войне

Мини-музей в детском саду, посвященный Победе в Великой Отечественной Войне К празднованию Дня Победы мы решили сделать в группе мини-музей. Обратились к родителям воспитанников и сотрудникам детского сада с просьбой.

Экскурсия в музей краеведения в детском саду

Экскурсия в музей краеведения в детском саду Цель экскурсии Дать детям элементарные знания о крае, в котором они живут. Познакомить детей с жизнью, бытом, обычаями и традициями казаков.

Музей природы в Екатеринбурге - старейший отдел этого крупнейшего на Урале музейного объединения. Коллекция музея насчитывает около 60 тысяч экспонатов.

Днём рождения Свердловского областного краеведческого музея считается день учреждения Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ) — 10 января 1871 года. За почти полтора века своего существования музейный фонд перевалил за 600 тысяч экспонатов.

Музей природы в Екатеринбурге — старейший отдел этого крупнейшего на Урале музейного объединения. Коллекция музея насчитывает около 60 тысяч экспонатов. Увидеть их все сразу не получится, некоторая часть либо находится на реконструкции, либо хранится в музейном фонде.


Здание музея расположено на Плотине Городского пруда прямо за водонапорной башней в центре города. Раньше в этих зданиях размещался железоделательный завод, затем монетный двор, а теперь исторические экспозиции о нашем родном крае.


Музей ставит перед собой задачу показать нам, каким был Урал когда-то и насколько многообразен сегодня. И отлично с этой задачей справляется: экспонаты музея наглядно иллюстрируют основные этапы формирования Уральских гор, растения и животные ушедших эпох, показывают флору и фауну современного Урала.


Логично, что знакомство с музеем начинается с палеонтологического отдела. Наиболее известными экспонатами считаются скелеты мамонта, широкорогого оленя и пещерного медведя. Правда, лишь пещерный медведь может похвастаться тем, что все кости принадлежат ему. Все эти три экспоната собрали наши ученые-экологи Александр Воробьев и Михаил Чепраков, сотрудники лаборатории исторической экологии института. Рядом со скелетами расположены фотоснимки, выполненные прямо во время раскопок.





На великолепных диорамах изображены уже знакомые нам представители животного мира. Каждая из диорам предлагает взглянуть на животных в их родной обстановке. И не всегда эта обстановка умиротворяющая — некоторые из диорам раскрывают непростые взаимоотношения разных видов.


Огромная коллекция чучел животных, птиц и насекомых, которые обитают на территории нашего края, либо появляются здесь во время миграции. Рядом с каждым чучелом находится картина, где живописно изображен представитель местной фауны.



Здесь же можно взглянуть и на ихтиофауну Урала, хотя выглядит она менее зрелищно по сравнению с животным миром.


Зато нужно обязательно заглянуть в так называемый “Кабинет редкостей”. Здесь собраны различные животные и насекомые из дальних стран, а также несколько экспонатов, подходящих для кунсткамеры.


А главная достопримечательность “Кабинета редкостей” — чучело крокодила Коли. Этот нильский долгожитель (обитавший в нашем зоопарке) был признан самым старым крокодилом в мире. “Известный екатеринбуржец” прожил в зоопарке со дня его основания целых 65 лет, пережив и войну, и послевоенное тяжёлое время!


Урал — кладезь минералогических находок. Поэтому, музей располагает небольшой коллекцией уральских самоцветов. Однако, если хочется поближе познакомится с богатствами недр родного края, то лучше будет посетить Уральский геологический музей — вот где поистине огромный размах! А чтобы увидеть природу Урала во всей её многогранности — добро пожаловать в музей Природы. И не забудьте взять с собой детей!

Статья о создании музея природы силами учащихся по материалам собранным во время путешествий по родному краю.

ВложениеРазмер
o_muzee_prirody_myag_4_-_copy.doc 101 КБ

Предварительный просмотр:

Создание музея природы в образовательном учреждении.

Учитель истории и обществознания

Роль музеев велика. Они способствуют патриотическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения. Участие в поисково-собирательской работе, встречи с учеными, знакомство с памятниками природы помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри. Это воспитывает бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.

В целом школьный музей можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Он обладает неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души подростков. Учащиеся овладевают навыками исследования. У детей формируется аналитический подход к решению жизненных проблем, умение ориентироваться в поиске информации, отличать достоверное от фальсификации.

Необходимость создания и функционирования музея природы в школе очевидна, как и очевиден тот факт, что сегодня как никогда не хватает экологического просвещения и воспитания подростков. Создание музея природы - это одна из форм работы по развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, поиска, исследования, обработки, оформления материалов, имеющих воспитательную и научно – познавательную ценность. Тесно связанный с образовательным процессом школы, музей создаст благоприятные условия для индивидуальной и коллективной творческой деятельности учащихся.

Музей природы обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как экспонаты представленные в нем собраны руками учащихся гимназии в ходе экскурсий и учебно – полевых практик. Еще одним важным аспектом является тот факт, что музей природы создан исключительно по инициативе ребят, при их непосредственном участии.

Музей природы это не только собрание различных экспонатов экологической тематики, но и возможности ведения исследовательской работы, проявления творчества в создании его экспозиций.

1. Общие положения

Школьный музей создан в целях активного участия обучающихся в общешкольной работе по сбору, хранению и пропаганде природных и культурных ценностей и призван решать актуальные проблемы научно-фондовой, экспозиционной, исследовательской, массовой работы.

Используются различные по методике типы занятий: лекции, лабораторно-практические занятия, учебно-полевые практики, изучается опыт работы лучших школьных музеев.

Музей позиционирует себя как структурное подразделение школы осуществляющий историко-краеведческую работу, включающий в себя направление краеведение Забайкалья.

2. Цели и задачи

2.1. Школьный музей отличается от различного рода выставок, уголков, организуемых в школе, наличием подлинных памятников развития природы и общества. К хранению подлинников и экспозиционной работе в школьном музее предъявляются требования, соответствующие общим принципам музейного дела.

2.2. Деятельность школьного музея включается в общий план учебно – воспитательной работы школы.

2.3. Основной целью музея природы является расширение образовательного пространства для школьников, обеспечивающее развитие личностных качеств; формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологической культуры.

Цели музейной деятельности:

формирование чувства ответственности за сохранение природы, гордости за свое Отечество, чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины;

расширение социальных связей школы: школьный музей, являясь частью открытого культурно-образовательного пространства, призван быть связующей нитью между школой, различными учреждениями, занимающимися природоохранной деятельностью и общественными организациями.

Задачи школьного музея:

Одной из основных задач музея является экологическое воспитание школьников.

- систематически формировать экологические знания, знания о закономерностях взаимоотношений природы и общества, природы и человека.

- учить школьников быть знающими, бережливыми, рачительными хозяевами своей Родины.

- развитие интереса к природе своего края через краеведческую и природоохранную деятельность.

- организация активной экскурсионной работы с учащимися и населением Забайкальского края.

- организация социальной практики, через исследовательскую деятельность.

- собирание, хранение и изучение предметов, относящихся к тематике музея, формирование музейных коллекций.

Развитие сетевого взаимодействия детей, родителей, ученых.

Формирование информационно-коммуникативного пространства основных субъектов воспитания и дополнительного образования (музеи, научные центры)

2.4. Музей способствует: формированию у учащихся творческой самодеятельности, общественной активности, расширению кругозора, познавательных интересов и способностей, овладению практическими навыками поисковой, собирательской, исследовательской работы, совершенствованию учебно – воспитательного процесса.

3. Организация музея

3.1. Приказ об открытии школьного музея и назначении руководителя издается директором школы.

3.2. Музей в школе сформирован на общественных началах и при наличии фонда подлинных материалов, соответствующих профилю музея, а также необходимых помещений и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций.

3.3. Содержание и формы работы. Свою работу музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой. В зависимости от профиля музея и плана работы, постоянный актив музея:

- пополняет фонды музея путем организации походов и экспедиций;

- проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;

- изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;

- осуществляет создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;

- проводит экскурсии для учащихся, других школьных музеев, гостей;

- оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.

Из числа членов совета музея избираются председатель и руководители секций музея (собирательской, экспозиционной, экскурсионно-массовой, секции фондов).

4. Учет и хранение фондов

4.1. Весь собранный материал составляет фонд музея и учитывается в инвентарной книге, заверенной подписью и печать директора школы.

4.2. Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники) и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией (схемы, картины, диаграммы, макеты и фотокопии).

5. Руководство работой музея

5.1. Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет совет музея во главе с руководителем, ответственным за школьный музей.

5.2. Состав совета музея утверждается соответственным решением педагогического совета и директора школы.

Совет музея разрабатывает план работы, организует экскурсии, учебно-полевые практики, осуществляет подготовку экскурсоводов, лекторов, поисково-исследовательскую и собирательскую работу.

5.2. Педагогическое руководство работой музея осуществляет учитель школы, ответственный за школьный музей, который назначен приказом директора школы.

Задачи и основные направления поисковой работы определяются тематическим планом, т.к. именно тематический план делает поиск целенаправленным с самого начала. По отдельным разделам тематического плана разрабатываются конкретные задания для поисковых групп. Задания должны раскрывать основные задачи поисковой группы и последовательность в выполнении собирательской работы: изучение памятников природы, написание краткой справки, поиск по маршруту. Во время походов необходимо вести дневник, делать фотографии, зарисовки, магнитофонную запись.

При сборе экспонатов очень важно получить и сразу же записать максимальную информацию о каждом предмете, чтобы была возможность установить их подлинность, достоверность. Нельзя допускать, чтобы в фонд музея попадали случайные вещи.

6.2. Научная работа предполагает изучение источников. При чтении источников составляются необходимые выписки и краткие справки по теме.

6.3. Пропагандистская и учебно-воспитательная работа.

Созданная экспозиция школьного музея - центр пропагандистской и учебно-воспитательной работы в школе. Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея природы является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, работа с местным населением и связь с другими школьными музеями.

Важное значение имеет подготовка экскурсоводов и лекторов. Для подготовки лекции или экскурсии необходимо тщательно изучить тему, главное внимание следует обратить на изучение экспозиции, ведущих текстов и экспонатов. Перед экскурсией будущий экскурсовод должен написать текст или тезисы своей экскурсии и сдать его на проверку совету музея.

Требования к проведению экскурсий:

-логическая последовательность в изложении материала, логические переходы ("мостики") от раздела к разделу;

- сочетание выразительного интересного рассказа с показом ведущих экспонатов

- глубокое идейное содержание рассказа выразительность эмоциональная окраска экскурсии

- Лекции сопровождаются показом наглядных материалов – фотографий документов и т.д. При проведении таких массовых мероприятий как тематические вечера, встречи, конференции составляется сценарий. Сценарии, тексты экскурсий, тезисы лекции хранятся в архиве музея.

6.4. Учет проделанной работы ведется в специальных журналах.

Выписка из приказа №1/1, &2

В целях содействия экологического, патриотического и краеведческого воспитания подрастающего поколения, формированию у него экологического, патриотического и краеведческого сознания, музейной культуры, развития исследовательских и творческих начал

Открыть школьный музей природы, состоящий из одного зала.

Портнягину И.Ю. – учителя истории и обществознания считать ответственным за руководство деятельностью музея.

Сформировать из числа учащихся и учителей Совет музея.

Закрепить за музеем следующее помещение: школьный музей – учебный кабинет площадью 32 кв.м.

На основании Типового положения о школьном музее определить статус школьного музея природы.

Совету музея утвердить тематическую структуру экспозиций.

Разработать и утвердить концепцию развития деятельности музея.

Завести инвентарные книги.

Директор: Репина И.Г.

Характеристика музея природы

Адрес: Забайкальский край, г.Чита, ул.Чайковского 6. Многопрофильная языковая гимназия №4.

Дата начала создания музея: 09.01. 14 г.

Дата окончания создания: В стадии формирования.

Музей занимает учебный класс – 32 кв.м., кирпичный, естественный свет отсутствует, имеется искусственное освещение. Во время работы и экскурсий помещение освещают 6 больших встроенных люстр, по краям проведено дополнительное освещение софитами. На стенах имеются стенды, 2 больших встроенных шкафа, боковой стеллаж. Температура комнатная, дверь обычная из дерева с внутренним замком. В школе имеется охрана.

В музее оформлены экспозиции по следующей тематике:

Новые открытия Забайкалья: динозавр, обнаруженный в Кулинде

В музее в специальных коробках хранятся коллекции, собранные учащимися во время учебно-полевых практик, которые используются на лабораторно-практических занятий.

На стендах, в связи с небольшими размерами кабинета представлены отдельные образцы с памятников природы.

В музее по верхней части стен можно увидеть картины иллюстрирующие природу Забайкалья. Картины нарисованы учащимися гимназии.

В музее представлены экспозиции: окаменелое дерево, зуб и бивень мамонта, коллекция морских раковин, коллекция шишек.

Основные разделы музея природы.

Раздел 1. Красная Горка – памятник эпохи мезозойской эры

150-140 млн. лет назад, конец юрского периода

На Красной Горке можно встретитьобразцы с отпечатками листьев гингковых; беннетитовые; папоротники; хвойные; отпечатки шишек; следы насекомых…..

Раздел 2. Белая Гора – памятник эпохи мезозойской эры

(150 – 135 млн. лет назад)

Расположен в северо-восточных отрогах хребта Черского, в долине реки Семен – левый приток реки Оленгуй, впадающей в реку Ингода.

Окрестности памятника сформированы древним вулканом.

Обнаружены: фрагменты листьев беннеттитовых: неозамитес, нильссония; чекановскиевые; гинкговые;фрагменты стеблей хвощей; папоротники;фрагменты мхов – в виде стеблей с мелкими листочками, среди которых видны раковины двустворок – аргуниел и остракод; хвойные; конхостраки – листоногие рачки с хитиновой раковинкой;насекомые.

Несколько родов рыб: ирэнихтис – (ископаемый карась); 2 рода осетров: стихоптерус и александрихтис (неизвестный ранее род осетра); тургонискус…

На Белой Горе сделана единственная на все Забайкалье находка крупного ископаемого паука - птицееда. В 1970 году найден силуэт десятиногого рака.

Раздел 3. Даурский заповедник

Заповедник был создан 25 декабря 1987 года для сохранения и изучения, уникальных водно-болотных, степных и лесных экосистем Даурии.

Установленный в охранной зоне режим позволяет обеспечить сохранность крупного природного комплекса, примечательного особым обилием птиц, и создать условия для выживания ряда редких видов животных. Среди них - монгольский дзерен и реликтовая чайка , нигде более в России не обитающие, редкие для страны и мира гусь сухонос , дрофа , даурский журавль .

Раздел 4. Пещеры Хээтэй

Пещеры Хээтэй –геологический памятник природы,крупнейшие пещеры Забайкалья. Название с бурятского языка переводится как –узорчатая. Хээтэй представлены двумя соединенными друг с другом карстовыми пещерами – Сухой (Ледяной) и Мокрой(Летней). Общая длина – 150-160 метров.

Мокрая пещера имеет полностью ледяные своды. Там можно увидеть сталактиты, сталагмиты и образующиеся из них колонны – сталагнаты. Все вместе они рождают причудливые, замысловатые узоры. Для спуска в эту пещеру вам придется преодолеть 12 метровый ледопад, после которого вы окажетесь в огромном гроте, высота потолков которого достигает 26 метров. Температура здесь колеблется от -7.1 до 0.8 градусов по Цельсию в зависимости от времени года. Стены и потолок гротов украшены ледяными кристаллами, а проникающая в пещеру вода застывает на ледяном полу, создавая забавные скульптуры.

Всего в Мокрой пещере четыре грота – Большой, Юрта, Костяной и Тупиковый.

Соседняя пещера Хээтэй-Сухая (Летняя) состоит из воронки, большей по площади и глубине, чем воронка пещеры Хээтэй -Мокрая. Дно воронки завалено крупными глыбами известняка.

На поверхности рядом с воронками найдены многочисленные фрагменты керамики, наконечники стрел, микроскребки, отщепы и др. В залах пещер обнаружены кости плейстоценовых и голоценовых животных. палеонтологические находки опредлены Н.Д. Оводовым. Среди них кости собаки, волка, лисицы, барана, изюбря, лося, кабарги, пищухи, тарбагана, шерстистого носорога, а так же человека.

Раздел 5. Алханай.

Интересным местом, является Храм Ворота – это естественная арка в горе. Здесь особенная аура. Когда-то, эти места посетил и осветил Далай – лама ХIV. Местные жители рассказывают, что когда он начал читать молитву, около Храма Ворот, на небе появились тучи, и пошел дождь. Дождь шел, до тех пор, пока звучала молитва. У бурят есть поверье, что через просвет Храма Ворот можно общаться с хозяином острова Ольхон.

В 40 метрах от Храма Ворот есть таинственная Щель Грешников, через которую, как через чистилище, пролезают паломники. Говорят, что если человек, много грешил в жизни, то он может даже застрять в этой Щели Грешников.

Существует множество преданий, связанных с Эхын Умай (Чрево матери), пещерой, где исцеляются женщины от бесплодия. Если опустить руку в пещеру, можно достать оттуда камушки.

На алтаре Доржи Пагмын, в естественной нише скалы, верующие зажигают лампадки и молятся хранитель Алханая Димчик.

Через узкую расщелину можно проникнуть на вершину скалы – Наран-хажад, место медитации. Здесь сильнее чувствуется приток космической энергии, а наиболее чувствительные, могут услышать музыку, льющуюся с небес.

На Алханае, есть места поклонения богам, где люди развешивают на деревьях и кустарниках кусочки ткани, читают молитвы, после чего создается особый настрой в душе.

Раздел 6. Новые открытия Забайкалья: динозавр, обнаруженный в Кулинде

Уникальное захоронение динозавров читинские палеонтологи обнаружили недавно – осенью 2010 года. Они успели сделать ряд важных находок – это кости, когти, челюсти и перья этих древних животных. Найденные кости, как выяснилось, принадлежат самым древним динозаврам, обитавшим на территории России. Результаты их изучения уже дают право говорить о своеобразной научной сенсации.

Дело в том, что читинское захоронение динозавров оказалось самым древним на территории России из известных на сегодняшний день.

По мнению Софьи Михайловны Синицы – доктора геолого-минералогических наук, заслуженного геолога Российской Федерации, сотрудника Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН, найденные остатки принадлежат динозаврам, обитавшим на нашей планете 150 миллионов лет назад, в юрском периоде. Специалисты Палеонтологического института РАН (г. Москва), которым были отправлены окаменелости, предположили, что забайкальские динозавры относились к роду компсогнат. Стоит отметить, что на месте раскопок были обнаружены не только остатки хищных динозавров, но и растительноядных. Возможно растительноядные динозавры – новый, неизвестный науке вид.

Компсогнат – один из самых маленьких динозавров. В длину этот ящер достигал 60-100 см, самые крупные особи – 140 см. Если учесть размеры, то можно предположить, что и вес этого древнего животного был небольшим – около 2,5 кг. Питался он ящерицами, насекомыми и другой мелкой живностью. У компсогната была узкая голова и длинная изогнутая шея. Задние конечности и хвост, которым он балансировал во время движения, тоже были длинными. На передних лапах – по три пальца с острыми когтями, которыми он хватал добычу. Вообще, по своему строению они близки к древним птицам.

Ученые считают, что компсогнат – ближайший родственник первоптицы археоптерикса. Такое сходство является одним из важнейших доказательств того факта, что птицы являются потомками динозавров.

Музей природы


Адрес: гор. Владимир, ул. Мира, д. 19


В.А. Сербин – СОЗДАТЕЛЬ ВЛАДИМИРСКОГО МУЗЕЯ ПРИРОДЫ

Д.В. Дуденков. СОЗДАТЕЛЬ ВЛАДИМИРСКОГО МУЗЕЯ ПРИРОДЫ В.А. СЕРБИН. Краеведческий альманах Старая Столица. Выпуск 14.



В.А. Сербин



В.А. Сербин на летней практике во время обучения на биофаке

После армии поступил на биофак Владимирского пединститута. Возникла крепкая дружба с профессором Иннокентием Викторовичем Измайловым и преподавателем Эдуардом Владимировичем Шашковым. Тогда в институтских сборниках вышли его первые статьи по орнитологии. Студенческая жизнь - это походы, полевые практики, поездки в колхозы области, где студенты помогали убирать картофель.



На охоте в степях Казахстана. Слева направо: В. Сербин, Э. Шашков, А. Сербин



На охотничьей тропе



Монтаж Музея природы в д. № 19 на ул. Мира. 1990 г.





Бивень мамонта р. Клязьма.


Стоянка Сунгирь.

Современный человек проводит большую часть жизни в городах и становится все более оторванным от природы. Урбанистическая цивилизация формирует у нас искаженное представление о собственном превосходстве над живой природой. Музей-заповедник, создав Музей природы, решает важную задачу – вернуть человека в лоно родной природы.



Бурый медведь

Музейное путешествие продолжается в весеннем дремучем бору. Путник видит застывший момент схватки медведей.




Тетеревятник

Очарованный пением лесных птиц, подходит к журчащей водой бобровой плотине и оказывается у сумрачного волчьего логова на болотной гриве…


Рысь

Собака енотовидная


Ворон

Волк

Волчица и волчонок


Орлан-белохвост

Бекас

Журавль серый

Шилохвость









Кряква, самец и самка


Лебедь-шипун

Затем в дорогу на юг края – в озерную Мещеру и на север – в Ополье. Извилистый маршрут проложен мимо изогнутых витрин. Заметьте, их пластика природоподобна, в оформлении экспозиции нет никаких механически-геометрических конструкций.


Филин

Сова болотная

Лось

Дятел черный

Заяц-беляк


Кабан

Косуля Европейская

Орлан-белохвост


Куница лесная

Рысь

Крупные формы – деревья, животные – соседствуют с увеличенными изображениями микрофлоры и фауны. Применяемые технические средства позволяют сочетать панорамный взгляд с любованием деталями. Экспонаты, голоса животных, тексты, слово экскурсовода, радиогид, видеофильмы, информация компьютерного киоска должны раскрывать посетителям удивительно сложную систему биологических закономерностей, существующих в природе.



Лисица обыкновенная

Барсуки

Хорек степной


Крот






Тетерев-косач

Рябчик

Куропатка белая

Перепел обыкновенный (перепелка)

Куропатка серая


Собака енотовидная
Кабан


Олень благородный

Тетеревятник

Дятел пестрый

Куница лесная



Заяц-русак

Куропатка белая

Лисица обыкновенная


Посетитель, осмотрев экспозицию, невольно должен придти к мысли, что от человека зависит сохранение природы и его самого как вида.

Читайте также: