Сообщение про метро в казани

Обновлено: 19.05.2024

Каза́нский метрополите́н (тат. Казан метросы ) — система линий метрополитена в Казани (Россия, Татарстан).

Был открыт 27 августа 2005 года во время празднования тысячелетия Казани и стал первым метрополитеном в России, построенным после распада СССР, — через 14 лет после открытого в 1991 году метро в Свердловске (ныне Екатеринбург). Казанский метрополитен стал восьмым по счёту в РФ и пятнадцатым в СНГ.

Содержание

История

Первые проекты наземного скоростного внеуличного рельсового транспорта (городского поезда) появились ещё в 1930-х годах. Однако их осуществлению помешала Великая Отечественная война. О необходимости такого транспорта вновь вспомнили в 1960-е годы, когда началось строительство удалённых жилых кварталов и был составлен генплан 1969 г. с предусмотренным метрополитеном. В 1979 году в Казани родился миллионный житель. Именно с этого года претензии руководства страны к тогдашней ТАССР по поводу метро стали более-менее обоснованными, так как метрополитены в СССР строились только в городах-миллионниках.

Однако реальная подготовка к строительству началась лишь в 1983 году. Маршрут первой линии остался практически неизменным с тех времён. Целью этого маршрута было соединить спальные районы Горок на юго-востоке с центром и северной промышленной зоной города, попутно захватив не менее населённые Московский и Авиастроительный районы. В 1988 году начались первые подготовительные работы по строительству. Однако ещё до распада СССР сооружение новых метрополитенов отменили ввиду кризиса экономики.

В 1995 году Казань не рассматривалась Правительством России как город, в котором следует строить метро. В Правительстве России был создан список городов, где в скором времени планировалось начать или продолжить строительство метрополитена, Казани в этом списке не оказалось. Но правительство Татарстана и мэрия Казани стали добиваться в Москве, чтобы Казань тоже включили в число городов, в которых планируется строительство метро [4] .

Начало строительства

Решение о строительстве Казанского метрополитена было принято президентом России Борисом Ельциным в 1996 году, финансирование же этого строительства началось в 1997 году.

Ввод в эксплуатацию

Казанский метрополитен был торжественно открыт 27 августа 2005 года. Состоял из пяти станций, длина пути 7,1 км. Первыми его пассажирами стали президент Российской Федерации Владимир Путин, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Журналисты отметили некую скованность особых гостей, которые обычно этим видом транспорта не пользуются. [5] Уже через два часа после прохода поезда с высокими гостями метрополитен был открыт для всеобщего пользования.

Годовой объём перевозок первой очереди метро оценивается специалистами в 11 млн пассажиров. Предполагается довести долю метрополитена в общей массе пассажирских перевозок до 60 %. [5]

Система

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.






Метрополитен работает с 6:00 до 23:00 Общее время движения по линии составляет около 16 минут, интервал поездов в часы пик 5 минут.



Значительную роль в оснащении Казанского метрополитена играют системы интеллектуальной инженерии. Безопасность движения пассажиров организована при помощи средств видеонаблюдения, охранной системы сигнализации и контроля доступа, противопожарной системы, а также особого комплекса обнаружения взрывчатых и наркотических веществ.

Линии

Станции



С севера на юг (дата открытия):









Эскалаторы

Подвижной состав

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Казанский метрополитен использует современный отечественный подвижной состав. Все метровагоны в Казани оснащены асинхронным тяговым приводом, который позволяет повысить надежность и обеспечить экономию электроэнергии.





Эксплуатационная составность поездов :

Внедрена система автоведения. Движение поездов может осуществляться без участия машиниста. За ним остаются функции контроля за работой автоматики.





Эксплуатационная составность поездов :

Специальный подвижной состав

Для служебной работы (перегона вагонов, перевозки хозяйственных грузов, маневровых работ) в Казанском метрополитене применяются контактно-аккумуляторный электровоз 81-582 с асинхронным тяговым приводом и мотодрезина АГМУ-5583.

Первый аналогичный контактно-аккумуляторный электровоз типа 81-580 был сделан и введён в эксплуатацию в 2002 году в Петербургском метрополитене [16] .

Электродепо

Электродепо первой и единственной линии Казанского метрополитена расположено на Танкодроме напротив Казанской ярмарки. Оно занимает территорию в 15 гектаров.

Здание депо рассчитано на 82 вагона. В перспективе после завершения строительства второй и третьей линий, для них будут построены отдельные электродепо — в Азино и у Оргсинтеза.

Гейт с железной дорогой к запуску первой очереди достроен не был, поэтому вагоны транспортировались в депо на волокуше со станции Вахитово. [17]

Помимо разветвления путей и ангаров отстойно-ремонтного корпуса, в депо также имеются объединённые с цехом мастерские для электровозов, также есть отделение для покраски и камера мойки и обдувки, административно-бытовое здание с помещениями для управленческого и инженерного персонала, столовая, личные помещения, медицинский пункт и тому подобное. На территории депо имеются открытые и крытые спортивные площадки и прочее.

На строительство электродепо было затрачено 800 млн рублей по ценам 2004 года.

Инженерный корпус



Оплата проезда

Оплатить проезд можно тремя способами:

Смарт-карты необходимо поднести к индикатору контроля турникета, на расстоянии до пяти сантиметров, данные обрабатываются за 0,1 секунды. Повторный проход по смарт-картам возможен после истечения 10 минут. Ресурс смарт-карты метрополитена можно проверить в валидаторах, установленных во всех вестибюлях станций, ресурс транспортной карты -в терминалах пополнения.

  • С приобретением жетона 15 рублей
  • По смарт-карте 13 рублей

Безопасность




Планирование первого пускового участка в разные годы, 1987-1999

Механизированный тоннелепроходческий щит отечественного производства КТ-5,6 арендован в Самаре, прибыл в июле 2002 года, проложил тоннель-съезд к электродепо, а с декабря 2003 года начал проходку перегонных тоннелей.

Второй такой щит ЩНЭ-2М арендован также в Самаре, третий щит ЩН-12 арендован в Алмате в январе 2004 года и ведет проходку с июля 2004 года.


История первых проектов казанской подземки начинается в тридцатых годах прошлого века, пафосные статьи о строительстве в Казани метрополитена периодически встречались в газетах сталинских времён, однако данные статьи скорее относятся к научной фантастике - в очереди за метро стояли столицы крупных союзных республик . В самой РСФСР существовала негласная планка в 1 миллион жителей, только лишь преодолев которую, город мог начинать изыскания на тему "подземки". Окончательную точку в разговорах о метрополитене поставила начавшаяся Великая Отечественная война, которая на долгие годы отодвинула и заставила забыть о многих проектах и планах.

Страна постепенно поднималась из послевоенной трясины, жизнь нормализовалась, и тогда, в конце 1960-х, когда в городе началось массовое жилищное строительство, в Казани вновь заговорили о метро. Наконец, в 1979 году в Казани родился миллионный житель. Именно с этой даты претензии столицы тогдашней ТАССР по поводу "подземки" стали более-менее обоснованными, с этого момента начинается история казанского метро.

Городские власти приступили к корректировке транспортной составляющей генплана 1969 и к 1983 году определились с принципиальной трассировкой первой линии. Полноценный диаметр должен был соединить заводы северо-востока с центром и жилыми массивами "Горки" на юго-западе. С учётом отсутствия современных районов Савиново и Азино это была самая длинная возможная трассировка метро. В 1986 "Метрогипротранс" составил технико-экономическое обоснование первой линии метро. В 1987 документ был утверждён.

В разработанном технико-экономическом обосновании его схема принята из трех линий общей протяженностью свыше 46 км:
Первая линия (Центральная) должны пройти от северной промышленной зоны через центр к юго-восточным жилым районам.
Вторая линия (Вокзальная) должна связать железнодорожный вокзал через центр с юго-восточным жилым районом.
Третья (Приволжско-Савиновская) должна соединить все основные промышленные комплексы с жилыми массивами Заречья, центром и юго-западной частью города.

Пересадочные станции должны были располагаться на площади Куйбышева (Тукая) и вблизи улиц Декабристов, Карла Маркса и Луковского. Первая линия планировалась длиной 17,24 км и состоящая из 11 станций: "Московская". "Улица Декабристов", "Ленинская", "Кремлёвская", "Площадь Куйбышева", "Вахитовская", "Агрономическая", "Ометьевская", "Героев Татарстана", "Горки" и "Проспект Победы". "Улица Декабристов", "Площадь Куйбышева" и "Вахитовская" должны были в перспективе стать пересадочными. Первый пусковой участок протяжённостью 9,58 км должен был состоять из шести станций ("Ленинская" - "Ометьевская"), одна из которых должна была быть глубокого заложения ("Площадь Куйбышева") и одна наземная ("Ометьевская"), остальные подземные мелкого заложения.


01. Геологические изыскания по будущей трассе Казанского метро. Газета "Вечерняя Казань", 1984 год.

Следует отметить, что маршрут первой ветки так и остался практически неизменным с тех времён – соединить спальные районы Горок на юго-востоке с центром и северной промзоной, попутно "захватив" не менее населённые Московский и Авиастроительный районы.

«Наземным общественным транспортом ежегодно перевозится свыше 500 млн.человек. В одном только направлении Центр – Ленинская дамба – улица Декабристов ожидается рост пассажиропотока до 25 тыс.человек в час пик. Единственным решением, обеспечивающим растущие перевозки и удовлетворяющим современным требованиям обслуживания, является создание транспортной системы на основе сети метрополитена, – так писал в 1988 году в журнале "Метрострой", А.Сандаков, главный инженер проекта.


02. Варианты трассировки первой линии по годам. Ссылка кликабельна.

Удивительно, но в 1995 году в Правительстве РФ Казань не считалась городом, достойным "подземки". В Правительстве России был составлен список городов, в которых в ближайшее время планируется начать или продолжить строительство метро, Казани в этом списке не было. Казалось бы, на Казанском метро поставлен жирный крест! Но узнав что строительство метрополитена в Казани в ближайшее время не планируют начать, Президент и Правительство Татарстана, а также мэрия Казани, обратились в Москву, и стали добиваться того, чтобы Казань вошла в список городов, в которых планируют строить метро, используя все свои лоббистские возможности для включения города в список.

Для привлечения значительных финансовых средств на развитие Казани (в т.ч. и на строительство метро), был придуман очень хитрый ход: во время проведения археологических раскопок на территории Казанского кремля была обнаружена чешская монета чеканки 929-930 годов, что дало основание утверждать, что Казань (вопреки общепринятой практике датировки по первому летописному упоминанию) основана не менее 1000 лет назад, за год 1000-летия Казани был принят почему-то 2005-й. Именно в честь этого "грандиозного" праздника в Казани и планировалось открытие метрополитена. Возможно, свою роль сыграла и сильная экономика Татарстана. Как известно, в те годы метрострой софинансировался федералами и регионами в отношении 50:50, и не все области могли потянуть такое бремя. В Татарстане деньги нашлись, и метрострою дали зелёный свет.


03. Мемориальная ротонда на улице Петербургской посвящённая началу строительства метрополитена в столице Татарстана. Фото: 2005 года.

Итак, в 1997 году было начато строительство метрополитена в Казани, да и то лишь благодаря умению казанских политиков договориться с Москвой. В 2004 году стало понятно, что такие темпы стройки не позволят закончить "стройку века" к тысячелетию. Ведь согласно более ранним планам уже к апрелю 2004-го казанцы должны были пользоваться 6-ю станциями.


04. Строительство станции "Кремлёвская".

Станцию "Энергоуниверситет" ("Козья слобода") из-за сложности строительства тоннеля к ней пойдёт под дном реки, из-за нехватки времени просто сократили из планов. Срочно было куплено и арендовано ещё четыре тоннелепроходческих комплекса и три щита. Стройка теперь велась полностью на деньги программы "Казань-1000". Отделочные работы на четырёх из пяти станций в авральном режиме производили летом 2005 года, благо строителей в городе было предостаточно. Не без недоделок, но всё-таки уложились в срок. 27 августа 2005 года состоялось торжественное открытие метрополитена в Казани. Первыми пассажирами метрополитена стали президенты с Саммита глав СНГ, многие российские губернаторы, руководители метрополитенов бывшего Союза и другие. После VIP-персон метро без всякой помпы открыли для всех желающих.

В ходе строительства, к сожалению, не обошлось без происшествий. При строительстве станции "Площадь Тукая" произошёл прорыв подземных вод - на современных картах не было канализационных сооружений, которые потом нашлись на карте 1884 года. Большому количеству исторических зданий из-за метростроя пришлось спешно укреплять фундамент.


05. Станция "Кремлёвская" в день открытия.

Первый участок из пяти станций оказался не слишком популярным и являлся скорее аттракционом для туристов. Суточный поток составлял 15-20 тысяч пассажиров. Что неудивительно, ведь три из пяти станций находились в центре, а ещё две были расположены в неплотных жилмассивах. Метрополитен надо было строить дальше, и Татарстан за 5 лет практически без участия Москвы ввёл в эксплуатацию две станции - "Проспект Победы" (2008) в густонаселённом районе и заречную "Козью слободу" (2010). После ввода этих ключевых станций пассажиропоток в будние дни поднялся до 100 тысяч пассажиров.

Новой вехой развития Казани после тысячелетия стала проводившаяся в городе "Универсиада". При финансовой поддержке федерального центра в 2013 году Казани были открыт участок сразу из трёх станций - "Авиастроительная", "Северный вокзал" и "Яшьлек" (тат. "Юность"). В настоящее время будничный поток составляет порядка 140-150 тысяч пассажиров.

Метро Казани

По состоянию на 2022 год система метро состоит из 1 линии и 11 станций и охватывает не все районы Казани. В Вахитовском, Московском, Приволжском районах — по 3 станции, в Авиастроительном и Советском районах — по 1 станции. Метрополитен не представлен в Кировском и Ново-Савиновском районах.

Вестибюли станций оборудованы группой турникетов, один из которых неавтоматический. Он предназначен для прохода детей в возрасте до 7 лет, беременных женщин, лиц пожилого возраста и инвалидов, а также пассажиров, которые имеют право на бесплатный проезд. Для прохода пассажиров с детскими колясками, велосипедами, собаками и для проезда инвалидов-колясочников имеется специальная багажная калитка.

Символ Казани — дракон Зилант

История метро Казани

Разговоры о строительстве подземки начались еще в 1930-х гг., однако метрополитен был жизненно необходим прежде всего советским городам-миллионникам. Энтузиазм поубавила начавшаяся Великая Отечественная война, которая отодвинула все транспортные проекты на второй план.

После окончания войны жизнь в стране медленно, но верно возвращалась в прежнее русло. В 1960-х активно строилось доступное жилье. Казань стала миллионником в 1979 году — тогда и возобновились обсуждения будущего метрополитена. Геологические работы велись с 1983-го, а спустя пять лет началась разработка плана. Из-за сокращения финансирования дело затормозилось, однако планировалось, что строительство все же начнется, пусть и позже — в 1992 году. Развал СССР положил конец и этим планам. Только в 1996 году удалось договориться о совместном вложении в метро — федеральные власти напополам с региональными. Спустя почти 10 лет столица Татарстана наконец обзавелась собственной подземкой.

Главная перспектива развития — строительство второй ветки метро.

Схема метро Казани

Протяженность маршрутной сети — 16,8 км. Единственная Центральная линия включает 11 станций. Годовой пассажиропоток — около 30 млн человек. В день поезда перевозят порядка 80 тысяч пассажиров.

Метро Казани

Список станций метро Казани:

  • Авиастроительная (тат. Авиатөзелеш)
  • Северный вокзал (тат. Төньяк вокзалы)
  • Яшьлек (тат. Яшьлек)
  • Козья слобода (тат. Кәҗә бистәсе)
  • Кремлёвская (тат. Кремль)
  • Площадь Габдуллы Тукая (тат. Габдулла Тукай Мәйданы)
  • Суконная слобода (тат. Сукно бистәсе)
  • Аметьево (тат. Әмәт)
  • Горки (тат. Горки)
  • Проспект Победы (тат. Җиңү проспекты)
  • Дубравная (тат. Дубравная)

На каждой станции установлены информационные сенсорные терминалы, которые призваны упростить передвижение по городу. С его помощью туристы легко определят, в какой части Казани они находятся, составят маршрут к интересующей достопримечательности. После активации сенсорного экрана система определит текущее местоположение. Маршрут может быть проложен автоматически или в ручном режиме. Также предложены списки спортивных сооружений, интересных мест и видов, объектов социальной сферы, остановок общественного транспорта. Есть возможность получить информацию об экстренных службах.

Сенсорный терминал удобен для использования лиц с ограниченными возможностями.

Станции метро Казани

По состоянию на 2022 год в столице Республики Татарстан действует одна красная Центральная линия, которая проходит из северной части города через центр к юго-восточным районам. Ее длина составляет 16,9 км, что делает ее четвертой веткой в стране по протяженности за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.

На сегодняшний день в России самыми короткими метрополитенами после Казанского являются Новосибирский (15,9 км), Екатеринбургский (12,7 км) и Самарский (12,6 км).

Центральная линия включает 11 станций. С севера на юг:

Советуем: В нашем материале о достопримечательностях Казани вы найдете карту, на которой отмечены станции метро и расположенные поблизости храмы, соборы, парки.

Поездка из конца в конец длится всего 24–26 минут.

Режим работы метро Казани

Время работы метрополитена — ежедневно с 06:00 до 24:00.

В зависимости от времени суток и дня недели интервал движения поездов различается:

  • с 06:00 до 07:00 — 9 минут,
  • с 07:00 до 10:00 — 6 минут,
  • с 10:00 до 17:00 — 8 минут,
  • с 17:00 до 20:00 — 6 минут,
  • с 20:00 до 23:00 — 9 минут,
  • с 23:00 до 24:00 — 14 минут.
  • с 06:00 до 23:00 — 9 минут,
  • с 23:00 до 24:00 — 14 минут.

Обратите внимание, что на въездах в тоннель нет интервальных часов — электронных табло с отсчетом времени после ухода поезда. Больше в России такое нигде не практикуется.

Несмотря на довольно приличные интервалы между поездами, на платформах никогда не бывает многолюдно. Некоторые затруднения возможны в пиковые часы утром и вечером в будние дни: многие оплачивают проезд транспортными и банковскими картами, и очередь у турникетов движется не слишком оперативно.

Проезд в метро Казани

Оплата проезда возможна с помощью смарт-жетона, смарт-карты, общегородской транспортной карты, бесконтактной банковской карты.

Стоимость одной поездки в метро за годы эксплуатации увеличилось в 4 раза. На момент открытия проезд стоил 7 рублей, к 2010 году сумма выросла до 15 рублей.

Цена поездки в метро Казани в 2022 году — 35 рублей при оплате наличными и 30 рублей — банковской картой.

Оплата транспортной картой — 27 рублей.

Смарт-жетон

Метро Казани

По размеру жетоны казанского метро являются самыми крупными среди всех постсоветских систем.

Транспортная карта

В настоящее время около 80% пассажиров пользуются бесконтактным способом оплаты. Транспортная карта дает право проезда на общественном транспорте в пределах Казани. На пригородных маршрутах карта не действительна. Исключение составляет пригородная электричка.

Метро Казани

Стоимость карты — 75 рублей.

Второй вариант — записать на карту определенный тарифный план. Тогда карта будет действовать в формате проездного билета. Пополнение — единовременно в установленном тарифом размере.

Электронные проездные билеты

Электронные проездные билеты, которые включают поездки на метро, длительностью на 1 месяц:

  • 100 поездок на метро — 2 000 рублей.
  • Трамвай, троллейбус (безлимитно) + метро (не более 50 поездок) — 2 200 рублей.
  • Трамвай, троллейбус, автобус (безлимитно) метро (не более 50 поездок) — 2 500 рублей.
  • Трамвай, троллейбус, автобус, метро (безлимитно) — 2 800 рублей.

Электронные проездные билеты оформляются в местах пополнения транспортных карт и действуют с 1-го числа каждого месяца.

Владельцы транспортных карт могут записать на нее любой тариф.

Льготный проезд

Право на льготный проезд (получение льготной транспортной карты) предоставляется отдельным категориям граждан. Для получения льготой карты следует обратиться в районное отделение социальной защиты, предоставив необходимые документы. Выпуск карты — бесплатно.

Стоимость месячного проездного:

Для взрослого на все виды транспорта — 526 рублей.

Для ребенка на все виды транспорта — 320 рублей.

Оплата банковскими картами

Необходимо поднести карту/устройство к считывателю под экран валидатора прямо на турникете. Обработка информации занимает доли секунды. Зеленая стрелка и звуковой сигнал означают одобрение операции — можно проходить.

Тайм-аут для повторного использования карты/устройства — от 5 секунд до нескольких минут. Как только операция будет подтверждена (например, полученным sms от банка), следующий пассажир вправе снова приложить карту к считывателю и пройти через турникет.

Вторая ветка метро Казани

Согласно новому Генплану Казани, опубликованному в марте 2020 года, в городе зарезервированы участки для будущих линий и станций — возле железнодорожных вокзалов, Арского кладбища и пр. В первую очередь будет развиваться участок от улицы Рихарда Зорге до улицы Академика Сахарова.

Метро Казани

Информаторы в метро Казани

Интересно, что первые объявления озвучивал петербургский диктор (из Санкт-Петербурга же прибыли первые вагоны), что совершенно не сочеталось с окружающей татарской действительностью. Вскоре сделали новую запись: фразы на русском были озвучены мужским голосом, на татарском — женским.

В 2011 году в преддверии Универсиады-2013 объявления стали трехъязычными: мужской голос звучал по-русски и по-английски, женский — по-русски. После открытия трех новых станций в 2013 году автоинформаторы приобрели современную схему: женский голос при движении на юг, мужской — с юга на север.

Если вы планируете туристическую поездку в Казань с детьми, почитайте наш обзор интересных мест, куда можно сводить ребенка для развлечения и пользы: парки, зоопарки, музеи, театры, квесты и пр.

Wi-Fi в метро Казани

Во время ожидания поезда на станциях пассажиры могут воспользоваться бесплатным Wi-Fi. Доступ предоставляется после прохождения процесса идентификации. После подключения к общественной точке Wi-Fi нужно ввести действующий номер телефона, на который по прошествии нескольких секунд придет sms с кодом подтверждения. Уникальный код следует ввести в соответствующем поле на странице авторизации.

На перегонах между станциями доступ к Wi-Fi отсутствует.

Безопасность в Казанском метро

Метрополитен столицы Татарстана считается самым безопасным в России. Все станции оснащены оборудованием, необходимым для комплексного досмотра пассажиров и их багажа. Помимо привычных рамок металлоопределителей на станции есть оборудование, способное обнаружить взрывчатые вещества и источники повышенной радиации.

Безопасность обеспечивают десятки камер видеонаблюдения, а за координацию работы сотрудников метро отвечает Объединенный центр управления, куда оперативно поступают сведения о чрезвычайных ситуациях на платформах или перебоях в движении поездов.

При обнаружении взрывчатых веществ они помещаются в специальный контейнер, рассчитанный на 1,5 кг тротила, и транспортируются со станции.

Метро Казани

Безбарьерная среда

При этом на станциях, где нет лифтов, а есть только подъемники, например, с детской коляской придется спускаться и подниматься по ступенькам. Сотрудники станции могут оказать необходимую помощь. То же касается пожилых пассажиров, а также пассажиров с объемным багажом.

Главная Подземный транспорт Метро

Пассажирам

  • Профилактика гриппа
  • Расписание
  • Контакты
  • Стоимость проезда
  • Схемы движения
  • Правила пользования метро
  • Регламент возврата денежных средств

О предприятии

История развития

Наземный транспорт

Подземный транспорт

Аллея Славы

Партнерам

История казанской "подземки"


27 августа 1997 года открыто строительство Казанского метрополитена. На площади Г.Тукая соорудили гранитно-мраморную ротонду и заложили в ее основание капсулу с обращением к потомкам.


27 августа 2005 года в присутствии Президента РФ В.В.Путина и Президента РТ М.Ш.Шаймиева, введен в эксплуатацию 1-й пусковой участок 1-й линии Казанского метрополитена.

Читайте также: