Сообщение про майскую ночь

Обновлено: 05.07.2024

Опера в трёх действиях; либретто композитора по одноименной повести Гоголя.
Первое исполнение: Петербург, Мариинский театр, 9 (21) января 1880 года.

Действующие лица:

Голова (бас), Левко, его сын (тенор), Ганна (меццо-сопрано), Панночка (сопрано), Свояченница Головы (контральто), Писарь (бас), Винокур (тенор), Каленик (баритон). Парубки, девушки, десятские, утопленницы-русалки.

Действие происходит в Малороссии, близ Диканьки, на Троицкой или Русальной неделе в начале XIX века.

История создания

Эта опера была заметной вехой в биографии Римского-Корсакова. Ее созданию предшествовали усиленные занятия контрапунктом, дирижерская деятельность, обогатившая знание оркестра, составление сборников русских народных песен, углубленное изучение оперных партитур Глинки. В то же время в этой опере наметились черты, характерные для последующего творчества Римского-Корсакова: влечение к образам народно-сказочной фантастики, обрядовым игровым сценам, живописным зарисовкам природы.

Сюжет

Голова, Писарь и Винокур крадучись приближаются к казенной хате и по очереди заглядывают в замочную скважину. Их охватывает суеверный страх: они вновь видят Свояченицу. Голова решает не пожалеть добра и спалить хату вместе с сатаной в женском образе. Лишь Писарь осмелился приотворить дверь. По его требованию узница перекрестилась, а после того, как на Голову обрушился поток ругательств и упреков, ни у кого уже не осталось сомнений в том, что перед ними в самом деле не черт, а Свояченица.

А Левко, оставив веселую ватагу парней, спустился к озеру. Все его думы обращены к любимой. Он напевает о ней ласковую, задушевную песню. И, словно привлеченная звуками музыки, в окне полуразрушенного дома показалась Панночка, а по берегу озера русалки повели хороводы. Они затеяли игру в ворона, и Левко, по просьбе Панночки, указал ведьму. С торжествующими возгласами русалки увлекли ее с собой на дно, а благодарная Панночка, дав казаку записку для отца, пропала. Парубок проснулся с запиской в руке. Приблизившиеся Голова, Писарь, Винокур и десятские (деревенская стража) признали в Левко зачинщика вчерашнего переполоха и бросились вязать его. Но, к удивлению присутствующих, Левко передал отцу записку, в которой комиссаровой рукой предписывалось Голове женить сына на Ганне. Радостно встретились влюбленные; теперь ничто уже не мешает их счастью.

Музыка

Увертюра, построенная на музыкальных темах оперы, начинается поэтичными зовами валторн; музыка постепенно оживляется, приводя к стремительной, темпераментной коде.

Николай Андреевич Римский-Корсаков / Nikolai Rimsky-Korsakov

Лирико-комическая опера композитора, в которой впервые проявляется его интерес к народно-фантастическим образам. В сочинении много напевно-песенных ариозных построений (песни Левко из 1 и 3 д. и др.), широко использованы хоры и ансамбли, что принесло ему популярность. В опере выступали выдающиеся певцы Шаляпин (Голова), Собинов (Левко), Забела (Панночка) и др. Популярна и за рубежом. В 1995 поставлена на Уэксфордском фестивале с русскими солистами (Маторин, В. Гривнов, И. Долженко, М. Мещерякова и др.).

Дискография: CD — Capriccio. Дир. Лазарев, Голова (Маторин), Левко (Богачев), Ганна (Ерасова), Свояченница (Борисова), Писарь (М. И. Михайлов), Винокур (Кудряшов), Панночка (Брылева), Каленик (Крутиков).

Главными героями произведения являются: Голова, его свояченица, сын Левко, Ганна, писарь, Винокур и утопленница с мачехой.

Левко рассказывает своей любимой девушке Ганне историю про утопленницу, которую выгнал из дома отец из-за мачехи, ведьмы, попытавшейся в виде кошки задушить свою ненавистную падчерицу, но та поранила ей лапу ножом. В итоге утопленница с тех пор продолжает искать злую мачеху, успевшую превратиться в одну из местных девушек!

Левко замечает своего отца, волочившегося за всеми девками, ласково говорящим с его Ганкой. В ревностной злобе парень собирает парубков и переодевшись в черный кафтан, совершает в гулянье разбой, разбив окно в доме у Головы и спев про него достаточно гнусную песенку, мешая спать писарю.

В это время в доме у Головы был Винокур, беседующий про строительство винного здания в селе, а пьяный Каленик, спутав свою хату, завалился прямо к Голове как к себе домой и очень долго, грубо ругал его. Тот хотел выставить за порог непрошенного гостя, но Винокур посчитал это довольно-таки плохой приметой.

Затем, услышав звон разбитых стёкол окна и увидев камень у своих ног, Голова приказал всем десятникам найти и поймать зачинщика данного беспредела одетого в черный кафтан, и сам пошел вместе с ними на поимку Левко.

В результате погони Голова поймал парня и закрыл его у себя дома. По дороге Голова встретил писаря, который признался ему, что поймал того же самого разбойника.

Тогда Голова открыл дверь своего дома и увидел, изумившись, там вместо зачинщика свояченицу, сильно бранившую его!

Все с удивлением направились домой к писарю, но и у того тоже оказалась свояченица Головы, который сразу же принял её за сатану и Винокур хотел уже было поджечь хату, где она была, но та взмолилась этого не делать, и Винокур с писарем поверили ей, что это она и есть на самом деле. Они все заставили свояченицу перекреститься!

Левко же тем временем решил остановиться на берегу у пруда рядом с опустевшим, заброшенным домом и заснув, увидел во сне на воде очень красивый дом из чистейшего золота с выглядывавшей из окна утопленницей, буквально молившей парня о помощи найти её мачеху! Он согласился, сумев вычислить ведьму среди других утопленниц, игравших в этот момент в черного ворона на пруду.

В знак благодарности утопленница дала Левко записку и он сразу же проснулся. Его всё-таки схватил изумлённый Голова, а записка была от комиссара с просьбой заняться делом, то есть наладить мост на столбовой дороге и не давать обывательских лошадей проезжим, а также в записке этой ещё было требование женить парня на Ганне.

Очень сильно удивлённый записке Голова допросил своего сына и узнал о скором приезде к нему на обед самого комиссара. Отец Левко похвастался полученной запиской, поверив в её содержание и адресата, и решил выполнить просьбу женить сына на Ганне.

Это увлекательное повествование о парубке, влюблённом в девушку Ганну, которое погружает читателей в мир старины и национальных легенд Украины. Кроме того, автор раскрыл темы борьбы со злом, любви и поступков людей.

В произведении разворачивается характерный для творчества Гоголя сюжет семейно-любовного конфликта с элементами мистики. Молодая пара - Левко и Ганна любят друг друга, однако отец парня становится соперником своему сыну, тоже проявляя интерес к его девушке. Мать Ганны считает, что сыну Головы стоит поискать невесту соответствующего ему статуса. По этой причине молодые люди не могут получить одобрение на брак.

В те времена свадьба без одобрения родителями была просто - напросто совершенно невозможна. Разобраться в этой непростой истории помогает нечистая сила в лице русалки - утопленницы. Она просит Левко об услуге, за выполнение которой награждает парня запиской. В записке, помимо прочих поручений, содержится приказ на женитьбу Ганны и Левко от комиссара, адресованный Голове.

Тема повести - любовная история молодого парня Левко, преодолевающего преграды ради свадьбы с Ганной.

Композиция рассказа является линейной, прямой, то есть, все происходящие события в ней описываются по порядку.

Добрая история Гоголя, щедро приправленная насыщенным украинским фольклором, переносит читателя в особую атмосферу малороссийской деревни. Образы природы, особенно украинская ночь, описаны с любовью, как самим автором, так и главными героями. Гоголь рассказывает читателям о том, что ради любви человек готов обратиться за помощью даже к нечистой силе.

В своём произведении автор используют живую и колоритную речь народа, который зачаровывает и притягивает читателя. Фольклорные мотивы в его повести содержатся практически в каждой строчке. Известно, что в основу гоголевской "Майской ночи или Утопленницы" легли рассказы матери и других родственников, которые ему писали письма, и с присущим им народным языком рассказывали о тех событиях, что у них произошли.

Все эти истории и некоторые слова автор переписывал себе для того, чтобы потом использовать для создания своих рассказов. Существует письмо от Николая Гоголя своей матери, датированное 30 апрелем 1829 года, в котором он просит женщину поведать хотя бы несколько слов о русалках. Но в его творениях будут не только эти сказочные персонажи, но и другие мифические герои. На страницах гоголевской повести читатель встретит и иные фольклорные жанры.

В этом произведении автор показывает колоритную и поэтическую жизнь своей родины - Малороссии.

Главные герои здесь - это прекрасные люди с чистым сердцем и поэтическим ощущением жизни. Они стараются жить полной жизнью, чтобы почувствовать все краски реальности. Они выходцы из народа, поэтому так тесно с ним связаны. Именно в их уста автор вкладывает народные и колоритные слова и выражения, они переплетены с народом и своими стремлениями и помыслами.

Герои видят и восхищаются всеми цветами, которые преподносит им жизнь и природа. Гоголевская повесть начинается с разговора влюбленных об окошках, из которых на них глядят звезды, подобные ангелам. Левко и Ганна рассуждают и о "райском" дереве, которое находится на далёкой земле. И украинская ночь описывается через её восприятия главными героями: белый, серебряный, блестящий, сияющий цвета.

В "Майской ночи" молодой автор рассказал историю, похожую на сказку, замешанную на украинских легендах, во всей полноте и разнообразии. В данном поэтическом произведении смешалось всё: любовь, мистицизм, лукавство и искренность, добро и зло. Нашлось здесь место и романтизму, на который был настроен читатель 30-х годов 19 века. Вторжение сказки здесь совсем неопасно, хотя и связано с чем-то таинственным, потусторонним, даже греховным.

Многие места в повести обличены в форму шуток и насмешек. Известно, что колоритные высказывания своих героев автор собирал несколько лет, всё аккуратно записывая в личные черновики.

Писатель плавно подводит читателя к важному вопросу. На что готов пойти влюблённый ради своих чувств? Такой же вопрос автор поднимает и в других произведениях, где действующие персонажи заключали сделки с самим чёртом. Но в "Майской ночи" это происходит без каких- бы то ни было обязательств. Юноша сам готов бескорыстно помогать утопленнице, исходя из своих душевных чувств.

С особенной нежностью Гоголь нарисовал образ Ганны. Юная красавица чиста и невинна. Также чисты и её помыслы. Когда отец Левко пришёл объясняться дивчине в любви, и предлагать ей себя в качестве альтернативного жениха, девушка быстро с ним объяснилась, пристыдив взрослого казака и назвав лжецом.

В произведении настоящая любовь побеждает. Появившаяся внезапно записка, которую утопленница передала голове, будто бы от комиссара, решила судьбу влюблённых.

Описывая природу украинского села, Гоголь словно купается в совершенстве своего слога. Это тот случай, когда автору просто не хватает слов.

Словно художник красками, живописно разрисовал писатель всю прелесть украинской ночи, с красотой которой не сравнится ничто! Это настоящее объяснение в любви родным просторам, земле, небесному своду.

Песни умолкли. Всё гармонично в этой тиши. Есть какое-то торжество в неподвижных лесах, в спокойных водах прудов, в раскинувшихся степях.

Первый литературный успех Н. В. Гоголю принесла публикация сборника повестей “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Начинающий писатель открыл незнакомый прежде читателям яркий и красочный мир малороссийской жизни, в котором реальность тесно переплеталась с народными сказками и преданиями.

В одном украинском селе живет молодой казак Левко. Парень безумно влюблен в шестнадцатилетнюю красавицу Ганну и мечтает на ней жениться. К огорчению влюбленных отец Левко (сельский голова) постоянно уходит от разговора о свадьбе.

Случайно Левко узнает, что голова и сам не прочь “закрутить любовь” с Ганной. Сын решает проучить отца. Ночью вместе с друзьями он несколько раз оставляет голову и его подчиненных в дураках.

Возвращаясь с ночных проделок, Левко приходит к старому заброшенному дому с прудом. Согласно преданию, в нем из-за козней мачехи-ведьмы утопилась молодая девушка. Парню снится сон, в котором он избавляет панночку от вечных страданий, угадав ведьму в толпе других утопленниц.

Проснувшись, Левко находит в руке записку к своему отцу. В это время его хватают слуги головы. Записка оказывается от комиссара, который приказывает немедленно женить Левко на Ганне.

Основные персонажи:

  • Левко Макогоненко – сын сельского головы, молодой веселый парень. Левко обладает смелым и решительным характером. Он готов вступить в противостояние не только с грозным отцом, но и с нечистой силой. Волшебная помощь утопленницы – заслуженная награда для отважного парня.
  • Ганна Петрыченкова – прекрасная молодая девушка, настоящая “сельская королева”, за которой толпой бегают поклонники. Несмотря на ухаживания самого головы, Ганна хранит верность единственному возлюбленному.
  • Евтух Макогоненко – сельский голова, отец Левко. Евтух чувствует себя единовластным правителем в селе, которому все должны беспрекословно повиноваться. В разговоре он постоянно упоминает о том, как когда-то два дня был провожатым у Екатерины II. Голова очень строг и важен. Все жители села, кроме смельчаков из молодежи, его побаиваются.

Второстепенные персонажи:

  • Панночка – утопленница из народного предания, которая за помощь Левко способствует его свадьбе с Ганной.
  • Каленик – первый пьяница на селе, часто служащий объектом шуток для односельчан.
  • Свояченица головы – женщина, живущая в доме Евтуха, являющаяся на самом деле его незаконной женой.

I. Ганна

Главный герой, сын сельского головы Левко, поздним вечером возвращается домой. Подойдя к хате своей возлюбленной Ганны, он пытается песней вызвать девушку на улицу. Когда разочарованный парень уже собирается уходить, появляется Ганна.

Левко признается любимой, что отец до сих пор не дал своего согласия на свадьбу. Затем он рассказывает Ганне предание об утопленнице.

В заброшенном ныне доме жил когда-то сотник с молодой дочкой. Его первая жена умерла, после чего сотник женился во второй раз. Его новая избранница оказалась ведьмой и довела до самоубийства панночку, которая утопилась в пруду. Девушка вскоре затащила под воду свою мачеху, но до сих пор не может отличить ее от других утопленниц.

Закончив рассказ, Левко прощается с Ганной и уходит.

II. Голова

На темной улице появляется пьяный Каленик, на все лады ругающий сельского голову. Он не может найти собственную хату. Проходящие мимо девушки направляют пьяницу прямо в дом Евтуха.

Голова – самый важный человек в селе. Все безропотно выполняют приказания Макогоненко, но за спиной подшучивают над его “глухотой” и загадочными отношениями со “свояченицей”.

III. Неожиданный соперник. Заговор

Левко вновь идет мимо дома Ганны и случайно застает девушку с каким-то человеком, который с жаром признается ей в любви. В поклоннике парень с изумлением узнает своего отца. Левко подговаривает своих бесшабашных друзей как следует проучить старого греховодника.

IV. Парубки гуляют

Евтух в своем доме ведет неторопливую обстоятельную беседу с гостем – винокуром. Внезапно в хату входит пьяный Каленик, укладывается спать и начинает всячески ругать хозяина.

Разгневанный Евтух собирается вышвырнуть пьяницу, но в это время в окно влетает камень. Затем на улице несколько человек начинают петь шутливую песню о голове.

Выскочив на улицу, Евтух хватает первого попавшегося ряженого человека. Заперев пленника в кладовой, он вместе с десятским и винокуром идет к писарю. Тот встречается им на улице и сообщает, что поймал одного разбойника, буянившего на улице. По описанию он в точности походит на пленника головы.

Вся компания возвращается к Евтуху и видит, что в кладовой сидит его свояченица. Освободив разгневанную женщину, все идут к писарю. К их ужасу в “темнице” писаря тоже оказывается свояченица. Ее даже сначала принимают за нечистую силу и заставляют перекреститься.

Евтух окончательно выходит из себя, когда десятские приводят к нему еще одного буяна – Каленика. Голова приказывает немедленно разыскать настоящих разбойников.

V. Утопленница

Левко, главный виновник переполоха в селе, покидает своих приятелей и в задумчивости идет мимо заброшенного дома. Внезапно в окне показывается голова прекрасной панночки из предания. Он просит парня помочь узнать ведьму.

Перед Левко возникает толпа утопленниц, затевающих игру “в ворона”. В одной из них казак безошибочно угадывает злую мачеху и указывает на нее пальцем. В награду панночка дает парню записку к голове.

VI. Пробуждение

Левко приходит в себя. Сначала он думает, что ему все приснилось, но обнаруживает в руке записку. Тут же его хватают собранные головой люди. Писарь узнает в записке почерк комиссара и читает ее вслух.

“Комиссар” приказывает Евтуху срочно женить Левко на Ганне и ждать его в гости. Удивленный Макогоненко обещает сыну на следующий же день исполнить приказ.

Радостный Левко, благодаря в душе панночку, перед завтрашней свадьбой еще раз навещает Ганну. Ему хочется просто взглянуть через окно и перекрестить свою любимую. ICQ

Пьяный Каленик еще долго бродит по селу в поисках своей хаты.

Работать над повестью Гоголь начал в 1829 г. В письме к матери он просил “написать несколько слов… о русалках”. Также писатель использовал свою записную книгу (“Книга всякой всячины”), в которой было собрано большое количество сведений по фольклору.

Произведение было впервые опубликовано в 1831 г., в составе первой части “Вечеров на хуторе близ Диканьки”.

Молодой казак Левко хочет жениться на красавице Ганне. Но ему мешает отец, который сам положил глаз на девушку. Майской ночью Левко встречает ожившую покойницу — утонувшую много лет назад панночку — и помогает ей обнаружить среди других утопленниц ведьму. В благодарность панночка даёт парню письмо от имени важного начальника, которое убеждает отца разрешить свадьбу.

Содержание

Полный текст и аудиокнига

Аудиоверсия доступна на YouTube.

Краткое содержание

I. Ганна

Казак Левко, сын сельского головы, майским вечером приходит к возлюбленной Ганне. Они с 17-летней девушкой любят друг друга и мечтают пожениться. Но отец Левко не дает благословения на свадьбу, притворяясь глухим.

По просьбе Ганны юноша рассказывает страшную легенду про заброшенный дом рядом с прудом. Когда-то в этом доме жил сотник с дочкой. Сотник был вдовцом, женился во второй раз, и его молодая жена оказалась ведьмой. Обернувшись кошкой, она попыталась задушить падчерицу, однако панночка саблей перерубила кошке лапу. После этого мачеха настроила против девушки отца, и тот выгнал её из дома. От горя девушка утопилась в пруду.

Говорят, что однажды панночка вместе с другими утопленницами затащила ведьму в пруд, но та скрылась между девушками, притворившись одной из них. С тех пор панночка пытается опознать ведьму, но не может. А если попадается ей кто-то из людей, она заставляет их искать ведьму под угрозой смерти.

II. Голова

Сельский голова Евтух Макогоненко, отец Левко, человек суровый и угрюмый. В деревне его побаиваются и слушаются. Он любит вспоминать, как давным давно пару дней сопровождал императрицу Екатерину II во время поездки Крым: сидел на козлах её кареты рядом с кучером.

Голова — вдовец, один глаз у него не видит. Но это не мешает ему ухлёстывать за всеми красивыми девушками села. Поговаривают, что свояченица, с которой он живёт, вовсе ему не родственница, а любовница.


Иллюстрация Аминадава Каневского

III. Неожиданный соперник. Заговор

IV. Парубки гуляют

Вдруг за окном слышится шум и музыка. Парубки поют оскорбительную песню о сельском голове:

Голова наш сед и крив,
Стар, как бес; а что за дурень!
Прихотлив и похотлив:
Жмётся к девкам… Дурень, дурень!

Вместе с десятниками и винокуром идут в дом к писарю. У него в хате вместо схваченного парубка обнаруживается та же самая свояченица. Напуганный винокур кричит, что это ведьма. Женщина объясняет, что её схватили на улице парни и втолкнули в хату через окно.

Взбешённый голова велит изловить зачинщика.

V. Утопленница

Тем временем Левко подходит к заброшенному дому у пруда. Его клонит в сон. Вдруг он видит, что старый дом преобразился: всё выглядит новым, вместо ставней — застеклённые окна. Из окна выглядывает очень бледная красавица — это утонувшая панночка из старой легенды. Она со слезами просит Левко найти среди подруг-утопленниц свою мачеху-ведьму, обещая за это щедрую награду.

Парубок идет к утопленницам, которые водят хоровод на берегу. Девушки играют в ворона — одна гоняется за другими. Вороном вызывается быть одна из красавиц. Видно, что ей нравится преследовать своих жертв. Левко видит, что и тело этой девушки не светится, а наоборот, внутри неё видится что-то чёрное. Это и есть ведьма, понимает парень. Он указывает на колдунью пальцем, и девушки уводят её прочь.

Панночка награждает Левко запиской, которую тот должен отдать отцу, чтобы свадьба с Ганной состоялась. Юноша с радостью хватает записку и просыпается.

VI. Пробуждение

Левко приходит в себя на пригорке у старого дома. Тот снова стоит ветхий, с закрытыми ставнями. В руке у молодого казака записка. Как жаль, что он не умеет читать!

Счастливый Левко спешит к Ганне и обещает молиться за утопленницу.

Читайте также: