Сообщение про любого деятеля культуры или науки второй половины 19 века

Обновлено: 03.07.2024

В Русской культуре конца 19 в. выделились три основных течения: консервативное, демократическое и либеральное.

Во второй половине 19 в. сложилась русская национальная музыкальная школа. В 1859 г. А.Г.Рубинштейн основал в Петербурге Русское музыкальное общество. В 1862 г. М.А.Балакирев и Г.Я.Ломакин организовали первую бесплатную музыкальную школу. В 1883 г. было основано Московское филармоническое общество. Открылись консерватории в Санкт-Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.).

Во второй половине 19 в. в России появились такие гениальные композиторы и исполнители, как П.И.Чайковский, Н. А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, оказавшие огромное влияние на становление русской музыкальной культуры.

Глубокой реформе подверглось просвещение. Для соответствия потребностям времени в 1863 г. был принят Устав гимназий, который разделил гимназии на классические (гуманитарные) и реальные, основой программы которых было изучение точных наук. В 1863 г. открыты женские гимназии и принят новый университетский устав.

Вторая половина 19 века - время творчества выдающихся ученых Д.И.Менделеева и А.И.Бутлерова.


В уроке рассказывается об известном художнике-маринисте Иване Айвазовском, композиторе Петре Чайковском и одном из самых известных в мире русских писателей Фёдоре Достоевском.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Видные деятели культуры второй половины XIX века"

Как известно, балет получился выдающимся.

В ходе занятия вы познакомитесь с жизнью и творчеством Ивана Константиновича Айвазовского, Петра Ильича Чайковского и Фёдора Михайловича Достоевского.

Известным художником второй половины XIX века был Иван Айвазовский.


Семья была небогата, отцу художника приходилось усердно трудиться. Мальчик явно рос талантливым: он даже самостоятельно научился играть на скрипке. Иван мог часами сидеть на берегу и любоваться морем.

Очевидными были его художественные способности. Первым заметил талант мальчика феодосийский архитектор Яков Кох. Он был первым учителем Айвазовского: давал ему уроки, дарил краски и бумагу. Вторым покровителем Ивана стал градоначальник Феодосии Александр Казначеев. Когда юному художнику исполнилось 13 лет, Казначеев помог Айвазовскому попасть в Таврическую гимназию в Симферополе.

Позже Иван был принят в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга, где занимался в классах пейзажной живописи профессора Максима Воробьёва и батальной живописи профессора Александра Зауервейда.

Во время учёбы в Академии в 1835 году серебряной медалью была отмечена работа Айвазовского "Этюд воздуха над морем", в 1837 году золотой медалью первой степени — картина "Штиль".

Ввиду успехов Айвазовского совет Академии принял необычное решение — досрочно выпустить его из академии и послать в Крым для самостоятельных работ, а после этого — в командировку за границу.

В 1840–1844 годах молодой мастер путешествовал по Европе, совершенствуя свое мастерство. Первое время ему было тяжело финансово: часть выделенных средств он посылал матери в Феодосию, а не тратил на себя.

В Риме Айвазовский написал картины "Буря" и Хаос".


Айвазовский вернулся в Россию с триумфом. Он получил звание академика и императорским указом был причислен к Главному морскому штабу в качестве художника с правом ношения мундира Морского министерства.

С 1845 года Айвазовский жил и работал в Феодосии, где построил по собственному проекту дом на берегу моря. Особняк всегда был полон гостей — люди желали увидеть знаменитого художника и его работы.


Айвазовскому посчастливилось дружить со многими выдающимися людьми. Художник был близко знаком с Александром Пушкиным, Михаилом Глинкой, Николаем Раевским, Орестом Кипренским, Карлом Брюлловым, Василием Жуковским, не говоря уже о дружбе с императорским семейством. И всё же связи, богатство, слава не прельщали художника. Главными в его жизни всегда были семья, простые люди, любимая работа.

В начале 1873 года во Флоренции состоялась выставка картин Айвазовского, получившая много положительных отзывов. Он стал одним из наиболее признанных во всем мире представителей русской школы живописи. В этом качестве Айвазовский был удостоен чести, вторым после Ореста Кипренского, представить во флорентийской Галерее Уффици автопортрет.

Всего с 1846 года состоялось более 120 персональных выставок Айвазовского. Художником было создано около шести тысяч картин, рисунков и акварелей.

Айвазовский много сделал для родной Феодосии: основал школу искусств и картинную галерею, музей древностей, спонсировал строительство железной дороги и городского водопровода. Под конец жизни Иван Константинович оставался таким же деятельным и активным как в молодости: посетил с супругой Америку, много работал, помогал людям, занимался благотворительностью, благоустройством родного города и преподавательской деятельностью.


Выдающимся композитором второй половины XIX века был Пётр Ильич Чайковский. Родился он в 1840 году в Воткинске Вятской губернии.


В возрасте пяти лет Пётр начал учиться игре на фортепиано, позже брал уроки у известного пианиста Рудольфа Кюндингера.

В 1848 году отец композитора Илья Чайковский вышел в отставку и вместе с семьёй переехал в Москву, а затем в Петербург. Там Петра Чайковского отдали в Императорское училище правоведения — родители хотели, чтобы он получил юридическое образование. В то же время Пётр продолжал заниматься музыкой.

В 1859 году Пётр Чайковский окончил Училище правоведения в и в чине титулярного советника был определён на службу в Министерство юстиции.

По совету отца Чайковский совмещал работу и занятия музыкой. С сентября 1861 года он посещал занятия Антона Рубинштейна при Русском музыкальном обществе, а в 1862 году стал одним из первых студентов только что открывшейся Санкт-Петербургской консерватории.

Успехов на службе у Чайковского в это время не было. Должность чиновника особых поручений, на которую рассчитывал композитор, досталась другому служащему министерства, и в 1863 году он уволился и сосредоточился на творчестве.

Но подобная реакция вовсе не смутила молодого композитора. Получив свою заслуженную серебряную медаль об успешном завершении Петербургской консерватории, бывшую тогда высшей наградой, он с ещё большим рвением и азартом взялся за работу.

В начале 1866 года по приглашению Николая Рубинштейна, брата композитора Антона Рубинштейна, Чайковский переехал из Петербурга в Москву — преподавать на недавно созданных музыкальных курсах, которые вскоре были преобразованы в Московскую консерваторию. Ежегодно у него было около девяноста студентов.

В Москве Чайковский сочинил свою Первую симфонию "Зимние грёзы" и первую оперу "Воевода", которая после премьеры в 1869 году была уничтожена автором и восстановлена через много лет после его смерти по сохранившимся оркестровым партиям.


В 1877 году, благодаря поклоннице его творчества и меценату Надежде фон Мекк, предложившей Чайковскому ежегодную субсидию, он посвятил свою дальнейшую жизнь композиторской деятельности. С 1888 года Чайковский также получал ежегодную пенсию от российского императора Александра III.

В 1885 году композитор принял приглашение стать одним из директоров Императорского русского музыкального общества.

Чайковский пробовал свои силы в области дирижирования. В конце 1887 года как дирижёр он совершил первое европейское турне. В мае 1891 года Чайковский выступил в качестве дирижёра на открытии "Карнеги-холла" в Нью-Йорке.

Последние годы перед своей кончиной Чайковский провёл в окрестностях городка Клин под Москвой. Там же он договорился об открытии школы, недовольный качеством жизни местных крестьян, и жертвовал деньги на её содержание.

В 1893 году Пётр Ильич Чайковский скончался от холеры. Он был похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Известным русским писателем был Фёдор Михайлович Достоевский.


Родился он в 1821 году в Москве. Родители Достоевского не были богатыми людьми, однако они неустанно трудились, чтобы обеспечить семью и дать детям хорошее образование. Впоследствии писатель не раз признавался, что безмерно благодарен отцу и матери за прекрасное воспитание и образование, которое стоило им тяжёлого труда.

После смерти матери в 1837 году Фёдора Достоевского и его старшего брата Михаила отправили учиться в Петербург — в Инженерное училище. В 1838 году Достоевский организовал в училище собственный литературный кружок, в который, помимо Фёдора Михайловича, вошли Григорович, Бекетов, Витковский, Бережецкий. Уже тогда Достоевский начал создавать свои первые произведения, но всё же не решался окончательно встать на путь литератора.

После выпуска из училища Фёдор Михайлович получил должность инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде, однако продержался на службе недолго. В 1844 году он решил заниматься исключительно литературой и подал в отставку.

В 26 лет Достоевский увлёкся идеями социализма. Он посещал кружок Петрашевского, здесь обсуждали свободу книгопечатания, реформу судов, освобождение крестьян.

Позже Фёдор Михайлович познакомился с радикальным петрашевцем Николаем Спешнёвым. Достоевский вступил в тайное общество, организованное Спешнёвым. Во время встреч они обсуждали возможность переворота в России и создание нелегальной типографии.

Писателя сослали на каторгу в Сибирь на четыре года. При этом он был лишён дворянского чина и состояния, а по окончании каторжных работ был произведён в рядовые солдаты.

В 1856 году новый император Александр II даровал прощение всем петрашевцам, а в 1857 году Достоевский был помилован, то есть получил полную амнистию и был восстановлен в правах на публикацию своих произведений.


В феврале 1881 года Фёдор Достоевский умер. Проститься с писателем пришли сотни людей. Похоронная процессия растянулась больше чем на километр. Достоевского похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Давайте подведём итоги.

Иван Айвазовский был известным художником-маринистом, организовавшим около ста двадцати персональных выставок.

Пётр Чайковский был дирижёром, композитором, педагогом и музыкальным критиком.

Аватар

Фёдор Иванович Шаляпин (1873 – 1938) – оперный певец, народный артист России.

Родился Федор 13 февраля 1873 года в Казани в крестьянской семье. Уже в детстве в биографии Федора Шаляпина проявился вокальный талант. Получив начальное образование, вошел в состав труппы Серебрякова.

В 1894 году в биографии Ф. Шаляпина состоялся переезд в Санкт-Петербург, а уже в следующем году он выступал в Мариинском театре. Талант Шаляпина был замечен, а позднее его пригласили в труппу Мамонтова в оперном театре Москвы. С 1896 по 1899 год Шаляпин значительно развил свое мастерство, выступил в нескольких совершенно разноплановых ролях.

Художник Василий Григорьевич Перов – яркий представитель русского критического реализма в изобразительном искусстве 19 века. Он родился в декабре 1833 года в городе Тобольске в семье прокурора Г. К. Криденера. Родители обвенчались уже после его рождения, поэтому он не носил фамилию отца. Перовым его называл в детстве учитель грамоты, это прозвище и стало его фамилией.

Живопись В. Г. Перова разнообразна в жанровом отношении: это и портреты, и религиозные сцены, и исторические сюжеты. Несомненно, главным достижением В. Г. Перова были картины социально-критической направленности, в которых художник изображал быт простых людей, их невежество и иллюзии.



Творчество художника Виктора Михайловича Васнецова занимает особое место в русскойживописи 19 века. Вдохновение для написания картин он черпал в народной поэзии, русских сказках и былинах, в повседневной жизни простого народа. Благодаря этому все его картиныочень поэтичны и близки по духу русским людям. В. М. Васнецов родился в 1848 году в вятском селе Лопьял в семье священника. Очень рано в нем пробудился интерес к народной культуре и, одновременно с этим, к живописи. По семейной традиции, мальчик должен был стать священником, но любовь к искусству заставила В. М. Васнецова сделать другой выбор.



Иван Константинович Айвазовский (Айвазян) родился 17 (30) июля 1817 года в Феодосии. Древний город, разрушенный недавней войной, пришел в полный упадок из-за эпидемии чумы в 1812 году. На старинных рисунках мы видим на месте когда-то богатого города груды развалин с едва различимыми следами пустынных улиц да отдельные уцелевшие дома.


Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов – создатель своеобразных элегий в живописи Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился 14 апреля 1870 года в Саратове в семье железнодорожного служащего.


В его работах не происходит ничего, а точнее, происходит самое главное: гнутся под тяжестью мокрого первого снега деревья, блестят только что омытые дождем крыши, солнечный свет пронизывает лесную чащу. Все едино, прекрасно-одушевленно и хрупко. Эта хрупкость и мимолетность просто требуют того, чтобы быть запечатленными. И художник откликается на это безмолвное требование.

Он работает непрерывно, жизнь и искусство для него оказываются перепутанными, переплетенными. Творчество самой высокой пробы становится частью его повседневного быта; должно быть, оттого он с какой-то моцартовской беспечностью относился к своим уже завершенным работам и их дальнейшей судьбе. Когда в середине 30-х видный художественный критик А. Чегодаев решил отобрать на выставку несколько его произведений. Лев Александрович выдвинул из-под дивана обшарпанный чемодан. Он был доверху набит акварелями - помятыми, с краями то загнутыми для того, чтобы поместить листы в чемодан, то изгрызанными кем-то, - как выяснилось, собакой. Один лист был съеден примерно на треть. Потрясенный увиденным, искусствовед обратился к реставраторам.

Теперь эта спасенная акварель – одна из лучших работ Бруни среди тех, к сожалению, немногих, что хранятся в Третьяковской галерее. Розовая лягушка замерла между тонких травинок. Можно с долгим глубокомыслием рассуждать о том, что в визуальных искусствах аналогом звука выступает жест, движение, а пространство всегда – вместилище таинственной тишины и что в данной работе Льва Александровича именно пространство листа, превращаясь в пространство мира, имеет такое определяющее значение. Но, наверное, лучше просто остановиться посреди затягивающей жизненной суеты, чтобы посмотреть и увидеть. И с остротой, доступной обычно лишь детям да художникам, пережить удивление и восторг перед каждой каплей этого мира.


Василий Васильевич Верещагин – великий русский художник, мастер батальной картины. Родился 14 (26) октября 1842 года в Череповце, в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду.


Воробьев Максим Никифорович (1787 – 1855) – художник-живописец, пейзажист, мастер городского пейзажа. Занимает значительное место в истории русской живописи как художник и как наставник целого поколения русских пейзажистов. Сын вахтера Академии художеств, Воробьев в десятилетнем возрасте поступил воспитанником в академию и оказал большие успехи в рисовании, перспективе, архитектуре (профессор Томас де-Томон) и пейзажной живописи; наставниками его в последнем были Ф.Я. Алексеев и, вероятно, М.М. Иванов (пейзажист). Родживописи, избранный молодым художником или, вернее, назначенный ему академическим начальством, был архитектурно-пейзажный.

Он, как и никто другой, не мог создать талантов, так что в длинном списке его учеников встречается больше тружеников (например, братья Чернецовы), чем талантов. Тем не менее в числе последних есть такие имена, как безвременно умерший Лебедев, Л. Лагорио и прекратившийхудожественную деятельность М.К. Клодт; А.П. Боголюбов, И.И. Шишкин, вначале были учениками Воробьева так же, как и братья Горавские и Гине, Дорогов.


Николай Николаевич Ге – знаменитый русский живописец. Родился 15 февраля 1831 году в Воронеже. Семья Ге родом из Франции, прадед Ге эмигрировал в Россию в конце восемнадцатого века и поселился в Москве. Отец Ге был помещиком. Детство свое Николай Николаевич провел в деревне, 10 лет от роду был привезен в Киев и помещен в Первую киевскую гимназию, по окончании которой поступил на физико-математический факультет сначала Киевского, потом Петербургского университета. В 1850 году. Ге бросил университет и поступил в АкадемиюХудожеств, где занимался под руководством П. Басина.


Мария Константиновна Башкирцева – русская художница. Родилась 11 ноября 1860 года близ Полтавы, в богатой дворянской семье. Первые годы Башкирцева провела в Харьковской области (в то время – губернии), в имении своей матери. В мае 1870 года Башкирцевы отправились за границу и, посетив Австрию, Германию и Швейцарию, поселились в Ницце. Здесь протекала ранняя юность будущей художницы, с детства проявлявшей многостороннюю даровитость и живую любознательность.





Илья Ефимович Репин - великий русский живописец. Родился 24 июля (по другим данным августа) 1844 года в Чугуеве, ныне Харьковской области, скончался 29 сентября 1930 года в селении Репино Ленинградской области. Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863 года) у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в петербургской Академии художеств.

Читайте также: