Сообщение про лингвистов 7 класс

Обновлено: 04.07.2024

2. ЯЗЫКОЗНАНИЕ (лингвистика) - наука о человеческом естественном языке и обо всех языках мира как конкретных его представителях,

общих законах
строения и функционирования
человеческого языка.
Развивалось на
Древнем Востоке: в
Месопотамии,
Сирии, М. Азии и
Египте, а также в
Древней Индии
( 5-4 вв. до н. э.),

Лингвист (языковед)—ученый, специалист
по лингвистике (языкознанию,
языковедению).
Ломоносов
М.В.
М.В.Ломоносов

Потебня А.А.
А.А. Потебня –
выдающийся
один из первых
русский языковед,
лингвистов,
изучавших законы философ, первый
крупный теоретик
и формы
лингвистики в
русского языка.
России.
Востоков
А.Х.
А.Х.Востоков
-
выдающийся
русский языковед,
положил начало
научному изучению
истории славянских

Раздел науки о
языке, изучающий
лексическое
значение слов
Раздел языкознания,
занимающийся
изучением
нормативного
литературного
произношения
Раздел языкознания,
изучающий
устойчивые
сочетания слов
Раздел языкознания, Раздел языкознания, Раздел языкознания,
изучающий части
изучающий звуки
изучающий
речи
постановку знаков
препинания
Раздел языкознания, Раздел языкознания, Раздел языкознания,
изучающий
изучающий
изучающий стили
правильное
происхождение слов речи
написание слов
Слова для справок: лексика, фонетика, орфоэпия, фразеология, морфология,
пунктуация, стилистика, этимология, орфография.

5. В России конца XIX века сложились две большие лингвистические школы — Московская и Казанская.

Их основателями были два великих русских
лингвиста - Филипп Фёдорович Фортунатов и
Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ.
Фортунатов Ф.Ф.
Бодуэн де Куртенэ И.А.

6. Филипп Федорович Фортунатов (1848–1914)

Филипп Федорович Фортунатов,
русский языковед. Родился 2
января 1848 в Вологде в семье
учителя. В 1868 окончил
Московский университет.
За четверть века преподавательской
деятельности в Москве Фортунатов
прочел множество разнообразных
университетских курсов по
сравнительно-исторической
грамматике, общему языкознанию
и древним индоевропейским
языкам и стал основоположником
Профессор кафедры
Московской лингвистической
сравнительной грамматики
индоевропейских языков школы.

7. Исследовательская деятельность Ф.Ф.Фортунатова

Фортунатов особенно активно занимался
сравнительно - историческим языкознанием.
Изучал древнеиндийские памятники
письменности.
Ф.Ф.Фортунатов ввёл термин морфология вместо
бытовавшей в то время этимологии и разработал
учение о форме слова, превратив морфологию в
самостоятельную дисциплину. учение о форме
слова опиралось на реально существующее в языке
материальное выражение этой формы, т.е. форма
слова могла быть установлена только там, где она
материально представлена.

8. МОСКОВСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА.

Шахматов А.А.
Покровский М.М.
Аванесов Р.И.
Реформатский А.А.
Ушаков Д.Н.
Томсон А.И.
Петерсон М.Н.
Пешковский А.М.

Морфология включает в себя:
• учение о словоизменении в языке
(склонении и спряжении);
• учение о структуре слова
(морфемику);
• учение о частях речи;
• учение о словообразовании.

10. Морфологические нормы современного языка

11. ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ БОДУЭН ДЕ КУРТЕНЕ

Русский и
польский
языковед
Родился 3 ноября 1929 года в Варшаве.
По родословной легенде происходил из
древнего французского рода Куртене,
который выводил себя от короля
Людовика VI.
В 1875 учёный стал профессором, а в
1897 членом-корреспондентом Академии
наук. Работал в Казанском (1874—1883),
Юрьевском (1883—1893), Краковском
(1893—1899), Петербургском (1900—1918)
университетах. Основал Казанскую
лингвистическую школу

12. Исследовательская деятельность И.А. Бодуэна де Куртене

Бодуэн де Куртене совершил переворот в науке о языке: до
него в лингвистике господствовало историческое направление,
а языки исследовались исключительно по письменным
памятникам.
Ученый доказал, что сущность языка - в речевой
деятельности, и призывает к изучению живых языков и
диалектов. Он проводит по нескольку месяцев в экспедициях,
изучая славянские языки и наречия и при этом тщательно
записывает все фонетические их особенности.
Важность этого нового подхода к изучению языка можно
сравнить с ролью, которую в естественных науках играет
принцип эксперимента: без экспериментальной проверки
теория мертва.
И.А. Бодуэн де Куртене создал теорию фонем и фонетических
чередований, которая до сих пор сохраняет свою научную
ценность. Логическим развитием теории фонем явилась с
теория письма. В ней были заложены многие основные идеи и

13. Казанская лингвистическая школа

Представители Казанской лингвистической
школы:
Александров Александр Иванович
Анастасиев Андрей Иванович
Архангельский Александр Семенович
Богородицкий Василий Алексеевич
Булич Сергей Константинович
Владимиров Петр Владимирович
Крушевский Николай Вячеславович
Кукуранов Николай Сергеевич
Радлов Василий Васильевич
Богородицкий В.А.
Булич С.К.
Казанский университе
Крушевский Н.В.

14. Современные фонетические нормы

15. Подведение итогов урока

1. Русский язык – это научная система.
2. Русские лингвисты внесли огромный
вклад в развитие как мирового, так и
отечественного языкознания. Российские
ученые - пример для молодого поколения
3. Школьникам необходимо развивать
аналитическое мышление и речь, осваивать
приемы научно-исследовательской работы при
изучении родного языка и основ науки о языке.

16. Домашнее задание


Научные доклады

Что такое лингвистика?

Лингвистика или языкознание это наука про человеческий естественный язык и обо всех языках мира. Она изучает общие законы строения и его функционирования. Наука начала развиваться на Древнем Востоке, а точнее в Сирии, Месопотамии, Малой Азии, Египте и Древней Индии еще в V-IV веках до нашей эры.

Кто такие лингвисты?

Лингвист или языковед — это специалист по лингвистике, ученый. Самые известные лингвисты мира:

Надеемся, что доклад о лингвистах помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации о них. А свой краткий рассказ о лингвистах Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Конец 19 - начало 20 века - время открытий в лингвистике. Активно изучались древнерусские летописи, фольклор и этнография, также развивалась диалектология. Орфографическая реформа языка 17-18 годов 20 века – вот результат всех лингвистических исследований того времени.

А.А. Потебня в совсем юном возрасте написал монографию, в которой показывалось соединение языком с мышлением. В ходе творческой работы Потебни им был проведен сопоставительный анализ украинского и русского языков.

Другой выдающийся лингвист рубежа 19-20 вв., А.А. Шахматов более 20 работ посвятил восточнославянской группе языков и их происхождению. Работы по синтаксису Шахматова до сих пор актуальны, на них держатся многие современные концепции.

Первый, кто обратил внимание на интонацию как грамматическое средство - А.М. Пешковский.

Л.В. Щерба, наблюдавший над живой речью и языком, оставил огромный след в лингвистике. Он является создателем ленинградской фонологической школы. Уделял внимание вопросам преподавания русского языка, а также вопросам взаимодействия разных языков.

Принято считать, что первая методика преподавания русского языка явилась творением Ф. И. Буслаева.

В.В. Виноградов - выдающийся филолог, создавший в лингвистике две науки: историю русского литературного языка и науки о языке художественной литературы. Имя этого великого лингвиста вошло в историю не только России, но и всего мира.

Знаменитый всем Д. Н. Ушаков составил толковый словарь, который на данный момент является одним из самых популярных. Филолог огромное внимание уделял правописанию, разрабатывал нормы правильного произношения.

Еще одним составителем толкового словаря был В. И. Даль, известный каждому жителю России. Его работа стала большим событием в истории отечественной лексикографии.

Эти и другие известные лингвисты, знакомясь с теориями европейских языковедов, перерабатывали их, основываясь на потребностях русского общества.

Развитие русского языка тогда было тесно связано с формированием целой русской нацией.

Чтобы систематизировать знания о современном русском языке, лингвисты посвящали труды истории языка.

Вариант 2

Широка профессиональная сфера применения знаний лингвистов - ученых и специалистов в области языкознания и языковедения. Работа в научно исследовательских институтах и бюро переводов, высших учебных заведениях, школах, техникумах и колледжах, в журналистике и средствах массовых изданий, вот не полный перечень организаций, принимающих на работу специалистов данного уровня.

В зависимости от специализации, лингвистов можно классифицировать на несколько направлений деятельности:

- Изучаемый язык. Это специалисты по узкому направлению – изучение русского, английского, французского, испанского, татарского, китайского и других языков. Специалисты, изучающие группы языков, такие как, германские, славянские, дагестанские и другие. Специалисты более широкого региона, такие как, американисты, балканисты, кавказоведы и так далее.

- В зависимости от конкретного направления изучения языка, например, фонетика и морфология, лексика и диалектика, история и социология языковых групп.

- В зависимости от теоретического направления, можно выделить несколько групп функционалисты и структуралисты.

Так исторически сложилось, что лингвистику относят к философским наукам. Поэтому обычно людей этой профессии, называют филологами и объединяют со специалистами похожих профессий, таких как, литературовед и фольклорист.

В широком, бытовом понимании этого слова, лингвистами можно считать любого человека, любящего свой родной язык, стремящегося к изучению иностранных языков и получающего знания из различных источников. Еще в раннем возрасте основы лингвистики дети получают от общения с родителями и сверстниками, от прослушивания дисков и просмотра кино, чтения книг и журналов. В последствие, в школе, в ходе изучения русского и иностранных языков, истории и обществознания, ученик совершенствует свои знания и получает начальную лингвистическую подготовку. Часто при специализированных вузах работают кружки и коллективы для учащихся школ, для повышения уровня развития знаний и совершенствования мастерства художественного и технического слова. Участие в различных олимпиадах и конкурсах этого направления, помогает школьникам с определением выбора дальнейшего обучения и помогает развить склонность к языкам.

Специалистов этого направления готовят многие вузы нашей страны и других стран. Наиболее известные и востребованные учебные заведения находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Это МГУ им. М.В.Ломоносова и Российский университет Дружбы Народов, Московский государственный педагогический университет и Московский государственный лингвистический университет.

Лингвисты

Интересные ответы

Земноводные явились первыми на Земле существами, вышедшими из воды и поселившимися на поверхности. Эти животные зародились миллионы столетий назад из кистеперых рыб

Христофор Колумб являлся известным мореплавателем, который родился и вырос на территории Испании. Именно он открыл Америку. Также известно, что Христофор был первым мореплавателем, который пересек

Причины, спровоцировавшие эту революцию, носили политический, экономический и идеологический характер.

Александр Македонский был одним из величайших завоевателей в мировой истории. Он родился в 356 году до нашей эры.

Анатолий Рыбаков (Аронов), российский прозаик, родился в январе 1911 г. в селе Держиновка Черниговской области. Родители будущего классика советской литературы - Наум Аронов и Дина Рыбакова

Тема урока : Русские лингвисты: Г.О. Винокур.

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Оборудование:

- Средства ИКТ: нетбук, проектор, электронная форма учебника, колонки.

- Доска меловая, карты самооценки.

Образовательная технология: информационно-коммуникационные технологии.

Образовательная: обобщить и систематизировать знания и умения, необходимые для комплексного анализа лингвистического текста.

Развивающая: развивать связную монологическую речь, логическое мышление, внимание, память.

Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, познавательный интерес.

Предметные результаты: знание разделов науки о языке и изучаемых в них единицах языка, взаимосвязи разделов науки о языке друг с другом; умение выполнять комплексный анализ текста, различные виды языковых разборов, применяя изученный материал по фонетике, морфемике, морфологии, синтаксису и пунктуации.

Метапредметные результаты: способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

Личностные результаты: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Настраивает на учебную деятельность, собирает тетради с домашней работой.

- Языковеды в XVIII-XX вв. собирали и создавали бесценный материал для глубокого понимания истории русского народа, его культуры, закладывали основы для стабильного и грамотного функционирования русского языка, поэтому знакомство с деятельностью ученых-лингвистов, их вкладом в науку о языке очень важно.

Слушают учителя, готовятся к работе

понимание смысла деятельности.

2. Актуализация знаний

- Что такое комплексный анализ текста?

- Какие языковые разборы выполняются при комплексном анализе текста?

Отвечают на вопросы учителя, дополняют друг друга.

умение структурировать знания, строить логическую цепь рассуждения.

умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Составление стратегии по разрешению затруднения.

- Какие разделы науки о языке необходимо вспомнить, чтобы выполнить комплексный анализ текста?

Побуждает к выдвижению предположений, принимает и проверяет каждое высказывание.

- Сформулируйте цель урока.

-Какие задачи предстоит решить для достижения цели?

- Давайте составим стратегию нашей работы (записывается на доске).

Обдумывают ответы на вопрос. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками формулируют цель, ставят перед собой и одноклассниками задачи на урок, составляют стратегию работы.

Личностные: желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Познавательные: установление причинно-следственных связей, формулировка выводов.

Коммуникативные: получения необходимой для решения проблемы информации с помощью вопросов.

самоконтроль, прогнозирование результатов.

4. Реализация построенной стратегии

Прослушивание текста (работа с интерактивным объектом ЭФУ).

- ЭФУ на данном уроке предполагает использование интерактивного объекта – аудиозаписи.

Мы прослушаем текст упражнения, одновременно будем следить за читающим (упражнение 573, с. 235-236)

Доктор филологических наук, профессор Григорий Осипович Виноку́р (1896—1947) уже в школьные годы решил посвятить себя изучению языков. Ещё гимназистом он выучил латинский, греческий, французский, немецкий и английский языки. Позднее, в Московском университете, он изучил литовский и санскри́т — древнеиндийский язык. Кроме того, Григорий Осипович владел почти всеми славянскими языками.

Талантливый учёный увлекался не только лингвистикой, но и литературоведением — он был филологом в самом широком смысле этого слова. Большой ценитель и знаток русской литературы, Г. О. Винокур блестяще владел приёмами анализа художественного текста, остро чувствовал русское слово. Особенно любил он А. С. Пушкина, много лет посвятил изучению его творчества. Профессор Винокур участвовал в подготовке собрания сочинений поэта, был организатором работы по созданию словаря языка Пушкина.

Чем бы ни занимался Г. О. Винокур — вопросами словообразования, орфографии, стилистики, культуры речи, — во всё он вносил свежие, оригинальные мысли, тонкие наблюдения, своё живое слово.

Работа по тексту:

- Какова тема, основная мысль текста?

- Назовите тип речи, стиль.

- Перечислите основные микротемы.

- Кем был Г. О. Винокур?

- На каком факультете он, по вашему мнению, учился в университете?

- Какие языки знал учёный?

- Почему Г. О. Винокура называют филологом в самом широком смысле слова?

- Какие научные вопросы интересовали профессора Винокура?

- Как вы думаете, что представляет собой словарь языка Пушкина? Зачем составляются подобные словари?

Слушают аудиозапись, запоминают текст, определяют микротемы.

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

Читают задания упражнения, выполняют их и проверяют себя.

умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

поиск и выделение необходимой информации в учебнике, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения, анализ, сравнение, синтез.

Выполнение физкультминутки для глаз: несколько раз крепко зажмуриться, открыть глаза, моргать быстро в течение 1 мин, посидеть с закрытыми глазами

Выполняют упражнения для глаз

Личностные: сохранение здоровья.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Выполнение языковых разборов

- Каждый работает самостоятельно, один человек у доски, затем он объясняет, как выполнил разбор, остальные проверяют свою работу по эталону, дополняют и корректируют отвечающего (при необходимости).

- Словарная работа. Объясните орфограммы:

Увл..кался, б..льшой, ц..нитель, профе(с,сс)ор, зн..ток, ж..вое.

- Морфемный разбор слов:

Посвятить, выучил, талантливый, древнеиндийский.

- Определите способ образования последнего слова.

- Синтаксический разбор предложения:

Ещё гимназистом он выучил латинский, греческий, французский, немецкий и английский языки.

Самостоятельно выполняют языковые разборы, проверяют себя и друг друга. Систематизируют материалы наблюдений, выполняют самоконтроль (взаимоконтроль), делают выводы по выполненным заданиям, уточняют нужное у учителя.

контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном, самоконтроль (взаимоконтроль).

умение строить логическую цепь рассуждения, умение работать по плану.

задавать вопросы для уточнения последовательности

8. Рефлексия учебной деятельности

- Для чего нужно выполнять комплексный анализ текста?

- С какими другими предметами есть связь?

- Смогли ли мы достичь поставленной цели?

- В чем вы видите преимущества ЭФУ над ПФУ на данном уроке?

- Как вы оценили свою работу на каждом этапе урока? Карты самооценки сдать учителю.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: упражнение 577 выполнить по заданию

Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою деятельность на уроке, находят ошибки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересный материал о лингвистах России можно использовать как на уроках, так и для подготовки внеклассных мероприятий.

Даль Владимир Иванович (1801 - 1872)

Русский писатель, этнограф, лингвист, лексикограф, врач. Владимир Иванович Даль родился 22 ноября (по старому стилю - 10 ноября) 1801 в Луганске Екатеринославской губернии. Отец - Иоганн Даль - датчанин, принявший русское подданство, был врачом, лингвистом и богословом; мать - Мария Христофоровна Даль (урожденная Фрейтаг) - полунемка, полуфранцуженка из гугенотского рода.

В 1814 поступил в Петербургский Морской кадетский корпус. Окончив курс в 1819, Владимир Даль более пяти лет служил во флоте в Николаеве. Получив повышение, был переведен на Балтику. В 1826 вышел в отставку, поступил на медицинский факультет Дерптского университета, окончив его в 1829 и став хирургом-окулистом. В 1831 Владимир Даль принимал участие в походе против поляков, отличившись при переправе Ридигера через Вислу у Юзефова. Даль впервые применил электрический ток в минновзрывном деле, заминировав переправу и подорвав ее после отступления русской дивизии за реку. На рапорте начальству о решительных действиях девизионного лекаря Даля командир корпуса генерал Ридигер наложил резолюцию: "За подвиг представить к ордену. Объявить выговор за невыполнение и уклонение от своих прямых обязанностей". Император Николай I наградил Владимира Даля орденом - Владимирским крестом в петлице. По окончании войны Даль поступил ординатором в Санкт-Петербургский военно-хирургический госпиталь, где работал хирургом-окулистом.

Собирать слова и выражения народного русского языка Даль начал с 1819. В 1832 были опубликованы "Русские сказки. Пяток первый", обработанные Владимиром Далем. По доносу Булгарина, книга была запрещена, автора отправили в III отделение. Благодаря заступничеству Жуковского Владимир Даль в тот же день был выпущен, но печататься под своим именем не смог: в 30-40-х годах печатался под псевдонимом Казак Луганский. Семь лет Даль прослужил в Оренбурге. В 1836 Владимир Даль приезжал в Санкт-Петербург, где присутствовал при кончине А.С. Пушкина, от которого Даль получил его перстень-талисман. В 1838, за собирание коллекций по флоре и фауне Оренбургского края, Владимир Даль был избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук по классу естественных наук. В 1841-1849 жил в Петербурге, служил чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел. С 1849 по 1859 Владимир Даль занимал пост управляющего нижегородской удельной конторой. После выхода в отставку поселился в Москве, в собственном доме на Большой Грузинской улице. С 1859 являлся дйствительным членом Московского Общества любителей российской словесности. В 1861, за первые выпуски "Толкового словаря живого великорусского языка", Владимир Даль получил константиновскую медаль от Императорского географического общества, в 1863 был награжден Ломоносовской премией АН и удостоен звания почетного академика. Первый том "Словаря. " был напечатан за счет ссуды в 3 тысячи рублей, выданной Далю Московским Обществом любителей российской словесности. В последние годы жизни лютеранин Даль принял православие. Умер Владимир Даль 4 октября (по старому стилю - 22 сентября) 1872 в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Среди произведений Владимира Даля - очерки, статьи по медицине, лингвистике, этнографии, стихи, одноактные комедии, сказки, повести: "Цыганка" (1830; повесть), "Русские сказки. Пяток первый" (1832), "Были и небылицы" "Пословицы русского народа" (1853, 1861-1862, сборник, включавший более 30 000 пословиц, поговорок, прибауток, загадок), "Два сорока бывальщинок для крестьян" (1862), "Толковый словарь живого великорусского языка" (в 4 томах; составлялся более 50 лет; опубликован в 1863-1866; содержал около 200 000 слов; Даль был награжден Ломоносовской премией АН и в 1863 удостоен звания почетного академика), учебники ботаники и зоологии. Печатался в журналах "Современник", "Отечественные записки", "Москвитянин", "Библиотека для "Чтения".

В 1990 году словарь был удостоен престижной академической премии имени А. С. Пушкина. В 1992 году на специальном заседании ученого совета Института русского языка РАН было решено вновь поместить на титул словаря гриф Академии наук. Этот академический "знак качества" подчеркивал научную ценность издания.

Читайте также: