Сообщение про кастуся калиновского

Обновлено: 18.05.2024

В качестве объекта исследования возьмём Константина (Кастуся) Калиновского, который ныне прославляется как руководитель белорусского восстания против России в XIX веке.

Поток восхвалений в адрес Константина Калиновского можно продолжить до бесконечности.

Калиновский предлагал и боролся за самостоятельный путь решения польского вопроса на землях Литвы и Беларуси.

Не случайно текст манифеста на белорусском языке отсутствовал.

Не случайно текст манифеста на белорусском языке отсутствовал.

Исполнение белорусской молодёжью польского исторического гимна, принятие присяги в памятных местах польских повстанцев, которые сражались за превращение белорусских земель в историческую Польшу, есть прямой результат деятельности некоторых историков Беларуси по обращению польских националистов в белорусские исторические истоки.

Молодёжь искренне хочет служить Беларуси и делать для неё добро.

В Республике Беларусь широко тиражируется историками и публицистами якобы следующий пароль повстанцев 1863 – 1864 годов:

Подлесный Евгений Яковлевич, полковник в отставке, кандидат политических наук.

Церемония перезахоронения повстанцев. Вильнюс, 22 ноября 2019 года

В Вильнюсе 22 ноября прошла церемония перезахоронения останков 20 участников Январского восстания 1863–64 годов на землях бывшей Речи Посполитой, направленного против Российской империи. Среди них – Кастусь Калиновский, один из лидеров восстания, человек, которого многие в Беларуси и Литве считают национальным героем.

Все повстанцы, которых похоронили сегодня на вильнюсском кладбище Расу, были казнены по решению царского военно-полевого суда. Место захоронения казненных тогда сравняли с землей, и лишь в 2017 году в ходе раскопок на Замковой горе в центре Вильнюса были обнаружены их останки. Вскоре эксперты подтвердили, что речь идет о видных повстанцах, в том числе Константине Калиновском и другом лидере восстания – Сигизмунде Сераковском.

Кто такой Кастусь Калиновский?

Викентий Константин (Кастусь) Калиновский (1838–1864) – выходец из семьи обедневшего шляхтича Гродненского повета. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Вернувшись на родину в 1861 году, принял участие в подготовке восстания против власти Российской империи, которое началось в январе 1863 года. Повстанческие отряды под началом Калиновского действовали в основном на территории нынешней Беларуси.


Калиновский относился к радикальному крылу руководителей восстания – так называемым "красным". Он пытался опираться на крестьян, выдвигал лозунги радикальной земельной реформы, обращался к крестьянам на белорусском языке – с этой целью Калиновский и его соратники выпустили семь номеров газеты-листовки "Мужицкая правда". По подсчетам современных историков, в районах, где действовали отряды Калиновского, доля крестьян в повстанческом движении действительно была выше, чем в других местах, – до трети от общей численности. (В целом же она не превышала 20%, восстание опиралось прежде всего на мелкую и среднюю шляхту и горожан).

Крест в память о повстанцах 1863 года. Лидский район Гродненской области Беларуси

С другой стороны, поскольку основную массу повстанцев составляли католики, значительная часть православного сельского населения осталась равнодушна к их призывам и даже поддерживала царские войска в их борьбе с инсургентами. Этому способствовала и политика виленского генерал-губернатора Михаила Муравьева, сочетавшего жестокие репрессии против повстанцев с послаблениями для крестьян. Муравьев заслужил в польско-литовской среде и у либеральной части русской общественности, сочувствовавшей повстанцам, репутацию "вешателя". Русские патриотические круги, напротив, бурно приветствовали его деятельность и считали героем.

Кастусь Калиновский выступал с идеями широкой автономии Литвы и Беларуси в рамках Речи Посполитой, за восстановление которой боролись повстанцы. После разгрома большей части повстанческого движения скрывался, был пойман жандармами в Вильно в ночь на 29 января 1864 года. Со следствием не сотрудничал. 22 марта был повешен на виленской площади Лукишки, похоронен вместе с другими казненными в районе Замковой горы.

  • Из переданных Калиновским на волю накануне казни "Писем из-под виселицы" (1864): "Братья мои, мужики родные. Из-под виселицы московской приходится мне вам писать и, возможно, в последний раз. Горько покинуть земельку родную и тебя, дорогой мой народ… Но не жалко погибнуть за твою правду. Как день и ночь не ходят вместе, так не бывает вместе науки правдивой и неволи московской. Пока она у нас будет, не будет у нас ничего, не будет правды, богатства и никакой науки – только нами, как скотиной, вертеть будут не добра ради, а на погибель нашу".

В советские годы официальная историография рассматривала Калиновского как борца за права простого народа, оставляя в тени национально-освободительные и антироссийские мотивы в его деятельности. В современной Беларуси значительная часть общества, в первую очередь оппозиционно настроенная по отношению к нынешним властям, считает Калиновского национальным героем. Его память чтут также в Польше и Литве. В России, чьи национал-патриотические СМИ и часть историков апологетически относятся к политике Российской империи, против которой воевал Калиновский, напротив, нередко звучат резко отрицательные оценки его деятельности. Так, агентство "Регнум" незадолго до вильнюсских похорон назвало его "польским бандитом".

Портрет графа Михаила Муравьева-Виленского на программе посвященной ему научной конференции, прошедшей в Минске в 2016 году

Портрет графа Михаила Муравьева-Виленского на программе посвященной ему научной конференции, прошедшей в Минске в 2016 году

Современники и потомки о Калиновском и Январском восстании

Якуб Гейштор, деятель Январского восстания, оппонент Калиновского из числа умеренной фракции – "белых": "Это была натура вспыльчивая, но справедливая, без какой-либо тени лицемерия. Предан душой и сердцем народу, однако сторонник крайних революционных теорий, который не останавливался даже перед развязыванием гражданской войны и думал к тому же о самостоятельности Литвы. Был несравненным, образцовым конспиратором, душой Комитета…"

Александр Лукашенко, президент Беларуси: "Я знаю роль Кастуся Калиновского в истории… Там было очень много нюансов, и я своих политиков и ученых предостерегаю, чтобы мы, оценивая роль Калиновского, не ударились в какую-то политику. Он действовал на нашей территории, был нашим человеком, если хотите – гражданином. И от этого никуда не деться".

Захар Шибека, белорусский историк: "Калиновского чествуют как белорусского национального героя. И для этого есть основания. Он связал свою судьбу с белорусским крестьянством, принял его язык, понимал его коренные интересы и с оружием в руках боролся за их реализацию".


Вадим Гигин, главный редактор проправительственного журнала "Беларуская думка": "Каким же образом Калиновский, человек, который в своих манифестах и приказах называл белорусов дурными овечками… человек, который развернул широкий террор на территории Беларуси и чью фигуру по ее ужасным отблескам можно сравнить со знаменитым Нечаевым – каким же образом этот человек вдруг сделался национальным героем Беларуси?"

Повстанческий отряд в 1863 году

Сергей Абламейка, белорусский историк и публицист: "Кастуся Калиновского можно смело назвать родоначальником белорусской национальной идеи, настоящим отцом белорусской нации и даже современного белорусского языка".

Юзеф Пилсудский, лидер польского национального движения в начале ХХ века, фактический правитель Польши в 1918–1922 и 1926–1935 годах: "[Восстание] было делом нескольких сумасбродов и нескольких простодушных, показавшим всю нелепость поляков, отсутствие в их мышлении серьезности и здравого смысла". В то же время Пилсудский считал, что повстанцы показали выдающийся пример героизма и способствовали позднейшему подъему новой волны национально-освободительного движения.

Петр Вандич, польский историк: "Восстание 1863 года представляет собой вершину романтического видения целой нации и сублимированной концепции патриота".

Даниэль Бовуа, французский историк: "Клановые ссоры, напрасное ожидание франко-английской помощи и прежде всего неспособность увлечь крестьянство, настроенное скорее враждебно, обрекли восставших на поражение".

Что произошло в Вильнюсе?

Церемония перезахоронения повстанцев готовилась не один месяц и привлекла большое внимание, прежде всего в Литве, Беларуси и Польше.

Белорусская служба Радио Свобода вела трансляцию из Вильнюса:

Для участия в мемориальных торжествах в Вильнюс прибыли тысячи людей, в том числе почетные гости, включая президента Польши Анджея Дуду. Беларусь была представлена делегацией во главе с вице-премьером Игорем Петришенко (любопытно, что до недавнего времени он был белорусским послом в России). В отличие от Варшавы, Минск не прислал для участия в похоронах роту почетного караула.

В 1995-м году в систему государственных наград Беларуси был введен орден Кастуся Калиновского. Он задумывался, как высшая государственная награда страны, но за десятилетие так никому и не был вручен, а в июне 2004-го года его официально упразднили. Почему имя лидера повстанцев 1863-го года так часто используется различными идеологами и политиками?

На кого больше похож Калиновский: на романтика-революционера или террориста-убийцу? Раскрыть глаза на то, кем был Константин Калиновский, попытался Вячеслав Зенькович вместе с историком, преподавателем образовательного центра "100 баллов" Алексеем Гришелем.

"Взрывной характер, из-за чего постоянно вспыхивали конфликты"

— Чтобы понять, кто такой Калиновский, необходимо прежде всего понимать, в какой исторический период он жил.

— XIX-й век — период очень противоречивый, время проб и ошибок, когда все чувствовали, что нужно что-то менять, но не понимали, что конкретно надо делать. Это эпоха революций, войн, больших перемен в жизни людей. В то время белорусские земли на протяжении более чем полувека входили в состав Российской Империи. Российская империя потерпела поражение в Крымской войне и стояла на пороге масштабных реформ, затронувших все сферы общественной жизни: царь Александр ІІ проводил преобразования судебной и образовательной систем, в военной сфере, среди крестьянства. В 1861-м году была принята главное преобразование: отменено крепостное право.

В это же время поляки хотели возродить свое государство: Речь Посполитую, которую в конце XVIII-го века разделили между собой соседи — Пруссия, Австрийская империя, Россия. Естественно, они считали, что белорусские, украинские и литовские земли должны входить в состав этого государства. В 1830-31-м годах произошло шляхецкое восстание, но оно потерпело поражение. Поляки поняли, нужно отходить от лозунга, что Речь Посполитая только для шляхты: необходимо заручиться поддержкой крестьян.

На этой волне возникло новое революционное движение, куда входила не только шляхта, но и богатые люди, зарождавшаяся буржуазия, интеллигенция. Готовилось новое восстание, которое объединило бы разные слои населения. Одним из его руководителей станет Константин Калиновский.

— Чего хотел добиться Калиновский и его сподвижники?

— В первую очередь Калиновский через восстание и крестьянскую революцию хотел добиться отделения от Российской империи. А дальше, скорее всего, воссоздания Речи Посполитой в виде какой-то федерации, в которой нашлось бы место Литве и Беларуси. Из тех документов и литературы, что я просмотрел, видно, что Константин так далеко не заглядывал. Главным для него задача — отделиться от России, а потом будь что будет.

— У верхушки революционеров не было единства в понимании будущего Речи Посполитой.

— Существовал Центральный национальный комитет, который заседал в Варшаве и состоял в основном из поляков. Они хотели перемен, но боялись крестьян, так как точно не понимали, к чему может привести в революции привлечение крестьян. К тому же крестьяне подключались к восстанию в надежде получить землю, а это в планы верхушки не входило.

Второй руководящий центр — Литовский провинциальный комитет, участником которого и был как раз Калиновский. Он заседал в Вильне. Между комитетами постоянно происходили ссоры и недопонимание. Не было даже единства в дате, когда начать восстание: оно началось в Польше, а нашим пришлось его поддерживать, иначе восстание сразу же потерпело бы поражение.

Такие недопонимания случались часто. К тому же характер Калиновского был достаточно взрывной: не со всеми из верхушки он мог дипломатично разговаривать, из-за чего постоянно вспыхивали конфликты. Есть люди, которые готовы управлять народом, а есть те, кто проводят революцию, но во главе государства встать не могут, потому что не умеют находить консенсус. Константин был человеком-революцией.

"Поляки часто использовали псевдоним Калиновского "Янка, гаспадар з-пад Вільні" для каких-то своих целей"

— Кем был Калиновский для собственно восставших? Мог ли в те времена 25-тний парень пользоваться авторитетом у широких масс?

— На картинах художников Константин Калиновский, конечно, изображается среди повстанцев. Создается иллюзия, что его все знали, все уважали. Но по факту если посмотреть на цифры участников, то не все так радостно. Восстание в основном поддержали поляки: они всем верховодили, столицей революционеров была Варшава, да и цели стояли польские. Если на территории Польши под знамена встало 400 тысяч участников, то белорусов по разным данным вышло от 6 до 70 тысяч. Среди соотечественников треть повстанцев — представители Гроденщины, но Беларусь — это не только этот регион.

Свою роль сыграла российская пропаганда, через православную церковь транслировавшая, что восстание инициировали поляки, чтобы вернуть прежние порядки, в том числе крепостное право. Батюшки страшили: участников могут и повесить. Случалось и такое, что повстанцы не очень хорошо относились к крестьянам, заставляли их принимать участие в восстании. Тогда мужики брались за вилы и отгоняли революционеров.

Плюс Константина Калиновского знали под псевдонимом "Янка, гаспадар з-пад Вільні". Это обращение было достаточно популярно среди крестьян. Поляки часто использовали этот псевдоним для своих каких-то целей: подписывались им, думая, что среди польских крестьян он тоже найдет отклик.

— Так на сколько это восстание было белорусским?

— Скорее оно было польским. Напоминаю про руководство: ключевые посты занимали поляки. Если бы восстание одержало победу, сомневаюсь, что у белорусов были бы какие-то перспективы. Поляки вряд ли бы говорили о какой-то федерации или автономии для белорусов. Сколько до этого было уний: исторически поляки так заключают договоры, что белорусы всегда остаются у разбитого корыта. Они спали и видели, чтобы Беларусь говорила по-польски и желательно Литва.

— У этого восстания были шансы на победу?

— В Европе восстания никогда не побеждали, обычно их выигрывали в Китае. Как правило, находится кто-то из ближнего окружения руководителя, кто предает его. После казни лидера остальные не знают, что делать. Так было и с Константином Калиновским.

К тому же повстанцы рассчитывали, что русская армия, переживающая переход от рекрутства к воинской повинности, будет не готова к восстанию. Они рассчитывали на эффект неожиданности. Когда же русские пришли в себя, то на земли бывшего ВКЛ стали отправлять армии. Численность войск достигла где-то 120 тысяч человек. Если посмотреть на численность восставших, становится понятно, что силы не равны. Было только делом времени, когда русские подавят волнения.

"После его ареста восстание на территории Беларуси окончательно затухло"

— Почему личность Калиновского стала популярна в ХХ-м веке?

—Во-первых, это связано с деятельностью Вацлава Ластовского. Он был первым историком, написавшим историю Беларуси на национальном языке. Именно ему приписывают возможность возникновения имени Кастусь, потому что данных, что Константина Викентия Калиновского в семье или среди повстанцев называли Кастусем, нет.

Ластовский пытался создать историю Беларуси, показать, что и у нас были люди, боровшиеся за независимость. Именно ему принадлежит один из первых проектов по созданию независимого белорусского государства в этнических границах, где проживали белорусы.

После Октябрьской революции к власти пришли большевики. Им надо было показать, что все так хотели свободы, независимости. На Константина Калиновского смотрели, как лидера крестьян, простых народных масс, хотевших свободы, возможности жить без господ. И в первом, и во втором случае это не столько была история, сколько вмешивалась идеология.

— Калиновского иногда называют журналистом, иногда даже писателем. На сколько его можно так называть?

— Ему приписывают участие в создании семи номеров первой нелегальной газеты на белорусском языке (писалась она латиницей) "Мужицкая правда". Нужно отметить, что не только Калиновский ее создавал, но еще Феликс Рожанский и Валерий Врублевский.

Также ему приписываются "Письма из-под виселицы". Когда я учился, то они входили в школьную программу, ученикам надо было их анализировать.

— Это когда Калиновский был осужден, ждал в тюрьме приговора, то якобы писал?

— Да. И приписывают Константину авторство всяких воззваний к крестьянам и участие в польском журнале "Знамя свободы". Если так смотреть, то багаж не очень большой. Он оставил несколько статей, но не литературных произведений. Если считать чисто по масштабности, я бы его не отнес к писателям. Революционер, которому нужно было общаться с народом: здесь чисто практические цели преследовались, чтобы поднять людей на восстание.

— В случае с Калиновским личность двигает историю или история личность?

— Он был человеком своего времени. На Константина повлияло то общество, где он родился, учился, жил. Он учился на юридическом факультете в Петербурге, где было очень много таких революционно настроенных людей: русских, поляков и выходцев из Беларуси. Он там мог набраться идей, они ему понравились. Плюс его происхождение: Калиновской же из обедневшей шляхты, которая мало чем отличалась от крестьян. Проблемы крестьянства ему были известны. Возможно, как молодой человек, он искренне загорелся желанием помочь людям.

И в тоже время Калиновский был человеком действительно харизматичным, неординарным. У него были свои идеи, которым он был верен, Он внес непосредственный вклад в восстание. Как мы знаем, после его ареста восстание на территории Беларуси окончательно затухло. Если бы он ничего не значил, возможно, нашлись другие бы люди.

— У Калиновского были последователи?

—Калиновский провел одно из последних классических восстаний по возрождению Речи Посполитой, когда белорусы вместе с поляками выступали за одну цель. Уже ближе к концу ХІХ-го века у белорусов появилось национальное самосознание, стали создаваться какие-то группки в Петербурге, у которых были свои взгляды на развитие белорусского народа. Потом возникли национальные партии, как БСГ в 1903-м году. Прямых последователей деятельности Калиновского я бы не назвал. Просто потому, что действовали все по другой методике и более мирными путями.

"Белорусами личность Калиновского основательно не изучалась"

— Со временем представление о Калиновском менялось в угоду политической конъюнктуры. Почему происходят такие изменения в мыслях и планах на будущее уже давным-давно похороненного повстанца?

— Мне кажется, здесь большую роль играет идеология. Белорусами личность Калиновского основательно не изучалась: это делали либо поляки, либо русские. Когда нужно, его образ служил интересам советского государства. Использовали его и националистические организации: например, Белорусский народный фронт очень часто брал его для популяризации своих идей создания национального государства.

— Почему наше государство не пыталось использовать это имя, давая некое свое видение исторического прошлого и заслуг этого человека?

— Вы меня натолкнули на мысль: мы строим союзное государство Беларусь и Россия, соответственно, мы не можем афишировать какие-то события, показывающие конфликты белорусских и русских. В данном противостоянии русские и белорусы были по разную сторону баррикад, поэтому Константин Калиновский с его восстанием не совсем вписывался в идеологию государства. Мне кажется, акцент был больше сделан на Великой Отечественной войне, где рядом сражались белорусы, русские и украинцы, чтобы показать наше единство.

— История знает немало случаев, когда яркие исторические личности трактовались различными идеологами по-разному. Примером служит и Калиновский, и кубинский Че Гевара. С точки зрения кубинской революции Че Гевара герой-революционер, с точки зрения уголовного кодекса Соединенных Штатов Америки — он террорист, преступник, причем международный. Калиновский — это террорист-убийца или романтик-революционер? На кого он похож больше?

— Мне кажется, больше второй вариант: романтик-революционер. Он реально верил в те идеи, которые продвигал, в то, что путь с организацией всенародного восстания с привлечением крестьян единственно правильный. Как оказалось, крестьяне, как позже скажет Ленин, нереволюционная сила: они не пошли за ним, потому что в большинстве своем Калиновского и не знали. Тем не менее, Константин до последнего считал, что может что-то получиться, потому сражался за свои идеи.

Почему не террорист? Он по большому счету сам лично ни в кого никакие бомбы не бросал, никого не убивал. Просто руководитель восстания. Если всех повстанцев считать террористами.

— С точки зрения закона Российской империи они террористы.

— Врагом российской власти его можно считать в какой-то степени. Но мне все-таки кажется, что это романтик. Потому что он действительно верил в то, что принесет народу добро, освобождение.

— А есть разница между этим романтиком и романтиком бен Ладеном, который тоже ради светлого какого-то будущего осуществлял террористические акты?

— Разница, конечно, есть. Потому что из-за бен Ладена в самолете умерли невинные люди. Здесь же было открытое сражение с военными людьми, противостояние российской армии. Мне это кажется более честным, чем убивать тех, кто не ожидал этого. Одно дело воевать с мирным, ни в чем не повинным населением, другое дело — с вооруженными людьми.

Бурный XIX век был полон различными событиями. Одним из таких ключевых событий стало польское восстание. Всего было два восстания: первое – в 1830 г., второе – в 1863 г. Участником второго стал Викентий Константин Калиновский (Кастусь Калиновский).

Кто этот человек и почему вокруг его личности не умолкают споры?

Родился Константин Калиновский в имении Мостовляны, в семье безземельного шляхтича, владельца ткацкой мануфактуры Семёна Калиновского. Мать умерла, когда мальчику было пять лет.

Нет единого мнения, какой национальности он был. Одни утверждают, что он был поляком, другие – что белорусом. В принципе, вокруг этого вопроса всё и вертится.


Кастусь Калиновский: биография

Был ли Калиновский борцом за независимую Беларусь и за интересы белорусского крестьянства?

Или же он выступал прежде всего на стороне поляков?

Учеба и революционная деятельность

Учился в Петербурге, на юридическом факультете. Ещё в эти годы вместе с братом принимал участие в различных революционных кружках. Взгляды во многом сформировались под влиянием русского писателя Чернышевского и Герцена, а также традиций польской национально-освободительной войны.


Мужицкая правда

Далее уже идут серьёзные расхождения в оценках его деятельности.

В советское время сложилась устойчивая мифологема, изображавшая Кастуся сугубо как борца за крестьянскую свободу. Получался образ эдакого белорусского Че Гевары. Но совершенно не бралась в учёт шовинистическая сторона деятельности Калиновского, направленная не сколько на борьбу за белорусское крестьянство, сколько за интересы Польши.

Калиновский поддерживал действия поляков, считая, что передовые силы Беларуси должны ориентироваться именно на них. Девизом стали слова:

Восстание Кастуся Калиновского

В 1863 г. он возглавил восстание на территории современной Литвы и Беларуси. Крестьяне далеко не всегда поддерживали повстанцев. Известны случаи жестоких расправ над теми крестьянами, которые выступали на стороне правительства. Война велась ожесточённо, накал ненависти увеличивался с каждой стороны конфликта.


Восстание Кастуся Калиновского

В январе 1964 Кастусь был арестован. На суде держался уверенно, отказываясь выдавать своих соратников, говоря, что их дело всё равно правое. В итоге был приговорён к расстрелу, однако казнь заменили публичным повешением.

Метаморфоза образа

Читайте также: