Сообщение про электронные учебники

Обновлено: 28.03.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дети с огромными рюкзаками, которые можно заменить электронными книгами

Подготовила:

учитель информатики

МБОУ СОШ с.Виноградное

Кусраева Н.А.

2015-2016 учебный год

Электронная форма учебников (ЭФУ)

hello_html_m76a7b3b.jpg

В настоящее время существует несколько версий значения словосочетания "электронный учебник" - начиная от файлов электронных версий учебных пособий и заканчивая сложными электронными устройствами, которые обновляются из централизованного источника и интерактивно взаимодействуют с учеником, включая выставление оценок, загрузку домашнего задания и другую фантастику.

ЭФУ (электронная форма учебника) – это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника (определение МОН РФ по Приказу от 8 декабря 2014 г. № 1559).

Для работы с ЭФУ достаточно обладать умениями обычного пользователя настольного или мобильного компьютера (установка программ, работа с основными повседневно используемыми приложениями, работа в сети Интернет).

Основной идеей электронной формы обучения является предоставление детям возможности самим искать и отбирать информацию. Электронные учебники содержат ресурсы, позволяющие организовать деятельность такого рода: работа с информационными источниками, практические упражнения и лабораторные работы, опыты и наблюдения, техническое моделирование, конструирование и многое другое.Установку на самостоятельный поиск материалов с использованием электронных учебников, безусловно, должен давать учитель. Только он сможет вывести учеников на высокий уровень познавательной активности, организуя их самостоятельную деятельность, независимо от форм представления учебников.

Становится актуальным вопрос, а не отвлекут ли электронные учебники детей от учебного процесса? Причин, отвлекающих учеников от учебного процесса, в школе может быть великое множество. К примеру, те же самые мобильные устройства, которые они принесут на урок, или весенние облака, проплывающие за окном. Задача учителя, как и на обычном уроке, состоит в том, чтобы организовать активную познавательную деятельность учащихся с использованием электронного учебника, увлечь их, повысить мотивацию и интерес к учебному предмету.
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных учебников — только средства для достижения образовательного результата, а будут ли эти средства эффективны, зависит от учителя.

Электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет больше возможностей для организации образовательного процесса и может использоваться в качестве не только источника информации, но и инструмента для выполнения практических, лабораторных работ, письменных заданий, наблюдения за различными процессами и пр. При работе с электронным учебником учитель может предлагать задания, которые давались и при работе с обычным бумажным учебником. Современные устройства, используемые для воспроизведения электронных учебников, позволяют не только просматривать информацию, но и писать на экране. Таким образом, все те приемы, которые использовались при работе с печатным учебником, можно применять и в электронной форме, расширяя их новыми, с учетом программных средств и технологических возможностей электронного учебника.

Электронная форма учебника по сравнению с традиционной печатной формой обладает следующими преимуществами:

более удобна для пользователя благодаря возможностям быстрого перемещения по разделам учебника при помощи интерактивного оглавления и кнопок быстрого перехода, настройки отображения (увеличение иллюстраций, изменение размера шрифта и т.д.) и поиска в учебном материале по ключевым словам;

дополняет учебный материал электронными образовательными ресурсами – мультимедийными объектами, обеспечивающими большую наглядность и содержательную широту материала;

позволяет учителю более полно погрузить учащихся в информационно-образовательное пространство, формируемое современными средствами информационно-коммуникационных технологий, и реализовать новые формы индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьников с элементами учебного исследования.

Но не нужно путать цифровую копию учебника от ЭФУ. Цифровой копией учебника является точная копия печатного учебника, представленная в формате pdf. В отличие от электронной формы учебника (разработанной в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России №1559 и реализованной в формате EPUB 3) цифровая копия учебника не содержит электронных образовательных ресурсов и расширенного набора инструментов навигации. Цифровая копия учебника может приобретаться физическими лицами на любые устройства у партнера издательства, компании Литрес . Привязка купленной цифровой копии учебника осуществляется к устройству, на которое она была скачана (только для компьютера), или к учетной записи Adobe ID. Срок использования цифровой копии учебника не ограничивается.

Индивидуальная образовательная траектория отражает идею индивидуализации — учета в процессе обучения, во всех его формах и методах, индивидуальных особенностей учащихся.
Организация учебной деятельности с использованием электронных учебников, несомненно, предполагает учет индивидуального темпа работы детей, определенную последовательность подачи учебного материала и разнообразные формы его изучения. Расширение ресурсов печатного учебника мультимедийными и интерактивными элементами, тестами и виртуальными лабораториями создает все условия для индивидуализации процесса обучения.
Ребенок, используя ресурсы электронного учебника, усваивает материал в своем темпе, создает образовательный продукт, выстраивает собственный образовательный путь, опираясь на личные качества и способности. В этой ситуации учитель уже не может продолжать обучение школьников по традиционной классно-урочной системе, при которой ученики находятся на одной стадии перед изучением нового материала, и для каждого ученика потребуется свой индивидуальный образовательный маршрут.

Комфортность ЭФУ для учащихся достигается благодаря следующим возможностям:

Более высокая наглядность учебного материала за счет использования иллюстративных и интерактивных мультимедиа-объектов.

Легкость доступа к требуемому учебному материалу благодаря наличию интерактивного оглавления и навигационных инструментов на панели тулбара, системе ссылок на электронные объекты и гиперссылок на внешние информационные ресурсы и возможностям поиска по ключевым словам.

Возможности проверки и самопроверки знаний с немедленным получением результата и возможностью повторного обращения к недостаточно усвоенному материалу.

Индивидуализация визуального представления материала – изменение размера шрифта, уровней яркости и контрастности.

Электронное устройство с комплектом установленных электронных учебников по всем предметам меньше по размерам и по весу, чем комплект печатных учебников.

Электронная форма учебника полностью соответствует печатной форме. Следовательно, планировать урок можно так же, как и раньше, с учетом методических рекомендаций к использованию традиционного учебника.

Важно понимать, что учитель использует электронные образовательные ресурсы (ЭОР) не просто для демонстрации иллюстративного материала, а для активной познавательной деятельности, создания учебного продукта вместе с учениками. Учитель отбирает ЭОР, которые помогают такорганизовать учебный процесс, чтобы дети были не простыми созерцателями, а активными его участниками. В такой совместной работе каждый ученик может пойти индивидуальным путем, работая с ЭОР, и каждый получает свой результат, который потом можно сравнить с другими и обсудить в классе. Ведь устную речь, обсуждения, дебаты никто не отменял, а ресурсы электронного учебника помогают находить необходимые для дискуссий аргументы и факты.

ЭФУ удобен для учителя:

Благодаря большому количеству имеющихся электронных образовательных ресурсов и их четкой привязке к тексту учебника учителю в большинстве случаев при подготовке к уроку не требуется самостоятельно выполнять подбор наглядного иллюстративного материала и дополнительной информации.

Наличие большого количества практических и контрольно-измерительных ЭОРов позволяет осуществлять более интенсивный тренинг по решению заданий и быстрый контроль знаний с автоматизированной проверкой результата.

Реализованный в ЭФУ механизм закладок позволяет пользователям (как учителям, так и учащимся) создавать на полях учебника заметки со своими комментариями, вопросами и т.п. При помощи этих заметок может быть реализован обмен информацией между учащимися (при коллективной работе) либо между учителем и учащимися, а также облегчается подбор необходимого материала для конкретного урока.

Возможность реализации новых форм учебной деятельности, основанных на самостоятельной работе школьников с учебным материалом, включающей элементы исследования.

Возможность индивидуализации процесса обучения для групп учащихся с разным уровнем подготовки и даже для отдельных.

В реальной практике учитель печатный учебник не использует в течение всего урока. Так же и применение электронного учебника не предполагает непрерывной работы с ним: ученики могут обращаться к электронному учебнику на отдельных этапах урока для решения учебных задач, поставленных учителем.
Одной из моделей использования электронного учебника является гибридный вариант, когда в школе ученики работают с электронной формой учебника, а дома выполняют задания из печатной его формы. К примеру, на уроках естественных наук дети проводят виртуальные лабораторные работы в электронном учебнике, разбирая материал вместе с учителем. Дома же закрепляют пройденное, выполняют домашние задания и создают учебные проекты, пользуясь бумажным учебником.

Нельзя настаивать на полном переходе на современные образовательные технологии в учебном процессе. Речь идет, скорее, о разумном сочетании в преподавании эффективных традиционных и инновационных приемов. Профессионализм учителя заключается в том, чтобы уметь правильно подбирать технологии, обоснованно их использовать. При таком подходе можно не только сохранить разнообразие методов преподавания, но и расширить его, используя новые формы представления учебного материала.

Возможные варианты электронного учебника

1. Смешанный вариант e-ink электронного учебника

В этом варианте бумажные версии учебников и книг, в которых цвет имеет критическое значение, используются, как обычно, а в качестве электронного учебника используется электронная книга с экраном e-ink, в которую загружаются все остальные школьные учебники и дополнительная литература. В качестве электронных учебников желательно использовать электронные книги большой диагонали, не меньше 8 дюймов (например, PocketBookInkPad 840 или лучше). Использование электронных книг меньших диагоналей нежелательно, но в крайнем случае можно использовать недорогие 6-дюймовые электронные книги, например, PocketBookBasicTouch 624 или аналогичные.

2. Полный вариант e-ink электронного учебника

В этом варианте все электронные версии учебников, книг и дополнительная литература загружены в электронную книгу с цветным экраном e-ink. Технологии производства экранов e-ink в настоящее время не позволяют воспроизводить яркие живые цвета, к тому же, ориентировочная стоимость электронных книг, которые используют такие экраны, очень высока, что неприемлемо для большинства родителей. Примером такой электронной книги является PocketBookColorLux (PB801). Можно подождать некоторое время с целью снижения цены или улучшения цветопередачи, но в ближайшее время революционные изменения в технологии не ожидаются.

TFT электронный учебник (планшет)

3. Полный вариант TFT электронного учебника

В этом варианте все электронные версии учебников, книг и дополнительная литература загруженны в планшет, обязательно с мощной батареей (более 4500 мАч) и желательно большим экраном. На экранах планшетов все цвета воспроизводятся качественно, но сама технология TFT не слишком полезна для детских глаз, к тому же, мало какие планшеты большой диагонали даже с мощными батареями смогут продержаться более 6 часов на одном заряде батареи, чего иногда может быть недостаточно, учитывая постепенное старение батареи.
В этом варианте может подойти, например, недорогой планшет DigmaOptima 10.1 3G. Естественно, что использование брендовых моделей планшетов (Samsung, Asus, Apple и т.д.) предпочтительнее, чем недорогих бюджетных моделей, но их могут позволить себе далеко не все дети и стоит не забывать, что ценные вещи могут элементарно украсть. Также можно использовать смартфон большой диагонали с хорошей батареей, например, KeneksiCrystal.

Пользовательская лицензия на работу с ЭФУ может быть предоставляется, как правило, на 1 год или на 5 лет.

В заключении хотелось бы сказать следующее. Несомненно, электронные учебники изменят методику и стиль работы. Изменится роль учителя в учебном процессе: ученик и учитель станут его равноправными участниками, а интерактивные функции учебника позволят этот процесс индивидуализировать. Методики работы с электронными учебниками делают упор на самостоятельное получение и освоение знаний учеником под руководством учителя.Кроме того, электронный учебник со временем будет интегрирован в электронную среду школы и связан с электронным журналом и дневником, что упростит выставление оценок и сократит объем рутинной работы учителя.

Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz

Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz

Informburo.kz выяснил, какие преимущества даёт электронный учебник учителям и школьникам.

Разберёмся, что представляют собой электронные учебники и какие издательства в Казахстане занимаются их разработкой.

№1. Что такое электронный учебник?

Электронный учебник – это электронный учебный курс, в котором информация по дисциплине представлена в виде текста, рисунков, видео, аудио, анимации и других графических средств.

Развитая система связей и поиска позволяет мгновенно переходить от одного раздела или фрагмента учебника к другому. Узнать, насколько хорошо усвоен материал, можно сразу же, выполнив интерактивные задания. Электронный учебник может иметь online- и offline-версию. Он может быть записан на CD-диск или другой носитель либо размещён на сайте в интернете.

№2. Это то же самое, что и бумажный учебник?

Нет. Первые учебники в электронном формате действительно лишь дублировали бумажные. Сейчас в интернете размещено много таких оцифрованных учебников в формате PDF, DOC, EPUB, FB2. Встречаются учебники в виде презентаций в Power Point. Все это можно назвать лишь электронной версией учебника.

Чтобы сделать электронный учебник, недостаточно просто перевести его содержимое в электронный вид. Его надо дополнять интерактивными компонентами: роликами, иллюстрациями, играми.

№3. Чем качественно электронный учебник отличается от бумажного?

В отличие от бумажных изданий цифровые учебники не статичны, а динамичны и содержат мультимедийное наполнение, отмечает заместитель директора по производству издательства "Келешек-2030" Ольга Лосенко.

"Их функционал также намного шире и разнообразнее, чем у статичных форм изданий. Учебники доступны как на казахском, так и на русском языке. Причём при необходимости этот доступ можно обеспечить в пределах одного цифрового издания. Кроме того, цифровые учебники решают проблему тяжёлых школьных рюкзаков: детям больше не нужно носить учебники в школу и домой", – говорит Ольга Лосенко.

№4. Школы каких стран уже перешли на электронные учебники?

Ещё ни одна страна мира полностью не отказалась от бумажной версии учебников. Но есть страны, где опыт введения электронных учебников в школах успешен. Среди них – Испания, Венгрия, Бразилия, Сингапур, Финляндия и Эстония.

Попытки массового внедрения электронных учебников были в Южной Корее, России и других странах. К примеру, в 2011 году АО "Роснано" представило электронную книгу Plastic Logic 100 в качестве перспективного электронного учебника для российских школ. Однако проект не имел успеха.

№5. Кто занимается выпуском электронных учебников в Казахстане?

Заместитель директора Республиканского научно-практического центра "Учебник" Саят Омаров сообщил, что на экспертизу свои электронные учебные издания за последние два года им представляли следующие издательства:

  • "Келешек-2030";
  • "Алматыкiтап баспасы";
  • Образовательный портал Bilim Media Group;
  • Национальный научно-практический образовательный центр "Бөбек";
  • УО "Центр педагогических технологий информатизации образования";
  • АО "Национальный центр информатизации";
  • ТОО "Новые образовательные технологии".

Есть и другие разработчики, продукция которых пока не проходила официальную процедуру экспертизы.

№6. Какую экспертизу проходят электронные учебники?

  • "рекомендуется к использованию в организациях образования";
  • "требует доработки";
  • "не рекомендуется к использованию в организациях образования".

На доработку учебника у авторов есть 30 дней с момента получения заключения, затем они снова должны подать учебник на экспертизу и ждать новых результатов. Повторно на доработку учебник не отправляется.

№7. Каким требованиям отвечает хороший электронный учебник?

Подготовка качественного электронного учебника – сложный процесс, требующий участия ряда специалистов: редакторов, дизайнеров, верстальщиков, программистов. Разработчики следят за качеством учебника и его эргономичностью. В числе требований к электронному учебнику:

  • гипертекстовое изложение материала;
  • простая навигация;
  • наличие иллюстраций;
  • тестовые или другие контролирующие задания к каждой теме;
  • различные уровни сложности материала и упражнений.

Содержание должно полностью соответствовать типовой программе.

№8. В чём преимущества электронных учебников?

В ближайшем будущем электронные учебники станут неотъемлемой частью обучения благодаря своим преимуществам. Они позволяют задействовать в процессе учёбы разные каналы восприятия информации.

Если ребёнок лучше воспринимает информацию на слух, он может её прослушать, а если визуально, то просмотреть видеофрагменты и анимацию. Среди других достоинств электронных учебников эксперты отмечают:

  • доступность в любое время и с любого устройства;
  • возможность поиска информации;
  • интерактивность;
  • объективность при выставлении баллов;
  • различные уровни сложности заданий;
  • условия для опережающего чтения;
  • возможность повторить пройденный материал.

№9. В каких школах Казахстана уже применяются электронные учебники?

Электронные учебники издательства "Келешек-2030" тоже доступны для общеобразовательных школ, отмечает Ольга Лосенко.

"Первая – внутренняя – экспертиза и апробация цифровых учебников с привлечением опытных педагогов, творческих групп специалистов-предметников, городских методических объединений учителей проводится методическим советом издательства ещё на этапе разработки цифровых изданий. Это тщательная проверка на соответствие типовым учебным программам, дидактическим, методическим, психологическим, эстетическим, гигиеническим требованиям", – поясняет Ольга Лосенко.

№10. Будут ли электронные учебники бесплатными?

Информация о том, будут ли учебники в бесплатном доступе или за них по примеру зарубежных стран введут плату, будет доступна в будущем. В Эстонии, например, плата за 150 учебников составляет 40-50 евро в год, расходы несёт государство. Вопрос обеспечения детей гаджетами для работы с электронными учебниками также находится на стадии обсуждения: рассматривается возможность привлечения спонсоров для закупки планшетов детям из малообеспеченных семей.

№11. Какое приложение скачать, чтобы получить электронные учебники?

Воспользоваться электронными учебниками ТОО "Bilim Media Group" можно, зарегистрировавшись на сайтах bilimland.kz, itest.kz, twig-bilim.kz и imektep.kz.

Издательство "Келешек-2030" поставляет в школы электронные учебники для 7-11 классов на дисках – по утверждённому перечню МОН, сообщают в компании.

Библиотека электронных учебников издательства "Алматыкiтап баспасы" доступна на платформе opiq.kz (это эстонская платформа, с которой сотрудничает казахстанское издательство; "опик" в переводе означает "учебник"). Войти в библиотеку можно с любого устройства – ПК, ноутбука, планшета, смартфона. Сайт автоматически подстраивается под его формат.

№12. Как учиться, если отключат электричество и интернет?

Электронные учебники не отменяют бумажных. Ученики будут получать в пользование и те, и другие. Домашние задания идентичны, поэтому выполнять их можно как по книге, так и по электронному учебнику.

При сбоях в работе интернета может быть использована offline версия учебника.

№13. Не испортят ли дети себе зрение из-за работы с планшетом/ноутбуком?

Санитарные нормы позволяют школьникам заниматься по электронным учебникам не больше 20 минут в течение урока, подчёркивает Рано Ануар. При необходимости дети могут увеличивать изображение, чтобы лучше разглядеть детали.

Шрифты и кегли для электронных учебников стандартизированы, цветовая гамма рекомендована в сдержанных, спокойных оттенках. При соблюдении гигиенических норм как в учебное, так и во внеурочное время, использование электронных учебников зрению детей не навредит.

В западных школах реализуется множество проектов, которые привносят интерактивность в процесс получения знаний: от перехода на персональные компьютеры до внедрения облачных технологий.


Преимущества электронной литературы

По данным исследования Национального центра биотехнологической информации США, тяжелый портфель приводит к сжатию межпозвоночных дисков, что вызывает боли в спине и искривление позвоночника. Поэтому врачи отмечают, что вес снаряженного рюкзака не должен превышать 10% веса школьника.

Планшеты и электронные читалки способны помочь в решении проблемы. Масса электронного устройства составляет 500–700 грамм, при этом оно заменяет собой стопку учебников. Портфель школьника становится легче — не страдает осанка и здоровье.

Еще с ридерами и планшетами удобнее работать слабовидящим ученикам. Маргарита Русецкая, ректор Института Пушкина, говорит, что информация в большинстве учебников представлена недостаточно удобно: мелкий шрифт, который густо наполняет страницу. Электронные же устройства могут изменять размер шрифта на комфортный для глаз.

Чем заменить книги

При этом планшеты имеют цветные экраны, что открывает больше мультимедийных возможностей. Ученики могут прямо на уроке просматривать обучающие видео и строить схемы или графики. Планшеты также дают доступ к интерактивным приложениям, способным изменить подход к обучению. Например, есть сервисы, которые учат решать уравнения или помогают выучить иностранный язык. Дополнительно отметим возможность простого доступа в интернет, что упрощает работу над школьными проектами и поиск информации.

Еще одно достоинство читалок — пониженное энергопотребление. Экраны E Ink расходуют заряд батареи медленнее LCD-дисплеев, потому что он потребляется только в момент перерисовки изображения. Время работы отдельных устройств зависит от размеров экрана, емкости батареи и условий использования, однако в среднем электронная бумага позволяет не заряжать устройство на протяжении недели.

И хотя планшеты по-прежнему остаются популярным инструментом при переходе на электронные учебники, за последнее время школы все чаще стали обращать свое внимание на ридеры. Ожидается, что к 2019 году стоимость рынка e-paper в образовательном секторе достигнет 1,5 млрд долларов при среднегодовом росте в 17%.



На фото: ONYX BOOX Chronos

Поэтому вне зависимости от того, что выбирает родитель или школа — планшет или ридер — устройство было достаточно большим (с экраном 9,7 дюйма). С такой рабочей поверхностью удобнее читать PDF-документы. Это важно, потому PDF-файлы не подстраивают содержимое под размеры экрана и рассматривать формулы, картинки и графики на небольших гаджетах становится неудобно.

Например, у ONYX BOOX есть несколько вариантов ридеров с диагональю 9,7 дюйма. Одной из последних моделей является Chronos. С неё удобно читать учебную и техническую литературу в форматах PDF и DjVu благодаря большому и комфортному для глаз дисплею с подсветкой и технологией SNOW Field. Оптимальную работу с документами обеспечивает двухъядерный процессор в сочетании с 512 МБ оперативной памяти.

Также есть линейка читалок MAX, которые еще больше — они имеют экран в 13,3 дюйма. Например, ридер ONYX BOOX MAX Carta представляет собой полноценное виртуальное пространство формата А4.



На фото: ONYX BOOX MAX Carta

Влияние ридеров и планшетов на зрение

Школьные классы спроектированы с прицелом на использование бумажных книг — большие окна вдоль стены, через которые поступает много света. И при попадании прямых солнечных лучей на экран планшета, контент становится трудно различим.

Джо Крофт (Joe Croft), соучредитель Research Design and Development, отмечает, что матовая поверхность E Ink экранов и отсутствие отражений (как в случае со стеклом планшетов) меньше утомляет глаза.

В комнате при достойном освещении экран планшета становится хорошо виден. Однако его яркость значительно отличается от яркости фона, а подсветка планшета мерцает. Человек может этого не замечать, но глаза устают быстрее.

Другая проблема связана с тем, что устройства, излучающие свет, не дают организму расслабиться. Врачи из США и Германии провели исследование и установили, что работа с LCD-экранами перед сном приводит к сбоям циркадных ритмов и недосыпу. Это сказывается на здоровье и производительности учеников.

Кто использует читалки

Электронные ридеры в качестве электронных учебников действительно обладают определённым спектром преимуществ, но возникает вопрос, где они реально применяются?

Одним из примеров может служить кенийская школа Kibera Girls Soccer Academy (KGSA). Руководство учреждения решило обратиться к электронным читалкам потому, что студентам трудно носить с собой тяжелые книги. Им приходится преодолевать по нескольку километров пешком, чтобы дойти до школы. А легкие электронные ридеры портативны и открывают доступ к тысячам книг, включая литературу африканских издателей.

Ридеры также используют в Sharon Elementary School в Роббинсвилле, США, чтобы сделать уроки более интерактивными и привлекательными для школьников. В частности, гаджеты позволяют подготавливать персонализированные обучающие программы для детей, которые испытывают затруднения в изучении материала.

Отчасти это связано с тем, что ученые и инженеры стараются приблизить ощущения от использования электронных читалок к впечатлениям от чтения бумажной книги, параллельно расширяя функционал устройств. Например, компания E Ink разрабатывает портативный ридер со сгибаемым десятидюймовым дисплеем Carta Mobius.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В качестве основных направлений информатизации колледжа были выбраны следующие:

  • Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;
  • Использование ИКТ управленческим аппаратом;
  • Создание электронной библиотеки;
  • Создание системы контроля знаний на основе ИКТ;
  • Создание обучающих программ и адаптация прикладных компьютерных программ;

Преподаватель специальных дисциплин Касумканова Бакыт Мухамедиевна

В качестве основных направлений информатизации колледжа были выбраны следующие:

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;

Использование ИКТ управленческим аппаратом;

Создание электронной библиотеки;

Создание системы контроля знаний на основе ИКТ;

Создание обучающих программ и адаптация прикладных компьютерных программ;

• Использование ИКТ во всех внеурочных и внеклассных мероприятиях. Возможности использования ИКТ огромны не только в учебном процессе, но и в воспитательной и во внеаудиторной работе со студентами. Внеаудиторная работа в колледже проводится в различных формах: научно-практические конференции, круглые столы, дебаты, КВН, спортивные мероприятия, концертные программы и др.

Информационные технологии предоставляют возможность: использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обращаться к принципиально новым познавательным средствам.

К недостаткам ЭУ можно отнести не совсем хорошую физиологичность монитора как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.

Структурная организация электронного учебника

На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число обучающих программ, электронных учебников и т.п. Одновременно не утихают споры о том, каким должен быть "электронный учебник", какие функции "вменяются ему в обязанность". Традиционное построение ЭУ: предъявление учебного материала, практика, тестирование.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.

2. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио- или видео ("живые лекции"). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места.

3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций.

4. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).

5. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области.

6. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для пользователей в пять-десять раз меньше по сравнению с традиционным учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съемке.

7. Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.

Режимы работы электронного учебника

Можно выделить 3 основных режима работы ЭУ:

- обучение без проверки;

- обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа) обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;

- тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования: структурированность, удобство в обращении, наглядность изложенного материала. Чтобы удовлетворить вышеперечисленные требования, целесообразно использование гипертекстовой технологии.

Электронный вариант учебника вмещает в себе и средства контроля, так как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении. Долгое время в отечественной системе образования контроль знаний, как правило, проводилось в устной форме. На современном этапе применяются различные методы тестирования. Многие, конечно, не разделяют этой позиции, считая, что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализирование, сопоставление и т.д. В системах дистанционного обучения применение новых технологии дает возможность качественно по-новому решить проблему. Мы заложили в электронный вариант учебника. Таким образом, можно надеяться, что применение новых информационных технологий способствуют повышению эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке студента.

Электронный учебник как средство дистанционного обучения

Как один из режимов использования ЭУ можно рассмотреть дистанционное обучение.

Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Информационно-образовательная система ДО представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.

Электронный учебник, содержащий собственно учебные материалы для дистанционного обучения, разделен на независимые темы-модули, каждая из которых дает целостное представление об определенной тематической области, что способствует индивидуализации процесса обучения, т. е. студент может выбрать из вариантов обучения: изучение полного курса по предмету или изучение только конкретных тем. При выборе первого варианта студенту по мере освоения материала высылается следующий модуль, и, таким образом, по завершении курса студент имеет целостный электронный учебник по данному предмету.

Каждый модуль содержит:

• учебные вопросы и их нормативную трудоемкость;

• методические указания о порядке и последовательности изучения темы модуля;

• используемые учебные материалы;

• упражнения и тесты для самопроверки, а также ссылки на правильные ответы, чтобы студенты могли проверить свое понимание учебного материала и управлять своим обучением;

• упражнения и тесты для итогового контроля.

Курс рассчитан на определенный срок изучения, в зависимости от его трудоемкости. Руководствуясь учебной программой и методическими указаниями, студент составляет персональный план обучения, т. е. расписание своих собственных учебных занятий. Таким образом, студент определит, в какой конкретно день какой учебный вопрос модуля учебной программы он будет изучать, и сможет регулярно отмечать в этом персональном плане результаты своей учебы.

Варианты построения уроков с использованием электронного учебника

1. Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении (20 мин. работы за компьютером). Студентов сначала опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных текстов.

При переходе к изучению нового материала студенты парами садятся у компьютера, включают его и начинают под руководством и по плану преподавателя.

2. Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. На данном уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все обучающиеся 5-7 мин. под руководством преподавателя соотносят полученные знания.

4. Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах студентов (3-4 человека).

В заключении урока (10 мин.) студенты обращаются к электронной формуле параграфа, сравнивая её со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение студентов к исследовательской работе на уроке (на уроках физики и математики и.т.д).

5. ЭУ используется как средство контроля усвоения студентами понятий. Тогда в состав электронного учебника входит система мониторинга. Результаты тестирования студентов по каждому предмету фиксируются и обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться студентом, преподавателем, методическими службами и администрацией. Процент правильно решённых задач даёт студенту представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, студент в какой-то мере может управлять процессом учения. Рассматривая результаты отдельных студентов можно сделать аналогичные выводы по каждому отдельному студенту принять соответствующие методические решения в плане индивидуальной работы. Наконец, можно проследить динамику обучения студента по предмету. Стабильно высокие результаты некоторых студентов даёт преподавателю возможность выстроить для них индивидуальную предметную траекторию.

Информационная технология открывает для студентов возможность лучше осознать характер самого объекта, активно включиться в процесс его познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так и условия функционирования. В связи с этим, информационная технология не только может оказать положительное влияние на понимание обучающимися строения и сущности функционирования объекта, но, что более важно, и на их умственное развитие. Использование информационной технологии позволяет оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала студентами, что весьма существенно в процессе обучения.

Список использованной литературы

Читайте также: