Сообщение про детский сад

Обновлено: 02.07.2024

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Из-за отсутствия духовного взаимодействия с родителями дети становятся менее эмоционально отзывчивы, менее общительны и открыты, менее любознательны. Непонимание эмоциональных потребностей ребенка приводит к постепенному накапливанию у детей неудовлетворенности, пассивности, угасанию познавательной мотивации. Традиционные формы работы с родителями ( беседы, собрания, уголки) дают малый результат. Нужны новые нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов. Сближение, контакт, взаимодействие родителей и детей необходимо для формирования морально - нравственных качеств и социализации ребенка.

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями , детьми Цель Совместные досуги, праздники участие родителей и детей в выставках, играх.. Форма проведения – совместные досуги, праздники, выставки призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Досуговые.

Познавательные Цель Форма проведения Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме , устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков в воспитании детей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы, групповым консультациям, которые можно провести творчески, опираясь на популярные телепередачи "Театральная пятница", "Круглый стол", "Викторины", "Клубы для родителей" и др. Для формирования у родителей навыков и умений воспитание ребенка целесообразно проводить тренинги, практикумы, дискуссии.

Чтобы отойти от стандартных родительских уголков, можно выпустить стенды настольной тематической информации, составленные по запросам и заявкам родителей, стенды-презентации, где сами родители могут презентовать, например, творчество своего ребенка. Не забудьте организовать и рекламный стенд, где есть возможность выразить благодарность родителям за оказанную помощь. Например, в одном случае, родители в качестве гостей посещают занятия. Родители видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье. В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т. д.

В результате внедрения нетрадиционных форм работы с родителями отмечается повышение интереса к жизни детей в группе, ответственности родителей за воспитание ребенка в семьях. Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах детско-родительских отношений. Конечно, родители имеют возможность получать информацию в интернете, общаться на форумах, но ничто не заменит личного эмоционального общения с воспитателями и своими детьми в спокойной непринужденной обстановке, направленной на взаимную помощь и поддержку детей дошкольного возраста.

7. Состояние здоровья воспитанников. Меры по охране и укреплению здоровья воспитанников.

8. Организация питания детей.

9. Условия осуществления воспитательно-образовательного процесса.

10. Результаты воспитательно-образовательной деятельности.

1. Общая характеристика образовательного учреждения.

29 июня 2009 года учреждению присвоен статус: Дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида 2 категории (свидетельство о государственной аккредитации №АА 136077 от 11.06.2004 года).

На территории дошкольного учреждения находятся детские площадки, спортивная площадка. Территория озеленена насаждениями по всему периметру. Имеются различные виды деревьев и кустарников, газоны, клумбы и цветники. Вблизи детского сада расположены : Детские сады №20, 12, средняя общеобразовательная школа №1,№5. Детский сад работает в режиме 12-ти часовой рабочей недели-5 дней.

Педагогический коллектив-16 человек. Из них:

Высшее образование имеют- 5 человек (33,3%)

Среднее педагогическое- 9 человек (51,4%)

Среднее не педагогическое- 2 человека (15,3%)

Целью работы Учреждения является: всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к школьному обучению.

Основными задачами Учреждения являются:

• Охрана жизни и укрепление здоровья детей, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;

• Создание максимальных условий, обеспечивающих интеллектуальное, личностное и физическое развитие детей;

• Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

• Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

• Взаимодействие с семьей для обеспечения полного развития ребенка.

В детском саду бережно сохраняют и развивают лучшие традиции воспитания здорового поколения, постоянно идет поиск новых технологий с детьми дошкольного возраста.

2. Комплектирование групп.

В 2015-2016 учебном году в детском саду работает 6 групп, в которых воспитываются 139 детей в возрасте от 1,6 до 7-ми лет. Из них:

Группы Возраст Количество групп Количество детей

Первая младшая 1,6 - 3 1 22

Вторая младшая 3-4 1 23

Средняя группа 4-5 2 23, 24

Старшая группа 5-6 1 23

Подготовительная группа 6 -7 1 24

Детский сад работает в режиме 12-ти часовой рабочей недели-5 дней.

Социальный статус семей воспитанников на 2015-2016 г.

Социальный статус семьи Количество семей

Полная семья 128

Неполная семья 11

Многодетные семьи 10

Безопасность воспитанников учреждения

. Детский сад оборудован специальными системами безопасности:

Специальной автоматической системой пожарной сигнализации;

Заместителем заведующего по безопасности Соколовой В. П. ежедневно осуществляется контроль за безопасность воспитанников.

Наблюдательный Совет способствует привлечению внебюджетных средств, направляемых на развитие дошкольного учреждения и укрепления его материально-технической базы.

Совет педагогов рассматривает основные вопросы образовательного процесса и определяет направление образовательной деятельности учреждения, разрабатывает программу Развития детского сада. Учредителем детского сада является Управление образования Администрации Дмитровского муниципального района Московской области, которое осуществляет контроль за деятельностью дошкольного учреждения.

4. Условия организации образовательного процесса

Результативность работы учреждения во многом зависит от создания необходимых для работы с детьми условий. В нашем детском саду созданы хорошие условия для эффективной работы всех участников педагогического процесса. Обеспечены оптимальные условия для качественного проведения воспитательно - образовательного процесса с детьми всех групп, реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, федеральных государственных требований. В интересах детей используются все помещения дошкольного учреждения.

5. Кадровое обеспечение

Детский сад укомплектован кадрами согласно штатному расписанию – 34 работника. Из них пеагогов-16.

Высшее педагогическое образование –4 человека 25%

Высшее специальное образование -3 человека -18,7%

Среднее педагогическое образование – 7 человек -43,7%

Среднее специальное образование- 2 человека-12,6%

Все педагоги работают на штатной основе. Распределение педагогов по квалификационным категориям:

Не имеют категории – 46,7%

За активную и плодотворную работу коллектив детского сада неоднократно награждался Благодарственными письмами, грамотами, дипломами Управления образования Администрации Дмитровского муниципального района и благодарственными письмами Главы Дмитровского муниципального района.

6. Медицинское обслуживание

Медицинское обслуживание воспитанников и лечебно-оздоровительная работа осуществляется старшей медицинской сестрой, врачами Дмитровский детской поликлиникой. На постоянной основе осуществляется плановая диспансеризация, практические прививки, регулярный контроль за состоянием здоровья воспитанников. Детский сад оснащен типовой пищеблок, имеющим необходимое современное оборудование, которое исправлено и находится в рабочем состоянии.

В детском саду организовано 4-х разовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин. Основной источник финансирования – бюджет Дмитровского муниципального района.

При составлении меню медсестра руководствуется разработанным и утвержденным 10 дневным меню. Важным условием организации питания является строгое соблюдение санитарно - гигиенических и культурно-гигиенических норм и правил, сервировка стола и, конечно, хорошей эмоциональный настрой.

7. Состояние здоровья воспитанников.

В целях своевременного выявления отклонения в здоровье воспитанников в детском саду проводится мониторинг состояния здоровья детей, анализ посещаемости и заболеваемости.

Исследование состояния здоровья воспитанников является прерогативой медицинских работников, которые определяют группу физического развития на основе антропометрических данных и групп на основе анамнеза и обследования детей декретированного возраста врачами –специалистами.

Характеристика воспитанников по группам здоровья на 2015-2016 г.

Группа здоровья 1 2 3 4

Количество детей 60 детей 69 детей 7 детей 1 ребенок

Понимая актуальность задач сохранения и укрепления здоровья детей, приоритетными направлениями своей работы считаем:

• физкультурно-оздоровительное, так как оно является основой здоровья и одной из главных составляющих целостного и разностороннего развития личности;

• физическое воспитание дошкольников, охрана и укрепление здоровья детей.

В решении этого вопроса принимает участие весь персонал детского сада.

Каждый год ставятся задачи по оздоровлению детей, воспитанию у них потребности заботиться о своем здоровье.

Годовая задача Срок выполнения, учебный год

Объединение усилий ДОУ и семьи по организации оптимальной двигательной активности, как важного условия развития основных движений и физических качеств ребёнка дошкольника, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни. 2013-2014

Развитие у детей потребности в ежедневной двигательной активности и способности ее регулировать Формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств: быстрота, сила, ловкость, выносливость. Формирование и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие и закаливание организма. Расширение работы по оздоровлению детей через разнообразные формы закаливания. 2014-2015

Продолжать совершенствовать методы и приемы охраны и укрепления здоровья, воспитывать интерес к различным видам двигательной деятельности, улучшая физическую и умственную работоспособность, повышая сопротивляемость и защитные свойства организма. 2015-2016

При использовании спортивно-игрового оборудования на занятиях создаются различные условия для выполнения физкультурных упражнений, благодаря чему дети приучаются проявлять находчивость, решительность, смелость, самостоятельность. Участие в спортивных и подвижных играх (элементы баскетбола, волейбола, ходьба на лыжах) способствует формированию у детей двигательной активности. На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально - дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовки и здоровья, половые особенности. Систематически проводятся:

Закаливание (воздушные и водные процедуры, хождение босиком)

Подвижные игры на прогулке

Физкультминутки на занятиях

Пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта нашла своё отражение в работе с родительской общественностью. Проведение родительских собраний, вовлечение родителей в спортивно-оздоровительную работу детского сада. Стало традицией проведение в дошкольном учреждении спортивных праздников и соревнований, досугов, спартакиад и т. п.

8. Организация питания детей.

Обязательным условием нормального роста организма, его гармоничного физического и нервно-психического развития является организация рационального питания. В детском саду осуществляется действенные меры по обеспечению воспитанников качественным питанием. Снабжение нашего учреждения продуктами питания централизованно.

Ежедневно дети получают необходимое количество белков, жиров и углеводов, витаминизированые продукты. В рационе присутствуют свежие фрукты и овощи, соки, кисломолочные продукты.

Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи.

В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний работники пищеблока строго соблюдают установленные требования к технологиям обработке продуктов, правил личной гигиены. Результатом является отсутствие зафиксированных случаев отравления и заболеваний детей.

В правильной организации питания детей большое значение имеет создание благополучной и эмоциональной окружающей обстановке в группе. Группы обеспечены посудой, удобными столами, предметами, необходимыми для эстетичного оформления стола и сервировки. Воспитатели учат детей красиво и правильно сервировать стол, красиво и правильно кушать.

9. Условия осуществления воспитательно - образовательного процесса.

Чтение художественной литературы

Педагогический коллектив строит свою образовательную деятельность с учетом федеральных государственных требований.

10. Результаты воспитательно-образовательной деятельности.

По результатам воспитательно-образовательной деятельности детский сад является стабильно-работающим дошкольным образовательным учреждением, подтверждением этого являются данные систематического анализа выполнения воспитанниками основных разделов программы:

Анализ выполнения Программы воспитания и обучения (в %)

Образовательная область 2015 год 2016 год

Коммуникация 83,3 81,6

Социализация 84,4 84,5

Безопасность 82 82,5

Познание 88,5 86

Художественное творчество 82 82,5

Чтение художественной литературы 86 85,3

Физическая культура 87,3 86,5

Коллектив детского сада активно участвует в профсоюзной жизни района – в 2015 году заняли второе место в Спартакиаде работников образования.

1. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Реализация здоровьесберегающих технологий, профилактических и оздоровительных мероприятий в воспитательно-образовательном процессе.

3. Укрепление материально-технологической базы: оборудование игровых площадок, приобретение игрового оборудования в группы.

Материально-техническая база учреждения, оснащение детского сада педагогическими, методическими пособиями и материалами дает возможность организовать жизнь детей так, чтобы каждому ребенку было комфортно и уютно, чтобы дети каждый день с удовольствием шли в наше учреждение.

Метод экологических проектов в образовательной деятельности детского сада Проект – это исследовательская задача, представленная детям в форме привлекательной проблемной ситуации, решение которой связано с самостоятельным.

Уголок изобразительной деятельности в первой младшей группе детского сада

Уголок изобразительной деятельности в первой младшей группе детского сада Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Детки первой младшей группы уже могут самостоятельно держать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

____________________________________________________________________________________________

295022, РК, г. Симферополь, ул. Сельвинского, 71, т. 61-69-98

Тема: Современный российский детский сад

в соответствии с требованиями

Современный российский детский сад в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Актуальность дошкольного образования в России имеет, и всегда будет иметь популярность, поскольку для современного общества важна стратегия формирования системы и ее модернизация, которая обеспечивала бы всестороннее полноценное воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

Современный российский детский сад прежде всего должен соответствовать определенным требованиям, которые регламентируются нормативно- правовой базой РФ.

Большинство детей-дошкольников после пребывания в атмосфере домашнего уюта и родительской заботы попадают в совершенно новый и чужой мир детского сада.

Для того чтобы ребёнок как можно комфортнее пережил этот сложный период, а процесс воспитания и развития малыша при этом был полноценным, современное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) должно отвечать всем установленным стандартам и требованиям.

Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в Российском обществе, привела к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений , ориентированную на потребности общества и предоставляющую большое разнообразие образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.

В современном детском саду образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение, а не искусственное ускорение (акселерацию) развития. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

Что же дает современный детский сад самому ребенку?

Главное преимущество детского сада - наличие детского сообщества,

благодаря которому создается пространство для накопления социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, осваивает способы общения и взаимодействия, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной позиции).

В настоящее время изменилась и сама система дошкольного воспитания. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду - “детский сад” добавились новые детские сады: с уклоном на интеллектуальное, художественно-эстетическое или физическое развитие воспитанников, детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии и др. Все это позволяет родителям выбирать образовательное учреждение, соответствующее их запросам. Это важно, так как на данный момент характер родительского запроса явно устремлен на ожидание от современного детского сада высокого уровня интеллектуальной подготовленности детей.

Что является главным условием для выполнения родительского запроса?

Конечно же, продуктивное взаимодействие всех специалистов и педагогов ДОУ.

Под продуктивным взаимодействием подразумевается организованная деятельность двух и более специалистов, в ходе которой происходит субъект- субъектное воздействие участников педагогического процесса друг на друга. Результатом такого процесса будет развитие ребенка, как полноценной личности. Необходимо так же помнить, что для достижения озвученного результата нужно отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса и использовать ведущие виды детской деятельности ( игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и другие.).

Данные психолого-педагогических исследований говорят о том, что у нынешних детей проявляется слабость воображения, недостаточное развитие слухового восприятия и понимания, недостаточный уровень речевого развития и другие нарушения. Все эти показатели являются результатом сложившейся социальной ситуации.

Очевидно, что в условиях современного детского сада следует максимально ее оптимизировать. Современный детский сад должен соответствовать социальному запросу общества и делать ставку на будущее и на личностное развитие своих воспитанников.

Для решения всех поставленных задач необходимо выполнение предъявляемых требований.

Какие же это требования ?

Требования к образовательной предметно-пространственной среде.

Рассмотрим каждое требование подробнее:

Психолого-педагогические : не случайно эти требования указаны первыми . Ведь по-прежнему актуальными являются поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу, их взаимодействия в разных видах деятельности, уважение взрослыми человеческого достоинства детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в своих возможностях и способностях, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия педагогов с воспитанниками, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, учитывающего социальные условия его развития, защита детей от всех форм физического и психического насилия, поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Теперь это закреплено нормативно.
Выполнять эти требования обязаны все педагоги и специалисты дошкольной образовательной организации.

Кадровые: Важность этих требований объясняется тем, что реализовать ФГОС в детском саду не сможет человек без педагогического образования. Более того, это сможет сделать только высокопрофессиональный педагог. Педагог современного детского сада должен обладать достаточно широким спектром психологических знаний.

Материально-технические : база современного детского сада должна соответствовать лицензионным требованиям дошкольного образования и обеспечивать охрану жизни и укрепления здоровья детей, способствовать их разностороннему развитию, реализации и выполнения программ воспитания, обучения и оздоровления детей дошкольного возраста .

Говоря о современном детском саде можно отметить, что желательно наличие библиотеки, компьютерного класса, изостудии, театральной комнаты, бассейна, кабинета психолога, кабинета логопеда, танцевальной студии, сенсорной комнаты, комнаты, имитирующей улицу, со светофорами, перекрёстками, дорогами, пешеходными переходами, большими игрушечными автомобилями, комнаты сказкотерапии.

Финансовые: основное финансирование современного детского сада происходит из бюджета города, но и не мало важную роль в финансировании дошкольного учреждения играют дополнительные образовательные услуги, предоставляемые детским садом.

Образовательная предметно-пространственная среда: вопрос создания данной среды для современного дошкольного учреждения, является очень важным и актуальным.

Образовательная предметно-пространственная среда должна быть:

- трансформируемой;

- полифункциональной;

- вариативной ;

Предметная среда должна включать разнообразные средства обучения (дидактический, игровой материал) , учитывать перспективы развития детей, их дифференцированные потребности, способствовать развитию эстетического вкуса.

Современный детский сад – это эффективное использование новаторских идей и инновационных технологий в образовательном процессе. Он должен постоянно развиваться и идти в ногу со временем.

Инновации и традиции – вот два ориентира в современном детском саду.

На сегодняшний день детские сады стремятся к развитию, повышению уровня квалификации кадров, обогащению предметно-пространственной среды . Современный детский сад способен к дальнейшему развитию!


У разных родителей разные требования к детскому саду. Для кого-то достаточно, что ребёнок сытый и здоровый, кому-то важны занятия и подготовка к школе, кто-то внимательно разглядывает меню и просит добавить туда побольше овощей. Наш блогер, психолог Центра лечебной педагогики Има Захарова, рассказала, каким должен быть детский сад, чтобы ребёнку было там хорошо.

Дошкольные учреждения и воспитатели пользуются невероятно высоким кредитом доверия у родителей, но никто не может взять ответственность родителей за качество жизни их ребенка. Поэтому необходимо особенно тщательно выбирать детский сад и позаботиться о том, чтобы родителям разрешили понаблюдать за происходящим в группе.

Как выбрать хороший детский сад?

Воспитатели:

1. Сколько детей приходится на одного воспитателя? По разным данным, на 5 детей до четырёх лет должен быть один воспитатель, а некоторые специалисты уверены, что в таком возрасте один взрослый должен присматривать за тремя детьми. После 4 лет, когда дети уже могут сами давать друг другу чувство защищённости и внимания, количество детей на 1 воспитателя может увеличиваться в зависимости от профессионализма и компетенции воспитателя и его опыта — 1 воспитатель на 10 детей и больше.

2. Приходит ли воспитатель на помощь ребенку, когда тому трудно или скучно? Каким образом он это делает? Обнимает, берёт на колени, заглядывает в глаза, утешает, разговаривает?

Зачастую воспитатели пользуются стратегией переключения внимания, что может сработать в конкретном случае, но не обеспечит ребенку понимания своих переживаний и принятия чувств по поводу конкретной ситуации.

3. Уделяет ли воспитатель внимание детям? Как откликается на просьбы о помощи? Как реагирует, если ребёнок хочет поделиться своими переживаниями, впечатлениями, идеями? Каждому ли ребенку и сколько внимания уделяет воспитатель в течение дня? Чтобы чувствовать себя увиденным и принятым, ребёнку достаточно как минимум 10 минут в день качественного персонального внимания — когда взрослый видит ребёнка в его переживаниях и потребностях — хотя некоторые дети испытывают потребность в большем количестве внимания, чтобы чувствовать себя безопасно.

4. Позволяет ли воспитатель детям непрерывно играть или прерывает игру детей? Как помогает детям с повседневными делами (туалет, переодевание, еда)? Объясняет ли, поддерживает ли, дозирует ли помощь, давая поле для развития самостоятельности?

Функции воспитателя детского сада:

  • Удовлетворяет физические потребности ребёнка, тем самым создавая физическое благополучие (обращает внимание на усталость, голод, температурный режим, туалет, боль).
  • Обеспечивает эмоциональную защиту и качественное позитивное внимание, тем самым создавая психологическое благополучие ребенка.
  • Создаёт окружающую среду таким образом, чтобы ребенок мог активно проявлять в ней свои способности, умения, навыки, знания, тем самым поддерживая его развитие, чтобы ребенок чувствовал себя успешным и эффективным.

В Центре лечебной педагогики мы рассматриваем функции взрослого так же — он даёт чувство безопасности ребенку и создаёт и поддерживает развивающую среду, а развивается ребенок сам.

Помещение:

1. Чувствуете ли вы уют и безопасность в здании детского сада? Есть ли безопасная зона, где ребёнок может уединиться, отдохнуть от излишнего общения, побыть с собой? Это может быть домик, палатка или просто место за ширмой/шкафом.


Грязь, вода и палка: шесть лучших и дешёвых игрушек для детей

Важно, чтобы игрушки оставляли простор для фантазии ребенка, чтобы они были вариативными и разнообразными и не задавали единственный способ взаимодействия с ними. Это отличает пассивные игрушки (когда активен ребенок) от активных (когда ребенок пассивен). Хорошо, когда есть возможность поиграть не только в Лего, но и в кубики (вариативность), когда детям доступны ткани (которые легко превращаются в дома, корабли и рыцарские плащи), верёвки, когда есть возможность менять пространство (ящики, мягкие модули).

3. Какие игровые зоны представлены в детском саду? Есть ли зона конструирования, сюжетно-ролевой игры, творчества, подвижных игр? Понятно ли разделены зоны, не мешает ли громкая игра одного ребёнка отдыху другого?

Что делать, если вам не нравится детский сад?


В конечном счете важна степень профессиональных навыков каждого отдельного воспитателя, его эмоциональная и социальная компетенции. Если качество отношений и безопасность не являются для персонала приоритетом, привлечение к уходу за детьми огромного количества воспитателей/педагогов, а также увеличение количества развивающих занятий не гарантирует детям эмоционального благополучия в саду, которое, по данным современных исследований, необходимо для развития ребенка.

Как облегчить привыкание ребёнка к детском саду

1. Начните с привыкания не к саду, а к новому значимому взрослому

Есть ли возможность начать знакомство с воспитателем до введения в группу? Найти отдельное время для общения воспитателя с ребенком? Приводить ребёнка в сад до начала занятий или воспитателю прийти к ребенку домой? О таком опыте знакомства с ребёнком мы узнали от воспитателей, который обучались на наших программах. Они рассказывали, что после того, как ребёнок поиграл в любимые игры и подружился с воспитательницей, прийти к ней в группу в саду не было проблемой.

2. Узнайте, как организован процесс привыкания в вашем саду

Можно ли родителю в течение двух недель находится в группе или рядом с группой? Как происходит передача отношений? Как часто родители слышат от воспитателей, что им лучше уйти и ребенок быстро успокоится сам, что он будет плакать специально для них. Воспитатели опираются на свой опыт, ребёнок действительно перестает плакать и кричать, когда родители уходят. Он подаёт сигналы своей системе безопасности — близкому взрослому, и эти сигналы важны. Хорошо, когда ребёнок сам решает, в какой момент он пойдет в группу с детьми, зная, что мама не торопится уйти. Важно дождаться, когда ребёнок сам слезет с колен и пойдет в группу к знакомой воспитательнице, детям и игрушкам.

3. Как понять, когда ребёнок готов отпустить родителя?

Если он начинает обращаться за помощью или делиться своими переживаниями с воспитателем, значит, отношения сложились, ребенок чувствует себя в них безопасно, и взрослый может начать уходить, постепенно увеличивая время своего отсутствия.

Время привыкания зависит и от семейной ситуации — сложнее приходится детям, у которых только один значимый взрослый. Такому взрослому тоже непросто, ведь у него нет опыта передачи отношений.

Выбирая детский сад для своего ребенка из всего разнообразия современных возможностей, важно оценить качество отношений взрослых с детьми в конкретном саду.


Каждый родитель, принимая решение отдать ребенка в детский сад, надеется на то, что там будет комфортно и безопасно. Родители тщательно изучают дошкольные учреждения, чтобы не ошибиться и сделать правильный выбор. Но как узнать подходит ли конкретный детский сад вашему ребенку?

В конце материала - практический чек-лист по выбору детского сада

"Эмоциональная среда современного детского сада должна закладывать в детях прежде всего позитивное отношение к себе. Ребенок должен понимать и чувствовать, что он в этом мире главный, важный и ему всегда рады."

  • ребенок почувствовал, что он сам способен творить и это ценится окружающими;
  • дать уверенность ребенку, что он сам может влиять на ход событий и его всегда поддержат;
  • показать, что мир вокруг безопасный и интересный, и не нужно постоянно ждать негатива в свой адрес.

"Эмоциональная среда современного детского сада должна закладывать в детях прежде всего позитивное отношение к себе. Ребенок должен понимать и чувствовать, что он в этом мире главный, важный и ему всегда рады."

  • ребенок почувствовал, что он сам способен творить и это ценится окружающими;
  • дать уверенность ребенку, что он сам может влиять на ход событий и его всегда поддержат;
  • показать, что мир вокруг безопасный и интересный, и не нужно постоянно ждать негатива в свой адрес.


Самостоятельность и инициативность

Первая составляющая, связанная с инициативностью, - полноценное развитие игры. Развивать свободную игру, не заданную взрослым человеком можно одинаково хорошо и в саду, и дома. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя автором игры. За инициативностью стоит воображение. Для развития воображения надо поддерживать естественное любопытство. В хорошем детском саду воображение развивают игрушки: это не готовые, мастерски связанные крючком пельмешки, а всевозможные кубики, цилиндрики, камушки, палочки, – всё, что может превращаться во что угодно, так называемый, полифункциональный материал.


Хороший педагог знает, как помочь ребенку, который стесняется говорить. Как вариант, можно сесть рядом, предложить на ушко все рассказать ребенку, чтобы потом озвучить сказанное вслух, или, например, проговорить вместе. Так малыш понимает: то, что он думает настолько важно, что вся группа должна про это знать! При таком подходе постепенно придет уверенность, что эмоции и дела ребенка ценны. Помните, что доверие формируется в мелочах: важно заглядывать в глаза, слушать внимательно, присаживаться на один уровень с детьми.

Читайте также: