Сообщение про чрезвычайные происшествия на воде

Обновлено: 30.06.2024

Водный транспорт определяется исключительной экономичностью перевозок морем самой широкой номенклатуры грузов. На морские перевозки приходится свыше 60% всего мирового грузооборота, так как основную часть экспортно-импортных грузов в межконтинентальной торговле можно перевезти только морем. Воды Мирового океана бороздят около 60 тыс. крупнотоннажных судов и свыше 20 млн. мелких судов (туристских и прогулочных катеров, парусных яхт, ботов и др.).

Содержание

Введение
Понятие аварии на водном транспорте
Правила поведения на водном транспорте
Причины возникновения аварий на водном транспорте.
Классификация аварий на водном транспорте
Виды аварий на водном транспорте
Правила поведения при аварии на водном транспорте
Заключение
Цель написания реферата

Работа содержит 1 файл

Реферат по БЖД.docx

Министерство образования Российской Федерации

Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского

Выполнила студентка _221___ группы

ФИО: Брункова А. А._______________

  1. Введение
  2. Понятие аварии на водном транспорте
  3. Правила поведения на водном транспорте
  4. Причины возникновения аварий на водном транспорте.
  5. Классификация аварий на водном транспорте
  6. Виды аварий на водном транспорте
  7. Правила поведения при аварии на водном транспорте
  8. Заключение
  9. Цель написания реферата

Список литературы

Понятие аварии на водном транспорте

Авария на морских (речных) судах — опасное происшествие на судах, приведшее к гибели людей, причинению вреда здоровью, уничтожению и повреждению транспортных средств или ущербу окружающей природной среде.

Правила поведения на водном транспорте

Пассажиру на судне рекомендуется:

• ознакомиться с судовыми инструкциями и памятками;

• изучить и запомнить все пути выхода от каюты до верхней палубы и спасательных средств;

• выяснить, где находятся запасные выходы, где хранятся индивидуальные средства спасения, и научиться пользоваться ими;

• запомнить знаки и сигналы тревожного оповещения.

• избегать судовых учебных тревог;

• перекладывать индивидуальные средства спасения и использовать их не по назначению;

• отключать громкоговорящую судовую трансляцию.

Причины возникновения аварий на водном транспорте

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит не под воздействием сил стихии (ураганы, штормы, туманы, льды), а по вине людей. Их ошибки делятся на допущенные при проектировании, строительстве судов и их эксплуатации. Подавляющее число ЧС возникает в последнем случае. Использование новейшего навигационного и радиолокационного оборудования на судах не приводит к уменьшению числа столкновений между ними. Это объясняется ростом количества кораблей торгового, рыболовного, пассажирского и военного флотов, увеличением их скорости, тоннажа и габаритов, уплотнением графиков движения.

Основными причинами аварийности на водном транспорте являются:

• техническая непригодность судов к эксплуатации на море или возникающие в них механические поломки;

• нарушение правил технической эксплуатации судов и оборудования;

• нарушения правил пожарной безопасности и требований нормативных документов

по безопасности перевозок грузов.

Классификация аварий на водном транспорте:
- кораблекрушение - гибель судна или его полное разрушение;
- авария - повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов (пассажирского 12 часов);
- аварийное происшествие.

Нарушение ППСС ( Правила предупреждения столкновений судов)

За последние годы морские державы предприняли целый ряд мероприятий, направленных на борьбу со столкновениями судов. Так, например, в оживленных местах судоходства были обставлены буями и вехами фарватеры для движения судов в различных направлениях. Практика показала, что в узкостях с интенсивным движением морского транспорта, где были установлены рекомендованные фарватеры, столкновения отмечались значительно реже.

Столкновение с другим судном или объектом

Столкновение представляет собой соударение с другим судном либо в процессе движения обоих вступивших в физический контакт судов, либо с судном, стоящим на якоре или находящимся на мели. К столкновениям относят и соударение судна с отдельно стоящим в море сооружением - нефтебуровой платформой, вышкой и т.п. (одна из из получивших широкий общественный резонанс аварий этого вида анализируется в повести " Гранд-дама океана ").

Столкновение с подводным препятствием подразумевает соударение судна с затонувшим судном (независимо от того, находится ли оно на дне моря, достигает поверхности воды или плавает в погруженном состоянии), его частями или другими наблюдаемыми на поверхности воды предметами (затопленное дерево, свя, кит, железобетонный массив и т.п.). Такое столкновение рассматривается как авария, если причинен ущерб судну - его наружной обшивке, элементам набора, винторулевому комплексу и т.д.

Особенно опасны столкновения нефтеналивных судов, вызывающие взрывы, мощные пожары и разлив десятков тысяч тонн нефти.
- 15 февраля 1979 г. - в проливе Босфор греческое судно “Евриале” столкнулось с румынским танкером “Индепенденто” с 95 тыс. т нефти на борту. Последовала серия взрывов, нефть хлынула в море, вспыхнул пожар, потушить который удалось только через 28 дней.
- 23 мая 1988 г. - в Онежском озере произошло столкновение теплохода “Волго-Дон-5074" и танкера “Волгонефть-129” в условиях ограниченной видимости вследствие тумана. Разлившаяся нефть образовала масляное пятно диаметром 3 км. Количество взрывов на танкерах ежегодно колеблется от 13 до 26. Почти на четверти всех судов, потерпевших бедствие, катастрофа возникла в результате пожара или взрыва.
- Февраль 1945 г. - взрыв торпеды на борту подлодки “Бибер” фактически уничтожил всю немецкую флотилию подлодок, размещавшихся в порту г.Роттердама (Нидерланды).
- 1955 г. - взрыв торпеды на борту подлодки “Сайдон” в порту г. Портленда (Великобритания) унес 13 человеческих жизней, 7 человек были ранены.
- 29 октября 1955 г. - в Севастопольской бухте взорвался линкор “Новороссийск”. Завалившись на борт, он перевернулся, а позднее затонул. В трагедии погибло более 600 моряков. Причина взрыва определена не была.
- 12 ноября 1965 г. - вспыхнул пожар на судне для круизных рейсов “Ярмут Касл”. Через 5 ч после начала пожара корабль затонул. Погибли 85 пассажиров и 2 члена экипажа.
- 17 мая 1988 г. - пожар на борту советского пассажирского судна “Приамурье” в районе г. Осаки (Япония). Погибли и пропали без вести 12 человек, были ранены 35 человек.
За последние три года на просторах мирового океана произошло, по некоторым данным, 25 катастроф с танкерами, перевозившими нефть и нефтепродукты. Английский танкер "Бритиш Трент" 3 июня 1993 г столкнулся с панамским сухогрузом. В результате у берегов Бельгии вылилось 24 тыс. нефти. У берегов Объединенных Арабских Эмиратов 31 мая 1994 г. панамский танкер допустил столкновение с другим танкером, став причиной экологической катастрофы - из его резервуаров вылилось около 16 тыс. нефти.

Чтобы предотвратить столкновение судно должно уменьшить ход или остановиться, застопорив свои движители или дав задний ход.

Стихийное бедствие и плохие погодные условия
Суда гибнут в результате воздействия штормов, ураганов, смерчей, цунами, при столкновении со льдами.
- Май 1986 г.-на р. Мегхна (Бангладеш) перевернулся во время шторма пассажирский паром. При этом погибли 600 человек.
- 2 сентября 1993 г. - в Южной Атлантике в одиннадцатибальный шторм потерпел крушение теплоход “Полесск" Балтийского морского пароходства. Погибли 29 человек.
- Классическим примером катастрофы, вызванной столкновением с айсбергом, является гибель в первом же своем рейсе 15 апреля 1912 г. трансантлантического суперлайнера “Титаник". Его плавание прервалось в 360 км от о.Ньюфаундленд. В катастрофе погибло более 1500 человек. спаслось около 500 человек. “Титаник" был, по мнению специалистов, непотопляемым судном, так как состоял из 16 отсеков, отделенных друг от друга водонепроницаемыми переборками. Даже одновременное заполнение водой четырех из них не приводило к гибели корабля. Айсберг при столкновении разрушил 5 отсеков.

Предотвратить аварию в плохие погодные условия можно лишь единственным способом: нужно быть всегда в курсе погодных изменений.

Конструкционные ошибки

Выход из строя оборудования

Причиной значительного количества катастроф является техническая непригодность судов к их эксплуатации на море или возникающие в них механические поломки.
- Январь 1981 г. - затонуло индонезийское пассажирское судно-паром “Тампонас-2”. Силовая установка пришла в негодность в результате многолетней эксплуатации. Взрыв и пожар привели к гибели судна и 450 человек.
- Апрель 1989 г. - в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка ”Комсомолец” . По техническим причинам на судне возник пожар, приведший к его гибели. Число жертв составило 42 человека.
- Ноябрь 1995 г. - в Норвежском море по причине неудовлетворительного технического состояния затонул российский траулер “Новгородец”. Погибли и пропали без вести 10 человек.


Наша страна богата водными ресурсами, в ней много рек и озер. Россия располагает самой крупной в мире сетью внутренних водных путей. Также наша страна, имея выходы к морям, по праву может называться и морской державой. Протяженность российских морских границ составляет около сорока тысяч километров.

Это означает, что в стране развита система водного транспорта, во время эксплуатации которого могут происходить разные внештатные ситуации, приводящие к авариям на водном транспорте. Что к ним может привести? Как избежать аварийных ситуаций, как действовать, если уж они случились, расскажем в настоящей статье.

столкновение судов

Водный транспорт. Значение

В зависимости от того, для какой акватории построено водное судно, их подразделяют на речные и морские. Морские суда обычно имеют большие габариты по сравнению с речными. При строении морских судов учитывается более интенсивное морское волнение, водоизмещение и т. д.

Скорость у водного пассажирского транспорта невысока в сравнении с воздушным или наземным транспортом, поэтому его редко используют для деловых поездок. Для туристов и отдыхающих водный транспорт весьма привлекателен и пользуется спросом.

примеры аварий на водном транспорте

Классификация морских судов

Принято классифицировать морские суда по разным признакам. Это их назначение, район плавания, род двигателя и другие характеристики. Рассмотрим классификацию морских судов лишь по их назначению, то есть по виду выполняемой службы. Транспортные суда, например, подразделяются на:

безопасность пассажиров морских судов

Оснащение судов для обеспечения безопасности

Все современные суда (независимо от их назначения) оснащены средствами радиосвязи и спутниковой навигации. За каждым судном, находящимся в плавании, осуществляется диспетчерский контроль и поддерживается радиосвязь. Пассажирские суда всегда располагают спасательными средствами для аварийных ситуаций. Важно их вовремя и правильно использовать. Это надувные шлюпки, плоты, спасательные костюмы и жилеты. Для безопасности делается очень много. Для всех пассажиров и членов экипажа предусмотрены места на спасательных плотах и шлюпках.

Также существуют всемирно принятые международные сигналы бедствия на море, подающиеся суднами, которые терпят бедствие, для привлечения к себе помощи и внимания. Если такой сигнал получит капитан судна, находящегося поблизости, он обязан сделать все для оказания помощи людям, оказавшимся в опасности.

Основные причины аварий

Несмотря на вышеперечисленные меры безопасности, в наше время ежегодно погибает несколько десятков судов и сотни людей. Главными причинами аварий на водном транспорте становятся:

  • воздействие на судно природных сил (шторм, резкий подъем или снижение уровня вод, сильный шквалистый ветер, ледяные заторы, рифы, подводные скалы, прорывы плотин и шлюзов, резкое ускорение течения и другие непредвиденные обстоятельства стихийных бедствий);
  • результат неверных действий экипажа (невыполнение командой требований по безопасности судоходства и нарушение трудовой дисциплины, неудачные маневры в управлении судном, которые привели к столкновению, неверная оценка данных электро- и радионавигационных приборов, технические неисправности устройств и механизмов судна, недостатки конструктивного характера, ошибки в конструировании судна, игнорирование судовладельцем и береговыми работниками требований безопасности судоходства и т. д.); (пожары или взрывы, террористический акт и др.).

Судно, терпящее бедствие, может быть на поверхности воды, выброшенным на берег, сесть на мель или затонуть.

правила поведения при аварии на водном транспорте

Защитные меры

Также к каждому пассажирскому месту закрепляется карточка пассажира. В ней указываются значения сигналов и тревоги, место сбора по тревоге, номер и место, где находится спасательный плот или шлюпка, инструкция по надеванию спасательных средств и места их хранения. Поэтому очень важно изучить всю информацию по обеспечению безопасности, содержащуюся в этой карточке, на первых минутах пребывания пассажиров на судне.

Виды сигналов судовых тревог и их значение

Всего существует три вида сигналов судовых тревог:

аварийные ситуации

Случаи эвакуации с судна

Эвакуация проводится только по распоряжению экипажа судна. Капитан дает распоряжение об оставлении корабля (парома и других видов водного транспорта) в следующих случаях:

  • существуют признаки неотвратимой гибели судна (крен, погружение в воду палубы, носовой части, кормы);
  • распространение воды по судну, ведущее к его затоплению;
  • обледенение судна или смещение груза, ведущие к его опрокидыванию;
  • пожар судна;
  • под действием ветра или течения судно дрейфует на рифы, на которых оно может быть опрокинуто, при отсутствующей возможности смены управления судна.

аварии на водном транспорте

Основные правила поведения

Правила поведения при аварии на водном транспорте будут описаны далее. Главное правило – это не терять самообладания и не поддаться панике. Очень важно быстро и четко выполнять команды и указания капитана и членов экипажа судна. Если прозвучал сигнал бедствия, то:

  1. Необходимо надеть как можно больше одежды, а сверху - спасательный жилет. Оберните шею шарфом или полотенцем, так как она быстрее из всех частей тела подвергается охлаждению. Не нужно снимать обувь.
  2. По возможности возьмите в шлюпку теплое одеяло, питьевую воду и немного еды.
  3. Возьмите все свои документы и оберните их в полиэтиленовый пакет.
  4. Без спешки, но быстро следует подняться на верхнюю палубу (всегда, пребывая на судне, изучайте и запоминайте дорогу от своей каюты до верхней палубы) и по команде членов экипажа, дождавшись своей очереди, садитесь в спасательное средство (плот или шлюпка).
  5. Первых эвакуируют с терпящего бедствие судна детей, женщин, пожилых людей и раненых пассажиров.

Убедившись, что на судне некого больше эвакуировать, последним его покидает капитан. Рекомендуется отплыть от судна на спасательном средстве не менее чем на сто метров.

В спасательной шлюпке

Оказавшись на плоту или в шлюпке, необходимо продолжать сохранять спокойствие. Может оказаться так, что потребуется довольно длительное время для обнаружения и спасения пассажиров, покинувших судно. В связи с этим необходимо эффективнее сохранять тепло тела, экономно потреблять питьевую воду и еду. Морскую воду пить не рекомендуется.

аварии на водном транспорте примеры

При отсутствии видимости берега нескольким шлюпкам лучше держаться рядом друг с другом, не отплывая далеко от места крушения судна. Запрещается использование нескольких дымовых шашек или ракет за один раз. Целесообразнее использовать их, когда есть реальный шанс, что кто-то заметит шашку. Помните, что без воды человек может продержаться около десяти суток, еще дольше без пищи.

При оставлении судна прыжком в воду

Возникают ситуации (недостаточно шлюпок, стремительное затопление, крен или сильный пожар на судне), когда нет возможности эвакуироваться с судна в шлюпки, тогда приходится принимать решение покидать судно, прыгая за борт. В этом случае команда экипажа должна проинструктировать, как правильно это сделать.

Лучше прыгнуть в то место, где течение естественным образом отнесет прыгающего в сторону от судна. При спуске в воду можно использовать трап судна, в случае его целостности.

Прыжок следует совершать, прижав подбородок к груди, одной рукой прикрыв органы дыхания, а другой – придерживать спасательный жилет. Необходимо прыгать с полусогнутыми ногами, соединив ступни и глубоко вдохнув. Прыгнув в воду, нужно начать выныривать с открытыми глазами, чтобы не попасть под дно судна или не встретить какой-либо обломок. Находясь в воде, необходимо подавать сигналы свистком (свистки имеются на всех жилетах) или поднять вверх одну руку.

Несмотря на то что вода может показаться теплой, все равно необходимо сохранять тепло, стараясь поменьше двигаться. Задача прыгнувшего пассажира – быть в сознании и на плаву. Сохранить тепло поможет группировка. Для этого обхватите тело руками и немного приподнимите бедра для наименьшего воздействия воды на паховую зону, так быстрее всего охлаждаются голова, шея, подмышки и паховая зона. Группировка отлично сохранит тепло тела и повысит шансы выживания на 30-40 %. При видимости спасательного средства необходимо плыть в его сторону. Если в шлюпке нет места, вам бросят трос, обвязавшись которым, можно следовать за шлюпкой.

спасательный плот

Примеры аварий

Ежегодно в мире в результате морских аварийных ситуаций и катастроф погибает около двухсот тысяч человек. Из них примерно пятьдесят тысяч гибнут сразу же после кораблекрушения в воде, примерно столько же погибают в плавательных средствах, не выбравшись на сушу, а остальные гибнут вместе с терпящими бедствие судами.

Терпят крушения не только большие корабли. В последнее время погибают множество мигрантов по всему свету, пытающихся пересечь морские границы на небольших и старых судах. В 2015 г. погибло более четырехсот незаконных мигрантов в результате крушения судна, которое следовало в Италию из Ливии. В 2012 году в Индийском океане погибло девяносто человек из двухсот, плывущих в Австралию из Шри-Ланки.

Происходят также столкновения судов. В 2001 году в Бангладеш танкер столкнулся с паромом, погибло девять пассажиров парома и как минимум тридцать пять пропали без вести. Спасшийся пассажир утверждал, что на пароме было более двухсот человек, а владелец парома говорил, что их не было больше пятидесяти.

В октябре 1986 года в Атлантическом океане на глубине 5000 метров затонула атомная подлодка К-219 с баллистическими ракетами на борту. По одной из версий произошло ее столкновение с американской подводной лодкой. По официальной версии – 3 октября произошел взрыв баллистической ракеты в одной из шахт, через три дня лодка затонула, большую часть экипажа смогли спасти, погибли 4 человека.

12 апреля 1970 года потерпела катастрофу в Бискайском заливе атомная подводная лодка К-8, входящая в состав Северного флота. На борту произошел пожар, ценою жизни пять офицеров задраили двери и заглушили ядерные реакторы, предотвратив дальнейшие взрывы. Часть экипажа была спасена болгарским теплоходом. В результате пожара погибло 52 человека. АПЛ затонула на глубине 4680 метров, в 490 км к северо-западу от Испании.

В октябре 1986 года в Атлантическом океане на глубине 5000 метров затонула атомная подлодка К-219 с баллистическими ракетами на борту. По одной из версий произошло ее столкновение с американской подводной лодкой. По официальной версии – 3 октября произошел взрыв баллистической ракеты в одной из шахт, через три дня лодка затонула, большую часть экипажа смогли спасти, погибли 4 человека.

В октябре 1986 года в Атлантическом океане на глубине 5000 метров затонула атомная подлодка К-219 с баллистическими ракетами на борту. По одной из версий произошло ее столкновение с американской подводной лодкой. По официальной версии – 3 октября произошел взрыв баллистической ракеты в одной из шахт, через три дня лодка затонула, большую часть экипажа смогли спасти, погибли 4 человека.

12 апреля 1970 года потерпела катастрофу в Бискайском заливе атомная подводная лодка К-8, входящая в состав Северного флота. На борту произошел пожар, ценою жизни пять офицеров задраили двери и заглушили ядерные реакторы, предотвратив дальнейшие взрывы. Часть экипажа была спасена болгарским теплоходом. В результате пожара погибло 52 человека. АПЛ затонула на глубине 4680 метров, в 490 км к северо-западу от Испании.

12 апреля 1970 года потерпела катастрофу в Бискайском заливе атомная подводная лодка К-8, входящая в состав Северного флота. На борту произошел пожар, ценою жизни пять офицеров задраили двери и заглушили ядерные реакторы, предотвратив дальнейшие взрывы. Часть экипажа была спасена болгарским теплоходом. В результате пожара погибло 52 человека. АПЛ затонула на глубине 4680 метров, в 490 км к северо-западу от Испании.

В октябре 1986 года в Атлантическом океане на глубине 5000 метров затонула атомная подлодка К-219 с баллистическими ракетами на борту. По одной из версий произошло ее столкновение с американской подводной лодкой. По официальной версии – 3 октября произошел взрыв баллистической ракеты в одной из шахт, через три дня лодка затонула, большую часть экипажа смогли спасти, погибли 4 человека.

В октябре 1986 года в Атлантическом океане на глубине 5000 метров затонула атомная подлодка К-219 с баллистическими ракетами на борту. По одной из версий произошло ее столкновение с американской подводной лодкой. По официальной версии – 3 октября произошел взрыв баллистической ракеты в одной из шахт, через три дня лодка затонула, большую часть экипажа смогли спасти, погибли 4 человека.

12 апреля 1970 года потерпела катастрофу в Бискайском заливе атомная подводная лодка К-8, входящая в состав Северного флота. На борту произошел пожар, ценою жизни пять офицеров задраили двери и заглушили ядерные реакторы, предотвратив дальнейшие взрывы. Часть экипажа была спасена болгарским теплоходом. В результате пожара погибло 52 человека. АПЛ затонула на глубине 4680 метров, в 490 км к северо-западу от Испании.

12 апреля 1970 года потерпела катастрофу в Бискайском заливе атомная подводная лодка К-8, входящая в состав Северного флота. На борту произошел пожар, ценою жизни пять офицеров задраили двери и заглушили ядерные реакторы, предотвратив дальнейшие взрывы. Часть экипажа была спасена болгарским теплоходом. В результате пожара погибло 52 человека. АПЛ затонула на глубине 4680 метров, в 490 км к северо-западу от Испании.

ЧП произошло в Краснослободске

Межрегиональное управление Росприродназдора по Астраханской и Волгоградской областям совместно с Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой начали проверку по факту затопления неэксплуатируемого теплохода, принадлежащего Волгоградскому областному совету профсоюзов. ЧП произошло в конце февраля в Краснослободском затоне.

Судно полностью ушло под воду

Фото: Управление Росприродназдора по Волгоградской и Астраханской областям

Эксперты взяли пробы воды на предмет выяснения негативного влияния на водный объект, выполнены замеры площади нефтяного пятна на поверхности затона. После заключения лаборатории будет дана оценка ситуации и определен размер вреда, причиненного водному объекту.

Известно, что затонувший корабль ПС-343 принадлежит Волгоградскому областному совету профсоюзов. По данным из открытых источников, судно было построено в 1968 году, и в настоящее время имеет статус неэксплуатируемого.

Сумма причиненного природе ущерба устанавливается

Фото: Управление Росприродназдора по Волгоградской и Астраханской областям

Читайте также: