Сообщение про большой театр в санкт петербурге

Обновлено: 02.07.2024

Ровно за сто лет до октябрьского переворота 1917 года, 3 октября 1817 года в семье генерала от кавалерии, командира Кавалергардского полка графа Степана Фёдоровича Апраксина и герцогини Елены Антоновны Серра—Каприоли, дочери неаполитанского дипломата, родился младший сын, Антон Степанович Апраксин. Получив домашнее образование, Антон Степанович, естественным образом выбрал для своего будущего воинскую карьеру.

После смерти отца вместе с малолетней племянницей и сестрами стал наследником огромного состояния. После пожара, когда сгорели Апраксин и Щукин дворы, убытки графа насчитывали десятки миллионов рублей. Апраксин дал обет по возобновлении рынка построить церковь. При постройке рынка он применил все технические усовершенствования, который были известны в 50-годах. Храм в византийском стиле во имя Воскресения Христова был освящен 24 июня 1894 года. Располагался он на Фонтанке рядом со зданием Министерства внутренних дел.

Занимаясь делами благотворительности, рядом с храмом Апраксин построил здание для благотворительных учреждений. Здесь разместились богадельня для вдов и ремесленная школа для сирот нижних чинов. Любя театр и музыку, в конце 1870-х годов на Фонтанке Апраксин выстроил по проекту архитектора Л. Ф. Фонтана один из лучших частных театров в Петербурге.

С молодости презирая щегольство, Апраксин ничего в своем богатстве привлекательного не находил. В старости одевался очень бедно, всегда и везде ходил пешком и с виду казался скрягою, хотя тайно отдавал деньги просящим. Скончался 2 января 1899 года.

Первые три года здание театра Апраксина арендовала дирекция Императорских театров - для русской драматической труппы. Он использовался как вспомогательная сцена Александринского театра. Театр Апраксина получил тогда название Малый театр (Большим был находящийся на Театральной площади первый каменный театр в Санкт-Петербурге).
На втором этаже театра разместили квартиры для артистов и трактир (гостиница с рестораном), очевидно, для гастролеров. В левой части вестибюля театра открылся магазин “Шорные изделия Д. Андреева” (сбруя и упряжь для лошадей), а в правой – галантерейный магазин. Ни один квадратный метр здания не пропадал без дела.

В начале 1895 года здание театра арендовала труппа Литературно-художественного общества. Эта труппа была организована на паевых началах. Главным пайщиком – владельцем издательского предприятия, стал Алексей Сергеевич Суворин, совместно с П.П.Гнедичем и П.Д.Ленским.

Одной из главных страстей Суворина был театр – он писал пьесы и стремился к режиссуре. Организация и финансирование театра Литературно-артистического кружка открыли перед ним возможности реализации своей страсти. Вскоре паевое владение театром трансформировалось в частное театральное предприятие Суворина. Так, в обиходе, театр стал именоваться Суворинским (реже – Малым).

Открытие Суворинского театра состоялось 17 сентября 1895 спектаклем Гроза по пьесе А. Островского.

Руководство театра делало ставку на постановки модных и новых пьес. На сцене театра впервые были поставлены пьесы Власть тьмы Л.Толстого), Царь Федор Иоаннович А.К.Толстого, только что написанная первая пьеса С.Найденова - Дети Ванюшина . Юлий Цезарь, Макбет и Укрощение строптивой , Шекспира. Преступление и наказание по Ф.Достоевскому, Веселые расплюевские дни (Смерть Тарелкина) А.Сухово-Кобылина и др. Заботясь о развитии русской драматургии, театр проводил ежегодные конкурсы новых пьес.

Театр пользовался большой популярностью у аристократической публики. Однако патриотические, программные постановки театра вызывали у части общественности обвинения в шовинизме.

Большой политический скандал разыгрался осенью 1900, на премьере пьесы В.Крылова и С.Литвина (Эфрона) Контрабандисты (первонач. название Сыны Израиля ). В этом произведении евреи, жители пограничного городка, представали перед зрителями в виде преступной шайки, готовой пойти на убийство ради денег.

20 августа 1901 произошел пожар, в результате чего сгорели многие декорации и костюмы, театр вынужден был открыть сезон в помещении Панаевского театра. Но к концу 1902 года, вдова Апраксина, Мария Дмитриевна, строит новое здание и театр открылся вновь.

Так возник новый театр, продолжающий до сих пор работать в здании на набережной Фонтанки 65, и сегодня носящий название Большого Драматического театра им. Г.Товстоногова.


Здание Большого каменного театра находилось на месте, где в середине XVIII века располагалась Брумберговая площадь (ныне это Театральная площадь). Это место было названо по владельцу находящихся здесь пильных мельниц. В 1765 году по повелению Екатерины II здесь были построены карусели, качели, амфитеатр для представлений. Представления давали два раза в неделю. В них играли добровольцы из ремесленников, подъячих и лавочных сидельцев. Полиция следила за репертуаром и платила артистам по полтиннику за выступление.

9 июня 1773 года был издан указ о создании в Санкт-Петербурге "публичного русского комедиального зрелища. которое и производить на построенном для карусели месте, и для представления оных построить театр" [Цит. по: 2, с. 441, 442]. Проект театра выполнил архитектор Антонио Ринальди.

Строительство театрального здания началось в 1775 году. Руководил им действительный тайный советник М. А. Деденев, который 31 января 1777 года докладывал Екатерине II:

". по порученному от Вашего Императорского Величества в мой присмотр вольнаго публичнаго театра. произведена работа: 1-е, на побитыя в 1775 году сваи положен ростер, 2-е, дабы оное место не заплылоземлёю. набучено во всю широту и длину строения, а в высоту в два ряда с известью плита сверх того" [Цит. по: 2, с. 442].

Возведение стен завершили в 1779 году. Тогда же с Ринальди приключилось несчастье. Он так упал со строительных лесов, что недомогал до самой смерти и не мог следить за исполнением своих проектов. В 1781 году его сменил генерал-инженер Ф. В. Бауер. Получившееся здание было заметно крупнее, выше, массивнее соседних построек. Его длина составила 85, ширина - 45, высота - 19 метров [2, с. 443]. В историю оно вошло как Большой каменный театр, считавшийся в конце XVIII образцом театрального здания.

Живописные декоративные работы в Большом каменном театре выполнил театральный архитектор и художник Л. Тишбейн. В 1783 году производилась наладка оборудования, отделка интерьеров, благоустройство прилегающей территории. Тогда же театр был открыт [3, с. 37].

Зрительный зал Большого театра имел форму эллипса и вмещал до 3 000 человек. В партере находились три ряда кресел и 12 рядов скамеек, а кроме того - бельэтаж и три яруса лож. В центре амфитеатра на уровне бельэтажа располагалась царская ложа.

В Большом театре представления давали три раза в неделю. Один день здесь выступала итальянская труппа, второй - французская, третий - русская. Каждое представление обязательно заканчивалось балетом. В августе 1785 года для выступлений в театре приехали по приглашению танцоры Шарль Лепик и Гертруда Росси. С ними в Петербург приехал сын Гертруды - Карло Росси, будущий знаменитый петербургский зодчий.


В 1802 году было принято решение придать театру более парадный, величественный облик. Эта работа была поручена архитектору Тома де Томону, проект и смета которого были приняты 12 апреля. Тогда же в помощники Тома де Томону был назначен "архитекторский помощник" В. И. Беретти. Производство каменных работ было поручено Д. И. Висконти.

Французский зодчий практически полностью перестроил здание. Оно было заново распланировано, все помещения получили новую отделку.

Для увеличения объёма театральное здание было надстроено на одну сажень (2,13 метра). В центре главного фасада был создан массивный выступающий вперёд восьмиколонный портик со свободно стоящими колоннами ионического ордера. Они держали треугольный фронтон со скульптурной композицией "Аполлон Кифаред в окружении муз". Автором этой композиции стал скульптор Жак Тибо.

Строгий античный портик Большого каменного театра был легко узнаваем не только жителями Санкт-Петербурга. По углам от входа находились статуи Дианы с ланью и Латоны. Над фронтоном была установлена мраморная фигура покровительницы артистов богини Минервы. Считалось, что своим ликом Минерва похожа на Екатерину II.

Сохранилось описание театра, составленное самим Тома де Томоном:

"Первый этаж состоит из круглого вестибюля, в который попадают через три главных входа. Направо и налево лестницы с расходящимися маршами, которые ведут на второй этаж. Здание имеет девять других входов, выходы, лестницы и коридоры, ведущие к ним, кассы и помещения различных служащих. Украшения внутренних залов в стиле греческих театров. Первый ряд лож образует круглый амфитеатр, над которым возвышаются два других ряда по тридцать две ложи, разделённые через одну колоннами коринфского ордера. Барьер каждой ложи украшен гризайлью на золотом фоне. Эта внутренняя колоннада увенчана аркадами последнего яруса лож, поддерживаемых Гениями и Славами, которые отделяют находящийся выше раёк. Фигуры Гениев и Слав цвета бронзы прекрасно гармонируют с плафоном, где под сводами, украшенными арабесками, можно видеть изображения Муз. Плафон похож на большой зонтик, разделённый симметрично на двадцать четыре части, в которых мы видим знаки зодиака. В середине его - аллегория ночи. Авансцена украшена арабесками; в центре поднимается в облаках императорский орёл, окружённый Гениями". [Цит. по: 3, с. 39]

Утверждая проект, Александр I распорядился закончить работы уже к осени, что было исполнено. Перестройка театра была произведена в необычайно короткий срок - всего за восемь месяцев [3, с. 37]. В октябре Д. Б. Скотти завершал роспись интерьеров по рисункам Томе де Томона. Помещения оборудовались мебелью. Император распорядился "каменный театр, перестройкою и меблированием приведённый к окончанию, отдать по принадлежности в ведение театральной дирекции" [Цит. по: 3, с. 40].


Открытие обновлённого Большого каменного театра стало для Петербурга весьма значимым событием. Об этом писал один из современников:

"Несколько месяцев тому назад газеты с похвалой говорили о новом театре. и дали описание этого сооружения, одного из самых замечательных среди ныне существующих по своей величине и великолепию. Единственный перистиль в восемь колонн, находящийся на главном фасаде, позволяет удобно выходить под его защитой, так как колонны находятся на уровне земли, достаточно удалены от стены, давая возможность проезда экипажам. Подобного сооружения ещё нет во Франции, несмотря на двадцать театров, которыми Париж скорее загромождён, чем украшен. Ни один из них не позволяет ставить оперу с помпой, требуемой при собрании богов и героев" [Цит. по: 3, с. 40].

Спешка при переделке здания сказалась на его качестве. Уже 2 декабря 1802 года управляющий Кабинетом Гурьев по докладу Тома де Томона просил 1 000 рублей для устройства защиты потолка от воды, так как "от стечения многочисленной публики и по сырости ещё стен, через отверстие, где поднимается люстра, проходят пары и скопляются под кровлею в виде густого тумана, потом, обращаясь в водяные капли, падают на потолок и, пробираясь сквозь штукатурку, могут сделать повреждение живописи в плафоне" [Цит. по: 3, с. 40, 41]. Требуемая Гурьевым сумма была отпущена спустя два дня. На эти деньги было осуществлено предложение Тома де Томона "сверх потолка сделать другой и потом покрыть полотном, напоеным смолою". [Цит. по: 3, с. 41]

Тома де Томон был назначен главным инспектором Большого театра, ответственным за текущий ремонт здания. В 1810 году по его указаниям намечались реставрация люстры, ремонт её системы крепления. Он же неоднократно обращался в дирекцию императорских театров с предложением переделать печи. Архитектор настаивал на найм двух печников, которые бы профессионально следили за их состоянием. Плохие печи послужили причиной пожара в театре, случившемся в ночь с 5 на 6 января 1810 года. Но пламя тогда удалось быстро погасить.

Так как перекладка печей потребовала бы закрытия театра на длительный срок, к этому так и не приступили. А в ночь на 1 января 1811 года Большой каменный театр сгорел уже окончательно. В тушении пожара и в ликвидации его последствия принимали участие около 1 000 человек. Свидетель происшествия Ф. Вигель писал:

Здание Большого каменного театра было восстановлено к концу января 1818 года архитекторами А. К. Модюи и И. И. Гальбергом при участии каменных дел мастеров Доменико и Антонио Адамини. Тома де Томона к тому времени уже не было в живых. Зодчие в целом сохранили созданный им облик театра.

Большой Каменный театр продолжал быть чрезвычайно популярным среди петербуржцев. Часто зрителями была императорская семья. Именно здесь прошли премьеры опер Глинки "Жизнь за царя" (1836) и "Руслан и Людмила" (1842). В 1847 году на сцене Большого театра впервые выступил Мариус Петипа. Сюда приезжал на гастроли Энрико Карузо.

В 1890 году театр снова сгорел. Император Александр III велел его реконструировать.

По инициативе Антона Григорьевича Рубинштейна, директора Санкт-Петербургской Консерватории, здание после реконструкции было решено передать именно этому первому в России высшему музыкальному учебному заведению. В 1891-1896 годах здание театра было полностью перестроено. Архитектор сохранил фундамент и стены старого сооружения, в остальном всё было сделано по новому.

Знаешь ли ты, что когда-то в Петербурге был свой Большой театр? Сейчас он известен под именем Мариинского.

Снимок экрана 2020-03-05 в 12.10.25.jpg

Дело в том, что в 1846 году был введен запрет на постановку опер русских композиторов, а русскую труппу заменили итальянской. Через 4 года запрет отменили, но ситуация едва ли улучшилась: собственного здания у русской труппы не было, и артисты давали представления в маленьком деревянном здании Театра-цирка.

Снимок экрана 2020-03-05 в 12.10.39.jpg

Мариинский театр.

Мариинский театр. Источник: funart. pro

Творческое кредо БДТ — открытый диалог на темы, актуальные для современного общества. Каждый спектакль, каждый проект нового БДТ обращается к проблемам человека своего времени.

У Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова три сцены. Основная (750 мест) и Малая сцены (120 мест) находятся в историческом здании на набережной Фонтанки, 65, возведенном в 1878 году архитектором Людвигом Фонтана по заказу графа Антона Апраксина. Вторая сцена БДТ (300 мест) располагается на площади Старого театра, 13, в здании Каменноостровского театра, старейшего сохранившегося деревянного театра России, построенного архитектором Смарагдом Шустовым по распоряжению императора Николая I в 1827 году. Каждый сезон на этих трех площадках выходит не менее пяти премьер и более 350 спектаклей.

Читайте также: