Сообщение про богов месопотамии

Обновлено: 20.05.2024

Древние наблюдатели видели в Месопотамии земной рай, не всегда сознавая, какими титаническими усилиями здесь создавалось изобилие. Текущие с гор Урарту Тигр и Евфрат с их многочисленными притоками переполнялись весною талыми водами и превращали низины Междуречья в сплошное болото. Требовались постоянные усилия, чтобы отводить излишние воды в каналы, очищать русла каналов от ила. Зато урожай на поливных землях был фантастически велик. Кроме воды и почвы Месопотамия не имела природных богатств, какими обладали соседние страны. Ни камня, ни леса, ни металлов. Жилища приходилось строить из глины и тростника, используя в лучшем случае обожженные на солнце кирпичи. Нефть, которой славится современная Месопотамия, была известна в самые отдаленные времена. Но применение её в древности было ограниченным.

Древнейшим народом Месопотамии, о котором нам известно из оставленных им же письменных памятников, были шумеры. Эти памятники были извлечены ещё в прошлом веке из песчаных холмов, возникших на месте древних городов. Но только в XX в. удалось прочесть и понять шумерские тексты, открывшие поразительный мир шумерской культуры. Теперь ни у кого не вызывает сомнений, что в этот мир уходят корнями выросшие на территории обитания шумеров (нижнее течение Тигра и Евфрата, впадающих в Персидский залив) аккадская, вавилонская, ассирийская цивилизации, а вслед за ними культуры всей Передней Азии.

Формы, в которых мифы Месопотамии донесли до нас историю, не во всем понятны современному человеку. Поэтому надо себе представить обстановку, в которой они создавались. В конце IV тысячелетия до н. э. страна шумеров и жившего с ними с середины III тысячелетия народа семитского происхождения аккадян, была в нижнем течении Тигра и Евфрата разделена на десятки общинных поселений. Средоточием каждой общины, центром хозяйственно-административной деятельности был храм, считавшийся обиталищем определенного божества. До появления городов-государств и царской власти правителем каждой шумерской или аккадской общины был верховный жрец её храма. От имени этого бога или богини правитель общины осуществлял свою административную и религиозную власть.

Главными богами шумеров были Ану (Небо), покровитель Урука, Энлиль (Ветер, Воздух, Буря), культовым центром которого был Ниппур; подземные воды и Мировой океан были отданы Энки, главному богу г. Эриду. В Уруке почиталась также Инанна, богиня любви и распри. Солнечному богу Уту поклонялись в Сиппаре, позднее — в Ларсе. Нанна, бог Луны, был покровителем города Ура.

Имелась ещё одна сложность, о которой надо иметь представление: мифы шумеров и аккадян, по большей части, — дошли до нас в пересказах более поздних народов — вавилонян (II тыс. до н. э.) и ассирийцев (первая половина I тыс. до н. э.), которые жили в иных условиях и находились под властью могущественных царей. В вавилонских и ассирийских пересказах шумерских и аккадских мифов нашла отражение более развитая и сложная политическая организация. При этом очень трудно выделить в мифах то, что относится к древнейшей эпохе, а что к более поздней.

Наличие множества вариантов мифов Шумера и Аккада выдвигает для каждого, кто хочет с ними ознакомить современного читателя, проблему выбора — какой вариант предпочтительнее. Осуществляя этот выбор в пользу одного из вариантов, мы неизбежно обедняем картину и ограничиваем свой кругозор. Особенно болезненным оказалось это вынужденное ограничение для главного произведения литературы Двуречья — "Поэмы о Гильгамеше". Этому монументальному эпосу, созданному в Вавилоне, предшествовали дошедшие до нас шумерские поэтические рассказы о подвигах героя, которые были использованы вавилонским поэтом как источник, как трамплин для мощного полета фантазии. Выиграв после этой переработки в художественном отношении, древние легенды о шумерском правителе многое потеряли в своей информативности.

Гильгамеш — первый из этих героев не только по времени, но по гуманистической мотивировке поставленной им перед собой цели. Он совершает немыслимое путешествие в страну, откуда нет возврата, в подземный мир, ради своего побратима и друга Энкиду. В союзе Гильгамеша и Энкиду впервые выражена идея, которая впоследствии будет без конца разрабатываться поэтами и философами, — идея противоположности естественного состояния человечества и прогресса. Гильгамеш — человек древнейшей городской цивилизации, уже в самые ранние эпохи враждебной миру природы. Гильгамеш испорчен преимуществами своего происхождения (на две трети бог и на одну треть человек), своей властью, дающей ему возможность осуществлять произвол над подданными. Энкиду — дитя природы, естественный человек, не знающий ни благ, ни зла цивилизации. В схватке между Гильгамешем и Энкиду нет победителя (герои равны физической силой), но Энкиду одерживает моральную победу над Гильгамешем. Он уводит его из города в степь, выпрямляет характер, очищает душу.

мифология месопотамии

Месопотамия

Народ Междуречья был очень религиозным, и месопотамские писцы записали более сотни богов и богинь. Пантеон богов в Месопотамии был продолжением их культуры и духовных верований. Хотя имена божеств различались в разных месопотамских цивилизациях, их роли были одинаковыми. Время шло, боги менялись и развивались. Например, шумерский бог солнца Уту стал для аккадцев Шамашем . Все боги были разными, так что давайте теперь посмотрим на некоторых из самых известных богов древней Месопотамии.

1. Адад или Хадад — бог бури и дождя

Месопотамский бог бури менялся от места к месту. В Вавилонии и Ассирии его звали Адад, в Угарите — Хадад, а в Шумере — Искур. Он был внесен в пантеон амореями в 3000-летии до н. э. У этого бога был обоюдоострый аспект: он был и дарителем, и разрушителем. Как бог бури он разрушил жизнь, и как бог дождя он дал жизнь. Там, где ураганы и штормы были символами его гнева по отношению к врагам и олицетворяли тьму и смерть, дождь показывал его счастье. Благодаря этому дождю земля росла зерном, и люди могли прокормить себя, поэтому его также называли богом изобилия. Бог неба Ану был его отцом, а Шалаш — его супругой. Однако в некоторых сценариях говорится, что он был сыном бога всех земель Бэла.

Символом Адада был кипарис, а его священное число — шесть. Лев и бык считались его священными животными. В Алеппо, Ассирии и Вавилонии он был также известен как бог предсказаний и оракулов. Хотя у него не было культа под своим именем, ему широко поклонялись, особенно в городах Вавилон и Ашур.

2. Даган или Дагон — бог плодородия сельскохозяйственных культур

дагон

Дагон был западно-семитским богом плодородия сельскохозяйственных культур. В древние времена ему широко поклонялись на Ближнем Востоке. Слово дагон было собирательным существительным на угаритском и еврейском языках для обозначения зерна, и Дагону поклонялись еще в первые дни 2500 г. до н.э. Согласно текстам, обнаруженным в Угарите, или современном Рас-Шамре, бог Ваал был его сыном. Его главный храм находился в древнем Угарите, и он был известен как бог филистимлян в Палестине. У него было много других святилищ, таких как те, что были найдены в Бет-Дагоне в Ашере и Газе. Кодекс Хаммурапи заявляет, что Дагон защитник народа Туттля. Во втором тысячелетии он появлялся в разных текстах, письмах и списках подношений. Его функция как бога плодородия сельскохозяйственных культур или растительности была передана Ваалу в 1500 году до нашей эры.

3. Эа — Бог Воды

Энки

Эа, известный на шумерском языке как Энки, был месопотамским богом воды. Он также был одним из трех божеств наряду с Энлилем и Ану. Сначала он был не более чем местным божеством, но вскоре его поклонение перешло на другой уровень. Он стал одним из важных богов, известных как владыки Абзу или Апсу, бога пресной воды. Его изображали наполовину рыбой, наполовину козой. Именно от него происходит фигура Козерога. Будучи богом воды, он также был божеством-покровителем чистильщиков. Эа ассоциируется с магией, заклинаниями и мудростью, и он был важен для экзорцистов и прорицателей. Для экзорцистов он имел еще большее значение, поскольку они получили от него знания о ритуалах, необходимых для изгнания злых сил. Кроме того, он выдвинул меценатство в области декоративно-прикладного искусства.

4. Набу — Бог мудрости и письма

Набу, бог искусства, мудрости и писцов, также был известен как Нисаба в шумерской мифологии. Он прославился в Вавилоне в первом тысячелетии, так как был сыном бога Мардука. Ему также поклонялись в Борсиппе, городе-побратиме Вавилона. Каждый год его статую переносили из Борсиппы в Вавилон в честь его отца. Его символом было перо на табличке, и благодаря этому в его храмах предлагались глиняные таблички с каллиграфическим письмом. Его женой была аккадская богиня Ташмет.

Говорили, что Набу был изобретателем письма. Он также считался оракулом и был связан с Сином, богом луны. Его иконография изображает его стоящим с руками в позе священника в рогатой шапке на голове. Он ехал на крылатом драконе по имени Сирраш, который изначально принадлежал его отцу. Вавилоняне также отождествляли его с планетой Меркурий. Во втором веке до нашей эры его поклонение стало падать, когда клинопись стала не чем иным, как утраченным искусством.

5. Нергал — бог чумы и войны.

Месопотамия Нергал

В шумеро-аккадском пантеоне Нергал был второстепенным месопотамским богом. Его отождествляли с Месламтеей и Иррой как с богом войны и выжженной земли. Он считался благодетелем людей, слушал их молитвы, приносил жизнь от смерти и защищал скот и сельское хозяйство. Гимны древних также показывают, что он бог разорения, голода и эпидемий.

6. Энлиль — бог воздуха и земли

Древний бог земли и воздуха Энлиль был одним из главных божеств шумерского пантеона. Позднее его стали почитать в Вавилоне, Аккаде, так же хурриты и ассирийцы. Его центральным святилищем был храм Экура в Ниппуре, который, как предполагали люди, он построил для себя. Его также называли канатом для швартовки между небесами и землей. Он так гордился своей святостью, что думал, что другим богам даже нельзя смотреть на него. Поклонение ему завершилось в 1230 г. до н. э., когда Ниппур захватили эламиты. Наконец, он был принят в качестве верховного бога Месопотамии в пантеоне богом Вавилона Мардуком.

Энлиль участвует в шумерском мифе, где он изображен отделяющим небо (Ан) от земли (Ки) как акт превращения земли в место для людей. В другом шумерском мифе о наводнении Энлиль вознаграждает Зиусудру вечной жизнью за то, что он выжил во время массового наводнения. В вавилонском мифе о потопе Энлиль изображен как сам потоп. И, наконец, что не менее важно, его соблазнение богини Нинлил в разных обличьях привело к рождению Нанны, бога луны, и божеств Нергала, Энбилулу и Ниназу, которые принадлежали подземному миру.

7. Нинурта — бог войны, охоты, земледелия и писцов

Сын Энлиля и Нинхурсага, Нинурта впервые появился в текстах в 3000-летии до н. э. как бог местных городов и сельского хозяйства. Вскоре его роль изменилась, поскольку города военизировались и начали воевать друг с другом. Его женой была Гула, богиня исцеления. В некоторых старых надписях также говорится, что он был женат на Бау. Хотя его главной чертой была агрессия, у него также были ассоциации с защитой и исцелением. Его союз с Гулой помог ему вызвать магические заклинания, чтобы предотвратить демонов и болезни. Изображенный как храбрый воин, он держал лук и стрелу вместе с булавой, называемой шарур. На некоторых вавилонских произведениях искусства он изображен верхом на льве с хвостом скорпиона.

Он впервые появился в Шумере как Нингирсу, и в текстах того времени говорится, что он был сыном Энлиля и Нинлиля. Он был признан богом войны во втором тысячелетии до нашей эры после того, как был показан в эпосе об Анзу. Нингирсу перешел в Нинурту примерно в первом тысячелетии до нашей эры. Он был защитником богов и спасителем человечества. Вплоть до 1500 г. до н.э. он ассоциировался с ростом и урожаем. Он был богом, совершавшим великие дела, но он также считался несовершенным во многих отношениях.

8. Нанна — бог луны

Нанна бог луны

Нанна была сыном Нинлиль и Энлиля, который позже стал известен как Син в аккадской мифологии. Двумя основными местами, где ему поклонялись, были Харран и Ур в северном и южном регионах соответственно. Он один из старейших месопотамских богов. Его главенствующий культ находится в Уре, и он упоминался в различных надписях и гимнах между 2047 и 1750 гг. до н. э.

9. Шамаш — Бог Солнца

Сын Сина или Нанны (бога луны) Шамаш был также известен под именем Уту в шумерской мифологии. Согласно некоторым историям, Инанна была его сестрой-близнецом, которая обладала несколькими силами, и шумерские тексты показывают сильную связь между ними. Его женой была богиня Шерида. Для жителей Месопотамии луна имела большее значение, чем солнце, и роль солнца стала значительной только тогда, когда они начали изучать сельское хозяйство.

Считается, что вавилонский царь Хаммурапи заимствовал большинство своих законов от Шамаша. Будучи богом солнца, он побеждал зло тьмы, а когда наступила ночь, он стал одним из нескольких судей подземного мира. Он также известен как правитель вселенной и, как таковой, изображен сидящим на троне с посохом и кольцом в руках как символы праведности и справедливости.

10. Гибиль — бог огня

Люди месопотамского периода были очень религиозными и создали богов для всего, что существовало на земле; список бесконечен. Из-за множества цивилизаций у жителей Древней Месопотамии было множество богов, и те, кто попал в этот список, представляют лишь некоторые из них. Месопотамская мифология настолько обширна, что было бы трудно охватить все аспекты пантеона.

боги Месопотамии духовные сущности, принадлежащие к мифологии, возникшей в месопотамских цивилизациях, населявших Ближний Восток в древности.

Месопотамия - исторический регион, расположенный на Ближнем Востоке. Его имя означает между двумя реками, потому что он расположен между реками Евфрат и Тигр.


В настоящее время он занимает большую часть Ирака и части Сирии. В античности присутствовало несколько цивилизаций, из которых основными были Ассирия и Вавилон. Последние в свою очередь делятся на Акадию и Шумерию.

Во всех месопотамских культурах не было единой веры. Тем не менее, религия, которая выделялась больше всего и из всех общих элементов была шумерская.

Аркадские, шумерские и вавилонские боги были одними и теми же, разделяя тогда свою политеистическую систему убеждений. Когда было много богов, вера показала, что каждый из них занимался какой-то деятельностью или реагировал на какое-то природное явление..

Описание богов Месопотамии

Согласно мифологии, боги в Месопотамии были ответственны за создание вселенной. Кроме того, мало-помалу рождались боги, которые охватывали разные сферы жизни и которым люди поклонялись в соответствии с их просьбами..

Кур

Для шумеров вселенная была морем первозданной соленой воды, возникшей из Намму..

Внизу был океан пресной воды, который был подземным миром. Это был Кур, также известный как Иркалла, который изображен как драконий змей, с очень ужасными и пугающими жестикуляциями.

После самопреобразования Намму появились два бога Ан и Ки. Ан, также известный как Ану, является богом неба, а также властелином созвездий и звезд, для шумеров.

Этот бог, женатый на Ки, приспособился между вавилонянами как Мардук и Ассирийцами как Ассур. Он считается одним из величайших богов, который передал власть монархам и создал звезды, чтобы охранять мир.

Ki

Ки, родившаяся также в результате самосоздания Намму, является богиней Земли. Это может быть известно как Ninhursag.

Она является одной из самых важных богинь месопотамского пантеона, потому что она представляет один из двух элементов, которые были созданы после разделения Намму: земля.

Ки также является главным героем многих историй космологического типа мифов в мире, особенно шумерских..

Намму

Происхождение создания вселенной в целом. После личного взрыва Намму создал Ан и Ки.

Эта богиня была пропастью до того, как мир появился изнутри. Его место поклонения находилось в основном в городе Ур.

Энлиль

Сын союза между Ан и Ки, согласно шумерской традиции. Энлиль стал богом ветров и был, вероятно, самым почитаемым, потому что его называли вождем богов..

Он занимался всеми вопросами, связанными с воздухом, от сильных штормов до человеческого дыхания. Его место у алтаря было главным, оставляя Намму на заднем плане.

Нинлиль

Она была супругой Энлиля, для которой она считалась леди воздуха. Также известная как Суд, она жила в Дильмуне, девственной земле, населенной только богами..

Миф рассказывает, что, когда Нинлил купался в реке, Энлиль изнасиловал ее, и по этой причине был изгнан из Дилмун. У них был сын: Наннар.

Наннар или Грех

Сын Энлиля и Нинлила, Наннар почитался как бог луны. Оно известно Наннаром шумерами, а вавилонянами и аркадцами имя Син было принято.

Наннар стал верховным богом пантеона, когда город Ур был доминирующим в регионе. Он также считается отцом мудрости. Его фигура была нарисована как старый рогоносец, носящий бороду из лазурита.

Nigal

Мать детей и спутница Наннара. Нигал, также известный как Нингал, считается богиней луны и тростника. Как и ее муж, ее почитали скотоводы.

Иногда понимают, что Нигаль - это богиня коров и без бога быков. Эта идентификация животных также делает их амулетом для изобилия. У него было двое детей: Уту и Инанна.

Инанна или Иштар

Инанна для шумеров и Иштар для вавилонян, это была богиня любви, красоты и плодородия. Дочь Наннар и Нигаль, как правило, представлена ​​в виде обнаженной женщины, что также указывает на то, что она богиня сексуальности..

Его символом является восьмиконечная звезда, и много сходств можно найти с греческой богиней Афродиты и египетской богиней Исиды..

Уту или Шамаш

Брат-близнец богини Инанны, он был богом справедливости и солнца.

Он известен как Utu среди шумеров и Tammuz для вавилонян. Его происхождение вызвало много разногласий во времени и месте.

Сначала его опознали как сына Ану или Энилл. Вавилоняне считают таммуза супругой Инанны. Его символами были весы и человек в огне.

Erra

И в Вавилоне, и в Аркадии Эрра считался богом войны, восстаний, восстаний и любого вооруженного движения..

Он всегда был связан с богом Нергалом. В то время как Вавилон доминировал в регионе, он был известен как бог чумы.

Энки

Известный в Аркадии и Вавилоне как Еа, Энки был богом земли. Он был сводным братом Энлиля.

Его функция в пантеоне была очень специфической, потому что она заключалась в том, чтобы создавать людей под защитой божеств и способствовать созданию большего числа людей последними. Кроме того, Энки отвечал за наделение людей техникой земледелия..

Мардук

Бесспорный верховный бог вавилонян. Много раз это обычно называют шумерской энки.

Он унаследовал все силы Эа и Энлиля, среди которых был контроль над человечеством. Мардук был местным богом Вавилона, и когда он вознесся в столицу, он был возведен в верховного бога.

В Месопотамские боги Это набор божеств, почитаемых древней месопотамской цивилизацией. Они отличались своей антропоморфной внешностью и практиковали обычаи, аналогичные обычаям людей: все они женились, ели, рожали детей, между прочим ссорились.

Точно так же боги Месопотамии были мстительными и жестокими. Фактически, во многих случаях они были беспощадны к мужчинам. Такую жестокость можно увидеть в повествовании о Всемирном потопе, где бог Энлиль решил истребить людей, потому что они были слишком шумными и прерывали свой сон.

Автор Мария Изабель Контрерас в статье Религия в Месопотамии (s.f.), утверждает, что месопотамская культура не исповедовала любви к своим божествам. Это была скорее смесь страха, страха и покорности по отношению к этим сущностям.

Даже монархи, которым приходилось посещать оракула, чтобы узнать, согласны ли божества с их политическими и военными решениями, не были спасены от гнева богов.

Список богов Месопотамии

Важно подчеркнуть, что у каждого города в Месопотамии был бог-покровитель, который должен был защищать и охранять его соответствующий город; от этой защиты зависело процветание наций.

Следовательно, будущее каждого региона зависело от существующей гармонии в отношениях между королями и богами. Ниже приводится список наиболее важных месопотамских божеств:

Энлиль, бог воды

В рамках древней шумерской религии Энлиль был богом земли и неба, а также воды. Его имя состоит из двух шумерских слов: в (сэр) и лил (ветер или шторм). Следовательно, его возможный перевод будет повелитель ветра или повелитель бури.

Для месопотамской культуры климат не был тем, что определяло успех или неудачу урожая. В этом случае удача зависела от течения рек. Это одна из причин, по которой Энлиль был так страшен и зол, поскольку это божество проявлялось только в негативных событиях, таких как наводнения, штормы и изменения рек.

Энлиль упоминается в Кодексе Хаммурапи. Кроме того, ему поклонялись различные месопотамские народы, такие как вавилоняне, ассирийцы, аккадцы и хананеи. Согласно мифологии, Энлиль трижды пытался истребить людей, поскольку их шумные привычки беспокоили его.

Нинлиль, богиня воздуха

Для древней шумерской цивилизации Нинлиль была повелительницей воздуха и была известна как жена Энлиля. Его первоначальное имя было Суд, тем не менее, после заключения брака с Энлилем им оказалось Нинлиль. В большинстве текстов она упоминается как дочь богов Намму и Ан.

Есть древний текст под названием Энлиль и Нинлиль, где рассказывается, что богиня раньше жила в торговых анклавах Дильмуна. Она решила искупаться в реке обнаженной, куда ее насильно взял Энлиль (действие, запрещенное месопотамской традицией).

Это привело к изгнанию Энлиля из города, однако Нинлиль решила последовать за ним. От союза с богом воды родились три загробных бога.

Энки, владыка земли

В шумерской мифологии Энки был богом земли. Он считается одним из самых важных месопотамских божеств, поскольку его основной целью было создание людей и побуждение других богов создавать их. Точно так же Энки - это тот, кто наделил людей различными знаниями, такими как искусство и сельское хозяйство.

В свою очередь это божество считается богом мудрости, искусства, магии, дизайна, строительства и творчества. Впервые ему начали поклоняться в окрестностях Евфрата и в долине Тигра.

Ану, бог неба

Ану - царь богов, властелин созвездий и бог неба. Он женат на богине Ки и живет в самых высоких областях неба. Этому божеству была приписана власть судить тех, кто совершил преступления. Также считалось, что он построил звезды с той целью, чтобы они были своего рода солдатами, предназначенными для борьбы со злыми.

Это одно из старейших божеств шумерского пантеона. Кроме того, он входит в триаду важнейших богов вместе с Энки и Энил. Согласно записям, у Ану есть храм в городе Урук, который называется Е-анна. Указанный храм находился на юге Вавилона. Некоторые считают, что Ану когда-то был мужем богини Инанны.

Согласно шумерской мифологии, Ану принес из своего небесного царства коноплю, ячмень и пшеницу, чтобы доставить их на землю. Однако его сын Энил решил сложить всю эту еду и спрятать в горах. Боги подземного мира, Ниназу и Нинмах, сжалились над шумерами и решили раскрыть тайное убежище этому сообществу.

Ки, богиня земли

Это была одна из самых важных женских сущностей в месопотамской религии. Некоторые знатоки связывают ее с Нинхурсаг, богиней-матерью, поэтому оба представляют одну и ту же фигуру. Однако это все еще не совсем понятно.

Более того, некоторые ученые ставят под сомнение существование этого божества. Это происходит потому, что никаких доказательств его культа не найдено, а его имя появляется только в шумерских текстах, связанных с творением. Позже Ки возьмет имя Анту.

Инанна, богиня любви

Инанна была богиней войны и любви. Кроме того, она была защитницей города Урук. С приходом аккадского населения это божество стало ассоциироваться с богиней Иштар. Она связана с Венерой, поэтому она связана с Афродитой, популярной греческой богиней.

Согласно шумерским текстам, Инанна была дочерью Наннара и Нингала. Кроме того, у него была сестра-близнец, известная как Уту. Она была замужем за Думузи, полубогом и героем города Урук. В архетипах Инанна символизирует Богиню-Мать.

У этой богини было семь главных храмов и восемь второстепенных. Самый старый из них находился в городе Урук и известен как Э-анна. Это здание было посвящено богине и Ану.

Ниназу, бог с целительной силой

Он был второстепенным богом в шумерской мифологии. Считается, что он был богом подземного мира в царстве богини Эрешкигаль. Также утверждается, что он является сыном Нинлиль и Энил, однако есть тексты, в которых говорится, что он на самом деле происходит от союза между Эрескигалом и Гугаланой.

Ниназу приписывают исцеляющую силу. Точно так же его почитали в храме города Эснунна. Он был представлен в образе змея-дракона.

Намму, первое божество

Намму была богиней, олицетворяющей бездну вод первого океана. По этой причине он считается первым божеством и источником всего сущего. Намму также является богиней рождения, и ей поклонялись в городе Ур.

В большинстве текстов она определяется как жена Ану и мать бога Энки. Говорят, что она обладала способностью производить воду и, вероятно, была прародительницей Ки. Намму участвовал вместе с Нинмах и Энки в строительстве человеческого рода.

Эрешкигаль, богиня подземного мира

В шумеро-аккадской религии Эрешкигаль правила подземным миром вместе со своим мужем Нергалом. Она считается дочерью бога Ану и сестрой богини Инанны. Раньше она была частью небесных богов, но была похищена змеем Куром, который забрал ее в подземный мир. Там она стала королевой.

Легенда гласит, что бога Нергала в наказание отправили в подземный мир. Энки посоветовал ему без всякой причины принимать дар от богини Эрешкигаль; Нергал не должен ни есть, ни пить, ни занимать место в мире мертвых, ни сопротивляться искушению спать с Эрешкигаль, отличающейся ее поразительной красотой.

Достигнув подземного мира, Эрешкигаль возжелал Нергала. Он предложил ему сесть, но бог отказался. Затем он принес ему еду и питье, но бог снова отказался. Однако Эрешкигаль сказал Нергалу, что пойдет купаться, позволив ему некоторое время наблюдать за своим телом.

Кур

Для шумеров Вселенная была первозданным морем соленой воды, которое возникло из Намму. Внизу был пресноводный океан, который был подземным миром. Это был Кур, также известный как Иркалла, который изображается в виде драконьего змея с очень ужасными и устрашающими жестами.

Наннар или Син

Сын Энлиля и Нинлиль, Наннар был почитаем как бог луны. Шумеры называют его Наннар, а вавилоняне и аркадцы - Син.

Наннар стал верховным богом пантеона, когда в регионе господствовал город Ур. Его также считают отцом мудрости. Его фигура напоминала рогатого старика с лазуритовой бородой.

Нигал

Она жена Наннар. Также известная как Нигаль, она считается богиней луны. Как и ее муж, ее почитали скотоводы.

Иногда Нигаль называют богиней коров, а Син - богом-быком. Эта идентификация животных также делает их оберегом для плодородия. У него было двое детей: Уту и Инанна.

Уту или Шамаш

Он был богом справедливости и солнца, а также братом-близнецом богини Инанны. Он известен как Уту у шумеров и Таммуз у вавилонян. Их происхождение вызвало множество разногласий во времени и месте.

Сначала его опознали как сына Ану или Энилла. Вавилоняне считают Таммуза супругой Инанны. Его символами были весы и горящий человек.

Erra

И в Вавилоне, и в Аркадии Эрра считался богом войны, восстаний, восстаний и любого вооруженного движения.

Ссылки

Аспирин: что это такое, показания и побочные эффекты

Белоголовый орлан: характеристика, среда обитания, размножение, поведение

Истоки месопотамской мифологии уходят в дописьменную эпоху. Истории о местных богах и героях рассказывались много раз прежде чем их стали записывать около 5000 лет назад, вскоре после появления первых городов.

Шумер и Аккад

Около 4000 г. до н. э. люди жили в городах, выросших в плодородной Шумерской долине. Там были возведены огромные храмовые комплексы, могущество, богатство и влияние которых могло поспорить с монастырями средневековой Европы. Шумерцы верили, что их храмы — жилища богов и богинь. Они относились к ним как к живым людям. Жрецы и жрицы, служившие в храмах, даже кормили и одевали своих богов.

Аккадское царство стало господствовать в регионе около 2300 г. до н.э. при царе Саргоне, которого, если верить легенде, младенцем нашли в корзине среди камышей. Аккадцы восприняли большую часть шумерской культуры, включая мифологию, но придали некоторым богам новые имена. Например, шумерского бога пресной воды Энки назвали Эйя.

Месопотамские боги, духи и демоны

Месопотамские боги, духи и демоны: 1 — абгсии (аккад.: апка/ыу), или мудрец; 2 — царь злых демонов ветров Пазузу; 3 — голова демона Хувавы (Хумбабы), изображаемого в виде многоногого и многорукого существа; 4 — фигурка Иштар, или обнаженной богини.

Роль богов

У каждого из городов Месопотамии были покровительствующие им бог или богиня, которые обеспечивали ему процветание и защищали во время войны. Отец богов Ану был покровителем города Урук, а Мар-дук — богом Вавилона. Бог шторма Энлиль покровительствовал Ниппуру, где он жил вместе со своей женой богиней Нинлиль и сыном Нинуртой.

У богов и богинь были свои обязанности перед народом. Они периодически избирали царя, возглавлявшего все города-государства Месопотамии, поскольку царский трон не передавался по наследству, а поочередно занимался одним из их представителей. Вопрос решался голосованием на совете богов, всегда созывавшемся в Ниппуре. После этого боги всегда приносили клятву верности решению совета.

Силы природы

У каждого царства и города был не только свой пантеон богов и богинь, но также свои демоны, духи и призраки. Демоны приносили болезни и неудачи. Царские дворцы в Ни-мруд украшались расписными рельефами абгали (апкаллу). Эти фигурки мудрецов изображались как антропоморфные — соединявшие в себе черты людей и животных. Абгали защищали царей и заботились о плодородии.

Боги солнца и луны

В шумерский период бога луны называли Нанна. Местом его культа был город Ур. Позднее Нанну стали называть аккадским именем Син. Его символ — полумесяц.

У Сина была дочь Иштар (шумерская богиня Инанна), которую ассоциировали с планетой Венера. Она была богиней плотской любви, известной своей ненасытностью и коварством. Среди ее многочисленных возлюбленных самым известным был Думузи (позднее называемый Таммуз) — бог плодородия и растительности.

Читайте также: