Сообщение про аристотеля по физике

Обновлено: 05.05.2024

Содержимое работы - 1 файл

Физика Аристотеля.docx

Физика, по Аристотелю, — это наука о том, что греки называли “phusis ” (или “physis") — слово, которое переводится как “природа", но имеет несколько иной смысл, чем мы ему приписываем. Мы все ещё говорим о “ естественных науках", о “естественной истории", но “природа" сама по себе — хотя это и очень двусмысленное слово — редко означает именно то, что означало “phusis". “Phusis" имело отношение к росту; можно было бы сказать, что “природа" желудя заключается в том, чтобы вырасти в дуб, и в таком случае мы употребили бы слово в том смысле, в каком его употреблял Аристотель. “Природа" вещи, говорит Аристотель, есть её цель, то, ради чего она существует. Таким образом, это слово включает в себя телеологический смысл. Иные вещи существуют от природы, а иные — от других причин. Животные, растения и простые тела (элементы) существуют от природы; у них есть внутренний принцип движения. (Слово, которое переводится как “движение", имело более широкое значение, чем “перемещение"; кроме перемещения оно включало в себя изменение качества или размера.) Природа — источник движения или покоя. Вещи имеют природу, если у них есть внутренний принцип такого рода. Фраза “согласно природе" применяется к этим вещам “и их существенным атрибутам. (Именно вследствие такого понимания “неестественное" стало выражать нечто отрицательное.) Природа проявляется скорее в форме, чем в материи; то, что в потенции есть плоть или кость, ещё не приобрело своей собственной природы, и вещь в большей мере становится сама собой, когда достигает полного осуществления. По-видимому, эта точка зрения в целом подсказана биологией: желудь является дубом “в потенции".

В эпоху Платона созрела насущная необходимость преодолеть разноголосицу в метафизике природы. Проявив недюжинную глубину мышления, Платон создал единое и прекрасное учение о природе, включив в него все сильные стороны прежних представлений. Но, по Платону, нет гарантии, что нарисованная им картина соответствует реальному миру. Это был великолепный миф о Космосе, не имеющий ничего общего с твердым знанием. Платон полагал, что иного человеку не дано. Получилось, что в платонизме греческий дух, стремившийся к истинному знанию и природе, пришел к своему самоотрицанию. Неслучайно впоследствии неоплатонизм всё больше и больше тяготел к религии.

Аристотель впервые четко осознал, что физика возможна только благодаря методу – системе правил, в соответствии с которыми добывается знание о природе. Так через триста лет после возникновения идеи природы родилась идея метода её постижения.

Вот почему Аристотеля можно считать не только крестным отцом физики, но и в определенном смысле её родоначальником.

Во-первых, недопустимо пренебрегать наблюдаемыми фактами – физическая теория должна объяснять все факты. Во-вторых, нельзя нарушать логику – теория должна быть формально непротиворечивой, а также должна соответствовать первой философии – учению о сущем как таковом. Последнее требование настолько важно, что его можно выделить в отдельный – третий – пункт.

Физика - фундаментальный трактат Аристотеля, заложивший основы физики как науки (в доклассическом, доньютонианском смысле). Трактат состоит из 8 книг. Физика впервые рассматривается не как учение о природе, а как наука о движении, категория которого подразумевает время, пустоту и место. В трактате Аристотель полемизирует с элеатами, утверждавшими невозможность движения.

К физической проблематике у Аристотеля относятся все естественно научные вопросы - от теории элементов и движения, структуры космоса, превращении элементов до биологии, зоологии и психологии (учение о душе, ее частях и функциях).

Аристотель исходит из первичности качественных характеристик чувственно- данного сущего по отношению к его количественным описаниям, согласно его теории в основе природных закономерностей лежит фундаментальное взаимодействие двух пар противоположных качеств: горячего — холодного и сухого — влажного, которые образуют т. н. элементы: огонь, воздух, воду и землю, которые могут преобразовываться друг в друга благодаря силам взаимодействия.

Четыре элемента образуют весь чувственный космос (подлунный мир). В космических сферах, которые находятся выше Луны (надлунный мир), материя иная, она образована пятым элементом — эфиром (лат. квинтэссенция), вечным и совершающим круговые движения телом.

Бесконечной величины не может существовать, потому космос конечен и вечен, его движение концептуально инициировано божественным перводвигателем, который движет все в мире нетелесным образом, но как благо и предмет любви, к которому устремлено все сознательно и бессознательно.

  • формальная причина (что это?),
  • материальная причина (из чего состоит?),
  • движущая причина (откуда произошло?),
  • целевая причина (ради чего существует?).

Основные постулаты физики Аристотеля:

  1. Естественное место — каждый элемент тяготеет к своему естественному месту, каким-то образом расположенному относительно центра Земли, а значит и в центра Вселенной.
  2. Гравитация/Левитация — на объекты действует сила двигающая эти объекты к их естественному месту.
  3. Прямолинейное движение — в ответ на эту силу тело двигается по прямой линии с постоянной скоростью.
  4. Зависимость скорости от плотности — скорость обратно пропорциональна плотности среды.
  5. Невозможность вакуума — так как движение в вакууме была бы бесконечно большой.
  6. Всепроникающий эфир — каждая точка пространства заполнена материей.
  7. Бесконечная вселенная — пространство ничем не ограничено.
  8. Теория континуума — между атомами был бы вакуум, таким образом материя не может состоять из атомов.
  9. Эфир — объекты из надлунного мира сделаны из иной материи, чем земные.
  10. Неизменный и вечный космос — Солнце и планеты — совершенные, неизменяемые сферы.
  11. Движение по окружности — планеты совершают совершенное круговое движение.
  • Незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы (III, I, 200b15);
  • Время - мера движения (III, II, 221а);
  • Существует первичный неподвижный двигатель (VIII, V, 258b5);
  • Движение должно существовать всегда (VIII, V, 258b10);
  • Круговое движение первичнее прямолинейного (VIII, VIII, 265а15).

Эмпирия - чувственный опыт человека, пребывающего в материальном мире.

Эмпири́зм, эмпирици́зм -направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Телеология - филос. учение об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин.

Элеа́ты - древнегреческие философы, представители Элейской школы (конец VI — первая половина V вв. до н.э.)

Природа принадлежит к тому классу причин, которые действуют ради чего-нибудь. Это ведет к рассмотрению того взгляда, что природа производит по необходимости, без цели, в связи с чем Аристотель рассуждает о выживании наиболее приспособленных в той форме, как учил Эмпедокл. Это не может быть правильным, говорит он, потому что вещи происходят определенными путями, и, когда ряд завершен, оказывается, что все предшествующие шаги были сделаны ради этого. Те вещи “естественны", которые, “двигаясь непрерывно под воздействием какого-то начала в них самих, доходят до известной цели" (199Ь), Вся эта концепция “природы", хотя она вполне может показаться весьма подходящей для объяснения роста животных и растений, стала, в конечном результате, огромным препятствием для прогресса науки и источником многого того, что было плохого в этике. На эту последнюю она ещё оказывает вредное влияние.

Движение, говорят нам, — это реализация того, что существует в потенции. Такое мнение, помимо других недостатков, несовместимо с относительностью перемещения. Когда A движется относительно B , то B движется относительно A , и бессмысленно утверждать, что одно из двух находится в движении, а другое — в состоянии покоя. Когда собака хватает кость, с точки зрения здравого смысла кажется, что собака находится в состоянии движения, в то время как кость пребывает в состоянии покоя (пока она не схвачена), и что это движение имеет цель, а именно осуществить, реализовать “природу" собаки. И вдруг оказывается, что этот взгляд неприменим к неживой материи, что для научной физики любая концепция “цели" бессмысленна и что, строго научно” никакое движение не может рассматриваться иначе, как относительное.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Имя Аристотеля хорошо знакомо не только тем, кто всерьёз интересуется философией. Трудно представить наиболее известного сына Древней Греции, который даже спустя столетия со дня смерти продолжал бы оказывать влияние на человечество. Аристотелю удалось не просто остаться в истории. До сих пор к его мыслям обращаются физики, политики, социологи, философы и биологи.

Учёным почти достоверно удалось установить год рождения Аристотеля. Известно, что великий мыслитель появился на свет в 384 г. до н. э. в Стагире на полуострове Халкидики. Его мать происходила из богатого рода. А отец и по совместительству первый учитель Аристотеля — Никомах — служил придворным лекарем Филиппа, царя Македонии.

В 15-летнем возрасте Аристотель потерял родителей. Тогда его опекуном стал Проксен, благодаря которому мальчик пристрастился к изучению природы и чтению редких книг. Два года спустя он обосновался в Афинах, где поступил в известную Академию Платона. В 347 г. он женился на дочери тирана Гермия, но тот был свергнут и казнён персами. Юный Аристотель, 1870

Аристотель вынужденно покинул Афины, а в 343 г. до н. э. стал учителем Александра по личному приглашению его отца Филиппа. Именно Аристотель познакомил Македонского с гуманистической философией. В обучении он делал акцент на изучении политики и этики. Так Александр получил классическое образование, полюбил литературу, философию и медицину.

Александр помогал учителю в естественнонаучных исследованиях, подарил ему 800000 талантов, отдал в его распоряжение несколько тысяч человек для отбора образцов животных, послуживших материалом для знаменитой "Истории животных".

Позже Аристотелю удалось вернуться в Афины и основать свою школу. В 334 году Аристотель переехал в Афины и основал там свою школу - Лицей. После смерти Александра Македонского, обвиненный в безбожии, 62-летний Аристотель покинул Афины. Аристотель переселился в Халкис на Эвбее, куда за ним последовало множество учеников. Умер Аристотель 2 октября 322 года до н. э. от болезни желудка.

Особую роль в жизни Аристотеля играла философия. Аристотель настаивал: у всего происходящего есть определённая причина, а в упо-рядоченной Вселенной ничто не происходит просто так.

Без Аристотеля нельзя представить себе современную химию, которая основана на созданной им классификации древних элементов. А ещё интересно проследить связь философа с биологией. Едва ли не треть его многочисленных трудов составляют сочинения по биологии, которая была одним из главных дел его жизни. Иногда его называют первым натуралистом в истории.

Аристотель создал классификацию животных и сгруппировал их по общим признакам.

Из многочисленных его трудов до нас дошла его самая большая по объему работа "История животных". На протяжении многих столетий она была главной книгой о мире животных и месте в этом мире человека.

Для нас ценны научные методы Аристотеля: он впервые предложил и детально – на уровне своего времени – разработал функциональный подход к систематизации живых организмов.

Аристотель тщательно исследовал развитие куриного эмбриона и заложил основу современной теории эпигенеза.

Можно без преувеличения сказать, что основы биологии как научной дисциплины заложены именно Аристотелем. В честь 2400-летия со дня рождения великого грека ЮНЕСКО провозгласила 2016 год Годом Аристотеля. Год Аристотеля объединит самых видных деятелей современной философской мысли из разных стран.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 163 материала в базе

Материал подходит для УМК

§ 10 Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.12.2020 463
  • PPTX 1.3 мбайт
  • 5 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Рябуха Надежда Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Аристотель один из немногих философов интересовался всеми возможными сферами жизни: политика, психология, физиология, философия, логика, и, конечно же, физика.

Но если политику его перечитывают, философию уважают, логику бесспорно ценят (поскольку он, можно сказать, и является её первооткрывателем), то с физикой всё не так.

Когда говорят про физику Аристотеля, люди науки (и не только науки) снисходительно улыбаются.

Причин обычно две:

1) сам подход к физике. Он основывается на наглядности (логично), логике (неудивительно) и мифах (удел того времени).

2) убеждения, к которым он в итоге приходит.

В итоге большинство людей смеётся вот над этим:

Короче говоря, Аристотель, в отличие от Галилея и Ньютона (чьей классической механикой мы пользуемся для расчётов в современной жизни), верил, что если предмет толкнуть (привести в движение), то он через некоторое время остановится. А в классической механике если предмет толкнуть, он будет двигаться вечно. если на него не действуют другие силы . В общем, физика Аристотеля противоречит закону инерции.

А теперь вопрос:

Какая из физик близка к повседневной жизни? Там, где мы не рассчитываем трение, сопротивление воздуха и прочие невероятно
важные, но не всегда нужные для обывателя предметы?

Вне зависимости от того, что мы приводим в движение: машину или мяч, представления Аристотеля всё же являются базовыми. Конечно, с развитием абстрактного мышления и курсом школьной физики мы узнаём много нового, что противоречит Аристотелю. Допустим, узнаем, что в зависимости от поверхности нужно прикладывать к мячу или машине разные усилия.

Но точно также отрицательные числа противоречат арифметике первого класса (где из меньшего нельзя вычитать большее), а дроби и вовсе позволяют делить неделимое. Но если к математике мы терпимы, то, возможно, стоит быть терпимыми и к физике?

Возникновение и исчезновение предметов, все изменения, которым подвергается материя, основаны, согласно Аристотелю, на законах движения; оно – бессмертная жизнь природы в пространстве и времени. Цель этого процесса природы постепенное расширение владычества формы над материею, расширение и совершенствование жизни.

Ø Вещество теплое и сухое – огонь (теплота);

Ø вещество теплое и влажное – воздух;

Ø холодное и влажное – вода;

Ø холодное и сухое – земля.

По разнице направлений движения, Аристотель принимает 2 разновидности+ 1 особая:

Ø круговое перемещение; оно совершеннейший вид движения, потому что оно принадлежит вселенной в целом и составляет природу эфира, вечного, неизменного, бесстрастного существа, непричастного борьбе стихий; этот эфир – единственное материальное существо, имеющее божественную природу.

Причина этой разницы та, что одни тела тяжелы, а другие легки.

В каждом сложном теле соединены все четыре стихии; перемены в пропорциях сочетания этих стихий производят то, что тела возникают и исчезают.

Устройство вселенной, по Аристотелю, обусловливается отношением эфира к стихиям и взаимными отношениями стихий. Вселенная составляет одно целое, одну систему. Она имеет форму шара; в этом шаре движутся небесные тела, тоже имеющие шарообразную форму. Они двинутся в стройном порядке по концентрическим кругам, которые расположены один над другим.

26. Этика и политика Аристотеля.

Аристотель считал, что проблема этики и политики принадлежат к одной области практических наук, затрагивающих цели человека как индивида (этика) и как члена общества (политика).

Объединяющей целью выступает стремление к достижению блага. При этом индивидуальное благо должно быть подчинено общему, то есть политика, как руководящая наука обществом, стоит выше этики. Благоявляется целью самой для себя, но по содержанию оно определенно особенностью и назначением человека. Поэтому благо для человека раскрывается в разумной деятельности, которой он достигает совершенства. Благом же является достижения согласия с самой совершенной из добродетелей, которая является умением ориентироваться и выбирать надлежащий поступок, деятельность, приводящую к определению место положения добра.

Добро это середина между крайними понятиями, между излишеством и недостатком. Но средняя точка не может быть найдена в пределах дурного. Добро это выбор из хорошего наилучшего, более совершенного состояния, к которому и должен стремиться человек.

Добродетель также подразумевает сознательность действий и чёткое следование нравственным принципам. Порок же всегда произволен и не осознан. Аристотель так и определял добродетель, как приобретённое свойство, достигаемое в сознательном действии путём отыскания середины.

Добродетели бывают этические (добродетели характера, развивающиеся из положительных привычек) и дианоэтические (интеллектуальные добродетели, проистекающие из обучения). Проявлением высшей добродетели является справедливость, которая выступает мерой всех благ. Высшей мерой каждой добродетельной деятельности выступает нравственное блаженство, а самой приятной деятельностью является созерцание истины. Наиболее сильно человек приближается к добродетели и блаженству в деятельности, направленной на бессмертие. Бессмертие мы можем достигнуть лишь творя дела общественные, то есть созидая на благо общества. Таким образом, общество, государство, как вид общения становятся новой ступенью в достижении высшего блага человеком.


27. Эллинистические школы. Основные проблемы.

Эллинизм охватывающий период от завоевания Александра Македонского и до падения Западной Римской империи, характеризует собой последующую античную философию. Сохранив многое из античной классики, эллинизм, по существу, завершил ее. Философия сосредоточивалась на субъективном мире человека. В философии эллинизма, когда жизнь общества подвергалась всевозможным социальным потрясениям, отмечается своеобразие школ и направлений.

Примерно во времена Александра Македонского были основаны четыре философские школы:

Ø скептиков,

Ø эпикурейцев,

К позднему эллинистическому периоду относится неоплатонистов.

Наиболее видные представители школы киников — ученик Сократа Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н.э.) и Диоген (ок. 400 — ок.-325 до н.э.). Бродячие и невозмутимые киники проповедовали верховенство природы и разума, единой сущности всего существующего и ничтожность всех искусственных и исторических разделений границ, ратуя за принцип космополитизма. Человек по самой своей природе, следовательно, всякий человек, учили они, имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей — в непоколебимой доблести духа.

Читайте также: