Сообщение про архитектора захарова

Обновлено: 17.05.2024

Захаров Андреян Дмитриевич (1761–1811) — русский архитектор, работавший в стиле ампир. Приобрёл мировую популярность как автор комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Архитектор Захаров, биография которого неразрывно связана с русским зодчеством, внёс большой вклад в развитие русской архитектуры. Самая важная информация о личной жизни и деятельности Захарова позволит лучше понять личность этого человека.

Детство и юность

Андреян Дмитриевич родился 8 (19) августа 1761 года в Петербурге в семье мелкого служащего Адмиралтейств-коллегии. Глава семьи имел скромное жалованье, но смог обеспечить обоим сыновьям, Якову и Андреяну, достойное образование. Но, самое важное, отец смог разглядеть таланты каждого сына и всячески развить их. В итоге старший Яков стал академиком, профессором химии и механики, а младший, Андреян, — выдающимся архитектором.

С ранних лет Андреян Захаров демонстрировал художественные способности. Когда мальчику исполнилось 6 лет, родители определили его в училище при Академии художеств. Андреян сразу зарекомендовал себя одним из лучших учеников и спустя 2 года получил свою первую награду за отличную учёбу — книгу.

После окончания училища Захаров поступил в архитектурный класс Академии художеств, где под руководством лучших педагогов своего времени смог добиться блестящих результатов.

Начало карьеры

Вернувшись в 1786 году в Россию, Захаров получил своё первое задание: завершить преобразование здания Академии художеств. В течение нескольких лет молодой архитектор занимался ремонтом, переделкой и достройкой здания, и эта нетворческая работа совершенно его утомила.

Далее последовали небольшие заказы, и в 1791 году он получил по-настоящему интересный проект — торжественную декорацию по случаю заключения мира с Турцией. В этой работе он продемонстрировал не только свой выдающийся талант архитектора, но и высокий патриотизм.

Параллельно с работой архитектора Захаров преподавал в родной Академии художеств. После защиты очередного проекта в 1792 году он стал профессором и до конца жизни работал преподавателем в Академии, выпустив немало достойных учеников.

Адмиралтейство

При изучении краткой биографии Захарова Андреяна Дмитриевича стоит сказать, что самой значимой его работой стало главное Адмиралтейство. В 19 веке адмиралтейское ведомство в Петербурге было очень обширным и нуждалось в большом количестве построек.

В 1805 году Захаров был назначен главным архитектором Морского ведомства и сразу приступил к работе, которая длилась вплоть до 1811 года. В результате в центре города было возведено грандиозное сооружение с монументальной башней со шпилем и корабликом, ставшим одним из символов Петербурга.

Личная жизнь

Андреян Дмитриевич никогда не был женат, не имел детей. Всю свою жизнь он посвятил любимому делу. Свободное от работы время он посвящал искусству, чтению книг по механике, плотницкому ремеслу.

На протяжении всей жизни архитектор страдал сердечными приступами, но не придавал этому большого значения. Скончался Андреян Дмитриевич Захаров 27 августа (8 сентября) 1811 года в Санкт-Петербурге.

Гост

ГОСТ

Краткая биография

Андреян Дмитриевич Захаров (19 августа 1761 года – 8 сентября 1811 года) – вдающийся русский архитектор, проектировал в преимущественно в стиле ампир. Является автором комплекса сооружений Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Андреян Захаров родился в 1761 году в Санкт-Петербурге в семье мелкого служащего Адмиралтейств-коллегии. До 1782 года учился в художественном училище петербургской Академии Художеств, куда его отдал отец. Его учителями были такие выдающиеся архитекторы, как:

  • А. Ф. Кокоринов;
  • И. Е. Старов;
  • Ю. М. Фельтен.

Рисунок 1. Андреян Захаров. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

После возвращения на родину Андреян Дмитриевич начинает работать преподавателем в Академии художеств, одновременно с этим занимается проектированием. Некоторое время спустя Захарова назначают архитектором всех недостроенных строений Академии Художеств.

Позднее, работая в Санкт-Петербурге, Андреян Дмитриевич достигает звания главного архитектора Морского ведомства. К 1794 году становится академиком петербургской Академии Художеств.

В конце XVIII века указом Павла I Захарова назначают главным архитектором Гатчины. На этом посту Андреян Дмитриевич проработал два года.

Андреян Дмитриевич Захаров был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1936 году надгробие архитектора было перенесено на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры.

Готовые работы на аналогичную тему

Работа Захарова над зданием Адмиралтейства

В 1805 году Андреян Захаров был назначен главным архитектором Морского ведомства. На этом посту он сменяет одного из первых палладианских архитекторов России Чарльза Камерона. Пребывая в этой должности Захаров занимается руководством строительства и проектирования гражданский и промышленных объектов. Первым проектом Захарова в должности главного архитектора была реконструкция здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Первоначальный проект здания Адмиралтейства был разработан в 1738 году и принадлежал архитектору И.К. Коробову. Основное здание Адмиралтейства является выдающимся памятником архитектуры стиля ампир. Одновременно с этим данное здание является одним из градообразующих объектов Санкт-Петербурга и архитектурным центром города.

Рисунок 2. Адмиралтейство В Санкт-Петербурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Над проектом Захаров работает с 1806 по 1811 годы. Он запроектировал новое, грандиозное главное здание протяженностью 407 метров. Примечательно, что Андреян Дмитриевич сохранил первоначальную конфигурацию плана уже существовавшего сооружения. Архитектору при разработке проекта удалось подчеркнуть центральное положение Адмиралтейства в городе посредством придания зданию величественного архитектурного облика. Главные магистрали Санкт-Петербурга сходятся к сооружению Адмиралтейства тремя лучами. Центром здания является монументальная башня со шпилем, на котором закреплен кораблик, который позднее назовут символом города. Данный кораблик украшает старый шпиль Адмиралтейства, запроектированный ещё архитектором Коробовым. В двух корпусах фасада, расположенных симметрично по сторонам башни, чередуются сложным ритмическим рисунком простые и сложные объемы, такие как гладкие поверхности стен, выступающие портики и глубокие лоджии.

Одной из примечательных сторон декорирования является скульптура. Крупные архитектурные объемы дополняют декоративные рельефы здания. Шикарно оформленные фасады зданий оттеняются пристенными скульптурными ансамблями.

На сегодняшний день внутри здания сохранились некоторые интерьеры тогдашнего Адмиралтейства (например, зал собраний, вестибюль с парадной лестницей, библиотека и т.д.). Здесь изящность внутреннего декорирования помещений оттеняется четкой строгостью монументальных архитектурных форм.

Другие известные сооружения Захарова

Помимо вышеизложенного, архитектор Захаров трудился над проектами казённых сооружений и церквей для некоторых губернских и уездных городов России. Специалисты отмечают подчеркнутую монументальность этих проектов.

В частности, Андреян Захаров запроектировал в 1805 году кафедральный собор Святой Великомученицы Екатерины в Екатеринославле. Известно, что данное сооружение было закончено уже после смерти архитектора в 1835 году под именем Преображенского. Собор отреставрирован и функционирует по сей день. Надо сказать, что проект этого собора был использован другим российским архитектором С.Е. Дудиным для строительства собора Александра Невского в Ижевске.


Андреян Дмитриевич Захаров принадлежит к числу наиболее выдающихся зодчих в истории мировой архитектуры. Его творчество знаменует собой наивысший расцвет русской национальной архитектурной школы эпохи классицизма.

А. Д. Захаров родился 8 августа 1761 г. на глухой окраине Санкт-Петербурга, близ устья реки Фонтанки, в небогатой семье мелкого адмиралтейского служителя прапорщика Дмитрия Ивановича Захарова. 21 апреля 1767 г., когда Андреяну еще не исполнилось шести лет, отец определяет его на казенный счет воспитанником в художественное училище при Академии художеств. С этого времени вся жизнь будущего архитектора самым тесным образом связана с Академией.

13 сентября 1778 г., через два года после перехода в архитектурный класс, Захаров получает малую серебряную медаль за проект загородного дома, а 29 сентября 1780 г. удостаивается большой серебряной медали за "архитектурную композицию, представляющую дом принцев".

Ближе к окончанию Академии художеств, 1 ноября 1781 г., Захарову была задана программа - разработать проект "факсала" (вокзала), предназначавшегося для отдыха и увеселений. За этот проект на выпускном экзамене в 1782 г. Захаров получил большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу для совершенствования знаний, полученных в Академии художеств.

Захаров отправляется в Париж. Здесь он поступает в мастерскую к одному из ведущих французских архитекторов Ж. Ф. Шальгрену.

C 1787 г. он преподает в Академии художеств.

К 1792 г. относится первая по времени из известных на сегодняшний день графических работ архитектора - эскиз торжественной декорации по случаю заключения мира в Яссах в декабре 1791 г., ознаменовавшего победу русской армии и флота над Турцией.

В 1794 г. Захаров был назначен архитектором всех академических строений.

В конце 1799 г. по повелению Павла I становится архитектором города Гатчины.

Целый ряд сооружений архитектор спроектировал в Гатчинском парке. Наиболее значительным из них является монастырь св. Харлампия.

Андреевский собор в Кронштадте - наиболее значительная постройка из всех культовых сооружений зодчего. Он был задуман как памятник русской воинской славы в ознаменование победы русского флота над шведами.

В соответствии с образцовыми проектами Захарова сооружаются многочисленные различного назначения здания в Полтаве, Чернигове, Казани, Симбирске и других городах России. Они достойны специального изучения.

В 1806 г. архитектору предложили рассмотреть проекты вновь учрежденного в Астрахани Адмиралтейства для Каспийской флотилии и двух госпиталей в Казани и Архангельске. Составленные на местах довольно слабые проекты Захаров основательно переработал и в сущности составил новые.

В 1811 г. Захаров предложил проект перестройки обращенных главными фасадами в сторону Невы провиантских "магазинов". Он значительно улучшил их пропорции как в целом, так и отдельных частей, ввел целый ряд простых, но выразительных архитектурных деталей. В случае осуществления этого проекта Петербург обогатился бы еще одним высокохудожественным произведением.

Более значительной работой архитектора, чем Адмиралтейские казармы, явилась перестройка Морского госпиталя на Выборгской стороне (Выборгская наб., 1-3, - Клиническая ул., 2-4), где уже в петровское время возникла Госпитальная слобода.

Вступив в должность главного архитектора в 1805 г., Захаров прежде всего завершил начатые Камероном работы и выстроил отдельный кухонный флигель с пекарней со стороны восточного корпуса.

От всего архитектурного ансамбля Морского госпиталя, занимавшего когда-то обширную территорию, сохранились здания, перестроенные во второй половине XIX- начале XX в., причем от Захарова - лишь маленький фрагмент по Клинической улице.

Построенная в 1807-1811 гг., Артиллерийская лаборатория просуществовала немногим более десяти лет. Во время грандиозного наводнения 1824 г. все ее постройки были разрушены.

Помимо проектирования и строительства Захаров выполнял в Петербурге массу ремонтных работ в Новой Голландии (наб. р. Мойки, 103), в Никольском Морском соборе, Училище корабельной архитектуры, в Адмиралтейской типографии на Васильевском острове, в Инвалидном доме на Каменном острове и других различных зданиях, находившихся преимущественно в ведении Морского министерства.

Новое здание Адмиралтейства явилось вершиной творческого гения Захарова, шедевром русского зодчества всех времен.

Адмиралтейство играет необычайно важную роль как в архитектуре Петербурга, так и в русской истории в целом.

Подводя итог, следует прежде всего отметить, что Захаров прожил сравнительно недолгую, но яркую творческую жизнь. В год кончины ему только что исполнилось пятьдесят лет, а все основные проекты были им разработаны за последние десять лет. Он полностью посвятил себя зодчеству, у него не было собственного дома и семьи - архитектор жил в холостяцкой казенной квартире, предоставленной ему Академией.

К достижению еще небывалых высот архитектурного творчества будущий великий зодчий шел дорогой долгого каждодневного труда. Он не знал отдыха. Несмотря на то что ученические работы и самые ранние проекты Захарова не сохранились, можно наметить основные этапы его творческого пути. Прежде всего, это годы учения (1767-1786), сыгравшие фундаментальную роль в формировании его профессионального мастерства.

1787-1800 гг. - следующий этап творчества Захарова. Для него характерно овладение практической стороной деятельности архитектора и строителя. А для формирования собственного архитектурного почерка очень важен следующий этап - 1800-1805 гг. После непродолжительного увлечения романтизмом во время работы главным архитектором города Гатчины Захаров возвращается к строгому классицизму на его переходной стадии к высокому классицизму. На данном этапе примечательно влияние на Захарова творчества его старшего современника архитектора Ф. И. Волкова, давшего первые образцы объединения единым фасадом целых кварталов городской застройки. Это был значительный шаг на пути от строгого к высокому классицизму.

И наконец, самый главный и наиболее яркий этап творческой биографии зодчего - 1805-1811 гг., когда он являлся главным архитектором Адмиралтейства и осуществлял градостроительную политику во всех портовых городах Российской империи. На этом этапе творчество Захарова-градостроителя развернулось во всю ширь. К сожалению, не все архитектурные и инженерно-строительные идеи зодчего, намного опережавшие эпоху классицизма, смогли воплотиться в жизнь, но они способствовали дальнейшему прогрессивному развитию человеческой мысли.

Захаров в начале XIX в. становится первооткрывателем эпохи наивысшего развития русского классицизма, связанной с решением целого ряда градостроительных проблем, и прежде всего проблемы создания единого городского ансамбля в системе уже существующих улиц и площадей. В этом основная историческая заслуга и величие Андреяна Захарова.


Андреян Дмитриевич Захаров (8 [19] августа 1761 — 27 августа [8 сентября] 1811, Санкт-Петербург) — русский архитектор раннего александровского классицизма начала XIX века. Создатель комплекса зданий Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, многих других построек в столице, её пригородах и иных городах Российской империи.

Биография

По окончании училища в 1782 году Захаров получил большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу для продолжения образования. В Париже Захаров продолжал обучение в мастерской Ж. Ф. Шальгрена с 1782 по 1786 год. Помимо Шальгрена на творчество Захарова значительное влияние оказали работы парижской школы мегаломанов: Э.-Л. Булле, Ж. Гондуэна, К.-Н. Леду.

Летом 1786 года Захаров вернулся в Петербург и начал работать преподавателем в Академии художеств, одновременно занимаясь проектированием. Среди его учеников был архитектор А. И. Мельников. В 1794 году Захарова назначили архитектором всех строений Академии художеств и присвоили звание академика.

В конце 1799 года по повелению императора Павла I Захаров стал архитектором города Гатчины. Занимаясь перестройкой Гатчинского дворца, он фактически стал придворным архитектором. С 1800 года он работал в Петергофе.

В 1805 году император Александр I назначил Андреяна Захарова главным архитектором Морского ведомства.

А. Д. Захаров прожил недолгую (всего пятьдесят лет), но насыщенную работой творческую жизнь. Он полностью посвятил себя зодчеству, у него не было семьи и даже собственного дома. Он жил в холостяцкой казённой квартире, предоставленной ему Академией художеств.

Работы 1799—1804 годов

Проекты и постройки, созданные А. Д. Захаровым в этот период, демонстрируют нарастающую сложность решения композиционных задач, раскрывая особенности таланта архитектора.

1799—1800 Гатчина. Лютеранская церковь Святого Петра

Строительство кирхи было начато неизвестным архитектором в 1789 году, но не окончено. Захаров приступил к работам в 1799 году. Под его руководством здание было значительно перестроено, закончена внутренняя отделка, создан иконостас и кафедра с балдахином. Самой заметной из выразительных деталей нового здания были позолоченные петух и шар, изготовленные для шпица, завершающего колокольню из толстой латуни (уничтожены в Великую Отечественную войну, не восстановлены).

1800. Гатчина. Горбатый мост

Горбатый мост в Дворцовом парке Гатчины был построен А. Д. Захаровым по собственному проекту, первые документальные свидетельства датируются ноябрём 1800 года. Мост имеет два широких береговых устоя, оформленных в виде террас — обзорных площадок. Террасы и пролёт моста обнесены балюстрадой, в средней части моста устроены каменные скамьи для отдыха. Поскольку архитектура моста рассчитана на восприятие с большого расстояния, его элементы создают игру света и тени, отчётливо видимую издалека.

1803—1804. Проект застройки Васильевского острова

Перестройку Васильевского острова в Санкт-Петербурге по проекту Захарова предполагалось выполнить в традициях французской градостроительной школы: единство ансамбля должно было быть достигнуто общим ритмом расстановки зданий и одинаковыми архитектурными деталями. Выполнение этого проекта должно было, в частности, привести к перестройке здания Академии наук.

1803—1804. Архитектурный план нижегородской ярмарки

Захаров подготовил проект архитектурного плана для Нижегородской ярмарки, по которому архитектор А. А. Бетанкур построил её через несколько лет.

1805—1811. Работа над зданием Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге

В 1805 году Андреян Захаров был назначен главным архитектором Морского ведомства, сменив на этом посту Чарлза Камерона. В его ведении сосредоточились руководство строительством и проектирование гражданских и производственных зданий и сооружений. Первым проектом архитектора в новой должности стала перестройка здания Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Высота башни равна 72 метрам, причём 23 метра приходятся на шпиль. В создании скульптурного убранства здания принимали участие Степан Степанович Пименов, Иван Иванович Теребенёв. Василий Иванович Демут-Малиновский, Артемий Анисимович Анисимов, Феодосий Фёдорович Щедрин. При разработке проекта архитектор определил общую композицию: размещение скульптур и рельефов, раскрывающих главную тему: могущество морского флота России.

Из интерьеров здания 1823 года сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний и библиотека. Суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки.

Другие работы в Санкт-Петербурге и пригородах

В период работы над Адмиралтейством, Захаров занимался и другими архитектурными задачами. Наряду с архитекторами Алексеем Бежановым и Денисом Филипповым именно Захаров считается одним из самых вероятных авторов проекта перестройки знаменитого Дома академиков на Васильевском острове.

В результате строительных работ, осуществленных 1806-1808 годах, Дом академиков, также известный как жилой дом Академии наук (расположен по адресу: Санкт-Петербург, 7-я линия Васильевского острова, 2/1, лит. А), получил новые фасады, оформленные в стиле классицизма.

Со стороны набережной дом был дополнен монументальным портиком с четырьмя каннелированными дорическими колоннами, поддерживающими массивный антаблемент и балкон. Балюстрада балкона была оформлена на заводе, принадлежащем Чарльзу Берду, черепичная кровля на крыше здания была заменена на железную.

В 1806—1808 годах Захаров создал проект застройки Провиантского острова

В 1806—1809 году он создал проект ансамбля Галерного порта

Кроме того, Захаров плодотворно работал над градостроительными задачами Кронштадта.

В 1806—1811 годах архитектор работал над одним из самых значимых сооружений Кронштадта — Андреевским собором (не сохранился).

Работы в провинции

Кроме того, Захаров готовил проекты казённых строений и церквей для губернских и уездных городов России. Эксперты отмечают их подчёркнуто монументальный характер.

В частности, Захаров разработал около 1805 года проект кафедрального собора Святой Великомученицы Екатерины в Екатеринославе. Собор построен уже после смерти архитектора, в 1830—1835 гг. под именем Преображенского и сохранился до наших дней. Проект собора был использован также зодчим С. Е. Дудиным для постройки собора Александра Невского в Ижевске.

А. Д. Захаров был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1936 году прах и надгробие А. Д. Захарова и его родителей были перенесены на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры

Читайте также: