Сообщение про альтернативную школу

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования науки

Филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

в г. Михайловке Волгоградской области

Проверила кандидат пед. наук:

Михайловка, 2014 г.

Обычно один проект реализовывала одна школа. В нескольких городах единый проект опробовали группы учебных заведений: Беркли (штат Калифорния) -- 24 школы, Сиэтл (штат Вашингтон) -- 19 школ, Филадельфия (штат Пенсильвания) -- 18 школ. В некоторых городах, например, Луисвилле (штат Кентукки), Сен-Поле (штат Миннесота) и др. по разным проектам одновременно действовали две--три альтернативных школы.

Родители всё чаще задумываются об альтернативе обычной школе. Кому-то не хватает семейной атмосферы, кому-то — занятий вне программы. Всё это можно найти в авторских школах. Узнали, где дети учатся без строгих правил и как они потом сдают экзамены.

альтернативные школы в России

Вальдорфская школа

Самая известная альтернативная школа в России с более чем 20 филиалами по всей стране. Некоторые из них имеют государственную лицензию и аккредитацию на начальное, основное и среднее образование. А это значит, что дети изучают те же предметы, что и в обычной школе, проходят обязательную аттестацию в 4, 9 и 11-м классах, сдают ОГЭ и ЕГЭ.

Разница в том, что здесь главное — интересы ученика, а не режим и дисциплина. На ребёнка не обрушивают поток информации и дают ему учиться в своём ритме. Даже читать и писать начинают позднее, чем в обычной школе, — зато сразу на двух иностранных языках.

В вальдорфской системе нет оценок. Вместо них — рекомендации учителя-тьютора, который ведёт группу семь-восемь лет. Школьной формы тоже нет. Расписание в такой школе особое: есть главные уроки, которые длятся дольше остальных. Обучение не привязано к учебникам и может проходить в устной или игровой форме. А летом дети получают практические навыки: учатся готовить, работать в саду, ухаживать за животными.

Много часов отводится творческим занятиям:

  • музыке,
  • танцам,
  • рисованию,
  • лепке,
  • работе с натуральными материалами,
  • сюжетно-ролевым играм,
  • театру.

Родителей приглашают заниматься творчеством вместе с ребёнком.

Несмотря на большое количество плюсов, вальдорфская методика подходит не всем.

Программа в вальдорфской школе не летит вперёд, у детей достаточно времени усвоить материал. Но эта система больше понравится детям, которым интересны гуманитарные предметы. Ученики с тягой к чертежам, цифрам и технике могут заскучать.

Школа Монтессори

По методике Марии Монтессори занимаются не только в детских садах, но и в школах. В среднем обучение длится 11 лет. Но продолжительность может меняться в зависимости от того, есть ли у конкретного учебного центра государственная лицензия и аккредитация.

Главная цель школы Монтессори — создать среду, в которой ребёнок сможет сам выбирать, чему учиться. Педагог здесь — просто наблюдатель, который не навязывает решение или ответ. Более того, ошибки поощряются: если ребёнок их совершает, значит, он пробует что-то новое.

Профи для любой задачи

Уроки проходят в малых разновозрастных группах. Учебный день состоит из часов свободной работы, работы в группе и творческих занятий. Последних не так уж много — акцент в методике Монтессори делается на развитии интеллекта и рационального мышления. Иначе говоря, дети учатся не только придумывать, но и измерять, рассчитывать, воплощать.

В школах Монтессори не ставят оценки и не сдают экзамены. Вместо этого ученики ведут дневники, в которых фиксируют свои достижения, а затем обсуждают их с педагогом. Строгого расписания и рядов парт тоже нет: дети сами решают, сколько им хочется заниматься и где. Вместо учебников — пособия, материалы и инструменты, чтобы сделать всю информацию максимально наглядной.

Школа реджио

Школа реджио

Итальянская методика преподавания только набирает популярность в России. Сейчас в крупных городах можно найти отдельные реджио-центры. Наиболее заметный из них — Reggio space в Петербурге.

В реджио-школе создают среду, которая стимулирует природное любопытство ребёнка. Ему дают достаточно пространства и инструментов для экспериментов, творчества, исследований.

Другие особенности реджио-методики:

  • обучение в малых разновозрастных группах;
  • вместо монолога учителя — дискуссия между учениками;
  • проектная работа;
  • отдельное время для обсуждения пройденного материала.

Если в вальдорфской школе учитель находится в центре внимания, а в школе Монтессори наблюдает со стороны, то в реджио-школе он где-то посередине. Предлагает темы для обсуждения, помогает решать задачи, даёт подсказки, но не диктует правила и не ограничивает.

Важная особенность реджио-методики — преподаватели записывают всё, что происходит на уроке, делают фото, снимают видео. Считается, что это помогает отследить прогресс учеников намного лучше, чем оценки по пятибалльной шкале.

Учебный день состоит из обычных уроков и консультаций. Во время последних ученики обсуждают пройденный материал с учителем или берут дополнительные задачи.

К тому же много внимания уделяется изучению мира самыми разными способами.

  • ставят спектакли;
  • устраивают благотворительные ярмарки;
  • ездят в парки и музеи;
  • вместе смотрят фильмы;
  • экспериментируют в мастерской с новыми материалами и техниками.

Кажется, в таком формате обучение должно быстро превратиться в анархию. Но создатели школы уверяют, что этого не происходит. Ведь свободная атмосфера и возможность экспериментировать рано или поздно привлекают даже тех, кто раньше учиться не любил.

Семейная школа

Семейная школа

Главная цель любой семейной школы — создание атмосферы уважения и поддержки, которой иногда не хватает в обычных школах. Благодаря этому в нешколах дети испытывают меньше стресса и обладают большей свободой.

Нешколы могут частично работать по государственным образовательным стандартам или использовать только авторские методики. Всё зависит от пожеланий родителей и потребностей детей. Аттестация обычно проводится в школе-партнёре, у которой есть лицензия и государственная аккредитация.

Семейная школа может стартовать как клуб для ограниченного числа детей и со временем перерасти в настоящую частную школу.

Альтернативное обучение в обычной школе

Не у всех родителей есть средства на платную школу, и не все готовы экспериментировать с авторскими методиками. В таких случаях педагог и репетитор Ольга Ляшенко советует рассмотреть один из вариантов альтернативного образования в обычной государственной школе: семейное, очно-заочное или индивидуальное.

При семейной форме ребёнок учится дома по собственному расписанию, которое чаще всего составляют родители. При этом ученик периодически проходит аттестацию в обычной школе. А вот на очно-заочном обучении посещать уроки всё же приходится. Правда, такое свободное посещение, считают специалисты, подходит дисциплинированным и трудолюбивым детям.

Очно-заочная форма обучения — это неплохая, и притом бесплатная, замена альтернативным школам. Но она подходит не всем. Учиться очно-заочно смогут, например, сильные и мотивированные старшеклассники, которые хотят как можно больше времени посвящать предметам, связанным с будущей специальностью.

Бывает, что родители переводят своего ребёнка на очно-заочную форму, не учитывая его готовности учиться самостоятельно. Кто-то делает это из жалости к ребёнку, желая облегчить его нагрузку. Кто-то считает, что ребёнок отличается от других детей и требует особого подхода. Это может привести к серьёзному отставанию в учёбе, которое потом придётся мучительно преодолевать.

Обучение по индивидуальному плану стоит рассмотреть, если ребёнок не может посещать уроки в школе и успевать за программой по медицинским причинам.

Бонус: вопросы, которые помогут выбрать школу

Подумайте, подойдёт ли формат альтернативной школы вашему ребёнку. Работа в маленьких группах или вдвоём с педагогом может осчастливить тихого интроверта, но быстро наскучить энергичному экстраверту.

Не забывайте про то, что большинство альтернативных школ развивают так называемые soft skills и креативное мышление, но не дают сложных профильных и технических знаний. Поэтому, если ваш ребёнок обожает общение и творчество, нестандартная методика обучения может помочь ему раскрыть свой потенциал.

Если вы всё же решили попробовать альтернативную методику, то, прежде чем выбрать конкретное учебное заведение, пройдитесь по чек-листу ниже:


Сложный выбор: какими бывают альтернативные школы?

Сегодня в мегаполисе можно без проблем найти хорошую альтернативную школу. Только как выбрать ту самую, подходящую — вопрос, который первым задают себе родители. Подходов, как и самих школ, очень много. Но есть среди них те, что давно известны и успешно реализованы в разных странах. Они все нацелены на развитие ребенка в разных направлениях, а отличаются тем, какой дорогой приходят к этой цели.

Внимание к среде: Монтессори и Реджио

Метод Монтессори пришел к нам из Италии, где появился в начале ХХ века. Мария Монтессори создала школу-дом, в которой было комфортно каждому её ученику. Там дети получали уважение, внимание и возможность самостоятельно выбирать свой образовательный маршрут. Школа Монтессори сейчас — самое популярное направление, существующее во всех крупных городах. Список школ можно найти на сайте Ассоциации педагогов Монтессори в России.

Реджио-педагогика, как и метод Монтессори, появилась в Италии. Здесь нет учебной программы, любая жизненная ситуация становится образовательной, любой интерес ребенка может превратиться из объекта внимания в исследовательский проект. Поэтому так важно, чтобы пространство вокруг ученика ставило перед ним непростые и интересные задачи.

Особенности подходов — это естественное развитие ученика и наличие образовательной среды, в которой ребенок самостоятельно ставит цели и двигается к ним. В своём темпе, без спешки, всегда зная, что рядом есть педагог, готовый поддержать, но не ответить за него на возникающие вопросы.

Воспитательная работа распределяется между наставницей и окружением. На место бывшей "дающей урок" учительницы пришло намного более сложное целое, то есть, кроме учительницы, появился еще ряд предметов (развивающий материал), который вместе с ней воспитывает ребенка. Предметы, а не обучение наставницы играют главную роль, и поскольку их использует ребенок, именно он, а не наставница, является активным центром деятельности.

Внимание к традициям: вальдорфские школы

Первая школа такого типа открылась в городе Вальдорф (Германия) в 1920-е гг., а в России только в 1980-е гг. В центре внимания — гармоничное развитие ребенка: как физическое, так и личностное. Причем ученик должен быть эмоционально готов к получению знаний. Учителя не спешат лишать детей детства, сажать их за парты на целый день. Наоборот, на уроках в младшей и средней школе много движения. И только в старшей школе ученики приступают к изучению привычных нам дисциплин.

Вальдорфская школа — это целая философия, в которой уверены — каждый ребенок является личностью, имеет право на воспитание и обучение. Если сейчас он не готов изучать тот или иной предмет, нужно отступить и подождать. У каждого свой уровень, поэтому классы могут быть разновозрастными, а остаться на второй год — вполне допустимая практика, ведь в школе нет отметок и создается комфортная доброжелательная обстановка. Учебный материал подается блоками ("эпохами"), а день разделен на три части: духовный, душевный и креативно-творческий. Очень много внимания вальдорфы уделяют ремеслу. Часто школы украшены поделками из натуральных материалов, которые ученики создают на уроках.

Педагог вальдорфской школы — пример для подражания, безопасный и осознанный взрослый, который внимательно относится к запросам детей, но всё равно следует тщательно разработанной образовательной программе. В России есть своя Ассоциация Вальдорфских школ России.

Существует известный душевный строй, который важен для духовного ученика на каждой ступени его развития. Он заключается в том, чтобы не сводить своего стремления к знанию к односторонней форме: как мне ответить на тот или иной вопрос? но к форме: как мне развить в себе ту или иную способность?

Внимание к сотрудничеству: демократические школы

Считается, что история демократических школ началась со школы Саммерхилл в 1921 году. Дети получили свободу выбора: они сами решали, какие уроки посещать, а какие прогуливать, как выглядит их распорядок дня и досуг. Все общешкольные законы обсуждались на голосовании.

Существует международная сеть демократического образования IDEN, которая помогает учителям вместе искать решения возникающих проблем и улучшать демократический подход. Она проводит Международную конференцию демократического образования IDEC (International Democratic Education Conference), где ежегодно собираются видные деятели свободного образования, организаторы, сотрудники и выпускники демократических школ всего мира.

Современные демократические школы строятся на принципах свободы и равенства. Каждый ребенок имеет право голоса, все важные решения принимаются советом, состоящим из учеников, родителей, педагогов и администрации школы. В демократическом подходе считается, что мотивация учиться появляется только тогда, когда ученик осознает, что от него зависит его образование, он сам делает выбор и несет ответственность за результат. Оценки здесь — не для оценивания, а для понимания прогресса.

Учитель в такой школе — это увлеченный взрослый, который с удовольствием делает своё дело, горит им и развивается в этом направлении, а ребенок просто присоединяется к рабочему процессу и погружается в тему вместе со взрослым. В России есть тёплое сообщество самонаправленных и демократических школ — "Острова свободного образования".

Я считаю, что приказывать ребенку что-либо сделатьнеправильно. Ребенок не обязан ничем заниматься, пока не придет к мнениюсвоему собственному, — что это должно быть сделано. Проклятие человечества — внешнее принуждение, исходит ли оно от папы, государства, учителя или родителей. Всякое принуждениефашизм.

Внимание к личности: семейные школы

Небольшие семейные школы создает неравнодушное сообщество родителей для обучения своих детей в комфортной среде. Они объединены в сообщества, например "Семейные школы" и регулярно обмениваются опытом. В таких школах обычно мало детей, поэтому к каждому ученику педагоги находят подход, создают для него индивидуальный образовательный маршрут, а часто и форму оценивания.

Семейные школы не занимаются образовательной деятельностью. Они следуют прежде всего за интересами учеников, а не за ФГОС. Они помогают тем родителям, которые взяли на себя ответственность за образование своих детей, не перекладывая это на государственные школы.

Родители приглашают педагогов-предметников и психологов, которые создают в школе образовательную среду. Для них важно не просто рассказать ребенку о мире, но и привлечь его к исследованию. Чем старше становится ученик, тем больше для него открывается форматов и способов получения информации.

Одна из популярных программ для семейных школ — Русская Классическая школа. Она обращается к традициям отечественной педагогики, возникшей в конце XIX века. Учебники в РКШ — переиздания основоположников русской педагогики, в которых нет усложненного языка и игровых задач. Ученику не нужно разбираться в формулировках, они соответствуют возрасту. Большой акцент делается на систематизации всех знаний и постепенном усложнении заданий. Часто (не обязательно) школы, выбравшие РКШ, имеют православный уклон, и среди основных предметов в них есть и религиозные.

Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки. Когда убеждение так укоренилось в человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что должен повиноваться, тогда только оно делается элементом его природы.

Внимание к подходам: авторские школы

Самый сложный раздел альтернативных школ — это школы, работающие по разработанным отдельным автором или авторским коллективом методикам. Они возникли в конце 1980-х гг., когда победителям конкурса инновационных школьных проектов стали присваивать статус "авторская школа". Классифицировать такие школы почти невозможно, их наполнение очень разное, а подходы часто противоречат друг другу. Среди известных российских авторских школ — учебные заведения М.П. Щетинина, В.А. Караковского, В.В. Давыдова, Е.А. Ямбурга, А.Н. Тубельского и др.

Авторские школы, как правило, не отчуждаемы, ведь главную роль здесь играет личность основателя, как, например, в школе Щетинина. Его лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков был известен своей экспресс-программой по изучению школьных дисциплин. Классно-урочной системы и оценок в школе не было, занятия проходили всегда в разных кабинетах.

Также существуют авторские школы, в которых не только основатель, но и весь педагогических коллектив создает образовательные инициативы, как в школе самоопределения Тубельского. Вместе с коллегами Александр Наумович Тубельский написал книгу "Учитель, который работает не так". Авторы считали, что ребенку прежде всего нужен внутренний стержень, а уж потом — знания.

Демократически воспитанный человекэто не тот, который делает то, чего хочет, а тот, который может сам ставить себе границы. Границы хорошего и плохого, границы поведения в разных ситуациях, границы между знанием и незнанием.

Несмотря на огромные отличия, есть у авторских школ и общая черта — гуманистическая идея. Личность ученика важна не меньше, чем основателя школы. Дети легко предлагают свои проекты по улучшению образовательной среды. Они неравнодушны к своему образованию и к месту, в котором учатся.

В авторские школы приходят педагоги-инноваторы, которые не боятся использовать новые образовательные подходы: игротехнику, геймификацию, смешанное и проблемное обучение, проектную работу в командах и др.

Вопросы для тех, кто выбирает школу

Что важно вам и вашему ребенку? Какой у вас общий приоритет: академические результаты, творчество, атмосфера или комфорт? Каким должен быть учитель? Какова его роль в жизни ребёнка? Как школа поможет вашему ребенку и к чему его приведёт? К чему вы хотите прийти?

Почти все альтернативные школы предлагают адаптационный период, это лучшее время для вопросов и сомнений. Вам нужно лучше познакомиться с ценностями, преподавателями, пространством и, конечно, основателями. Ведь, вне зависимости от подхода, очень важно знать, какие люди делают школу. Если и вам, и ребёнку всё понравится, то, значит, вам со школой по пути. И не страшно, если через несколько месяцев эти пути разойдутся. Главное в поисках своей школы — не бояться пробовать.

Альтернативное образование: преимущества и недостатки

Многие современные родители недовольны существующей системой образования. Основные причины: низкое качество и развитие комплексов у детей. Поэтому определенную популярность снискало альтернативное образование. Но и оно несет как неоспоримые преимущества, так и таит недостатки. В этой статье мы постараемся объективно оценить это явление.

Думали ли вы когда-нибудь о том, чтобы ваш ребенок посещал только любимые уроки? Имел возможность проявить свои творческие способности и получал свободу действий? Многие альтернативные школы утверждают, что все это возможно.

Альтернативная школа — это образовательное учреждение с нетрадиционными учебным планом и методами. Правовая основа для такого образования зависит от государства и определяет любое обязательство соблюдать стандартные тесты и оценки. Такие школы предлагают широкий спектр стратегий обучения; некоторые из них имеют сильную религиозную, научную или философскую ориентацию, в то время как другие не зависят от какой бы то ни было идеологии и образовываются разочарованными учителями и преподавателями.

Альтернативное образование охватывает педагогические подходы, отличающиеся от традиционной педагогики. Такая среда обучения может быть создана в государственных, уставных и независимых школах, а также на дому. Многие альтернативы в области образования характеризуются небольшими размерами классов, тесными отношениями между учениками и преподавателями, а также чувством общности.

Некоторые альтернативные школы имеют свою миссию и убеждения, которых стремятся придерживаться. Вот нечто общее, что можно выделить:

  • Все учащиеся могут учиться и преуспевать при помощи самых разных методов.
  • Успехи в обучении приходят в том случае, если от ученика ждут больших достижений.
  • Важно развивать уверенность и компетенции в каждом учащемся.
  • Учиться можно в любой среде — необязательно в классе.
  • Альтернативная учебная среда развивает независимость, мастерство и творческое мышление.
  • Обучение — это активное сотрудничество между учениками, родителями, обществом и школой.
  • Если ученик умеет делиться своими знаниями с другими, он на правильном пути.
  • Учеба — пожизненный процесс, он не прекращается ни на секунду.

Существует несколько различных типов альтернативных школ, в том числе:

  • Местные альтернативы государственным школам. Например, чартерные и магнитные школы (о них немного ниже).
  • Школы для учеников со специальными потребностями.
  • Независимые частные школы.
  • Школы с эмоциональным уклоном.

Чартерная школа — это школа, которая получает государственное финансирование, но действует независимо от государственной школьной системы, в которой находится. В некоторых случаях является частной собственностью. Такие учреждения являются примером приватизации государственных активов.

Большинство магнитных школ сосредоточены на определенной дисциплине или области обучения, в то время как другие имеют более общую направленность. Их программы могут фокусироваться на академическом (математика, естественные науки и техника, гуманитарные и социальные науки, исполнительные искусства) или же на техническом, профессиональном, сельскохозяйственном образовании.

Беспокойства родителей

Выбор альтернативной школы часто бывает трудным. Родители, которые считают, что стандартные школы неадекватно работают с образовательными потребностям ребенка, должны рассмотреть разные варианты. Вот основные причины этому:

  • ребенок необычайно одарен;
  • имеет особый талант или интерес, например, к музыке или науке, которые нельзя полноценно развить в стандартной школе;
  • ему не уделяется достаточно внимания в обычной школе;
  • он не может учиться по состоянию здоровья;
  • поведение ребенка становится саморазрушительным;
  • он имеет эмоциональные и психические проблемы.

Исследования показывают, что большинство проблемных учащихся, окончивших программы в альтернативных школах, улучшили свои отношения в семье, хотят продолжить обучение или ищут работу.

Недостатки альтернативных школ

Однако не стоит думать, что посещение альтернативной школы несет одни преимущества. Есть и недостатки, вот основные:

  • дорогостоящее обучение;
  • занятия могут быть менее интенсивными, чем в стандартных школах;
  • есть мнение, что занятия не столь строги, а выпускники не конкурентоспособны при поступлении в вузы. Тем не менее, некоторые школы фокусируются на том, чтобы выпускник смог без проблем продолжить обучение по окончании.
  • не всегда понятна квалификация преподавателей в альтернативных школах;
  • школы, которым менее 5 лет, могут быть, скорее, экспериментальными, чем эффективными. Это сейчас модно, а значит, появляется много желающих нажиться на этом.
  • не каждая школа является аккредитованной в соответствующих государственных органах.

Преимущества альтернативного образования

Мы уже говорили о том, что преимущества и недостатки довольно условны, потому что подобные школы слишком отличаются друг от друга.

И все же можно выделить общие тенденции, которые с каждым годом прослеживаются все четче:

  • Меньшие размеры классов. Это позволяет учителям больше внимания уделить каждому ученику.
  • Более гибкие графики и требования. Дети и подростки могут выбирать предметы, а также время посещения.
  • Основатели школы действительно заинтересованы в учениках. По двум причинам. Первая: они получают большую зарплату. Вторая: многие основатели действительно горят идеей обучать детей, видят в этом свою миссию.
  • Широкое разнообразие методов обучения. В таких школах идет упор на творчество и взаимодействие, а преподаватели меняют стратегии, чтобы увидеть, что работает, а что нет.
  • Нетрадиционные методы оценивания. Некоторые школы вместо обычных оценок ставят письменные оценки, то есть обращаются к ученику или родителям. Это помогает выяснить, в чем заключается проблема, а в каких областях есть успехи.
  • Обращение к социальным, умственным и эмоциональным потребностям ученика. Такие школы стремятся не только дать академические знания, но и воспитать личность с высоким эмоциональным интеллектом.
  • Учащиеся редко прогуливают. И это правда: дети сами хотят приобретать знания, потому что им доверяют и предоставляют свободу.

Также стоит сказать, что альтернативные школы специализируются на использовании разнообразных и творческих способов обучения материалу, а их методы часто более адаптированы к предпочтениям каждого учащегося.

Альтернативные школы в России

В России существует несколько типов альтернативных школ, наиболее популярные: авторские, школы Монтессори, школы-парки, вальдорфские школы.

В авторских школах учатся по самостоятельно разработанным методикам — они все частные и достаточно дорогие. В школах-парках нет звонков, расписания и отметок. Вальдорфские школы и школы по методике Монтессори достаточно известны и так.

Также есть так называемое семейное образование, когда родители в силу убеждений или обстоятельств выбирают эту форму обучения. Семейное образование предполагает право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации. Учащиеся проходят ГИА в форме основного государственного экзамена ОГЭ (9 класс), а также в форме единого государственного экзамена ЕГЭ (11 класс).


Каждый родитель рано или поздно сталкивается с вопросом, где и как обучать ребенка. В какой школе? По какой методике? Кому доверить образование своего ребенка? Ответы на эти вопросы не лежат на поверхности. Когда я задалась аналогичными вопросами, мне пришлось довольно долго искать, читать и изучать огромный объем различной информации, чтобы понять, какие конкретно есть варианты и возможности у родителей. Итак, что мы имеем.

Сразу хочу отметить, что законно государство дает родителям только два пути: мы можем отдать ребенка в аккредитованную государством школу, либо выбрать семейное образование под ответственность родителей. Оба варианта абсолютно законны.

Аккредитованная школа

Что это такое? Это те самые государственные школы в том классическом понимании, к которому мы привыкли с детства. Образование, которое государство предоставляет детям бесплатно. Также в эту категорию попадают школы коммерческие (с платным образованием), получившие лицензию и работающие по ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт).

Тут сразу нужно пояснить, что сама программа, учебники, система оценивания и контроля результатов учеников будут такими же, как в бесплатной государственной школе. Это тот образовательный стандарт, который школа обязана соблюдать, иначе лишится лицензии. Соответственно любое дополнение к этой программе будет факультативным, и будет увеличивать нагрузку ребенка, которая и без того очень велика. Многие рассчитывают на лучший преподавательский состав в таких школах, но это вопрос спорный. Учителям, как правило, в коммерческих школах платят не намного больше, чем в государственных, и чаще всего не могут обеспечить достаточную нагрузку, так как классов мало. Особенно остро вопрос стоит в средней школе, где нужны учителя-предметники.

Главный недостаток — это дорого. Вы платите за обучение, продлёнку (больше, чем в госшколе). Кружков и секций будет не так много (детей-то мало), любая дополнительная информация вне ФГОС — это внеурочная нагрузка.

Семейное образование

Здесь тоже есть несколько вариантов. На законодательном уровне к родителям, выбравшим семейное образование, есть только одно требование — ребенок должен быть прикреплен к аккредитованной организации, имеющей право проводить аттестацию обучающихся (как правило, это школы), и сдавать итоговые аттестации по предметам. Методики обучения, форма подачи материала, учебники, время выделенное на учебу, — все это остается на усмотрение родителей. И тут мы имеем три варианта организации обучения семейного типа.

1. Обучение дома своими силами

Можно использовать всё: любые учебные пособия, доступные к продаже или скачиванию, различные базы данных и электронные библиотеки (как платные, так и бесплатные), платформы электронного обучения, предоставляющие базу видеоуроков, возможность присутствия на онлайн- уроках, набор заданий для усвоения материала в виде электронных заданий, компьютерных игр по пройденному материалу, электронных тестов и т. д.


Прикрепление к аттестующей организации и подготовка к аттестации организовывается силами родителей. Аттестации сейчас можно проходить как очно, так и онлайн, всё зависит от организации. Родители вправе самостоятельно выбрать организацию, к которой будут прикреплять своего ребенка.

Достоинства: индивидуальный подход к ребенку. Как в подборе материала, методик обучения, скорости обучения, углубления в отдельный предмет, так и в организационных и режимных моментах.

Недостатки: отработать коммуникационные навыки ребенку будет непросто (ни совместных игр, ни сравнения себя и своих результатов со сверстниками, ни командных проектов и др.), необходима высокая степень вовлеченности родителя в процесс обучения (не все родители могут уделять много времени обучению ребенка).

2. Обучение с привлечением нанятых педагогов

Достоинства: стоимость совместных занятий с педагогом будет ниже, чем индивидуальные занятия, некоторые темы педагог объяснит лучше родителя или видеоурока.

Недостатки: поиск сверстников для общих занятий (тематические форумы и социальные сети облегчают эту задачу, но процесс все равно остается непростым), организационные проблемы (все участники должны состыковаться по времени, кому-то нужно организовать аренду помещения и найти преподавателя, который всех устроит, и т. д.).

3. Альтернативные школы

Это такие организации, которые реализуют нестандартные учебные программы, нацеленные на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его таланов, развитие способностей анализировать, проверять, систематизировать информацию, делать выводы и уметь аргументированно представить окружающим свою точку зрения. Здесь формируют навыки командной работы, самодисциплины, креативного мышления и др.


Как я разрешила ребёнку не учиться, а он не одичал (это называется анскулинг)

Достоинства: прежде всего они максимально актуальны, идут в ногу со временем. Акцент в обучении строится не на зазубривании материала, а на отработке навыков, позволяющих работать впоследствии с любой информацией. Используются различные инструменты для обучения (дебаты и споры, коллективные проекты, фильмы, игры, выезды на природу, в музеи и т. д.), что делает обучение интересным, максимально вовлеченным для ребенка. Атмосфера в таких школах дружелюбная и уютная. Количество учеников небольшое и внимание учителя достается каждому. Оснащение школ материалами хорошее.

Читайте также: