Сообщение прикладное искусство древнего китая

Обновлено: 05.07.2024

В самые ранние периоды существования Китая, искусство этого народа было неразрывно связано с мифологическими представлениями и, выполняя ритуальную функцию, предназначалось для проведения различных обрядов. Ярче всего об этом говорят находки изделий декоративно-прикладного искусства.

Бронзовая курильница с позолотой в виде священной горы бессмертия Бошань. 1 в. до н.э

Китайцы были изумительными мастерами, умеющими создавать уникальные вещи из самых разных материалов. В самые древние периоды - это были керамика, камень и бронза. А позже в Китае были изобретены такие материалы и технологии, как изготовление шёлка, фарфора, лака.

Всё это поставлялось по Великому шёлковому пути в разные страны, вызывая зависть и восхищение китайскими "штучками" во всем мире.

Керамика

Керамические изделия в Китае стали появляться еще в период Яншао (назван так по месту обнаружения первых находок). Это расписные сосуды из глины разной формы.

Керамика Китая эпохи неолита.

Рисунки и орнаменты, украшающие их, передают представления древних жителей Китая об устройстве мира и вселенной.

Здесь мы можем встретить и образы животных (символы разных стихий) и различные геометрические орнаменты, также имеющие сакральное значение.

Бронза

Весьма интересны и разнообразны китайские бронзовые сосуды, во множестве изготовленные в период Шан-Инь. Они предназначались для ритуалов жертвоприношений различным духам (природы и предков), в которые верили древние китайцы.

Ритуальные бронзовые сосуды эпохи Шан-Инь.

Это были массивные изделия, богато декорированные рельефами по всей их поверхности.

Ритуальные бронзовые изделия эпохи Шан-Инь.

Сложные орнаменты вьющейся тонкой линией заполняли всё пространство стенок сосуда, а местами, выпукло выделялись на его плоскости.

Ритуальные бронзовые сосуды эпохи Шан-Инь.

Иногда, сосудам придавалась форма диковинных фантастических чудовищ (рыб, драконов, хищников) с выступающими над поверхностью стенок лапами, хвостами, рогами, оскалившимися пастями, гребнями и чешуей.

Ритуальные бронзовые сосуды эпохи Шан-Инь.

Это, по мнению древних китайцев, наделяло такие предметы особыми магическими свойствами.

Ритуальные бронзовые изделия эпохи Шан-Инь.

Нефрит

Множество различных изделий китайцы делали из камня. Особенно любимым был нефрит. Китайцы верили, что этот полудрагоценный минерал обладает магическими и целебными свойствами, и необычайно ценили его.

Даосские алхимики считали, что нефрит может сделать человека бессмертным. Кстати, отсюда древняя китайская традиция хоронить знатных людей в нефритовых "скафандрах". (В таком погребальном нефритовом одеянии был похоронен великий Цинь Ши-хуанди).

Нефритовый погребальный костюм.

1. Внутренне тепло камня соотносилось с "жэнь" - гуманностью;

2. Прозрачность - с "синь" - внутренней чистотой и искренностью;

3. Звучность и музыкальность камня - с "чжи" - мудростью и разумностью;

4. Твердость камня (он весьма сложен в обработке) — с "и" - верностью, следованием долгу и мужеством;

5. Поскольку нефрит олицетворяет древность и власть, то он соотносится с "ли" - традициями и ритуалами.

Кроме того, понятие "нефритовый" в китайской культуры стало универсальной эстетической категорией, обозначающей всё совершенное, в том числе - красоту предметов, явлений, внешних и внутренних качеств человека.

Предметы из этого материала изготовлялись для самых разнообразных нужд. От небольших круглых дисков-би (видимо магического назначения), до амулетов и печатей.

Би - нефритовый диск, магического предназначения.

Кстати, такие печати стали чуть ли не символом китайской культуры. (Вспомните хотя бы средневековые картины китайских художников, с обилием именных красных оттисков на них).

Кстати, искусство резьбы по камню, и изготовления печатей (это называется глиптикой) было широко распространено и в Месопотамии, начиная с цивилизации шумеров. (Об этом можете почитать здесь).

Китайская печать. Китайская печать.

Сначала их функции были сугубо практическими - обозначить принадлежность вещи, предмета, конкретному владельцу. Но затем, изготовление печати стало приравниваться к искусству. Здесь важны были три составляющие: композиция всех деталей и надписей, стиль каллиграфии (он был чётко регламентирован) и мастерство самой гравировки.

Кроме имени владельца, на печати могли быть вырезаны цитаты философов, поэтические строки или просто благопожелания. Навершия этих изделий часто украшалось фигурками, которые имели символическое толкование.

После смерти первого императора, печать стала объектом постоянных интриг в борьбе за власть, не утихавших целые столетия, пока в 10 веке не была утеряна. Но значимость этого артефакта была таковой, что все последующие династии, вплоть до 20 века, пытались сделать её копии, чтобы подтвердить своё право на владение престолом.

Китайская императорская печать, не так давно проданная на аукционе.

Китайские мастера-резчики умели изготавливать не менее интересные, в художественном плане, предметы и из других материалов – например из бамбука:

. и, конечно, шёлка, нашедшего в быту и искусстве весьма широкое применение.

В первую очередь из него изготавливали ткани для одежды. Но не только. Шёлк использовался для создания струн музыкальных инструментов и для тетивы лука, из него делали лески удочек и даже бумагу.

Изготовление шёлка. Китайская живопись.

Долгое время секрет изготовления этого материала тщательно охранялся, и его разглашение каралось смертью. Поэтому высоко ценившийся за пределами Китая шёлк стал использоваться, как денежный эквивалент, подобный международной валюте.

О том, насколько производство этого материала было важным в Китае, свидетельствуют 5 тысяч! иероглифов, в которых в качестве составляющей имеется ключ "шёлк".

Вышивка на одежде мандарина. Дракон с жемчужиной символизирует энергию космоса и человека.

В китайских изделиях из шёлка поражали и яркость красок, изящество рисунка, и качество вышивок. Сюжеты и образы, наносимые на шёлковые изделия, чётко были регламентированы в соответствии с иерархией и чинами. Так, например, только император мог носить одежду из жёлтого шёлка, с изображениями драконов (императорский символ).

Императрица одевалась в платья, украшенные фениксами или бабочками.

Знаком гражданских чиновников были журавли на ткани, а львы были атрибутами военных чиновников первого ранга и т.д.

Фарфор

С момента открытия способа производства фарфора в средние века, постепенно изделия декоративно-прикладного искусства утрачивают свою первоначальную ритуально-магическую функцию и становятся предметами роскоши, призванными украшать быт их владельцев, доставляя им эстетическое удовольствие.

Фарфоровая статуэтка согдийского купца, едущего на бактриане.

Фарфоровая посуда, изготавливаемая в Китае, отличалась изумительной хрупкой изящностью, поразительной белизной, нереальной (едва ли не прозрачной) тонкостью стенок и особенной звучностью. Изделия из фарфора имели различное предназначение, форму и по-разному декорировались.

Китайская фарфоровая ваза.

Случалось, что стенки фарфоровых ваз украшали монохромные росписи, оставляющие большую часть поверхности не закрашенной,

Китайские фарфоровые сосуды.

Фарфоровая ваза, период правления императора Канси (1661-1722).

Лаковые изделия

Средние века – это время создания многочисленных, так называемых, лаковых изделий, секрет изготовления которых (также, как и производство фарфора) был тщательно охраняемой государственной тайной.

Лакированная погребальная урна.

В такой технике китайские мастера могли производить предметы быта практически любого предназначения – от миниатюрных лаковых шкатулок до мебельных гарнитуров.

Императорский трон с драконами.

Основой для этих изделий служили дерево или ткань, которой придавали желаемую форму, а затем покрывали в несколько слоёв соком лакового дерева, смешанного с красителями разных цветов.

Шкатулка, черный лак и полихромная роспись, XIII век.

Такие вещи были изящными, очень легкими, блестящими, яркими и, главное, износоустойчивыми (им были не страшны ни влага, ни высокие температуры).

Шкатулка, черный и красный резной лак, XVI век. Настольная ширма, коричневый лак и перламутр, XVIII век.

До сих пор, декоративно-прикладное искусство древнего и средневекового Китая ценится очень высоко. Фарфор, шёлк, нефритовые и бамбуковые поделки, бронзовые и керамические сосуды, являются желанными приобретениями для мировых музеев и частных коллекций. Именно они ассоциируются у большинства людей с Китаем и китайской культурой.

Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк, и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре, а также о культуре древнего и средневекового Китая.

Все публикации канала вы можете найти каталоге статей.

Прикладное искусство Китая - с древнейших времен до наших дней

Культура Китая – одна из древнейших в мире. Она включает в себя не только художественные направления: музыку, литературу, танцы и живопись, но и прикладное искусство. Ни для кого не секрет, что многие новшества пришли на запад из Китая. Китайские мастера уже в древности умели делать бумагу, изготовлять порох, создавать лучшие в мире шелковые ткани. Китайские ремесленники в течение пяти тысячелетий создавали неповторимые произведения искусств из камня, делали самый лучший в мире фарфор, а также лаковые изделия, ткани многое другое.

Одним из древнейших видов прикладного искусства Китая считается резьба по камню. Уникальные предметы древности из нефрита, жадеита и яшмы созданные руками китайских мастеров хранятся сегодня в самых известных музеях мира.

В Китае проживают представители разных народов. На западе страны в Синьцзяне среди уйгур распространены такие традиционные ремесла как ковроделие, изготовление музыкальных инструментов и предметов обихода. Уйгурские ковры из шелка были одним из главных предметов торговли в городах на Великом Шелковом пути, а сегодня они по праву являются одними из лучших в мире наряду с туркменскими и персидскими.

На сегодняшний день, мировой известностью пользуется китайская керамика, в частности фарфор. Великолепные декоративные вазы, покрытые нежнейшей глазурью и декорированные скульптурой, фарфоровые статуэтки, созданные с помощью метода резьбы по фарфоровому тесту – все это результат многовекового творческого поиска талантливых китайских мастеров, которые из поколения в поколение передавали свои знания потомкам.

Огромной популярностью до сих пор пользуются мастера резьбы по дереву. Как известно, почти все древние и средневековые памятники архитектуры Китая построены из дерева. Дворцы, пагоды, сады с беседками, храмы – все они были декорированы резьбой по дереву. Современные китайские мастера ни в чем не уступают, а во многом и превосходят своих далеких предков.

Декоративно-прикладное искусство Китая – это часть культурного наследия всей китайской нации, которое тщательно оберегалось и передавалось из поколения в поколение. Различные виды ремесел, которые существуют сегодня в Китае, наглядно показывают все богатство и разнообразие китайской культуры.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Декоративно - прикладное искусство Китая. Презентация на заданную тему содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Традиции древнего декоративно прикладного искусства, которое начало развиваться еще 5-6 тыс. лет назад, продолжает продолжают современные китайские мастера. Их насчитывается более 600 видов. Прикладное китайское искусство и ремесла делятся на семь основных категорий: резьба, работы по металлу, ткачество и вышивание, плетение корзин и циновок, производство фарфора и керамики, картины из цветов и растений, а также лакирование. Искусство резьба включает в себя резьбу по нефриту и другим камням, кости, дереву, бамбуку, рогу, кокосовому ореху, черепице, литью и т.д.

Китай стал родоначальником многих привычных для нас вещей, которые были освоенными ими еще до нашей эры. Это относится к фарфору. Китайцы достигли совершенства в создании ваз из белого фарфора, украшенных росписью. Сначала рисунок делали в синих тонах, но позже вазы стали раскрашивать в разные цвета. Белый прочный, не пропускающий воду материал быстро завоевал расположение, позже продолжателями фаянсового ремесла стали Голландцы. Расписные фарфоровые вазы из Китая, принадлежащие к временам различных династий, сейчас не редко можно встретить на аукционах антиквариата, где они ценятся очень дорого.

Кимоно, ксилография и лаковая мебель В Китае были впервые получены шелковые ткани. Из них делали одежду, знамена и зонтики, которые служили отличительным признаком различных сословий. Со временем китайцы научились делать рисунки на шелке, а еще высоко ценился вышитый шелк. Помимо шелковых тканей в Европе была известна китайская лаковая мебель. Черный лак был расписан красивыми рисунками, которые называются ксилографией, что означает особый вид гравюры по дереву. В искусстве ксилографии китайские мастера достигли больших высот. К ремеслам в Китае вообще было особое отношение, там некоторые работы мастера делали по нескольку лет, и в результате получались настоящие шедевры, поражающие воображение, например, искусно вырезанные из кости ажурные шары, расположенные один в другом.

Национальным видом искусства в Китае считается художественная резьба по нефриту. Для китайцев нефрит – это драгоценный камень, у них даже существует высказывание, что "человек питает нефрит, нефрит питает человека". С глубокой древности из нефрита в Китае делали украшения и ритуальные предметы, поскольку верили, что этот камень подавляет влияние злых сил и является символом благородства. Нефритовые талисманы позволяли оградить ребенка от болезней, а взрослые зачастую использовали нефритовые четки.

Одной из самых распространенных в Китае является резьба по дереву – материалу доступному и податливому. Китайские мастера использовали для обработки многие породы деревьев – тополь, ароматный сандал, твердое грушевое дерево, камфорное, пробковое дерево и бамбук. Сюжеты для работ обычно берутся из многочисленных мифов и легенд, которыми так богата китайская мифология. В последние несколько столетий художественная резьба по дереву в Китае достигает своего расцвета. Широкой популярностью у китайских и иностранных модниц пользуются китайские деревянные коробочки и шкатулки для украшений, украшенные резным орнаментом из цветов или декоративных узоров. Резьба по дереву широко применялась в интерьере китайского дома. Деревянная мебель в древнем китайском стиле не потеряла своей популярности и в современном Китае. Особенной популярностью пользуются столы с резной поверхностью, кровати с резными спинками, резные ширмы, подставки и прочие.

Последующая эпоха малоизвестна, хотя она вовсе не была менее продуктивной. Так, например, мы знаем, что в период Вэй император Минди послал в дар японской императрице пять рулонов парчи с драконами, вытканными на малиновом фоне.

Танское время среди других своих достижений блистает и шелкоткацким искусством. От него сохранились образцы: экраны с растительным орнаментом, выполненным разновидностью батиковой набивки (Япония, сокровищница Сесоин), кусок шелка-броше с яркими цветами и вышитое знамя с буддийскими мотивами (Лондон, Британский музей), фрагмент набивного шелка с рисунком, изображающим единорога Цилинь (Гарвард, Музей Фогг). На одном из образцов, привезенных Пеллио из Дуньхуана, выткано изображение молодой женщины, стоящей на ковре. При раскопках в провинции Синьцзян недавно обнаружили кусок парчи, вытканной синим, зеленым и красным по желто-оранжевому фону: в круглом медальоне изображены симметричные пары животных: такой мотив говорит о персидском влиянии.

На китайской шелковой ткани часто можно увидеть различные узоры, которые имеют символическое значение и как декоративное украшение занимают важное место при выборе шелка. Разнообразные узоры символизируют в основном 4 пожелания: счастье, богатство, долгая жизнь, радость. Они приносят благосостояние, сбор богатого урожая, благополучие, здоровье, жизненные радости.

Но шелк – это не только сырье для одежды, это и шедевры живописи и вышивки на шелке, расцвет которой как жанра пришелся на эпоху Мин. Китайские художники охотно рисовали пейзажи на шелке. В некоторых картинах поражает одна особенность: например, на фоне величественных гор фигурки людей чрезвычайно малы. Почему? – ломали головы европейцы. Эта несоразмерность вытекала из даосского мировоззрения художников. Согласно философии даосизма, человек незначителен по сравнению с первопричиной мира – Дао, воплощенной в величественных явлениях природы.

Распространявшийся в странах Юго-Восточной Азии с V в. до н. э. буддизм также внес свою лепту в загадки китайского искусства. Что зашифровано в дивных пейзажах на шелке и рисовой бумаге?

Определенное своеобразие придавали китайской живописи на шелке текстовые пояснения к картинам. Эти иероглифические тексты были обычно очень краткими, выразительными и содержали образные формулы старинной китайской мудрости. Их выполняли тушью очень тонкими кисточками, специально предназначенными для каллиграфических надписей. Рисунок и текст в китайской живописи на шелке всегда были настолько связаны по смыслу, что воспринимались зрителем как единое целое.

Производство лаковых изделий в Китае имеет древнюю традицию. Его особое место в художественной культуре страны обусловлено уникальными свойствами исходного материала – сока лакового дерева. Этот природный полимер, затвердевая, дает очень прочное и красивое покрытие.

Кора лакового дерева, растущего в центральном и Южном Китае, выделяет через надрезы млечный сок, который загустевает во влажном воздухе, высыхает и приобретает коричневый цвет. Сухой слой такого лака непроницаем для влаги, кислоты, устойчив к ударам и царапинам, а потому служит идеальной защитой для многих материалов – дерева, бамбука и даже папье-маше. Лак практически не разрушается растворителями, используемыми в повседневной жизни. Он стоек к воздействию влаги, высокой температуры, не подвергается разрушению насекомыми. С эпохи неолита именно его защитные свойства использовались для сохранения предметов из дерева, бамбука, ткани и других материалов. Вместе с тем лаковая поверхность выглядела эффектно – изделия приобретали легкий блеск.

Позже, начиная с периода Чжоу (1027—256 гг. до н. э.), лакированную поверхность стали украшать росписью. В это же время лак начали смешивать с золотом. Дошли легенды о том, что на востоке Китая во время династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) умели изготавливать лаки исключительной красоты. В этот период применение лака еще более увеличилось. Появились первые образцы лаковой живописи на утвари, шелке, бумаге. С периода Тан (618–907) известны лаковые предметы, инкрустированные золотом, серебром и перламутром. Тогда же делаются первые попытки резьбы по лаку, которая в следующий период Сун (960—1279), занимает ведущее место в лаковом производстве. Трудоемкая техника изготовления лаков, их высокая стоимость с самого начала производства сделали их предметом роскоши, принадлежностью императорского двора, домов знати и состоятельных людей.

Использование лака регламентировалось официальным уставом. Технологические секреты лакирования китайские мастера не раскрывали. Но постепенно, несмотря на все меры предосторожности, секреты лаков стали известны в странах Юго-Восточной Азии, что происходило одновременно с распространением буддизма. К тому же китайские лаки и лакировщики попадали в соседние страны в ходе военных конфликтов и посредством торговых контактов.

Лаки были не только предметом роскоши: лаковые покрытия увеличивали срок службы предметов во влажном тропическом климате. С течением времени лаковые техники усложнялись, появлялись все новые и новые; количество компонентов в составах увеличивалось. К настоящему времени сохранились сведения о большом количестве лаковых техник, в которых красочная поверхность представляет собой композицию из большого количества слоев. Некоторые лаки насчитывают до 200 слоев различных составов, схожих между собой только тем, что пленкообразователем их является урушиол.

Удивительные лаковые техники минской эпохи породили огромное желание повторить их. Но тщетно – китайские мастера хорошо хранили свои секреты. В европейском искусстве пытались имитировать восточные лаки, применяя разнообразные составы и техники. Но ни один из заменителей не обладает уникальными свойствами натурального китайского лака, и никакая лакировочная техника из разработанных в других частях света несравнима с качеством минских лаков.

Теперь обратимся к еще одному уникальному явлению китайского искусства – фарфору.

Именно тайну сырья, из которого восточные умельцы создавали настоящие произведения искусства, столь долго и безуспешно пытались разгадать европейцы. Фарфор ценился на вес золота. Ювелиры вставляли его в драгоценные оправы, да и просто черепки дамы носили на золотых цепочках. Фарфор хранился в монастырских сокровищницах и был предметом гордости аристократов.

Китайских мастеров пытались задобрить и даже подкупить, но не тут-то было. Например, французский монах-иезуит д’Антреколль даже удостоился чести посетить императорскую фарфоровую мануфактуру. О чудесах, увиденных патером в Поднебесной, пишет


Гуаньинь – богиня милосердия. Эпоха Мин

Несмотря на оказанное доверие, д’Антреколль получил о производстве фарфора лишь самое общее представление.

Конечно, фарфор экспортировался не только на Запад, но и на Восток, который тоже мечтал превзойти китайских мастеров. Первыми освоили производство фарфора японцы. Это произошло около 1500 г. Но японский фарфор, несмотря на богатство росписи, был гораздо худшего качества.

Европейские монархи считали разработку вожделенной технологии делом государственной важности. Так, ученый Иоганн Бетгер, решивший, наконец, эту задачу, вынужден был бежать от прусского короля Фридриха I, так как опасался за свою свободу. Но знаменитый химик попал из огня да в полымя – он оказался пленником саксонского курфюрста и польского короля Августа Сильного. Уже в неволе Бетгер и догадался, что белая шнорровская земля, которую саксонские парикмахеры использовали в качестве пудры для париков, и есть каолин. Осталось сделать еще один шаг: соединив ее с алебастром, Бетгер получил самый настоящий фарфор, известный теперь как мейсенский.

В эпоху Мин наблюдается особый расцвет техники обработки этого камня, который популярен до наших дней. Круглый диск, символизирующий небесный свод, до сих пор носят в Китае как талисман, а браслеты из нефрита, как полагают, защищают от ревматизма. В современном Китае в мастерских по обработке нефрита используется до тридцати его разновидностей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

9.7 Китайское Семиречье

3.8. Скифские ремесла и прикладное искусство

§ 5. Прикладное искусство

§ 5. Прикладное искусство В XIV в. возрождаются и набирают силы различные отрасли прикладного искусства. Это — украшение жилищ (изб, теремов) деревянной резьбой, роспись глиняной посуды, изготовление окладов рукописных книг, миниатюр к их текстам и др. Правда, многое не

Прикладное искусство

Прикладное искусство Развитие государства, рост благосостояния придворной аристократии требовали изготовления все большего количества предметов роскоши. В связи с этим мощный толчок получило развитие прикладного искусства. Достигается совершенство техники

Сёгунат Токугава. Прикладное искусство

Сёгунат Токугава. Прикладное искусство Городское население не могло позволить себе роскоши использовать в быту посуду из драгоценных металлов, как это было распространено у правящего слоя. В связи с этим наступает новый период расцвета керамического ремесла. Первые

7. Декоративно-прикладное искусство

7. Декоративно-прикладное искусство Выдающееся развитие на Руси в домонгольское время получило художественное ремесло. В русских городах работали ремесленники более 100 специальностей.Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом

5. Декоративно-прикладное искусство

5. Декоративно-прикладное искусство Рост городов и городских посадов, развитие ремесла способствовали дальнейшему развитию в XVI в. декоративно-прикладного искусства, главным центром которого стала Москва. Лучшие ремесленники объединялись в царских и митрополичьих

7. Прикладное искусство

7. Прикладное искусство В XVII в. продолжался начавшийся в предыдущем столетии расцвет прикладного искусства, главным центром которого являлись мастерские Московского Кремля (Оружейная, Золотая, Серебряная, Царицына и другие палаты). В них работали собранные со всей

§ 5. Прикладное искусство

§ 5. Прикладное искусство В XIV в. возрождаются и набирают силы различные отаслн прикладного искусства. Это – украшение жилищ (изб, теремов) деревянной резьбой, роспись глиняной посуды, изготовление окладов рукописных книг, миниатюр к их текстам и др. Правда, многое не

Тема 21 Изобразительное искусство республиканского Рима (скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство)

Тема 21 Изобразительное искусство республиканского Рима (скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство) Эпоха республики в Риме (конец VI в. до н. э. – последняя треть I в. до н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху (медленное развитие в

8. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство

6. Архитектура, скульптура. Декоративно-прикладное искусство

6. Архитектура, скульптура. Декоративно-прикладное искусство В Японии начиная с V в. строились буддийские храмы. Открытые для обозрения, они служили украшением местности; их высокие многоярусные крыши органично вписывались в рельеф, гармонично сочетаясь с окружающим

3. АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

3. АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО Архитектура. С образованием Древнерусского государства одной из главных проблем была защита страны от нападений внешних врагов. Постоянная угроза со стороны кочевых народов Степи — печенегов, а позже — половцев требовала

Прикладное искусство

Читайте также: