Сообщение практические задачи связанные с рациональным природопользованием

Обновлено: 08.07.2024

ВложениеРазмер
sbornik_prakticheskih_rabot_po_distsipline_ekologicheskie_osnovy_prirodopolzovaniya.docx 655.86 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

КГБОУ СПО "КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

для студентов дневного отделения

Комсомольск-на-Амуре 2015 г.

Сборник для самостоятельной работы предназначен для студентов дневного отделения

Председатель ПЦК ___________________/И.В. Синишина/

Тема. Глобальные проблемы экологии

Тема. Природные ресурсы и рациональное природопользование

Тема. Охрана воздушной среды

Тема. Принципы охраны водной среды

Тема. Охрана недр и ландшафтов

Тема. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.

Список использованных источников

Тема: Глобальные проблемы экологии.

Цель: выяснить сущность демографической проблемы.

Оборудование: Трушина Т.П. Экологические основы природопользования, 2009.

Задание 1. Выясните динамику численности населения мира.

Таблица 1. Динамика численности населения мира, млрд. чел

Численность населения мира

Алгоритм выполнения задания:

  1. Постройте ось координат. На оси ОХ отложите года, на оси ОУ численность населения мира.
  2. На оси координат отложите точки, соедините их в график.
  3. Сделайте вывод о динамике численности населения мира, какие экологические проблемы вызывает данная тенденция?

Задание 2. Выясните различия в рождаемости развитых и развивающихся стран.

Алгоритм выполнения задания:

Уровень экономического развития страны

2. Посчитайте естественный прирост по формуле:

Естественный прирост = рождаемости - смертность

Данные запишите в таблицу.

3. Определите уровень экономического развития стран.

4. Сделайте вывод о зависимости рождаемости и уровня экономического развития стран и проблемах, которые создает высокая рождаемость.

Задание 3. Выясните причины рождаемости стран разного уровня

Алгоритм выполнения задания:

Развитые страны (индустриальные)

Тема: Природные ресурсы и рациональное природопользование.

Цель: выяснить ресурсообеспеченность природными ресурсами, научиться сопоставлять потенциальный запас лесных ресурсов и реальную интенсивность их потребления.

Задание 1. Выясните ресурсообеспеченность стран мира отдельными видами минеральных ресурсов

Алгоритм выполнения задания:

  1. Используя данные таблицы 1, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;

  1. Выявите отдельные страны с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
  2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Таблица 1. Ресурсообеспеченность некоторыми видами природных ресурсов

Нефть (млрд. тонн)

Уголь (млрд. Тонн)

Железные руды (млрд. тонн)

Железные руды (млн. тонн)

Задание 2. Выясните мировое потребление энергии.

Алгоритм выполнения задания:

Таблица 2. Мировое потребление энергии

  1. Сделайте вывод о мировом потреблении энергии.

Задание 3. Выясните обеспеченность регионов России лесными ресурсами.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Определите наиболее и наименее обеспеченные лесными ресурсами регионы страны (карта №1). Результаты оформите в виде таблицы.

1. Наиболее обеспечены

2. Наименее обеспечены

  1. Определите регионы страны, в которых производится наибольшая и наименьшая интенсивность использования лесных ресурсов (карта 2). Результаты оформите в виде таблицы.

Интенсивность использования ресурсов

1. Наибольшая интенсивность

2. Наименьшая интенсивность

Тема. Охрана воздушной среды.

Цель: закрепить знания об основных загрязнителях атмосферы и их источниках; определять возможные антропогенные изменения в атмосфере.

Основными загрязнителями атмосферы на сегодняшний день являются угарный газ (окись углерода) и сернистый газ. Нельзя забывать и о фреонах, или хлорфторуглеродах. Именно их большинство ученых считают причиной образования так называемых озоновых дыр в атмосфере. Фреоны широко используются в производстве и в быту в качестве хладореагентов, пенообразователей, растворителей, а также в аэрозольных упаковках. А именно с понижением содержания в верхних слоях атмосферы медики связывают рост количества раковых заболеваний. Промышленные предприятия загрязняют как наружную, так и внутреннюю воздушную среду.

Для поддержания требуемых параметров воздуха как в помещении, так на прилегающей промышленной территории используют специальные системы очистки воздуха.

2. Практическая часть

Алгоритм выполнения задания:

  1. Постройте ось координат, на оси ОХ отложите года, на оси ОУ – температуру.
  2. Отложите на графике точки координат, постройте график.
  3. Сделайте вывод, ответив на вопросы: Что вы наблюдаете на графике. С чем это связано? Укажите конкретные причины.

Задание 2. Заполнить таблицу (отметить знаком + загрязнители усиливающие изменения).

Основные примеси в атмосфере

Разрушение озонового слоя

Пониженная видимость атмосферы

Загрязнение всего – 11169 тыс. т

Промышленное загрязнение – 9526 тыс. т

Загрязнение всего – 10856 тыс. т

Промышленное загрязнение – 9260 тыс. т

Загрязнение всего – 9966 тыс. т

Промышленное загрязнение – 8454 тыс. т

Сделайте вывод, ответив на вопросы: Что вы наблюдаете на диаграмме? Почему?

Таблица 1. Загрязнение атмосферы транспортом

Доля в загрязнении атмосферы, %

Автомобили на бензине

Автомобиле с дизельными двигателями

Железнодорожный и водный транспорт

Алгоритм выполнения задания:

  1. Постройте ось координат, на оси ОХ отложите года, на оси ОУ отложите концентрацию парниковых газов, используя данные таблицы 2.
  2. Сделайте вывод, в котором укажите, что происходит с концентрацией газов и какие экологические последствия загрязнения атмосферы они вызывают.

Таблица 2. Концентрация в атмосфере парниковых газов

Концентрация в атмосфере

Тема: Принципы охраны водной среды.

Цель: выяснить основные причины истощения водных ресурсов, основные виды загрязнения гидросферы.

Оборудование: раздаточный материал.

1. Нефть и нефтепродукты - Попавшая в морскую среду нефть начинает растекаться, стремясь попасть в мономолекулярный слой. Нефтяная пленка приводит к повышению температуры поверхностного слоя воды. Оказавшись в водной среде, подвергается интенсивному фотохимическому и биологическому окислению (при этом для окисления 1 л нефти требуется столько кислорода, сколько его содержится в 400 ООО л воды). Нетрудно сделать вывод, что это приводит к обеднению морской фауны прибрежной зоны (главным образом из-за потери кислорода). Наиболее легко растворимой в водной среде частью нефти являются ароматические углеводороды, которые, кстати, считаются и наиболее токсичными. Именно они представляют смертельную опасность для рыб, особенно мальков. Чрезвычайно токсично также дизельное топливо, загрязняющее в первую очередь портовые акватории вследствие халатности (а нередко — и преступных действий) команд судов.

2. Тепловое загрязнение - связано с повышением температуры вод в результате их смешивания с более нагретыми поверхностными или технологическими водами. Так, например, известно, что на площадке Кольской атомной станции, расположенной за Полярным кругом, через 7 лет после начала эксплуатации температура подземных вод повысилась с 6 до 19 °С вблизи главного корпуса. Это приводит к уменьшению содержания кислорода в водной среде, увеличению токсичности имеющихся в ней загрязнителей, уменьшению доступа света к водной растительности, стимулированию роста вредных синезеленых водорослей и т. п.

4. СПАВ – входя в состав синтетических моющих средств. СПАВ часто образуют в водоемах слои пены, толщина которых на шлюзах и порогах достигает 1 м и более, что приводит к нарушению газообмена на границе воздух – вода. СМС содержат ряд токсичных для водных организмов веществ.

Задачи рационального природопользования и охраны окружающей среды

Принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды направлены на решение следующих основных задач:

1. обеспечение сохранности природных комплексов,

2. содействие восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов,

3. содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей среды,

4. совершенствование управления качеством окружающей природной среды в интересах человечества.

5. ограничение поступлений в окружающую природную среду промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод и сбросов для снижения содержания загрязняющих веществ в атмосфере, природных водах и почвах до количеств, не превышающих предельно допустимые концентрации;

6. рациональное использованию и охране водотоков, внутренних водоемов и морей, их водных и биологических ресурсов;

7. упорядочение землеустроительных работ, охрана и рациональное использование биологических ресурсов;

8. обеспечение водопроизводства диких животных, поддержание в благоприятном состоянии условий их обитания;

9. сохранение генофонда растительного и животного мира, в том числе редких и исчезающих ви­дов: охрана прнродно-заповедных фондов (заповедников, заказников, памятных и национальных парков, водных объектов и др.);

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа

Тема: Принципы рационального природопользования. Законы Барри Коммонера.

Оборудование: учебное пособие, видеоматериалы, слайды, презентации по теме.

Основные теоретические сведения

Экология в переводе с греческого – наука о доме или домоводстве. На протяжении прошлого века до 60-70 гг. экология рассматривалась как часть науки биологии. Человек в этих системах не рассматривался. Предполагалось, что его взаимодействие с окружающей средой подчинялось не биологическим, а социальным законам. В настоящее время термин экология существенно трансформировался, в связи с тем, что человек сильно влияет на окружающую среду. Поэтому возникла необходимость экологических знаний для всех специалистов.

Экология – наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.

Главная цель науки – вывести человечество из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений.

Экосистема – любая совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может поддерживаться круговорот веществ.

В состав любой экосистемы входят:

а) комплекс неживой природы (воздух, вода, земля, горные породы…);

б) комплекс автотрофных организмов – продуценты (растения);

в) комплекс гетеротрофных организмов – консументы (животные);

г) микроорганизмы – редуценты.

Биоценоз – совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство (биотоп).

Популяция – группа особей одного вида, занимающая однородное пространство, находящихся во взаимодействии и воспроизводящих себя в поколениях.

Природные ресурсы – компоненты и свойства природной среды, которые используются или могут быть использованы для удовлетворения разнообразных потребностей человеческого общества.

В зависимости от взаимодействия человека и природы выделяют следующие стороны, или аспекты, её охраны:

1. хозяйственно-экономический аспект – важнейшая сторона охраны природы, потому что любые продукты, употребляемые людьми, создаются за счет расходования природных ресурсов;

2. социально-политический аспект – результаты воздействия человека на природу необходимо рассматривать не только в свете развития технического прогресса и роста населения, но и в зависимости от социальных условий, в которых они проявляются. Современному обществу присуще хищническое отношение к природе; отрицательное влияние его на окружающую среду возрастает в связи с концентрацией и интернационализацией монополистического капитала. Развивающиеся страны служат важным источником сырья для развитых стран, которые стремятся размещать в них добывающую промышленность, использовать их минеральное и сельскохозяйственное сырье;

3. здравоохранительный аспект – чистая вода, воздух, лес – необходимые условия нормальной жизнедеятельности людей, благоприятно действующие на здоровье человека, широко используются в оздоровительных целях;

4. эстетический аспект – природа является источником не только материальных благ, но и удовлетворяет эстетические потребности человека (вызывает положительные эмоции, вдохновение на творчество);

5. воспитательный аспект – общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства;

6. научно-познавательный аспект – связан с необходимостью сохранения для исследований естественных, ненарушенных человеком территорий.

Природопользование - это совокупность всех форм эксплуатации природных ресурсов, т.е. воздействие человека на природу в процессе её хозяйственного использования. Чтобы подчеркнуть неразрывную связь между эксплуатацией природных ресурсов и необходимостью их сохранения, говорят о рациональном природопользовании и охране природы. Рациональное природопользование относят к той части социальной экологии, которую называют прикладной.

В начале 70-х годов 20 века, американский ученый-эколог Барри Коммонер сформулировал четыре закона, которые раскрывают суть рационального использования природы.

Законы экологии (Б. Коммонер):

1. Все связано со всем.

2. За всё надо платить.

3. Все надо куда-то девать.

4. Природа знает лучше.

В природе все взаимосвязано, любое действие человека приводит к последствиям, часто непредвиденным. И хотя эти изменения не всегда заметны на первый взгляд, они, положительные или негативные обязательно повлияют на человека, который является частью природы.

Любые загрязнения (отходы, тепло, радиация и т.д.) вернутся к человеку обратно согласно первому закону, поэтому необходимы безотходные, экологически чистые технологии производства и утилизация бытовых отходов.

Природа разумна сама по себе. Вмешательство человека часто нарушает ее механизмы. Поэтому нужно не завоевывать природу, а по-возможности адаптироваться к ней.

Экономия средств на охрану природы возвращается болезнями, бедствиями, ухудшением условий жизни не только ныне живущих, но и их потомков. Пренебрежение этим законом приводит также и к значительным материальным затратам (на восстановление природных ресурсов, очистку океана и т.п.). Это закон рационального природопользования.

Учение о биосфере создано В.И. Вернадским. Биосфера – это окружающее Землю пространство, в котором существует или когда-либо существовала жизнь, то есть где встречаются живые организмы или продукты их жизнедеятельности (например, полезные ископаемые органического происхождения). Главным компонентом биосферы является живое вещество – совокупность всех живых организмов, выраженная через массу, энергию и химический состав и составляет 0,01% от массы всей биосферы.

Порядок выполнения работы

Ознакомиться с краткими теоретическими сведения по теме работы.

Заполнить таблицу с помощью анализа полученной информации об аспектах охраны природы и принципах рационального природопользования.

Заполнить таблицу 3. Содержание принципов рационального природопользования

Сделать выводы о полученной информации, её применении на практике.

Практическая часть работы

Заполнить таблицу 3.

Ответить на контрольные вопросы.

Таблицу 3. Содержание принципов рационального природопользования

Принцип рационального природопользования

(закон Б. Коммнонера)

Смысловое содержание аспекта охраны природы и рационального природопользования


В мире существует несколько глобальных проблем, которые могут привести человечество к экологической катастрофе. Одна из них — это проблема рационального использования природных богатств.

Что такое рациональное природопользование

Рациональное природопользование — это такой процесс взаимодействия человека с природой, при котором он в полной мере пользуются всеми ее ресурсами, но при этом охраняет и защищает ее от нежелательных последствий своей деятельности.

Наука понимает под природопользованием комплексные меры человечества по рациональному использованию тех ресурсов, которые нам дает природа.

Классификация природных ресурсов

Существует несколько классификаций природных ресурсов:

  • по происхождению;
  • по производственному использованию;
  • по степени истощаемости.

По происхождению

В первую очередь природные ресурсы подразделяют по происхождению.

  1. К биологическим природным ресурсам относятся все живые организмы, которые населяют биосферу нашей планеты. Это растения, деревья, животные, насекомые и т.д.
  2. Под минеральными ресурсами понимают все полезные ископаемые, которые находятся в литосфере Земли. Из них добывают минеральное сырье: металлы, уголь, нефть, газ и др.
  3. К энергетическим ресурсам относят источники энергии естественного и искусственного происхождения. Естественными источниками получения энергии являются солнце, ветер и вода. Искусственные источники получения энергии — это топливо и атомная промышленность.

По производственному использованию

Природные ресурсы по производственному использованию делят на:

  1. Гидроресурсы. Это вся вода, которая есть на нашей планете: моря, океаны, реки, грунтовые воды.
  2. Земельные ресурсы. Это и лесной фонд и земли, используемые для ведения сельского хозяйства.
  3. Флору.
  4. Фауну.

По степени истощаемости

Природные богатства можно разделить и по степени истощаемости.

  1. К неисчерпаемым ресурсам относятся ресурсы, которые могут использоваться в течение длительного времени и в неограниченном количестве. Это солнечная энергия, энергия ветра, приливы и т. д.
  2. Исчерпаемыми называют такие природные ресурсы, которые не подлежат восстановлению или их возобновление занимает миллионы лет (ископаемые ресурсы).
  3. К группе исчерпаемых и возобновимых природных ресурсов относят те ресурсы, которые могут быть естественным или искусственным образом возобновлены в небольшие сроки. Естественно обновляющимися ресурсами являются, например, леса и почвы. Искусственными — очистка воздуха и воды, восстановление видов животных или растений.

Классификация природных ресурсов

Рациональное и нерациональное природопользование

Рациональное природопользование подразумевает эффективное использование природных ресурсов, при котором человек не только не вредит природе, но бережно к ней относится, стремится к ее охране и восстановлению. Рациональное природопользование лежит в основе геоэкологии и охраны окружающей среды.

Признаками рационального природопользования считаются следующие действия человека:

  1. Восстановление ресурсов природы.
  2. Сохранение гидроресурсов, земельных ресурсов, флоры и фауны.
  3. Бережное и экономное использование исчерпаемых полезных ископаемых.
  4. Применение экологичных способов получения энергии.
  5. Сохранение природного ареала обитания животных, растений и человека.
  6. Регулирование численности населения Земли.

Нерациональное природопользование — это следствие потребительского отношения к природе и того, что она дает человеку, приводящее к истощению ресурсов и ухудшению экологической обстановки.

Экологи из разных стран мира бьют тревогу и предупреждают человечество о том, что нерациональное природопользование в угоду экономической прибыли неизбежно приведет к экологической катастрофе и огромным денежным и трудозатратам для ее ликвидации.

Признаки нерационального использования природных богатств это:

  1. Отсутствие системного подхода к добыче ресурсов.
  2. Пренебрежительное отношение к сберегающим технологиям.
  3. Игнорирование экологичных методов добычи ископаемых.
  4. Нарушение экологических законов и стандартов.
  5. Чрезмерное использование земельных ресурсов.
  6. Большое количество отходов при производстве.

Природопользование

Принципы рационального природопользования

Принципами рационального природопользования являются:

  1. Системный принцип, который оценивает влияние конкретного производства на природу и окружающую среду за определенное время.
  2. Принцип оптимизации, основанный на поиске лучших решений взаимодействия экологии и экономики.
  3. Принцип опережения темпов, предполагающий оптимизацию расходов природных богатств и снижение количества отходов за каждый производственный цикл.
  4. Принцип гармоничных отношений с природой, подразумевающий таких разработок, которые будут экологичными и безопасными для окружающей среды.
  5. Принцип меры в использовании природных богатств. Пользуясь ресурсами, которые дает природа, нужно помнить, что их количество ограничено. Важно заранее планировать их расход, исходя из возможностей источника получения ресурса.
  6. Принцип саморегуляции заключается в прогнозировании какого-либо производства или добыче полезных ископаемых. Человек обязан учитывать все негативные факторы, которые могут возникнуть в ходе его деятельности. Важно снизить это негативное воздействие на природу.
  7. Принцип комплексного использования предполагает концентрацию на единой территории специализированной структуры, состоящей из сырьевых, земельных, энергетических и людских ресурсов, что позволит снизить отходы и вредные факторы производства.
  8. Принцип безотходности предлагает внедрить замкнутый производственный цикл, когда одно производство будет перерабатывать или утилизировать отходы другого.

Основные пути реализации, примеры

В современном мире многие страны озадачены проблемой рационального использования ресурсов. Чтобы реализовать все вышеперечисленные признаки, необходимо следующее:

  1. Проведение государственной политики по охране окружающей среды.
  2. Принятие международных экологических стандартов и законов, которые будут регулировать промышленную деятельность людей и тот вред, который эта деятельность наносит природе.
  3. Наказание за разрушительное воздействие на природу, флору и фауну.
  4. Соблюдение правил эксплуатации плодородных земель.
  5. Размещение промышленных предприятий вдали от городов.
  6. Принятие комплексных законов по охране природы для каждого региона и страны.
  7. Организация обязательного экологического мониторинга и прогнозов последствий деятельности человека.
  8. Ведение актуальной отчетности по текущему состоянию экологии в мире.
  9. Решение проблемы чистой питьевой воды.
  10. Помощь развитых стран развивающимся во внедрении работающих схем в области экологии.

Развитые страны, которые давно осознали важность рационального отношения к природе, проводят успешную экологическую политику. Так, с 2021 года в странах Евросоюза будет введен запрет на одноразовую пластиковую продукцию.

К сожалению, абсолютное большинство государств в мире относится к природе потребительски, не задумываясь о последствиях такого отношения.

Виды деятельности, относящиеся к рациональному природопользованию

Примерами рационального отношения к природе могут служить:

  1. Высаживание растительности (деревьев и кустов) на склонах гор, холмов, оврагов, берегах рек. Эта мера способствует укреплению грунта, мешает образованию эрозии почв, сходу селей и лавин с гор.
  2. Использование замкнутого водооборота на промышленных предприятиях и производствах. Эта мера существенно экономит водные ресурсы и способствует снижению выбросов грязных вод в водоемы.
  3. Полное использование добываемого минерального сырья. Такой подход позволяет уменьшить количество отходов, использовать имеющиеся ресурсы по-максимуму.
  4. Рекультивация земель в тех районах, где происходила добыча полезных ископаемых. Рекультивированные земли можно использовать для сельского хозяйства.
  5. Насаждение защитных лесополос в полях в степной местности. Такая мера способствует устранению ветровой эрозии почв, сохранению в почве влаги.
  6. Очистка леса от сухостоя. Способствует росту молодой растительности.
  7. Чистка русел рек. Предотвращает заиливание и обмеление водоемов.
  8. Переход ТЭС с угля на природный газ. Газ — более экологичное топливо, нежели уголь.
  9. Внедрение систем, которые занимаются переработкой отходов, и использование вторичного сырья. Такая мера одновременно предотвращает загрязнение окружающей среды отходами и экономит природные ресурсы.
  10. Использование биотоплива, что позволяет экономить невозобновляемые минеральные ресурсы.
  11. Создание электростанций, которые работают на энергии, получаемой от приливов. Такие объекты обладают высокой экологичностью.
  12. Запрет на использование удобрений в пределах водоемов, что позволяет сохранить водные ресурсы в чистоте.
  13. Создание особо охраняемых уголков природы. Эта мера позволяет сохранить редкие виды животных и растений в их естественной среде.
  14. Восстановление лесов после пожара или вырубки. Это способствует очищению воздуха и восстановлению природного ареала для животных.
  15. Капельный полив сельскохозяйственных угодий позволяет экономить воду и предотвращает эрозию почв.
  16. Посадка лесов в долинах рек останавливает обмеление водоемов, позволяет вернуть к жизни пересохшие ручьи.
  17. Удержание снега на полях. Такая мера позволяет уберечь корни растений от промерзания и увлажнять почву.
  18. Активное использование неисчерпаемых и возобновляемых источников энергии. Такие ресурсы экологичны и помогают сберечь исчерпаемые минеральные ресурсы.

Солнечная энергия

В мире не так много государств, чьи усилия по осознанному взаимодействию с природой, можно поставить в пример другим странам. Как правило, это высокоразвитые страны:

  • Великобритания;
  • Исландия;
  • Германия;
  • Франция;
  • Нидерланды;
  • Япония.

Наша страна, щедро наделенная всевозможными богатствами природы, находится в самом начале этого пути. России есть чему поучиться у стран Запада, и прежде всего, сознательному отношению каждого гражданина к данному вопросу.

Читайте также: