Сообщение по теме толерантность путь к миру

Обновлено: 04.07.2024

Сформировать правильное представление о толерантном поведении;

Дать возможность учащимся оценить степень своей толерантности;

Развивать внимание и творческое мышление учащихся; развивать навыки социального поведения;

Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Ход классного часа:

Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди.

- Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человечеству. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но, к сожалению, мы всё чаще слышим слова: жертва насилия, беженец, теракт, война…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодёжной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.

Очень уместны и точны в этой ситуации слова Бернарда Шоу, выбранные мною эпиграфом к нашему классному часу.

Упражнение “Салфетка”.

- На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с

любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.


- Девиз нашего классного часа звучит так:
Прийти вместе – это начало,

Остаться вместе – это развитие,

Работать вместе – это успех.

Игра «Волшебная рука

Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальцах свои хорошие качества, а на ладони – то, что хотелось бы изменить в себе

Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)


Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)


- Что общего в этих определениях?
Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

Население планеты Земля составляет почти
7 миллиардов человек различных национальностей.
Символ толерантности - радужный флаг и сплетенные разноцветные руки

Воровство порождает лень и жадность. (не кради)

- Итак, быть толерантным, значит:

Любить ближнего своего.

Быть добрым, терпимым.

Распределить в две колонки: I – черты, присущие толерантной личности, II – интолерантной личности.

В данной статье раскрывается тема воспитания у подростающего поколения культуры мира и толернтности в семье, в образовательном учреждении. Формирование условий для воспитания культуры межнационального общения и толерантного поведения.

ВложениеРазмер
romanova_svetlana_gennadevna-statya.docx 23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Романова Светлана Геннадьевна

воспитатель ГБДОУ детский сад№36

Невский район Санкт-Петербурга

16 ноября жители многих стран отмечают Международный день толерантности или День терпимости.

«Если я чем то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя,

А. де Сент-Экзюпери.

Терпимость – проявление уважительного отношения к чужим традициям, привычкам, к жизненной позиции, даже, несмотря на непонимание или явное отвращение к этим действиям.

  • Терпимость – снисхождение к немощам пожилых людей и инвалидов.
  • Терпимость – это не только признание чужой правоты, но и своих ошибок.
  • Терпимость – уважение к чувствам и традициям других людей.
  • Терпимость делает людей всей планеты по-настоящему равными.
  • Без терпимости невозможны любовь, дружба и деловые отношения.
  • Терпимость позволяет принимать жизненные события такими, какие они есть, без злобы сопротивления.
  • Терпимость не осуждает и не навязывает.
  • Терпимость дарит оптимизм и веру в светлое будущее.
  • В одном государстве могут уживаться люди разных наций и цветов кожи, при этом заключаются межнациональные браки. Это проявление терпимости.
  • Изучение традиций и верований других народов позволяет лучше понять их и проявлять терпимость.
  • Только выслушав кого-либо можно понять его позицию и возможно принять ее
  • Чуткое отношение к окружающим людям, уважение чужих традиций ведет к толерантности.

Некоторые ученые связывают появление термина – толерантность с подписанием Нантского эдикта, когда протестанты и католики нашли компромисс между своими конфессиями.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все люди были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, потребности, характер, вкусы, темперамент и т. д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т. е. быть толерантными.

Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, требующую практического решения. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, искусства жить в мире непохожих людей. Лучше всего начинать формировать толерантность в старшем дошкольном возрасте, ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложиться на образовательную среду, на педагогов. Им в этом деле необходимы:

  • Информация о воспитания толерантности
  • Представление о возможных средствах, технологиях воспитания
  • Толерантность необходима и самому педагогу

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся создать благоприятную обстановку для всех, кто по тем или иным причинам приехал в наш город и посещает наш детский сад.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

  • Проведение праздников, и других массовых мероприятий, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;
  • Театрализованную деятельность дошкольников по сюжетам, в основе которых сказки народов мира;
  • Русские народные подвижные игры, игры народов мира;
  • Знакомство детей с традициями народов разных странах;
  • Встреча с родителями других национальностей и рассказы об их культуре, традициях;
  • Знакомство с творчеством народов мира;
  • Знакомство со сказками народов мира;
  • Организация совместной деятельности родителей и детей.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что начинать формировать у детей толерантность необходимо как можно раньше, так как чем раньше начата работа, тем более высокими будут результаты в воспитании детей. Работа должна быть систематической и планомерной, строиться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материал — интересный и разнообразный, с использованием инновационных технологий и методик.

Ребёнок будет открытым миру и толерантным, если в своей семье он будет с рождения ощущать доброту и уважение друг другу, понимание и спокойствие.

Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии. Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров в общении.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Толерантность – путь к миру.

Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Часто учителям и детям приходится сталкиваться с унижением человеческого достоинства, с нетерпимым отношением к лицам другой национальности. Особенно способствует появлению нетерпимости в отношениях между различными группами населения экономическое неравенство. Часто в одном классе учатся дети из семей, относящихся к разным социальным слоям, с разным материальным достатком, разным уровнем культуры. Как объяснить детям, что любой человек представляет собой ценность , как решить проблему воспитания толерантного , т.е. терпимого отношения друг другу? Толерантность предусматривает такие общественные отношения, где нет насилия и принуждения. Существует два подхода к развитию толерантности. Один из них требует обуздания негативных, агрессивных или враждебных реакций. Люди должны уважать друг друга, мирно сосуществовать на определенном пространстве. Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека и утверждения демократии. Ключевая роль в воспитании толерантного, миролюбивого отношения к человеку, к правам человека принадлежит дому , семье . Все мы знаем, что основы нравственных качеств ребёнка закладываются в семье. И очень важно, какая атмосфера царит дома, каковы взаимоотношения между родителями, между детьми и родителями, между братьями и сёстрами.

Что бы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.

1.Не обижать ребенка.

2.Выслушивать его мнение и считаться с ним.

3.Уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.

4.Уметь договариваться без ссор.

5.Не унижать достоинство ребенка (нельзя проявлять неуважение к его увлечениям и др.)

6.Не заставлять ребенка делать то, что хочется вам.

От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит каким вырастит ребенок. Воспитывать толерантность в семье - значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира. При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании.

Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути. Если симптомы нетерпимости существуют в обществе, то они существуют и в детских коллективах: насмешки, оскорбления, запугивание, подавление, насилие. Современные дети растут в атмосфере жестокости, каждый день испытывая на себе влияние фильмов, передач и сайтов агрессивного содержания, многие ребята из так называемых неблагополучных семей видят насилие наяву.

Задача классного руководителя, как и любого учителя, - воспитать, развить, сформировать в детях основу основ взаимоотношений - уважение к себе и, как следствие, уважение к другому человеку.

Классный руководитель, организовывая мероприятия своего класса, должен учитывать особенности современного детского коллектива, состоящего из учеников разных национальностей, вероисповеданий, социальных слоев общества.

Родительское собрание по теме «Толерантное общение в семье и школе. Анкетирование родителей.

Насколько каждый из нас толерантен, можно определить, если проанализировать следующие признаки толерантности:

1.Толерантные люди знают не только о своих достоинствах, но и о своих недостатках. Относятся к себе и своим детям критично и не стремятся во всех бедах обвинять окружающих. Они не удовлетворены собой и постоянно стремятся к саморазвитию.

2.Толерантные люди ответственны, не перекладывают на других те проблемы, которые возникают, а решают их сами; не обвиняют во всем других , а стараются сделать все возможное для изменения себя.

3.Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творчестве. Они находят время и силы и для своих детей , и для других членов семьи, и для общественной работы.

4.Толерантные люди верно оценивают других людей, интолерантные во всем видят только плохое.

5.Толерантные люди имеют чувство юмора и способность посмеяться над собой ( важная черта толерантной личности). У того , кто может посмеяться над собой , меньше потребность чувствовать превосходство над другими.

Таким образом, я стараюсь создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки, развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. Ведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям.

1. Справочник классного руководителя №1, 2007г, с.10

2.Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. М.: Прогресс. 2003.

4.Лизинский В. Принципы, нормы и правила успешного воспитания. // Народное образование. - 2002 . № 4.стр 12-16.

5.Степанов П. Как воспитать толерантность? //Народное образование. 2001 № 9. стр 23-24

Каждого из нас воспитывают там, где он родился, прививают традиции и нравы культурного наследия родины. У каждых родителей есть еще свои традиции семьи и они тоже прививаются детям как нечто незыблемое и правильное. Когда ребенок выходит в социум, то сталкивается с другими понятиями традиций и правил. Не всегда они ему нравятся. А самое, на мой взгляд страшное, когда ребенка в семье растят без традиций и культуры, с применением диктаторского стиля воспитания. В этом случае порицание другой культуры или отличие другого человека будет им восприниматься, как способ возвыситься за счет другого человека и повысить самооценку.

Поэтому мы говорим про толерантность. Толерантность – это терпимость к чужим, непохожим на наши, взглядам, политике, культуре, традициям, мнениям и особенностям.

Толерантность может проявляться по-разному. Есть люди, которые не обращают внимания на других людей, они вообще никак не проявляют себя в общении с ними и, кажется, не замечают их. Наверное, это тоже какая-то степень толерантности, но проявляется она не в очень позитивном свете. Толерантный человек – это в основном человек понимающий, который спокойно относиться к проявлению непохожего мнения или физическим отклонениям, но также такой человек может поддержать в трудную минуту, заступиться, хорошо общается и вносит в жизнь другого человека много интересного.

Например, сейчас многие школьники красят волосы в яркие неестественные цвета, прокалывают нос или бровь, красят глаза оранжевыми тенями и т.п. Большинство взрослых реагирует на них отрицательно, старается обвинить, унизить, отчитать. Почему? Ведь красить волосы не запрещено, да и пирсинг по закону разрешен. Дето в том, что человек, который способен изменить себя в противовес общественному мнению – априори очень сильный внутри. Ведь ему приходиться каждый день сталкиваться с непониманием и порицанием внешнего вида. Если разбираться в судьбе каждого их этих ребят, то можно найти много существенных факторов, благодаря которым им приходится быть сильными (непонимание в семье, неблагоприятная обстановка среди сверстников, желание причислить себя к более сильным). И вот этой внутренней силы зачастую боятся взрослые, в которых такой силы нет. Они говорят о том, что раз подросток покрасил волосы, то, наверное, он курит, пьет и наркоманит – хотя совсем не знают его. Им просто страшно, что раз человек что-то изменил в своей жизни, значит может сделать и что-то еще, нестандартное, возможно такое, что им, взрослым, не понравиться, а значит надо его подавить, унизить и распылить его самооценку.

Мне кажется, говоря про толерантность, мы скорее всего хотим сказать не про внешнее спокойное реагирование на других людей, а именно про внутреннее принятие и возможно понимание или исследование причин его поступков, мнений и поведения. Не отрицаю, что среди молодежи есть личности, которые считают, что быть сильным, авторитетом, непохожим на других – значит быть наглым, бескультурным, проявлять агрессию. Однако, проявляя к такому человеку агрессию в ответ мы лишь подтверждаем его уверенность в этом. Легче всего обвинить во всем другого, сложнее всего показать собственным примером как можно по-другому.

Многие путают толерантность с терпимостью, при терпимости человек лишь не обращает внимание на отличия другого человека, но при этом не принимает его, агрессия может скапливаться внутри и однажды он выскажет все, что думает на самом деле или просто перестанет с ним общаться. Толерантный человек принимает других такими, какие они есть. Он не будет терпеть несправедливости или агрессии в свой адрес, но попытается понять причины и простить, если другой человек извиниться.

Поэтому толерантность очень важна в нашем мире, ведь именно это качество поможет жить людям в мире без конфликтов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:
Образовательная:

Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.

Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Оборудование: раздаточный материал (карточка-след), карточки разного цвета, магнитная доска, мультимедийное оборудование.

1. Организационный момент.
2. Введение в тему.

(читаю притчу)

3. Знакомство с новым понятием.

Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)

Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

Учитель: что общего в этих определениях?
Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.
Учитель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
Дети: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.
Учитель: что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.
У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.
Дети зачитывают высказывания и соотнося с заповедью.

а) соотнесение высказывания с заповедью;

Воровство порождает лень и жадность. (не кради)

Учитель: итак, быть толерантным, значит:

Любить ближнего своего.

Быть добрым, терпимым.

Учитель: солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

Физкультминутка.

б) определение качеств толерантной личности;

Учитель: сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
Качества:

Желание что-либо делать вместе

Уважение прав других

Принятие другого таким, какой он есть

Учитель: итак, толерантная личность обладает следующими качествами…

в) решение проблемных ситуаций.

Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

Дети: нет, ссоримся…

Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга?

Поддержать в трудную минуту?

Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.

Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

- Как поступите в этой ситуации?

- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?

- Как можно избежать драки?

Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.

Учитель: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

Имей терпение выслушать собеседника.

Спокойно объясни свою точку зрения.

Подумай, из-за чего возник спор.

Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.

- Как вы поступите в этой ситуации?

5. Обобщающая беседа.

Учитель: бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?

- Что вы чувствовали в тот момент?

- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?

- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?

- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.

- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?

- Какое наставление вам помогает жить в мире?

Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

Учитель: а можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?

- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.

- Что нам помогает быть толерантными? Терпимыми?

Дети: знание и соблюдение заповедей.

Учитель: ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.

Мои пожелания:

Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире.

Цель: дать понятие толерантности, способствовать развитию сочувствия, сопереживания у детей.

Задача: воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

Актуальность проблемы: сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

Вводная беседа (выявление опыта у детей)

Представьте себе, что ваш друг или подруга получили плохую оценку и очень расстроились.

Уч-ль: Как вы поступите в такой ситуации?

Уч-ся: Будем успокаивать.

Уч-ль: Другими словами вы будете сочувствовать своему другу. А почему? Уч-ся: Друзья

Уч-ль: Вспомните, пожалуйста, ситуации из своей жизни, в которых бы вы сочувствовали бы кому-либо.

Уч-ся: пытаются вспомнить и привести примеры.

Основная часть

Введение понятия толерантности

Уч-ся: Выслушивать других людей.

Уч-ль: Правильно. Другими словами, это значит, уметь слушать других людей, понимать и признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.

В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Уч-ся: не поняли друг друга, не захотели принять мнение собеседника.

Уч-ль: Кто по вашему мнению прав?

Уч-ль: Как бы вы поступили на их месте?

Уч-ся: Принять мнение друг друга и понять, что у всех людей разные вкусы.

Уч-ль: Ребята все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Никто не хуже и не лучше, он просто другой - уникальная индивидуальность. Поэтому, мы должны ценить и любить друг друга такими, какие они есть, то есть быть толерантным по отношению друг к другу.

Итак толерантность подразумевает, что мы должны принимать людей такими, какие они есть, дружиться и общаться с ними на основе взаимопонимания, сочувствия и согласия.

Какими качествами должен обладать толерантный человек?

Толерантный человек способен понять и простить людей, он с уважением относиться к чужим привычкам, чувствам, культуре, обычаям, традициям других людей. Сегодня начало нового учебного года. А скажите в чём может проявляться толерантность в учебное время по отношению со сверстниками. (учителями)? Какие школьные предметы по вашему мнению наиболее ярко учат быть толерантными? Почему?

Посмотрите на определение толерантности:

Готовность мириться с чужим мнением;

Уважение человеческого достоинства;

Принятие другого таким какой он есть;

Способность поставить себя на место другого;

Уважение права быть другим;

Терпимость к чужим мнениям, поведению;

Отказ от причинения вреда и насилия.

Давайте обсудим их. Какими нам предлагают быть эти правила?

Посмотрите , пожалуйста на доску и выберите те черты, которые по вашему мнению подходят толерантному человеку:

расположенность к другим

умение владеть собой

доброжелательность умение не осуждать других

любознательность способность к сопереживанию

Должны ли мы развивать в себе эти качества?

Предложите свои черты толерантного человека.

Я думаю, что вы немного устали и предлагаю немного поиграть.

Цель: повышать самооценку получать поддержку у одноклассников

Цель: проверить усвоение и понимание изложенного материала.

Давайте встанем в круг и тот, у кого окажется мяч, должен назвать одну черту, которая есть у толерантного человека и передать мяч следующему.

Я надеюсь, наше занятие для вас было интересным и полезным, и вы будете стараться воспитывать в себе все те качества, которые сейчас перечислили, то есть будете толерантными к окружающим вас людям и событиям.

Домашнее задание

Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Была принята Декларация принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО. 16 ноября стал Международным днем толерантности.

31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе.

Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО – толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Толерантность, терпимое отношение к дру­гим в шкале ценностей народов Кавказа было актуально всегда. Об этом ярко свидетельствует проанализированный лингвистами языко­вой материал. Приведем примеры: "терпение — чистое золото", "терпе­ние - залог успеха" (дословно: "терпеливому грудинка достается"), "терпеливый достигнет мечты, а нетерпеливый опозорится", "быть терпеливым - счастье".

Понятие толерантности в системе этнокультурных ценностей тесно связано с понятием "добра", которое трактуется как проявление сдер­жанности, терпимого отношения к другим: "сделаешь добро — полу­чишь добро", "сделав другому зло не жди от него добра", "сделанное добро не пропадает". Таким образом, толерантность можно квалифи­цировать и как умение делать добро, которое присуще не каждому: "добром на добро может ответить каждый, добром на зло - только ис­тинный мужчина", "ударившего тебя камнем одари угощением", "по­моги даже врагу, если ему нужна помощь".

Толерантность - это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии жить должны.
Русские и украинцы, башкиры и татары
Мир становится таким жестоким,
Что по одиночке невозможно жить…
Ответим друг другу чувством высоким -
И хрупкий мир мы сможем сохранить.

Приложение 2 Великие люди о толерантности

"Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное - постигать ее суть умом и сердцем", - призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор.

Читайте также: