Сообщение по теме развитие и традиции оперного спектакля

Обновлено: 19.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

-развить умение выделять главное, сравнивать музыкальные номера, обобщать делать выводы.

-воспитать художественный вкус учащихся, расширить музыкальный кругозор.

1.Организационный момент. Приветствие.

Встало солнце рано - рано:

Добрый день!

Плещут волны океана:

Добрый день!

Поднимается пшеница,

И звенят задорно птицы:

Эй, ребята - малышата,

Добрый день!

Улыбаются озёра:

Добрый день!

С высоты кивают горы:

Добрый день!

И в твоё окошко ветер

Постучится на рассвете:

Просыпайся, поднимайся!

Добрый день!

Над родною стороною

Добрый день.

И с тобою и со мною

Добрый день.

А страна у нас такая

Нету ей конца и края!

Мы ей тоже дружно скажем:

Добрый день!

Добрый день!

2. Открытие темы. Постановка целей урока.

Мы сегодня поговорим об опере одного из интереснейших и знаменитых композиторов, представителе французского романтизма Жорже Бизе.

-Давайте вспомним, что такое опера (дети: жанр музыкально-драматического искусства, основой которого является либретто, т е литературный сюжет)

3. Работа над темой.

Жорж Бизе́ родился 25 октября 1838 г. в Париже в семье учителя пения. Заметив музыкальный талант сына, отец отдал его учиться в Парижскую консерваторию.

Произведение при первой постановке в Париже успеха не имело и вскоре было снято с репертуара. Провал любимого детища так подействовал на Бизе, с детства страдавшего пороком сердца, что привёл к трагическому концу — он скончался 3 июня 1875 г. в Париже.

Учитель:- Что звучит в начале оперы, чем она открывается?

Ученики:- Увертюра – широко развернутое вступление к опере, балету или спектаклю.

Учитель : Увертюра звучит часто при закрытом занавесе. Она является началом оперы или вступлением, после которого начинается оперный спектакль. Ее можно назвать кратким содержанием музыкального спектакля, т.к. она знакомит нас с темами главных героев.

1.Определить количество частей в увертюре,

2. Разложите геометрические фигуры по количеству частей увертюры.

3.Хакой характер у разных частей увертюры.

4. Как называется форма, состоящая из многократного повторения одной части?

4. Постройте из геометрических знаков форму рондо.

Угадай мелодию (хор полвецкихдевушек)

2.В начале она была радостной, ликующей, веселой, маршеобразной, искрящейся, затем стала мрачной и трагической.

4.ученики выкладывают форму круга из геометрических фигур.

Учитель: Увертюра предсказывает трагические события, заканчивается опера

2.Определить голос солиста и состав исполнителей?

3.Какие ритмы вы услышали в музыке?

4.Какие черты характера Кармен передают музыка и слова Хабанеры?

УГАДАЙ МЕЛОДИЮ (АРИЯ КНЯЗЯ Игоря)

1.Характер Хабанеры- танцевальный, ведь это испанский танец, чувственный, зажигательный, яркий. Настроение праздника и торжества любви.

2.Женский , высокий голос-меццо-сопрано и смешанный хор.

3.В музыке мы услышали танцевальные ритмы и экспрессию.

4.Гордая, смелая, красивая, вольнолюбивая, решительная.

Учитель: Хабанера близка к горделивым испанским национальный песням-танцам. В конце исполнения Хабанеры Кармен бросает цветок Хозе - молодому солдату и признает его своим избранником. Хозе безответно влюблен в Кармен, ради нее готов на любые жертвы, даже на преступления. Кармен принимает его помощь, жалеет его, но считает его не решительным, слабохарактерным и полюбить его не может, так как для нее свобода дороже всего.

1.Определить характер произведения?

2.Определить голос солиста?

3. .Какие ритмы вы услышали в музыке?

4. Подумайте, почему Кармен так и не смогла ответить на чувства Хозе и полюбить его?

Угадай мелодию (хор славься)

1. Мелодия песенная, лирическая.

2. Ария Хозе полна любви, страстности и нежности, мелодия очень выразительная и красивая

4. У него слабый характер, он не решителен, подчиняется Кармен.

Учитель: Хозе не способен зажечь в сердце Кармен любовь и страсть, потому что они разные по характеру, как лед и пламень. Эту нерешимость и слабость характера Хозе передает сопровождение оркестра (деревянные духовые инструменты, арфа) неровный ритм. Лиризм его образа противопоставлен танцевальной стихии Кармен.

Развязка событий происходит в IV действии на фоне праздника корриды.

Перевод песни "Колыбельная Клары" ("Summertime")

Летняя пора, и жизнь стала легче,

Плещется рыба и вырос хлопок,

Твой папа богат, а мама отлично выглядит,

Так тише, малютка, не плачь.

Однажды утром ты поднимешься с песней

Ты расправишь крылья и полетишь в небо.

А до того утра, ничто не сможет навредить тебе,

Когда папа и мама рядом с тобой.

К ее интепритациям, вокальным и инструментальным, обращались многие известные музыканты мира.

А потом опять вперёд.

Тут немного отдохнёт;

Шея не напряжена

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, дальше всех!

Шея не напряжена

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Шея не напряжена

Что такое коррида? (Бой быков). Кто такой тореадор?

Тореадор – участник боя быков. Тореадор наносит последний, смертельный удар шпагой.

Учитель: 4 группе нужно проанализировать Куплеты Тореадора.

1.Определить характер произведения?

2.Определить голос солиста?

3.В каком фрагменте оперы вы уже слышали эту музыку?

4.Кто такой Тореадор?

Угадай мелодию (Не о том грущу подруженьки)

1.Характер музыки энергичный, маршевый, мужественный.

2.Солист-средний мужской голос-баритон

3.Музыка встречалась в увертюре.

4.Тореадор-участник боя быков

Содержание: Ребята, в начале урока, разбирая увертюру, мы пришли к выводу, что финал оперы будет трагичным. Действительно, последняя сцена Хозе и Кармен заканчивается ссорой. Хозе ревнует и молит ее о любви. Но Кармен непреклонна. Она стремится к Эскамильо и лишь смерть ее может удержать. Цыганка бросает Хозе подаренное им кольцо. В порыве гнева Хозе убивает Кармен в тот самый момент, когда толпа людей славит победителя – тореадора.

- Любовь – это великое и прекрасное чувство. Любовь приносит радость человеку, когда она взаимна, но может причинить человеку много боли и страданий, если она безответна.

Бизе облагородил характер своей героини, подчеркнув в нем прямоту чувств и независимость поступков.

Ребята, как вы думаете - данное произведение можно считать современным?

Учитель: Давайте докажем это через логическую цепочку. Например:

(на доске записывается)

Опера - Кармен - любовь - вечность - во все времена - современность.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что произведение Бизе

" Кармен" актуально и популярно в наше время.

Учитель: Скажите, музыка вам понравилась? Вы раньше её слышали?

Ученики: Музыка часто используется в рекламных роликах на телевидении.

Учитель: Ребята, с каким произведением мы познакомились на уроке?

Учитель: Какой музыкальный фрагмент понравился вам?

Учитель: Итак, ребята, давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока.

- Интересный сюжет оперы, великолепные запоминающиеся мелодии, красота вокальных и оркестровых партий привлекают внимание слушателей.

«Обернусь я, бедная, кукушкой,

По Дунаю-речке полечу

И рукав с бобровою опушкой

Наклонясь, в Каяле омочу.

Улетят, развеются туманы,

Приоткроет очи Игорь-князь,

И утру́ кровавые я раны,

Далеко́ в Путивле, на забрале,

Лишь заря займётся поутру,

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру́:

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,

Что клубишь туманы у реки́,

Стрелы половецкие вздымаешь,

Мечешь их на русские полки́?

Чем тебе не любо на просторе

Высоко́ под облаком летать,

Корабли лелеять в синем море,

За кормою волны колыхать?

Ты же, стрелы вражеские сея,

Только смертью веешь с высоты.

Ах, зачем, зачем моё веселье

На заре в Путивле причитая,

Как кукушка раннею весной,

Ярославна кличет молодая,

На стене рыдая городской:

«Днепр мой славный! Каменные горы

В землях половецких ты пробил,

Святослава в дальние просторы

До полков Кобяковых носил.

Возлелей же князя, господине,

Сохрани на дальней стороне,

Чтоб забыла слёзы я отныне,

Далеко́ в Путивле, на забрале,

Лишь заря займётся поутру,

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру:

«Солнце трижды светлое! С тобою

Каждому приветно и тепло.

Что ж ты войско князя удалое

Жаркими лучами обожгло?

И зачем в пустыне ты безводной

Под ударом грозных половчан

Жаждою стянуло лук походный,

И взыграло море. Сквозь туман

Вихрь промчался к северу родному —

Сам Господь из половецких стран

Князю путь указывает к дому.

4.Итог урока. Оценивание детей. Рефлексия.

-Расскажите основную идею оперы.

-Дайте определение слову увертюра.

-Какой музыкальный фрагмент вам понравился?

Итак, мы сегодня на уроке познакомились с трагической судьбой цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Действие заканчивается на площадка Корриды.

Обратившись к оперному жанру. Гершвин новаторски обогатил его, раздвинул рамки его выразительности и в то же время остался верным традициям. Это проявилось как в оркестровых, сольных номерах оперы, так и в трактовке массовых сцен. Здесь композитор, безусловно, опирался на опыт русских композиторов, которых очень ценил.

Следование традициям жанра проявилось у Гершвина и в использовании интонаций негритянского фольклора, и в классической отточенности мелодических партий, и в широком привлечении речитатива.

Образы героев оперы в каждом действии раскрываются с разных сторон. При этом Гершвин не делит своих персонажей на отрицательных и положительных. Их характеры, как это часто бывает в жизни, сотканы из различных черт, раскрываются в различных по стилистике вокальных номерах.




Центральными драматургическими моментами III действия можно считать две арии Порги и финальный хор народа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для учащихся 8 классов с целью формирования представления об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и слова.

Развитие традиций оперного спектакля.

Прекрасные театры построены во многих странах мира, многие театры знамениты на весь мир. Красивейшие театры: Мариинский оперный театр в Санкт -Петербурге, Большой театр оперы и балета в Москве, Одесский оперный театр.

Муза, покровительница театрального искусства – Мельпомена.

Речитатив – специфическая форма певучей декламации, воспроизводящая ритмический и интонационный рисунок естественной речи.

Ария – сольное вокальное произведение с инструментальным сопровождением.

Каватина – небольшая ария, обычно лирического характера.

Пантомима – вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.

Опера – это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет). Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы– эпилог. Части оперного произведения – речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д.

Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня). Различные функции в опере имеет речитатив – музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Расширить представление учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов.

Тема урока: Развитие традиций оперного спектакля.

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: Расширить представление учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов.

развить умение выделять главное, сравнивать музыкальные номера, обобщать делать выводы.

воспитать художественный вкус учащихся, расширить музыкальный кругозор.

Метапредметные: развивать умение раскрывать образ с помощью музыки. Личностные: развить учебно-познавательный интерес к учебному материалу; воспитывать любовь к оперному искусству.

1.Организационный момент. Приветствие.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы отправимся на экскурсию в оперный театр.

С какой целью люди посещают оперные театры? Давайте попробуем сейчас определить эти цели. (познакомимся с новой оперой, ее сюжетом, узнаем автора оперы, послушаем музыку оперы, поговорим о ней).

Оркестровое вступление к опере или балету.

Вид театрально - музыкального искусства, основанный на слиянии слова, музыки и сценического действия.

Литературный текст к опере или балету.

Песня, в которой раскрывается характер героя.

Пение, приближенное к речи.

Мы вспомнили ,все что относится к опере.

Сегодня поговорим об опере одного из интереснейших и знаменитых композиторов, представителе французского романтизма Жорже Бизе.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Жорж Бизе́ родился 25 октября 1838 г. в Париже в семье учителя пения. Заметив музыкальный талант сына, отец отдал его учиться в Парижскую консерваторию.

Произведение при первой постановке в Париже успеха не имело и вскоре было снято с репертуара. Провал любимого детища так подействовал на Бизе, с детства страдавшего пороком сердца, что привёл к трагическому концу — он скончался 3 июня 1875 г. в Париже.

История создания

Содержание и музыка оперы

Опера начинается увертюрой симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия.

Испания 1820 годы. На городской площади в Севилье, у сигарной фабрики, расположился сторожевой пост. Появляется темпераментная и смелая Кармен. Встреча с драгуном Хозе пробуждает в ней страсть. Ее песня хабанера звучит как вызов Хозе, и она бросает цветок к его ногам. Приход невесты Хозе Микаэлы на время заставляет его забыть о дерзкой цыганке. Он вспоминает родную деревню, дом, мать, предается светлым мечтам. И снова Кармен нарушает спокойствие. Поет и танцует сегидилью - испанский народный танец-песня. Хозе нарушает приказ и помогает Кармен бежать.

В таверне Лилас-Пастья веселье в разгаре. Это место тайных встреч контрабандистов, которым помогает Кармен. Вместе с подругами Фраскитой и Мерседес она проводит досуг в песнях и танцах. Желанный гость таверны — тореадор Эскамильо. Он всегда весел, уверен в себе и смел. Жизнь его полна тревог, опасна борьба на арене, но сладостна награда герою — слава и любовь красавиц. Под покровом ночи контрабандисты собираются на рискованный промысел. На этот раз Кармен отказывается идти с ними. Она ждет друга. В таверну приходит Хозе, но радость их встречи кратковременна. Военный горн призывает драгуна в казармы. В его душе страсть борется с долгом. Между влюбленными назревает ссора. Неожиданно появляется Цунига — начальник Хозе. В порыве ревности Хозе обнажает саблю. Воинская присяга нарушена, путь к возвращению в казармы отрезан. Хозе остается с Кармен, чтобы начать новую жизнь, полную тревог и опасностей.

Что звучит в начале оперы, чем она открывается? (Увертюрой.)

Увертюра – широко развернутое вступление к опере, балету или спектаклю.

Увертюра звучит часто при закрытом занавесе. Она является началом оперы или вступлением, после которого начинается оперный спектакль. Ее можно назвать кратким содержанием музыкального спектакля, т.к. она знакомит нас с темами главных героев.

Сейчас мы будем слушать самую короткую увертюру в мире. Она состоит из нескольких частей, и некоторые их них будут повторяться. Слушая внимательно изменения характера музыки, разложите геометрические фигуры по количеству частей увертюры








Как называется форма, состоящая из многократного повторения одной части?

Данная увертюра написана в форме рондо, что означает круг. (Слайд5)

Постройте их них форму рондо.









Увертюра – это не только вступление к опере. Ее можно назвать кратким содержанием оперы. Ребята, как изменился характер музыки в конце увертюры?(В начале она была радостной, ликующей, веселой, маршеобразной, искрящейся, затем стала мрачной и трагической.)

Правильно. Увертюра предсказывает трагические события, заканчивается опера трагедией.

Разбирая увертюру, мы пришли к выводу, что финал оперы будет трагичным. Действительно, последняя сцена Хозе и Кармен заканчивается ссорой. Хозе ревнует и молит ее о любви. Но Кармен непреклонна. Она стремится к Эскамильо и лишь смерть ее может удержать. Цыганка бросает Хозе подаренное им кольцо. В порыве гнева Хозе убивает Кармен в тот самый момент, когда толпа людей славит победителя – тореадора.

Любовь – это великое и прекрасное чувство. Любовь приносит радость человеку, когда она взаимна, но может причинить человеку много боли и страданий, если она безответна.

Бизе облагородил характер своей героини, подчеркнув в нем прямоту чувств и независимость поступков.

Ребята, как вы думаете - данное произведение можно считать современным? (Да.)

Давайте докажем это через логическую цепочку. Например:

Опера - Кармен - любовь - вечность - во все времена - современность.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что произведение Бизе

" Кармен" актуально и популярно в наше время.

Скажите, музыка вам понравилась? Вы раньше её слышали?(Музыка часто используется в рекламных роликах на телевидении.)

С каким произведением мы начали знакомиться на уроке?

Интересный сюжет оперы, великолепные запоминающиеся мелодии, красота вокальных и оркестровых партий привлекают внимание слушателей.

5.Первичная проверка понимания, закрепление.

Но не только Бизе обратился к образу Кармен, есть произведения литературы, живописи и даже мультипликации.

Произведения живописи - Эдуард Мане рисует знаменитую в свое время певицу Эмилию Амбр, Михаил Врубель изображает известную русскую оперную певицу рубежа 19 – 20 веков, Татьяну Любатович в этой же роли.

Как океан меняет цвет,
Когда в нагроможденной туче
Вдруг полыхнет мигнувший свет, —
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слезы счастья душат грудь
Перед появленьем Карменситы.

Мультипликация - в необычной технике выполнены две работы польского мультипликатора Александры Корейво — это песочная анимация, в которой рисунок создается цветной солью. Абстрактные, но очень яркие образы прекрасно ложатся на музыку.

6.Итог урока. Оценивание. Рефлексия.

– О ком мы сегодня говорили на уроке?
– Что нового вы узнали?
– Какие новые термины вы узнали?

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: