Сообщение по теме платон и аристотель об обществе и человеке

Обновлено: 08.07.2024

Мифы существовали у всех народов и охватывали широ­кий круг тем: происхождение мира, рождение и смерть челове­ка, возникновение ремесел, появление обособленных социаль­ных групп и др. Так, происхождение мира в мифах часто связывается либо с его творением каким-либо высшим существом, либо с развитием из некоего исходного состояния, где пер­воначала мироздания еще смешаны, неопределенны. В древне­ китайских мифах присутствовали оба таких сюжета. В одном из мифов прародительницей мира считается Нюй-ва — получеловек-полузмея: она создала людей и все вещи. В другом ска­зании образом исходного состояния мира выступает яйцо, в нем земля и небо еще слиты воедино.

Действующими лицами мифов, как вы знаете из курса ис­тории, являются боги, герои, люди, а также фантастические су­щества (часто это полулюди-полуживотные, как уже упомяну­тая Нюй-ва в древнекитайской мифологии или кентавр — получеловек-полуконь в древнегреческой мифологии). Включе­ние в повествование таких существ побуждало людей более по­здних эпох считать, что миф — это разновидность некоей вол­шебной сказки. Но для людей ранней стадии общественного развития миф был вполне реален и правдив, в подлинности опи­санных в нем событий никто не сомневался. Людям тех дале­ких времен было свойственно особое сознание, которое исследо­ватели в дальнейшем назвали мифологическим, потому что именно в мифах его черты проявились особенно полно. Напри­мер, само появление смешанных типов (полулюдей-полуживотных) свидетельствует о том, что человек еще не отделил себя полностью от природного мира. Об этом же говорит и очелове­чивание неживой природы. Так, месяц (луна) в австралийс­ких мифах представляется мужчиной одного из влиятельных племен, солнце же — это девушка, поднявшаяся по дереву на небо.

Миф всегда рассказывает о чем-то конкретном, но это ча­сто приобретает значение символа. К примеру, известный вам из курса истории древнеегипетский миф об Осирисе — умираю­щем и воскресающем боге — символизирует циклы природы. Уже имеющиеся в обществе блага (использование огня, ремес­ло, землепашество) объясняются действиями какого-либо героя (вспомните, кто из героев древнегреческих мифов подарил лю­дям огонь, кто обучил их ремеслам).

Таким образом, в мифологии выражалась насущная потреб­ность человека в осмыслении себя самого и окружающего ми­ра. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и бу­дущим, обеспечивалась духовная связь поколений.

Наряду с мифологией свои ответы на вечные вопросы бы­тия искали религия и философия. Индия и Китай на Востоке, Греция на Западе стали цивилизациями, где появились религи­озно-философские картины мира, оказавшие влияние на миро­воззрение многих поколений людей.

ДРЕВНЕИНДИЙСКИЕ ВЕДЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИРА

Многообразный мир Вселенной заполнен людьми и духа­ми. Они населяют не только Землю, но и многочисленные кос­мические миры, Солнце, звезды. Люди со своим сложным об­щественным устройством, животные, растения, реки и ручьи, снег и ветер — все имеет живую бессмертную душу, поэтому можно умолять гору, просить прощения у дерева, приказывать облакам.

Таким образом, для древних индийцев зависимость и вза­имосвязанность жизни Человека, Земли и Космоса были оче­видны.

МИР ЛЮДЕЙ

Какое же место отводится людям в многообразном мире су­щего? Первые, высшие ступени сущего занимает мир богов — пространство, где процветает райская жизнь. За ним следует мир людей, социальная структура которого отражает космиче­скую иерархию. Выше всех стоят брахманы — мудрецы, толко­ватели Вед. Их положение символизирует белый цвет благости и святости. За ними идут кшатрии — воины, правители. Их Цвет красный — цвет власти и страстей. Третью ступень зани­мают вайшья — класс земледельцев и скотоводов. Желтый цвет их Варны олицетворяют умеренность и трудолюбие. На низшей ступени социальной лестницы стоят судры — слуги с черным цветом варны, означающим невежество.

За миром богов и людей располагаются демоны, духи, оби­татели многочисленных адов. Все они не имеют никакого вы­бора и полностью зависят от условий жизни, в которые попа­ли. Таким образом, человек занимает среднее, но не центральное положение в мироздании. Он может подняться до божественных высот и опуститься до адской жизни.

Неотъемлемой частью древнеиндийской философии было учение о вечном круговороте жизни и законе воздаяния — Кар­ме. После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа. Но какое тело избирает душа? От чего это зависит? Ответы на эти вопросы дает закон Кармы. Тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с действовавшей мо­ралью, родится в будущей жизни как брахман, кшатрия или вайшья. Тот, чьи действия не были правильны, может в буду­щей жизни родиться членом низшей касты или даже живот­ным, а то и придорожным камнем, принимающим на себя уда­ры тысяч ног как расплату за грехи прошлой жизни.

В буддистском учении, возникшем в Индии в IV в. до н. э., раскрывается тот путь, который должен привести к преодо­лению страданий. Правильная жизнь заключается в соблюде­нии предписаний нравственности — пяти буддийских запове­дей: не вредить живым существам, не брать чужого, воздер­живаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не пользоваться опьяняющими на­питками.

Одним из способов освобождения души является йога (со­единение, связь). Для овладения комплексом практических ме­тодов в системе йоги требуются выдержка, упорство, дисципли­на, жесткий самоконтроль, постоянная тренировка. Цели основных этапов этой тренировки — самообладание, овладение дыханием, изоляция чувств от внешних влияний, концентра­ция мысли, медитация (созерцание), освобождение души от те­лесной оболочки.

Таким образом, смысл всех усилий йога не в том, чтобы продемонстрировать свои чудесные возможности или поразить воображение людей, а в том, чтобы достичь такого состояния, которое помогает освобождению души от пут Кармы. Столь обо­стренное внимание к психическим и нравственным возможнос­тям человека во многом определяет сегодняшний интерес к древ­неиндийской восточной традиции.

МУДРЕЦЫ ДАОСКОЙ ШКОЛЫ

КОНФУЦИАНСТВО

Наряду с философскими воззрениями, проповедовавшими созерцательную пассивность человека, растворенного в некоей всеобщности, в Древнем Китае появились учения, в центре ко­торых была личность не для себя, но для общества. Это преж­де всего относится к философской школе Конфуция (551—479 гг.

до н. э.) и его последователей. Уже в молодости он стал препо­давателем, имел более трех тысяч учеников, в форме бесед с ко­торыми и сохранились его мысли.

Постепенно конфуцианство утвердилось в Китае как госу­дарственная идеология.

Подводя итог сказанному, подчеркнем, что в целом в древ­невосточной философии еще не было представлений о человеке как личности, отделенной от Космоса. Высшей ценностью счи­тался не индивид, а некий безличный абсолют (дух Вселенной, Небо и т. п.). Человек должен подчиняться установленному по­рядку. В то же время господство всеобщности не исключало за­рождения новых принципов отношений между людьми: гума­низма, добра, милосердия.

ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

Яркую и содержательную страницу в историю развития знаний и представлений о человеке, об общественных формах его бытия вписала философия античности. Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур — их имена и идеи не стерлись в памяти человечества. В трудах античных философов образный стиль мышления соседствует со стремлением использовать стро­гие понятия и логические умозаключения, космологические сю­жеты постепенно уступают место человеческим проблемам.

Рассмотрим более обстоятельно взгляды Платона и Арис ; - тотеля на общественное устройство.

Платон (427—347 гг. до н. э.) пытался понять причины возникновения неравенства людей, несправедливости в органи­зации общественной жизни. Он считал, что люди нуждаются в совместном поселении для удовлетворения потребностей в пи­ще, жилье, одежде. Такое совместное поселение называется го­сударством. Оно обеспечивает защиту населения и своих терри­торий от внешних врагов и поддерживает порядок внутри страны. Как сделать это общество справедливым?

В представлениях Платона, индивидуальное должно быть полностью подчинено всеобщему: не государство существует ра­ди человека, а человек живет ради государства. Здесь еще сли­ты понятия общества и государства.

В целом же древнегреческие мыслители отстаивали идею первенства государства перед личностью. В их трудах государ­ство обладало широкими правами по отношению к человеку, во­прос же о правах человека по отношению к государству вооб­ще не ставился.

Основу воззрений на общество у Платона составляет конструкция "идеального государства". При этом он отожде­ствлял понятия "государство" и "общество":

• идеальное государство понимается как отражение вечных идей (эйдосов) - идей справедливости, всеобщего блага. Справед­ливость состоит в том, чтобы каждому гражданину было от­ведено занятие, наиболее соответствующее его природе;

определенные социальные различия между людьми носят характер иерархии (теория социальной стратификации). Всенаселение делится на три сословия в соответствии с тремя началами человеческой души: разумным, яростным, вожделеющим: философы-правители (управляют государством), воины-стражи (охраняют государство от беспорядков и агрессии), и ремесленники-земледельцы (обеспечивают первые два сословия предметами первой необходимости).

• развитие и функционированиеидеального государства обусловлено наличием четырех добродетелей у граждан: мудрости (ее носителями выступают философы-правители);мужества (ее олицетворяют воины-стражи); рассудитель­ности и справедливости, свойственных всем гражданам;

* назначение государства видел и том, чтобы создавать ус­ловия для добродетельной жизни максимального числа граждан. В идеальном государстве отсутствуют частная собственность, имущественное неравенство, поскольку их наличие противопоставляетчастный и общественный интересы и приводит к конфликтам.

2. Аристотель, используя (эмпирико~сравнительный метод) ана­лизировал общество на примере городов-полисов, которые описал в своей работе "Политика":

* выдвинул тезис о человеке как существе общественном ("политическое животное");

* государство считал самой совершенной формой человече­ского общения, которая ограничивает, проявления живот­ных инстинктов у людей. Оно создается для достижения всеобщего счастья, воплощения справедливости и права. Поэтому государство первично по отношению к индивиду и к семье; \

* первичной "клеточкой" государства считал гражданина. Граждане - свободные люди, которые занимаются управ­лением, военными и судебными делами. Им он противо­поставлял рабов, удел которых - физический труд;

• выявил обусловленность форм государства социальными раз­личиями между людьми, общественным разделением труда;

* определил форму государства, которая отличалась бы ста­бильностью (полития), в основе которой лежат доброде­тель аристократии, богатство олигархии и свобода демокра­тии. Социальной базой политии является средний класс, который объединяет интересы бедных и богатых и тем са­мым предохраняет общество от социальных столкновений.

Считается, первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель. Затем наступила очень долгая, растянувшаяся на две тысячи лет историческая пауза, прежде чем появились выдающиеся ученые и мыслители (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ф. Бэкон, Ж.-Ж. Руссо, А. Гельвеции, И. Кант и многие другие), которые серьезно обогатили наши знания об обществе и поведении людей.

1.3.Средневековые представления об обществе опреде­лялись христианской религией.

(конец 5-середина 17 вв.), соотв. Времени зарождения, развития и разложения феодализма в Зап. Европе).




Аквинский оправдывает систему феодализма и сослов­ную структуру общества; лишь сословность с разделением на властвующих и подчиняющихся удерживает людей в рам­ках добродетели и естественного закона. Сословная иерархия – следствие божественного установления, а феодаль­ные порядки отражают естественный закон, выполнение которого необходимо для сохранения жизни и продолжения рода.

Фома Аквинский исходит из приоритета духовной власти над светской: если правление монарха нарушает божествен­ный закон, духовная власть должна оказать давление на свет­скую. Церковь - исключительный выразитель божественной воли на земле.

Фома Аквинский дает типологиюобщества: пра­вильные - монархия, полития, аристократия и непра­вильные - олигархия, тирания, демократия. Критерий такого деления - соответствие благу и законности. Первые опираются на традиции и закон, вторые - на насилие и про­извол.

Большой научный интерес представляют социальные утопии Томаса Мора (1478—1535) и Томмаазо Кам-панеллы (1568—1639). Они создают теоретический проект желаемого социального устройства; для них идеаль­ным является такое общество, в котором личные интересы подчинены общественным. Частная собственность, с их точ­ки зрения, - главная причина социальных бедствий.

Параллельно развиваются альтернативные религиозные и социальные течения, появившиеся во времена Реформации в XVI в. Идейное обоснование Реформация получила в уче­ниях М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина. Их главная идея - личная ответственность человека перед Богом: чело­веку в общении с Богом не нужен посредник в виде Церкви.

Постепенно при переходе от Средневековья к Новому времени на арене борьбы социальных идей западных теоре­тиков приоритетным направлением становится конфликт между индивидуалистической (либеральной) и социалисти­ческой доктринами обустройства общества. В работах фран­цузских просветителей XVIII в. развиваются принципы совер­шенствования общества.

В первой половине XIX в. возникает социология как отдельная наука. В это время формируются экономичес­кие, социально-политические, теоретико-методологические предпосылки выделения ее в самостоятельную отрасль зна­ния.

Основу воззрений на общество у Платона составляет конструкция "идеального государства". При этом он отожде­ствлял понятия "государство" и "общество":

• идеальное государство понимается как отражение вечных идей (эйдосов) - идей справедливости, всеобщего блага. Справед­ливость состоит в том, чтобы каждому гражданину было от­ведено занятие, наиболее соответствующее его природе;

определенные социальные различия между людьми носят характер иерархии (теория социальной стратификации). Всенаселение делится на три сословия в соответствии с тремя началами человеческой души: разумным, яростным, вожделеющим: философы-правители (управляют государством), воины-стражи (охраняют государство от беспорядков и агрессии), и ремесленники-земледельцы (обеспечивают первые два сословия предметами первой необходимости).

• развитие и функционированиеидеального государства обусловлено наличием четырех добродетелей у граждан: мудрости (ее носителями выступают философы-правители);мужества (ее олицетворяют воины-стражи); рассудитель­ности и справедливости, свойственных всем гражданам;

* назначение государства видел и том, чтобы создавать ус­ловия для добродетельной жизни максимального числа граждан. В идеальном государстве отсутствуют частная собственность, имущественное неравенство, поскольку их наличие противопоставляетчастный и общественный интересы и приводит к конфликтам.

2. Аристотель, используя (эмпирико~сравнительный метод) ана­лизировал общество на примере городов-полисов, которые описал в своей работе "Политика":

* выдвинул тезис о человеке как существе общественном ("политическое животное");

* государство считал самой совершенной формой человече­ского общения, которая ограничивает, проявления живот­ных инстинктов у людей. Оно создается для достижения всеобщего счастья, воплощения справедливости и права. Поэтому государство первично по отношению к индивиду и к семье; \

* первичной "клеточкой" государства считал гражданина. Граждане - свободные люди, которые занимаются управ­лением, военными и судебными делами. Им он противо­поставлял рабов, удел которых - физический труд;

• выявил обусловленность форм государства социальными раз­личиями между людьми, общественным разделением труда;

* определил форму государства, которая отличалась бы ста­бильностью (полития), в основе которой лежат доброде­тель аристократии, богатство олигархии и свобода демокра­тии. Социальной базой политии является средний класс, который объединяет интересы бедных и богатых и тем са­мым предохраняет общество от социальных столкновений.

Считается, первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель. Затем наступила очень долгая, растянувшаяся на две тысячи лет историческая пауза, прежде чем появились выдающиеся ученые и мыслители (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ф. Бэкон, Ж.-Ж. Руссо, А. Гельвеции, И. Кант и многие другие), которые серьезно обогатили наши знания об обществе и поведении людей.

1.3.Средневековые представления об обществе опреде­лялись христианской религией.

(конец 5-середина 17 вв.), соотв. Времени зарождения, развития и разложения феодализма в Зап. Европе).

Аквинский оправдывает систему феодализма и сослов­ную структуру общества; лишь сословность с разделением на властвующих и подчиняющихся удерживает людей в рам­ках добродетели и естественного закона. Сословная иерархия – следствие божественного установления, а феодаль­ные порядки отражают естественный закон, выполнение которого необходимо для сохранения жизни и продолжения рода.

Фома Аквинский исходит из приоритета духовной власти над светской: если правление монарха нарушает божествен­ный закон, духовная власть должна оказать давление на свет­скую. Церковь - исключительный выразитель божественной воли на земле.

Фома Аквинский дает типологиюобщества: пра­вильные - монархия, полития, аристократия и непра­вильные - олигархия, тирания, демократия. Критерий такого деления - соответствие благу и законности. Первые опираются на традиции и закон, вторые - на насилие и про­извол.

Большой научный интерес представляют социальные утопии Томаса Мора (1478—1535) и Томмаазо Кам-панеллы (1568—1639). Они создают теоретический проект желаемого социального устройства; для них идеаль­ным является такое общество, в котором личные интересы подчинены общественным. Частная собственность, с их точ­ки зрения, - главная причина социальных бедствий.

Параллельно развиваются альтернативные религиозные и социальные течения, появившиеся во времена Реформации в XVI в. Идейное обоснование Реформация получила в уче­ниях М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина. Их главная идея - личная ответственность человека перед Богом: чело­веку в общении с Богом не нужен посредник в виде Церкви.

Постепенно при переходе от Средневековья к Новому времени на арене борьбы социальных идей западных теоре­тиков приоритетным направлением становится конфликт между индивидуалистической (либеральной) и социалисти­ческой доктринами обустройства общества. В работах фран­цузских просветителей XVIII в. развиваются принципы совер­шенствования общества.

В первой половине XIX в. возникает социология как отдельная наука. В это время формируются экономичес­кие, социально-политические, теоретико-методологические предпосылки выделения ее в самостоятельную отрасль зна­ния.

Краткая биография Платона и Аристотеля, их основные философские идеи. Виды движения человеческой души. Сословия идеального государства Платона. Понятия формы и материи в философских идеях Аристотеля. Историческое значение философии Платона и Аристотеля.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.01.2015
Размер файла 30,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Кафедра философии и политологии

Студент группы МПМсз-04

Гордеева Кристина Андреевна

Нижний Новгород 2015

1. Философ Платон

2. Философ Аристотель

3. Учение Аристотеля о человеке и душе

4. Историческое значение

Список использованной литературы

Философия изучает феномены (.греч. Рhеnоmеnоn - явление) и процессы окружающего мира.

В основе философствования заложен вопрос о человеке и его месте в мире, его значимости в обществе, о смысле его жизни, таким образом, многочисленные сложные интересующие людей проблемы всегда связаны с мировоззрением человека.

Философия с самого зарождения выступает как критика традиционных устоев культуры, воззрений, ценностей и норм в обществе.

Без устремления к философии все достижения людей обесцениваются и теряют смысл.

Яркую и содержательную страницу в истории развития знаний и представлений о человеке, общественных формах его бытия вписала философия античности.

Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур - их имена и идеи не стерлись в памяти человечества.

1. Философ Платон

Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца, Аристона (465---424), восходил, согласно легендам (см. труды Диогена Лаэртского), к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы. Матери Платона, был афинский реформатор Солон. Также, согласно Диогену, Платон был зачат непорочно.

Платон ученик Сократа. После казни Сократа ( 399 г. до н. э. ) Платон уехал из Афин и около двенадцати лет провел в путешествиях. Вернувшись на родину, Платон основал научную школу-Академию ( 387 г. до н.э. ), которая была размещена на участке, специально купленном для этой цели Платоном в роще. Носит имя античного героя Академа. Просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.). Это была первая в истории человечества подлинно научная школа. Предание говорит, что при входе в свою академию, Платон сделал надпись: "Пусть не входит сюда тот, кто не знает геометрии".

Платон - первым создал целостную философскую систему, объединившую онтологию, гносеологию и антропологию. Философию Платон понимает как учение о сущем, о том, что является постоянным в окружающем мире. Мир чувственных вещей непостоянен и изменчив: материальные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся. В них нет ничего прочного и истинного.

Платон - первый философ, создавший социальную утопию. Его интересовали условия возникновения и построения справедливого - идеального государства. Ко всем существующим он относился отрицательно.

Разумной части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать сословие правителей - философов;

Страстной части, добродетель которой в мужестве - сословие воинов, воспитанных в дисциплине;

Низменной, вожделеющей части души - сословие земледельцев и ремесленников.

Сословию правителей Платон уделяет значительно больше внимания, чем двум другим сословиям. Во главе государства, утверждал Платон, необходимо поставить философов, причастных к вечному благу и способных воплотить небесный мир идей в земной жизни. “Пока в государстве не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, до тех пор государство не избавится от зол”.

Военное сословие должно состоять из лучших граждан, не имеющих никаких других обязанностей, кроме обязанности охранять государство от всякой грозящей ему опасности. Поэтому, избранные для этого люди должны быть вооружены и обучены борьбе не только против внешних врагов: они должны охранять родину также и от внутренних раздоров, поддерживать в ней порядок и повиновение законам.

Третье сословие (земледельцев и ремесленников) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью, т.е. заботится об удовлетворении частных потребностей отдельного человека.

Каждое сословие должно быть ограничено выполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства в дела других. Именно в этом и заключается справедливость по Платону. Источником противоположных интересов, подрывающих единство общества, он первый в истории общественной мысли называет частную собственность. Это государство в котором интересы личности подчинены интересам общества, человек лишен свободы выбора (это недостаток также всех последующих утопий).

Так же в проект государства вошли и другие идеи - это:

· о философы и воины не должны иметь частной собственности;

· о жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

· о не существует брака, все жены и дети общие;

· о допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.

2. Философ Аристотель

Аристомтель (др.-греч. ?сйуфпфЭлзт) (384 до н. э., Стагир -- 322 до н. э., Халкида, о. Эвбея) -- древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. -- воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Лицей (Лицей, или перипатетическую школу). Школа его получила название перипатетической, оттого ли, что Аристотель имел привычку во время преподавания ходить взад и вперед (ресйрбфеън), или от тенистых аллей, окружавших место, где он учил. Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития -- социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

Философские идеи Аристотеля

Ученик Платона Аристотель выступил с критикой своего учителя. Сущность предмета в самом предмете, а не вне него. Сущность предмета и причина его заключена в форме, которая неотделима от вещи.

Форма - ключевое понятие Аристотеля. Именно форма делает предмет тем, чем он является. Бронзовый шар и бронзовая статуя едины по материи, но различны по форме. Материя - это возможность бытия, а форма есть осуществление этой возможности, действительность.

Вопреки Платону, рассматривающему в качестве причины мира лишь одну - идею, Аристотель формулирует четыре причины:

· о формальная (сущность бытия, в силу которой всякая вещь такова, какая она есть);

· о материальная (то, из чего что-либо возникает);

· о движущая (начало движения, изменения);

· о целевая (то, ради чего что-либо осуществляется).

Взаимодействие причин проявляется в отношениях между формой и материей. Всякая единичная вещь составляет единство формы и материи. Материя есть возможностьпредмета, форма -- действительность предмета. Поднимаясь по лестнице форм значение материи ослабевает, а формы возрастает. Форма неживых предметов - растительная форма - животная - форма (душа) человека - Бог (как чистая форма освобожденная от материи вообще). Бог Аристотеля - совершенный Ум, источник всякого движения - Перводвигатель, хотя он сам неподвижен, вечен, не имеет истории, бесстрастен и не принимает участия в делах людей. Бог - как абсолютное совершенство, та целевая, конечная причина, которая влечет к себе весь мир.

Счастье, по Аристотелю, заключается не в материальном богатстве, не в наслаждении, и ни в одной добродетели, а в разумной деятельности в согласии с добродетелью. Центральное понятие этики Аристотеля - понятие середины

3. Учение Аристотеля о человеке и душе

Платон Аристотель человек душа

Аристотель понимал душу, как движущее начало, но утверждал что сама душа не может двигаться. Аристотель различал четыре вида движения (изменения): (1.) возникновение и уничтожение; (2) качественное изменение, т.е. изменениесвойства; (3) количественное изменение, т.е. увеличение и уменьшение (рост, убыль); (4) перемещение, перемена места. Собственно к движению он относит изменения вида (2)-(4), поскольку изменение вида (1) есть скорее просто измерение, состоящее в переходе одной вещи в другую. Между тем, утверждает философ, возникновение и уничтожение совершаются относительно сущности; для нее же “нет движения, так как ничто существующее ей не противостоит”.

Так как имеется четыре вида движений, то душа должна иметь или одно из этих движений, или несколько, или все. Если душа движется не привходящим образом, то движение должно быть ей присуще по природе, а если движение, то место: ведь все названные движения происходят в каком-то месте. Но если сущность души заключается в том, что она сама себя движет, то движение ей будет присуще не привходящим образом.

Если движение присуще душе от природы, то она могла бы быть приведена в движение и посторонней силой, а если бы и посторонней силой, то и от природы. Так же обстоит дело и с покоем. Ведь куда вещь стремится от природы, там же она и от природы находится в покое. И точно так же: куда вещь движется под действием посторонней силы, там же она под действием посторонней силы находится в покое. Аристотель не мог точно объяснить движение души в состоянии ее покоя под действием посторонней силы. Аристотель определил душу как “первую энтелехию органического тела”, т.е. жизненное начало тела, движущее его и строящее его как свое орудие. Поэтому в живых телах наиболее явственно обнаруживается целесообразная деятельность природы. Соответственно своим функциям душа делится на три рода. Функция питания и размножения, наличные у любого живого существа, образуют питательную, или растительную, душу. Ощущение и передвижение, свойственные животным, образуют душу ощущающую, или животную. Наконец, мышление осуществляется как деятельность разумной души - она принадлежит человеку. Закон здесь таков: высшие функции, а соответственно души, не могут существовать без низших, тогда как последние без первых могут. Душа отличается растительной способностью, способностью ощущения способностью размышления и движением. А есть ли каждая из этих способностей душа или часть души и если часть души, то так ли, что каждая отделима лишь мысленно или также пространственно, - на одни из этих вопросов нетрудно ответить, другие же вызывают затруднения. Так же как и у некоторых растений, если их рассечь, части продолжают жить отдельно друг от друга, как будто в каждом таком растении имеется одна душа в действительности (энтелехия), а в возможности - много, точно так же мы видим, что нечто подобное происходит у рассеченных на части насекомых и в отношении других отличительных свойств души. А именно: каждая из частей обладает ощущение и способностью двигаться в пространстве; а если есть ощущение, то имеется и стремление. Ведь где есть ощущение, там и печаль, и радость, а где они, там необходимо есть и желание.

Относительно же ума и способности к умозрению еще нет очевидности, но кажется, что они иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно, как вечное - отдельно от преходящего. А относительно прочих частях души из сказанного очевидно, что их нельзя отделить друг от друга. Душа обладает растительной способностью, способностью ощущения, способностью размышления и пространственного движения.

Растениям присуща только растительная способность, другим существам - и эта способность, и способность ощущения; и если способность ощущения, то и способность стремления. Ведь стремление - это желание, страсть и воля; все животные обладают по крайне мере одним чувством - осязанием. А кому присуще ощущения; тому присуще также испытывать и удовольствие и печаль, и приятное и тягостное, а кому все это присуще, тому присуще и желание: ведь желание есть стремление к приятному.

Энтелехия (греч. еntеlесhеia - имеющее цель в самом себе) - у Аристотеля - целеустремленность, целенаправленность как движущая сила (Телеология (греч tеlеоs -цель, lоgоs - учение) - каждый предмет природы имеет внутреннюю причину, которая есть источник движения от низших форм к высшим (Аристотель)), самоцель, активное начало, превращающее возможность в действительность.

Аристотелево понятие энтелехии можно разъяснить так. Вещи существуют или энтелехиально, как нечто осуществленное и завершенное, или потенциально, в возможности, или же и потенциально, и энтелехиально. Вопрос о движении относится к третьему отношению: в движущем имеется как возможность, способность изменятся, так и внутренняя тенденция к завершению, т.е. цель, заложенная в самой вещи и выступающая ее внутренней движущей силой, поскольку она способна к изменению. А следовательно, всякое явление подразумевает, по Аристотелю, возможность изменения, цель, к которой направлено изменение, и энтелехию как осуществленность данной цели, лежащую в вещи.

Говоря иначе, энтелехия - это “программа” изменения. Если для тел, создаваемых искусством цель и “программа” лежат вне изменяемой вещи и вносятся в нее мастером, то в природных вещах они имеются в ней в той мере, в какой вещь имеет в себе “начало движения”, т.е. способны к самодвижению.

4. Историческое значение

Историческое значение философии Платона в том, что:

· о впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;

· о впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества - государство, законы и т.д.;

· о были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, неделимое - делимое и др.);

· о была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).

Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:

· о дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

· о выделил 10 философских категорий;

· о дал определение бытия через категории;

· о определил сущность материи;

· о выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии;

· о внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода - от частного к общему, обосновал систему силлогизмов - вывода из двух и более посылок заключения).

При рассмотрении философских взглядов Платона и Аристотеля видно, что они, расходятся в определении того, что представляет собой окружающая нас действительность. У Платона вещи чувственно воспринимаемого мира рассматриваются лишь как видимость, как искаженное отражение истинно сущего, у Аристотеля чувственно воспринимаемая вещь рассматривается как реально существующее единство формы и материи. Оба стоят на позициях объективного идеализма, так как придают особую, ведущую роль не материи (которая, по Аристотелю, пассивна), а идеальным субстанциям - идеям (у Платона) или форме (у Аристотеля). К тому же весьма важная роль приписывается мировому разуму - богу (Платон), высшей форме (Аристотель), что дает еще одно основание для характериvтики этих теорий как объективно-идеалистических.

Таким образом, в заключение важно отметить, что Аристотель критично относился в платоновской теории идей и критический пафос своей позиции он выразил, прежде всего, в учении о чувственной субстанции. Аристотель полагал, что если идеи радикально отделены от мира вещей, как это было у Платона, то они не могут быть ни причинами их существования, ни основанием для их понимания. Аристотель возвращает форму в чувственный мир, как имманентное начало последнего.

Теория синтеза материи и формы стала, таким образом, альтернативой мира идей Платона. Однако, это не означает отрицания сверхчувственного мира. Это пр0сто "понижение" статуса идей, утверждение, что идеи есть не более чем умопостигаемое обрамление чувственного.

Список использованной литературы


Оглавление

  • 1. Социология как наука
  • 2. Объект и предмет современной социологии
  • 3. Структура социологии
  • 4. Функции социологии
  • 5. Категории и законы социологии
  • 6. Социологическое исследование и его виды (начало)
  • 7. Социологическое исследование и его виды (окончание)
  • 8. Программа социологического исследования
  • 9. Социология в системе гуманитарных наук
  • 10. Теоретические предпосылки социологии
  • 11. Социальное знание в эпоху античности
  • 12. Социальная мысль Средневековья и эпохи Возрождения

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

11. Социальное знание в эпоху античности

С древнейших времен человека интересовали проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Первыми социологами античности были Платон и Аристотель (IV в. до н. э.).

Платон предложил следующую классификацию форм власти: 1) аристократия (власть избранных); 2) монархия; 3) тимократия (власть воинов); 4) олигархия (власть группы богачей); 5) демократия (в том числе охлократия — власть толпы); 6) тирания; 7) идеальное государство.

Правильными типами государственного устройства Платон считал аристократию и монархию, остальные пять форм считал неправильными. Идеального государства в реальности быть не может.

Читайте также: