Сообщение по музыке 6 класс молитвы

Обновлено: 08.07.2024

Оценить 4287 0

ЖАНР МОЛИТВЫ

В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ XIX - XX ВЕКОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКУ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Г.М. Шабунина -

преподаватель теории

г. Новокузнецк, Кемеровская область

Предлагаемые рекомендации основаны на собственном опыте практической работы в курсе музыкальной литературы для учащихся старшего класса. Впервые эта тема была апробирована мной в 2005 году на открытом уроке, проведенном для педагогов ДМШ и ДШИ южного региона Кузбасса. Она вызвала живой, острый интерес, как со стороны детей, так и присутствующих педагогов и была одобрена рецензентом. За эти годы тема была переосмыслена в рекомендации, которые и предлагаются вашему вниманию.

Проблема изучения музыкальной культуры древней Руси в системе ДМШ и ДШИ является актуальной по ряду причин.

Во-первых, она расширяет представления учащихся о музыкальной культуре и оказывает необычайно сильное воздействие на эмоциональную и духовную жизнь ребенка.

Во-вторых, в жизнь современного общества возвращаются духовные традиции, а нам, педагогам, следует включиться в этот процесс.

В-третьих, учебная литература, изданная в предшествующие десятилетия, например: учебник русской музыки Э.Смирновой (Министерская программа от 2002 года) охватывает период изучения русской музыкальной культуры России лишь с конца 18 века. То есть, не дает детям представления о преемственности традиций, идущих от Древней Руси к современному музыкальному искусству.

Музыку на канонические тексты молитв создавали: Д.С. Бартнянский, М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и многие другие композиторы, в том числе, наши современники: Г.В. Свиридов, В.А. Гаврилин. Сегодня русская духовная музыка популяризируется и входит в репертуар многих хоровых коллективов, в том числе, города Новокузнецка. Много и плодотворно работает в области духовной музыки новокузнецкий композитор, преподаватель Православного Духовного училища - С.Б. Толстокулаков. Однако, у современных слушателей до сих пор существует весьма неопределенное представление о древнерусской музыке, ее месте в содружестве искусств: иконописи, зодчества, литературы.

Предлагаемый список произведений охватывает большой диапазон различных жанров: оперные арии и фортепьянные пьесы, кантата и музыка к спектаклю, рок-опера. Современная музыка, органично включающая в себя традиции религиозной молитвы и стилистические новации музыкальных форм 20 века, привлекает детей остросовременной формой и высоким духовным содержанием.

В разработке этой темы я опиралась на рекомендации профессора Л.А. Рапацкой, а так же на учебник по русской музыке О.И. Аверьяновой и другие источники. Кроме того, в процессе урока в качестве сравнения чисто религиозных и светских форм жанра молитвы использовались произведения местного, новокузнецкого композитора С.Б. Толстокулакова, что позволяет решать еще одну важную проблему по включению регионального компонента в изучение музыкальной культуры.

Общие рекомендации к введению в тему.

Прежде чем перейти к собственно анализу темы, необходимо обратиться к истокам формирования профессиональной музыкальной культуры, которая вышла из церковно-славянской религиозной традиции.

* Молитва, 1) обращение верующего к божеству. 2) Канонизированный текст обращения.

Далее рассказать о том, что православный храм считается истинным вместилищем красоты, соединившим в себе звучание голоса, убранство, одеяния священнослужителей, образы росписей и икон.

Следует заострить внимание учащихся, что под воздействием православных идеалов формировались высокие нравственные ценности в русском человеке. Таких, как Иван Сусанин, боярин Шакловитый, царь Федор Иоаннович, граф Резанов и другие исторические лица, ставшие героями сочинений русских композиторов. Дать краткие исторические справки об этих персонажах.

Методические рекомендации по изучению темы.

Оформление кабинета: подлинные иконы в киоте, репродукции православных храмов, пластинки и аудиодиски с записями духовной музыки.

На доске эпиграф - художественно-педагогическая идея урока:

Далее следует уточнение, что в Преображенском соборе Новокузнецка службу сопровождает хор Православного Училища, что услышать этот хор можно на концертах. Им записано несколько дисков православной духовной музыки, которые они могут купить и слушать дома. Прослушанные молитвы - из репертуара этого хора написаны С.Б. Толстокулаковым, который изучает и воплощает каноны Древнерусской музыки в своих сочинениях.

Сообщаем детям о том, что на протяжении 10 веков композиторы разных эпох и дарований обращаются к русскому православию, сочиняют музыку для церкви. Но особый интерес для нас на этом уроке представляет творчество русских композиторов, которые использовали в своих сочинениях древнерусские церковные напевы. Уточняем тему урока и определяем задачи для детей – выявить особенности жанра молитвы в творчестве русских и современных композиторов. Подводим к понятию молитва, литургия, Всенощное бдение, которое проводится к праздникам Рождества и Пасхи.

Задаем вопрос: что роднит музыку этого романса с молитвой?

Учащиеся должны ответить, что по своему характеру, настрою, фактуре оно близко молитвенному состоянию души.

А вот как применил это слово русский поэт Ф. Тютчев:

«Удрученный ношей крестной, всю тебя земля родная,

Повторное слушание.

- Но вернемся к молитве. В Литургии есть и просительные молитвы, в них человек обращается к Богу за помощью во всех своих тяготах и духовных, и материальных; просит здоровья, радости, благ различных, Ангела-хранителя, словом всего того, что столь необходимо в нашей суетной, беспокойной жизни.

Может быть, вы помните из наших занятий, какие композиторы писали музыку на канонические тексты?

Учащиеся должны перечислить фамилии русских композиторов, которые следует дополнить именами наших современников: Г.В. Свиридова и В.А. Гаврилина.

- Представьте себе, полумрак комнаты, киоты и лампады. Там легко остаться наедине с собой, привести в порядок мысли. Вслушайтесь, как звучит музыка?

Повторное слушание.

Учащиеся анализируют, передавая свои ощущения.

- Как вы думаете, на что наставляет утренняя молитва?

«Давно уж заполночь. Сном крепким объяты

Лежат беззаботно по лавкам сарматы.

Все в дымной избушке вкушают покой;

Один настороже Сусанин седой

Вполголоса молит в углу у иконы

- Конечно, это не молитва, но мольба человека перед смертью к Господу.

Он ничего не просит лично для себя. Он думает о семье, Родине.

- Каков жанр этой музыки и кто ее герой? О чем думает молодой воин? К кому обращается?

Учащиеся отвечают на вопросы, что они услышали, какими средствами передаются печаль и размышления воина.

Учащиеся отвечают, что это пел Иван Сусанин, который просил у Бога помощи в смертный час, так же и этот воин просит Бога, и молится.

Повторное слушание.

Педагог предлагает представить и описать всю картину целиком и задает вопрос:

- Если бы вы были художниками, что бы вы нарисовали к этой музыке?

- Краски художника заменяет тембр музыкальных инструментов. Какие инструменты отображают нарисованный вами угрюмый пейзаж?

Учащиеся перечисляют инструменты.

- Обратили ли вы внимание на то, что и воин и голос виолончели ведут одну и ту же мелодию, как бы перекликаясь; оба поют с глубоким чувством, перед нами живые герои близкие по духу. Мы всегда говорили, что голос виолончели похож на низкий голос немолодой женщины, дорогой для воина. Кто она для него?

- Всегда образ матери, образ Родины для русского человека были неразделимы. Можно ли сделать вывод, что виолончель здесь как бы несет в себе образ Родины?

- А как заканчивается произведение?

- А если приближались враги, то как, русские люди возвещали об этом.

- А как бы вы назвали услышанную вами музыку?

Существующие методические рекомендации по изучению этого произведения не в полной мере раскрывали духовный облик этого героя, заостряя внимание только на значимости его патриотического подвига.

Музыкальные образы молитв боярина и крестьянина наполнены страстной, искренней сыновней любовью к Родине. Их объединяет сходный контекст – сложнейшая историческая ситуация на фоне, которой, разворачивается музыкальное действие. Спокойная, полнозвучная мелодия арии Шакловитого похожа на народную протяжную песню, но это не цитата русской песни. В ней эпичность русского мелоса, сдержанность и внутренняя сила, идущая от музыки православных богослужений.

Трудный подвиг сей, и достоин ли я такой любви?

Где мне силу взять, силу крепкую?

Кто мне мудрость даст, умудрит меня.

За родимый край я на все готов.

Я готов на бой и на всяку скорбь,

Следует обратить внимание учащихся на музыкальное сопровождение ариозо: фон образует мерно повторяющиеся аккорды. Необходимо подсказать, что бы ученики услышали в этой музыке набат, возвещающей с высоты колокольни о беде.

Сам автор сначала был невысокого мнения о своем новом произведении.

Ранее мы рассматривали образцы молитвы в самых различных жанрах музыкальных произведений: опере, кантате, увертюре, фортепьянных пьесах. Мы слышали в музыке этих произведений молитву, хотя они назывались арией, ариозо, пьесами из альбомов.

«Ты любовь, ты любовь, ты любовь святая.

От начала ты гонима, кровью политая

Данный небольшой комментарий к музыке Свиридова в первую очередь обращен к преподавателям. Учащимся, которые будут слушать эту музыку впервые, можно задать такие вопросы:

Когда происходит действие

Где оно происходит

О чем рассказывает музыка?

На следующем этапе мы переходим к произведению В.А. Гаврилина

Это необычная молитва, так как она одновременно является и просительной, и исповедальной, и благодарственной. Вся жизнь проходит перед умирающим человеком в последний час. И оглядываясь на начало пути, герой с величайшей искренностью молит:

«Зачем печалишься, душе моя?

Зачем смущаешь меня…

«Не соревнуйся с лукавым.

Не завидуй творящим беззаконие …

Зло будет наказано

«Меня по свету гонят страшный бред.

Душой я болен с отроческих лет,

Когда на мне остановился взгляд

*Г. Свиридов о Гаврилине, стр. 37

Мы рассмотрели далеко не все произведения, написанные в жанре молитвы.

Далее предлагается провести аналогии еще с одним произведением, с тем, которым дети уже знакомы. Ставится задача подумать: является ли это произведение церковным или светским?

Урок лучше всего проводить в выпускном классе, что даст возможность закрепить пройденный материал. На основе тождества сравнивать произведения различных жанров, раскрывая их музыкальные стилистические особенности. Лучше построить его в форме диалога, позволяющего размышлять и отвечать на поставленные вопросы, анализировать и приходить к самостоятельным выводам. В соответствии с принципами проблемного обучения используются приемы образной формы урока.

Хотелось бы настоятельно рекомендовать изучение этой необычной темы, которая вызывает повышенное внимание учащихся и открывает для учителя возможность для самостоятельного анализа музыкальных произведений с точки зрения жанра молитвы. Тема эта очень объемна и может проводиться как на уроках музыкальной литературы, включая анализ указанных произведений в программу, или как этап заключительного урока в выпускном классе, а так же на уроках МХК общеобразовательных школ.

Состав фонохрестоматий:

Толстокулаков С.Б. Просительная ектения

Литература для преподавателей:

Горюнова Л.В. Добротолюбие.- Москва, 1994

Демин В.Н. Тайны русского народа.- Москва, 1995

История русской музыки. Т.1 (Ливанова Т., Пекелис М., Попова Т.).- Москва, 1940

История русской музыки. Выпуск 1: с древнейших времен до средины 19 века (Ю.В. Келдыш, В. Е.Левашова).- Москва, 1990

Кандыба В.М. История русского народа.- Москва, 1995

Мартынов В.И. История богослужебного пения.- Москва, 1994

Мень А. Православное богослужение: Тайны, Слово и образ.-

Отблески. Азбука искусства – школьникам. Г. Свиридов о В. Гаврилине.- Москва, 1986

Руси.- Москва, 2002

Русская музыка в школе (Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шамгина Т.С.).- Москва, 2003

Русская музыкальная литература. Выпуск 2.- Музыка, 1985

Разумовский Д.В. Церковное пение в России.- Москва, 1967

Шукшин В.М. Собрание сочинений. Т. 3.- Москва, 1885

Литература для учащихся:

Аверьянова О.И. Русская музыка первой половины Х1Х в.-

Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература ХХ в. – Москва, 2001

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Молитва.pptx

Русская духовная музыка Урок музыки в 6 классе Автор: Баркова Ю.Н., учитель м.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русская духовная музыка Урок музыки в 6 классе Автор: Баркова Ю.Н., учитель м.

Русская духовная музыка Урок музыки в 6 классе Автор: Баркова Ю.Н., учитель музыки гимназии №2 г. Асино

Добрый день!

Русская духовная музыка Вспомните музыкальный материал прошлого урока. Знаме.

Русская духовная музыка Вспомните музыкальный материал прошлого урока. Знаменный распев – основной вид древнерусского богослужебного пения. Молитва – обращение человека к Богу, богам, святым, ангелам. Духовный концерт – это крупные сочинения, для двух и более хоров написанные на духовные тексты Вспомни.

Молитва Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье Души, тоскующей в изгнании.

Молитва Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье Души, тоскующей в изгнании своём, Святого таинства земное выраженье, Предчувствие и скорбь о чём-то неземном… П.Вяземский. С какими мыслями в молитве человек обращается к Богу? Просительная молитва – выражаем наши нужды - как телесные и духовные Покаянная молитва - просьба о прощении грехов Исполни песню

Молитва в творчестве русских композиторов В Гаврилин (1939-1999). «Перезвон.

Молитва в творчестве русских композиторов М. Глинка. Ария Сусанина Эмоциональ.

МОЛИТВА Будь со мною, будь со мною, От тоски храня, Будь со мной, святая Вер.

МОЛИТВА Будь со мною, будь со мною, От тоски храня, Будь со мной, святая Вера, Не покинь меня! (3 раза) Будь со мною, будь со мною, Будь со мной всегда, Синеглазая Надежда, Светлая звезда! (2 раза) Будь со мною, будь со мною, Просьба так проста. Будь всегда, Любовь, со мною, Что как снег чиста! (2 раза) Как молитву повторяю, Повторяю вновь. Помогите мне, Надежда, Вера и Любовь! (2 раза) муз. Е. Крылатова сл. Ю. Энтина Разучи песню

Итог урока Чем помогает духовная молитва людям? Сочинения, написанные в жанре.

Итог урока Чем помогает духовная молитва людям? Сочинения, написанные в жанре молитвы, в наше тревожное время помогают человеку обрести в себе образ Божий, напоминают о Вечности. Слушая духовную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии… Подумай.

Краткое описание документа:

Презентация к уроку музыки в 6 классе на тему "Перезвоны. Молитва", рассматривается произведение В. Гаврилина "Перезвоны", а так же обращение к жанру "молитва" разных композиторов.

ВложениеРазмер
6_klass_gavrilin_perezvony._molitva.ppt 1.55 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

В основе этого сочинения- впечатления композитора от рассказов известного писателя, актёра и режиссёра Василия Макаровича Шукшина Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока музыки в 6 классе по программе Г.П.Сергеевой. Тема "Молитва в творчестве русских композиторов"

Урок построен на основе творческих исканий, использован интересный музыкальный материал.


6кл. музыка. Презентация к уроку "Перезвоны. Молитва".


конспект урока по музыке "Перезвоны. Молитва." по УМК Сергеевой - Критской 6 класс

конспект урока по музыке "Перезвоны. Молитва." по УМК Сергеевой - Критской 6 класс.

Разработка урока "Перезвоны" Молитва

Конспект урока по музыке, тема: "Перезвоны" Молитвы.

Презентация к уроку музыки в 5 классе "Перезвоны"

Презентация у уроку музыки в 5 классе "Перезвоны".


Нажмите, чтобы узнать подробности

Жанр молитвы получил развитие в отечественной литературе, музыке, в произведениях великих писателей, поэтов, композиторов.

Молитва остается вершиной православного слова, несущего человеку нравственную чистоту, духовную силу.

Цель урока: значение СЛОВА в нравственном становлении православного человека.

Раскрыть культурологический характер молитвы как жанра русской литературы, музыки.

Литературный и музыкальный материал, используемый на уроке:

– Дети, мы слышали песню в исполнении Жанны Бичевской на слова иеромонаха Романа. Как бы вы ее назвали? О чем она?

– По каким словам вы поняли, что это молитва?

– Да, это действительно слова самой древней молитвы всех христиан.

А что такое молитва?

– А может ли быть молитва без слов?

– Значит, главное в молитве – СЛОВО.

Конечно же, вы помните, что первыми, кто донес слова святого писания до наших предков, были основатели славянской азбуки святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. (Изображения икон Кирилла и Мефодия).

Слово в православии – это дар Божий. Как же мы порой оскверняем этот дар бранью, грубостью, примитивностью.

Сегодня мы посмотрим на священный дар слова, на молитву глазами православного человека. Заглянем в историю. От куда же появились молитвы?

Главное отличие заклички, древней формы молитвы, от молитвы новой, заключалось в следующем: закличка – это экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая, а православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному истинному Богу, (обратить внимание на ребят на тему урока).

Просительная молитва – обращение к Богу за помощью во всех своих тяготах: и духовных и материальных; просят здоровья, радости, благ различных, всего, из чего состоит наша суетная, беспокойная жизнь.
Покаянная молитва – просьба простить за содеянное зло, за скверные поступки, за дурные мысли и желания.

– Ребята, как вы думаете, какие молитвы человеку произносить особенно не легко?

– Почему Герда читала молитву?

– Ей нужен был помощник, что бы победить армию холода. Она обратилась молитвой за помощью к Богу

– Какую молитву читала Герда?

(На доске плакат с текстом молитвы и объяснением смысла некоторых слов).

Эту короткую, но очень емкую молитву оставил людям, простым рыбакам, виноградарям, сеятелям, сам Господь. Это одна из самых главных молитв православных христиан. Попробуем разобраться в смысле этой молитвы. (На доске)

Отче наш, Иже еси на Небесех!
Да святится имя Твое, да
приидет Царствие Твое, да
будет воля Твоя. Яко на небеси
и на земли. Хлеб наш
насущный даждь нам днесь, и
остави нам долги наша, якоже
и мы оставляем должником
нашим, и не введи нас во
искушение, но избави нас от
лукаваго.

Иже еси на небесех – живущий на

небесах; Яко – как; на небеси и на земли – на небе, на земле;
Насущный – необходимый для
существования; Даждь – дай; Днесь – сегодня; Остави – прости;
Искушение – соблазн ко греху;
От лукаваго – от зла.

– А любой ли человек может писать молитвы? – Нет.

– Тот, который причастен божьей благодати, святой. И многие молитвы сочинялись точно такими людьми, монахами, святыми, посвятившими всю свою жизнь служению Богу.

После догадок детей показываю портрет Чайковского

– Да, ребята эти строчки написал на французском языке в 1851 году, Петр Ильич Чайковский. Ему было тогда 11 лет.

– А с чего начинается ваш день?

– Как услышали, что молитва, ведь нет слов?

– Есть интонация молитвенных песнопений и главное – молитвенное настроение свет, возвышенность.

– Это по-вашему благодарение, покаяние, величание или тихая просьба-обращение?

– Послушайте, как созвучна эта музыка молитве Ангелу-Хранителю.

Зачитываю молитву, объясняю смысл.

– Могут ли эти слова настроить на скверные поступки?

– Нет, только на добро, любовь и благие дела.

– Здесь более строгое звучание, более торжественное, словно целый хор поет.

– Это домашняя молитва?

– Нет, церковная, она больше похожа на покаянную.

– Что нового сейчас вы узнали о Чайковском?

– Наверное, он был верующим человеком и знал православные традиции.

– Да, многие великие люди России были глубоко верующими людьми, чтили нравственные, высокодуховные нормы христианской жизни, знали молитвы. Не даром молитвенный слог, молитвенные интонации слышны в стихах многих русских поэтов.

Под мягкую, лирическую музыку ребенок читает стихотворение М.Ю.Лермонтова:

По небу полуночи Ангел летел,

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и течи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов;

О Боге Великом он пел,

и хвала Его не притворна была.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез,

И звук его песни в душе молодой

Остался – без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

– Кто ж такие ангелы?

– Именно ангел возвестил Марии о том, что она родит Спасителя мира – Христа.

Объяснение смысла молитвы понятными словами. Обратить внимание на то, что красота молитв теряется, если они звучат на современном нам языке.

Мы убедились на множестве примеров в том, что молитва прочно вошла в русскую культуру. Этот жанр получил развитие в отечественной литературе, музыке, в произведениях великих писателей, поэтов, композиторов.
Молитва остается вершиной православного слова, несущего человеку нравственную чистоту, духовную силу.


Молитва —это один из жанров духовной музыки. Это обращение верующего к Богу с помощью канонизированного текста и песнопения. Она часто принимает вид поклонения, восхваления, просьбы или просто изложения своих мыслей. Сопровождение молитвы возжиганием свечей и благовоний, омовениями, переодеваниями, координацией по сторонам света, времени суток и др. превращает ее в сложный семиотический текст-обряд.
При помощи используемых символов, музыки и языка молитва воздействует на внутренний мир, образ жизни и нравственность людей, как и любое произведение искусства. Сочинения, написанные в жанре молитвы, в наше тревожное время помогают человеку обрести в себе образ Божий, напоминают о Вечности. Слушая духовную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии…
.

Это значит, что молитва - музыка, в жанре она используется, допустим когда поп поёт песни в церкви.

Читайте также: