Сообщение по литературе анна ахматова

Обновлено: 29.06.2024

Русская литература 20 века развивалась бурно и противоречиво. Русская литература 20 века – это не только сохранение и развитие традиций писателей и поэтов 19 столетия, это и новаторский подход к созданию новых тем, образов.

20 век в истории русской поэзии был уникальной порой. В то время в литературу сразу пришло много ярких молодых поэтов, талантливых и ищущих новые пути. Увлечение поэзией было массовым – примерно как сейчас ходят на рок-концерты. Поэт, приобретя известность, становится фигурой культовой. Подразумевалось, что именно ему Богом дано понять Истину – и объяснить её прочим. Каждый из поэтов ощущал себя немного пророком, на нём лежала огромная ответственность – выбрать единственно верный путь и указать его прочим.

Крупные поэты объединялись в группы по интересам, затем к ним примыкало множество подражателей. Символисты, акмеисты, футуристы, имажинисты – каждое из этих течений находило своих пылких приверженцев и почитателей и не менее яростных врагов.

В начале 20 века было много репрессий, многие уезжали в эмиграцию. Но русская литература 20 века развивалась стремительными темпами. Свой вклад в развитие русской литературы внесли: Иван Алексеевич Бунин, Анна Андреевна Ахматова, Максим Горький, Владимир Владимирович Маяковский и другие.

В настоящее время самой актуальной является проблема теоретического осмысления сложнейшего явления, как русская литература 20 века. В своём реферате я рассмотрела поэзию Анны Андреевны Ахматовой.

Слишком сладко земное питье,

Слишком плотны любовные сети.

Пусть когда-нибудь имя мое

Прочитают в учебнике дети.

А. Ахматова 1913г.

Будущая поэтесса родилась 23 июня 1889 в пригороде Одессы Большой Фонтан в семье отставного инженер-капитана 2-го ранга Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны. В семье было шестеро детей. Прабабушка Анны по материнской линии вела род от татарского хана Ахмата; поэтому юная писательница впоследствие берет себе фамилию прабабки в качестве псевдонима. По материнской линии, очевидно, перешел и литературный дар: теткой маминого отца была известная поэтесса Анна Бунина (1794—1829).

После развода родителей в 1905 Ахматова вместе с матерью переезжает в Евпаторию, а позже в Киев. Гимназический курс она проходила на дому, так как ей грозил туберкулез, но последний класс окончила в Фундуклеевской гимназии в Киеве, после чего поступила на юридическое отделение Киевских высших женских курсов.

Весной 1910 года после нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой Н.С.Гумилева. Супруги обвенчались 25 апреля в церкви села Никольская слободка под Киевом. Медовый месяц прошел в Париже, где поэтесса познакомилась с художником Амадео Модильяни, запечатлевшим ее облик в карандашном портрете. Уезжая из Парижа, Ахматова бросала в окно его мастерской прощальные красные цветы.

Поэзия Анны Андреевны Ахматовой.

Анна Андреевна Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью.

Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы.

Источником вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, поруганная, но от этого ставшая ещё ближе и роднее. Анна Ахматова не смогла уехать в эмиграцию, так как она знала, что только в России может она творить, что именно в России нужна её поэзия.

Всё расхищено, предано, продано,

Чёрной смерти мелькало крыло,

Всё голодной тоской изглодано,

Отчего же нам стало светло?

Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэтом. Но она всегда оставалась поэтом традиционным, поставившим себя под знамя русской классики, прежде всего Пушкина. Освоение пушкинского мира продолжалось всю жизнь.

Обычно её стихи – или начало драмы, или только её кульминация, или ещё чаще финал и окончание. И здесь она опиралась на богатый опыт русской уже не только поэзии, но и прозы:

Слава тебе, безысходная боль,

Умер вчера сероглазый король.

А за окном шелестят тополя:

Нет на земле твоего короля.

Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости:

О нет, я не тебя любила,

Палила сладостным огнём,

Так объясни, какая сила

В печальном имени твоём.

1 Благой. Д.Д, Тимофеев. Л.И, Леонтьев. А.А детская энциклопедия том 11 язык и литература, 1976г.

2 Жизнь Ахматовой 1987г.

Мыгыш Наталья Геннадьевна

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия — Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на ст. Большой Фонтан под Одессой. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем. "Мои первые впечатления — царскосельские, — писала она в позднейшей автобиографической заметке, — зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в "Царскосельскую оду"".

В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 1906 — 1907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 — 1910 гг. — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. 25 апреля 1910 г. "за Днепром в деревенской церкви" она обвенчалась с Н. С. Гумилевым, с которым познакомилась в 1903 г. В 1907 г. он опубликовал ее стихотворение "На руке его много блестящих колец. " в издававшемся им в Париже журнале "Сириус". На стилистику ранних поэтических опытов Ахматовой оказало заметное влияние знакомство с прозой К. Гамсуна, с поэзией В. Я. Брюсова и А. А. Блока. Свой медовый месяц Ахматова провела в Париже, затем переехала в Петербург и с 1910 по 1916 г. жила в основном в Царском Селе. Училась на Высших историко-литературных курсах Н. П. Раева. 14 июня 1910 г. состоялся дебют Ахматовой на "башне" Вяч. Иванова. По свидетельству современников, "Вячеслав очень сурово прослушал ее стихи, одобрил только одно, об остальных промолчал, одно раскритиковал". Заключение "мэтра" было равнодушно-ироничным: "Какой густой романтизм. "

В 1911 г., избрав литературным псевдонимом фамилию своей прабабки по материнской линии, она начала печататься в петербургских журналах, в том числе и в "Аполлоне". С момента основания "Цеха поэтов" стала его секретарем и деятельным участником.

В 1912 г. вышел первый сборник Ахматовой "Вечер" с предисловием М. А. Кузмина. "Милый, радостный и горестный мир" открывается взору молодого поэта, но сгущенность психологических переживаний столь сильна, что вызывает чувство приближающейся трагедии. В фрагментарных зарисовках усиленно оттеняются мелочи, "конкретные осколки нашей жизни", рождающие ощущение острой эмоциональности. Эти стороны поэтического мировосприятия Ахматовой были соотнесены критиками с тенденциями, характерными для новой поэтической школы. В ее стихах увидели не только отвечающее духу времени преломление идеи Вечной женственности, уже не связанной с символическими контекстами, но и ту предельную "истонченность". Психологического рисунка, которая стала возможна на излете символизма. Сквозь "милые мелочи", сквозь эстетическое любование радостями и печалями пробивалась творческая тоска по несовершенному — черта, которую С. М. Городецкий определил как "акмеистический пессимизм", тем самым еще раз подчеркнув принадлежность Ахматовой к определенной школе. Печаль, которой дышали стихи "Вечера", казалась печалью "мудрого и уже утомленного сердца" и была пронизана "смертельным ядом иронии", по словам Г. И. Чулкова, что давало основание возводить поэтическую родословную Ахматовой к И. Ф. Анненскому, которого Гумилев назвал "знаменем" для "искателей новых путей", имея в

виду поэтов-акмеистов. Впоследствии Ахматова рассказывала, каким откровением было для нее знакомство со стихами поэта, открывшего ей "новую гармонию".

Линию своей поэтической преемственности Ахматова подтвердит стихотворением "Учитель" (1945) и собственным признанием: "Я веду свое начало от стихов Анненского. Его творчество, на мой взгляд, отмечено трагизмом, искренностью и художественной целостностью". "Четки" (1914), следующая книга Ахматовой, продолжала лирический "сюжет" "Вечера". Вокруг стихов обоих сборников, объединенных узнаваемым образом героини, создавался автобиографический ореол, что позволяло видеть в них то "лирический дневник", то "роман-лирику". По сравнению с первым сборником в "Четках" усиливается подробность разработки образов, углубляется способность не только страдать и сострадать душам "неживых вещей", но и принять на себя "тревогу мира". Новый сборник показывал, что развитие Ахматовой как поэта идет не по линии расширения тематики, сила ее — в глубинном психологизме, в постижении нюансов психологических мотивировок, в чуткости к движениям души. Это качество ее поэзии с годами усиливалось. Будущий путь Ахматовой верно предугадал ее близкий друг Н. В. Недоброво. "Ее призвание — в рассечении пластов", — подчеркнул он в статье 1915 г., которую Ахматова считала лучшей из написанного о ее творчестве. После "Четок" к Ахматовой приходит слава.

Ее лирика оказалась близка не только "влюбленным гимназисткам", как иронично замечала Ахматова. Среди ее восторженных поклонников были поэты, только входившие в литературу, — М. И. Цветаева, Б. Л. Пастернак. Более сдержано, Но все же одобрительно отнеслись к Ахматовой А. А. Блок и В. Я. Брюсов. В эти годы Ахматова становится излюбленной моделью для многих художников и адресатом многочисленных стихотворных посвящений. Ее образ постепенно превращается в неотъемлемый символ петербургской поэзии эпохи акмеизма. В годы первой мировой войны Ахматова не присоединила свой голос к голосам поэтов, разделявших официальный патриотический пафос, однако она с болью отозвалась на трагедии военного времени ("Июль 1914", "Молитва" и др.). Сборник "Белая стая", вышедший в сентябре 1917 г., не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги. Но новые интонации скорбной торжественности, молитвенность, сверх личное начало разрушали привычный стереотип ахматовской поэзии, сложившийся у читателя ее ранних стихов. Эти изменения уловил О. Э. Мандельштам, заметив: "Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России". После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в "своем краю глухом и грешном". В стихотворениях этих лет (сборники "Подорожник" и "Anno Domini MCMXXI", оба — 1921 года) скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира, мотивы "великой земной любви" окрашиваются настроениями мистического ожидания "жениха", а понимание творчества как божественной благодати одухотворяет размышления о поэтическом слове и призвании поэта и переводит их в "вечный" план.

В 1922 г. М. С. Шагинян писала, отмечая глубинное свойство дарования поэта: "Ахматова с годами все больше умеет быть потрясающе-народной, без всяких quasi, без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи". С 1924 г. Ахматову перестают печатать. В 1926 г. должно было выйти двухтомное собрание ее стихотворений, однако издание не состоялось, несмотря на продолжительные и настойчивые хлопоты. Только в 1940 г. увидел свет небольшой сборник "Из шести книг", а два следующих — в 1960-е годы ("Стихотворения", 1961; "Бег времени", 1965).

Начиная с середины 1920-х годов Ахматова много занимается архитектурой старого Петербурга, изучением жизни и творчества А. С. Пушкина, что отвечало ее художественным устремлениям к классической ясности и гармоничности поэтического стиля, а также было связано с осмыслением проблемы "поэт и власть". В Ахматовой, несмотря на жестокость времени, неистребимо жил дух высокой классики, определяя и ее творческую манеру, и стиль жизненного поведения.

В трагические 1930 — 1940-е годы Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест сына, мужа, гибель друзей, свое отлучение от литературы партийным постановлением 1946 г. Самим временем ей было дано нравственное право сказать вместе со "стомилльонным народом": "Мы ни единого удара не отклонили от себя". Произведения Ахматовой этого периода — поэма "Реквием" (1935? в СССР опубликована в 1987 г.), стихи, написанные во время Великой Отечественной войны, свидетельствовали о способности поэта не отделять переживание личной трагедии от понимания катастрофичности самой истории. Б. М. Эйхенбаум важнейшей стороной поэтического мировосприятия Ахматовой считал "ощущение своей личной жизни как жизни национальной, народной, в которой все значительно и общезначимо". "Отсюда, — замечал критик, — выход в историю, в жизнь народа, отсюда — особого рода мужество, связанное с ощущением избранничества, миссии, великого, важного дела. " Жестокий, дисгармонический мир врывается в поэзию Ахматовой и диктует новые темы и новую поэтику: память истории и память культуры, судьба поколения, рассмотренная в исторической ретроспективе. Скрещиваются разновременные повествовательные планы, "чужое слово" уходит в глубины подтекста, история преломляется сквозь "вечные" образы мировой культуры, библейские и евангельские мотивы. Многозначительная недосказанность становится одним из художественных принципов позднего творчества Ахматовой. На нем строилась поэтика итогового произведения — "Поэмы без героя" (1940 — 65), которой Ахматова прощалась с Петербургом 1910-х годов и с той эпохой, которая сделала ее Поэтом. Творчество Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX в. получило мировое признание.

В 1964 г. она стала лауреатом международной премии "Этна-Таормина", в 1965 г. — обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского университета. 5 марта 1966 г. Ахматова окончила свои дни на земле. 10 марта после отпевания в Никольском Морском соборе прах ее был погребен на кладбище в поселке Комарове под Ленинградом.

Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Анна Андреевна Ахматова – известная поэтесса, или как принято ее называть, поэт периода Серебряного века в русской литературе. Вопреки расхожему мнению о том, что поэзия Ахматовой имела исключительно любовную направленность, она часто затрагивала и другие темы – Родины, патриотизма, поэта и общества. Стиль изложения у Ахматовой отличался простотой, четкостью и реалистичностью, присущей русским литературным классикам 19-20 веков.

Особенностью лирики Ахматовой является ее драматургичность, напряженность, что достигается постепенным повышением интонации стиха. Чередование диалогов с монологами почти кинематографически оживляет описываемое действие.

Происхождение и ранние годы


Настоящая фамилия Анны Ахматовой – Горенко. Ахматовой она стала потому, что отец не хотел, чтобы фамилия его была постоянно на слуху из-за литературных увлечений дочери. Ахматова – фамилия ее прабабушки, имевшей ордынские корни.


Супруги Горенко с детьми

Родилась Анна Андреевна Ахматова 11 июня 1889 года в одном из районов Одессы. Отец, Андрей Антонович Горенко, имел дворянские корни и ранее служил инженером-механиком на флоте. Мать Ахматовой, Инна Эразмовна, была наследницей огромного состояния, занималась воспитанием шестерых детей.

В 1990 году отец получил новое назначение по службе, и семья Горенко переехала в Царское село. Детские и отроческие годы Анна провела в месте, где еще витал дух юного Пушкина.

Образование

По воспоминаниям самой Ахматовой, читать она выучилась по азбуке Толстого, а французскому языку – наблюдая за уроками старших детей. В 1900 году Анна поступила учиться в Мариинскую гимназию. Первое стихотворение было написано ею в тот же период. В это же время состоялось ее знакомство с Николаем Гумилевым – ее будущим первым мужем. После развода родителей шестнадцатилетняя Анна с матерью отправляются в Евпаторию. Но там семья задерживается ненадолго и переезжает в Киев. В этом городе Анна заканчивает гимназическое обучение.

В 1908 году Анну увлекла юриспруденция, и она продолжила образование на Высших женских курсах. Вскоре поняв, что был сделан неправильный выбор, она оставляет скучную юриспруденцию и уезжает в Петербург. Здесь она начинает заниматься на историко-литературных курсах Н.П. Раева.

Творчество

Все эти годы не прекращается переписка с Н. Гумилевым, имя которого уже блистало в литературном сообществе. В 1910 году молодые люди обвенчались и отправились в Париж.

Возвратившись в Петербург, Гумилев представил жену знаменитым литераторам. В 1911 году при его содействии печатаются первые сочинения Ахматовой. Пишет она в стиле новомодного течения – акмеизм.


С середины двадцатых годов Анной заинтересовалось НКВД. Ее стихи подвергаются строгой цензуре, а потом и вовсе перестают издаваться. Поэтессу обвиняют в распространении провокационных концепций, и ставят клеймо антикоммуниста.

Гумилев и Ахматова с сыном Левой

Всю войну Ахматова провела в Ташкенте. Во время эвакуации выходит сборник ее стихов. В 1945 году Анна Андреевна вернулась в Ленинград и через некоторое время перебралась в Москву.

Поэтесса постепенно оправляется от ударов судьбы и пытается наладить новую жизнь. Ее начинают печатать, еще одним радостным событием стало освобождение сына. Но уже в 1946 году Союз писателей вновь осудил ее творчество, а в 1949 – снова был арестован сын, получивший десятилетний лагерный срок.

Отрывок из поэмы

Поэма без героя А.А. Ахматова

Так под кровлей Фонтанного Дома,

Где вечерняя бродит истома

С фонарем и связкой ключей,

Я аукалась с дальним эхом,

Неуместным смущая смехом

Непробудную сонь вещей,

Где, свидетель всего на свете,

На закате и на рассвете

Смотрит в комнату старый клен

И, предвидя нашу разлуку,

Мне иссохшую черную руку,

Как за помощью тянет он.

Но земля под ногой гудела

И такая звезда глядела

В мой еще не брошенный дом

И ждала условного звука…

Это где-то там – у Тобрука,

Это где-то здесь – за углом.

Главные произведения

Многие стихи поэтессы получили мировое признание. Почти каждое было написано по какому-либо поводу из событий ее собственной жизни.



Музей Ахматовой в Санкт-Петербурге

Последние годы

Анна Ахматова умерла в возрасте 76 лет, 5 марта 1966 года, находясь в Домодедово. Хронический туберкулез и длительное лечение подорвали ее здоровье. Похоронили великую поэтессу в Комаровском некрополе близ Ленинграда.

Хронологическая таблица (по датам)

Интересные факты

  • первое стихотворение было написано в 11 лет;
  • поэтесса всю жизнь вела дневник, но обнаружен он был спустя много лет после ее смерти;
  • найдя во время прогулки по Царскосельскому саду булавку в форме лиры, она была уверена в том, что это Пушкин подает ей знак и одобряет выбранный ею путь;
  • Ахматова выросла в семье, которая не имела книг, мать читала ей Державина по памяти;
  • Многие произведения Ахматовой не разрешали публиковать еще долгие годы после ее смерти.

Память о поэтессе

Имя Ахматовой было присвоено одному из кратеров Венеры.

Множество улиц названо в честь поэтессы в разных городах бывшего СССР.

Памятник на Сицилии, Италия.

Парк Анны Ахматовой есть в Севастополе.

В Киеве установлен монумент в память об А. Ахматовой.

Барельефы, памятники, мемориальные доски в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе.

Ахматова Анна Андреевна

Анна Ахматова – великая русская поэтесса. Она жила в очень сложный период – аресты близких людей, репрессии. Анна стала свидетелем революции, 2-х мировых войн. Она рано ощутила свое призвание – в 11 лет. Именно в этом возрасте Анна написала свое 1-е стихотворение, после чего с поэзией не расставалась. До конца жизни Ахматова будет писать стихи.

Анна родилась неподалеку от Одессы в дворянской семье. Ее настоящая фамилия – Горенко. Отец будущей поэтессы категорически не разделял стремление дочки к поэзии, считая это увлечение позором для семьи. На этом поприще маленькой поэтессе было запрещено использовать родовую фамилию. В связи с этим Анна взяла псевдоним. Она назвала себя Ахматовой, взяв фамилию своей прабабушки по матери – татарской княжны. Впоследствии Анна смеялась, что русская поэтесса подписывается татарской фамилией.

Детские годы Анны прошли в Царском Селе. Она была способным и любознательным ребенком, самостоятельно научилась читать, а азы французского языка выучила, присутствуя на занятиях своих старших сестер. Ее начальное стремление к обучению было велико, но, поступив в гимназию, Анна училась без особого интереса.

Анна вела переписку с Николаем Гумилевым, с которым была знакома с детских лет. Николай был влюблен в Анну. На момент их переписки он жил во Франции, где издавал журнал, предназначенный для эмигрантов из России. Именно в нем будет напечатано первое стихотворение Ахматовой. В 1910 году молодые обвенчались.

Анна переехала в Петербург, где окончила Высшие историко-литературные курсы. Девушка продолжала писать стихи. Ей было близко по духу новое литературное направление – акменизм. Данное течение опиралось на конкретику, было создано в противовес многозначности символизма.

В это время она испытывала творческий подъем, из-под ее руки выходило множество стихов. Впервые молодую поэтессу заметили после прочтения стихов в литературном кабаре.

В 60-х гг. начнется светлый период. Ахматова вновь признана и популярна, она будет дважды номинирована на Нобелевскую премию. Оксфордский университет наградит Анну званием Почетного доктора литературы.

В детские годы Анна тяжело переболела, после чего оглохла. После того как девочка вновь стала слышать, у нее появилось стремление писать стихи.

В 1910 году у замужней Ахматовой был роман с художником Модильяни. Их связь просуществовала год, после чего они более не виделись. Именно этот итальянский художник оставил миру множество портретов Ахматовой.

Анна была суеверной, для нее были важны предзнаменования, знаки. Найдя в Царском Селе булавку в виде лиры, она бережно ее хранила. Анна считала, что булавку обронил сам Пушкин. Этот талисман придавал ей сил и укреплял веру в свое предназначение. Были знаки, пугавшие Ахматову. В момент, когда Гумилев сделал ей предложение, они увидели 2-х дельфинов, выброшенных на берег. Анна сочла этот факт дурным предзнаменованием и в тот раз отказала Гумилеву.

Лев Гумилев долгое время находился в заключении, в исправительных лагерях. Анна приложила множество сил, чтобы освободить сына. Несмотря на ее титанические старания, Лев был реабилитирован лишь в 1956 году. Он обвинял свою мать в том, что она бездействовала. Для Анны гнев собственного сына оказался жестоким и несправедливым ударом.

Ахматова переводила стихи зарубежных авторов.

Несмотря на то, что признание к Анне пришло еще в 20-х гг., ее травили, стихи подвергали жестокой цензуре, о ней умалчивали.

Читайте также: