Сообщение по краеведению историческая память

Обновлено: 05.07.2024

Важным средством связи школы с жизнью является краеведение.

Понятие исторического краеведения. Краеведение — совокупность знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.

Историческое краеведение получило широкое развитие в нашей стране после Великой Отечественной войны. Географическое краеведение к этому времени выполнило свои основные задачи. Его функции по изучению природных богатств края перешли в ведение специализированных научных учреждений. Географическое краеведение в связи с этим ограничило свои задачи помощью учебно-воспитательному процессу, тогда как историческое краеведение расширило свои функции.

Усиление роли исторического краеведения в общей системе краеведческих наук было связано с усилением интереса к истории, ростом туризма и необходимостью привлечения широких масс населения к охране памятников истории и культуры.

Помимо удовлетворения всевозрастающего интереса к прошлому со стороны широких слоев трудящихся, историческое краеведение шире стало выполнять и определенные практические задачи. Это было обусловлено успехами исторической науки и достижениями в социалистическом строительстве.

Историческая наука расширила диапазон своих исследований, что было связано как с логикой науки, так и с новыми открытиями. Например, в последние 25 лет было установлено, что человечество существует на Земле не 0,5 млн. лет, как считали ранее, а около 2,5 млн. Оказалось, что по значительным периодам истории (в сотни тысяч лет) ничего не известно, ибо памятники, отражающие эти периоды истории, пока не найдены. Разыскать эти памятники, организовать их охрану и изучение — задача, посильная лишь для тех коллективов ученых, которых активно поддерживает широкая масса историков-краеведов.

В целях привлечения широких слоев населения к охране памятников истории и культуры и координации работы краеведов в каждой республике созданы Общества охраны памятников истории и культуры. В РСФСР Общество было организовано в 1966 г. Большую помощь в охране памятников стали оказывать и школьные краеведческие кружки и общества.

Важной задачей исторического краеведения является фиксация и охрана памятников этнографии и искусства, что также почти невыполнимо без привлечения широких масс историков-краеведов.

Новые функции выдвинули историческое краеведение на одно из ведущих мест в общей системе краеведческих наук. Одной из главных задач его стало выявление, охрана памятников истории и культуры и оказание помощи специалистам в их изучении.

Различаются следующие основные виды памятников истории и культуры:

памятники истории — здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, революционным движением, Великой Октябрьской социалистической революцией, гражданской и Великой Отечественной войнами, социалистическим и коммунистическим строительством, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов и т. п.;

памятники археологии — городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производства, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов;

памятники градостроительства и архитектуры — архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты;

памятники искусства — произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства;

документальные памятники — акты органов государственной власти и органов управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

В соответствии с Законом к памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Образовательное и воспитательное значение исторического краеведения. Значение краеведческого материала в преподавании истории в школе трудно переоценить. Он позволяет конкретизировать излагаемый учителем общеисторический материал. Местные условия накладывают определенное своеобразие на ход тех или иных исторических событий. Изучение истории в ее конкретном воплощении в том или ином крае дает более правильное представление и об общих закономерностях развития той или иной исторической эпохи.

Кроме того, изучение конкретных памятников истории и культуры дает возможность учащимся более наглядно представить закономерности развития и мировой художественной культуры.

Работа по историческому краеведению в школе может оказать существенную помощь в коммунистическом воспитании подрастающего поколения.

Историческое краеведение дает возможность приобщить учащихся к добросовестному общественно полезному труду в самой увлекательной для них форме — экскурсии, походы, экспедиции, подготовка экспонатов для выставок, создание школьных музеев и т. п.

Детям свойственно чувство гордости своим краем. Они часто стремятся обосновать свой патриотизм какими-либо сведениями о примечательных событиях из его истории. Подобные сведения становятся особенно прочными, если учащиеся сами участвовали в их сборе, работали в историко-краеведческих музеях и кружках. Таким образом, работа по историческому краеведению в школе может оказать помощь в воспитании любви к Родине, гордости своей страной, неотъемлемой частью которой является любой уголок нашей необъятной Отчизны.

Назначение курса исторического краеведения в институтах и его содержание. Основное назначение курса — подготовить будущих учителей к самостоятельной краеведческой работе в средней общеобразовательной школе. Для этого студенты должны научиться находить на местах памятники истории и культуры и уметь организовать их охрану, определить стиль, время создания и художественные особенности, распознать в жилых и иных сооружениях проявление творческого начала, находить среди повседневных утилитарных предметов произведения искусства.

В соответствии с программой пособие состоит из введения и трех разделов.

Первый раздел предусматривает ознакомление с основными этапами становления краеведения и определение его значения в коммунистическом воспитании подрастающего поколения.

Основные источники исторического краеведения можно разделить на три категории: источники материальные (археологические, архитектурные, произведения искусства и т. п.), письменные и устные.

Необходимо хорошо освоить основные из этих источников, научиться предварительно определять историческую ценность местных памятников материальной культуры, а также письменности, ономастики и фольклора. Наиболее многочисленная и важная группа источников — это памятники материальной культуры народов нашей страны. Поэтому им уделено самое большое место в курсе исторического краеведения.

Каждый вид и категорию памятников истории и культуры изучает особая наука с присущими ей методами и приемами. Краевед должен иметь представление об этих науках и их методах, чтобы уметь в случае разрушения того или иного вида памятников принять первичные меры для его фиксации и сохранения. Для этого в данном курсе излагаются общие основы археологии, этнографии, архитектуры и т. п.

Следует особое внимание обратить на изучение материалов по этнографии, архитектуре и искусству, курсы по которым отсутствуют в программе педагогических институтов. Важно детально ознакомиться со спецификой этнографических источников. В отличие от археологии, где основное внимание концентрируется на выработке умения выявлять и охранять памятники, при изучении раздела по этнографии основное внимание следует обратить на выработку навыков грамотного и оперативного фиксирования этнографических памятников.

На местах часто гибнут ценные рукописные и печатные материалы. Студенты должны научиться определять историческую ценность рукописей и книг и принимать меры к их спасению и передаче в научные хранилища и музеи.

При изучении разделов об устных источниках будущий учитель должен научиться не только определять ценность памятников устного народного творчества, но и фиксировать и сберегать их.

Последний раздел пособия отведен изучению методов использования исторического краеведения в учебной работе.

Воспитательная работа исторического краеведения только тогда эффективна, когда носит поисковый, исследовательский характер. Учитель должен четко знать:

1) что искать, т. е. ясно представлять, что такое памятники истории и культуры, их особенности в те или иные эпохи;

2) как искать, т. е. знать, каковы основные научные методы поиска и исследования памятников истории и культуры, где искать те или иные памятники, каковы их основные признаки. Помимо археологических и этнографических памятников, на местах встречаются неизвестные ценнейшие памятники древнейшего зодчества, прикладного искусства и т. п. Надо научиться находить эти памятники и определять их место в истории художественной культуры;

3) как фиксировать и первично описывать памятники истории и культуры. Исторические памятники гибнут и подвергаются повреждениям прежде всего потому, что на местах пока еще мало специалистов, способных их выявить и зафиксировать, грамотно описать.

В связи с малым количеством часов, отводимых в институтах курсу исторического краеведения, главное внимание следует обратить на индивидуальные занятия. Без индивидуальной работы каждого студента не может быть плодотворного и эффективного усвоения курса исторического краеведения.

Каждый студент, занимающийся историческим краеведением, должен быть прикреплен к определенному куратору по теме. Куратором может быть преподаватель узкого курса истории (средневековье, советский период и т. п.) или преподаватели с других кафедр или даже факультетов, работники музеев, картинных галерей, научно-исследовательских институтов и т. д.

Каждый студент должен в индивидуальном порядке заниматься по плану, согласованному с куратором. Желательно периодически докладывать о результатах своей работы куратору и обсуждать вместе с ним все трудности и успехи. Результаты работы сообщаются на практических занятиях всей группы. Таким образом, практические занятия становятся как бы симпозиумами, на которых студенты учатся вести научную дискуссию и докладывать о результатах своих исследований.

Практические занятия рекомендуется проводить по наиболее сложным темам курса — археологии, этнографии, архитектуре, искусству и архивной работе. Не менее важно обсудить на семинарских занятиях методы проведения историко-краеведческих мероприятий со школьниками. Студенты могут составить программу школьного исторического кружка, историко-краеведческого вечера в школе, маршрут и методику проведения экспедиции школьников, план экспозиции для школьного историко-краеведческого музея, план экскурсий и другие методические разработки. Все они обсуждаются на занятиях, а лучшие из них сдаются на хранение и рекомендуются к печати.

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ Эта книга написана любителем-неспециалистом для таких же любителей. Она не претендует на научную глубину, однако все изложенное в ней достоверно, насколько это возможно. Главной же целью было помочь тысячам читателей, которые хотели бы узнать побольше о Древнем

Введение

1.1. Введение

1.1. Введение В этой части изложена концепция Новой Хронологии Фоменко-Носовского для тех, кто никогда о ней не слышал, либо слышал что-то очень вскользь, а возможно слышал много, но не уловил суть. На нескольких страницах в этой части мы изложим самое главное. Для многих из

Введение

Введение В истории Франции XIV в. является переходным периодом. На смену существовавшим до этих пор, хотя и в совершенно неузнаваемом обличье, феодальным институтам мало-помалу стали приходить монархические учреждения. Таким образом, рассматривая механизм правления

Введение

Введение Соединенные Штаты Америки (США) занимают почти половину Североамериканского материка, однако исключительная роль этой великой страны, сначала выделившейся среди всех прочих территорий Нового Света, а затем постепенно превратившейся в одну из ведущих мировых

Введение

Введение В этой книге вы прочтёте сказание древнегреческого учёного Платона об Атлантиде — могучем царстве атлантов, процветавшем на большом острове среди Атлантического океана и погрузившемся на дно за девять с половиной тысяч лет до нашей эры.В истории человечества

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Меерова Оксана Владимировна

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №94 с.Таптугары

Россия, Забайкальский край

Краеведение как способ сохранения исторической памяти и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения

Патриотизм и гражданственность выступают в единстве и являются составными частями социального и духовного развития человека.

Краеведение является тем элементом исторического образования, который обогащает подрастающее поколение знаниями о родном крае, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Поддерживает живую связь времён, поколений, их преемственность в родном селе, районе, крае. Хранится историческая память, воспитывается духовная оседлость.

1 В.А.Сухомлинский. Как воспитать настоящего человека. Минск, «Народная

2 Виктор Феофилактович Ситнов (1949-2017г.г.)-член Союза журналистов России, краевед,

Музей организует и корректирует нашу деятельность по сохранению знания о прошлом и его передаче подрастающему поколению, без чего эта деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный характер. Деятельность музея осуществляется в целях сохранения исторической памяти, воспитания интереса и уважения к многовековой истории России.

Стержнем краеведческой работы является судьба односельчан: железнодорожников, учителей, фельдшеров, ветеранов войны, труда и т.д. Почему судьба? Потому что, именно через судьбу односельчанина прокладывается мостик к судьбе страны. Дети, испытывая гордость за человека, внесшего вклад в развитие страны, начинают осознавать себя её частью. Благодаря музею расширилась тематика исследовательской работы. Она затрагивает все сферы жизни села: ж/д транспорт, образование, культуру, медицину, лесное хозяйство. Большой интерес вызывает история становления фельдшерско-акушерского дела в Таптугарах. Проблема медицинского обслуживания сейчас на селе стоит остро и поэтому молодое поколение задаётся вопросом: А как было раньше?

Накопился экспозиционный материал, среди которого главное место занимают боевые награды Верхотурова И.А., копии документов и наград ветеранов-таптугарцев, письма, свидетельствующие о боевом подвиге Дымова А.К. Оформлена портретная галерея ветеранов. В феврале 2020года музей пополнился экспонатами с раскопок, где шли боевые действия, найденными поисковой группой учащихся школы хутора Антоновский в местах, где проходили тяжелые бои в период Сталинградской битвы в 1942 году. Руководитель поисковой группы Андрей Князев. Раскопки проводились в Волгоградской области, Октябрьском районе, станице Громославской. Появление данных экспонатов вызвало неподдельный интерес у всех, кто посещал наш музей, особенно у детей, они, что называется, могли руками потрогать предметы с мест боёв. У нас в школе учатся правнуки некоторых ветеранов - участников Сталинградской битвы. В целом экспозиционный материал о Великой Отечественной войне насчитывает более 100 экспонатов.

Для юного поколения история оживает ярче в судьбах тех людей, которые их окружают.

2.Меерова О.В. Итоги работы музея в 2019-2020 учебном году. Таптугары. 2020. 12с.


Вашему вниманию представляем книгу Проект Историческая Память.

Оглавление

Проблема отношения к наследию, преемственности всегда была одной из важнейших в жизни любой нации. Она пронизывает национальную философию, политику, этику, искусство. Сохранение наследия является неотъемлемым условием выживания духовных и культурных ориентиров народа, его самосознания и идентитета. Именно такие ориентиры во все времена определяли развитие стран и государств. Та держава, которая хранит память о своей истории — и словом, и делом — не утрачивает своего величия даже в самые сложные для себя времена.


Церковь Спаса на Нередице после Великой Отечественной войны



Петергоф. Разрушения во время Великой Отечественной войны


В историю нашей отечественной культуры прочно вошли имена знаменитых архитекторов-реставраторов XIX — начала XX веков: Ф. Рихтера, К. Быковского, П. Покрышкина, Д. Сухова и др.


Послевоенное восстановление Екатерининского дворца



Кремль Великого Новгорода во время Великой Отечественной войны


С. С. Подъяпольский


Заседание Императорского русского исторического общества. 1908 г.



П. Д. Барановский



Реставрация Покровского собора на Красной площади


Как известно, международное сообщество, в том числе в лице таких организаций, как ЮНЕСКО и ИКОМОС, уже давно выказывают свою озабоченность такого рода новыми культурными направлениями и поисками новых путей включения наследия в современную жизнь. Явно обозначилось мировое усилие противостоять тенденциям, разрушающим историческую культурную традицию, и, напротив, наращивать потенциал ее сохранения.

Одним из важнейших качеств, которое всегда отличало человека от животных, несомненно, считается память. Прошлое для человека – важнейший источник для формирования собственного сознания и определения личного места в обществе и окружающем мире.


Теряя память, человек утрачивает и ориентацию среди окружения, рушатся социальные связи.

Что такое коллективная историческая память?

Память – это не абстрактные знания каких-либо событий. Память – это жизненный опыт, знание событий, пережитых и прочувствованных, отражающихся эмоционально. Историческая память – понятие коллективное. Она заключена в сохранении общественного, а также понимании исторического опыта. Коллективная память поколений может быть как среди членов семьи, населения города, так и у всей нации, страны и всего человечества.

Этапы развития исторической памяти

Надо понимать, что коллективная историческая память, так же как и индивидуальная, имеет несколько этапов развития.

Во-первых, это забвение. Через определенный промежуток времени людям присуще забывать события. Это может случиться быстро, а может произойти через несколько лет. Жизнь не стоит на месте, череда эпизодов не прерывается, и многие из них замещаются новыми впечатлениями и эмоциями.

Во-вторых, люди вновь и вновь сталкиваются с прошедшими фактами в научных статьях, литературных произведениях и СМИ. И везде толкования одних и тех же событий могут сильно разниться. И не всегда их можно отнести к понятию "историческая память". Аргументы событий каждый автор излагает по-своему, вкладывая в повествование свой взгляд и личное отношение. И неважно, какая это будет тема – мировая война, всесоюзная стройка или последствия урагана.


Третий, наиболее важный этап развития исторической памяти людей – сопоставление событий, происходящих в настоящем времени, с фактами из прошлого. Актуальность сегодняшних проблем общества иногда напрямую может быть связана с историческим прошлым. Только анализируя опыт прошлых достижений и ошибок, человек способен созидать.

Гипотеза Мориса Хальбвакса

У теории исторической коллективной памяти, как и у любой другой, есть свой основатель и последователи. Французский философ и социолог Морис Хальбвакс первым выдвинул гипотезу о том, что понятия исторической памяти и истории далеко не одно и то же. Он впервые предположил, что история начинается именно тогда, когда заканчивается социальная память и традиция. Нет необходимости фиксировать на бумаге то, что еще живо в воспоминаниях.


Теория Хальбвакса доказывала необходимость написания истории только для последующих поколений, когда свидетелей исторических событий в живых осталось мало либо их уже нет вовсе. Последователей и противников этой теории было довольно много. Число вторых увеличилось после войны с фашизмом, в годы которой были убиты все члены семьи философа, а сам он погиб в Бухенвальде.

Способы передачи памятных событий

Память народа к прошедшим событиям выражалась в различных формах. В старину это была устная передача информации в сказках, легендах и преданиях. Персонажи устного народного творчества наделялись героическими чертами реальных людей, отличившихся подвигами и смелостью. Былинные сюжеты всегда воспевали мужество защитников Отечества.

Позже это были книги, а в настоящее время основными источниками освещения исторических фактов стали СМИ. Сегодня в основном они формируют наше восприятие и отношение к опыту прошлого, судьбоносных событий в политике, экономике, культуре и науке.

Актуальность исторической памяти народа

В современном мире особо актуальна проблема исторической памяти. Ведь без опыта прошлого человек не в силах распознать, что для него будет возможным, а что нет. Только зная историю развития своего народа, люди способны определить, что будет полезным для общества в будущем.

Нравственный кризис памяти поколений

Проблема исторической памяти объединяет вокруг себя множество наук: философию и психологию, этнографию, историю и социологию. Все они едины во мнении, что восприятие событий настоящего времени напрямую зависит от знаний и оценки событий прошлого. Историческая память – это мощный регулятор общественного сознания. Если говорить о российском обществе современного периода, то смело можно констатировать, что среди россиян, так же как и у других народов, очевиден нравственный кризис.


Поэтому основной задачей для старшего поколения нашей страны уже в XXI веке становится формирование у молодого поколения приоритетов и желания хранить память о прошлом своей страны.

Формирование исторической связи поколений россиян сегодня встречает множество препятствий. С экрана телевизора, в газетах и журналах и особенно в интернете постоянно появляются кардинально противоположные освещения одних и тех же событий. Причем это касается не только фактов современности, но и событий прошлых лет и минувших столетий. Как избежать разрыва исторических связей и сохранить память поколений?

Вопрос преемственности исторической памяти

Хранить и беречь память истории начинаем в школе

Историческая память России многие столетия преодолевает сложности. Это связано с многонациональностью состава населения нашей страны. Каждая этническая группа, входящая в состав России, имеет свою культуру и традиции, религиозные ценности и убеждения. Поэтому особенно важным будет создание единой школьной программы для русскоязычного населения, которая будет направлена на формирование общероссийской идентичности.


Уже в школе у детей необходимо формировать способность сопоставления и оценки опыта прошлых поколений и своего собственного. Для сегодняшнего дня задача эта непростая, так как в последние десятилетия явно наблюдается падение престижа истории как школьного предмета.

Печально признавать тот факт, что сегодня единственным идентификатором российского общества является память о Великой Отечественной войне. Историческая память о массовой гибели соотечественников в эти страшные годы, о масштабных разрушениях и блистательных победах, о военных достижениях русской науки – мощный регулятор сознания русской молодежи. Заслуги наших предков, отстоявших независимость страны, и память будущих поколений – это звенья одной цепи, преемственность между дедами и отцами, отцами и детьми.

Почему ослабевает память о войне?

Время – лучший лекарь от боли, но худший фактор для памяти. Это касаемо как памяти поколений о войне, так и в целом исторической памяти народа. Стирание эмоциональной составляющей воспоминаний зависит от нескольких причин.

Первое, что сильно влияет на силу памяти – это временной фактор. С каждым годом трагедия этих страшных дней все больше отдаляется. С момента победоносного завершения Второй мировой войны минуло уже 70 лет.

На сохранность достоверности событий военных лет также оказывает воздействие политико-идеологический фактор. Накал политической обстановки в современном мире позволяет СМИ оценивать многие аспекты войны недостоверно, с негативной точки зрения, удобной политикам.

Историческая память о войне формируется и сохраняется в сознании молодого поколения не только из голых исторических фактов и хроники событий.


Художественный образ войны

Современное освещение истории и историческое сознание

Понимание и представления современного общества о годах и событиях Второй мировой войны сегодня неоднозначно. Главным объяснением этой неоднозначности можно по праву считать информационную войну, развернутую в средствах массовой информации в последние годы.

Защита достоверности событий – сохранение исторической памяти народа

Историческая память о войне – это главная ценность нашего народа. Только она позволит России оставаться сильнейшим государством.


Читайте также: