Сообщение по картине несение креста

Обновлено: 13.06.2024

Иеронима Босха называют одним из самых загадочных художников в истории искусства. Про него известно не так уж много, даже нет точной даты рождения. Считается, что он родился около 1450 года. Известна только дата смерти – 9 августа 1516 года. И в этом году исполняется ровно 500 лет, как Босх ушел из жизни.

Босх родился в небольшом голландском городке Хертогенбосе. Там в 2007 году открылся центр творчества художника, где хранятся репродукции всех его произведений. А сохранилось всего 25 живописных картин и девять рисунков. Иероним родился в потомственной семье художников. Его биографы предполагают, что именно в семейной мастерской он и получил первые уроки живописи.

Спустя пять столетий творчество Иеронима Босха продолжает вызывать вопросы и заставляет исследователей изучать образы его картин, часто мрачных, пугающих. Каких только версий не выдвигали, а некоторые исследователи и вовсе утверждали, что художник был в секте, где проводились запрещенные ритуалы. Но большинство ученых эту версию отвергают.

Иероним Босх

Остальные персонажи картины не смотрят на зрителей, их лица не так четки. Палачи занимают всю левую часть картины. В отдалении изображен апостол Иоанн, на руки которого упала Мария. Вся композиция картины и взгляд Христа, из глаз которого скатилась слеза, нацелены на сопереживание зрителей. Эту картину в 1547 году Филипп II подарил монастырю в Эскориале.


Иероним Босх

4 фильма об Иерониме Босхе

Картина из Гента – одна из трех, созданных Босхом под тем же названием. В ней используется классический для живописи того времени мотив – крестный путь Христа на пути на Голгофу. Но подана эта широко известная сцена со специфической позиции Босха и только в ему одному присущей манере.

Картину можно назвать коллажем образов, причем образов уродливых, даже отвратительных и чудовищных. На ней нет свободного пространства и какой бы то ни было перспективы, только плоскость, густо заполненная головами персонажей и некоторыми деталями.

Голова Христа с огромным тяжелым крестом из массивного дерева на плече расположена практически в центре картины. Она является смысловым центром произведения, фокусом, на который направлены все взгляды. Но сам Иисус Христос не хочет смотреть на окружающий его отвратительный мир с мерзкими, безобразными людьми, которые хотят только его смерти. Он изображен с закрытыми глазами, и это глубоко символично, совершенно в духе Босха.

Еще одно нормальное человеческое лицо, резко выделяющееся на фоне гротескных чудищ, - это Святая Вероника. Хотя этого персонажа как такового нет в Библии, а ее имя появилось всего лишь в результате ошибки перевода, Вероника и ее легендарный плат с нерукотворным изображением прочно вошла в христианскую мифологию. По легенде, эта добрая женщина подала страдающему Христу, идущему на Голгофу, чистый платок, чтобы утереть пот. На нем чудесным образом остался светлый лик Иисуса, возникший как свидетельство его божественного происхождения.

На картине святая изображена в углу, она отвернулась от Христа и нежно улыбается, держа в руках платок с изображением Спасителя, который в православной традиции называется Спас Нерукотворный. У нее одной, как и у сына божьего, нормальное человеческое лицо.

Остальные, кто столпился вокруг – это ужасные уроды. Очевидно, художник хотел показать, что внутреннее уродство этих людей нашло отражение в их ужасном, непривлекательном, даже отталкивающем внешнем виде. Это изображение торжествующей злобы, злорадства, ненависти, мелких, жалких и ничтожных чувств, которые обуревают этих людишек, не понимающих истинного величия и размеров приносимой Христом жертвы.

На Голгофе распяли троих. Двое других – это разбойники, приговоренные к смерти. Один из них, с серым лицом, в смятении перед предстоящими муками, а второй – злобное существо, агрессивно окрысившееся на столь же отвратительных сопровождающих. Уникальная подача классического религиозного мотива характерна для необычной творческой манеры Босха, она делает картину узнаваемой.

К какому стилю относятся картины Иеронима Босха, искусствоведы до сих пор не могут определить. Все его работы исполнены в определенной, только ему присущей манере, и даже всем известные сюжеты под его кистью становятся специфически уникальными. Классический мотив — крестный путь Христа на Голгофу, трактован абсолютно индивидуально, как видит художник.

Картина скорее похожа на коллаж уродов и чудовищ. На ней совсем нет свободного пространства и фона. Это общее нагромождение персонажей, густо заполняющее всю перспективу.

В самом центре картины с тяжелым крестом на плече изображен Иисус Христос, вернее его голова в терновом венке с опущенными уголками губ и закрытыми глазами. Изображение Христа центральная смысловая всего полотна, его сюжетная завязка. Христос не хочет смотреть на окружающих его людей, эти люди мерзкие и безобразные, эти люди требуют его казни, они хотят его смерти. Изобразить Господа с закрытыми на мир глазами очень в духе художника, тем самым он отделяет чистое от суеты.

Есть на картине еще одно нормальное человеческое лицо среди парада уродов – это лицо Святой Вероники. Вероника персонаж не библейский, имя ее появилось лишь из-за неточности перевода. Вероника, и ее нерукотворный образ Христа на полотенце навсегда вошли в христианство. По легенде, Вероника – это женщина, которая подала страдающему Иисусу чистое полотенце, стереть пот с лица. На полотенце чудесным образом отпечатался божественный образ лика Господня.
У Вероники, изображенной в углу картины, тоже закрыты глаза, в руках ее то самое чистое полотенце со Спасом Нерукотворным.
Остальные лица на картине не просто уродливы, это парад из одних сплошных уродов. Скорее всего мастер пытается показать внутреннюю неприглядность и душевное уродство грешников вынув его из потаенных уголков человеческих душ и вложив в лица, тем самым показывая, до чего неприглядны помыслы слабых людей.

1500–1535 год.
Гент, Бельгия.
Размер доски: 83,5*76,7см.

Несение креста. Гент.

Несение креста. Гент.

Несение креста

История

Описание

Работа изображает Иисуса, несущего крест на темном фоне, в окружении многочисленных лиц, большинство из которых характеризуется гротескным стилем. В общей сложности на картине изображено восемнадцать портретов. Лицо Иисуса имеет скорбное выражение, его закрытые глаза и голова склоняются под тяжестью креста.

В правом нижнем углу находится Гестас, над который глумятся три мужчины, издеваются над ним. В правом верхнем углу кающийся вор: он изображается с очень бледной кожей. Правее исповедь читает ужасно уродливый монах.

Несение креста. Вена.

Несение креста. Вена.

В нижнем левом углу дома Вероника с Плащаницей, её глаза полуоткрыты, а сома она оглядывается назад. И, наконец, в верхнем левом углу находится Симон из Кирены, помогающий, по указу римлян, Иисусу с его ношей.

Разбойник Гестас.

Связанные работы

За авторством Босха существует еще две картины с аналогичным сюжетом. Датой написания первой картины считается 1498 год. В настоящее время она находится в Королевском дворце в Мадриде. Другую работу (около 1500 года) можно найти в Художественно-историческом музее в Вене.

Читайте также: