Сообщение по истории 7 класс на тему инквизиция в европе духовный орден неузистов

Обновлено: 08.05.2024

В средневековой западноевропейской истории были события, учреждения, явления, которые прочно ассоциируются именно с этим временем и часто воспринимаются как характеризующие его. Одним из них была испанская инквизиция.

  • История появления
  • Суть и средства инквизиции
  • Жертвы средневековых инквизиторов
  • Исторические этапы
  • Испанская инквизиция
  • Инквизиция в Российской империи
  • Почему инквизиция начала терять позиции?

История появления

Само слово латинского происхождения. В переводе инквизиция означает розыск, расследование.

В XII веке римский папа Луций III под воздействием правителя Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы разработал инструкции для католических епископов, по которым они должны были в управляемых ими территориях иметь осведомителей, которые доносили бы им о высказывании кем-либо еретических мыслей и о каких-либо проявлениях инакомыслия по отношению к учению римской церкви. Это уже была первая мера по розыску и обнаружению еретиков.

Однако официально инквизиция была учреждена римским папой Иннокентием III (1198–1216) в начале XIII века в ходе так называемых альбигойских войн. В XII веке в южной Франции, северной Италии и в Швейцарии стала распространяться катарская ересь. Она имела восточные корни. Во Франции она получила обозначение альбигойская ересь по названию одного из ее центров города Альби.

В 1209 году под влиянием римского папы против альбигойцев был совершен первый крестовый поход. Войны против них велись до 1244 года. Для борьбы с ересью в 1204 году на территории южной Франции была учреждена инквизиция. Ее осуществление Иннокентий III возложил на орден цистерцианцев.

При римском папе Гонории III (1216–1227) инквизиция была введена и на территории Италии. В науке считается, что завершение оформления системы инквизиции произошло при папе римском Григории IX (1227–1241), который учредил ее трибуналы еще в нескольких европейских странах: Германии, Испании, Португалии и других. Он определил ордена доминиканцев и францисканцев для ведения инквизиционных расследований.

суть инквизиции

Суть и средства инквизиции

Инквизиция была учреждена для выявления людей, придерживавшихся и распространявших идеи, не соответствовавшие, отвергавшие, противоречащие учению римской церкви. Расследование должно было определить, действительно ли подозреваемый является еретиком по отношению к учению римской церкви.

Если розыск это подтверждал, у обвиненного обычно изымалось имущество, его либо оставляли в тюрьме, либо казнили. Одним из распространенных видов казни, к которому присуждала инквизиция и который нередко с ней связывается, было сожжение на костре. Торжественное объявление решений инквизиционных трибуналов в присутствии многих людей называлось аутодафе. В народе этим словом стали обозначать и само исполнение приговоров. Поскольку часто наказанием приговоренным было сожжение, термин аутодафе закрепился в большей степени за этой казнью. Также считается, что в массовом сознании инквизиция связана с применением пыток при ведении расследования. Доносителям обычно обещалась передача имущества обвиненного в случае признания его виновным. В результате стала распространяться система шпионажа и доносительства. Велись и обычные допросы.

Инквизиторы вели процесс без контроля со стороны светских властей, они были им неподсудны и подчинялись только папе римскому. В науке указывается, что в результате этого судебное следствие велось втайне и произвольно. Инквизиция в средние века обычно действовала при поддержке местной светской власти, которая приводила приговоры в исполнение. Считается, что стремление конфисковать имущество состоятельных людей было причиной их обвинений в ереси и подпадания под суд инквизиции. Она обычно добивалась признания обвиняемыми своей вины. Осуждались и наказывались также уже умершие или отсутствующие, бежавшие от инквизиции.

инквизиция годы

Жертвы средневековых инквизиторов

Под ее суд попадали люди самого разного социального положения. По некоторым приводимым и научных изданиях подсчетам, за все время деятельности инквизиции (с начала XIII века до начала XIX века) число казненных и умерших в тюрьмах измеряется сотнями тысяч человек. Указывается, что в период восемнадцатилетнего начальства над инквизицией в Испании Торквемады в конце XV века было сожжено больше десяти тысяч человек, более девяноста семи тысяч лишились имущества, занимаемых должностей или получили иные наказания. Есть мнение, что эти подсчеты преувеличены.

Исторические этапы

Первый период обычно относится ко времени до официального учреждения в начале XIII века первых инквизиционных трибуналов. Тогда одной из задач епископов было следить за появлением еретиков в подчиненных им землях и сообщать об этом в Рим.

Широкое распространение катарской ереси в XII веке привело к учреждению в начале XIII века первых трибуналов инквизиции, постепенному увеличению их числа, охвату все больших стран, увеличению количества процессов, передаче всей системы доминиканцам и францисканцам. Это положило начало второму этапу, который обычно в науке продолжают до XVI века.

В этом столетии на первый план по своей деятельности выступила испанская инквизиция. Считается, что она стала подконтрольной государству и использовалась им для увеличения степени централизации страны и решения внутриполитических задач. В общеевропейском масштабе в XVI веке началась реформация. Из-за этого римская церковь потеряла влияние во многих регионах, поэтому территориально сфера деятельности инквизиции уменьшилась. В 1542 году папа римский учредил верховный инквизиционный трибунал. Это в науке оценивается как мера контрреформации. Эти новые явления в применении инквизиции относятся уже к третьему периоду ее существования, который начинается с XVI века.

суть святой инквизиции

Испанская инквизиция

В Испании инквизиция была учреждена еще в XIII веке. Однако инквизиция в последние годы XV века в этой стране получила новую организацию.

В это время произошло объединение наиболее крупных королевств на Пиренейском полуострове Кастилии и Арагона. В 1478 году римский папа Сикст IV позволил их правителям Фердинанду Арагонскому и Изабелле Кастильской заново организовать систему инквизиции в управляемых ими землях. Теперь она находилась в подчинении непосредственном не Рима, а испанского государства.

В 1480 году был сформирован первый трибунал в Севилье. Сначала новая испанская инквизиция состояла из председателя, двух его помощников юристов и трех королевских советников. Однако вскоре она была расширена, был учрежден центральный совет инквизиции и четыре, а потом десять трибуналов на местах. В 1484 году был разработан кодекс с постановлениями, определявшими порядок работы инквизиции.

Новая система организовывалась под руководством духовника королевы Изабеллы Кастильской доминиканца Томаса Торквемады. После него завершение формирования испанской инквизиции прошло под руководством Диего-Деса и Хименеса.

Она была введена в Нидерландах императором Священной Римской империи Карлом V в 1522 году для борьбы с реформацией (Нидерланды тогда входили в состав Испании, Карл V был ее королем). Считается, что это стало одной из причин революции в Нидерландах 1566–1609 годов. В 1537 году она была учреждена в Португалии. В XVI веке испанская инквизиция введена в американских колониях Испании и Португалии.

В науке считается, что в Испании инквизиция способствовала укреплению центральной власти. Одной из заметных сторон ее деятельности было внимание к нехристианскому населению страны. Оно было достаточно состоятельно, предприимчиво, имело мануфактуры, вело торговлю. Его представители подвергались преследованиям инквизиции, их имущество конфисковалось. Это привело к их выезду из Испании.

инквизиция в европе

Инквизиция в Российской империи

В России не было инквизиции как в странах Западной Европы. Петр I проводил реформы по усилению центральной власти. Он формировал ведомства по контролю за соблюдением законов.

В 1721 году был учрежден Святейший Синод. Его работа велась по Духовному Регламенту. Этот документ предполагал введение должности протоинквизитора. Ему подчинялись на местах провинциальные инквизиторы, которым, в свою очередь, инквизиторы в городах и уездах.

Однако по Духовному Регламенту их деятельность не имела ничего общего с этим учреждением в Западной Европе. Их задачей было следить за выполнением духовенством Духовного Регламента. Также они занимались наблюдением за сбором налогов с раскольников. В науке указывается, что инквизиторы по Духовному Регламенту имели фискальные функции. Эти должности были очень скоро отменены при императрице Екатерине I.

Почему инквизиция начала терять позиции?

Постепенно в течение второй половины XVIII и в XIX веке инквизиция упразднялась в разных странах, вносились изменения в порядок ее работы. В науке считается, что это связано с распространением идей эпохи Просвещения.

Стала распространяться мысль о свободе человека в выборе своих убеждений. Приоритет отдавался умственным рассуждениям, влиянию разума на воспитание, распространение идей. Принуждение к отказу от своих убеждений, преследование за них, суть инквизиции отрицались идеологией просветительства.

В ряде европейских государств наука выделяет периоды так называемого просвещенного абсолютизма, когда правители руководствовались в своей политике этим учением. Например, в Португалии во второй половине XVIII века первый министр при короле Жозе I Себастьян Жозе ди Карвалью-и-Мелу маркиз Помбал был сторонником просвещения. Он поставил инквизицию на службу своим реформам. При нем было запрещено применение пыток, сожжение на костре, цензура. В начале XIX века Наполнен на завоеванных территориях Испании, Португалии, Италии отменил инквизицию. Уже в XVIII веке во многих странах Западной Европы она была ликвидирована как судебное учреждение. Окончательно она была отменена в Португалии в 1820 году, в Испании в 1834 году.

Инквизиция (от лат. inquisitio - рас­сле­до­ва­ние, след­ст­вие) - в XIII-XIX веках в прак­ти­ке ка­то­лической церк­ви сис­те­ма су­деб­но­го пре­сле­до­ва­ния тяж­ких пре­сту­п­ле­ний про­тив ве­ры, в пер­вую оче­редь ере­си и ве­дов­ст­ва (смотри так­же Ве­дов­ские про­цес­сы).

Пред­по­сыл­кой по­яв­ле­ния инквизиции ста­ло ак­тив­ное рас­про­стра­не­ние ма­ни­хей­ских ере­сей в Западной Ев­ро­пе в X-XII веках. В ос­но­ве инквизиции ле­жит су­деб­ный ин­кви­зи­ци­он­ный про­цесс, вос­при­ня­тый ка­но­ни­че­ским пра­вом на ру­бе­же XII-XIII веков. В пе­ри­од Аль­би­гой­ских войн ин­кви­зи­ци­он­ный про­цесс на­чал при­ме­нять­ся для пре­сле­до­ва­ния ере­ти­ков пап­ски­ми де­ле­ги­ро­ван­ны­ми судь­я­ми, ко­то­рые на­зна­ча­лись в по­мощь ме­ст­ным цер­ков­ным вла­стям.

Во 2-й четверти XIII – XIV веках в цер­ков­ном и свет­ском пра­ве бы­ла соз­да­на за­ко­но­дательная ба­за для пре­сле­до­ва­ния ере­си и сфор­ми­ро­ва­на су­деб­ная сис­те­ма пре­сле­до­ва­ния ере­ти­ков. Ересь, а в XIV веке. и ве­дов­ст­во бы­ли при­рав­не­ны к государственной из­ме­не. Су­дьи-ин­кви­зи­то­ры (ими бы­ли пре­имущественно до­ми­ни­кан­цы и фран­ци­скан­цы) на­зна­ча­лись па­пой Рим­ским в цер­ков­ные про­вин­ции и не под­чи­ня­лись в сво­ей дея­тель­но­сти ме­ст­ным цер­ков­ным и свет­ским вла­стям, но долж­ны бы­ли со­труд­ни­чать с ни­ми. Де­ла о ере­си и других тяж­ких пре­сту­п­ле­ни­ях про­тив ве­ры и Церк­ви пе­ре­шли из епи­скоп­ских су­дов в их ве­де­ние.

Прак­ти­ка инквизиции под­роб­но опи­са­на в трак­та­тах ин­кви­зи­то­ров клас­сического и позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья: Бер­на­ра Ги (1314-1316 года), Ни­ко­лая Эй­ме­ри­ка (1376 год) и других Доз­на­ние на­чи­на­лось на ос­но­ве слу­хов или до­но­са, час­то но­си­ло тай­ный ха­рак­тер. Це­лью бы­ло рас­кая­ние об­ви­няе­мо­го и спа­се­ние его ду­ши, то есть при­зна­ние им сво­их пре­сту­п­ле­ний, для по­лу­че­ния при­зна­ния ис­поль­зо­ва­лись пыт­ки, воз­мож­но­сти за­щи­ты для об­ви­няе­мо­го бы­ли очень ог­ра­ни­чен­ны. По­сле вы­не­се­ния при­го­во­ра под­су­ди­мый пе­ре­да­вал­ся свет­ским вла­стям и под­вер­гал­ся на­ка­за­нию в со­от­вет­ст­вии со свет­ски­ми за­ко­на­ми стра­ны про­жи­ва­ния (со­жже­ние, по­ве­ше­ние, чет­вер­то­ва­ние, по­жиз­нен­ное за­клю­че­ние и другие), его иму­ще­ст­во кон­фи­ско­вы­ва­лось. Каз­ни ере­ти­ков и об­ви­нён­ных в ве­дов­ст­ве но­си­ли пуб­лич­ный ха­рак­тер, час­то со­про­во­ж­да­лись пыш­ны­ми це­ре­мо­ния­ми (смотри Ау­то­да­фе).

Эта тема, до сих пор вызывает у людей самые разные ощущения. Впрочем, я думаю, — всех адекватных людей — а об остальных мы говорить здесь и сейчас не будем — объединяет то, что ощущения у них в этой связи примерно одни и те же: страх, ужас и недоумение: чувства, — незнакомые, похоже, средневековым инквизиторам.

Инквизиция в Европе
Мы вовсе и не собирались затрагивать эту тему — инквизиция в Европе — на сайте, но…

Довелось мне недавно побывать на острове Мальта и посетить там музей инквизиции. И оказалось, что не рассказать вам об этом уже невозможно. Потому что слишком уж наглядно всё это предстало теперь и передо мною… И именно в средневековье руками инквизиции творил свое правосудие в Европе церковный суд.

История инквизиции в средние века —

вещь интересная. В сущности, само значение слова инквизиция — а точнее, — святая инквизиция или “святой трибунал” определяет старинный институт римско-католической церкви, ставивший перед собой задачу розыска, суда и наказания еретиков. И само слово инквизиция (от лат. inquisitio) именно это и обозначает: расследование, розыск.

Можно сказать, что времена инквизиции начались уже в XII веке, когда в Западной Европе церковь столкнулась с ростом недовольства оппозиционных настроений населения по отношению к религиозному движению. И, как результат, — на епископов была возложена обязанность выявлять, судить и передавать религиозных оппозиционеров для наказания светским властям. А в Германии и в Италии с 1226 по 1227 год высшей мерой наказания стало и вовсе сожжение еретиков на костре.

Начиная с 1231 года, дела о ереси были отнесены к сфере канонического права, и Григорий IX, Папа Римский, для их расследования, собственно, и создал инквизицию — уже как постоянный орган церковной юстиции. Вскоре инквизиция как таковая расширила свои границы и полномочия и начала полномасштабное преследование как представителей самых разных еретических сект, так и всех остальных колдунов, ведьм и богохульников.

Инквициция в Европе: аутодафе

Среди великих и ужасных деяний и ритуалов человеческой изощренности, имевших место в средние века в Европе, можно назвать такую процедуру как аутодафе: торжественную религиозную церемонию, а проще сказать, — торжество, которое устраивалось в тот период инквизицией по поводу объявления того или иного приговора несчастным еретикам.

Такую практику установила в конце XV века испанская инквизиция и первое торжественное сожжение там шести еретиков было проведено в Севилье в 1481 году.

Распространение инквизиции по миру

Интересно, что законы инквизиции действовали и в американских испанских колониях; менее широкие масштабы она носила в Португалии, имела место в Мексике, Бразилии и Перу. А инквизиция в Испании привела к тому, что с 1481 по 1808 год здесь было сожжено живьем 31912 человек и свыше 29-ти тысяч было замуровано и отправлено на галеры с конфискацией имущества.

“Пребудьте во Мне, а Я в вас! — гласила словами из Евангелия святая церковь, отправляя людей таким образом в мир иной… — Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают” (Ин 15:4.6)

Вот так, можно сказать, и зарождалась европейская демократия. И, как ни странно, может быть, именно пережив такой генетический опыт, люди здесь стали так трепетно относиться к индивидуальному праву человека в обществе… — впрочем, — это лишь мое предположение.

Инквизиционный бум наблюдался в Европе не один раз

Так, свое второе рождение в Испании он пережил уже в конце XV века и в течение трех с половиной столетий орудия пыток инквизиции и ее костры стали реальным орудием королевского абсолютизма. А Томас Торквемада, великий инквизитор всех времени и народов, прославил, можно сказать, суд инквизиции в веках особой его жестокостью и изощренностью.

Так что, если говорить о таком явлении как европейская священная инквизиция в целом, то несколько ее исторических периодов будут выглядеть следующим образом:

  • XIII-XV вв., — период начальный, когда жертвой инквизиции были, в основном, разного рода сектанты;
  • Года Эпохи Возрождения — когда сожжение еретиков — это была, в основном, расправа над деятелями науки и культуры;
  • И третий период — времена эпохи Просвещения, когда церковь, а с нею и государство, избавлялись от сторонников Великой Французской революции.

Кстати, во Франции инквизиционные пытки были отменены Наполеоном, в то время как в Испании они просуществовали вплоть до середины XIX века.

Но — вернемся на Мальту.

Здесь в темные времена средневековья правил орден госпитальеров. Здесь же было и представительство Святой инквизиции. И то, что великая инквизиция и на этом небольшом острове процветала — красноречиво подтверждают экспонаты музея, с рассказа о котором и началось это повествование.

Инквизиция в Европе. Мальтийский музей инквизиции

Изначально у меня не было цели проследить все исторически-юридические закономерности этого скорбного — с нашей точки зрения — и вполне себе зрелищно-торжественного — с точки зрения наших европейских предков — процесса. Мне просто хотелось вам показать, как всё это выглядит сегодня.

Эти фотографии я сделала в музее инквизиции на Мальте, — и с удовольствием теперь познакомлю с ними и вас:

  • Воспитание молодых людей в духе католицизма.
  • Возвращение в лоно католической церкви бывших протестантов и борьба с ересями.
  • Миссионерская деятельность, то есть борьба за утверждение католицизма в американских и азиатских колониях.

Какие же средства использовали иезуиты для решения своих задач?
Так как шла напряженная борьба за умы людей, то, в первую очередь, под контролем ордена создавались общеобразовательные и духовные школы. Преподавание в этих школах было отличным. Во-вторых, иезуитские священники стремились привлечь в исповедальню как можно больше людей. Шепотом произнесенные признания давали ценные тайные сведения (разведка, шпионская деятельность была поставлена отлично). Короли и вельможи находили в лице иезуитов снисходительных наставников, покрывающих любые грехи царствующих особ, убаюкивающих их совесть. В-третьих, как священники они использовали проповеди для увеличения числа членов ордена и укрепления католической веры. С помощью проповедей они привлекали в свои ряды нехристиан – жителей Америки, Азии и Африки.

Иезуиты. Что означает это слово и как оно появилось.

Святая инквизиция, уже с начала XII века, становится тем самым индикатором человеческой жестокости и стремлений властвовать любой ценой. Её главной задачей стал поиск и истребление еретиков и богоотступников, в лице учёных, оппозиционеров и обычных крестьян. Людей поддавали пыткам, гноили в тюрьмах и отправляли на незатухающее кострище святой инквизиции.

Святая инквизиция

Этимология

Святая инквизиция — общее название целого ряда учреждений Римско-католической церкви, задачей которых была борьба с ересью.

История возникновения

Начиная с XII века, католическая церковь столкнулась с невиданным ростом альтернативных религиозных направлений в Западной Европе. Дабы утихомирить и побороть оппозиционные движения папство возложило на плечи епископов новые функции, согласно которым они были обязаны выявлять, судить и передавать еретиков светским властям для наказания.

Святая инквизиция

В XII веке император Священной Римской империи Фридрих I Барбосса поручил папе Луцию III разработать схему розыска и раскрытия религиозных преступлений. Папа, воспользовавшись директом обязал всех новоприбывших епископов подбирать себе доносчиков из числа местных жителей, которые должны были уведомлять нового священноиерарха о всех преступлениях против церкви на вверенной ему местности. Епископ собирал все факты злодеяний и направлял их в специальные церковные суды.

В 1229 г. папой Григорием IX был учреждён специальный церковный трибунал, который занимался поиском, предотвращением и наказанием за распространение ересей.

Суть и средства инквизиции

Суть инквизиции заключалась в определении причастности подсудимого к ереси.

Святая инквизиция занималась поиском еретиков и ведьм, которых обвиняли в связях с нечистой силой. Интересным является тот факт, что помимо инквизиции церкви, преследованием ведьм занимались и светские власти.

Святая инквизиция

Обычно приговоры вынесенные инквизиционным судом сводились к смертной казни (сожжении на костре) и исполнялись уже светскими властями.

Исторические этапы

Историю инквизиции можно разделить на 3 хронологических периода:

  • додоминиканский (гонения еретиков до XII века);
  • доминиканский (начиная с Тулузского собора 1229 года);
  • испанская инквизиция.

Первый период характеризовался эпизодическим гонением отдельных иноверцев, а суд над ними составлял лишь малую часть обязанностей епископов.

Во время второго периода начинают создаваться специальные уполномоченные инквизиционные трибуналы, которые находились в руках доминиканских монахов.

Третий период ознаменовался трансформацией инквизиционной системы в аппарат для централизации монархической власти в Испании с притязаниями её монархов на полную политическую и религиозную супрематию в Европе. Отличительной чертой этого периода становится борьба с маврами и евреями. Позже, уже с помощью Иезуитского ордена, создается новая боевая сила католической реакции XVI века против протестантизма.

Испанская инквизиция

Инквизиция в Испании берёт своё начало с XIII века и является самой жестокой и кровавой за всю историю гонений католической церкви. Своего апогея она достигла уже в XV веке, благодаря булле Папы Сикста IV, в которой определялись принципы соблюдения церковных доктрин, религиозного обращения в христианство, как истинную веру, всех иудеев (в марран) и мусульман (в моррисков) и обнаружение ересей, с последующим их разоблачением.

Регулярные преследования иноверцев начинаются с момента реформирования инквизиционной системы Фердинандом II Арагонским и Изабеллой Кастильской впоследствии объединения Арагона и Кастилии в одну монархию.

В 1480 году в городе Севилья впервые был создан специальный инквизиционный трибунал, цель которого заключалась в преследовании людей, тайно выполнявших еврейские обряды.

В 1483 году с одобрения папы Сикста IV верховным инквизитором становится духовный наставник королевы Изабеллы Кастильской – Томас-де-Торквемада, который и сделал своё имя синонимом кровожадности и фанатической жестокости, погубившей и искалечившей сотни тысяч жизней.

Томас-де-Торквемада

Основным призванием Торквемады стало полное религиозное и политическое объединение Испании. Создавалась целая сеть специальных инквизиционных учреждений, в которую входили Центральный инквизиционный совет и четыре местных трибунала, число которых вскоре увеличили до 10.

Кроме того, государственная власть Испании охотно возложила на плечи инквизиторов роль цензоров, которые тщательно проверяли и запрещали все, по их мнению, безнравственные и еретические книги, а их авторы подвергались гонению и пыткам.

Святая инквизиция

Кроме уже привычных пыток, очень популярными становились и так называемые акты веры (аутодафе), смысл которых заключался в публичном сожжении неугодных Торквемаде и испанской короне инакомыслящих граждан. Впоследствии эти процессы поставили на поток, уничтожая богатых и статусных людей, при этом изымая всё их имущество в пользу государственной казны и инквизиционных органов.

Точное число жертв испанской инквизиции проводимой Торквемадой в период с 1481 по 1498 год до конца не выяснено, но согласно подсчетам, проводимым в начале XIX века, количество пострадавших могло достигать 100 000 человек. Почти 9 тыс. мужчин и женщин были сожжены на костре, 6,5 тыс. – удушены и больше 90 тыс. подверглись пыткам и принудительной конфискации.

Святая инквизиция

Православная инквизиция в Российской империи

Позиция Православной Церкви касательно еретиков кардинально отличалась от тех принципов, которыми руководствовалась Западная (католическая) инквизиция.

Святая инквизиция

Инквизиторы православной церкви, как правило, являлись фискалами, а объектом их внимания выступало духовенство и то, что было связано с его деятельностью.

В круг обязанностей инквизитора входило:

  • наблюдение за выполнением церковнослужителями правил Духовного Регламента;
  • недопущение симонии (покупки или продажи церковных должностей, сана);
  • проверка на соответствие занимаемой должности (архимандрита или игумена);
  • выполнение духовенством Святых правил.

Помимо основных своих функций, инквизиторы следили за взиманием налогов с раскольников. Если среди староверов появлялся духовный наставник – его незамедлительно доставляли в Синод, не допуская распространения старообрядческих верований. Кроме того, инквизиторы были обязаны следить за выполнением государственных законов, как среди священнослужителей, так и среди крестьян.

Духовная инквизиция в России просуществовала недолго и была уничтожена Екатериной I.

Окончание инквизиции

Начиная с эпохи Просвещения, инквизиция начала терять свои позиции.

Ярым противником инквизиционного движения выступил Себастьян Жозе ди Карвалью-и-Мелу (Помбал), который являлся первым министром короля Португалии Жозе I. С его подачи уже в 1771 году инквизицию лишили права цензуры и полностью ликвидировали аутодафе (акт веры, сожжение на костре), а в 1774 году полностью запретили применение пыток к заключённым.

Святая инквизиция

В 1808 году французский император Наполеон I Бонапарт полностью отменил инквизицию на захваченных им территориях Испании, Италии и Португалии. Позже, папа Пий VII окончательно запретил использование пыток.

После португальской революции 1820 года, инквизиция была окончательно отменена на территории всего государства, а с 1821 года от неё отказались и испанские колонии Латинской Америки.

В 1834 году указом королевы Марии Кристины Бурбон-Сицилийской инквизиция в Испании была окончательно отменена.

Святая инквизиция

Из-за невозможности дальнейшего возрождения средневековых инквизиционных движений, уже в 1835 году папа Григорий XVI официально упраздняет все местные инквизиционные трибуналы, оставляя лишь Священную канцелярию, в обязанности которой входило лишь отлучение от церкви (анафема) и издание Индекса запрещённых книг.

В 1966 году папа Павел VI официально упраздняет инквизицию, создавая вместо неё Конгенерацию вероучений и отменяя Индекс.

12 марта 2000 года папа Иоанн Павел II совершил обряд покаяния за грехи сыновей церкви и их преступлений во времена инквизиции.

Книги и фильмы об инквизиции

События, происходившие в эпоху Святой Инквизиции, нашли своё отражение и в литературе. Среди самых известных книг об инквизиции можно выделить:

Святая инквизиция

Среди наиболее значимых фильмов, отразивших события времён кровавой инквизиции, стоит отметить:

Читайте также: