Сообщение по дкп 8 класс

Обновлено: 08.07.2024

Цель: познакомить учащихся с изготовлением древнерусских икон

Задачи урока:

  1. Обучающие: познакомить учащихся с понятием икона; определить ее отличия от живописи; дать представление о цвете и средствах создания икон; рассказать об известных иконописцах.
  2. Воспитательные: воспитывать у детей чувство уважения перед талантами русских мастеров; помогать постигать глубину духовного содержания иконы; воспитывать национальную гордость и любовь к Родине.
  3. Развивающие: развивать познавательные и творческие способности; формировать уважение к объектам православного искусства.

Вид урока: урок введение в тему.

Основные понятия: Икона. Образ. Иконописец. Художник. Темпера. Паволока. Левкас. Святой преподобный иконописец Андрей Рублев.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы работы:

  • Объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
  • практический (отработка навыков).

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку.

II. Подготовка к восприятию новой темы

Ребята, сегодня у нас с вами очень интересная и большая тема урока (читаем) (Слайд 1)

– Как вы думаете, какие основные вопросы нам необходимо раскрыть, чтобы наши знания об иконах и иконописи были пополнены?

– Что вы знаете, или чтобы вы хотели узнать об иконах и иконописи?

– А теперь мне хотелось бы узнать, а что вы знаете об иконе?

III. Изучение нового материала

Что такое икона?

Человек живет в красивом мире. Красота мира открывается ему через его чувства. Мир становится близким, доступным и понятным для него. Однако не все можно определить словами, обозначающими те или иные стороны жизни человека, реально воспринимается как материальные объекты, видимые, осязаемые. Это, например, чувства человека, его отношение к природе, людям, его совесть – судья в критериях добра и зла. Христиане верят, что кроме материального (видимого мира) есть мир нематериальный (невидимый, неосязаемый),духовный: человек не может его потрогать руками или узнать на вкус. Икона является окошком в этот духовный мир. Икона – не обычная картина, на ней изображено явление мира духовного в материальном.

Христиане называют иконой изображение Христа, Богоматери или святых. Святые играли большую роль в жизни каждого человека. Считалось, что святые покровительствуют человеку на протяжении всей жизни. Людям давали имена святых. По сей день сохранилась традиция отмечать день своего святого – именины. На иконах обязательно присутствует надпись – кто изображен на иконе. Своим именем и изображением она неразрывно связана с тем, кому она посвящена. Почитая святые иконы, христиане не относят свое почитание к самой иконе, но – к личности, изображенной на ней.

Средневековая икона создавалась не как произведение искусства, а как предмет поклонения. Поэтому в старину относились к ней с глубоким почтением.

Вопросы к раздаточному материалу.

– Какие знаки почтения оказывали русские люди иконам?

– Как вы считаете, сохранились ли эти традиции в современном мире?

– Какие знаки уважения мы используем сейчас, когда приходим в чужой дом? Является это традицией прошлого? Аргументируйте свой ответ.

Отличия иконы от портрета Работа с классом. Рассказ учителя.

А чем портрет отличается от иконописного изображения?

– Посмотрите на доску, найдите отличия иконы от портрета? (Слайд 3)

Живописная картина Икона
Внутренние отличия картины и иконы
Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение. Сам факт авторства картины может иметь главное значение при оценке ее публикой. Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона – творение соборное; иконопись – не самовыражение, а служение и аскетическое делание.
Живописец, заканчивая картину, ставит на ней свою подпись. Это не просто формальное подтверждение авторства – это утверждение своего взгляда на мир. Иконописец, завершая икону, надписывает имя того, чей лик явлен на иконной доске. Происходит соединение слова и изображения, имени и образа – рождается икона.
Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному, миру чувственности. Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. Икона лишена внешних эмоций – восприятие иконографических символов происходит на духовном уровне.
Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные умонастроения своего времени. Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Внешние отличия иконы:

Иконописец и художник

Работа с классом.

На доске вы видите два изображения.

– Кто есть кто? Как называют этих людей? (Слайд 4)

Иконописец – человек пишущий иконы.

Художник – человек рисующий картины.

Работа с раздаточным материалом (Приложение 2)

– Насколько высоки на ваш взгляд, требования, предъявляемые к иконописцу? Почему?

Иконописец тщательно готовился к написанию икон. Вначале была молитва к Богу, чтобы он даровал силы и просветлил ум для писания. Он также старался не совершать и малейших грехов, преодолеть свои страсти. Он внимательно следил за своим поведением, мыслями и чувствами.

Основа для написания иконы.

Затем наступало время подготовки красок и основы для написания иконы (Слайд 5)

Каждая икона состоит из четырех основных частей – слоев. Первый слой – щит из деревянной доски. Доска для иконы, готовится из местных пород дерева: липы, сосны, ели, ольхи, лиственницы (в северных части России), пихты, кипариса, бука (в южной части России). Предпочтение отдается липе, ольхе и кипарису.

Второй слой – грунт иди левкас – приготовленный из порошка мела с клеем (малярным, столярным, рыбьим, желатином).

Левкас – грунт, приготовленный из порошка мела с клеем. Поскольку красочный слой не может в принципе держаться непосредственно на дереве, для того, чтобы писать на доске, ее требуется подготовить – залевкасить, т.е. нанести специально приготовленный грунт – левкас.

Другим материалом при подготовке доски является паволока.

Паволока – ткань для основы.

Третий слой – живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии – темпера, и на искусственной – казеиново-масляной.

Четвертый слой – защищающий живопись от внешних воздействий – защитный, или покровный, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).

Индивидуальная работа с интерактивной доской.

Ребята с помощью учителя создают по названиям материала для основы, ее модель

Презентация переведена из Notebook 10 в Power Point, предлагаю смотреть скриншот


Тип краски (Слайд 6)

Рассказ учителя о свойствах различных красок. Итогом рассказа учителя введение нового понятия – Темпера.

Индивидуальная работа с интерактивной доской

Ребята из перечня красок выбирают тип красок для иконы. Презентация выполнена в программе Notebook 10, поэтому передвижение предметов невозможно. Предлагаю посмотреть скриншот


Темпера (Слайд 7) Средневековые иконы славятся своими немеркнущими, словно горящими красками, не подвластными разрушающему воздействию времени. Это одно из их свойств, которое не перестает привлекать к ним всеобщий интерес. В чем секрет этого удивительного свойства? Главным, конечно, является использование темперных красок, состоящих из особых пигментов и желтковой эмульсии.

В XVI веке в Италии слово "темпера" означало вещество, связующее краску.Желтковые эмульсионные краски очень прочны и отлично противостоят действию света. При высыхании они не сжимаются, а потому не дают трещин и прочно соединяются с левкасной основой. Все пигменты необходимо перед работой тщательно растереть с яичной эмульсией. Эмульсия изготавливается из яичного желтка, предварительно аккуратно взятого из яйца. Желток моется, надрезается и выливается в емкость. Затем к нему добавляется пиво (квас, столовый винный уксус), в пропорциях 1 желток – полскорлупы пива. Далее на матовом стекле курантом (каменным пестиком для растирания красок) перетираются все пигменты Красками лучше пользоваться на другой день. За сутки они становятся крепче, в них происходит своего рода брожение, их вяжущая сила, способность сцепления с грунтом и прочность повышаются. Яичная натуральная темпера годна для работы в течение 3–4 суток, после чего она начинает быстро разлагаться, теряет силу цвета и не сцепляется с грунтом.

Используемые цвета в иконе (Слайд 8)

– Какие цвета, на ваш взгляд, используют иконописцы для написания икон? Почему?

– Как вы считаете, почему не используют много темных красок в иконах?

Работа с учебником

Вывод: Икона несет радость, умиление, надежду просящему человеку, поэтому краски светлые и яркие.

Интерактивная игра. (Слайд 9)

Игра выполнена и используется только в программе Notebook 10, поэтому предлагаю посмотреть скриншоты игры




Рассказ о Великом иконописце Андрее Рублеве (Слайд 10)

Работа с классом

– Ребята, вспомним, каких вы еще знаете иконописцев?

Ответы: Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий.

– Почему их называют великими иконописцами?

Ответы: Их работы очень красивые, добрые и духовные.

– Вот сейчас мне хотелось бы обратить ваше внимание на одну икону. Я прочту стихотворение, а вы попробуйте узнать, о чьем образе пишут?

По осенним седым облакам
Вошла Богородица в храм,
На колени она опустилась.
Перед образом Сына молилась.
И над всеми, кто верить готов,
Распростерла святой свой Покров.
Он из света небесного свит;
Невесом и прозрачен на вид,
Он прочней, чем железный щит –
От грехов нас и бед защитит.

– Да, ребята. В каждой церкви есть святой образ Богоматери. Богоматерь издавна считается покровительницей и заступницей земли Русской. Богородица окружена особым почитанием, особой любовью верующего народа. На Руси великое множество списков чудотворных икон Богоматери: Смоленская икона Богородицы, Донская, Казанская. (Слайд 11)

– По преданию, Владимирская икона Божией матери является самой знаменитой, почему?

(Представление выставки икон из домашнего архива ребят)

– Всмотритесь в этот ряд икон. Несмотря на многообразие типов изображения Богоматери, постарайтесь найти общие черты. В чем они?

– Изображая Деву Марию, русские иконописцы создавали образ Матери, Которая знает о страданиях, ждущих ее Сына и которая с рождения Младенца отдаст Его людям во имя спасения. 3.Итог урока

– Подводя итог нашему уроку, ответьте, что вы узнали нового об иконе?

– Что такое икона? Какие ее отличия от картины? Что несет образ человеку?

Икона темная Христа
В старинной золотой оправе,
Ты та же сердцу и не та,
Икона темная Христа,
Сокрытого в небесной славе.
Икона вечная Христа,
Твои черты безгласно строги,
Зажгись, бессмертная мечта,
Икона вечная Христа,
Веди по голубой дороге!

– Спасибо всем. Сегодня мы с вами заглянули в прекрасный мир древнерусского искусства – в мир иконописи. Иконописцы своим трудом призывали и призывают к миру, к согласию. И как приятно осознавать, что именно школа русской иконописи достигла самых больших высот в мире. Мы можем с вами гордиться, что являемся русскими людьми и живем в России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная – на примере жизни святого Феодора прививать учащимся навыки добродетели и праведной жизни, учить их бескорыстию, любви к людям, способности помогать всем и всегда, не дожидаясь просьбы; Показать значение феноменов православной культуры в истории России, в ходе ее исторического развития: в делах государственных, церковных, бытовых, в переломные моменты войн и испытаний, выпадавших на долю нашей Родины.

Познавательная – пробуждать у учащихся желание самим как можно больше узнавать нового об истории кадетского движения, о знаменитых кадетах.

Задачи урока:

научить ориентироваться в духовных категориях;

закрепить знания, полученные на прошлых уроках.

Средства:

материалы и иллюстрации в видеофильме, презентации.

Ход урока:

Организационный момент

Что мы знаем о кадетском движении? (повторительная беседа)

Где зародилось кадетское движение? (в Пруссии в 1653 г.)

Кто и когда издал Указ о создании первого кадетского корпуса в России? (Анна Иоанновна в 1731 году)

Назовите дату открытия Первого кадетского корпуса в России. (17 февраля 1732 года) *(Гарнизонные школы, низший разряд военно-учебных заведений в России можно считать предшественниками кадетских корпусов в России. Возникшие в 1721 г. по указу Петра I, находившиеся при воинских гарнизонах (полках) школы обучали солдатских детей с 7-ми лет грамоте, строевой подготовке, основам артиллерии, инженерного дела и другим военным наукам. В возрасте 15-ти лет их воспитанники зачислялись в армию.)

С кого и когда начинается история формирования и развития Московских кадетских корпусов? (Период правления Екатерины Великой 1778 г.) *(Московский 1-й кадетский корпус вёл свою историю от Шкловского благородного училища, основанного С. Г. Зоричем, фаворитом Екатерины II. Ставшее кадетским корпусом, училище в начале XIX века было переведено в Гродно, затем в Смоленск, Кострому (1812 г.), и, наконец, в Москву в Лефортово (1824 г.). В начале 1860-х, в ходе реформ Д. А. Милютина, был реорганизован в военную гимназию, а через 20 лет — снова в кадетский корпус. С 1903 года, рескриптом Николая II, стал называться Московским императрицы Екатерины II кадетским корпусом. В октябре 1917 года кадетский корпус в Лефортово под управлением полковника В. Ф. Рара участвовал в обороне Москвы, несколько дней оказывая сопротивление большевикам. Расформирован в 1918 году.)

Кому запрещено было поступать в кадетские корпуса? (Детям, родившимся в иудейской вере)

Мы в этом году по истории изучаем XIX век, коротко ответьте, что нового появилось в кадетском движении при Александре I, Николае I, Александре II, Александре III?

Настал девятнадцатый век. Непрерывные захватнические войны, которые вёл Наполеон, привели к тому, что и другие страны стали увеличивать численность своих войск. В этих условиях и Россия не могла поступить иначе. Потому с высочайшего повеления Императора Александра I в 1813 году был создан 1-й Сибирский кадетский корпус.

До 1805 года управление корпусами осуществлялось непосредственно через императорскую канцелярию. Директора кадетских корпусов опирались на очень приблизительные установки, заложенные в Уставе, что приводило к различному уровню управления кадетскими учреждениями. Весь жизненный уклад в корпусе определял генерал-директор, его знания, опыт, культура ложились в основу всей организации корпуса. Отсутствовала единая организационная структура управления, единые требования к образовательному процессу, не были разработаны нормативно-правовые документы и т. д.

В начале XIX века были сформулированы основные обязанности кадета. Вот некоторые из них:

кадет есть будущий слуга Отечества и защитник его от врагов внешних и внутренних;

каждому кадету надлежит быть благочестивым, правдивым во всём,

беспрекословно подчиняться начальникам, быть храбрым и терпеливо переносить все тяготы, которые бывают подчас неизбежны;

кадет обязан строго и точно соблюдать военную дисциплину и порядок, каждый кадет должен иметь и вне корпуса бравый и молодецкий вид.

В эпоху Николая I кадетские корпуса разделялись на 3 роты: гренадёрская, мушкетёрская, неранжированная.

При Александре II было создано еще девять кадетских корпусов по всему протяжению Российской Империи в различных местностях и различных условиях жизни: 3-й Московский, Вольский, Ярославский, 2-й Оренбургский, Псковский, Тифлисский, Николаевский и Александровский, Симбирский кадетские корпуса.

Особое внимание во все времена уделялось организации приёма в кадетские учебные заведения. Основой его служил конкурсный отбор, тщательное медицинское освидетельствование, система комплектования по вакансиям. Объём знаний по разным учебным предметам, требуемый от поступающих в кадетские корпуса, определялся Главным Управлением военно-учебных заведений. Всего в корпусах к концу 19-го века содержалось около одиннадцати тысяч воспитанников: из них казеннокоштных – 74,2%, стипендиатов – 12,5%, своекоштных – 10,4% и экстернов – 2,9%. В Пажеский корпус принимались дети потомственных дворян, в Финляндском корпусе числились потомственные дворяне – 34%, сыновья личных дворян – 34%, духовного звания – 4% и других сословий – 28%, а в остальных кадетских корпусах – потомственных дворян – 66%, сыновей личных дворян – 24%, купцов – 3%, казаков – 5% и прочих сословий – 2%. К 1917 году изменяется принцип комплектования по сословному признаку, открывая возможность для поступления детям практически их всех социальных групп.

Позднее, при Александре III, в штат кадетских корпусов был введён штат офицеров-воспитателей. Личный состав кадетского корпуса подразделялся на роты и отделения. Число учащихся в классе составляло 35 человек. Постепенно корпуса стали превращаться в казармы, где главное место занимала строевая подготовка. С 1889 года и до конца 19-го века в учебный план входили такие предметы, как Закон Божий, русский и славянский языки, немецкий язык, математика, естественная история, физика, космография, география, история, законоведение, чистописание, рисование, строевое обучение, гимнастика, фехтование, танцы, ежедневное гимнастическое занятие в течение 15-ти минут, говоря современным языком – физзарядка.

Изучение нового материала.

«Фельдмаршал Михаил Кутузов; адмиралы Павел Нахимов, Иван Крузенштерн, Фаддей Беллинсгаузен; основатель русского театра Волков; путешественник Николай Пржевальский; основатель русской физиологии Сеченов; лётчик Петр Нестеров, первый в мире совершивший "мертвую петлю"; конструктор первого самолета контр-адмирал Александр Можайский; конструктор 3-линейной русской винтовки полковник Сергей Мосин; в словесности – Александр Сумароков, Михаил Херасков, Кондратий Рылеев, Владимир Даль, Константин Станюкевич, Семён Надсон, Александр Радищев, Николай Лесков, Фёдор Тютчев, Фёдор Достоевский; в изобразительном искусстве – художники Павел Федотов, Александр Киселёв, Василий Верещагин; в музыке – композиторы Николай Римский-Корсаков, Александр Скрябин, Рахманинов.

Что объединяет этих людей, которые представляют собою только вершину айсберга, а список можно продолжать до бесконечности?

Объединяет их то, что каждый из них мог с гордостью сказать: "Я – кадет Российской Империи!"

Чтение отрывка из произведения Вадима Южного "Я – кадет Российской Империи!"

Царственные особы любили посещать кадетские корпуса. Здесь всё дышало любовью к России, преданностью царствующей семье и искренней верой.

Приехавший с инспекцией Великий Князь Константин присутствовал на всех мероприятиях корпуса, а перед отъездом приказал построить кадет и с укоризной посмотрел на вытянувшихся перед ним юношей:

- В церкви стоите хорошо и благопристойно, но редкие из вас молятся. Не хорошо. Вот вы ежедневно моетесь и заботитесь о своей внешней опрятности, тем более вы должны заботиться о чистоте вашей души: ежедневно читайте Евангелие и благоговейно проникайтесь его чтением. Звание воина почётно, а кадета, как будущего офицера, особенно. Недостаточно надеть форму кадета, а затем и офицера – надо суметь с достоинством пронести её через всю жизнь. Плохо, кадеты.

Он повернулся и вышел из зала. Кадеты стояли красные от стыда. Перед строем вышел командир роты с горящим лицом:

- Наказывать не буду. Мы и так все наказаны осознанием своего проступка. Да наказывать и бесполезно. Бог не придёт в вашу жизнь насильно, Он желает быть приглашённым. Бога нельзя обмануть показной любовью. Бог не человек, чтобы Ему лгать. Русь всегда была сильна христианством, своей Святой Верой, которая была не религией, а путём её жизни! Надеюсь, что вы понимаете это, иначе из вас не выйдет полноценных личностей.
(Учащиеся определяют главную мысль отрывка.)

- Особое место в плеяде знаменитых кадет занимает Фёдор Ушаков.

(Просмотр фильма)

Путь к святости. (Учащиеся на карточках записывают свои тезисы: служение Родине, помощь нуждающимся, пожертвование, не ждать благодарности и пр. Карточки прикрепляются на доску.)

Кадетские корпуса сегодня в России, Московской области, кадетские классы в нашей школе.(Презентация)

Презентация на тему: " ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ Духовное краеведение, параграф 2.3, 8 класс." — Транскрипт:

1 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ Духовное краеведение, параграф 2.3, 8 класс

2 Христианская православная культура объединяет разные виды искусств: Архитектура Архитектура Живопись Живопись Декоративно- прикладное искусство Декоративно- прикладное искусство Духовную музыку Духовную музыку Духовную поэзию и литературу Духовную поэзию и литературу

3 ПАЛЕСТИНА – СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ г.Вифлеем г.Вифлеем г.Назарет г.Назарет г.Иерусалим г.Иерусалим река Иордан река Иордан

4 ПРЕДТЕЧА – посланный перед Христом (Иоанн Креститель – проповедник, Предтеча, возвестивший миру о Христе) Богоявление (19 января) – крещение Иисуса Христа, явление Бога в Трех Лицах.

5 ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ Огромный храмовый комплекс, включающий в себя места, связанные с казнью и Воскресением Христа Огромный храмовый комплекс, включающий в себя места, связанные с казнью и Воскресением Христа

6 Святые Места ГОЛГОФА- холм, на котором распяли Христа ГОЛГОФА- холм, на котором распяли Христа

7 Святые Места Святые Места Камень миропомазания. На нем умащивали Тело снятого с Креста Христа Камень миропомазания. На нем умащивали Тело снятого с Креста Христа Никодим и Иосиф Аримафейский снимали Тело Иисуса с Креста Никодим и Иосиф Аримафейский снимали Тело Иисуса с Креста

8 Святые Места Кувуклия – часовня над пещерой Гроба Господня – места погребения и Воскресения Христа Кувуклия – часовня над пещерой Гроба Господня – места погребения и Воскресения Христа

9 Найденные Святыни, связанные с казнью Господа Крест Крест Терновый Венец Терновый Венец Гвозди Гвозди Плащаница Плащаница

10 Туринская Плащаница Плащаница – кусок ткани (ПЕЛЕНЫ), в который завернули Тело Христа после казни. Плащаница – кусок ткани (ПЕЛЕНЫ), в который завернули Тело Христа после казни.

12 Домашнее задание: Домашнее задание: параграф 2.3 (читать) вопрос 3 (стр.43 – на выбор) параграф 2.3 (читать) вопрос 3 (стр.43 – на выбор)

Презентация на тему Презентация по дкп на тему Северное Подмосковье., предмет презентации: Разное. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 11 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра, или Свято-Троицкая Сергиева Лавра – это мужской ставропигиальный монастырь, основанный в XIV столетии преподобным Сергием Радонежским

В Троице-Сергиевой Лавре находится множество соборов, храмов, святынь. Вот описание самых знаменитых Собор Успения Пресвятой БогородицыУспенский собор,

В Троице-Сергиевой Лавре находится множество соборов, храмов, святынь. Вот описание самых знаменитых

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Гроз- ного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитек- туре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, пре- восходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря, но поставлен он так,

что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря. Успенский

что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря. Успенский собор ограничивает соборную площадь с востока.

Под стать величественному собору и фресковая живопись, покрывающая его стены, столпы и своды. Она была выполнена в 1684 г. артелью ярославских и троицких иконописцев, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII в. с иконами XVII в. и два прекрасных бронзовых паникадила работы Оружейной палаты (XVII в.) .

Главными святынями собора являются покоящиеся в нем мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского и преподобного Максима Грека, открытые

Главными святынями собора являются покоящиеся в нем мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского и преподобного Максима Грека, открытые для поклонения в теплое время года, когда Успенский собор становится главным храмом, в котором совершаются монастырские богослужения

Белокаменный собор выстроен в 1422-1423 при игумене Никоне на средства великого князя Василия I и Юрия Звенигородского

Белокаменный собор выстроен в 1422-1423 при игумене Никоне на средства великого князя Василия I и Юрия Звенигородского как храм-памятник для хранения мощей прп. Сергия Радонежского. Четырехстолпный одноглавый трехапсидный собор с позакомарным покрытием. Западная паперть пристроена в XVI в. С юга к собору в 1548 пристроен одноглавый бесстолпный придел прп. Никона Радонежского, сооруженный над погребением прп. Никона (капитально перестроен в 1623). С запада к Никоновскому приделу примыкает притвор, устроенный на месте явления прп.

Собор Троицы Живоначальной

Сергию Богоматери - т.н. Серапионова палатка (1559, 1826). В XVIII в. устроена четырехскатная кровля, в 1829 к

Сергию Богоматери - т.н. Серапионова палатка (1559, 1826). В XVIII в. устроена четырехскатная кровля, в 1829 к собору пристроена северная паперть. В соборе уцелели росписи 1635 и иконостас нач. XV в., написанный мастерами школы Рублёва. Богослужения прекращены в 1920, возобновлены в кон. 1940-х. Собор реставри- ровался с 1920-х, в 1966 восстановлено позако- марное покрытие.

Церковь Сошествия Святого Духа

Каменный храм над Святыми воротами лавры, сооружен в

Каменный храм над Святыми воротами лавры, сооружен в 1693-1699 вместо каменной Сергиевской церкви 1512- 1513. Выстроен на средства Г. Д. Строганова. Высокий пятиглавый четверик с обход- ной галереей и декором в духе строгановского барокко. Малые главы пятиглавия, снятые в 1809, восстановлены при реставрации в 1974. Бого- служения возобновлены в кон. 1940-х

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Небольшой каменный однокуполь- ный ротондальный

Небольшой каменный однокуполь- ный ротондальный храм в стиле барокко. Построен в 1745-1753 на средства графа А. Г. Разумовского на месте разобранной поварни (3-я четв. XV в.). В церкви был по- мещен снятый со стены поварни чудотворный образ Богоматери Смоленской, высеченный на камне. Западная паперть, прист- роенная в 1854, разобрана при реставрации в сер. ХХ в. Возвращена верующим в кон. 1940-х, для регулярных богослужений не используется.

Церковь Иконы Божией Матери Смоленская

Также в Свято-Троице Сергиевой Лавре имеются святыни: мощи преподобного Сергия Радонежского, мощи преподобных Михея, Никона, Дионисия Радонежских,

Также в Свято-Троице Сергиевой Лавре имеются святыни:

мощи преподобного Сергия Радонежского, мощи преподобных Михея, Никона, Дионисия Радонежских, преподобного Максима Грека, преподобного Антония (Медведева), святителей Серапиона Новгородского, Иоасафа Московского, Иннокентия Московского, Макария (Невского)

Читайте также: