Сообщение по биологии о поделках

Обновлено: 06.07.2024

Я - учитель биологии, и я учу впускать этот прекрасный мир в себя. А чтобы достичь этого, вначале надо научиться видеть, как окружающий мир прекрасен: полет мотылька, цветок, тянущийся к солнцу, трель соловья, улыбка ребенка.

Моя задача как учителя состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, в воспитании личности:

- способной к саморазвитию и творчеству,

- обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, потребностью в новых достижениях,

- имеющей позитивное мышление,

- умеющей предвидеть результаты своих действий,

- обладающей активной жизненной позицией.

В течение трех лет я работала над методической темой “Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии”.

Свою методическую тему сочетала с технологией проблемного обучения и воспитания.

В системе работы каждого учителя центральное место занимает урок.

При современном подходе к образовательному процессу урок уже нельзя рассматривать как основную несущую конструкцию этого процесса. Урок – лишь элемент в более крупной единице, предназначенной для изучения темы.

Творчество - это высшая форма активности и самодеятельности человека. Хотя научить творчеству нельзя, но можно создать условия, способствующие формированию творческой личности.

  • Творческие работы;
  • Проектно-исследовательская деятельность;
  • Ролевые и интеллектуальные игры;
  • Решение творческих биологических задач;
  • Дидактические игры;

Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности.

Активность - качество не врожденное и не постоянное, а динамически развивающееся и прогрессирующе. На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, его стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.

Творческие работы учеников состоят в создании:

- компьютерных презентаций к урокам,

- кроссвордов, криптограмм, ребусов, шарад,

Для учащихся, имеющих литературный талант - написать стихи, сочинения. Например, “Путешествие по клетке”, “Путешествие капельки воды по зеленому растению”, “Путешествие молекулы кислорода по организму человека”.

Во время работы над исследовательским проектом каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него

знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех.

В ходе работы над исследовательским проектом возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.

Мои ученики работали над следующими проектами:

- модификационная изменчивость у растений (9 класс);

- влияние условий на рост и развитие растительного организма (6 класс);

- влияние вредных факторов на растения (6 класс);

- влияние условий на рост и развитие комнатных растений (6 класс);

- стресс и депрессия (9 класс).

Учащимися было проведено исследование причин и форм проявления стресса и депрессии у людей. Анкетирование подводилось по возрастным группам, были построены диаграммы.

Мы, к великому нашему сожалению, сажая за парты и навязывая форму получения знаний, иногда отбиваем у ребенка желание учиться. Чтобы побудить детей к творчеству, развить интерес к изучению биологии, я на уроках и во внеурочной деятельности использую различные игры и игровые моменты.

Например, ролевые игры “Посещение врача”, “Суд над сигаретой”, “Поле чудес”, “Своя игра”, “Найди лишнее”.

Творческие биологические задачи могут быть самыми разными. В своей деятельности я использую следующие:

1. Задачи на выбор информации.

Выберите признаки характерные для

2. Задачи на исправление ошибок.

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Весь бархат мой с его живым миганьем

…Не спрашивай: откуда появилась?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот дышу… А. Фет

3. Задачи на сравнение и сопоставление выводов

Сравните строение, функции, образ жизни лягушки и ящерицы.

4. Задачи на установление взаимосвязей.

Установите взаимосвязи между процессами: питанием и фотосинтезом; строением и образом жизни и т.д.

5. Задачи на выявление приспособлений.

Какие приспособления имеются у растений, животных, конкретного вида и т.д.

Какое значение имеет выделение фитонцидов у растений.

7. Задачи на выявление противоречий.

Из биологической литературы выбирается информация о живой системе, несущая противоположные требования к ней. Например, активность двух видов муравьев, питающихся одной пищей в разное время суток.

Задача: Объясните активность муравьев в разное время суток.

8. Задачи на постановку опытов.

Предложите опыты для выяснения причин, например, листопада или механизма испарения воды листьями.

9. Задачи на выдвижение гипотез.

Предложите гипотезы для объяснения данного факта или явления: например, замедления дыхания во время спячки у медведя.

10. Задачи на объяснение результатов опыта.

Объясните результаты данного опыта.

11. Задачи на анализ гипотезы.

Согласно одной из гипотез жизнь зародилась на глине. Сделайте анализ этой гипотезы.

Для успешного решения биологических задач использовались элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

ТРИЗ имеет большое количество приемов и способов, помогающих создать решение и “извлечь” решение из подсознания.

В своей деятельности я использовала такие приемы, как:

1. Прием “Наоборот”.

Он рекомендует вместо прямого действия, диктуемого условиями задачи, попробовать осуществить обратное действие, общепринятые решения сменить на обратные. Например,

Есть очень вкусные шоколадные конфеты – “бутылочки с сиропом”. При их изготовлении сталкиваются с противоречием:

- Сладкий желеподобный сироп должен быть горячим, чтобы его легко было залить в шоколадную бутылочку, но тогда плавится шоколад.

- Если сироп холодный, то шоколад не плавится, но очень трудно его залить. Что делать?

Делают наоборот: сироп не нагревают, а замораживают в виде бутылочки, а шоколад делают жидким и окунают в него бутылочку.

2. Прием “Обрати вред в пользу”.

Это трудный, но в то же время мудрый прием. Он требует хорошо знать систему, знать, что в ней плохо, попытаться обратить вред в пользу.

  • В настоящее время резко уменьшилось число работающих промышленных предприятий и сельских хозяйств. Это плохо. А что хорошего?
  • Чарльз Дарвин в детстве много болел. Это плохо. А что хорошего?
  • Жак Ив Кусто рассказал о таком случае. В месте, где нерестится рыба, затонуло рыболовецкое судно. Это плохо. А что хорошего?

Судно стало мешать ловить в этом районе рыбу, так как появилась опасность потерять очень дорогие капроновые сети

На обобщающих уроках по темам использую задачи на смекалку.

  • Если курица стоит на одной ноге и весит 2 кг, то, сколько она буде весить, если встанет на две ноги?
  • Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то, сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышь?
  • У кого есть шапка без головы и нога без сапога?
  • Могут ли быть на яблоне яйца?
  • Может ли страус называть себя птицей?

Проведение на уроках дидактических игр позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал. Предлагаю варианты дидактических игр, которые являются универсальными для любой возрастной группы.

1. “Третий лишний”.

На доске написаны несколько столбцов, в каждом из которых по три названия каких-либо организмов или явлений живой природы. Они сгруппированы по определенному признаку, но одно название в каждом столбце не имеет этого признака, поэтому является лишним.

Дана последовательность слов, относящихся к определенной теме, но в ней не хватает нескольких понятий, которые надо дописать.

Урок в современной школе по-прежнему остается важнейшим компонентом образовательного процесса. Все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. Как сделать, чтобы каждый новый урок для ученика стал ступенькой нового знания и развития?

Включаю в свои уроки элементы проблемного и развивающего обучения, тестовые технологии, индивидуальную, дифференцированную работу, работу в группах.

Из технологии проблемного обучения использую разъясняющую беседу. Провожу ее тогда, когда тема плохо усваивается учащимися.

Например, дети получили задание найти стебель у подорожника и одуванчика. Дети не справляются с задачей и им предлагается следующий ход рассуждений:

- Посмотрите на фуксию. Где у нее расположены листья?

- Так какой же главный признак стебля?

- На стебле растут листья.

- Теперь найдите стебель у одуванчика и подорожника, используя известный вам признак.

Дети находят укороченный стебель растений. Эта беседа носит репродуктивный характер, так как направлена на усвоение знаний по показанному образцу. Однако в приведенном примере есть над чем подумать.

В старших классах на отдельных уроках использую метод проблемного изложения материала. Строя проблемное изложение, я отбираю выразительный познавательный материал, способный пробудить любопытство и заинтересованность у обучающихся. Проблемное изложение побуждает школьников внимательно слушать, следить за логикой развертывания мысли, искать и находить противоречия в логике самого изложения. Проблемное изложение создает почву для самостоятельных рассуждений ребят над услышанным, для возникновения разнообразных мнений в отношении изучаемого объекта, тем самым, активизируя и обостряя процесс мышления.

В качестве источника материалов для проблемного изложения использую гипотезы о возникновении жизни на Земле и попытки их доказательств. Не менее интересными сюжетами являются: открытие процесса фотосинтеза, гипотеза о способах репликации ДНК, вопросы, связанные с реальностью эволюционного процесса.

Используя различные методики и технологии в тесном взаимодействии, добиваюсь позитивных результатов.

Растет мотивация к изучению предмета:

- повышается интерес к изучению биологии;

- не допускаются детьми пропуски уроков без уважительной причины;

- дети выполняют домашние задания;

- усилилась активность детей на уроках;

- наблюдается повышение интереса к исследовательской деятельности;

- с интересом и желанием участвуют в конкурсном движении на разных уровнях;

- продолжают участвовать и побеждать в научных объединениях, конкурсах по предметам.

На протяжении всей своей профессиональной деятельности я являюсь заведующей кабинетом биологии. Учебный кабинет так же, как и слово учителя, призван учить и воспитывать ребенка. От того, насколько учащимся комфортно в нем, зависит многое.

В кабинете биологии школы:

- имеется большое видовое разнообразие комнатных растений, в выращивании которых участвуют и дети;

- создана и постоянно пополняет копилка творческих работ учащихся;

- весь дополнительный материал, подготовленный учащимися, систематизирован и используется на уроках и во внеклассной работе;

- имеется материально-техническая база для работы с учащимися и развития их творческих способностей (компьютер, мультимедийное оборудование, цифровой микроскоп);

- проводится исследовательская работа.

Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения. И очень важно, не останавливаясь на полпути, достичь своих целей.

На самоизоляции не хватает активности, хочется разнообразить день чем-то, кроме чтения книг и решения задач? Для вас мы подготовили инструкции к 5 простым биологическим экспериментам, которые вы можете проделать с детьми в домашних условиях. Текущая ситуация показала, что врачи — самая важная профессия. Быть может, пора мотивировать к ее выбору уже с младших классов?

Извлечение ДНК

Звучит сложно и даже немного пугающе, правда? А ведь извлечение ДНК может быть выполнено с помощью обыкновенной кухонной утвари. Опыт можно провести с помощью слюны или имеющихся в наличии овощей и фруктов, например, клубники или бананов.

ДНК.jpg

Необходимые материалы и аппаратура:

маленький чистый стакан

соль поваренная (1 чайная ложка)

средство для мытья посуды

Общие шаги

1. Поместите немного слюны в небольшой стакан или другую маленькую емкость.

2. Добавьте несколько капель средства для мытья посуды.

3 Добавьте полную ложку ананасового сока в стакан, чтобы избавиться от всех клеточных белков.

4. Затем добавьте щепотку поваренной соли.

5. Тщательно перемешайте.

6. Теперь добавьте спирт и дайте ему осесть над смесью. Вы можете делать это с помощью питьевой трубочки, используя ее как пипетку, чтобы не налить слишком много.

7. Через некоторое время вы получите беловатый материал, похожий на слизь. Это ДНК.

Полученный материал вы можете разглядеть в микроскоп, если у вас таковой имеется.

Выращивание бактерий

Микроорганизмы, включая бактерии и дрожжи, являются наиболее распространенными патогенными микроорганизмами, присутствующими повсюду рядом с нами. Приготовление питательных сред для них можно легко провести у себя дома.

Как создать модель клетки крови своими руками? Занимательные опыты по биологии непременно заинтересуют ребенка, если во время работы ребятишкам предоставить возможность заниматься тем, что они больше всего любят.

Например, многие детки обожают рисовать – это легко использовать во время обучения.

Другие малыши любят проводить опыты и возиться с различными материалами – и это тоже можно включить в развивающее занятие. Главное – строить обучение детей таким образом, чтобы их интерес к занятиям с каждым разом только возрастал, а база знаний расширялась и углублялась.

модель клетки крови

модель клетки крови

Биология для детей вообще всегда очень интересна, ведь она непосредственно связана с тем, что волнует каждого малыша: с растениями, животными и даже с его собственным телом. Многие моменты устройства нашего тела поражают даже взрослых людей, а для ребятишек даже элементарные основы анатомии находятся за гранью реальности. Поэтому процесс обучения лучше делать максимально наглядным, использовать самые простые, привычные предметы, стараясь как можно проще объяснить сложные вещи.

Одна из тем, которая заинтересует любого кроху – состав капли крови. Все малыши видели кровь, когда повреждали кожу. Многих детишек вид ее сильно пугает: она яркая, появление ее почти всегда связано с болевыми ощущениями. Как известно, больше всего мы боимся того, что нам неведомо. Поэтому, возможно, изучив строение крови, узнав, откуда берется ее красный цвет и какие функции она выполняет, малыш станет спокойней относиться к небольшим царапинам и порезам.

Итак, для занятия пригодятся:

  • Прозрачная емкость (например, стеклянная банка) и небольшие чашечки, миски и ложки.
  • Красные шарики (стеклянные декоративные шарики, крупные бусинки, красная фасоль – что найдется).
  • Белые небольшие шарики и овальные белые предметы побольше (белая фасоль, бусины, белая чечевица, обмылки).
  • Вода.
  • Лист бумаги для рисования.
  • Карандаши, фломастеры, краски и кисть – то, чем больше всего нравится рисовать малышу.

Создаем образец крови в стеклянной банке: насыпаем туда мелкие белые и красные шарики и несколько более крупных овальных белых предметов. Объясняем ребенку, что:

Рассыпаем наши кровяные клеточки в большую емкость с плоским дном, кладем туда различные предметы – изображаем механизм воспалительной клеточной реакции. Разрешаем ребенку поиграть с этим материалом, изобразить вторжение инфекционного агента и действие клеток-фагоцитов.

Предлагаем зарисовать нашу каплю крови на большой лист.

Рисуем клетку

Рисуем клетку

Обозначаем на нем клетки, раскрашиваем плазму в ее обычный цвет – желтый. Повторяем всю новую информацию, которую усвоили во время занятия.

Закрепляем урок рисунком

Закрепляем урок рисунком

Такие несложные и интересные упражнения помогают ребенку усвоить основные анатомические понятия, развивают его интерес к биологии, направляют мышление малыша в нужное русло и вырабатывают более осознанное отношение ребенка к своему собственному организму.

Пятый полёт

Я выполнила свое солнышко в технике салфеточного квиллинга.

Я выполнила свое солнышко в технике салфеточного квиллинга. (фото 1)

работы по теме

морское растение (фото 3)

домашний горшечный цветок (квиллинг)

домашний горшечный цветок (квиллинг) (фото 4)

лилия (фото 5)

тюльпан (фото 6)

лилия (гофротрубочки) (фото 7)

бабочка (фото 8)

паучок (фото 9)

пчёлка (фото 10)

оса (фото 11)

улитка (фото 12)

цыплёнок (фото 13)

курочка (фото 14)

работы по теме

щенок (фото 16)

овечки (фото 17)

бегемотики (фото 18)

И всё же мне кажется , что велосипед лучше всего.

 И всё же мне кажется , что велосипед лучше всего. (фото 19)

слонёнок (фото 20)

Скорее всего в будущем людям надоест строгость и серость , и им захочется чего то яркого детского. Например такого сказочного домика.

Скорее всего в будущем людям надоест строгость и серость , и им захочется чего то яркого детского. Например такого сказочного домика. (фото 21)

клубничка (фото 22)

кактус (фото 23)

космос (фото 24)

работы по теме

подсолнухи. (фото 26)

работы по теме

цветок (фото 28)

ирис (фото 29)

клубничка (фото 30)

котёнок (фото 31)

крупный план (фото 32)

щенок (фото 33)

сова (фото 34)

по крупнее (фото 35)

котёнка сделала из набора ГРАВЮРА

котёнка сделала из набора ГРАВЮРА (фото 36)

работы по теме

мишутки (фото 38)

крупный план (фото 39)

ящерка К сожалению некоторые следующие работы будут без карточки, так как я их подарила и оставила лишь фото

ящерка К сожалению некоторые следующие работы будут без карточки, так как я их подарила и оставила лишь фото (фото 40)

бабочка (фото 41)

работы по теме

пчёлка (фото 43)

А этих пришельцев я делала к предидущему полёту
,но не успела выложить .

А этих пришельцев я делала к предидущему полёту ,но не успела выложить . (фото 44)

Я выбрала тему "биология" и решила показать разнообразие животных и растений .

Извините совсем забыла про звёздную карточку. Сама удивляюсь !

Следующие работы - с карточкой .

Алина, у тебя получилось показать разнообразие растительного и животного мира

Спасибо, Салават! Я старалась. мне вообще очень нравятся поделки из гофрокартона.

Растения и животные замечательные.

Алина, с праздником тебя.

Спасибо, Света. И тебя тоже, хоть и с опозданием!

Алина, замечательные работы! Вот только почему они без звездной карточки? Это очень важное условие успешного полета!

Извините, про карточку-то я и забыла. Увлеклась. Исправлюсь.

Алина, у тебя очень интересные и добрые растения и животные. И сделаны очень аккуратно Молодец! С праздником 8 Марта! Заходи в гости. Вика.

Спасибо, Викуля. Зайду. Тебя тоже с прошедшим праздником!

Алина, молодец! Очень интересные работы.

Алина у тебя получилось очень много интересных и замечательных животных и растений. Молодец. Удачи тебе.

Спасибо, Настенька! Тебе тоже удачи.

Алина, сколько всего у тебя! Очень нравится всё!

нет слов, здорово

Молодец. Столько работ. Все очень сложные. Отличная тема. Очень интересная и познавательная.

АЛИНА, ТЫ МОЛОДЕЦ! СТОЛЬКО ПРОДЕЛАЛА РАБОТЫ!

Алина, у тебя очень красивые и разнообразные работы. Но больше всего мне понравились работы, выполненные в технике вырезания. Чудо! Очень нежные, ажурные. Молодец!

Ой, Алина, как красиво! МОЛОДЕЦ! Настя.

Алина! Очень много работ! Молодец! Заходи в гости, посмотришь мои солнышки и новые проекты! Влада

Алина, а можете пожалуйста рассказать как делали велосипед и ящерицу из бисера?

Читайте также: