Сообщение патриотические праздники в детском саду
Обновлено: 04.07.2024
Автор: Кривова Татьяна Витальевна
Населенный пункт: Самарская область, г. Новокуйбышевск
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому, что добро остаётся добром
В прошлом, будущем и настоящем.
Родина, Отечество…в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто даёт жизнь новому существу. Язык в данном случае, как всегда, отражает самое важное в сознании народа. Решая вопрос о том, каким должны быть содержание и методы патриотического воспитания в детском саду, встанем на путь, указанный родным языком – главным инструментом человеческой культуры.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. Музыкальное воспитание в детском саду также имеет среди других своих направленностей и патриотическое воспитание.
Цель музыкально – патриотического воспитания:
воспитать у дошкольников патриотические чувства средствами музыкального искусства.
Соответственно ставятся и задачи:
-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье на основе разных видов музыкальной деятельности;
-развитие познавательных, художественных и творческих способностей детей через ознакомление с музыкальными произведениями;
-воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам через фольклор.
Для осуществления всех этих задач необходимо создание благоприятной образовательно-воспитательной среды, способствующей разностороннему индивидуальному развитию и духовно-нравственному становлению личности ребёнка, а именно атмосферы любви, внимания к каждому ребёнку и взаимопонимания между всеми участниками педагогического процесса. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Ведь, мир ребёнка значительно отличается от мира взрослого. Долгое время малыш не владеет в достаточной мере способами общения. Игра – единственная форма детского существования, через игровое действие лежит прямой путь к достижению взаимопонимания с ребёнком. В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры для детей для детей сейчас довольно однообразны, иногда это просто калька с популярных мультсериалов: теряется их творческая природа, обедняются сюжеты и внешний мир ребёнка. Ограничивается возможность его самовыражения и развития. Но так как русская культура неисчерпаемо глубока, это должно побуждать к поиску новых методов и форм работы.
Одной из наиболее успешных форм музыкально – патриотического воспитания являются праздники и развлечения в детском саду. Не секрет, что музыкальное искусство вызывает яркий эмоциональный отклик. Происходит это, благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию дошкольников.
Формы проведения праздников и развлечений самые разнообразные: досуги, викторины, совместные праздники с родителями, утренники, музыкально – литературные композиции и многое другое. Представляю некоторые из них.
Дети дошкольного возраста в силу своих возрастных особенностей эмоционально откликаются на всё новое в жизни, в них велика потребность открывать мир, людей, природу. Необходимо только помочь ему.
Подводя итог всему вышесказанному, можно смело утверждать о том, что роль праздников и развлечений в патриотическом воспитании невероятно велика. Во –первых, праздники очень нравятся дошкольникам. Во – вторых, развлекаясь, дети приобретают музыкальные навыки и умения, развивают свои творческие способности. И, наконец, в – третьих, язык музыки, как никакой другой вид искусства, проникает глубоко в сердце, в душу ребёнка, находя там эмоциональный отклик и заставляя переживать. Прежде всего музыкальное искусство помогает ребёнку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё отношение к родному краю, к своим родным позволяют пополнять знания детей о разных пластах русской культуры и истории.
Таким образом, праздники и развлечения в детском саду с организацией разных видов музыкальной деятельности помогают ребёнку знакомиться с культурным и историческим наследием нашей страны и народа, а значит, способствуют патриотическому воспитанию дошкольников.
7. Энциклопедия праздников 1998.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проведения праздников
Автор разработки:
Нохрина Татьяна Владимировна
Форма проведения мероприятия:
праздник, посвященный Дню Защитника Отечества
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание детей – актуальная проблема современной педагогики, одна из приоритетных задач современных ФГОС ДО. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в воспитании у ребенка чувства принадлежности к культуре своего народа, его истории. Формирование этого чувства у ребенка дошкольного возраста происходит поэтапно - в процессе воспитания его любви к своей семье, к своему детскому саду и, конечно же, к родной стране. Именно у детей дошкольного возраста, имеются потенциальные возможности для формирования нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
В детском саду в рамках воспитательной работы детям прививают любовь и привязанность к своей семье, детскому саду, городу или селу. Важной является задача воспитать в детях чувство уважения к другим народам и национальностям, ведь наша страна огромна и многонациональна.
Патриотическое воспитание осуществляется в тесной взаимосвязи с семьей. По мнению Л.В. Кокуевой, важно сформировать родительскую воспитательную позицию так, чтобы родители почувствовали и осознали всю ценность воспитания у детей тех качеств, которые способствуют гармоничным и уважительным отношениям со старшим поколением семьи, помочь родителям пробудить интерес у дошкольников к знаниям и жизненному опыту старших. Необходимо вовлечь родителей в воспитательный процесс не только в их семье, но и во всем детском саду. Это реализуемо путем участия в различных мероприятиях, направленных на патриотическое воспитание дошкольников.
В ФГОС ДО задачи патриотического воспитания сформулированы как воспитание любви к Отечеству, гордости за его культурные достижения, формирование чувства сопричастности к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа.
Задачи нравственного, патриотического воспитания :
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу.
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- воспитание любви , уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
Методы:
- изучение и обобщение теоретического материала по проблеме нравственно-патриотического воспитания;
- проведение календарных праздников в детском саду;
- анализ результатов проведенной работы.
Современная педагогика располагает обширным инструментарием, позволяющим обеспечивать эффективную работу по патриотическому воспитанию дошкольников. Это различные формы, методы, приемы работы, организация предметной среды, и т.д. Но наибольшего результата можно добиться только в случае комплексного использования методов и приемов, направленных на формирование нравственности и чувства патриотизма у детей. Важной задачей дошкольного образовательного учреждения является сотрудничество с семьей. Необходимо сделать ее своей союзницей в реализации основных аспектов патриотического воспитания.
Актуальность целей и задачей патриотического воспитания задает направление воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, а также определяются основные формы и методы работы с детьми. При этом учитывается тесная взаимосвязь задач патриотического воспитания с возрастными и личностными особенностями ребенка, а также с социальными условиями жизни. Это дает возможность создать как можно большее продуктивное решение задач патриотического воспитания дошкольников, определивших государством перед семьей и образовательным учреждением, как первыми социокультурными институтами, в которых ребенок получает и приобретает необходимые знания, умениями, способности, навыки, опыт. Праздник – это особое внутреннее душевное состояние, эмоциональный радостный подъем, созданный переживаниями торжественного, памятного, яркого и приятного события.
Праздничная культура остается одним из составляющих элементов патриотического воспитания. Главной целью воспитания на основе праздников является приобретение молодым поколением нравственного опыта, наследование духовного достояния народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений. Основными задачами патриотического воспитания дошкольников в процессе подготовки и проведении праздников являются: приобретение знаний о нравственных принципах, нормах и правилах общественного поведения; воспитание нравственных чувств, потребностей и отношений; формирование нравственных идеалов, убеждений, стойких навыков и привычек нравственного поведения.
Подготовка и проведение праздника в детском саду требует совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и детей для успешной организации работы всем необходимо последовательно действовать по единому плану, проходя все этапы подготовки праздника:
1 этап – предварительное планирование;
2 этап – работа над сценарием;
3 этап – предварительное знакомство детей с праздником;
4 этап – репетиции;
5 этап – проведение праздника;
6 этап – подведение итогов.
Методические рекомендации по проведению Дня Защитника Отечества в детском саду для воспитателей и музыкальных руководителей
День Защитника Отечества в детском саду подходящий повод рассказать детям, что такое смелость и отвага, способствует становлению моральных ценностей дошкольников, прививает им понятие Родины, семьи, чувства долга.
Процесс подготовки к 23 февраля в детском саду развивает детское творчество, а также создает условия для сплочения группы. Не стоит упускать такую возможность, чтобы посвятить этой памятной дате весь день. Для создания определенной праздничной атмосферы потребуются некоторые аспекты работы, которые будут освещены в данных рекомендациях.
Беседы и встречи с интересными людьми.
Перед 23 февраля в детском саду можно дать задание ребятам подготовить с родителями рассказ про защитников Отечества, которые совершают подвиги каждый день: например, пожарных и военных. Пускай ребята опишут примеры их опасной и трудной службы.
Можно договориться и пригласить папу-полицейского или папу-военного. Вот увидите, у детей будет много вопросов: и берут ли девочек в армию, и как пользоваться противогазом, и что нужно сделать для получения звания.
Художественные выставки.
Музыкально-литературная гостиная.
Выставка детских поделок.
Тематические развлечения и праздники:
Приоритетным условием патриотического воспитания детей дошкольного возраста оказывается близкая связь с родителями. В наше время эта работа является важной и особенно трудной. Необходима большая аккуратность, такт и терпение, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не всегда считаются важными. Но родителям необходимо стать участниками работы по патриотическому воспитанию детей. Поэтому мы стараемся привлекать родителей принимать участие в праздниках.
План проведения праздника, посвященного Дню Защитника Отечества в старшей, подготовительной группах детского сада
(Музыка: Ю. Чичкова, Слова: В. Малкова);
Проведение интеллектуального конкурса;
(Слова: М. Танича, Музыка: В. Шаинского)
Школа молодого бойца
Цель : формирование патриотических чувств у дошкольников.
-расширять кругозор детей, активизировать знания о военных профессиях и технике;
-активизировать двигательную активность;
-совершенствовать физические навыки и умения, координацию движений;
-развивать коммуникативные навыки взаимодействия в команде;
-создать условия для гармонизации детско-родительских отношений;
-воспитывать уважение и чувство гордости, патриотизма к военнослужащим и армии России.
Сегодня мы собрались, чтобы поздравить всех мужчин с Днем защитника Отечества. Наверное, защитники есть в каждой семье – это и дедушки, и старшие братья, и, конечно же, наши любимые папы. Пожелаем им здоровья, успехов во всех делах и гордости за своих детей, которые их очень любят.
Сегодня день особый для мальчишек и мужчин –
День защитника Отечества знает каждый гражданин.
На защиту Родины в дождь и снегопад
каждый день выходит доблестный солдат!
на замке граница и порядок в море,
вольно быстрым птицам в голубом просторе.
Яблони в садах цветут, колосятся нивы.
Мирный отдых, мирный труд. Будь страна счастливой!
Мы шагаем браво: левой и правой,
потому, что все солдаты тоже были дошколята.
поскорей бы подрасти, чтоб в армию пойти!
После стихов выстраиваться в колонну по одному.
Песня: будем в армии служить
Чтобы нести службу с честью, нужно готовиться этому с детства. И первая наша эстафета на меткость и быстроту! Приглашаются 2 папы и команда девочек и мальчиков!
Дети делятся на две команды. Участникам нужно проползти по мату по пластунски, взять мяч (мешочек) и забросить его в корзину, расположенную на расстоянии 1,5-2 метра, которую держат папа, затем вернуться назад, передать эстафету следующему.
Ведущая: молодцы! Все справились с испытанием! А сейчас следующее испытание на ловкость и быстроту! Участвуют команда пап и команда детей. Ваша задача перебраться через топкое болото!
По команде участники передвигаются до ориентира по массажным коврикам. 2 коврика – на одном стоят, второй кладут перед собой и встают на него, и так далее. Доходят до ориентира, берут оба коврика в руки, добегают до следующего участника и передают эстафету.
Да, служба солдата нелегка. Она заслужили отдых. А на отдыхе любили петь и танцевать. И сейчас наши мальчики исполнят для вас танец!
Танец: граница
Ведущая: а сейчас продолжаем наши испытания! В штаб нужно срочно доставить важный пакет! Но доставить не просто так, а проскакать на конях, как кавалеристы! В этом испытании участвуют команда пап и команда наших мальчиков!
И наш следующий конкурс – интеллектуальный. Вам нужно ответить на вопросы. Задавать буду по очереди ребятам и папам!
Вопросы для детей на смекалку
Дети: Наша армия сильна? (Да)
Папы: Защищает мир она? (Да)
Дети: Мальчишки в армию пойдут? (Да)
Папы: Девочек с собой возьмут? (Нет)
Дети: Илья Муромец – герой? (Да)
Папы: На фронт ушел он молодой? (нет)
Дети: Соловья он победил? (Да)
Папы: Из автомата подстрелил? (Нет)
Дети: У Буратино длинный нос? (Да)
Папы: На корабле он был матрос? (Нет)
Дети: В пруду он плавал в тине? (Да)
Папы: Враги утопят Буратино? (Да)
Дети: Стоит летчик на границе? (Нет)
Папы: Он летает выше птицы? (Да)
Дети: Сегодня праздник отмечаем? (Да)
Папы: Мам и девочек поздравляем? (Нет)
Дети: Мир важней всего на свете? (Да)
Папы: Знают это даже дети? (Да)
Ведущий: а теперь продолжаем наши соревнования! И следующая эстафета называется Перенеси погоны!
Участникам кладутся мешочки на плечи. Задача – пронести их до ориентира, не уронив, вернуться обратно и передать следующему участнику.
Проползти по мату (туннелю), пролезть через обруч (обруч держат взрослые), оббежать змейкой кегли и передать эстафету следующему участнику.
Ведущая: а следующий конкурс – творческий! Ведь солдаты должны все уметь делать и даже рисовать! Для участия приглашаются наши дорогие мужчины! Ваша задача – нарисовать открытку к 23 февраля. Но, поскольку солдаты все строго выполняют по времени – то вам нужно уложиться за 2 минуты!
Приглашаются 2 или 4 папы к столам, на которых листки бумаги и карандаши (фломастеры или маркеры). По команде начинаю рисовать. Ведущая засекает время.
Ведущая: наши испытания подошли к концу. Пусть не все получилось сразу, но можно с уверенностью сказать, что все достойно справились с испытаниями. А сейчас ребята прочтут стихи для своих любимых дедушек и пап!
Выходят дети, которые читают стихи
1. поздравляем мы сегодня
Дедов наших и отцов,
Дядей и братишек -
Наших славных храбрецов!
2. им желаем всем здоровья,
Удали, отваги, сил!
Боевой чтоб дух в их сердце
Лишь пылал и не остыл!
3. мужчинами гордится вся страна,
Мужчин сегодня поздравляю!
Нам с вами не страшна беда,
Вам счастья и добра желаю!
4. здоровья вам и мирных дней,
Чтоб мечты все оживали.
И с каждым днем вам быть сильней,
Чтобы печалей вы не знали!
5. братьев, дедушек и пап
С праздником поздравим!
Лучше всех они у нас-
Счастья им желаем!
Чтоб героями нам стать,
Надо с них примеры брать!
6. отважные защитники страны,
Всем садом благодарность выражаем!
За наш покой, за радужные сны
За то, что мы с улыбкой день встречаем!
7. с праздником февральским папу поздравляю,
Крепким быть и сильным от души желаю!
Будь всегда любимым и серьезным будь,
Мы тебя все любим – об этом не забудь!
Песня: папа может все, что угодно
Ведущая: вот и заканчивается наш праздник, посвященный нашим защитникам – российским воинам.
Всем спасибо за внимание,
За задор и звонкий смех!
За огонь соревнования,
Таким образом, патриотическое воспитание посредством проведения праздников в детском саду является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.
На основании глубокого изучения проблемы и анализа научно- методической литературы и практического исследования, мы можем сделать следующие выводы:
- Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельном уровне.
- Воспитание патриотизма успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.
- Воспитание патриотических чувств пронизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре своей Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним.
Список литературы:
Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Алешина Н.В. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
Комратова, Н.Г., Патриотическое воспитание детей 6–7 лет / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. — М.: Творческий Центр Сфера, 2007. — 208 с.
Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л. Е. Никонова. — М: Просвещение, 1991. — 112с.
Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду./ М. Б. Зацепина –Мозаика-Синтез, Москва, 2015. — 125с.
Дудкина Р.И. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: психолого-педагогический аспект
Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. [Текст] / Зацепина М.Б. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
В настоящее время наиболее актуально патриотическое воспитание дошкольников посредством культурно – досуговых мероприятий. В нашем детском саду одной из главных задач является привитие подрастающему поколению нравственно-патриотического воспитания. Ощущение себя неотъемлемой частью Отечества - это сложное чувство, возникает еще в дошкольном детстве. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина, Русь, гордость за свою страну.
Важную роль для развития сферы ребенка играют культурно – досуговые мероприятия. Праздники вносят в жизнь ребенка незабываемые эмоциональные переживания. Но роль праздников в нашем детском саду сводится не только к развитию эмоциональной сферы ребенка. Это вид музыкально-педагогической деятельности создает возможность формирования основ музыкальной культуры, приобщения к истокам русского народного искусства.
В течение года обязательно ведётся работа над народными и православными праздниками, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне.
Цель фольклорного праздника - познакомить детей с историей России, народными обычаями и традициями.
Цель нашей работы - Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством культурно – досуговой деятельности.
Для решения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
формировать нравственно-патриотическое отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу; к культурному наследию своего народа; к природе родного края;
обеспечить единство в работе ДОУ, семьи и учреждениях социума по нравственно-патриотическому воспитанию;
воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);
воспитывать чувство гордости, любви и уважения к своим предкам, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактах, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
В своей работе руководствовались следующими принципами:
Принцип тематического планирования (тематические блоки: семья, основание города, праздники, храмы города и т.д.)
Принцип нагполядности (иллюстрации, фото, видео материалы, экскурсии)
Принцип последовательности (работа ведётся с младшей группы от простого к сложному).
Принцип занимательности - материал должен быть интересным, увлекательным.
Принцип личностно-ориентированного подхода ( индивидуально- личностное формирование, развитие морального облика, формирование личной гражданской позиции).
Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольных образовательных учреждениях замкнутость системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.
Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Изучив литератур у о патриотическом воспитании, мы выбрал и путь, который показался самым верным – развивать патриотические качества личности ребенка с помощью игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе я всегда обращаемся к игре: как к современной, так и к народной.
Организуются открытые показы развлечений, что позволяет педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по патриотическому воспитанию в различных видах детской деятельности.
Ребята старшего дошкольного возраста заранее вместе с родителями готовятся к празднику - разучивают колядки, мастерят костюмы.
Начало праздника проходит в музыкальном зале, в центре которого прощально сверкает огнями новогодняя елка. Прощаясь с ней, дети поют и пляшут, вспоминая веселые новогодние деньки.
Далее на празднике дети задорно колядовали - распевали колядки у елки.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны, и любовь к своей матери.
Хлопоты по подготовке праздника для ребенка не менее важны, чем сам праздник. Дети чувствовали себя патриотами своего детского сада, очень радовались своему успеху
Отдельно надо сказать о таких государственных праздниках, как День защитника Отечества и День Победы. На этих мероприятиях наши воспитанники знакомятся с военной формой различных родов войск, военными наградами, важными для нашей страны историческими событиями, проникаются уважением к защитникам Родины.
Взаимодействие сотрудников и родителей в деле патриотического воспитания детей проходит через занятия и праздники, совместные мероприятия детей и мам, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем.
В результате реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания добились следующих результатов:
1. У детей сформировались первоначальные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, доброжелательности, послушании, и зависти, верности и предательстве, осуждении и прощении, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др.);
2. Дошкольники стали:
- активнее проявлять чувства любви и уважения к родным и близким, стали более благодарными;
- стали доброжелательными к окружающим (приветливы, готовы быть полезными, проявляют заботу), проявляют сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стараются не говорить о других детях плохо;
- проявлять любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю;
- проявлять чувство симпатии к людям независимо от их национальности.
Результаты работы по нравственно - патриотическому воспитанию проявляются в том, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень детей. Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью.
Установлено, что 60% детей с активным приобщением к русским культурным традициям начинают выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого и оценивать ее по достаточно четким нравственным критериям.
Педагогический коллектив при решении задач знакомился с множеством литературы, опытом работ других детских садов по нравственно - патриотическому воспитанию.
Работа по данному направлению требует от педагога больших нравственных и физических сил. Получаешь моральное удовлетворение, видя результаты своего труда.
Запланированные мероприятия нравственно - патриотическому воспитанию оказали положительное влияние на взаимоотношение ребенка с родителями в семье. Родители и дети стали более развитыми, активными, дружелюбными, более терпимыми друг к другу, самокритичнее.
Одобряя опыт детского сада по приобщению детей к истокам народной культуры, родители стали активнее принимать участие в подготовке и проведению праздников.
Таким образом, совместными усилиями коллектива детского сада и родителей осуществляется приобщение детей к народной праздничной культуре, национальным традициям, утверждаются в их сознании фундаментальные патриотические, духовные и эстетические ценности. Подводя итоги проделанной работе можно сделать вывод, что культурно-досуговая деятельность является эффективной формой в воспитании нравственно - патриотических чувств у дошкольников.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие. /Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2004. – 26 с.
Бердникова Н.В. Веселая ярмарка. Народные календарные праздники для детей 3 – 10 лет: Практическое пособие. /Н.В. Бердникова. – Ярославль: Академия развития, 2005.
Горькова Л.Г., Обухова Л.А., Петелин А.С. Праздники и развлечения в детском саду. /Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова, А.С. Петелин. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с.
Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина: Практическое пособие для работников ДОУ. /Г.А. Ковалева. – М: Аркти, 2003. – 80 с.
Лубченко Ю.Н. Самые знаменитые георгиевские кавалеры России. /Ю.Н. Лубченко. – М.: Вече, 2003. – 480 с.
Чудакова Н.В. Энциклопедия праздников. /Автор-составитель Н.В. Чудакова. – М: АСТ – ЛТД, 1998. – 256 с.
Предмет: Музыка
Класс: Педагоги
Тип материала: Доклад
"Музыкальные праздники и развлечения как средство нравственно - патриотического воспитания детей"
Краткое описание работы: Дошкольный возраст! Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. В наши дни воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста значимая задача.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть культуры государства. Отошли в прошлое многие известные праздники, появились новые, неоднородная информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации пропагандируют иностранный уклад жизни. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, семье. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно – патриотического воспитания детей.
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Стержнем всего воспитания должен быть патриотизм, который призван способствовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, проявлению чувства гордости за свою Родину, за достижение страны, в которой живет, готовность к любым подвигам во имя Отечества, желание стать его защитником и созидателем.
В детском саду на протяжении ряда лет реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности. Используются при этом различные формы, методы и приёмы.
Работа по патриотическому воспитанию детей через ознакомление с государственными праздниками должна носить комплексный характер. Воспитание патриотических чувств у дошкольников – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители), продолжающийся в системе.
Организуя праздники героико-патриотической тематики, мы одновременно и учим, и воспитываем наших детей. Здесь они по-настоящему играют в военных, маршируют в почетном строю вместе со взрослыми, поют военные песни. И порой не отличить, где игра, а где реальность. Проведение патриотических праздников в МАДОУ – это хорошая, добрая традиция.
Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании.
Лучшее средство для этого – праздники и развлечения. В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду. Это:
народные и фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние игрища и забавы, Осенины;
государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города;
международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;
бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, праздники, которые специально придумываются взрослыми.
Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.
Большое внимание уделяю теме Великой Победе.
Нравственное воспитание дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери.
Для ребёнка - дошкольника Родина – это мама, его близкие родные люди. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями.
На музыкальных занятиях разучиваем с детьми песни маме. Проводятся праздничные концерты, посвященные Женскому дню 8 Марта, Дню Матери.
Дети делают мамам подарки, рисуют их портреты. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.
В этих песнях звучат любовь и ласка, желание сделать маме приятное. Это и чувство дружелюбия, гордость за свою маму.
Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздникам или развлечением. Это “Праздник Осени”, зимние и весенние праздники. Ребята так же проявляют себя в мире музыки (танцуют, придумывают движения под музыку, читают стихи, поют песни, обыгрывают экологические сказки и т. д.),
Большие возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке.
Все народные песни, а также народные мелодии, используются в слушании и ритмической деятельности ребят. По средствам народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Такие выдающиеся русские композиторы: М. И Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский – Корсаков, использовали народные мелодии в своём творчестве.
Народные музыкальные произведения в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе.
Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Использую русские народные инструменты ложки, трещотки, колотушки и др.
Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания хороводов, инсценировок, плясок и т. д.
С богатейшими традициями русского народа мы начинаем знакомить детей с раннего возраста, постепенно переходя от малых форм (потешек, колыбельных, распевок) к крупным – участие в праздниках.
Праздник является одним из существеннейших элементов нашей культуры. Праздник – это настрой на добро и радость. Именно в праздник всем хочется делать что-то приятное друг другу. Это день, наполненный радостью, весельем; радость ребенка, получившего долгожданную игрушку из рук Деда Мороза, радость от встречи с героями любимых сказок. Дети в праздничные дни чувствуют эмоциональный подъем, одновременно создаются условия для выражения радости, хорошего настроения, предоставляются возможности открытого выражения своих чувств. В праздник происходит возвышения и закрепления нравственных чувств, таких как ответственность, коллективизм, сопереживания, добро и зло, милосердия, чувство долга, уважения и т.д.
Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес. Дети с удовольствием готовят костюмы, разучивают песни, танцы, хороводы участвуют в музыкально-тематических играх. Праздник способствует формированию активной позиции у детей, изучению традиций русского народа.
Понятие патриотизм обширно. Оно включает в себя любовь к родной земле и Отечеству, любовь к малой родине, к своей семье, к детскому саду, улице, на которой вырос. Исходя из этого и имея прямое отношения к подготовки праздников, я строю свою работу поэтапно, сохраняя тематическую связь между этапами и плавно подводя детей к настоящим, реальным событиям нашего времени.
При подготовке и проведении календарно-тематических праздников в ДОУ, могу уверенно сказать, что праздник одна из эффективных форм нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста!
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. У детей появляется желание быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Дети с удовольствием разучивают танцевальные композиции связанные с этой тематикой. С большим желанием поют песни “Бравые солдаты”, муз. А. Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова. В играх со своими папами, у детей появляется гордость за своего отца, и стремление быть похожим на него. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме, чтобы раскрыть величие подвига советского солдата, знакомлю их с песнями тех времен и о тех временах, танцы позволяют глубже прочувствовать эту тему через движение. Включаю шумовые и музыкальные эффекты, которые поддерживают ощущение того времени, и глубже проникают в сознание детей.
В заключении хочется отметить, что музыка прочно входит в быт детей и занимает значительное место в их жизни, а также играет важную роль в решение задач нравственно-патриотического воспитания.
В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.
Нравственно-патриотическое воспитание - Это и знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Родной город.… Мы говорим детям, что наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.
Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотические чувства дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.
Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стремлюсь использовать на занятиях музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении, раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми.
Таким образом, организуя такие праздники, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственно-патриотические качества. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма.
Исходя из этого, в работе с детьми я добиваюсь, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.
© 2020 "Мелодинка. Олимпиады и публикации". Всероссийские олимпиады и публикации для учащихся и педагогов музыкальных школ, средне-специальных учебных заведений искусства и культуры, музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки. Все права защищены. Копирование и распространение материалов возможны только с письменного разрешения администрации сайта.
Организатор проекта "Мелодинка. Олимпиады и публикации":
Всероссийское СМИ "Талантоха". Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-56409, выдано 11.12.2013 г. Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 г
Читайте также: