Сообщение партнеру о своих чувствах и переживаниях в форме словесных посланий это

Обновлено: 05.07.2024

26. Эффективное общение. Факторы успешного общения. Понятие, критерии и уровни успешности общения; общительность, контактность, коммуникативная совместимость; адаптивность; стиль общения как фактор успешности; характеристики стиля общения; темперамент и стиль общения; направленность личности и стиль общения; культура и стиль общения; стили общения в совместной деятельности; оптимальный стиль общения; полоролевые стереотипы общения. Технологии эффективного общения

Аффилиация — мотивация к установлению доверительности, стремление челове­ка быть в обществе других людей.

Безоценочная обратная связь вид обратной связи, который не содержит нашего отношения к обсуждаемому вопросу, используется, когда нужно больше узнать о чув­ствах человека или помочь собеседнику сформулировать мысли по конкретному по­воду, при этом прямо не вмешиваясь в его действия.

Власть — это способность действующего лица производить свою волю вопреки сопротивлению других людей; потенциал влияния.

Взаимопонимание механизм межличностного взаимодействия, связанный в пер­вую очередь с когнитивными процессами и обеспечивающий формирование общего смыслового поля участниками взаимодействия, взаимное личностное приятие, выра­ботку сходного видения задач в конкретной ситуации.

Деловой уровень общения уровень общения, на котором людей объединяют ин­тересы дела, совместная деятельность, поиск средств повышения эффективности со­трудничества; общение является психологически отстраненным, доминирует Я-Вы контакт.

Денотация — значение слова, признаваемое большинством людей данного линг­вистического сообщества, так называемое лексическое значение слова.

Зависть — чувство, возникающее, когда индивид не имеет того, чем обладает дру­гой человек, и страстно желает иметь этот предмет либо лишить предмета зависти другого человека.

Интимно-личностный уровень общения уровень, на котором основной целью об­щения является удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, пережива­нии; от партнеров ожидаются психологическая близость, эмпатия, доверительность.

Коммуникативное намерение (коммуникативная интенция) — желание вступить в общение с другим лицом.

Контекст - обстоятельства, в которых происходит конкретное событие.

Речевая деятельность — специализированное употребление речи в процессе вза­имодействия между людьми, частный случай деятельности общения.

Коннотация — вторичные ассоциации слова, разделяемые одним или нескольки­ми членами данного сообщества, в этом смысле они субъективны и эмоциональны по своей природе.

Конативная функция речи — выражение в речи говорящего его установки на ад­ресата (слушающего), стремления на него воздействовать, формировать определен­ный характер взаимоотношений.

Координация механизм межличностного взаимодействия, связанный с инстру­ментальными процессами, с поиском средств общения, которые соответствуют наме­рениям и возможностям партнеров. Результатом координации является совмести­мость в действиях.

Личное влияние - способность воздействовать на другого побуждающим, сдержи­вающим, успокаивающим либо другим развивающим образом, изменяя при этом не только его поведение, но и взгляды, мотивы, сознание и даже характер.

Межличностное общение — взаимодействие между несколькими людьми, осуще­ствляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия, в результате кото­рого возникают психологический контакт и определенные отношения между участ­никами общения.

Межличностная коммуникация — взаимный обмен субъективным опытом людей, находящихся в пространственной близости, имеющих возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.

Межличностные отношения система установок, ориентации и ожиданий чле­нов группы относительно друг друга, компоненты которой обусловлены содержани­ем и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

Межличностная аттракция процесс предпочтения одних людей другими, вза­имного притяжения между людьми, взаимной симпатии.

Межличностные отношения — взаимные ориентации, которые развиваются и кри­сталлизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте; характер этих ори­ентации в каждом конкретном случае зависит от личностных черт включенных во взаимодействие людей.

Метод семантического дифференциала — измерение индивидуальной реакции на любое понятие или слово.

Межличностное взаимодействие инструментально-технологическая сторона об­щения; взаимные действия участников общения, направленные на соотнесение це­лей каждой из сторон и организацию их достижения в процессе общения.

Межличностное пространство — организация всех элементов межличностного взаимодействия в определенном порядке, предполагающая: 1) выбор позиции; 2) чет­кое определение границ ситуации взаимодействия, за пределами которых выбранная позиция становится неуместной; 3) оформление занятой позиции посредством вер­бальных и невербальных средств коммуникации.

Модели коммуникации — схемы, представляющие процесс коммуникации.

Мотив это понятие, которое используется для объяснения индивидуальных раз­личий в деятельности, осуществляемой в идентичных, тождественных условиях.

Мотивационный кризис смена мотивов, к которой человек плохо подготовлен; трудное прохождение возрастных этапов и житейских кризисов, которое требует лом­ки привычных стереотипов поведения, установок и отношений.

Мотив аффилиации побуждает заводить дружбу и испытывать привязанность, радоваться другим людям и жить вместе с ними, сотрудничать и общаться с ними, любить, присоединяться к группе

Манипуляция вид психологического воздействия, используемый для достиже­ния одностороннего выигрыша.

Невербальная коммуникация взаимодействие между людьми с помощью нере­чевых средств, обмен и интерпретация невербальных посланий в данной ситуации.

Невербальный язык система неречевых символов, знаков, жестов, используемая представителями данной культуры для коммуникации. Кинесика — движения, которые отражаются с помощью оптической системы субъекта; жесты, позы, мимика, оформление внешности, почерк и т. д.

Нерефлексивное слушание умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.

Осознание эмоций отчетливая фиксация человеком своего состояния, создаю­щая возможность управления и контроля за этим состоянием; способность выразить это состояние в знаковой форме.

Отношения - целостная системъиндивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира.

Произвольность эмоции возможность опосредованного управления выражени­ем, переживанием и порождением эмоции.

Полисемия — наличие у слова более одного общепринятого в данном речевом со­обществе значения.

Проксемика пространственные взаимоотношения людей в процессе общения.

Психологическое воздействие - изменение психологических характеристик лич­ности, групповых норм, общественного мнения или настроения за счет использова­ния психологических, социально-психологических закономерностей.

Потребность в аффилиации — потребность создавать и поддерживать удовлетво­рительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью.

Резюмирование подытоживание основных идей и чувств говорящего, позволя­ющее соединить фрагменты разговора в смысловое единство.

Ревность стремление к сохранению того, что уже имеется у субъекта, страх по­терять уже приобретенное, контроль над значимыми людьми.

Речевая коммуникация информативная и коммуникативная стороны речевой

Речевое общение — процесс установления и поддержания целенаправленного, пря­мого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.

Речевое поведение использование языка людьми в предлагаемых обстоятель­ствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций.

Речевой акт — элементарная единица речевого общения, произнесение говорящий высказывания в непосредственной ситуации общения со слушающим.

Социально ориентированное общение общение людей как представителей тех или иных групп (национальных, возрастных, профессиональных, статусных и т, д.); определяющим фактором в таком общении является групповая принадлежность или ролевая позиция.

Смущение чувство, возникающее в результате расхождения между тем, как че­ловеку хочется выглядеть, и тем, как он действительно выглядит, беспокойство о внешнем имидже, обусловленное повышенным вниманием к человеку в ситуации

Социально-ролевой уровень общения уровень общения,, на котором от человека ожидается выполнение определенной ролевой функции, демонстрация знания норм социальной среды, подтверждение себя, своего статуса; общение, как правило, носит анонимный характер.

Сценарии взаимодействия — стандартные последовательности действий в тех или иных привычных ситуациях.

Социометрический тест метод измерения межличностных предпочтений н рам­ках конкретных групп между хорошо знакомыми людьми.

Самопрезентация - различные поведенческие тактики, направленные на то, что­бы повлиять на восприятие окружающими действующего лица.

Согласование механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивационно-потребностной стороны общения, направленный на достижение относительного согласия в целях, смыслах, намерениях партнеров по общению.

Социальный ритуал исторически сложившаяся форма неинстинктивного, пред­сказуемого, социально санкционированного, упорядоченного символического пове­дения, в котором способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей.

Социальные эмоции — эмоции и чувства, возникающие при удовлетворении соци­альных потребностей.

Такесика невербальная коммуникация, связанная с тактильной системой вос­приятия; включает самые разнообразные прикосновения — рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия и т. д.

Харизматический лидер - обаятельный человек, способный внушать благогове­ние подчиненным; он способен собрать группу людей, которые разделяют эту точку зрения, посредством взаимоотношений с командой развивается вместе с ее членами.

Чувство устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действи­тельности, отражающее значение этих явлений в связи с его потребностями и моти­вами.

Шкала социальной дистанции — способ измерения социальных установок, направ­ленный на выявление степени приемлемости другого человека как представителя определенной социальной группы.

Фатическое речевое поведение (или ассоциативный способ общения) — речевое поведение, направленное на то, чтобы высказаться и встретить понимание, на под­держание разговора; осуществляется обычно в виде обмена репликами, содержанке которых ассоциативно связано друг с другом.

Фрустрация (лат. frustratio — тщетное ожидание, обман) — психическое состоя­ние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, внутренним дискомфортом, об­щей напряженностью; возникает в том случае, если не наступают события, которых человек ожидал, не исполняются надежды, возникают преграды на пути к цели.

Эмпатическое слушание безоценочная обратная связь, цель которой — оказать собеседнику поддержку, дать понять, что проблема, которая его беспокоит, и слуша­телем воспринимается как важная.

Эмоции особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстин­ктами, потребностями и мотивами, отражающий в форме непосредственного пере­живания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на инди­вида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Эмотивная функция речи выражение в речи субъективного мира адресанта (го­ворящего), его самооценки, переживаний, отношения к тому, о чем говорится.

Стратегия партнерского взаимодействия предполагает владение такими механизмами взаимопонимания, как децентрация; эмпатия; точность и ясность в выражении потребностей, чувств, эмоций; искренность.

К навыкам, характеризующим именно партнерское общение, относят умение различать наблюдение и оценку и, когда это необходимо, ясно выражать результаты наблюдений, не смешивая их с оценкой. Психологический смысл такого навыка — способность отказаться от языка стереотипов, сообщая о том, что вижу (слышу) без однозначной интерпретации содержания увиденного (услышанного).

Эмоции в общении — самостоятельная и чрезвычайно важная проблема межличностной коммуникации. В контексте данной главы отметим следующие аспекты этой проблемы.

§ ненастойчивый — используется для того, чтобы скорее скрыть подлинные эмоции;

§ агрессивный — направлен на то, чтобы вызвать чувство вины у партнера или преподать урок окружающим;

§ уверенный (или ненасильственный) — стремление дать знать, что чувствуете Вы, не угрожая при этом партнеру.

Важнейшая характеристика доверительного общения — искренность его участников. Искренность чаще всего рассматривают как ценность или установку и реже как поведенческий навык. Однако важно уметь выделять элементы поведения, посредством которых искренность выражается. Рассмотрим некоторые из них.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

2. Искреннее поведение не содержит защиты. Хороший коммуникатор может быть искренним даже в ситуации конфронтации или критики. Понимая свои сильные и слабые стороны, он обычно не прибегает к защитным механизмам в этих условиях, отвечает на критику с пониманием и желанием разобраться в причинах, вызвавших негативные чувства партнера.

3. Искреннее поведение — конгруэнтно. Понятие конгруэнтности означает соответствие внутренних чувств и переживаний человека его поведению. Примеры неконгруэнтности: человек рассержен, но при этом улыбается и ничего не говорит; человек считает, что сделанный ему упрек несправедлив, но молчит и т.п.

Таким образом, отмечая чью-либо неискренность или принимая в свой адрес упрек в неискренности, мы должны быть способны указать на конкретные особенности такого поведения.

Подводя итог нашему разговору о ключевых аспектах и проблемах межличностной коммуникации, хочется еще раз подчеркнуть: возможность развития в себе качества компетентного коммуникатора неразрывно связано с размышлением об особенностях собственного стиля общения и наблюдением за реакцией других людей на наше поведение. Понимание того, что нам мешает, определение качеств, которые важно в себе развить, конкретные усилия по приобретению, отшлифовке этих качеств — путь, на котором общение будет все больше доставлять удовольствие и радость.

В этой статье Вы найдёте самую подробную инструкцию о написании таких писем, а это видео можно включить и писать письмо прямо под него!

Быть честной с собой о своих чувствах — особенно неприятных — это начало исцеления и почти всегда — самая важная часть процесса!

Когда мой гнев, печаль или боль приводят меня к конфликту, ссоре, противостоянию в отношениях с другими людьми, это лишь обнажает эмоциональное напряжение, под которым скрываются глубокие чувства и страхи. И если я открываю (сначала хотя бы для себя) и выражаю (хотя бы каким-то способом) эти чувства и страхи, если я признаю свою уязвимость, я таким образом открываюсь и для любви. Полностью и до конца выражая свои переживания (гнев, печаль, страх, желание), я открываю и поток любви (который невысказанные чувства не пропускают!).

Техника письма чувств очень проста: мы шаг за шагом проходим все стадии эмоционального айсберга, открывая то (и открываясь тому), что лежит в его основе.

И хотя это звучит не очень-то легко, но, поверьте моему опыту, это самая быстрая техника решения проблем, которые иначе могли бы изводить нас годами. Согласитесь, ведь даже час на письмо это гораздо, ГОРАЗДО меньше, чем часы, дни, недели, месяцы или даже целые годы переживаний!

Самая подробная инструкция как писать письма чувств

Гнев это любовь, вывернутая наизнанку.
Барбара Де Анджелис

Как писать письмо чувств?

Адресатом Вашего письма чувств может быть кто угодно: муж, мама, сын, отец, шеф и даже часть тела или болезнь!

Часть 1. Гнев

Я так злюсь, когда…
Меня так злит…Я ненавижу…
Я ненавижу…
Меня бесит…
Я негодую…
Меня раздражает…
Я досадую…
У меня вызывает отвращение…
Я презираю… Я возмущена…

Часть 2. Грусть, печаль, боль

Я чувствую отчужденность…
Меня ранит…
Мне больно, когда…
Мне грустно…
Меня печалит…
Я тоскую…
Меня разочаровывает…
Я чувствую отчаяние…
Меня расстраивает…
Меня огорчает…
Я чувствую отчаяние…
Меня расстраивает…
Я чувствую безнадежность…

Часть 3. Страх

Я боюсь…
Меня пугает…
Я чувствую растерянность…
Меня тревожит…
Я опасаюсь…
Меня беспокоит…
Меня беспокоит…
Мне грустно…
Я чувствую замешательство…
Мне страшно…
Я чувствую растерянность…

Часть 4. ответственность, Раскаяние, извинения

Мне жаль, что…
Меня смущает…
Меня смущает…
Мне стыдно…
Я никогда не хотела…
Мне неудобно…
Я никогда не хотела…
Пожалуйста, прости меня…
Мне неловко…
Мне совестно…
Я чувствую свою вину за…
Мне неловко…
Я прошу прощения…
Я прошу прощения…

Часть 5. Желания, нужды, любовь

Мне бы хотелось…
Я так рада, что ты…
Мне бы хотелось, чтобы ты…
Я люблю, когда ты…
Чего я на самом деле хочу, так это…
Мне на самом деле очень хотелось, чтобы…
Я так благодарна тебе за…
Мне нужно…
Я люблю, как ты…
Чего я на самом деле хочу, так это…
Было бы здорово, если бы…

С любовью,
(Подпись)

Страх это всегда вопрос, чего я боюсь и почему? Как в болезни всегда есть семя здоровья, потому что болезнь несёт в себе информацию о здоровье, так и наши страхи это сокровищница самопознания, если исследовать их.
Мэрилин Фергюсон

Важные уточнения, дополнения, подсказки

Если у Вас не так много времени, сразу поставьте таймер, лучше даже дать себе определенное время на каждую из частей. Часто ограничение по времени хорошо стимулирует нашу фантазию и заставляет сразу переходить к самому главному, минуя промежуточные мелочи и длинноты.

Самая подробная инструкция как писать письма чувств

Письма чувств с ответом

Если есть время продолжить, это прекрасно! Потому что столь же важно прочитать письмо глазами адресата!
Когда Вы закончите своё письмо, попробуйте прочитать его вслух. Или даже начитать на диктофон и прослушать. Если Вы при этом представите себе, что читаете это письмо глазами адресата, процесс будет полнее и результаты его будут неожиданнее.

Очень важная часть процесса — написать себе ответ. Это позволяет Вам встать на точку зрения другого настолько тщательно, как никогда в жизни. В одном из современных исследований есть устрашающие данные: в среднем мы способны думать о другом человеке только 7 секунд! Ответное письмо чувств позволит Вам не только продлить это время минимум в 100 раз, но и действительно вжиться в образ и чувства другого человека. В подавляющем большинстве случаев этого одного уже достаточно для исчерпания ситуации.

Поверьте, это можно делать не только с людьми! Одна моя клиентка писала письмо мешкам под глазами! Я читала их ответ ей (она прислала мне фото) — и я плакала.
Конечно, Вы можете только предполагать, что происходит в голове у Вашего адресата, если пишете другому человеку. Но результаты этого процесса часто поражают.

Когда я писала письма чувств по ситуациям из детства, и отвечала себе от лица мамы и бабушки — меня поразило до глубины души, что во взрослом возрасте очень многие слова и действия видятся совершенно по-другому!

Ответное письмо можно тоже писать по шаблону, в пяти частях. Вот они:

Часть 1. Извинение

Пожалуйста, прими мои извинения за…
Я прошу прощения за…
Мне жаль, что…
Я не имел в виду, что…

Часть 2. Прощение

Пожалуйста, прости меня…
Простишь ли ты меня за…
Пожалуйста, извини мои…

Часть 3. Понимание

Я прихожу к выводу, что…
Теперь я понимаю, что…
Сейчас, мне ясно, что…

Часть 4. Обещания

Мне бы хотелось, чтобы ты…
Я обещаю, что…

Часть 5. Любовь

Я люблю тебя…
Ты так много значишь для меня, что…
Я хочу заботиться о тебе…

Пишите, пока не будет ощущение, что Вы высказали всё, что хотели. Потом прочитайте это письмо ещё раз — уже своими собственными глазами:)
Можно ещё раз написать письмо и ответ, если Вы чувствуете, что есть недосказанность. И ещё раз. И ещё:)

В нём Вы можете высказать все свои впечатления от процесса, выразить свою радость и благодарность за любовь и понимание, которые были Вам так нужны. Письмо взаимосвязи помогает нам выразить и пережить ещё раз, каково это — на самом деле обрести то, что мы хотим, почувствовать поддержку, опору и любовь.

Письмо взаимной связи соединяет нас с самым нашим ядром, с той любовью, целостностью и ценностью, которые есть внутри каждого из нас. Это наполняет нас внутренней силой любить себя и чувствовать себя достойными любви, — даже если люди и обстоятельства, как нам кажется, не дают нам всего того, чего мы хотим и заслуживаем.

Для письма взаимосвязи, чтобы войти в контакт со своими ощущениями, почувствовать наполненность, любовь, заботу, можно использовать вот такие фразы:

Я так благодарна тебе за…
Я благодарю тебя за
Я начинаю понимать…
Я теперь понимаю…
Я благодарю тебя
Я люблю тебя…

Самая подробная инструкция как писать письма чувств

Как понять, что письмо чувств дописано

Самое прекрасное — когда внутри есть тепло, признательность, благодарность и любовь по отношению к человеку, которому Вы писали. Если этого ощущения нет, возможно, понадобятся ещё письма, и по другим ситуациям. Когда речь идёт о родителях и других ключевых для Вас людях, процесс может завершиться не сразу, а немного погодя.

Если есть состояние легкости, ушло напряжение, как будто с Вас упала большую тяжесть, ощущаете облегчение и удивление от того, как все легко и просто — это просто чудесно!

После того, как письмо чувств написано

Можно поговорить с Вашим адресатом, если есть желание:) обычно детали внутренней работы лучше оставить при себе, пока Ваш собственный процесс не завершится, по крайней мере, на сутки. Если захочется признаться в любви родителям или мужу — это стоит сделать:)

Можно также сделать и материальный ритуал отпускания с письмами, например, сжечь их — или, порезав на мелкие кусочки, отпустить в воду… вместе со всеми оставшимися переживаниями и энергиями.

Наши застарелые непрожитые чувства и переживания можно и нужно выводить наружу — любым приятным Вам способом. И возвращать себе ресурс, который спрятан в них!

Поделитесь: писали ли Вы письма чувств? Какие ситуации в Вашей жизни изменились, произошли или не произошли благодаря им?

Использованные и цитируемые материалы
How To Make Love All The Time, by Barbara DeAngelis Ph. D.
What You Feel You Can Heal by John Gray
The Love Letter Technique

P. S. Если Вы придёте ко мне на коуч-сессию, наверняка в нашей работе я попрошу Вас написать хотя бы одно письмо чувств — потому что считаю это одной из самых эффективных письменных практик в психологии и в работе с собой. Многие мои клиентки в коучинге с удовольствием пользуются письмами чувств — потому что это достаточно простой и быстрый способ изменить жизнь и отношения до неузнаваемости! Рекомендую Вам письма чувств в любой ситуации! А на коуч-сессии можно разобраться, как их лучше применить 🙂

Материал будет полезен педагогам-психологам, занимающимся профилактикой эмоционального выгорания. В данном материале описана проблема эмоциональной саморегуляции, приведены психологические упражнения для работы с педагогами.

Оценить 1081 0

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

дом детского творчества станицы Ярославской

муниципального образования Мостовский район

Карпенко Елена Владимировна

Часто повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога, таких, как раздражительность, тревожность, пессимизм, что, в свою очередь, негативно сказывается на эффективности его деятельности и взаимоотношениях с детьми и коллегами. Всё это приводит к общей неудовлетворённости педагога своей профессией.

Управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих — наиболее важные качества, необходимые для успешного педагогического взаимодействия.

Управление собственными эмоциями и чувствами предполагает, в первую очередь, их осознание и контроль над формой проявления. Степень осознанности эмоций может быть различной. Полное осознание эмоционального процесса предполагает как исчерпывающую характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими её факторами, с одной стороны, и эмоцией и действиями, к которым она побуждает — с другой. В то же время некоторые эмоциональные явления могут не осознаваться. Среди них: эмоциональные процессы, которые возникли и формировались в раннем детстве; ставшие привычными чувства к людям, с которыми имеется тесная связь; эмоциональные реакции и состояния, не принимаемые (осуждаемые) в данной культуре (гнев у женщин, страх у мужчин); слабые или недостаточно организованные эмоции.

Анализ психологической литературы свидетельствует о том, что есть, по крайней мере, два способа управления эмоциями: контроль интенсивности эмоций и управление их экстенсивной составляющей — эмоциогенными ситуациями.

Следующий за осознанием этап управления эмоциями, связанный с пониманием эмоций, обозначается как называние. Вербализация собственного эмоционального состояния играет двоякую роль: с одной стороны, информирует нашего партнёра о переживаемых нами чувствах и снижает его напряжение, с другой — помогает регулировать собственное эмоциональное напряжение. Дело в том, что, будучи названным, эмоциональное переживание утрачивает свою интенсивность и власть над человеком.

Приведём несколько упражнений, помогающих эффективному осознанию эмоций и их адекватному называнию.

Закройте глаза. Представьте себе, что вы попали в чудесный дворец. В нём за каждой дверью живут эмоции и чувства: наслаждение, безмятежность, тоска, любовь, азарт, смятение, стыд, восхищение, удовольствие, страдание. В какие комнаты вы направитесь? О чём вы хотите спросить выбранную эмоцию или чувство? Что они вам расскажут? Что вы испытали, находясь в той или иной комнате?

В течение трёх минут запишите слова, выражения, обороты речи (любые), которые позволяют вам точно выразить чувства. Запишите их в два столбца: положительные — отрицательные.

Проделав это, обратите внимание на количество слов:

— более 30 слов — ваш словарный запас вполне позволяет выражать ваши чувства; вы можете рассчитывать на то, что ваши эмоциональные переживания будут поняты окружающими;

— 20–30 слов — вы можете различным образом выразить свои чувства, однако тренировка вам не помешает;

— менее 10 слов — вам необходима тренировка в выражении чувств.

Обратите также внимание на то, каких эмоций у вас больше — положительных или отрицательных? Это характеризует вашу личность, ваше отношение к жизни.

Следующее упражнение позволит пополнить ваш эмоциональный тезаурус.

Подумайте, какие эмоции и чувства выражают данные слова: ерепениться, известись, импонировать, истерзаться, коробиться, кукситься, млеть, муторно, нега, сумбур, обуревать, окрылиться, остервениться, петушиться, прикипеть, прострация, умиление, прищучить, ярый?

Когда мы говорим о необходимости управления эмоциями, речь не идёт о тотальном подавлении отрицательных эмоций и, как следствие, усилении интенсивности эмоций положительных. В этом нет жизненной необходимости: как по психологическим, так и по физиологическим причинам.

Эмоциональные вспышки не всегда пагубны для взаимоотношений. Иногда они приносят и некоторую пользу, если не затягиваются надолго и не сопровождаются взаимными, а особенно публичными оскорблениями. Однако эмоциональная холодность никогда не принесёт пользы взаимоотношениям. Она неприятна в социально-ролевом и деловом общении, как демонстрация равнодушного отношения к происходящему, а в интимно-личностном общении — просто недопустима, поскольку уничтожает саму возможность взаимопонимания между близкими людьми.

Неправильное восприятие часто возникает как результат определённых ожиданий. Рассогласование ожиданий и реальности, действия и результата вызывает неприятные переживания: так, надеяться — значит быть недовольным тем, что есть здесь и сейчас, и иметь необоснованные ожидания по поводу развития ситуации. При этом, чем значимее наши ожидания, чем больше желаний воплощено в них, тем сильнее реакция на рассогласование с реальностью.

В поиске действенных интеллектуальных стратегий контроля деструктивных эмоций современная психология часто обращается к буддистской традиции, которая предлагает три основных способа такого контроля.

Представьте себе ситуацию неприятного разговора, например, с завучем, условно названным Марией Ивановной. Последняя позволила себе довольно неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. По дороге домой вы снова и снова вспоминаете неприятную беседу и чувство обиды захлёстывает вас. Как вы ни пытаетесь забыть обидчицу, вам это не удаётся.

Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственно вычёркивать Марию Ивановну из памяти, постарайтесь максимально приблизить её. Попробуйте по дороге сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте её походке, манере себя вести, проиграйте её размышления, её семейную ситуацию, наконец, её отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы сможете почувствовать снижение внутреннего напряжения и изменение своего отношения к конфликту, к Марии Ивановне, увидите в ней много позитивного, того, что вы не замечали раньше, и сможете её понять. Последствия такой игры обнаружатся уже на другой день, когда вы придёте на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что вы не несёте в себе внутреннего негативного состояния, вы доброжелательны и спокойны, и сама, в свою очередь, станет стремиться к улаживанию конфликта.

Приведу несколько медитативных упражнений, которые можно использовать с учётом ситуации и ваших индивидуальных особенностей.

Это упражнение нейтрализует отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Его рекомендуется практиковать перед работой в трудном классе, готовясь к разговору с трудным учащимся или его родителями, перед любой психологически напряжённой ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе.

Представьте внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную энергию и связанное с нею внутреннее напряжение. При выполнении упражнения важно добиться отчётливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную энергию.

Это упражнение направлено на снятие утомления, обретение внутреннего покоя.

Космическая энергия

Станьте прямо, потянитесь и закройте глаза. Представьте, что прямо из далёких глубин космоса вам на голову опускается столб слегка светящейся, прозрачной энергии. Подобные столбы вам приходилось видеть в грозовую погоду, когда лучи солнца пробиваются между тёмными тучами. Поток энергии, поступающий в вас по этому столбу, может быть окрашен в приятный для вас золотистый или голубой цвет.

Золотистая энергия даёт веселье, лёгкость, остроумие. Голубая или серебристая — решительность, внутреннее спокойствие, уверенность в успехе. Поступающая энергия наполняет вас целиком и изливается через ваше сердце наружу на окружающих.

Упражнение не рекомендуется людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Интенсивные эмоциональные переживания могут быть трансформированы в позитивную эмоциональную энергию, например, при использовании приведённого ниже упражнения.

Представьте, что вы лежите на траве, на лугу, окружённом горами. Почувствуйте мягкость травы, на которой лежите, вдохните ароматы окружающих вас цветов. Посмотрите вверх, на небо.

Неподалёку от вас находится небольшая деревенская церковь. Вы слышите, как ударил колокол. Его звук чист и приятен. Это ваш звук. Он способен пробудить в вас неведомую силу, скрытую прежде радость.

Вы снова слышите удар колокола. На этот раз звук его сильнее. Почувствуйте внутренний отклик на этот звук. Представьте, что он пробуждает ваши скрытые возможности. Теперь прислушайтесь к постепенному замиранию этого звука и уловите момент, когда он затихнет и наступит полная тишина.

И снова вы слышите удар колокола. Звук приближается к вам, и вы ощущаете, как вибрирует он внутри, в каждой вашей клетке, в каждом вашем нерве. И в какой-то момент вы становитесь этим звуком — чистым, вибрирующим, без границ…

Контроль над эмоциями подразумевает развитие умения вызывать желательные эмоции. Для этого можно вспомнить ситуации из своей жизни, которые сопровождались сильными переживаниями. Так, перед проведением открытого урока рекомендуется припомнить подобную ситуацию, в которой вы были успешны. Полезно предвосхитить определённые эмоциогенные ситуации, заранее представив себе не умозрительно, а именно эмоционально всю картину достижений. Проживите в себе от начала и до конца ту программу, которую необходимо реализовать, при этом наслаждайтесь своими успехами и радуйтесь достижениям. Можно регулировать настроение, доброжелательно общаясь с людьми, успешными в значимой для нас области. Это позволяет нам управлять завистью.

Существует ещё одна интересная возможность регуляции настроения — мысленно возвратиться в ситуацию, в которой вы чувствовали себя наиболее успешным.

Эталонное состояние (ЭС). Люди придумали различные эталонные меры: длины, времени и т.д., по которым можно сверить что угодно. Но о самом главном — собственном внутреннем эталонном состоянии — люди позабыли. Значит, остаётся только одно: создать его самостоятельно, в самих себе.

Вам известно, что ваше состояние в каждый момент времени определяется сигналами, поступающими от органов чувств. Значит, ЭС — такое состояние, в котором от всех органов чувств поступают приятные и гармоничные сигналы. В этом состоянии вам нравится всё: и ваша поза, и зрительные образы, и звуки, и запахи, и вкус. Кроме того, эти эталонные ощущения необходимо ещё дополнить эталонным намерением: испытывая все эти чувства, нужно ещё сделать что-либо приятное и важное для вас.

Ничего придумывать не нужно, просто покопайтесь в вашей памяти. В вашей жизни (в детстве, в юности или в зрелости) был период, когда вы были здоровы, чувствовали себя счастливым, независимым, верили в свои силы. Вспомнили? А теперь вспомните только один, но очень приятный для вас момент из этого периода. Вспомните его без тоски и ностальгии — этот момент не ушёл бесследно, его можно вернуть и сделать ваши забытые приятные ощущения вашим нормальным состоянием.

Убежище. Представьте себе, что есть удобное, надёжное убежище, в котором вы можете укрыться, когда пожелаете. Вообразите себе хижину в горах или лесную долину, личный корабль, сад, таинственный замок…. Мысленно опишите это удобное безопасное место. Когда ложитесь спать, представьте, что направляетесь туда. Вы можете там отдыхать, слушать музыку или разговаривать с другом. После того как вы проделаете это несколько раз, вы сможете отправляться туда и днём. Закройте на несколько минут глаза и войдите в своё личное убежище.

Кроме управления интенсивностью эмоциональных состояний, возможно управление экстенсивной их составляющей. Дело в том, что эмоции не возникают спонтанно, они привязаны к ситуациям и превращаются в устойчивые состояния, когда эмоциогенная ситуация сохраняется длительное время.

Общую эмоциональность человека можно принять за константу. Если сконцентрировать все эмоциональные ресурсы в одной ситуации или в одной сфере, тогда интенсивность эмоций будет предельной. С увеличением количества эмоциогенных ситуаций интенсивность эмоций в каждой из них будет снижаться. Учитывая закон константности, можно овладеть способами управления эмоциогенными ситуациями.

— Мне страшно выступать с докладом перед классом.

— А что ты подразумеваешь под страхом?

— Ну, я испытываю некоторое волнение…

— Так страх или волнение ты испытываешь?

— ненастойчивый (цель — скрыть подлинную эмоцию);

— открытый, или уверенный (сообщить партнёру о подлинных переживаниях, не вызывая у него чувства вины или агрессии).

Понимание эмоций определяется, в частности, индивидуальными особенностями как оцениваемого, так и опознающего. Исследования психологов показывают, что педагоги не испытывают затруднений в распознавании таких эмоций учащихся, как радость, злость, интерес, боязнь, в то время как скука, стыд, обида распознаются ими менее точно.

В целом эмоции лучше опознают люди эмоционально подвижные, в большей степени направленные на окружающих, чем на самих себя. Люди же необщительные, эмоционально неустойчивые успешнее опознают отрицательные эмоции. Чем больше человек склонен к отрицательным переживаниям, тем более он склонен контролировать их выражение и тем труднее наблюдателю их распознать. Человек, склонный к положительным эмоциям, меньше их контролирует, и его эмоции легче распознаются партнёрами по общению.

Проблема развития эмоциональной компетентности педагогов связана не только с профессиональной необходимостью — выслушать и понять учащихся, создать позитивный эмоциональный фон на уроке, но и с удовлетворённостью от собственного профессионализма, с переживанием личностного и профессионального роста. Ведь тот, кто сам переживал моменты, в которые партнёр охотно шёл ему навстречу, всегда поймёт позицию и чувства другого человека.

Читайте также: